03.07.2020

Как правильно вести себя с инспектором ДПС. Практические советы. Правила общения с сотрудником дпс Как разговаривать с ДПС в теории


Ни один автовладелец в своей жизни не сможет избежать общения с представителем Госинспекции по безопасности дорожного движения. Неважно, каким именно будет это общение – позитивным или негативным, но «разговор по душам» может состояться в любой момент. И водитель должен быть морально готовым к такому общению. Как себя вести при разговоре с представителем ГИБДД, и каких ошибок следует избежать, мы расскажем в этой статье.

Прежде всего, нужно понимать, что инспектор ГИБДД тоже человек и манера общения с водителем у него может строиться в зависимости от того, в каком ключе потечет ваша беседа. Поэтому в любой ситуации водителю нужно придерживаться вежливого тона и не проявлять признаки агрессии. Даже если вы ужасно спешите, и не настроены на общение с представителем власти, следует держать себя в руках. Вежливое, а не истеричное общение с работником ГИБДД — более конструктивно и может закончиться намного раньше, чем беседа с взаимными препирательствам и.

Итак, начнем. Предположим, вы двигаетесь в своей машине, видите стоящий на обочине дороги патрульный автомобиль ГИБДД, а также инспектора, который взмахнул жезлом. Ваша первая реакция? У многих – включить правый сигнал поворота, съехать с проезжей части (прижаться к обочине), включить аварийную сигнализацию и ждать подхода инспектора. Отметим – действие это подсознательное, но не всегда верное. У вас есть полное право не останавливаться в данной ситуации, если инспектор ГИБДД не указал жезлом именно на ваш автомобиль, а следующим жестом – на место, где вы должны совершить остановку. Если же вы по какой-то причине пропустили эти жесты, то, проехав мимо патруля, потрудитесь взглянуть в правое боковое зеркало или салонное зеркало заднего вида. Если увидите, что инспектор машет жезлом в сторону вашего автомобиля, лучше остановиться, так как не остановка по требованию является нарушением. И уже на следующем посте вас могут остановить и предъявить соответствующую претензию, которая может вылиться в дополнительный штраф (от 500 до 800 рублей согласно части 2 ст. 12.25 КоАП РФ) – если, конечно, предыдущий патруль усмотрел нарушение и именно поэтому останавливал ваш автомобиль.

Если же инспектор имел в виду именно вашу машину, то, соблюдая все правила остановки, останавливаем автомобиль в указанном сотрудником ГИБДД месте и ждем, когда он подойдет к машине. Здесь наступает очень важный психологический момент: даже осознавая, что никаких правил нарушено не было, в салоне машины имеется как минимум один свидетель, а на лобовом стекле висит видеорегистратор, человек все равно испытывает волнение и определенный комплекс вины. Это – нормально, но не следует на этих эмоциях зацикливаться. Лучше сделать глубокий вдох, собраться с мыслями и приготовиться к доброжелательном у общению с работником Госинспекции.

Важно помнить, что при остановке инспектором водитель не обязан выходить из автомобиля, общение с правоохранителем может вестись через приоткрытое окно автомобиля. Впрочем, существуют несколько случаев, когда требование сотрудника ГИБДД о выходе из машины, законно и обосновано. К ним относятся:

Нарушения правил перевозки грузов либо устранение технической неисправности автомобиля;

Подозрение в нахождении водителя в состоянии алкогольного опьянения (аб.3 пункта 126 Административног о регламента, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185) или общего недомогания;

Сверка номеров агрегатов транспортного средства, которая проводится в присутствии владельца автомобиля, с данными, которые внесены в документы на автомобиль;

Проведение личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и его груза;

Участие водителя в процессуальных действиях, оказание помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительн ых органов;

Угроза личной безопасности инспектора ГИБДД со стороны водителя.

Если ни один из перечисленных выше вариантов не соответствует ситуации, в которой вы оказались во время остановки сотрудником ГИБДД, диалог с ним можно вести из салона автомобиля. Важно помнить, что общение ваше должен начинать именно работник правоохранительн ых органов. Ведь вы остановились по его инициативе. Вы можете снимать весь процесс общения на видеорегистратор или камеру мобильного телефона (это не запрещено действующим законодательство м), но и инспектор может снимать диалог на свою камеру.

Инспектор должен представиться, четко и внятно произнеся свою фамилию, имя и должность. Потом он должен также внятно сообщить причину остановки, и цель, которую он преследует – например, провести профилактическую беседу (да-да, есть и такие) либо выписать штраф. Затем инспектор может потребовать от вас предъявить документы (водительское удостоверение, техпаспорт на автомобиль, полис ОСАГО) объяснив при этом, для каких именно целей ему потребовались эти документы. Отметим, что в этом случае инспектор действует в рамках закона: требовать передать, а не предъявить документы, он уполномочен в соответствии с пунктами 20, 67 Административног о регламента. Этот пункт в общении с представителем Госинспекции очень важен, так как в среде автомобилистов и по сей день идут споры о том, нужно ли передавать сотруднику правоохранительн ых органов документы или можно только предъявить. Ваш покорный слуга всегда передавал свои документы работнику ГИБДД, и ни разу это не привело к чему-то из ряда вон выходящему.

Если у вас есть сомнения в достоверности того, что общение происходит с уполномоченным сотрудником ГИБДД, вы вправе потребовать от инспектора предъявления (а не передачи, как в случае с документами водителя) служебного удостоверения в развернутом виде на достаточном для рассмотрения всех данных расстоянии. Если вы захотите переписать все сведения о работнике ГИБДД, можно попросить его подержать удостоверение в поле вашего зрения пару минут – обычно правоохранители охотно соглашаются на это. И если вы уж очень сомневаетесь в подлинности удостоверения и том, что работник Госинспекции имеет право патрулировать этот участок дороги, можно потребовать от правоохранителя сообщить данные (контактный телефон и местонахождение) дежурного инспектора или начальника отряда, к которому приписан силовик. И инспектор не вправе вам в этом отказать, иначе он нарушит положение, записанное в 4 абзаце пункта 23 Административног о регламента. Кроме того, можно позвонить по телефону доверия, который должен быть написан на кузове патрульного автомобиля.

Если вы считаете, что инспектор совершает неправомерные действия, можно потребовать от него, чтобы он разъяснил, в каком порядке водитель имеет право их обжаловать. Если правоохранитель отнекивается, напомните ему, что он обязан предоставить водителю эту информацию — в соответствии со вторым абзацем пункта 23 того же регламента.

Удостоверившись в том, что перед вами действительно штатный работник ГИБДД и выяснив причину остановки, допустим, нарушение правил при проезде перекрестка, не торопитесь признавать свою вину (если, конечно, вы убеждены, что правил не нарушали, и у вас есть на то обоснования в виде записи видеорегистратор а). Попросите, причем, вежливо, инспектора представить доказательства правонарушения. Если правоохранителю нечем подкрепить свое обвинение, но протокол он уже составил и внес в него ваши данные и информацию об автомобиле, можно в том же протоколе написать «с обвинением в нарушении такого-то пункта ПДД не согласен». И – готовиться отстаивать свою точку зрения в судебном порядке. Также в графе «свидетели» нужно внести все данные находившихся в салоне вашего автомобиля свидетелей. Запомните, что инспектор обязан выдать вам копию протокола, которую нужно тщательно проверить, чтобы убедиться, что правоохранитель не вписал туда лишнюю информацию.

Если работник ГИБДД вменят вам езду в нетрезвом виде и предлагает проверить состояние алкогольного опьянения при помощи алкотестера, вы вправе отказаться от этой процедуры и потребовать провести освидетельствова ние в медицинском заведении. Все ваши требования должны быть внесены в протокол. На составлении протокола и приглашении понятых водитель также вправе настаивать, если инспектор ГИБДД собрался устраивать досмотр автомобиля.

Надеемся, что наши советы пригодятся вам в описанных выше ситуациях.

Встреча с сотрудником ДПС редко сулит что-то хорошее, при желании он всегда может найти, к чему придраться. Поэтому то, чем закончится диалог с ним, во многом зависит от правильности ваших действий.
В представленной статье вы найдете памятку общения с инспектором, которая поможет вам правильно строить разговор и даст максимальные шансы уехать без составленного протокола.

○ Правила общения с сотрудниками ДПС.

Первое правило продуктивного разговора с инспектором – минимальная юридическая грамотность. То, как вышел из подобной ситуации ваш сосед или коллега по работе вряд ли вам поможет, а вот ссылки на кодексы, скорее всего, да. Рассмотрим основные правила общения в разных дорожных ситуациях.

При остановке автомобиля.

Если вас остановил сотрудник ДПС, не нужно сразу проявлять агрессию или показывать свое недовольство. Не забывайте, что инспектор находится на работе и выборочная проверка водителей – его обязанность.

Поэтому крайне важно общаться с сотрудником дорожной полиции вежливо, сохраняя дистанцию и не говоря ничего лишнего. Не нужно тыкать ему в лицо камерой, намекать на влиятельных друзей и совершать иные действия, которые просто разозлят его. Ведь при желании инспектор всегда может найти хотя бы какую-то мелочь, по которой он выпишет штраф. А это вряд ли самый желаемый поворот событий.

Итак, основное правило общения с сотрудником ДПС при остановке – вежливость. Держаться надо уверенно, но не вызывающе.

При обвинении в нарушении ПДД.

В данном случае инспектор должен начать диалог с названия ФИО и должности, а потом озвучить по какому основанию вас остановили. Независимо от того, действительно ли вы нарушили правила или инспектор откровенно хочет взятку, требуйте составления протокола. При оформлении документа обращайте внимание на следующие моменты:

  • Соответствие внесенных сведений реальным.
  • Наличие пустых строк – ставьте в них прочерки, этим вы убережете себя от внесения в документ дополнительных сведений.
  • Ничего не пишите сами (за исключением объяснений водителя), тем более под диктовку сотрудника.
  • Требуйте копию документа, это тоже позволит избежать внесения в него дополнительных сведений.

И главное, не ставьте свою подпись, если собираетесь оспаривать протокол. В этом случае вам надо написать фразу «Не согласен» и только после этого подписывать документ.

При требовании открыть багажник или салон.

Открывать багажник или двери вы обязаны только при досмотре.

Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
(п.1 ст. 27.9 КоАП РФ).

Отсюда следует, что если вам поступила просьба открыть багажник или салон, нужно вежливо спросить, на каком основании вы должны это делать. Если внятного объяснения не поступит, с улыбкой предложите инспектору осмотреть машину через стекла.

При назначении неправомерного штрафа.

В подобном случае также требуйте составления протокола и укажите свое несогласие с изложенными сведениями. Далее обжалуйте документ, написав заявление на имя начальника данного инспектора. Если в машине есть видеорегистратор, который подтвердит отсутствие нарушения, это большой плюс для успешного оспаривания протокола.

При изъятии ТС для нужд полиции.

Если к вам обратился сотрудник ДПС с просьбой об изъятии машины для нужд полиции, ваш отказ будет караться штрафом. Но вы должны знать, что перед тем, как забирать авто, полицейский обязан представиться, продемонстрировать свое удостоверение и сказать, для чего изымает машину.

В соответствии с последними поправками в законодательстве, запрещается забирать транспорт, в котором находятся несовершеннолетние или беременные женщины.

Если в процессе эксплуатации авто было повреждено, сотрудник фиксирует нанесенный ущерб. На основании данного документа водитель может обратиться за компенсацией,

При требовании покинуть салон автомобиля.

Инспектор может предложить покинуть салон по разным причинам: привлечение в качестве свидетеля, обнаружение в авто неисправностей, помощь пострадавшим в ДТП. Важно учитывать, что сотрудник может только предложить выйти из машины, покидать ее или нет решать водителю.

Вместе с тем есть некоторые ситуации, когда требование инспектора необходимо исполнить:

  • Если вас задерживают за правонарушение.
  • Если производится досмотр ТС.
  • Если вас отстраняют от управления авто.

Но и в этом случае торопиться выполнять требование не стоит. Дождитесь понятых, составления протокола и только после этого выходите из машины.

○ Что делать, если сотрудники ДПС нарушают права водителя?

Ситуации, когда инспекторы на дорогах тем или иным способом нарушают права водителей, встречаются достаточно часто. Поэтому вы должны быть готовы отстаивать их законными способами.

Аудио и видеосъемка.

Это самый лучший способ защиты, потому что вы не будете зависеть от свидетелей. Желательно включать диктофон сразу, как только вас остановил инспектор. Не выходите из машины, пока он к вам подойдет, проговорите дату, время и участок дороги.

Если заполняется протокол или ведется досмотр авто, ведение видеозаписи обязательно, так как она впоследствии может быть представлена как доказательство неправомочности действий сотрудника.

Инспектора предупреждать о съемке или ведении аудиозаписи необязательно. Так как он находится при исполнении своих обязанностей, фиксирование разговора не может считаться нарушением личной жизни. Поэтому указывать ему на данный факт или нет, решать вам.

Обращение к руководству.

Чтобы обжаловать действия инспектора, вы можете обратиться сначала к его непосредственному начальнику. Жалоба составляется в свободной форме с указанием всех обстоятельств дела. Если есть какие-то записи или иные доказательства, их надо приложить.

Если ваше заявление было отклонено либо по нему не было произведено никаких действий, вы можете обращаться в суд.

Многие проблемы в отношениях водителя и работника ГИБДД возникают по причине того, что водитель элементарно не знает своих гражданских прав и чувствует себя полностью беззащитным перед автоинспектором. Поэтому всегда помните известное правило: <информирован - значит, вооружен>.

Любая остановка транспортного средства по требованию автоинспектора представляет собой правовой акт, с которого начинается беседа водителя с инспектором и который может иметь одинаково серьезные последствия как для одной, так и для другой стороны.
Помните, что останавливать транспортное средство без необходимости инспектор ГИБДД не имеет права. Но почти всегда объяснить остановку он может, например, проверкой документов, или проведением специальной операции, и т.п.

В каких же случаях автоинспектор может остановить ваш автомобиль? Чтобы не быть голословными, процитируем пункт 13.7 Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (этот документ утвержден Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 и является основным документом, регламентирующим деятельность ДПС ГИБДД).
Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
Если инспектор остановил транспортное средство, то эта остановка должна быть максимально короткой. Следующий по маршруту общественный транспорт не рекомендуется задерживать более чем на 1-2 минуты.

После того как инспектор остановил автомобиль, он обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также сообщив причину остановки. Это прописано в п. 18.2 Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РБ.
Помните, что на дороге существуют места, в которых инспектор ГИБДД не имеет право останавливать транспортные средства. К ним относятся, например, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, пешеходными переходами, зоны железнодорожных переездов, и др.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, за многие нарушения правил дорожного движения предусмотрен определенный диапазон санкций (например, штраф от 1500 до 2500 рублей или лишение водительских прав на определенный срок). Поэтому учтите: выбор инспектором меры наказания во многом зависит от того, как вы себя с ним будете вести.

Отношения между водителем и автоинспектором во многом зависят от того, насколько водитель умеет понять психологию сотрудника ГИБДД. Помните: даже при исполнении служебных обязанностей он остаётся обычным человеком - со всеми своими достоинствами и недостатками, и вполне естественно, что вам может в нем что-то не понравиться. Однако поведение водителя тоже вызывает у сотрудника ГИБДД ту или иную реакцию: положительную, отрицательную, сочувствующую, и т.п.
Поэтому всегда, в любом случае будьте вежливы и сдержанны, даже если вам кажется, что инспектор в чем-то не прав. С самого начала беседы стремитесь создать доверительную, или хотя бы нейтральную атмосферу.
Не стоит отрицать свою вину и спорить с автоинспектором в случае, если вы действительно нарушили Правила дорожного движения. Во-первых, это просто непорядочно. Во-вторых, если инспектор видел ваше нарушение - вы никому ничего не докажете. В-третьих, у ГИБДД есть технические способы доказательства вины водителя, не известные широкому кругу граждан. И, наконец, в-четвертых: если вы будете отпираться и отрицать свою очевидную вину - не сомневайтесь: санкции за нарушение последуют максимальные.

Аргументированно возражать инспектору, если он в чем-то не прав, вы сможете только в том случае, если отлично знаете Правила дорожного движения и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок дорожного движения (Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, Кодекс об административных правонарушениях, и др.). При этом помните: доказывать свою позицию и демонстрировать свои познания нужно тактично, не задевая самолюбия сотрудника ГИБДД и не унижая его.

СОВЕТ
Рекомендуется постоянно иметь в машине брошюру с Правилами дорожного движения, а также Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Это позволит быстро расставить все точки над "i" при возникновении спорной ситуации с автоинспектором.
Однако и сотрудник ГИБДД должен проявлять тактичность и уважение по отношению к водителю, даже если тот вольно или невольно нарушил Правила дорожного движения. Процитируем п. 18.7 Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ.
Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющих при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.

Поэтому, если инспектор начал нравоучительным тоном выговаривать вам в присутствии, например, жены и детей, вы можете прервать его и потребовать ведения беседы в более доброжелательном тоне, и не в присутствии близких, а отойдя в сторону.
Если вы уверены в своей правоте, а инспектор все равно инкриминирует вам совершение правонарушения - можете заявить ему, что обжалуете его действия в установленном законом порядке. При этом не в коем случае не грозите сотруднику ГИБДД своими связями в милиции, прокуратуре, правительстве, мэрии, парламента и т.п. - это ни к чему хорошему не приведет. Помните, что в силу специфики своей работы автоинспекторам часто приходится выслушивать подобные угрозы, но если работник ГИБДД действует в рамках закона - ему бояться нечего. А если у вас действительно имеются какие-то влиятельные связи, то без лишней шумихи воспользуйтесь ими позже, при разборе дела об административном правонарушении.
Не все водители знают, что при возникновении спорной или конфликтной ситуации сотрудник ГИБДД по требованию участника дорожного движения обязан сообщить ему номер своего нагрудного знака и предъявить служебное удостоверение. Отметим, что выпускать удостоверение из рук инспектор не имеет права: он должен держать его в руках, а водитель в это время может прочитать или переписать данные удостоверения. Кроме этого, инспектор должен по требованию водителя (равно как и любого другого участника дорожного движения) подробно и понятно разъяснить ему порядок обжалования своих действий в установленном законом порядке.

Если вас остановил сотрудник ГИБДД, вы имеете полное право оставаться в автомобиле - он сам подойдет к вам. Однако в некоторых случаях закон все же обязывает водителя покинуть автомобиль после остановки его автоинспектором. В соответствии с Наставлениями по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, водитель обязан покинуть транспортное средство в перечисленных ниже ситуациях.
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Во всех остальных случаях требование работника ГИБДД покинуть автомобиль является незаконным.
Если вы совершили нарушение Правил дорожного движения, инспектор составит протокол об административном правонарушении.
Часто у водителей с инспекторами возникают разногласия по поводу подписи протокола. Необходимо всегда помнить: если водитель расписался в протоколе - это вовсе не означает, что он согласен с нарушением, если в протоколе не написано <С нарушением согласен> или какое-то иное подтверждение.
Тем не менее, каждый человек на законном основании может отказаться от подписи протокола. Отметим, что на практике бывали единичные случаи, когда инспектор самостоятельно подделывал подпись водителя в протоколе. Если вы столкнулись с подобным явлением - ни в коем случае не соглашайтесь с тем, что это ваша подпись, а обращайтесь с письменным заявлением в прокуратуру. Подделка вашей подписи со стороны инспектора подпадает под статью 292 Уголовного кодекса Российской Федерации - <Служебный подлог>.
Однако даже если вы считаете, что не нарушали Правила дорожного движения и инспектор, по вашему мнению, не прав, отказываться от подписи протокола не стоит. В подобной ситуации рекомендуется выполнить перечисленные ниже действия.
- На обратной стороне протокола нужно найти текст Объяснение нарушителя, зачеркнуть слово нарушителя и вместо него написать слово водителя. Тем самым вы официально даете понять, что не согласны с предъявленным обвинением и не считаете себя правонарушителем.
- В разделе объяснений следует подробно описать свое видение сложившейся ситуации, обязательно добавив при этом, что вы не согласны с инспектором ГИБДД и нарушителем себя не признаете. Если есть возможность - желательно в подтверждение своих слов делать ссылки на соответствующие пункты Правил дорожного движения.
- После этого на обратной, опять же, стороне протокола нужно найти текст Подпись нарушителя, зачеркнуть в нем слово нарушителя, вместо него написать слово водителя и только после этого - расписаться.
Тем не менее, бывают ситуации, когда водитель по тем либо иным причинам не может аргументированно изложить свою позицию в письменном виде в протоколе (например, человек может просто растеряться, или пребывать в состоянии шока после стрессовой ситуации на дороге, и т.д.). В таком случае, если вы считаете, что не нарушали Правила дорожного движения и инспектор, по вашему мнению, не прав, можно просто написать в протоколе Не согласен и расписаться. Перед этим, опять же, рекомендуется исправить на обратной стороне протокола текст Объяснение нарушителя и Подпись нарушителя соответственно на Объяснение водителя и Подпись водителя.
Поэтому не отказывайтесь от подписи протокола без серьезных на то оснований: при грамотном изложении своей позиции бояться нечего.

Алгоритм правильного поведения при встрече с инспектором дорожно-постовой службы интересует многих водителей. Это часто позволяет не только не испортить свое настроение, но и сэкономить деньги.

Рассмотрим распространенные действия автолюбителей, которые заведомо являются ошибочными, и разберем, как правильно поступать в конкретных ситуациях. При этом здесь будет учтена не только буква закона, но и психологические аспекты, ведь общение с представителями правоохранительных органов порой представляет собой стратегически сложный и тонкий процесс.

Не нужно выходить из своего автомобиля.

При этом совершенно неважно, сделали вы это по своей инициативе или по просьбе стража правопорядка. Ни один водитель, опираясь на правила дорожного движения, не обязан покидать свой автомобиль. А вот согласно Приказа министра МВД (Административный регламент № 185 п.70), инспектор может предложить автовладельцу выйти из авто, переместить транспортное средство в другое место, на которое укажет работник ДПС, или перейти в патрульную машину в случаях:

  • явного наличия у водителя симптомов алкогольного опьянения или видимых проблем со здоровьем;
  • необходимости устранения технической неисправности ТС;
  • установленного факта нарушения транспортировки грузов;
  • необходимости сверки фактических номеров кузова и агрегатов транспортного средства с данными, зафиксированными в регистрационных документах;
  • когда владелец транспортного средства может оказать какую-либо помощь сотрудникам органов или пострадавшим на дороге, а также при осуществлении любых процессуальных действий;
  • когда своим поведением владелец ТС несет потенциальную угрозу работнику ГИБДД;
  • когда пребывание сотрудника дорожно-постовой службы около остановленного автомобиля угрожает его непосредственной безопасности (в частности, если он находится на проезжей части) или становится помехой для остальных участников дорожного движения.

Таким образом, инспектор не может требовать выйти из автомобиля, он может лишь попросить, мотивируя вышеупомянутыми обстоятельствами. Выполнять же его просьбу или нет – это решение водитель принимает по своему желанию.

Документируйте происходящее с помощью диктофона или видеорегистратора.

Использовать диктофона или видеорегистратора в любых случаях при остановке автомобиля инспектором ГИБДД имеет право каждый водитель. Это подтверждено нормами действующего законодательства, а именно «Законом о Полиции», статья №8 которого указывает на открытость и публичность, которыми должен руководствоваться инспектор. Более того, в соответствии со ст. 25 Административного регламента, представитель ДПС не имеет права запретить автовладельцу вести фото- и видеосъемку, а также аудиозапись, если эти действия не нарушают закон. При этом на наличие таких нарушений сотрудник в этом случае обязан указать.

Руководство ГИБДД не раз инициировало обращение к владельцам транспортных средств, в котором призывало их использовать диктофон и видеокамеру.

Не слишком ярко оперируйте диктофоном.

Особо темпераментные водители нередко суют диктофон прямо инспектору в лицо. Днем это может сыграть на руку автовладельцу, так как сотрудник ДПС получит прямой намек вести себя соответствующим образом. Другое дело, если на улице ночь, и вы откровенно нарушили. Ваши агрессивные и открытые манипуляции с диктофоном могут быть неверно трактованы инспектором. Поэтому лучшим решением станет положить его в нагрудный карман, наговорив на пленку дату и время происшествия.

Помните, что аудиозапись – не инструмент воздействия на представителя органов, а скорее механизм, который позволит грамотно вести дело в суде.

Спрашивайте, почему вас остановили.

Административный регламент предусматривает все ситуации, при которых инспектор имеет право остановить транспортное средство. Такими ситуациями являются:

  • Факт нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировки, указывающей на совершенное правонарушение со стороны водителя, его пассажиров или непосредственно транспортного средства;
  • Существование документально подтвержденной информации о том, что автомобиль находится в угоне или используется в противоправных целях;
  • Возникновение необходимости привлечь водителя или находящихся в авто людей в качестве свидетелей или понятых, в случае совершения третьими лицами дорожно-транспортного происшествия;
  • Осуществление распорядительно-регулировочных мероприятий, а также необходимость эксплуатации транспортного средства в целях обеспечения правопорядка;
  • Необходимость оказания помощи сотрудникам органов или третьим лицам в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • Проверка документов на пользование автомобилем, на перевозимый груз, а также проверка водительских прав (на это уполномочены сотрудники только стационарных постов ДПС).

При этом, случаи проведения спецопераций всегда сопровождаются наличием соответствующих документов, которые инспектор обязан предъявить по требованию водителя. Чтобы убедиться в достоверности выдаваемой ему информации, автовладелец может позвонить по телефону доверия ГИБДД (номер телефона сотрудник также обязан предоставить).

Требуйте предъявить рабочее удостоверение в развернутом виде.

В любом фильме сотрудник милиции/полиции предъявляет удостоверение. Инспектор ДПС – такой же точно сотрудник, поэтому он также обязан это делать по первому требованию водителя. В случае отказа на вашу просьбу у вас есть все основания предположить, что перед вами оборотень в погонах. Закрывайте окна, блокируйте двери и набирайте «02» или «112», чтобы сообщить о возникшей ситуации.

Если вам показали удостоверение, внимательно ознакомьтесь с его данными – как минимум, вам не помешает обращаться к инспектору, зная его ФИО, звание и рабочее подразделение. В дальнейшем такая информация может стать полезной, если придется обжаловать противоправные действия сотрудника ДПС в суде. Да и знать, кому вы отдаете на ознакомление свои документы, тоже полезно.

При этом водитель имеет полное право подробно ознакомиться с удостоверением, поэтому не нужно стесняться просить подержать его в открытом виде подольше. А вот пытаться брать документ в свои руки категорически не следует.

Этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, зачем давать те документы, которые инспектору, возможно, не нужны. Поэтому поинтересуйтесь, что именно он хочет видеть. Во-вторых, если вы ведете видеосъемку, там четко будет видно, что вы давали, а чего нет. При использовании диктофона можно озвучивать свои действия и перечислять передаваемые документы.

Не следует пытаться избегать передачи документов в руки сотруднику ДПС. Не нужно рождать ненужные подозрения в свой адрес. Тем более, инспектор обязан досконально ознакомиться с ними, убедившись в подлинности.

Не выходите из машины по просьбе инспектора сверить номера кузова и двигателя.

Закон не обязывает водителя помогать разглядеть инспектору номера агрегатов, чтобы сравнить их с данными, указанными в техпаспорте. Если такая просьба поступила, вы вправе отказать. Если же вы решили пойти навстречу, не стесняйтесь уточнить у инспектора: «открыть капот – просьба или требование?». Юридически эти два понятия сильно различаются.

При этом подобное требование уместно лишь после составления протокола о правонарушении и предоставлении сотрудником ДПС понятых в количестве двух человек.

Каждый видел фильмы западных режиссеров, в которых при задержании полицейские извещают нарушителя, что все им сказанное может быть использовано против него самого. Ситуация с открытием капота и прочими видами выполнения просьб могут сложиться схожим образом. Инспектор может спокойно сказать потом что-то вроде: «я попросил, мне показали». То есть вы сделали это по своей инициативе, и ему в таком случае невозможно что-либо инкриминировать.

Помните, что просьба выйти вас из авто – это всего лишь попытка навязать вам свои правила игры, выманить на свою территорию, что психологически подавляет.

Не отвечайте на все вопросы работника ДПС.

Распространены случаи, когда при остановке транспортного средства инспектор задает его владельцу множество вопросов, некоторые из которых сложно назвать конструктивными. В их числе можно перечислить: «куда едете», «почему спешите», «откуда едете», «какой знак был 200 метров назад», «знакомы ли Вам такие-то пункты правил дорожного движения» и т. п. В подобном случае водитель вправе задать встречный вопрос, что-то вроде «А должен ли я отвечать на все Ваши вопросы?».

При этом не нужно бояться инспектора, и не следует пытаться хамить ему. Ведите диалог вежливо и уверенно – закон на вашей стороне. Помните, что перед вами такой же точно человек, как и вы, только сейчас на его плечах погоны. Чтобы психологически было легче, можно представить, что надетая на нем форма – это обычная одежда, только наизнанку. После этого сразу станет легче и комфортнее.

Не фамильярничайте с инспектором.

Не нужно в процессе общения обращаться к работнику ГИБДД как «Начальник», «Командир» и использовать другие избитые и не очень корректные формы. Более того, такие манеры распределят ваши позиции не лучшим образом, ведь если кто-то начальник или командир, он же и заказывает музыку. Вы просто подтолкнете инспектора к доминирующей роли, и занять позицию «сверху» после этого будет очень тяжело.

Разговаривайте с ним с определенным чувством такта, но при этом на равных. Если вы не расслышали его имя и фамилию, смело переспрашивайте, чтобы было удобно обращаться. Кроме того, можно уверенно попросить показать служебное удостоверение, о чем был сказано в одном из пунктов данной статьи.

Обращаться лучше не по званию, а по имени отчеству. Это так же поможет распределить чаши весов удобным для вас образом.

А теперь несколько типичных ошибок с краткими комментариями к ним. Чего категорически не следует делать?

Не обращать внимания на наличие нагрудного знака у работника ДПС.

Отсутствие нагрудного знака у инспектора можно без преувеличения приравнять к отсутствию номерных знаков на вашем транспортном средстве. Обязательно обращайте на этот момент внимание, и если не обнаружите его, у вас есть все основания заподозрить что-то неладное.

Полностью опускать стекла.

Чем шире открыто окно автомобиля, тем в меньшей степени вы защищаете свое пространство. Если вы ведете видео или аудиозапись, повышается вероятность того, что инспектор попросту вырвет у вас из рук используемый девайс, после чего события могут разворачиваться каким угодно образом. Но уже вряд ли в вашу пользу.

Держать двери незаблокированными.

Даже если вы будете вести запись, фиксируя происходящее на камеру или диктофон, в силу ряда причин сотрудники ГИБДД могут попытаться вытащить вас из машины, что сделать гораздо проще, когда двери можно открыть. Чаще всего такой поворот событий происходит на фоне неуважительного разговора с инспектором (или ему может показаться, что вы разговариваете неуважительно), поэтому соблюдайте такт при общении и не забывайте надежно закрыть двери, слегка приоткрыть окно и включить аудио или видео устройство.

Не придавать значения тому, что инспектор не представился.

П. 20 Административного регламента гласит, что при остановке транспортного средства работник ДПС должен подойти к водителю и назвать свою должность, спецзвание, фамилию, а также сообщить причину остановки. При этом любой работник правоохранительных органов обязан внимательно выслушивать обратившихся к ним граждан, оказывая помощь в рамках своей компетенции, включая предоставление рекомендации, куда можно обратиться с возникшим вопросом.

Любые случаи, связанные с нарушением инспектором прав и свобод граждан, требуют с его стороны соответствующих разъяснений. Необходимость представиться водителю является одним из непреложных правил, несоблюдение которых, согласно Инструкции, может повлечь ответственность работника ДПС.

Отсутствие ошибок со стороны водителя при общении с инспектором ДПС становится залогом скорейшего и мирного завершения диалога и продолжения своего маршрута. Обратные ситуации нередко чреваты потерей времени, иногда – денег, и просто испорченным настроением. Предупрежден – значит, вооружен, и знание своих прав всегда делает сильнее и порождает уверенность.

При возникновении каких-либо сомнений или спорных моментов, всегда можно тут же набрать службу доверия ГИБДД, номера телефонов которой указаны на остановившем вас патрульном автомобиле. В любом случае, сам инспектор должен предоставить эту информацию по первому требованию. В службе доверия оперативно реагируют на поступающие сигналы, поэтому далеко не всегда сотрудники ДПС заинтересованы в разрешении конфликта таким путем.

Всем удачной дороги и поменьше встреч с инспекторами ГИБДД!


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав