28.06.2020

Причины наложения вето президентом рф. Наложит ли президент вето на повышение пенсионного возраста в россии. Исключения: всегда есть


Существующий в России миф говорит о том, что президент страны Владимир Путин — единственный чиновник, который болеет за народ. Именно на его имя пишутся обращения по самым разным поводам — от глобальных и основополагающих проблем до мелких жалоб на качество работы коммунальных служб. Ежегодные прямые линии и другие пропагандистские приемы постоянно укрепляют такой миф. В 2018 году правительство внесло в парламент проект самого непопулярного за последние десятилетия закона — о повышении с 2019 года пенсионного возраста в России. Многие россияне надеются, что президент не даст их в обиду и не позволит принять такой закон. Наложит ли глава государства вето на повышение пенсионного возраста, есть ли у него такое право, как может выглядеть процедура ветирования принятого парламентом закона.

Имеет ли президент России право вето в принципе

Безусловно, имеет. Владимиру Путину досталась от передавшего ему высший пост Бориса Ельцина достаточно удобная Конституция, которая дает главе государства практически неограниченную власть.

Конституция России принималась в 1993 году, на пике противостояния президента и парламента (тогда это был Верховный Совет). Фактически в тот момент два института власти имели одинаково широкие полномочия, и в результате конфликта остаться должен был кто-то один. Им стал президент.

Хотя парламент и имеет по российской Конституции определенные, причем достаточно большие, полномочия, все же президент гораздо сильнее.

Статья 107 основного закона страны описывает процедуру подписания президентом страны федеральных законов, которые принимаются Думой и одобряются Советом Федерации. В течение 14 дней глава государства должен либо подписать закон (и тогда тот вступает в силу), либо наложить на него вето.

Если президент ветирует закон, тот отправляется обратно в Думу. Депутаты должны пересмотреть документ и внести в него правки либо проголосовать за тот же самый текст снова.

В том случае, если две трети депутатов Думы проголосует за закон, и то же самое сделает две трети сенаторов Совета Федерации, глава государства обязан подписать его в недельный срок.

Формально парламент действительно имеет возможность надавить на главу государства и заставить его принять закон, который ему не нравится. Если две трети депутатов и две трети сенаторов проголосуют за закон, у президента не остается другой возможности, кроме как подписать документ.

Однако существует один маленький и интересный нюанс — за те годы, что Владимир Путин возглавляет государство, такого не происходило ни разу.


Фото: kremlin.ru

Немного о современной политической системе России

Тот факт, что Государственная Дума — деградировавший институт власти, оспорить достаточно тяжело. С этим согласятся даже сторонники существующей в России власти. Парламент скорее имитирует представительную демократию, чем является ее органом.

В российскую Думу давно не могут попасть партии, которые не заключили сделку с администрацией президента и которые не голосуют так, как это от них требуется. Даже тот факт, что три условно оппозиционные партии проголосовали против закона о повышении пенсионного возраста в первом чтении, ни о чем не говорит. Партии власти, “Единой России”, достаточно было собственных сил, чтобы принять закон.

Что касается самой “Единой России”, то наивно думать, что это самостоятельная партия, которая не подчиняется главе государства. Возглавляет партию Дмитрий Медведев, премьер-министр страны и ближайший соратник президента. Партия голосует так, как это необходимо власти. Если завтра курс изменится, те же самые люди проголосуют против повышения пенсионного возраста и найдут объяснения, почему теперь именно это — правильное решение.

“Единая Россия” — всего лишь проводник решений президента и его администрации в парламенте.

Это чисто техническая партия, которая не имеет никакой идеологии и создана только для того, чтобы Дума легко принимала те законы, которые требуются. Членами партии в основном являются карьеристы, не имеющие собственного мнения по большинству поводов и голосующие так, как им скажут.

Говорить о какой-то самостоятельности Правительства или Думы в 2018 году как минимум наивно. Президент мог наложить вето на повышение пенсионного возраста еще на этапе обсуждения такой идеи. Мы бы даже не узнали, что такая идея обсуждалась в принципе. Тот факт, что проект закона появился, был внесен в Думу и принят в первом чтении, говорит только об одном — закон лично одобрен главой государства. Все остальное — всего лишь шоу, которое должно помочь сохранить рейтинг президента страны.

Миф о том, что президент Путин стоит на стороне простых людей, позволяет поддерживать личный рейтинг главы государства. На этом рейтинге держится вся система власти в стране. Путин будет максимально дистанцироваться от этой темы, а при подписании закона нам будут рассказывать о том, что у главы государства не было другого выхода.

Максимум, чего можно ожидать в рамках такого шоу — смягчение параметров пенсионной реформы по указанию президента. Глава государства пожурит депутатов и министров за “перегибы” и сохранит любовь россиян. Реформа же состоится в любом случае, что и требуется государству сегодня.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

Законодательный процесс представляет собой деятельность законодательного органа (парламента), связанную с принятием за­конопроекта к рассмотрению, его обсуждением, принятием и об­народованием закона.

Законодательный процесс представляет собой определенную пос­ледовательность действий, состоящую из ряда этапов, именуемых ста­диями законодательного процесса. В конституционно-правовой лите­ратуре выделяют следующие стадии:

1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодатель­ной инициативы) в Государственную Думу.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и ко­миссиях Государственной Думы.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

4. Принятие закона Государственной Думой.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

7. Вступление закона в силу.

Кроме того, выделяется еще особая стадия - преодоление разно­гласий между палатами Федерального Собрания, а также между парла­ментом и Президентом.

Начинается законодательный процесс с внесения законопроекта на рассмотрение парламента, т. е. с реализации права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы - это закрепленное конституцией правомочие (возможность) по внесению проекта за­кона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение.

Решение по проекту может носить и отрицательный характер, т. е. законопроект может быть отклонен, но он обязательно должен быть рассмотрен - в этом смысл данного права.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодатель­ной инициативы в Российской Федерации обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Последние три субъекта об­ладают специфическим правом законодательной инициативы - они могут вносить законопроекты только по вопросам, отнесенным к их ведению.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты, связанные с расходами федерального бюджета (о вве­дении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске го­сударственных займов и т. п.), вносятся только при наличии заключе­ния Правительства РФ.

После внесения в парламент законопроект включается в план зако­нодательных работ, передается в одну из постоянных парламентских комитетов или специально созданную для работы над данным проек­том комиссию. Сначала работа над проектом ведется в этих комитетах и комиссиях с приглашением специалистов. Законопроект готовится к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы. В этом состоит вторая стадия законодательного процесса. Третья стадия состоит в рассмотрении законопроекта на пленарном заседании палаты. Законопроект рассматривается в три чтения. В первом чтении обсуждается его концепция, соответствие Конституции РФ, его актуальность и социальная значимость. Во втором чтении обсуждаются и принимаются (отклоняются) поправки к законопроекту. В третьем чтении проект становится законом, если он будет одобрен большинством депутатов от общего их числа, т. е. наберет хотя бы 226 голосов. Третье чтение, таким образом, совпадает со стадией принятия закона.



Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть данный закон в течение че­ тырнадцати дней. Если в этом периоде закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой и передается Президенту для подписания. В то же время согласно ст. 106 обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Совет Федерации может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. Возникшие разногласия между палатами могут быть преодолены либо созданием согласительной комиссий из пред­ставителей обеих палат, которая вырабатывает приемлемый для обеих палат вариант текста, либо Государственная Дума может вновь принять закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов. Тогда закон считается принятым и направляется на подпись Президен­ту РФ - это уже следующая стадия законодательного процесса.

Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обна­родовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими за­мечаниями. В последнем случае считается, что Президент отклонил за­кон, т. е. наложил вето.

Вето Президента носит отлагательный характер - оно может быть преодолено путем повторного голосования по закону в его первоначаль­ной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Прези­дент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон. Но для преодоления разногласий может быть образована согласитель­ная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ.

Подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", что уже было рассмотрено ранее.

Президент обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

он обладает правом вето на законопроекты, принятые федеральным Собранием. Это вето, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонен или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федеральной: Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав i свобод человека и гражданина.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельны1 положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленной порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение резу.11 таты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принят1 закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.

На федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.

29.12.2016
Президент наложил вето на законопроект о «Контингенте»

Президент России Владимир Путин услышал голос родительской общественности и отклонил правительственный законопроект о «Контингенте» (полное название -- № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ФЗ "Об образовании в РФ" (о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам") http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1048557-6&02 которым устанавливался тотальный электронный контроль над населением. Принятие данного законопроекта было организовано как спецоперация врагов России, которым удалось манипулировать и Думой и Советом Федерации, принявшими закон практически без обсуждений. Решение Президента стало настоящей революцией сверху, значение которой нам всем еще только предстоит оценить,-и безусловной победой родительского сообщества и лично сенатора Елены Мизулиной, которая сумела вовремя донести нашу аналитику до Президента.

Именно эта аналитика и сработала, своевременно оказавшись на столе у Президента!!!

Когда, накануне второго чтения в Думе, благодаря РИА Катюша и нескольким другим порталам, в Думу и Совет Федерации пошла волна обращений граждан , кураторы Думы попытались успокоить народ, дав команду комитету по образованию . Но спустя буквально несколько дней Дума неожиданно (законопроект о «Контингенте был включен в повестку заседания накануне в 22 часа вечера), . Против выступила одна Наталья Поклонская-все депутаты Единой России и большинства других фракций (кроме КПРФ-члены которой не голосовали), по команде неведомого режиссера, проголосовали за торговлю личной тайной. Спустя два дня законопроект, точно в таком же режиме, одобрил Совет Федерации-несмотря на яростное

Тогда же законопроект был отправлен на подпись Президенту http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1048557-6&02

Казалось бы, «пятая колонна» уже могла торжествовать победу-им в очередной раз удалось протащить антисемейную антиконституционную инициативу, воспользовавшись железной дисциплиной в «Единой России» и тотальным контролем либералов в крупных СМИ.

Но не тут-то было! К несчастью врагов России и к счастью для нас, в России есть Президент Владимир Путин. Который давно научился не сильно оглядываться на советы заокеанских «партнеров» и их местную резидентуру и имеет собственное мнение о пользе для страны того или иного новшества.

Кроме того, наш Президент любит делать россиянам подарки на Новый год. В прошлом году он сделал нам подарок, подписав 31 декабря указ об утверждении Стратегии национальной безопасности, от одного упоминания которой либералов во власти начинают колотить судороги. В этот раз Президент отклонил «Контингент», наложив «вето» на законопроект № 1048557-6. Цитируем официальную информацию с сайта Президента: «В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации ОТКЛОНЯЮ Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 2016 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Федеральный закон предусматривает создание государственных информационных систем «Контингент обучающихся» субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системы «Контингент обучающихся».

Напомним, что против закона в СовФеде голосовала только Елена Борисовна Мизулина. Именно она донесла до Президента информацию об антиконституционности и крайней опасности для страны принятого в Парламенте закона. Причем важнейшую роль сыграли усилия родительской общественности, в том числе экспертов Общественного уполномоченного по защите семьи в Петербурге, которые подготовили уничтожающую юридическую критику данного законопроекта. Так что, дорогие читатели (особенно те, кто писали письма и телеграммы в Думу и Президенту) и распространяли наши статьи о «Контингенте»-это наша с вами общая победа!

Всем предлагаем написать благодарственные обращения в адрес Е.Б. Мизулиной и Президента. С наступающим Новым годом!

С 2000 года, после появления устойчивого пропрезидентского большинства, частота применения главой государства конституционного права вето неуклонно уменьшалась: в третьем созыве (1999–2003) он заветировал 31 закон, в четвертом (2003–2007) - 7, в пятом (2007–2011) - 3, а в шестом (2011–2016) - лишь 1. Для сравнения: во втором созыве (1995–1999) президент Ельцин применял право вето 187 раз… Так что нынешнее событие, нормальное с формально-юридической точки зрения, можно считать исключительным.

Закон о создании федеральной межведомственной системы учета «Контингент обучающихся» и аналогичных систем в субъектах Федерации был внесен в Госдуму правительством в апреле 2016 года. Разработан он был Министерством образования и науки еще при Дмитрии Ливанове - во исполнение плана мероприятий правительства и одного из поручений президента, как говорилось в пояснительной записке. Первое чтение документ прошел в июне 2016 года, не вызвав на Охотном Ряду шумных дискуссий.

Приняла закон в декабре уже новая Дума и при новом министре образования и науки (Ольга Васильева). Ко второму чтению текст практически полностью переписали. Порядок создания баз данных, перечень вносимых в них сведений, перечень органов, имеющих право доступа к сведениям в этих базах, и порядок обработки этих сведений, как и многие другие важные вопросы, должно было позднее определить своими подзаконными актами правительство. Заработать единая база должна была в 2022 году.

В Совете Федерации публично против закона выступала лишь сенатор Елена Мизулина. Она назвала его «антиконституционным и антисемейным», «грубо нарушающим конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». «По Конституции права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не подзаконными актами», - напоминала она.

Отклонив принятый парламентом закон, Владимир Путин направил письма спикерам обеих палат парламента. В них он предлагает доработать документ с учетом замечаний. А именно: перечень конкретных сведений, содержащихся в системе «Контингент обучающихся», должен быть установлен федеральным законом, а не постановлением правительства, и в законе же должны быть «определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность». Г-жа Мизулина теперь рада, что мнение главы государства совпало с ее мнением…

В размещенном на официальном сайте Госдумы комментарии главы Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова («ЕР») тоже «приветствуется» предложение президента. Г-н Никонов напомнил, что законопроект имел целью собрать на единой платформе те данные об учащихся, которые сейчас содержатся на сайтах разных образовательных организаций, и защитить их. По словам депутата, в Госдуме будут проведены широкие парламентские слушания по закону, а его доработка потребует «очень кропотливой работы»… «Не будем спешить - время есть», - заявил г-н Никонов.

Первый замглавы Комитета по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) в разговоре с «МК» обратил внимание на следующие обстоятельства: «Президентское вето отражает мнение Главного правового управления Администрации Президента. С тремя другими управлениями Администрации Президента закон был согласован. Первоначально перечень сведений, который должен быть внесен в эту базу, предполагалось прописать именно в законе. Но возникли разногласия, что именно следует прописать, и поэтому пошли по традиционному пути - отсылке к Закону «О персональных данных» и нормативным актам правительства». Г-н Смолин - за проведение парламентских слушаний, но его волнуют содержательные вопросы: «Часть экспертов полагает, что создание такой базы приведет к еще большей бюрократизации системы образования, а часть экспертов полагает, что идея правильная, но боятся, что при ее реализации, отданной на откуп правительству, получится больше вреда, чем пользы».

Цель работы: рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ и Одно из исключительных полномочий Президента России - право утверждать законы или отклонять их, право вето.

Введение 3

1. Вето Президента РФ 3

1.1 Сущность и реализация права вето Президента РФ 3

1.2 Право вето и право возвращения закона «без рассмотрения» 3

2. Вето Президента в различных странах мира 3

Заключение 3

Библиографический список 3

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

роль вето президента российской федерации в законодательном процессе

Курсовая работа

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка:

г.Ростов-на-Дону

2010г.

План

Введение 3

1. Вето Президента РФ 3

1.1 Сущность и реализация права вето Президента РФ 3

1.2 Право вето и право возвращения закона «без рассмотрения» 3

2. Вето Президента в различных странах мира 3

Заключение 3

Библиографический список 3

Введение

Полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. А при условии ряда других полномочий – и участником правотворческого процесса в целом.

Осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ.

Актуальность темы очевидно, так как президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены. Его взаимодействие с законодательной властью очень специфическое и дает особенные возможности участия Президента в правотворческом процессе.

В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем, практика идёт по этому пути. Например, право Президента РФ утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий. Но акты Президента РФ все больше принимаются по наиболее актуальным и не урегулированным вопросам.

Цель работы: рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ и Одно из исключительных полномочий Президента России - право утверждать законы или отклонять их, право вето .

  1. Вето Президента РФ
    1. Сущность и реализация права вето Президента РФ
Право вето является весьма важной формой участия Президента в законодательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит президенту - главе государства и является во многих демократических государствах одним из традиционно закрепленных за ним полномочий. Президентское вето в теоретическом плане рассматривается также как один из элементов системы сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей.

Вето Президента Российской Федерации - закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, - одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) 1 наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом "проигнорировать" аргументы главы государства (не согласиться с ними). В период 1993-1999 гг. из принятых Федеральным Собранием законов почти на 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока - 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что «решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий». 2

В большинстве демократических государств президент с полномочиями главы государства, право вето существует и применяется как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации. Термин промульгация означает подписание (санкционирование) закона в установленные конституцией сроки и опубликование закона в официальном издании. Именно на этой стадии президент выражает свое согласие с законом, принятым парламентом, путем его подписания. Вместе с тем глава государства, получая закон для промульгации, может отказаться подписать его, но возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Таким образом, президент использует свое право вето, которое в этом случае будет отлагательным (в отличие от абсолютного вето, не подлежащего преодолению парламентом, и практически не применяемого в современном законодательном процессе). Надо отметить, что термин “санкционирование” сохранился в сравнительно немногих конституциях, и в большинстве из них говорится о подписании или о промульгации.

Отлагательное или относительное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен.

Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух третей депутатов обеих палат, и только в этом случае Конституция РФ обязывает Президента РФ в течение семи дней подписать и обнародовать федеральный закон.

Принадлежащее Президенту РФ право отлагательного вето не является абсолютным, ибо оно применимо только по отношению к федеральным законам и не применимо к федеральным конституционным законам .

Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положении и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

Рассмотрим заключительную стадию законодательного процесса, которая предусмотрена большинством действующих конституций современных государств. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона. Содержание данной стадии состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется и вступает в действие. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению после опубликования и вступления в силу.

Как правило, на практике вето распространяется на законопроект (закон, принятый парламентом) в целом и не может распространяться на отдельные его положения. Это часто создает неудобства, так как президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми президент не согласен.

В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации после одобрения Советом Федерации федерального закона, последний в течение пяти дней направляется Советом федерации Президенту. Также Президенту направляются и те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. В Конституции Российской Федерации термин “вето” не употребляется. Вместе с тем по существу это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т. е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

В связи подписанием закона Президентом РФ и его правом вето возникает вопрос, который может быть предметом отдельного рассмотрения: об участии главы российского государства - Президента РФ в законодательном процессе. В этом плане, с одной стороны, речь идет о целом блоке норм, регулирующих отношения между парламентом и Президентом и являющихся важнейшей частью парламентского права. С другой стороны, следует выделять фигуру Президента как непосредственного участника законодательного парламентского процесса, а также учитывать роль актов Президента - нормативных указов. Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, в течение четырнадцати дней подписывает его и обнародует. На этом рассматриваемая стадия законодательного процесса завершается, если Президент РФ подписал закон.

Порядок повторного рассмотрения законов Государственной Думой достаточно подробно урегулирован в Регламенте Государственной Думы. «Закон, возвращенный Президентом РФ для повторного рассмотрения, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного по данному закону комитета, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ» 3 .

По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе:

  • принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;
  • согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Думой;
  • принять федеральный закон с учетом предложений Президента;
  • создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;
  • одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (ст. 134 Регламента Государственной Думы).

Процедуре преодоления президентского вето свойственны поиски компромисса, которые нередко возникают в реальной законодательной практике. Можно привести несколько примеров поиска согласия между Федеральным Собранием (одной или обеими палатами) и Президентом Российской Федерации. Так, по Закону о выборах депутатов Государственной Думы основной спорный вопрос, по которому был найден компромисс трехсторонней согласительной комиссией, касался соотношения между числом депутатов, избирающихся по одномандатным округам, и числом депутатов, избирающихся по партийным спискам.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав