03.07.2020

Политико-правовые учения сперанского. Концептуальные подходы м.м. сперанского к Степень научной разработанности проблемы


Анализ развития российской государственности показывает, что в течение столетий государство реализовывало не национальные, а наднациональные проекты. Начиная с московского и до имперского периодов государство принимало вселенские, мессианские роли спасения, причем не своего народа, а человечества. От одного исторического этапа к другому перестраивалась, обновлялась мессианская государственность, но не нация. В ущерб абсолютистской державности была проведена лишь реформа 1861 г., нацеленная сформировать нового субъекта империи уже не в виде дворянства, а просвещенной интеллигенции и свободного народа, однако и она была половинчатой.

На этом фоне реформы Сперанского представляются выделяющимся в отечественной истории примером одной из первых глубоко проработанных и значительных попыток внедрения начал гражданственности и прав человека в условиях самодержавно-крепостного режима.

Сперанский проектировал такие преобразования социально-политического порядка, устройства государства, которые задавали импульс становлению нормального гражданского общества, с равными правами для всех граждан.

Сперанский выступал за постепенное ограничение прав дворянства путем установления права первородства и введения законов, которые уничтожат классовое различие. Должны остаться только «различия мест и должностей». «Дворянин будет носить имя и, если угодно ему, будет им и гордиться. Но правами, ему равными, будет пользоваться вся Россия». Сперанский настаивал на уничтожении привилегии дворян владеть крепостными, крепостного права. На пути к его уничтожению он выделял два этапа: на первом крестьяне должны перейти из личной крепостной зависимости в «приписные», помещик же будет вправе требовать лишь ограниченного набора повинностей; на втором крестьяне должны получить право свободного перехода от одного помещика к другому. Необходимо учитывать, что Сперанский достаточно осторожно высказывал идеи, принципы и правила, которые были предназначены для создания доктрины реформ российского государства и права. Философия реформ Сперанского не была результатом поверхностным заимствования зарубежного опыта, переписыванием европейских конституций, а была продуманным стратегически и тактически планом постепенного внедрения начал конституционализма и гражданства.

Источниками информации о взглядах Сперанского на проблему помещичьих крестьян являются прежде всего два проекта реформ государственных органов и законодательства. Первый обширный трактат Сперанского о пути государственной реформы в России - «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» - был составлен в 1803 г. во время его службы в Министерстве внутренних дел под руководством графа В.П. Кочубея; «Введение к Уложению государственных законов», в котором изложена программа конституционных преобразований, создано в 1809 г. Сперанский участвовал в разработке предложений по изменению положения крепостных в 1808 -1812 гг. В этот период он курировал составление проектов Гражданского уложения и Устава гражданского судопроизводства, в которых не было места для крепостного права. В архиве Сперанского сохранились многочисленные документы, посвященные тому, «каким образом доставить вольность и недвижимую собственность крестьянам». Проблема крепостничества неоднократно возникала в докладных записках, официальной и частной переписке Сперанского.

В 1826 -- начале 1830 гг. Николаем I были предприняты некоторые организационные меры для подготовки проектов реформ. Был создан Комитет 6 декабря 1826 г. для анализа состояния государственного управления. Именно в этой связи Сперанский обратился к своей «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» 1803 г. Документы Комитета 6 декабря 1826 г. непосредственно затрагивали земельный вопрос.

В докладе Николаю I от 31 августа 1827 г. говорилось о необходимости изучить и изложить подробно всю историю правового регулирования крепостничества для того, чтобы иметь возможность принять необходимое решение. Данная задача была выполнена в обширной статье «Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и состояния крестьян». В личном фонде Сперанского хранится ее писарская копия, датированная 3 октября 1836 г. Статья стала итогом размышлений над проблемой рабского положения земледельцев, над правовой основой грядущего освобождения. Сочинение было завершено в то время, когда автор читал курс лекций по теории права наследнику престола.

Таким образом, на протяжении всей своей государственной деятельности Сперанский не раз возвращался к проблеме крепостного права.

В России, как и в Европе, правовое положение крестьян имело два сложных аспекта: личную и имущественную зависимость крестьян от землевладельцев, которая была несоразмерна обязательствам владельцев земли перед крестьянами. Для европейских реформаторов и для Сперанского ключевым принципом было единство прав и обязанностей. Как указывал Сперанский, основой общества были «свободы располагать лицом и собственностью в связи с другими»66. Эти связи нарушались крепостничеством, поскольку, согласно Г.Гегелю, раб как объект права не может иметь обязанностей, их имеет только свободный человек. Воля человека свободна, но она ограничена нравственным и государственным законом. Свобода распоряжения собой составляет суть взаимосвязи «права одного - обязанности другого», на которой основывается гражданское общество.

Крепостное состояние есть отсутствие свободной воли -- естественных прав и обязанностей человека. Противоестественность крепостничества многократно подчеркивалась И.П. Пниным, А.С. Кайсаровым и другими. Отрицание принципа крепостничества было высказано и Екатериной И. Императрица употребила такие понятия, как «раб» и «освобождение», что давало наглядную юридическую характеристику статусу крестьян.

В крепостном праве видели причину экономических трудностей и неурожаев, на что указывала Екатерина II в статье 296 своего наказа, об этом писали Малиновский в 1802 г. и Кайсаров в 1806 г. Мысль о том, что личная свобода -путь к решению земельной проблемы, была зафиксирована цесаревичем Александром Павловичем в дневнике за 1798 - 1800 гг.

Крепостное право осуждалось именно потому, что оно основывалось на силе и принуждении, тогда как насилие не может быть основой права, о чем писал Монтескье, классики европейской философской мысли.

Социально-экономические реформы в Европе были основаны на принципе свободы человека в имущественных отношениях. По мнению либеральных политиков, главное в изменении сословных отношений было предоставление личной свободы и прав на имущество сельским жителям. Проблемы утраты земельного надела, отсутствия собственной земли, неразвитости арендных отношений на континенте отходили на задний план.

Принципиальная особенность русского права первой половины XIX в. состояла в том, что сам человек воспринимался как объект собственности. Изучение и опровержение этого принципа - человек как вещь - была центральной проблемой для Сперанского.

М.М. Сперанский написал целый ряд произведений, посвященных изложению его философско-правовых и политических взглядов на устройство государственной власти в России. Наиболее подробно его мысли изложены во "Введении к Уложению государственных законов" (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во "Введении" есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы Сперанский считал краеугольным камнем "истинной монархии", их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия См.: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М.: Наука, 1989.С. 87. . В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а "через правильные и справедливые законы" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 46. , жалованные императором народу.

Определяя форму правления для России, Сперанский обратился к теории географической среды, разработанной Монтескье. Французский философ утверждал, что на форму правления оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень технических средств. Исходя из названных признаков, присущих России, а также "по настоящей степени просвещения" народа наилучшим образом правления, "наиболее сходственном для счастия ее существования", может быть только монархия, учрежденная на "законе непременном" См.: Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М.: Мысль, 2005.С. 74. . Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл "правильной" или "истинной монархией". Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России "истинной монархии", основанной на незыблемых законах, Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. "По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления" См.: Там же. . Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной "народного мнения". Он был убежден в возможность реформирования России "сверху", без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий.

"Истинная монархия" Сперанского, согласно его концепции базируется на двух основах. Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные законы государства "столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть переступить их не смогла". Коренные законы государства - это воля народа, обращенная к правительству, в условиях, когда "государи перестали быть отцами их народов, когда народы познали, что они отделяют свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только обращают не для них, но часто и против них". Закон, по его мнению, является "первым источником силы правительства" См.: Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского. // Цит. по Тимошина Е.В. Указ. соч.С. 226. .

Другим принципом "истинной монархии" Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими силами одновременно - тогда правление будет деспотическим, а поданные - рабами. "Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его" См.: Морозов В.И. Указ. соч.С. 67. . Государство организуется на принципе разделения властей, которые в свою очередь реализуются на основании законов и правового порядка. Но Сперанский не полагался на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства требует общего изменения. Никакие частные перемены ни приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы правления, "истинной монархии". Мыслитель рассматривал такой вариант ограничения монархии в России, который предполагал внутреннее ограничение самодержавия "силой установлений", законов и "самим делом". Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, "достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа". Образцом такого сословия Сперанский видел английскую аристократию См.: Там же. . Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как "зависимость от положительного закона", сам престол держится "на твердых столпах закона и всеобщего порядка". Закон Сперанский определял "как ограничение натуральной свободы человека известными правилами". Общее назначение закона состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить "органические" законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства.

Сперанский предполагал, что в преобразованном по его проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права подданных. Он разработал собственную концепцию, состоящую из двух пар категорий: рабство политическое и свобода политическая и рабство гражданское и свобода гражданская См.: Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. М.: Ось-89, 2001.С. 53. . Политическая свобода в понятии Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также возможность "участия.. в действии законодательной и исполнительной власти". Политическая свобода у Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость "более способен, в силу собственных интересов, заботится о доброте закона". Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда "воля одного закон для всех", под которыми подразумевались известные категории населения, как домашние слуги, ремесленника и "народ рабочий", которые могли быть допущены к праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным "разумом" и "любочестием" См.: Там же. .

Гражданское рабство Сперанский рассматривал как подчинение одного класса "в повинностях личных или вещественных" другому, а гражданскую свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. // URL: http: //stepanov01. narod.ru/library/speransky/chapt03-2. htm (дата обращения 02. 02.2009). . В своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет гораздо больший объём, по сравнению со свободой гражданской, и поэтому является её основой, но и гражданским правам Сперанский придавал большое значение. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон гражданский не может быть тверд без закона политического" См.: Семигин Г.Ю. Указ. соч.С. 78. . Как следствие этого Сперанский разделяет государство на три сословия: дворянство, "среднее состояние" и "народ рабочий". Дворянство обладает всеми гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами "по их собственности" и гражданскими правами. "Народ рабочий" (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение равными гражданскими правами и как следствие этого стремление к отмене крепостного права См.: Чибиряев Указ. соч.С. 91. .

В Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных деятелей: синтезировав правовую и философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти.

М. М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля, сказал о нем: "чиновник огромного размера".

Политическая доктрина М. М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором народу. "Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года" ("О постепенности усовершенствования Российского").

В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на непременном законе". Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их".

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.

Он полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, "когда воля одного – закон для всех", а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права.

Под гражданским рабством он понимал подчинение одного класса ("в повинностях личных или вещественных") другому, а гражданская свобода, по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от друга всех сословий и групп в обществе.

Анализируя связи между этими понятиями, Сперанский отметил, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. "Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической", и напротив, если в государстве учреждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. "Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического". Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. "К чему гражданские законы, – восклицает Сперанский, – когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластья!" Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России настало время переменить существующее положение вещей и установить новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что "темпы развития ее идут несравненно быстрее, чем в других государствах".

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: "О придворных званиях" (3 апреля 1809 г.) и "Об экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.). Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для дворян невозможно.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. "Крепостничество, – писал он, – несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры". "Каким образом, – спрашивал он, – ремесла в городам могут совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в рабстве?"

Однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что россияне, получив свободу, обратятся "к кочевому образу жизни". Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от помещиков, а затем к крестьянам возвращается "древнее право перехода" (Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

Проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него посыпались обвинения в "возжигании 6yнтов" и даже в «способствовании истребления дворянства».

В конечном итоге судьба "великого чиновника" была решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку.

К сожалению, реализация его проектов растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II (Сперанский читал цесаревичу Александру Николаевичу курс политических наук), а ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и Основных законах Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как того хотел великий реформатор.

Либерализм – политическое течение дворян средней буржуазии, помещиков, перешедших на путь капитализма.

М.М. Сперанский (1772–1839 гг.) – автор плана либерального переустройства России, основные работы: «План государственного преобразования», «Свод законов», «Введение к Уложению государственных законов».

Политическая доктрина М.М. Сперанского опирается на глубокие познания в политических теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Он отрицал «мрачную систему чувственного материализма» и воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога).

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени:

1) в Средние века – Удельщина;

2) в Новое время – абсолютная монархия;

3) в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав).

Основные позиции:

1. О происхождении государства.

По его мнению государство возникло как общественный союз. Это надклассовая организация для пользы и организации людей. Всякое законное правительство своим происхождением обязано общей воле. Народ является источником силы правительства.

2. Задача государственного преобразования:

а) Россию необходимо подготовить к принятию Конституции;

б) ликвидировать крепостное право немедленно, ибо пока оно есть и сословную конституционную монархию устранить невозможно.

Ликвидацию крепостного права необходимо провести в два этапа:

а) начать с ликвидации земель помещичьих угодий;

б) капитализация земельных отношений;

в) Преобразование следует начать с учреждения умеренных, но коренных законов. Главным законом является закон о земле, выборах, государственном управлении.

3. Система представительных органов:

1) низшее звено – волостная дума в составе помещиков, горожан, имеющих недвижимость и государственных крестьян;

2) Окружная дума – состоит из депутатов волостной думы, первая избирает депутатов в губернскую думу;

3) государственный совет – назначается императором.

4. Высший судебный орган: Сенат, которому подчинены все нижестоящие сенаты. Министры несут двойную ответственность: перед государственной думой и императором или за нарушение принципа законности. Министры скрепляют своей подписью акты государственной власти. Вся полнота власти принадлежит монарху.

В государстве должно быть три группы сословий:

1. Дворянство – несут военную и государственную службу по своему выбору.

2. Среднее сословие – купцы, однодворцы, поселяне, имеющие недвижимость.

3. Народ рабочий – поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Однако данная категория лиц может и не иметь избирательного права.

Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их.

Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав