30.06.2020

Практические советы. Как правильно вести себя с инспектором ДПС. Практические советы Как вести себя при совершении правонарушения на дороге


В пунктах 43 и 44 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (ред.от 21.12.2017), описаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем. К основным относятся: вежливость, тактичность, проявление спокойствия и выдержки, обращение исключительно на «Вы». Среди прочего инспектор обязан воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний.

Все эти правила работают и в обратную сторону, а значит крайне актуальны для каждого водителя. Даже если вы считаете, что ничего не нарушили, старайтесь вовремя умерить свой пыл и общаться c инспектором вежливо - так уладить все разногласия будет в разы проще.

Не требуйте

«Немедленно сообщите, почему вы меня остановили!» - не самая лучшая формулировка, согласитесь? А если добавить к подобному вопросу пренебрежительный, высокомерный тон, то каши уже явно не сваришь.

Инспектор обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также, если вы об этом попросите, показать удостоверение, затем сообщить причину и цель своего обращения (п. 45 Административного регламента). В противном случае водитель может сам проявить инициативу и в вежливой форме попросить сотрудника ДПС представиться, а также пояснить причину остановки. Главное - выражать свои просьбы тактично.

Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования,замечания, основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста, суть нарушения и конкретную норму закона, на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп. 43, 45, 50 Административного регламента). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя - прямая обязанность сотрудника ДПС. «Качать права» - не лучшее решение, куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента.

Не забывайте о своих правах и обязанностях

Добрая половина дорожных споров с сотрудниками ДПС чаще всего возникает из-за банального незнания норм ПДД, КоАП,ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Административного регламента. Каждый, кто садится за руль, должен досконально изучить Правила дорожного движения (п. 11 Административного регламента и п. 1.3 ПДД).

Не менее важно знать и правила общения с инспектором ГИБДД. Нюансов много. К примеру, автомобилист не обязан в случае остановки авто сразу же покидать салон машины: достаточно опустить стекло со стороны водителя и ждать, когда инспектор подойдет к вам (п. 48 Административного регламента). Правда, если есть объективные обстоятельства, по которым находиться на проезжей части и подходить к двери водителя для инспектора небезопасно, он может обратиться к водителю с противоположной стороны машины или действовать по ситуации. Например, попросить открыть любое другое окно и даже предложить переместить машину в указанное им место (пп. 48 и 93.2 Административного регламента). Раздражаться, удивляться, спорить в таких случаях не стоит, ведь это право сотрудника ДПС, которым он может воспользоваться. Кроме того, в определенных ситуациях инспектор вправе предложить автомобилисту выйти из авто.

Перечень случаев, в которых сотрудник ДПС может предложить покинуть салон авто:

  • наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции (п. 93.1 Административного регламента);
  • если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда поведение участника дорожного движения создает угрозу личной безопасности сотрудника (п. 93.1 Административного регламента);
  • занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов (п. 93.3 Административного регламента).

Еще один из важных аспектов касается документов. Передавая инспектору на проверку документы, нужно позаботиться о том, чтобы они были без обложек, удерживающих устройств, лишних предметов, денег и ценных бумаг (п. 53 Административного регламента). Знание основных правил поможет избежать недопониманий.

Не оправдывайтесь

Водитель бывает в корне не согласен с тем,что он нарушил ПДД. Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило, он либо оправдывается, либо красноречиво доказывает, что ничего не нарушал. Хотя первое, что нужно сделать, это потребовать доказательства своей вины. К примеру, данные фото- видеосъемки, на которых отчетливо зафиксировано нарушение. Помните, что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 1.5 КоАП РФ).

Доказывать вину водителя должен сотрудник Госавтоинспекции. Поэтому достаточно корректно сообщить ему о своей невиновности и праве не свидетельствовать против себя (п. 1 ст. 51 Конституции).

Когда дело дойдет до составления протокола, водителю должны разъяснить права и обязанности, о чем делается отметка в документе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Оформляя саму бумагу, внимательно читайте каждый ее пункт. В протоколе должно быть описано нарушение, которое водитель совершил, с обязательным указанием места и времени. Проверьте дату, указание на место составления протокола, должность, фамилию и инициалы сотрудника ГИБДД, собственные данные и данные свидетелей, если таковые имеются (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если ваше мнение по определенной ситуации идет вразрез с позицией инспектора, смело дополняйте документ своими объяснениями, замечаниями, аргументированно излагайте собственную точку зрения (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Ставьте прочерки в незаполненных строчках и обязательно снабдите протокол формулировкой «С нарушениями не согласен. ПДД не нарушал». Корректно настаивайте на том, чтобы в документе фигурировал термин «водитель», а не «нарушитель». И не забудьте попросить копию протокола (ч. 6 ст. 28. 2 КоАП РФ). Не теряйтесь, не робейте, не идите на конфликт, просто запомните, на что вы имеете право, и тактично настаивайте на своем.

Не будьте голословными

Спор без фактов лишен смысла. Старайтесь всегда подкреплять свою позицию ссылками на конкретные нормы. Когда вы апеллируете к букве закона, найти контраргументы крайне сложно. Скажем, если вас остановили и утверждают,что во время движения вы были не пристегнуты, то обязательно попросите инспектора ГИБДД предоставить фотографии или видео, на которых будет четко видно,что это так. Если доказательств нет, а упор сделан на то, что в момент разговора с инспектором вы не пристегнуты, то можно ссылаться на ст.12.6 КоАП РФ, в которой четко сказано, что пристегиваться нужно только во время движения автомобиля. Из чего прямо следует, что автомобилист может отстегнуться непосредственно после остановки машины, чтобы извлечь, примеру, документы из кармана.

Если в машине есть видеорегистратор, который одновременно снимает и происходящее в салоне, и за его пределами, это подтвердит вашу позицию. Если же камеры нет, так же как и доказательств, а инспектор все равно настаивает на своем, попросите составить протокол и укажите все свои доводы, отметив, что прямых доказательств вашей вины нет.

Случаются также ситуации, когда замок ремня выходит из строя или рвется прямо в дороге (всякое может быть). В этом случае тоже не стоит паниковать. Нужно объяснить сотруднику ДПС, что инцидент случился прямо в пути и вы направляетесь к месту стоянки либо СТО для устранения неисправности (п. 2.3.1 ПДД). И наконец, если конструкцией вашей машины вообще не предусмотрено наличие ремней безопасности, то нарушения с вашей стороны также не будет (ст. 12.6. КоАП РФ).

Правовая грамотность поможет тактично разрешить массу спорных моментов, опираясь на конкретные факты, а не на голословные заявления. Общаясь с инспектором ГИБДД, не стоит идти на поводу у эмоций, какой бы ни была ситуация. Залог успешного диалога -вежливость и знание норм права.

Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи - интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками.

Содержание статьи:

Наверное, нет ни одного автомобилиста, которого бы ни разу не останавливал работник ГИБДД. В этой ситуации водители ведут себя по-разному. Одни нервничают и всем своим видом демонстрируют свою вину, другие же ведут себя спокойно, и зачастую общение с полицейским заканчивается фразой «Счастливого пути!». Как же правильно вести себя с сотрудниками ГИБДД?

Спокойствие и знание своих прав – залог успеха водителя


Чтобы наше общество стало правовым, все люди должны знать и соблюдать закон, уметь отстаивать собственные права в любых ситуациях. Это касается и водителей. Если соблюдать за рулем правила движения и знать собственные права, то никакие инспекторы ГИБДД вам не страшны. При этом важно сохранять спокойствие в любой ситуации. Не нужно давать понять всем своим видом, что вы боитесь работника ГИБДД. Он это может почувствовать. Разговаривать с инспектором нужно культурно, спокойно, по существу, без повышения голоса.

В вашем автомобиле всегда должна лежать книжечка с ПДД и Административный кодекс. Причем желательно на видном месте, чтобы полицейский их видел. Это хороший психологический трюк. Только эти книги не должны просто лежать, их нужно внимательно изучить. Тогда проблем на дороге возникать не будет. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций вы всегда сможете доказать инспектору свою правоту.

А теперь перейдем к рассмотрению особенностей поведения с инспекторами ГИБДД в разных ситуациях.

Остановка автомобиля


Беседа водителя с инспектором начинается сразу же после остановки им машины. При этом следует понимать, что остановка авто по требованию инспектора – это уже правовой акт, последствия которого могут быть серьезными не только для водителя, но и для полицейского.

Остановке автомобиля предшествует взмах жезлом сотрудника ГИБДД. При этом водитель должен внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, на какой именно автомобиль указал полицейский. Некоторые автомобилисты останавливаются при каждом взмахе жезла, даже если махали не им.

Это неправильно. Останавливаться нужно лишь в том случае, если полицейский указал именно на вашу машину. Кроме того, он должен также указать место остановки. Тогда остановка обязательна, иначе вы становитесь нарушителем. А зачем начинать разговор с инспектором за нарушения?


Для остановки следует включить правый поворот и прижаться к обочине. Некоторые водители после сигнала сотрудника ГИБДД могут из-за волнения включить другой поворот, что приведет к дополнительному штрафу. От волнения следует отказаться, водителю оно только вредит.

Нужно понимать, что инспектор не имеет права остановить автомобиль «просто так». Это нарушение закона. Существуют четко прописанные причины остановки авто. Полицейский может остановить машину, если:

  1. Водитель или его пассажиры нарушили ПДД;
  2. Есть сведения, что водитель либо его пассажиры совершили ДТП или другое правонарушение;
  3. Авто находится в розыске или используется незаконно;
  4. Нужно опросить водителя либо пассажиров об обстоятельствах правонарушений, очевидцами которых они стали;
  5. Нужно выполнить решение госорганов об ограничении либо запрете движения;
  6. Необходимо привлечь водителя либо его автомобиль с целью оказания помощи другим лицам.
Некоторые сотрудники ГИБДД в качестве причины остановки машины называют проверку документов. Но водитель должен знать, что в этом случае полицейский нарушает закон. Останавливать авто для проверки документов сотрудники ГИБДД могут лишь на стационарных постах, контрольных постах полиции либо КПП.

Вне стационарных постов можно проверять документы только во время проведения каких-либо спецопераций.


Если инспектор остановил водителя для проверки документов не на стационарном посту, объясняя свои действия проведением в районе спецоперации, водителю нужно спросить, что это за операция, и попросить номер дежурной части УВД города, в котором его остановили. Нужно позвонить и поинтересоваться, правда ли в этом городе проходит спецоперация. Многие инспекторы отпускают водителя уже в момент просьбы телефона, так как факт проведения спецоперации был ими выдуман.

Итак, водителя могут останавливать только по перечисленным выше причинам. Если сотрудник ГИБДД превышает свои полномочия, ему нужно об этом сказать. Только сделать это надо вежливо, не крича о своих связях в полиции, прокуратуре и судах. Это только навредит.

Водителя остановили – как себя вести


Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После этого он обязан сообщить причину остановки машины.

Водителю следует обязательно попросить полицейского предоставить свое удостоверение. Ведь нужно понимать, кто перед вами – работник правоохранительных органов или переодетый мошенник.

Еще перед остановкой авто водителю нужно включить диктофон или видеокамеру на телефоне - это сильный психологический момент. Кроме того, запись может стать уликой в суде, если до этого дойдет. Таким образом, желательно зафиксировать на видео весь разговор водителя с гаишником. Инспектор не имеет права препятствовать использованию видеофиксации. В свою очередь, сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, только об этом он должен уведомить водителя.

Инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение в развернутом виде. Водитель должен переписать все, что в нем указано (начиная от ФИО и заканчивая конечным сроком действия документа). Все инспекторы обязательно должны иметь нагрудный знак. Его номер также следует переписать. Эта информация может понадобиться в суде. Кроме того, инспектор сто раз подумает, стоит ли связываться с водителем, который записывает его данные.

Только после этого водитель может предоставить свои права. При этом не стоит передавать свои документы непосредственно в руки сотруднику ГИБДД, достаточно только их показать (к примеру, приложить к стеклу). Иначе водитель попадает в зависимость от гаишника, который может забрать документы и не отдавать их до тех пор, пока не выпишет протокол (потом водителю придется бегать по разным инстанциям, доказывая свою невиновность).

Если полицейский требует передать права, техпаспорт и полис ОСАГО лично ему в руки, водитель может не выполнять его требования, ссылаясь на Приказы МВД №185 и №6.


Общаясь с сотрудниками ГИБДД, водитель не должен выходить из автомобиля - это его право, но не обязанность. Это нужно четко усвоить. Общаться с гаишниками можно через приоткрытое окно.

Водитель обязан выйти из авто только в ниже приведенных случаях:

  • Для устранения неисправности машины;
  • Если сотрудник уверен, что водитель пьян;
  • Для сверки номеров агрегатов с записями в документах;
  • Для проведения досмотра авто;
  • Если водитель либо пассажиры подозреваются в преступлениях;
  • Если требуется участие водителя в оформлении нужных документов или же оказании помощи другим лицам;
  • Если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.
В остальных случаях работник ГИБДД не имеет права требовать водителя покинуть автомобиль.

Выяснение факта нарушения


Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.

Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.

В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.

Многие сотрудники снимают нарушения на любительские видеокамеры. Это незаконно. Если гаишник показывает водителю, что тот нарушил правила движения на подобной камере, то водителю нужно попросить предъявить сертификат на эту видеокамеру с актом ее поверки.


Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.

Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.

Как себя вести при составлении протокола


Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.

Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.

Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.

Водитель не обязан расписываться и писать объяснения в протоколе, это его право. Иногда полицейские подделывают подпись водителя, но это влечет уже уголовную ответственность.


Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.

Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.

Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.

В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.

Во время составления протокола полицейские могут устраивать разные провокации, но водителю не нужно на них поддаваться.


Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.

Выводы

Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.

Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.

Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД:

И что дальше? Бежать ему навстречу или сразу настраивать регистратор на него? Нужно ли садиться в машину к инспектору и можно ли снимать его на мобильный? В общем поговорим сегодня о том, что можно, а что нельзя вам и инспектору, а то уж больно часто за последние месяцы менялся регламент ГИБДД и накопилось много непоняток и вопросов.

1. Инспектор появился из кустов и остановил вас

Что делать в этой ситуации? Может быть вообще не надо останавливаться? Раньше прятаться и сидеть в засаде гаишникам было нельзя, но теперь можно. Вот выдержка из регламента: «В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

2. Инспектор останавливает вас своей палочкой и уже идет к вам

Вы, конечно, можете выбежать навстречу к инспектору, но лучше остаться в машине, потому что выходить вы не обязаны. Более того, если вы выйдете, инспектор может заподозрить вас в чем-то нехорошем. Например, в том, что вы в нетрезвом состоянии и вышли на улицу, чтобы запах перегара был не так заметен.

3. Инспектор представился, но недостаточно четко, или вы просто не расслышали

Что делать в этой ситуации? Закрыть на это глаза, потому что вы больше никогда не увидитесь с этим инспектором и не хотите забивать себе голову лишней информацией или все-таки переспросить? Конечно, можно и закрыть глаза, но если вы переспросите в вежливой (это важно) форме, то это даст инспектору понять, что никаких поблажек в случае его поведения не по регламенту не будет, а также это сведет на нет возможное панибратство со стороны инспектора.

4. Инспектор просит дунуть в трубочку

Что делать в этой ситуации? Отнекиваться и говорить, что ты вообще не пьешь или послушно дунуть? А может вообще попросить сначала дунуть инспектора и потребовать все документы на прибор? Как всегда, поступить вы можете, как угодно, но лучшим выходом из сложившейся ситуации будет дунуть в прибор, но перед этим убедиться, что инспектор при вас достал и установил новый мундштук из герметичного пакетика.

5. Полицейский начинает общаться с вами на «ты» и повышает голос

Неприятная ситуация - все-таки он представитель власти, а вы простой водитель. И что делать? Тоже переходить на «ты» и повышенный тон? Я бы рекомендовал напомнить инспектору регламент: «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на „вы“, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку… Разъяснения… должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов».

6. Инспектор просит открыть капот или багажник якобы для проверки VIN-кода

Бывает и такое. Но что делать, когда эта просьба касается лично вас? Можно, конечно, пойти навстречу инспектору и показать, что у вас под капотом и в багажнике - скрывать-то вам нечего. Однако это на ваш страх и риск. По закону это называется досмотром, а на досмотр у инспектора должны быть веские причины и их он должен указать в протоколе досмотра, который вы должны ему напомнить составить. А ещё он должен снять все на видео или найти двух понятых. Если же инспектор говорит, что это никакой ни досмотр, а только лишь осмотр, то напомните ему, что осматривать машину он может только обойдя её снаружи и заглядывая в салон автомобиля через окна.

7. Вы решили снять инспектора и его действия на видео

Но можно ли? Нужно спрашивать его разрешения? Или лучше сидеть и помалкивать, чтобы вдруг не нарваться? С одной стороны, гаишник может начать препятствовать съемке и говорить, что по статье 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции) может привлечь вас к ответственности. С другой стороны, отсутствие в административном регламенте нормы о том, что сотрудники ГИБДД не должны препятствовать съемке, не отменяет вашего конституционного права как гражданина свободно искать, получать, передавать и производить информацию законным способом. И в руководстве ГИБДД подтверждают, что никакого запрета на съемку инспекторов ГИБДД при исполнении не существует.

Ни один автовладелец в своей жизни не сможет избежать общения с представителем Госинспекции по безопасности дорожного движения. Неважно, каким именно будет это общение – позитивным или негативным, но «разговор по душам» может состояться в любой момент. И водитель должен быть морально готовым к такому общению. Как себя вести при разговоре с представителем ГИБДД, и каких ошибок следует избежать, мы расскажем в этой статье.

Прежде всего, нужно понимать, что инспектор ГИБДД тоже человек и манера общения с водителем у него может строиться в зависимости от того, в каком ключе потечет ваша беседа. Поэтому в любой ситуации водителю нужно придерживаться вежливого тона и не проявлять признаки агрессии. Даже если вы ужасно спешите, и не настроены на общение с представителем власти, следует держать себя в руках. Вежливое, а не истеричное общение с работником ГИБДД — более конструктивно и может закончиться намного раньше, чем беседа с взаимными препирательствам и.

Итак, начнем. Предположим, вы двигаетесь в своей машине, видите стоящий на обочине дороги патрульный автомобиль ГИБДД, а также инспектора, который взмахнул жезлом. Ваша первая реакция? У многих – включить правый сигнал поворота, съехать с проезжей части (прижаться к обочине), включить аварийную сигнализацию и ждать подхода инспектора. Отметим – действие это подсознательное, но не всегда верное. У вас есть полное право не останавливаться в данной ситуации, если инспектор ГИБДД не указал жезлом именно на ваш автомобиль, а следующим жестом – на место, где вы должны совершить остановку. Если же вы по какой-то причине пропустили эти жесты, то, проехав мимо патруля, потрудитесь взглянуть в правое боковое зеркало или салонное зеркало заднего вида. Если увидите, что инспектор машет жезлом в сторону вашего автомобиля, лучше остановиться, так как не остановка по требованию является нарушением. И уже на следующем посте вас могут остановить и предъявить соответствующую претензию, которая может вылиться в дополнительный штраф (от 500 до 800 рублей согласно части 2 ст. 12.25 КоАП РФ) – если, конечно, предыдущий патруль усмотрел нарушение и именно поэтому останавливал ваш автомобиль.

Если же инспектор имел в виду именно вашу машину, то, соблюдая все правила остановки, останавливаем автомобиль в указанном сотрудником ГИБДД месте и ждем, когда он подойдет к машине. Здесь наступает очень важный психологический момент: даже осознавая, что никаких правил нарушено не было, в салоне машины имеется как минимум один свидетель, а на лобовом стекле висит видеорегистратор, человек все равно испытывает волнение и определенный комплекс вины. Это – нормально, но не следует на этих эмоциях зацикливаться. Лучше сделать глубокий вдох, собраться с мыслями и приготовиться к доброжелательном у общению с работником Госинспекции.

Важно помнить, что при остановке инспектором водитель не обязан выходить из автомобиля, общение с правоохранителем может вестись через приоткрытое окно автомобиля. Впрочем, существуют несколько случаев, когда требование сотрудника ГИБДД о выходе из машины, законно и обосновано. К ним относятся:

Нарушения правил перевозки грузов либо устранение технической неисправности автомобиля;

Подозрение в нахождении водителя в состоянии алкогольного опьянения (аб.3 пункта 126 Административног о регламента, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185) или общего недомогания;

Сверка номеров агрегатов транспортного средства, которая проводится в присутствии владельца автомобиля, с данными, которые внесены в документы на автомобиль;

Проведение личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и его груза;

Участие водителя в процессуальных действиях, оказание помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительн ых органов;

Угроза личной безопасности инспектора ГИБДД со стороны водителя.

Если ни один из перечисленных выше вариантов не соответствует ситуации, в которой вы оказались во время остановки сотрудником ГИБДД, диалог с ним можно вести из салона автомобиля. Важно помнить, что общение ваше должен начинать именно работник правоохранительн ых органов. Ведь вы остановились по его инициативе. Вы можете снимать весь процесс общения на видеорегистратор или камеру мобильного телефона (это не запрещено действующим законодательство м), но и инспектор может снимать диалог на свою камеру.

Инспектор должен представиться, четко и внятно произнеся свою фамилию, имя и должность. Потом он должен также внятно сообщить причину остановки, и цель, которую он преследует – например, провести профилактическую беседу (да-да, есть и такие) либо выписать штраф. Затем инспектор может потребовать от вас предъявить документы (водительское удостоверение, техпаспорт на автомобиль, полис ОСАГО) объяснив при этом, для каких именно целей ему потребовались эти документы. Отметим, что в этом случае инспектор действует в рамках закона: требовать передать, а не предъявить документы, он уполномочен в соответствии с пунктами 20, 67 Административног о регламента. Этот пункт в общении с представителем Госинспекции очень важен, так как в среде автомобилистов и по сей день идут споры о том, нужно ли передавать сотруднику правоохранительн ых органов документы или можно только предъявить. Ваш покорный слуга всегда передавал свои документы работнику ГИБДД, и ни разу это не привело к чему-то из ряда вон выходящему.

Если у вас есть сомнения в достоверности того, что общение происходит с уполномоченным сотрудником ГИБДД, вы вправе потребовать от инспектора предъявления (а не передачи, как в случае с документами водителя) служебного удостоверения в развернутом виде на достаточном для рассмотрения всех данных расстоянии. Если вы захотите переписать все сведения о работнике ГИБДД, можно попросить его подержать удостоверение в поле вашего зрения пару минут – обычно правоохранители охотно соглашаются на это. И если вы уж очень сомневаетесь в подлинности удостоверения и том, что работник Госинспекции имеет право патрулировать этот участок дороги, можно потребовать от правоохранителя сообщить данные (контактный телефон и местонахождение) дежурного инспектора или начальника отряда, к которому приписан силовик. И инспектор не вправе вам в этом отказать, иначе он нарушит положение, записанное в 4 абзаце пункта 23 Административног о регламента. Кроме того, можно позвонить по телефону доверия, который должен быть написан на кузове патрульного автомобиля.

Если вы считаете, что инспектор совершает неправомерные действия, можно потребовать от него, чтобы он разъяснил, в каком порядке водитель имеет право их обжаловать. Если правоохранитель отнекивается, напомните ему, что он обязан предоставить водителю эту информацию — в соответствии со вторым абзацем пункта 23 того же регламента.

Удостоверившись в том, что перед вами действительно штатный работник ГИБДД и выяснив причину остановки, допустим, нарушение правил при проезде перекрестка, не торопитесь признавать свою вину (если, конечно, вы убеждены, что правил не нарушали, и у вас есть на то обоснования в виде записи видеорегистратор а). Попросите, причем, вежливо, инспектора представить доказательства правонарушения. Если правоохранителю нечем подкрепить свое обвинение, но протокол он уже составил и внес в него ваши данные и информацию об автомобиле, можно в том же протоколе написать «с обвинением в нарушении такого-то пункта ПДД не согласен». И – готовиться отстаивать свою точку зрения в судебном порядке. Также в графе «свидетели» нужно внести все данные находившихся в салоне вашего автомобиля свидетелей. Запомните, что инспектор обязан выдать вам копию протокола, которую нужно тщательно проверить, чтобы убедиться, что правоохранитель не вписал туда лишнюю информацию.

Если работник ГИБДД вменят вам езду в нетрезвом виде и предлагает проверить состояние алкогольного опьянения при помощи алкотестера, вы вправе отказаться от этой процедуры и потребовать провести освидетельствова ние в медицинском заведении. Все ваши требования должны быть внесены в протокол. На составлении протокола и приглашении понятых водитель также вправе настаивать, если инспектор ГИБДД собрался устраивать досмотр автомобиля.

Надеемся, что наши советы пригодятся вам в описанных выше ситуациях.

Как вести себя с сотрудниками ДПС? Общение с сотрудниками ДПС не доставляет удовольствия, даже если вы ничего не нарушали и все документы у вас в полном порядке. Так уж повелось, что любой разговор с «работниками свистка и жезла» заканчивается стрессом и потраченными нервами. Чаще всего проблемы и сложности возникают у водителей, которые просто не знают своих прав и обязанностей в отношении сотрудников ДПС. А ведь если разобраться, все не так уж страшно!

Итак, вы увидели, как в сторону вашей машины махнул жезлом сотрудник ДПС . Не спешите давить на тормоз и останавливаться в то же мгновение. Если инспектор останавливает вас вне стационарного поста, у него должны быть для этого весьма существенные причины: вы, к примеру, нарушили Правила дорожного движения, у вас под стеклом нет талона о прохождении техосмотра , вы или ваш пассажир находятся в розыске или на дороге проводится спецоперация. Просто так для обычной проверки документов останавливать вас на дороге не должны. Помните, что мошенники иногда «маскируются» под сотрудников ДПС и в темное время суток тормозят машины на пустынных дорогах. Если вас попытался остановить такой «боец-одиночка», лучше всего доехать до ближайшего поста и рассказать о случившемся настоящим ДПСниками.

Если же дело происходит возле стационарного поста или у инспектора действительно есть основания вас тормозить (всякое бывает!), лучше все-таки остановиться. Поставьте машину так, чтобы она не мешала другим участникам движения.

Приучите себя не выскакивать из автомобиля и не бежать к инспектору с документами наперевес и заготовленной заранее оправдательной речью. Для начала просто опустите стекло и дождитесь, пока остановивший вас сотрудник ДПС представится. Кстати, если вместо фамилии-имени и звания вы услышали невнятный бубнеж, можете смело переспросить или даже потребовать предъявить служебное удостоверение (по закону вы имеете на это право). Помимо своих данных инспектор также должен озвучить причину, по которой ваш автомобиль был остановлен.

Вам также будет полезно знать, что в российском законодательстве нет такого документа, который бы запрещал снимать сотрудника ГИБДД на видео или записывать разговор с ним на диктофон. Помните однако, что съемка стационарных контрольно-пропускных пунктов запрещена.

«Откройте багажник!» - это одна из самых распространенных фраз, которую слышат водители от инспекторов. Однако чаще всего особо рьяные ДПСники путают понятия «осмотр» и «досмотр» автомобиля. Если речь идет об осмотре, то он может быть визуальным или техническим. Инспектор может осмотреть автомобиль снаружи, заглянуть в салон через стекла или открытые вами двери, а . Если речь идет об изучении содержимого вашего багажника или детальном рассмотрении салона, требуйте составления протокола и приглашения двух понятых. По закону досмотр (а в данном случае речь идет именно о нем) проводится только в таких условиях. Кстати, согласно статье КоАП, при досмотре автоинспектор ни в коем случае не должен трогать или перемещать ваши вещи собственными руками, он может лишь попросить вас отодвинуть пакет или поднять коврик. В противном случае, это уже не досмотр, а обыск, для которого нужна соответствующая санкция.

Очень распространенная на наших дорогах процедура, которой подвергаются водители, - это проверка на алкогольное опьянение . Проще говоря, сотрудники ДПС просят вас «дыхнуть в трубочку», чтобы понять, пьяны вы или нет. Прибор, который используется для этой процедуры, должен обязательно выводить результаты теста на бумажный носитель. Если у вас есть сомнения в подлинности или корректности работы прибора, вы вправе потребовать у автоинспектора всю документацию на него. Если вы не согласны с результатами теста, обязательно зафиксируйте это в протоколе и требуйте проведения процедуры медицинского освидетельствования. Ее также проводят в том случае, если водитель вообще отказывается «дышать в трубочку». Поездка к врачу, конечно, отнимет у вас достаточно времени, зато поможет доказать вашу правоту.

К сожалению, сегодня очень распространены ситуации, когда сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в нарушении, которого тот не совершал. Попросту говоря, «подставляет» или «разводит» не слишком грамотного автомобилиста. Если вы уверены в своей правоте и законопослушности, ни в коем случае не оправдывайтесь и не пытайтесь «уладить все на месте» (даже если жалко потраченного времени и нервов). Спокойно объясните инспектору свою позицию, потом зафиксируйте ее в протоколе. Отдельно укажите в документе, что с претензиями сотрудника ГИБДД не согласны и Правила дорожного движения не нарушали. Если в самом протоколе не хватило места для ваших объяснений и вы взяли чистый лист или вы хотите приложить какие-то дополнительные документы (схему, ходатайство и т.д.), укажите это в графе «Объяснения лица». Обязательно впишите в протокол данные свидетелей, если они существуют; не верьте сотруднику ГИБДД, что муж или другой родственник, ехавший с вами в машине, не может выступать в качестве свидетеля. Проследите, чтобы в протоколе не осталось пустых граф (поставьте на них знак Z), и не пишите ничего под диктовку автоинспектора.

Напоследок отдельный совет для женщин-водителей: не забывайте о том, что вас остановил не МУЖЧИНА, а СОТРУДНИК ДПС при исполнении. В общении с ним не стоит пускать в ход свои чары обольстительницы или пытаться разжалобить его образом «наивной дурочки». Есть вероятность, что ваши «этюды» произведут прямо противоположный эффект - вместо конструктивной беседы получится конфликт. Разговаривайте с автоинспектором вежливо и спокойно - этого вполне будет достаточно.

Как говорится, «предупрежден, значит, вооружен». Хочется верить, что знание законодательства и его соблюдение избавят вас от проблем в общении с сотрудниками ДПС.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав