10.09.2019

Законодательство рф, регламентирующее регистрационный и миграционный учет граждан рф. Закон о прописке граждан рф Закон о регистрации в рф


В настоящее время любое лицо, которое находиться на территории страны, должно иметь сведения в документе о месте регистрационного учета.

Закон о прописке в РФ

В настоящее время в стране действует закон прописке № 5242 – 1 от 25.06.1993 года с недавно внесенными изменениями.

Этот нормативный документ обязывает осуществлять регистрацию в уполномоченном органе по месту своего проживания или фактического проживания.

Новый закон о прописке содержит перечень объектов, в которых лицо может быть зарегистрировано:

  1. Жилая комната;
  2. Квартира;
  3. Дом, имеющий статус жилого;
  4. Другое помещение, имеющее статус жилого, включенное в федеральный или местный жилой фонд.

Проживание должно осуществляться лицом, на основании наличия:

  • Права собственности;
  • Соглашения о социальном найме жилого помещения;
  • Соглашения об аренде объекта, являющегося жилым.

Процедура внесения сведений в специальные реестры осуществляется на безвозмездной основе.

Выполняют функции по постановке на миграционный учет Управление МВД по вопросам миграции, а также его территориальные отделы.

Документ разрешает не осуществлять регистрацию в следующих случаях:

  1. Лицо пребывает в жилом помещении, расположенном в том же населенном пункте или области, в котором осуществлена его постоянная регистрация;
  2. В городах федерального значения допускается не регистрироваться, в случаях, когда постоянная постановка на учет осуществлена в городах Московской и Ленинградской области.

Гражданин, обратившийся с пакетом документов для постановки на регистрационный учет, должен быть зарегистрирован ответственным органом в срок, который не может превышать 3 дня.

Допускается подача сведений, имеющих электронный вид - в этом случае, регистрация происходит в срок не более 8 дней.

Лицо, изменившее постоянный адрес проживания обязан осуществить регистрацию это новому адресу.

Перерегистрация должна быть осуществлена не позднее недели с момента изменения места проживания.

Обратите внимание на то, что зарегистрироваться и проживать можно только в том недвижимом объекте, который имеет статус жилого. Например, не допускается регистрация в недвижимом объекте, имеющем статус апартаментов, поскольку такой вид недвижимости считается коммерческим.

Процедура регистрации лиц, которые не достигли возраста 14 лет, регулируется гражданским законодательством. Так, когда ребенку не исполнилось 14 лет, его регистрация осуществляется по месту регистрации одного или обоих родителей.

В отношении новорожденных должна быть осуществлена аналогичная процедура сразу после получения документа о рождении малыша. Нарушение недельного срока обращения с заявлением о постановке на учет, влечет наложение административной отнесенности, на основании норм КоАП РФ.

Закон, устанавливает основания, при наличии которых лицо может быть снято с учета. К таким основаниям отнесены:

  1. Вынесение решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим;
  2. Решение суда о том, что лицо признано умершим;
  3. Смерть лица;
  4. Решение уполномоченного органа о выселении;
  5. Выявление органами факта представления ложных документов или отражения в заявлении недействительных сведений.

Закон о постоянной регистрации по месту жительства

Закон о регистрации по месту жительства на территории страны не принят. Однако в настоящее время действует Постановление Правительства № 713 от 17.07.1995 года, которое регулирует порядок внесения сведений о проживании лица в конкретном жилом помещении.

В соответствии с этим документом, постановка на учет осуществляется в течение недели, после получения права на проживание на новом месте.

Документы подаются по месту нахождения недвижимого жилого объекта.

Допускается представление документов представителем лица. В этом случае представитель обязан предъявить сотруднику органа доверенность, которая заверена нотариусом в установленном порядке, в которой указано полномочие по регистрации лица.

В случаях, когда сведения направляются в электронном виде, документы должны иметь электронную цифровую подпись.

Сотрудник, принявший документы, по требованию заявителя, должен выдать расписку с указанием даты и перечня принятых документов.

Специалистами органа принимается документ, удостоверяющий личность, в котором после внесения данных о месте проживания ставится печать и указанием адреса регистрации.

Закон о временной регистрации по месту пребывания

Закон о временной регистрации в стране отсутствует. Административный порядок регламентируется, указанным ранее Постановлением Правительства РФ № 713.

Документ обязывает лиц, которые по месту своего пребывания находятся более 90 дней, обратиться в государственный орган с заявлением о постановке на временный учет.

Бланк заявления имеет установленную форму 1, Приказом ФМС № 288 от 11.09.2012 года. В документе следует указать:

  1. Название органа;
  2. Сведение о заявителе;
  3. Персональные и паспортные данные;
  4. Информацию о месте расположения жилого помещения;
  5. Сведения о документе, который позволяет проживать заявителю в недвижимом объекте.

Помимо заполненного бланка следует подать:

  • Паспорт;
  • Документ, подтверждающий право проживания в жилом помещении.

Регистрация по месту пребывания осуществляется после представления документов:

  • Лично;
  • Посредством представителя;
  • В электронном виде;
  • С помощью сервиса «Госусслуги»;
  • Почтовым отправлением.

Срок, на который ставится на учет лицо, определяется на основании:

  1. Решения, согласованного с собственником и членами его семьи;
  2. Решения, выданного муниципальным органом.

В течение 3 дней со дня обращения, сотрудник должен установить наличие оснований для регистрации лица. По их истечению специалистом выдается свидетельство о постановке на временный учет.

Обратите внимание на то, что постановка на временный регистрационный учет не требует снятия с постоянного учета.

Заявление, куда подавать, образец

Для того чтобы федеральный орган осуществил запись о регистрационном учете, заявителю необходимо предоставить, установленные законом о передвижении граждан сведения.

К таким сведениям относятся:

  1. Заполненное заявление, установленной формы. Бланк заявления утвержден Приказом ФМС России № 288. В тексте формы необходимо указать:
  • Наименование органа;
  • Персональные данные заявителя;
  • Сведения о предыдущем месте проживания;
  • Информацию о собственнике и о документе, подтверждающие права на жилой объект;
  • Данные документа, подтверждающего личность;
  • Номер СНИЛСа;
  • Сведение о лице, которое предоставляет право проживать в жилом объекте, его паспортные данные.
  1. Документ, подтверждающий личность.
  2. Документ, который подтверждает наличие права заявителем вселиться в указанный жилой объект. Таким документом может быть свидетельство о собственности на объект, соглашение о социальном найме помещения, соглашение об аренде. Допускается представление копии документа, которая удостоверена нотариусом. Обратите внимание на то, что в случае, когда информация об основаниях вселение имеется в реестрах государственных или местных органов, предоставлять документ не обязательно.

Допускается представление документов в электронной форме.

Скачать форму для заполнения заявления можно . ⇐

Представление данных должно быть осуществлено в местное отделение МВД, занимающееся вопросами миграции. Закон не запрещает подачу документов с помощью сервиса «Госсуслуги».

Госрегистрация сделок с недвижимостью - какими законами регулируется

Госрегистрация сделок с недвижимостью регулируется ФЗ № 218 от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

  • Получения права собсвтенности;
  • Перехода права;
  • Его изменения;
  • Прекращения.

Осуществляется регистрация сделок, касающихся прав на недвижимые объекты Россреестром РФ.

Все сведения об объектах и правах на них вносятся сотрудниками регистрирующего органа в ЕГРН – специальный реестр, отражающий факты перехода прав на объекты.

Основаниями внесения сведений об объектах признаются:

  • Документы, выданные государственными или местными органами власти, на основании которых возникают и прекращаются права на недвижимые объекты;
  • Соглашения, заключенные между физическими и юридическими лицами;
  • Решения о приватизации объектов;
  • Решения судебных органов, получившие юридическую силу;
  • Свидетельства о наличии права наследовать объект.

Регистрация прав должна быть осуществлена в следующие сроки:

  1. Неделя (в случае личного обращения в территориальный орган);
  2. 9 дней (в случае представления документов в МФЦ).

За осуществление внесения сведений в реестр, заинтересованное лицо должно внести обязательный государственный сбор. Размер пошлины зависит от статуса лица. Для физических – 2 000 рублей, для юридических – 22 000 рублей.

Для регистрации права следует представить:

  1. Заполненное заявление;
  2. Документ, подтверждающий наличие права на объект;
  3. Квитанцию об оплате пошлины.

После внесения информации в реестр, лицу выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая его права на объект.

Новые правила, ужесточения

В 2017-м году были внесены изменения, актуальны они и в 2019-м:

  • Права регистрируется в едином реестре (ЕГРН), представляющем собой табличную информацию и графическую часть.
  • Собственник получил право обратиться с заявлением о запрете любых юридически – значимых действий без его присутствия.
  • Обязательным нотариальным способом должны быть оформлены соглашения об отчуждении доли в общедолевой собственности, соглашения по передаче прав, принадлежащих несовершеннолетнему ребенку, соглашения, в которых стороной является опекун лица.
  • Допускается обращение и регистрации в любом отделении органа, то есть не только по месту нахождения объекта.

Ответственность и наказания

Закон устанавливает перечень обстоятельств, при которых уполномоченное лицо органа может быть привлечено к ответственности.

К таким обстоятельствам отнесены:

  • Утрата или искажение сведений, отраженных в представленной документации;
  • Неполнота или недостоверность внесенной информации в реестр;
  • Необоснованный отказ в предоставлении услуги;
  • Невнесение или несвоевременное внесение информации.

В случае совершения вышеуказанных действий, виновные лица должны возместить убытки, которые понес заявитель в полном размере.

В случае, когда собственник утратил право на свое единственное жилье или приобретатель потерял право в результате истребования жилого помещения, орган обязан возместить им потерянное жилье. Размер компенсации не должен превышать 1 000 000 рублей.

Заключение

Таким образом, каждый из граждан, проживающих в РФ, должен быть зарегистрирован постоянно или временно по месту нахождения. Порядок регистрации определен государством на федеральном уровне и должен быть исполнен.

Госдумой принят законопроект, вносящий изменения в некоторые законы, касающихся правил регистрации граждан. Они призваны бороться с массовой пропиской лиц в так называемых «резиновых квартирах».

Новый закон о прописке вводит понятие фиктивной регистрации в жилых помещениях, под которой понимается регистрация, произведенная путем предоставления заведомо ложных сведений (документов) или без намерения проживать в жилых помещениях (без намерения собственника или нанимателя предоставлять эти помещения).

В целях борьбы с фактами фиктивной регистрации в Уголовный кодекс вводятся новые статьи, которые устанавливают ответственность за фиктивную постоянную и временную регистрацию граждан России и временную регистрацию иностранцев и лиц без гражданства. Наказания предусмотрены от штрафа до лишения свободы. При этом возможно освобождение от уголовной ответственности за сотрудничество со следствием.

Уголовно наказуемой также будет фиктивная постановка иностранцев и лиц без гражданства на учет по месту пребывания , то есть постановка их на учет путем подачи заведомо ложных данных или документов и (или) при отсутствии намерения проживать (пребывать) в жилых помещениях либо без согласия принимающей стороны предоставить им жилье для проживания (пребывания).

Кроме того, должностные лица органов ФМС при обнаружении случаев фиктивной регистрации смогут снимать виновных лиц с регистрационного учета.

За нарушение правил регистрации теперь будет предусмотрена административная ответственность. За правонарушения в Москве и Санкт-Петербурге будут применяться более высокие штрафы. Согласно законопроекту, предполагается дополнить КоАП статьей, предусматривающей наказание за проживание гражданина РФ в квартире без регистрации.

За это будут штрафовать на 2-3 тыс. рублей, а собственникам жилья такие жильцы обойдутся в сумму до 5 тыс. рублей. Санкции будут действовать и для тех, кто живет без паспорта. Штраф составит от 2 до 3 тыс. рублей, в столице и в Петербурге он будет от 3 до 5 тыс. рублей.

Ужесточение ответственности вызвало бурное общественное обсуждение, ведь, согласно действующему законодательству, регистрация носит лишь уведомительный характер, граждане свободны в выборе места жительства и пребывания. Новые изменения в законодательстве даже называют возвратом к старой советской системе прописки.

Санкции за проживание без паспорта и регистрации существовали и раньше, другой вопрос - как реально будет работать новый закон, текст которого могут читать по-разному, как будут выявляться факты фиктивной регистрации, проживания не по месту жительства.

Многие специалисты полагают, что принятие закона никак не уменьшит и потоки мигрантов, но негативно отразится в первую очередь на рядовых российских гражданах. Прогнозируют также рост цен за наем жилья, поскольку его сдача будет грозить дополнительными рисками.

Также Вам будут интересны следующие статьи:

Согласие на обработку персональных данных

В 1993 году после принятия закона от 25 июня 1993 г. № 5242-1, термин выписка/прописка был отменен и на его место пришел термин «регистрационный учет». Суть самой процедуры это не поменяло и любой гражданин находящийся на территории РФ должен пройти регистрацию по месту жительства или пребывания.

При этом, многие до сих пор продолжают использовать старые понятия, например, используя фразу «закон о прописке».

Что говорит закон

В 2015 году в закон о прописке граждан России правительством были внесены существенные изменения, касающиеся отдельных моментов регистрации граждан.

Обратите внимание: Местом жительства, по нормам закон РФ о прописке, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под местом пребывания стоит понимать то место, где лицо обосновалось временно. Это может быть гостиница, дом отдыха и пр.

Основные нововведения закона о прописке и регистрации:

  • Согласно новому положению закона, временная прописка теперь доступна для лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Данные лица имеют право прописаться именно в этих учреждениях.
  • Вводится новое понятие «фиктивной регистрации». Понятие подразумевает под собой регистрацию, полученную путем предоставления ложных документов и/или сведений.
  • В УК РФ вводятся новые статьи, предусматривающие наказание за фиктивную постоянную и временную регистрацию граждан.
  • По нормам нового закона о прописке наказываться будет и фиктивная регистрация иностранцев и лиц без гражданства по месту пребывания.
  • Закон о прописке в России предусматривает административную ответственность за нарушение требований и правил регистрации.
  • В 2016, согласно закону, будут действовать более ужесточенные штрафы. Например, за нарушение правил регистрации предусматривается штраф от двух до трех тысяч рублей, собственники жилья за жильцов-правонарушителей заплатят штраф в размере до пяти тысяч рублей.

Это только основные изменения, которые существенно отразятся на гражданах, имеющих проблемы с регистрацией. Многие специалисты отмечают, что новые поправки в закон не уменьшат поток мигрантов в страну и в первую очередь существенно скажутся именно на простых российских гражданах.

Временные рамки

Многих граждан интересует вопрос о том, какой срок дается на прописку после выписки. В настоящее время до сих пор действует Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, предусматривающее сроки прописки по новому месту жительства.

Сроки прописки после выписки по такому закону прораниваются к семи дням с момента прибытия при смене постоянной регистрации. При временном пребывании срок равняется трем месяцам.

Срок прописки после выписки имеет важный нюанс: семидневный срок начинает течь с момента прибытия на новое место жительства. Таким образом срок будет зависеть от наличия места регистрации и времени, которое необходимо гражданину чтобы добраться до места жительства.

Процедуры прописки и выписки строго регламентированы, и при своевременном предоставлении документов проходят довольно быстро.

Срок прописки после выписки 2018 является строго регламентированным и если не нарушать установленные требования, вовремя обратившись в требуемую инстанцию, то процедура регистрации проходит довольно быстро.

Основные моменты закона, касающиеся процедуры прописки/выписки:

  • Если гражданин планирует переезд из одного места в другое, то ему потребуется для начала аннулировать регистрацию с места выезда.
  • Для этого необходимо посетить паспортный стол и написать соответствующее заявление.
  • Заполнить необходимые бланки, указав новое место проживания.
  • После оформления бумаг сдается паспорт.
  • Примерно через неделю гражданин сможет получить соответствующий штамп.

Закон напрямую не говорит о том, что гражданин должен проживать в месте прописки. То есть, имея прописку в одном городе, гражданин имеет право проживать в другом.

Дачный вопрос

Довольно давно обсуждались основные моменты закона, позволяющие оформить прописку на дачном участке. Конституционный суд РФ в 2011 году признал, что отказ в прописке противоречит Конституции РФ. Многие дачники такому положению дел были очень рады, пока не столкнулись с рядом проблем.

Основная трудность возникла в том, что по закону прописка на дачном участке 2018 возможно в том случае, если дом, возведенный на таком участке, будет соответствовать установленным требованиям, то есть быть пригодным для постоянного проживания. Для определения пригодности дома, назначается экспертиза.

Как правило, прописка на дачном участке осуществляется в судебном порядке.

Обучение детей и прописка

Родителей, чьи дети должны пойти в учебные заведения, интересует вопрос о том, можно ли попасть в школу не по прописке или нет и что об этом говорит закон.

Прямого указания в законе на то, что для зачисления в школу обязательно требуется проживание по прописке или регистрация на территории, которая закрепляется за школой. Причиной отказа в зачислении может быть только отсутствие свободных мест в классах.

Оформление прописки новорожденных детей

После выписки из родильного дома, родители должны получить свидетельство о рождении ребенка. Срок для получения данного документа - один месяц.

По закону, после получения свидетельства должна быть осуществлена прописка ребенка.

В законе нет указания на сроки о прописке новорожденного. По правилам, регистрация должна быть осуществлена в течение семи дней после получения свидетельства. Если данный срок будет пропущен, это будет являться нарушением ст. 19 КоАП РФ.

1. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Администрации учреждений, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Основания для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями одиннадцатой - тринадцатой настоящей статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

2. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 05.02.2016)

"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

II. Регистрация граждан по месту пребывания

Основное содержание правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
    документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 10 настоящих Правил.

Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

III. Формы документов: Временная регистрация граждан РФ - Форма 3

Регистрация по месту жительства


Согласно законам РФ (выше указан), местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

К таким местам относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В законодательстве РФ под местом жительства подразумевается жилой объект, в котором человек проживает постоянно. Как правило, это его квартира или дом. Гражданин РФ может оформить там регистрацию по месту жительства или, если говорить неофициально, «прописку». В ряде случаев он это делать обязан - например, если переезжает в другой город на постоянное место жительства. По законодательству РФ оформлять прописку в этом случае нужно в течение 7 дней с момента переезда.

IV. Место пребывания, место жительства, место регистрации - чем отличаются

Прописки, как слова в законодательстве РФ не существует с 1993 года. Бывает регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Фактически гражданин может проживать где угодно. В законодательстве РФ выделены такие юридические категории, как место жительства и место пребывания. Чем отличается место жительства от места пребывания - читайте ниже.

Место пребывания - регистрация по месту пребывания (временная):

Место пребывания – это то место, где вы живете временно.

В законодательстве РФ под местом пребывания подразумевается жилой объект, в котором человек находится временно - гостиница, туристическая база, съемная квартира. Гражданин в ряде случаев обязан там регистрироваться самостоятельно. Это нужно сделать, если он находится на территории населенного пункта в течение более чем 90 дней. Сотрудники гостиниц и санаториев могут регистрировать постояльцев и клиентов сразу после их прибытия.

Так написано в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г.

Регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия.

Для регистрации по месту пребывания у человека должны быть юридические основания на нахождение в жилом помещении - например, договор аренды или согласие собственника на осуществление данной процедуры. В принципе, человек вправе зарегистрироваться по месту пребывания и в своей квартире - если она располагается в другом городе и у гражданина есть необходимость находиться там в течение более чем 90 дней.

Регистрация по адресу жилого объекта, являющегося местом временного пребывания гражданина, может действовать до 5 лет. После этого нужно ее продлевать. Конкретные сроки регистрации выбирает собственник помещения. Они также могут определяться периодом действия договора аренды жилья, но в любом случае должно быть заявление в УФМС (МФЦ) от собственника.

Временная регистрация подтверждается свидетельством о временной регистрации (форма 3), в которой отображаются данные гражданина, а также сведения о жилом помещении, где он проживает.

Зарегистрироваться в домиках, расположенных на садовом или огородном земельном участке, невозможно, поскольку на этих землях строить жилой дом с правом регистрации в нем нельзя. Но если на дачном участке разрешено строительство жилого дома, гражданин имеет право быть там зарегистрированным как временно, так и на постоянной основе.

Как и в случае с временной регистрацией, оформление прописки должно осуществляться на основании неких официальных документов. В данном случае таковыми могут быть свидетельство о праве собственности (либо акт приемки жилья - если речь идет о новостройке) или, - согласие владельца жилого помещения (заявление) на оформление прописки на другого человека.

Однажды оформленная регистрация по адресу, который соответствует месту жительства гражданина, как правило, не имеет ограничений по сроку действия - если только не будет аннулирована в силу законных причин.

Постоянная регистрация (прописка) подтверждается обычно штампом в паспорте гражданина.

Разница между местом жительства и местом пребывания.

Главное отличие места жительства от места пребывания в том, что первое соответствует жилому объекту, в котором человек проживает постоянно, второе - факт временного проживания гражданина в таком-то жилом помещении.

В обоих случаях человек может зарегистрироваться по адресу жилого помещения - оформив, соответственно, постоянную регистрацию (штамп в паспорте) или временную регистрацию (форма 3).

Если человек оформляет постоянную регистрацию, то она действует постоянно, но существует так же вариант временного действия штампа в паспорте. Регистрация в жилом помещении, в котором гражданин проживает временно, действует в течение срока, определенного собственником - но не более 5 лет.

Регистрация детей

Регистрация детей по месту пребывания или по месту жительства родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия собственников, нанимателей и членов их семей.

Таким образом, если на вашей жилплощади временно зарегистрирован гражданин РФ, то своего ребенка он может зарегистрировать к вам, не спрашивая вашего согласия. Документы, которые нужны для временной регистрации несовершеннолетнего ребенка до 16 лет к родителю: удостоверение личности родителя; свидетельство о рождении ребенка.

Обратите внимание, несмотря на то, что у ребенка 14-16 лет уже есть паспорт, правила гласят, что регистрация по месту пребывания к родителям осуществляется на основании свидетельства о рождении ребенка. Свидетельство о рождении доказывает родство. Эти же документы необходимо предоставить для регистрации ребенка по месту жительства.

V. Временная регистрация - штрафы и ответственность

Регламентирующие законодательные акты РФ:

  • КоАП РФ (ч. 1 ст. 19.15.1, ч. 2 ст. 19.15.1, ч. 1 ст. 18.8)
  • Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156;
  • Закон от 25.06.1993 N 5242-1;
  • УК РФ (ст. 322.2)

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета - территориальном органе МВД России. Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов.

1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков.

Москва и Санкт-Петербург.

За указанные правонарушения, совершенные в городах Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность, а именно штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5000 до 7000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если:

Непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней;

Если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

Если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

2. Административная ответственность нанимателя и собственника жилого помещения (физического лица) за нарушение правил регистрации

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) - в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.;
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц), совершивших это правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 5000 до 7000 руб.

3. Административная ответственность нанимателя или собственника, предоставившего жилое помещение гражданину РФ

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили в территориальный орган МВД России заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина РФ (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа:

Суммы штрафов:

  • для граждан - в размере от 2000 до 3000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.

4. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

Фиктивная регистрация - временная или постоянная, - настоящая, официальная регистрация гражданина РФ или иностранного гражданина. При условии, что гражданин фактически не имеет отношения (не проживает) по указанным в документах адресах. За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина.

Кроме того:

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5000 до 7000 руб. с административным выдворением за пределы РФ. По усмотрению суда наказание в виде административного выдворения может не назначаться в случае однократного нарушения иностранным гражданином требования о ежегодном уведомлении территориального органа МВД России о подтверждении своего проживания в РФ.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

Статья 322.2 УК РФ. Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.

Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.

  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания. Возможно выдворение за пределы РФ. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ. Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем:

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем:

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

VI. Риски для собственника

Многие владельцы беспокоятся о том, сможет ли зарегистрированный гражданин претендовать на часть жилого помещения.

Сразу отвечаем - нет, это надуманный слух из разряда страшных историй, может быть истории эти имели место быть, но пересказаны не верно или о многом рассказчики умолчали.

Закон гласит, что собственность не может перейти к гражданину только из-за его прописки. Переход прав собственности происходит только при заключении договора дарения, договора купли-продажи. Основной риск для собственника при регистрации на свей жилплощади жильцов заключается в увеличении платы за коммунальные услуги, если в квартире отсутствуют соответствующие счётчики. Всё же хозяин квартиры должен быть в курсе последних дополнений к закону. Процедуру временной регистрации теперь можно пройти удалённо с помощью интернета. Остаётся лишь ввести адрес собственника жилья и его полное имя. После этого владелец получает уведомление о новоприбывших жильцах.

Если собственник против регистрации, то он просто обращается в соответствующие органы с прошением об аннулировании - временную регистрацию гражданина сразу же аннулируют. Владелец по своему усмотрению имеет право даже принудительно выписать временно проживающих граждан ещё до окончания срока прописки, но уже через суд.

Частые причины обращения в суд по вопросам временной регистрации:

  • оформление временной прописки без согласия на то владельца или отсутствие окончательной даты срока регистрации в документах;
  • отказ в добровольном выселении;
  • аморальное поведение временных жильцов или нежелание оплачивать коммунальные.

Риски при прописке детей

Временно зарегистрированные жильцы могут прописать в данной квартире своих детей без согласия собственника. Временная прописка несовершеннолетних детей жильцов ни чем не опасна для собственника, так как те не могут претендовать на жилплощадь хозяина. Вместе с тем в ряде случаев могут возникнуть трудности при выселении детей из квартиры. Иногда детей регистрируют на более длительный срок, чем родителя. Тогда взрослый имеет право обратиться в суд вновь с требованием о его прописке по адресу нахождения ребёнка.

Однако существует и практика прекращения временной постановки на учет несовершеннолетнего, которая приводит к вышеописанным последствиям. Обычно решение о снятии с регистрационного учета принимается судом после изучения предоставленных доказательств.

В исковом заявлении в обязательном порядке указываются причины для выселения и/или снятия с регистрационного учёта:

  • использование помещения не по назначению;
  • сдача в субаренду без согласия владельца;
  • ухудшение состояния жильца;
  • отказ оплачивать коммунальные услуги.

В любом случае - если вы собственник - не бойтесь подавать в суд, здесь обычно никаких проблем не бывает и мировой суд быстро решает такие вопросы.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав