25.07.2019

Система управления безопасностью труда в рф. Управление безопасностью. Управление экономической безопасности


В системе управления безопасностью труда, как и во всякой управляемой системе, необходимо определить и четко выделить основные принципы и направления, по которым будет осуществляться управляющее воздействие на систему. Схема управления безопасностью труда представлена на рис. 1. ч.
В формировании здоровых и безопасных условий труда главными направлениями являются следующие:

  1. Безопасность производственного оборудования — свойство оборудования сохранять соответствие требованиям безопасности труда при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
  2. Безопасность производственного процесса — свойство производственного процесса сохранять соответствие требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией.
  3. Безопасность трудового процесса — организация трудового процесса, обеспечивающая его протекание в параметрах безопасности в течение рабочего времени.
Таким образом, безопасность производственного оборудования, технологических и трудовых процессов является объектом качественной и количественной оценки "при определении безопасности труда. Их соответствие ГОСТам ССБТ, действующим нормам и правилам техники безопасности и производственной санитарии — это главное условие при определении параметров безопасности.

Рис. 1. Схема управления безопасностью труда.

К основным направлениям, по которым должны разрабатываться управленческие связи, обеспечивающие создание единого механизма управления безопасностью труда, относятся:

  • разработка и внедрение новой высокопроизводительной и безопасной техники и технологии; повышение уровня безопасности действующего производственного оборудования и технологических процессов за счет ликвидации опасных и вредных производственных факторов;
  • повышение оснащенности предприятий современными техническими средствами безопасности и производственной санитарии; осуществление комплекса социальных и санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на создание комфортных условий труда;
  • повышение культуры производства, промышленной эстетики и организации производства и труда; внедрение стандартов безопасности труда, соблюдение правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии;
  • повышение квалификации рабочих, инженерно-технических работников и служащих;
  • укрепление технологической и трудовой дисциплины.
Создание системы управления безопасностью труда представляет собой процесс соединения разрозненных профилактических мер, выполняемых на всех уровнях производства, в единую систему с целью их эффективного воздействия на повышение уровня безопасности производственного оборудования, технологических и трудовых процессов.
Большое значение в деле повышения уровня безопасности должно отводиться разработке и внедрению программно-целевых методов в общей системе управления безопасностью труда, которые должны постоянно совершенствоваться, обновляться, быть гибкими в применении к конкретным производственным условиям.
Управление безопасностью труда должно носить динамический характер, т. е. постоянно должна совершенствоваться организация профилактической работы. Стиль и методы управления безопасностью труда должны постоянно совершенствоваться.
Управление безопасностью труда целесообразно рассматривать как сумму задач, которые можно разделить на пять групп: организационные, технические, экономические, психофизиологические и социальные:
Принтом решение организационных задач в системе управления безопасностью труда должно сводиться к разработке управляющих связей, формированию управляющего воздействия, обратной связи и др.
В состав технических задач должны входить задачи по разработке технических мероприятий на основе паспортизации опасных и вредных производственных факторов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.003—74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы, классификация», нормами и правилами безопасности и другой нормативно-технической документацией, и формирование на их основе долговременных и ежегодных планов повышения безопасности производственного оборудования и технологических процессов. К таким документам относится «Комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий», который формируется на пятилетний период, соглашение администрации и профкома по охране труда и т. д.
Решение вопросов психофизиологического обеспечения, направленного на повышение работоспособности в процессе интенсификации труда, в условиях его монотонности, конвейеризации и др., будет способствовать достижению комфорта за счет внедрения основ эргономики, промышленной эстетики, повышения культуры производственных процессов.
Социальные задачи заключаются в воспитании коммунистического отношения к труду и, в первую очередь, повышении уровня трудовой и технологической дисциплины в вопросах соблюдения норм и правил безопасности труда и производственной санитарии.
Организация профилактической работы по технике безопасности, которая постоянно совершенствуется, дает возможность решись одну из главных, задач — внедрение комплексной системы управления безопасностью труда на основе стандартизации.
Этому в значительной степени способствует введенная в стране ССБТ. Стандарты безопасности труда устанавливают требования к производственным процессам, оборудованию по видам вредных и опасных производственных факторов, а также основные требования к средствам индивидуальной и коллективной защиты и пути повышения их эффективности.
Комплекс государственных стандартов, входящих в ССБТ, дает возможность не только научно обоснованно подходить к разработке и проектированию новых технологических процессов, цехов, производств и предприятий, но и добиваться на их основе повышения уровня безопасности уже действующих предприятий.
Создание системы управления безопасностью труда — сложный процесс, охватывающий все стороны деятельности социалистического предприятия. Управление безопасностью производственных процессов предполагает согласованность централизованного руководства всей профилактической работой с расширением участия широких трудящихся масс в организации здоровых и безопасных условий труда.
Система управления безопасностью труда предусматривает проведение ряда организационных мероприятий, в том числе ежедневное рассмотрение вопросов охраны труда на селекторных рапортах, отчеты начальников цехов и других структурных подразделений об организации оперативного контроля за состоянием техники безопасности, количестве выявленных замечаний по результатам ежесменных обходов, проводимых руководителями участков совместно с общественными инспекторами по охране труда, обращениях в здравпункты по вопросам травматизма, изъятых талонах, состоянии заболеваемости и др. Эти вопросы на селекторных рапортах должны предшествовать сообщениям о производственно-экономической деятельности.

Рис.2 Структура управления безопасностью труда на предприятии

На общезаводском совещании, проводимом директорами заводов раз в квартал, рассматривается работа структурных подразделений, их руководителей и профсоюзного актива по охране труда. На этих совещаниях отчитываются руководители служб и цехов, допустившие ухудшение работы по отдельным параметрам безопасности и, как следствие, травматизм и заболеваемость выше среднего уровня по предприятию. Обязательным условием является то, что на этих совещаниях выступают также начальники, председатели профсоюзных комитетов цехов, коллективы которых добились лучших результатов в обеспечении безопасных условий труда. Они делятся положительным опытом управления безопасностью труда.
На многих предприятиях разработаны стандарты предприятий по оценке деятельности инженерно-технических работников по охране труда. В соответствии с этим стандартом начальник цеха анализирует деятельность инженерно-технических работников по охране труда за прошлый месяц и оценивает ее. При получении неудовлетворительной оценки или при наличии на участке, в службе случаев травматизма инженерно-технический работник лишается частично или полностью премиального вознаграждения за прошедший месяц работы.
В настоящее время на многих промышленных предприятиях разработана и внедрена комплексная система управления производством на базе стандартов предприятий.
Структура системы управления безопасностью труда представлена на рис. 2.
Разработаны и действуют стандарты предприятия (СТП, которые определяют организацию и нормирование работы по технике безопасности и производственной санитарии; организацию работы по устранению опасных и вредных производственных факторов в составе производственного оборудования, технологических и. трудовых процессов; порядок работы общезаводской комиссии по проверке состояния охраны труда в цехах завода; порядок аттестации и инструктирования по вопросам охраны труда; оценочные показатели деятельности подразделений и инженерно-технических работников завода по охране труда и др.
Госстандартом и отделом охраны труда утверждены «Рекомендации по разработке стандартов предприятий по безопасности труда», которые устанавливают порядок и объекты стандартизации. Они предусматривают организацию работы по обеспечению безопасности труда; организацию контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ; организацию надзора за объектами повышенной опасности; порядок проведения анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний", планирование по безопасности труда на предприятии; организацию обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; порядок аттестации персонала, обслуживающего объекты повышенной опасности; порядок внесения требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию; порядок проведения нормо-конт-родя и экспертизы конструкторской документации на полноту изложения требований безопасности труда; порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; требования к обеспечению, эксплуатации, уходу и содержанию средств защиты работающих.
Все это является надежным фундаментом для разработки научно обоснованного планирования работы по охране труда.
Длительность периода планирования в значительной мере влияет на действенность системы управления. В условиях, когда предприятие всю работу по созданию здоровых и безопасных условий труда строило на основе годовых планов, его возможности были ограниченны. В настоящее время, при том, что основой работы в области охраны труда для каждого предприятия является пятилетний «Комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий», появилась возможность разработки и внедрения, крупных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности производственного оборудования, технологических и трудовых процессов.
Как показывает практика работы, комплексный пятилетний план должен основываться на анализе производственного травматизма и профессиональной, заболеваемости за наиболее длительный период времени и разрабатываться на базе паспортизации условий труда, перечня опасных и вредных производственных факторов, данных санитарно-технических паспортов.
Очень важно обеспечивать комплексный подход к перспективному планированию. В последние годы комплексные пятилетние планы были разработаны на всех уровнях управления безопасностью труда от цеха до предприятия в целом. Такой подход к вопросу планирования безопасности труда позволил разработать единую схему планирования (рис.3).

Рис. 3. Схема планирования работы по охране труда на предприятии. Рассматривая основные направления в решении задачи управления безопасностью труда, необходимо сказать, что они должны занимать совершенно определенное место в создающихся АСУ предприятий. Необходимо широко использовать возможности ЭВМ по включению в АСУ задач, связанных с обучением и аттестацией ИТР и рабочих, анализу производственного травматизма и заболеваемости, по контролю за ходом освоения ассигнований на охрану труда, ремонт и восполнение основных и вспомогательных средств охраны труда и др.
Разработка и внедрение системы управления безопасностью труда позволит перейти к постановке четких задач, решаемых на всех уровнях управления производством и обеспечивающих создание безопасных условий труда и дальнейшее предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Управление безопасностью труда - ряд мер со стороны управленческого персонала по обеспечению безопасности труда.

Безопасные условия труда - условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено, или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

Требования безопасности труда - требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего.

Согласно ст. 211 ТК РФ, требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности. Поэтому в любой организации все обязанности по обеспечению безопасных условий труда должны быть возложены на административно- управленческий персонал и распределены между отдельными службами должностями в соответствии с их функциональными обязанностями.

Служба охраны труда в организации: смотреть в ТК РФ ст. 217.

Общее руководство работой всех структурных подразделений по обеспечению охраны труда и техники безопасности возлагается на руководителя (начальника, управляющего). Непосредственное руководство возлагается на главного инженера. К руководству охраной труда через советы трудовых коллективов привлекаются все работающие.

Стандартные меры в рамках системы безопасности труда. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; санитарно-гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Во время работы работник проходит: 1) обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на место работу, но до момента запуска этого оборудования в эксплуатацию; 2) проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной опасностью) – ежегодно; 3) осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и др. кожных заболеваний – ежедневно перед началом смены; 4) проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно; 5) проверку санитарно-гигиенических знаний – один раз в год; 6) периодический медицинский осмотр.

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен проходить один раз в 3 месяца.

Во время работы на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструмента, оборудования, инвентаря, товаров и тары; нервно-психологические нагрузки; физические перегрузки; пониженная температура поверхностей оборудования, продукции; повышенная температура поверхностей оборудования; повышенный уровень электромагнитных излучений).

Безопасность труда и здоровья персонала представляет собой приоритетное направление в системе общей безопасности организации, цель которого – сохранение и защита здоровья работников посредством организации нормальных условий труда, постоянного их совершенствования, а также минимизации рисков возникновения возможных угроз и смягчения их последствий.

Охрана труда и здоровья работников – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные и здоровые условия труда должны отвечать требованиям следующих регламентирующих документов:

Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Уголовный кодекс РФ, Федеральная целевая программа по улучшению условий и охраны труда;

Гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы (САНПИН), правила устройства и безопасности эксплуатации (ПУБЭ) инструкция по безопасности (ИБ), межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ), отраслевые организационно-методические документы;

Правила сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

Санитарные нормы проектирования предприятий; строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда и др.

На безопасность здоровья и труда персонала оказывают влияние следующие факторы:

- технические (обусловлены скрытыми дефектами и несовершенством конструкций производственных зданий, сооружений, машин, механизмов, приспособлений, инструментов, оснастки, нарушением правил и норм их безопасной эксплуатации);

- санитарно-гигиенические (определяют состояние внешней производственной среды, т.е. чистоту воздуха, степень естественного и искусственного освещения, уровни шума, вибрации, различных излучений, контакт с токсическими веществами, а также санитарно-бытовое обслуживание производства);

- организационные (определяют степень отлаженности системы охраны труда, их негативное воздействие может быть вызвано недостаточной обученностью работающих, отсутствием или низким качеством инструктажа по технике безопасности труда, недостатками в организации и управлении технологическими процессами, отсутствием или слабостью контроля за безопасностью труда, низкой трудовой дисциплиной работников);

- эргономические (обусловлены изучением человека и его деятельности в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процессов труда);

- психофизиологические (обусловлены содержанием и характером конкретного вида труда и соответствием физиологическим особенностям организма человека);

- социально-психологические (определяются характером взаимоотношений членов трудового коллектива между собой и с руководством, оценкой коллективом результатов труда, наличием или отсутствием личных перспектив, деятельностью общественных организаций);

- эстетические (обусловлены формированием положительных эмоций у работников в результате удачного конструкторского и художественного решения интерьера производственных помещений, оборудования, оснастки рабочих мест, мест отдыха, спецодежды);

- лечебно-профилактические (обусловлены действующей системой здравоохранения, позволяющей поддерживать и реабилитировать здоровье работника, а также степенью вовлеченности предприятия в реализацию лечебно-профилактических программ);

- правовые (определяются действующим законодательством РФ, нормативно-методической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность труда и здоровья работников).

Основными нежелательными последствиями нарушения норм, правил и инструкций по охране труда являются:

- профессиональное заболевание , развивающееся в результате более или менее длительного воздействия на работника специфических для данной работы вредных производственных факторов и вне контакта с ними возникнуть не может;

- несчастный случай – происшествие, вызвавшее повреждение здоровья в результате кратковременного и, как правило, однократного воздействия на него внешнего фактора;

- травма , представляющая собой нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, внезапным внешним воздействием на работника опасного производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

В целях улучшения условий труда и повышения уровня безопасности на предприятиях должны проводиться следующие мероприятия:

- предупредительные мероприятия и подготовка условий работы, предполагающие создание на рабочем месте соответствующего инженерного обеспечения, чтобы сделать работу более комфортабельной и и безопасной. Для работающих в опасных условиях обязательным является использование специального обмундирования для защиты (красок, шлемов, очков, «муфт» и затычек для ушей, масок и респираторов, специальных перчаток, сапог и ботинок, костюмов, курток, ремней безопасности и др.);

- проверки и исследования , предполагающие инспектирование рабочих мест, а также анализ инцидентов и факторов, угрожающих безопасности жизни и здоровья работников, в целях уменьшения количества несчастных случаев и заболеваний;

- обучение технике безопасности и мотивационные программы.

Обучение, как правило, является частью профориентации и может быть обязательным или добровольным в зависимости от характера работы;

- разработка и реализация программ охраны труда на основе взаимодействия государственных, федеральных и отраслевых уполномоченных органов управления охраной труда и здоровьем, а также самих организаций.

Программы охраны труда должны включать:

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве;

Введение досрочных пенсий для работающих на вредных производствах;

Введение

Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

2.2. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Заключение

Литература


Введение

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

Хотелось бы, чтобы и для российских руко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в уго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

Познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;

Выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;

Рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

Принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

Содействие общественному контролю в области охраны труда;

Расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

Защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

Координация деятельности в области охраны труда;

Распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

Государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

Подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

Обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

Установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

Определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

Понятие и структура управления безопасностью труда. Система управления безопасностью труда

Система управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.


Процесс управления включает: оценку параметров условий труда; формирование целей и постановку задач; составление программ; оперативное управление программами; оценку эффективности осуществления программ; стимулирование исполнителей. Функциональная схема процесса управления безопасностью труда представлена на рис. 2.


Рис. 2. Функциональная схема управления безопасностью труда


Управление безопасностью труда происходит с помощью управляющего органа, включающего администрацию предприятия, руководителей структурных подразделений, службу охраны труда на основе информации о состоянии объекта управления.


Орган управления принимает решение с учетом внешней информации: законодательные и нормативные акты, директивные указания вышестоящих органов исполнительной власти.


Функции управления определяют направление деятельности при решении задач по управлению безопасностью труда, причем каждая задача решается посредством всех перечисленных функций.


Функции учета, анализа и оценки направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки управленческих решений. При этом используются материалы аттестации и сертификации условий труда, анализ травматизма, результаты производственного контроля, предписания органов государственного надзора.


Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач по охране труда. Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

  1. перспективных (пятилетних) - комплексных планов улучшения условий труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
  2. текущих (годовых) - планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;
  3. оперативных (квартальных, месячных) - планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда основано на результатах научного анализа и исследований в данной области. При этом анализ травматизма должен охватывать период не менее 5-10 лет. Правильный прогноз -залог реальности планов по улучшению условий и безопасности труда.


Функции организации, координации и регулирования направлены на объединение усилий различных служб предприятия для решения задач управления. Они предусматривают установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию приказов, распоряжений и т.п.


Функция контроля заключается в выявлении отклонений от принятых решений, проверке выполнения ранее принятых решений. При этом предусматривается контроль за состоянием объекта управления:

  1. оперативный - руководителя работ и других должностных лиц;
  2. контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  3. ведомственный контроль вышестоящих органов;
  4. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Функция стимулирования за работу по охране труда способствует заинтересованности работающих в решении задач управления безопасностью труда. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов.


Функции управления органически связаны между собой, дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение реализации одной функции управления отрицательно сказывается на реализации другой. Так, неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта резко ограничивает эффективность функции контроля, особенно функции планирования и прогнозирования работ.


С другой стороны, полная и всесторонняя реализация функций стимулирования позволяет привлечь к управлению трудовые коллективы и повысить эффективность других функций управления, а также эффективность решения задач управления безопасностью труда в целом.


Таким образом, система управления безопасностью труда - это часть общей системы управления предприятием, которая включает организационную структуру (объект и орган управления), деятельность по планированию, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей. При этом процесс управления безопасностью труда основан на системе законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав