03.03.2020

Стадии производства по делам об адм правонарушениях. Стадии административных производств. Специфические субъекты административного правонарушения


Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Подготовка к рассмотрению дела;

Анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

Принятие и оформление решения (постановления) по делу;

Доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

Обжалование, опротестование постановления;

Подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

Рассмотрение жалобы (протеста);

Решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Обращение постановления к исполнению;

Реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

Окончание производства по исполнению постановления (решения).

Предыдущая

Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами имеет только присущие ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформления процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности.

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает определенные процессуальные стадии, каждая из которых имеет определенное назначение. К ним относятся:

1. Возбуждение дела

2. Рассмотрение дела и принятие решения

3. Обжалование и опротестование решения

4. Исполнение принятого решения.

Помимо стадий выделяются и менее крупные элементы по делу этапы. Этап характеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных действий и представляет относительно самостоятельную часть производства.

Таким образом, несколько этапов образуют стадию. иногда понятия стадия и этап смешиваются, что приводит к неточностям в анализе правоприменительного производства. Например, М.Я.Масленников указывает, что стадиями административного юрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих действий. Он отмечает также, что стадия не всегда заканчивается составлением отдельного процессуального документа.

Меры процессуального обеспечения. В ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, привлекаемых к ответственности, могут применяться процессуальные меры административного принуждения (или меры процессуального обеспечения): привод, доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортом и освидетельствование на состояние опьянения, запрещение эксплуатации транспортного средства и др.

Административное задержание как мера принудительного воздействия на правонарушителей имеет двойственный характер. Оно призвано обеспечить, с одной стороны, как пресечение правонарушения, так и возможность привлечения к ответственности, а с другой – только привлечение нарушителя к ответственности.

Право на административное задержание принадлежит лишь определенному кругу органов (должностных лиц), уполномоченных на то законодательством РБ, а именно:

1- органам внутренних дел;

2- пограничными войсками;

3- старшим в месте охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны;

4- должностными лицами военной автомобильной инспекции;

5- должностными лицами таможенных органов

Существуют общие и специальные виды задержания. Они различаются по основаниям, сроку и порядку осуществления. Общее задержание осуществляется с целью пресечения правонарушения, установления личности, составления протокола не свыше 3 часов. Специальное задержание имеет более длительные сроки, применяется только при совершении конкретного правонарушения, указанного в законе.

Административное задержание не допускается в отношении:

1) лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов;

4) народного заседателя.

Указанные лица, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

Доставление и задержани е производится до составления протокола о проступке, на стадии административного расследования.

Привод осуществляется после составления протокола, на стадии рассмотрения дела.

Личный досмотр может быть двух видов. Первый осуществляется тогда, когда факт правонарушения не установлен, а имеются лишь обоснованные предположения о том, что нарушитель скрывает при себе предметы и документы, которые могут иметь значение для разрешения дела. Второй вид – это личный досмотр, совмещенный с задержанием. Он проводится при задержании правонарушителя перед помещением его в комнату административно задержанных и осуществляется уполномоченным на то должностным лицом в присутствии двух понятых одного пола с досматриваемым.

Досмотр ручной клади осуществляется, как правило, в присутствии их собственника или владельца.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствии их владельца. В случае необходимости применяется фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Медицинское освидетельствование представляет собой проводимое специалистами (обычно врачами) по предложению уполномоченных органов государственного управления исследование физического или психического состояния человека с целью получения сведений, имеющих доказательственное значение по административному делу.

В административной практике ОВД широко применяются меры административно-процессуального обеспечения, направленные на:

Прекращение противоправных действий;

Установление личности правонарушителя;

Обнаружение и изъятие доказательств по делу;

Изъятие и хранение вещей, подлежащих конфискации;

Своевременное рассмотрение административного дела;

Исполнение принятого решения.

Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование. Несмотря на множество дискуссий по поводу определения начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях, большая часть ученых считают, что она содержит стадию возбуждения дела об административном проступке и административное расследование.

Возбуждение и расследование – это комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию.

Основанием для возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении могут быть: заявления (устные и письменные) свидетелей, потерпевших, родственников и других граждан; сообщения должностных лиц, администраций предприятий, учреждений, организаций, судебно-следственных органов, сигналы печати и других средств массовой информации и др. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.

Действующим законодательством срок производства административного расследования четко не определен. В ходе административного расследования устанавливается факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, подтверждающие виновность лица, выявляются обстоятельства, при которых совершен проступок.

Субъекты расследования наделены широкими правами: требовать от граждан, должностных лиц объяснений, представления необходимых документов, доставлять нарушителя в ОВД, применять иные меры процессуального принуждения.

В ходе административного расследования устанавливается факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, выявляются обстоятельства, при которых совершен проступок.

Доказательства. Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств. Доказательства – фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. С помощью доказательств устанавливается истина, степень вины правонарушителя в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях. В связи с этим доказательства должны иметь правовой характер. Нельзя использовать доказательства, которые были получены с нарушением закона (напр. если имели место угрозы). Не могут служить доказательствами также фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

Доказательства устанавливаются след. средствами: протокол об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности; показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта; вещественными доказательствами; протоколом об изъятии вещей и документов, а также показаниями технических средств, применяемых при надзоре за дорожным движением, утвержденным в установленном порядке в качестве измерительных приборов, а также иными документами (ПИКоАП ст.6.3.2).

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

В научной литературе принято делить доказательства по различным критериям на первоначальные и производные, прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные. Также выделяют группы доказательств:

Показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства. К данной группе можно отнести и заключения экспертов;

Вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации.

Протокол. Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью. В протоколе указываются: дата и место его составления; должность, ФИО лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; время, место совершения и существо административного правонарушения; адреса свидетелей и потерпевших, объяснения нарушителя и т.д.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписи протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от их подписи.

Протокол-основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.

Завершающий этап первой стадии производства по делам об административных правонарушениях – направление материалов расследования на рассмотрение. По общему правилу, дела должны пересылаться руководителем органа, работники которого произвели административное расследование. Таким образом, на последнем этапе стадии административного расследования проверяется качество расследования вообще и составленного протокола в частности, решается вопрос, куда направить дело, и совершаются технические действия: упаковка, регистрация, пересылка и др.

Рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения. Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

Участие лица, совершившего правонарушение, и законного представителя обязательно. Защитник участвует в деле в том случае, если об этом ходатайствует привлекаемый, а при неявке защитника рассмотрение дела откладывается, а срок не более 5 дней. Некоторые дела рассматриваются как по месту совершения правонарушения, так и по месту жительства правонарушителя. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела на месте проживания правонарушителя. Установлены определенные сроки рассмотрения дел. Как правило, они рассматриваются в течение 5 суток со дня поступления протокола в орган, уполномоченный рассматривать дела. Исходя из обстоятельств, могут устанавливаться и другие сроки.

Предусмотрены также случаи приостановления рассмотрения дела. При назначении экспертизы – на период ее проведения. Следует отметить, что ст. 7.6 КоАП предусмотрены так называемые сроки давности наложения административного взыскания. Как правило, оно не может быть наложено позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Выделяются следующие этапы рассмотрения дел об административных правонарушениях:

1. подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

2. анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

3. принятие постановления;

4. объявление постановления

Два вида постановлений:

1. о назначении наказания

2. о прекращении дела

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего процесс и рассматривающего данное дело. Дальнейший этап – выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно:

Было ли действительно совершено правонарушение;

Виновно ли данное лицо в его совершении;

Подлежит ли оно административной ответственности;

Имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

Имеются ли основания для освобождения от ответственности при малозначительности и других обстоятельствах;

Причинен ли правонарушением имущественный ущерб.

При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол. Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление по делу.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим и секретарем. Другие постановления подписываются единолично судьей либо должностным лицом органа, ведущего процесс. Предусмотрено, что постановлением по делу об административных правонарушениях могут быть следующие меры:

О наложении административного взыскания;

О прекращении дела об административном правонарушении;

О передаче материалов по месту работы привлекаемого к ответственности для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о прекращении дела выносится при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, а также при объявлении устного замечания вследствие малозначительности правонарушения.

Решение по делу о наложении взыскания вступает в силу через 10 дней после его вынесения, если оно не было обжаловано или опротестовано, а при наложении взыскания в виде административного ареста и депортации – в течение 5 дней. Исключение составляет взыскание штрафа на месте и штрафа, вносимого добровольно в размере 0.5 нижнего предела, предусмотренного санкциями КоАП, согласно соответствующей статье которого, оно вступает в силу с момента вынесения решения.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

Обжалование и опротестование решения. Эта стадия, как и все другие стадии, осуществляется строго на нормативной основе. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.

В юридической литературе эту стадию называют пересмотром постановлений.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Стадия обжалования (пересмотра) в отличие от других стадий производства по делам об административных правонарушениях является факультативной, необязательной. Правом пересмотра постановления об административном правонарушении наделены вышестоящий орган (должностное лицо), суд, орган (должностное лицо), принявший постановление. Процессуальными основаниями пересмотра могут быть: жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление; жалоба потерпевшего; протест прокурора; усмотрение органа, принявшего постановление.

Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать специальную жалобу на принятое постановление:

а) в вышестоящий орган

б) в районный (городской) или арбитражный суд, т.е постановления обжалуются либо в административном порядке, либо в судебном.

Установленный порядок обжалования различен: либо предоставляется возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо таковая инстанция определяется однозначно, либо допускается двухступенчатый порядок подачи жалобы. В тех случаях, когда жалоба подается в судебные органы, решение суда является окончательным.

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение 3 суток направляется вместе с делом в орган, правомочный ее рассматривать, и которому она адресована.

Обжалование постановления по делу может быть произведено в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В соответствии с законом жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления. Может быть принято одно из следующих решений:

Оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

Отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;

Отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении;

Изменить меру и вид взыскания.

При пересмотре дела в порядке производства по делам об административных правонарушениях по жалобе гражданина, протесту прокурора, усмотрению председателя вышестоящего суда взыскание не может быть усилено.

Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему – по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Исполнение постановлений – завершающая стадия производства, сущность которой заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю.

В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, фактически претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного морального и материального характера.

Исполнением постановления заняты различные государственные органы. При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение. Первую из них осуществляют юрисдикционные органы (должностные лица), т.е. те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством РБ. И та, и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются ее разными этапами.

Не подлежит исполнению постановление, если оно не было приведено в исполнение в течение 3 месяцев со дня вступления в силу. Общий порядок исполнения взысканий определяется проектом ПИКоАП, а отдельные положения детализируются иными законодательными актами и нормативно-правовыми актами государственных органов.

В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий на одно и то же лицо каждое постановление приводится в исполнение отдельно.

Орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях:

Издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

Отмены акта, устанавливающего административную ответственность;

Смерть лица, в отношении которого вынесено постановление.

Блок «Основы гражданского права»

Имущественные и неимущественные правоотношения.
Правоотношения имущественного характера имеют своим объектом материальные блага (имущество) и отражают либо принадлежность имущества определенному кругу (правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и т.п.), либо переход имущества (по договору, в порядке наследования, возмещения вреда и т.п.). Правоотношения, имеющие в качестве объектов личные неимущественные блага: авторство на произведения, изобретения; личное имя, товарный знак; честь и достоинство - именуются личными неимущественными.

Практическое разграничение данных правоотношений состоит, в частности, в том, что при нарушении прав и обязанностей, вытекающих из имущественных правоотношений, к нарушителю применяются санкции имущественного характера, тогда как при нарушении неимущественных прав и обязанностей обычно применяются иные меры правоохранительного характера (например, признание права авторства за определенным лицом, опровержение сведений, порочащие честь и достоинство, и т.п.).

Вещные и обязательственные правоотношения. Вещные правоотношения – правоотношения, фиксирующие статику имущественного положения субъектов. Они отражают нахождение вещей (имущества) в собственности, в хозяйственном ведении, оперативном управлении, залоге.

Обязательственные правоотношения – правоотношения, опосредующие динамику имущественных отношений по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, созданию и использованию продуктов творческой деятельности.

Практическое значение разграничения вещных и обязательственных правоотношений состоит в следующем. Вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица, а обязательственные – через исполнение обязанностей должником. Иначе говоря, носитель вещного права имеет возможность непосредственно без содействия обязанных лиц удовлетворить свои интересы, в то время как лицо, обладающее обязательственным правом, может удовлетворить свой интерес через действия обязанного лица. Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения – абсолютны, а обязательственные – относительны.

Понятие вещных прав. Суть вещных прав состоит в том, что субъекты этих прав удовлетворяют свои интересы путем непосредственного воздействия на вещь или имущество, находящиеся в сфере их хозяйственного господства.
Вещным правам присущи устоявшиеся нормы, принципы и традиции. К числу таковых относятся:

Принцип отсутствия двух полных прав собственности на одну вещь, то есть право собственности – едино и неделимо;

Принцип наибольшей полноты права собственности, то есть, возможность осуществления права собственности по усмотрению собственника, причем наиболее полно и независимо;

Принцип необходимости наличия собственника при существовании прав на чужие вещи;

Принцип защиты субъектов вещных прав от посягательств со стороны третьих лиц.

Виды вещных прав. Вещные права подразделяются на две большие группы:

· права на свои вещи – право собственности

· права на чужие вещи – иные вещные права.

Право собственности – это основное вещное право, именно ему посвящено большинство норм вещного права.

Согласно белорусскому законодательству и теории права содержание права собственности составляют три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Право собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащим им имуществом по своему усмотрению и по защите его интересов от вмешательства третьих лиц. Право собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по усмотрению собственника и в своих интересах.

Иные вещные права (права на чужие вещи) не могут создаваться произвольно, так как возникают на основе права собственности иного субъекта и обременяют последнего. Иные вещные права могут предоставлять их обладателям в отношении чужой вещи либо право пользования (сервитуты), либо право владения и пользования (право постоянного пользования земельными участками), либо право владения, пользования и ограниченного распоряжения (хозяйственное ведение, оперативное управление). Перечень иных вещных прав дан в статье 217 ГК, к числу которых относятся:

Право хозяйственного ведения;

Право оперативного управления;

Право пожизненного наследуемого владения землей;

Право постоянного пользования земельным участком;

Производство по административным правонарушениям развивается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий. В этом смысле оно проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

2) рассмотрение административного дела, и вынесение постановления по нему (разрешение дела);

3) пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении (обжалование или опротестование постановления);

4) исполнение постановления по делу.

Первая стадия - возбуждение административного дела - первоначальная стадия административного производства. Поводами к возбуждению дела являются:

Непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами составлять протоколы о факте совершения административного правонарушения;

Материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Сообщения и заявления физических и юридических лиц;

Сообщения в средствах массовой информации.

Поводами к возбуждению по ст.14.12, 14.13, 14.21-14.23 являются так же, сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве- собрания (комитета) кредиторов. Дело возбуждается хотя- бы при наличии одного факта.

Дело считается возбуждённым с момента :

Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства (ст.27.1);

Составления протокола или постановления прокурором;

Вынесение определения о возбуждении дела при необходимости административного расследования. При предупреждении и наложении штрафа на месте, протокол не составляется.

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела указаны в гл.23.1- 23.61 (их 60) Кодекса об административных правонарушениях, а в ст.28.3 –должностные лица имеющие право составлять протоколы (81 должностное лицо).

Статья 28.3 перечисляет должностных лиц имеющие право составлять протоколы об административном правонарушении, органы уполномоченные осуществлять контроль, надзор, выдачу лицензий (ст. 14.1,19.20) члены избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2-5.4, 5.6, 5.9-5.16); члены комиссий по делам не совершеннолетних и защите их прав (5.35-5.37, 6.10); инспектора Счётной палаты РФ (5.17,5.18, 5.21,15.14-15.16; ч.1 ст.19.4. ч.1 ст19.5); должностные лица государственных внебюджетных фондов (15.3, 15.4,ч.1 ст.15.6,15.18).

При неточном составлении протокола недостатки устраняются в течении 3 суток и материалы отправляются обратно судье, должностному лицу или органу рассматривающий дело в течении суток. При прекращении дела (ст.24.5) выносится постановление в соответствии ст. 29.10 Кодекса.

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29 Кодекса)- центральная стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Данная стадия включает;- подготовку дела и рассмотрение дела об административном правонарушении.

Судья,должностное лицо выясняет следующие вопросы:

Относится ли дело к их компетенции рассмотрения дела (ст.32.1-23.61 Кодекса предусматривает полномочия судей, органов и должностных лиц рассматривать дела об административных правонарушениях);

Правильно ли составлены протоколы и иные материалы;

Имеются ли обстоятельства рассмотрения дела судьёй, органом или должностным лицом(являются родственником правонарушителя, потерпевшего, представителем физического и юридического лица; лично или косвенно заинтересован в разрешении дела);

Имеются обстоятельства исключающие производство по делу;

Достаточно ли материала для его рассмотрения;

Имеются ли ходатайства и отводы(подаётся заявление).

После подготовки дела выносится определение,(постановление) к рассмотрению дела:

О назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц указанных в ст.25.1-25.10 ; или об отложении рассмотрения дела;

О возвращении протокола в случае его не правильного составления и неполноты предоставленных материалов;

О передаче протокола и других материалов по подведомственности, либо при отводе судьи(должностного лица, коллегиального органа), при наличии обстоятельств в ст.24.5(обстоятельства исключающие производство).

В случае не явки без уважительных причин лица без которого дело не может быть рассмотрено, судья,орган, должностное лицо выносят постановление о приводе (мера принуждения) указанных лиц.

Дело о правонарушении рассматривается по общему правилу:- по месту его совершения или по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство; по месту нахождения органа рассматривающего дело; дело по не совершеннолетнему рассматривается по месту его жительства. При рассмотрение дела связанного с лишением права управлять транспортным средством, может быть рассмотрено по месту регистрации транспортного средства. Дело об административном правонарушении по которому проводилось административное расследование (за нарушение таможенных правил, валютного законодательства и.др.) , рассматривается по месту нахождения органа.

Сроки. Дело по административному правонарушению рассматривается в течении 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении. В случае установления дополнительных обстоятельств рассмотрение дела может быть продлено судьёй, должностным лицом, органом, но не более чем на месяц. О продлении выносится определение.

Дело по которому предусмотрен административный арест рассматривается в день получения протокола(мелкое хулиганство, распитии спиртных напитков и появление лица в общественном месте в пьяном виде и др.), а в отношении лиц подвергнутому административному задержанию –не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст. 29.7 КоАП РФ), является центральной стадией административного производства. Здесь принимается решение, в котором компетентный государственный орган (должностное лицо) официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру наказания.

В некоторых случаях законодательством предусмотрены более короткие сроки: так, материалы о мелком хулиганстве, распитии спиртных напитков или появлении в общественных местах в пьяном виде рассматриваются начальником органа внутренних дел в течение суток.

Рассмотрение дела об административном проступке осуществляется, открыто в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В его отсутствии это возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, что гражданин своевременно извещен о времени и месте рассмотрения, но от него не поступило ходатайство, об отложении разбирательства. В ряде случаев присутствие правонарушителя при рассмотрении дела обязательно: это требование относится к лицам, которые задержаны за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения и к которым дважды в течение года применялись меры административного воздействия. Несоблюдение этого требования влечет за собой признание постановления о наложении взыскания недействительным. Если нарушитель не является по вызову, он может быть подвергнут приводу (ст. 27.15 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает:

Объявляется, кто рассматривает дело и какое дело подлежит рассмотрению;

Кто и на основании какого закона привлекается к ответственности;

Устанавливается факт явки лиц участвующих в процессе;

Проверяются полномочия представителей, защитника;

Уточняется,об извещении участников процесса;

Разъясняются права и обязанности;

Рассматриваются заявления, отводы.

Дело может быть отложено к рассмотрению по определённым обстоятельствам, тогда выносится определение:

Поступило заявление об отводе судьи, должностного лица, коллегиального органа;

При отводе специалиста, переводчика, эксперта когда их отвод препятствует рассмотрению дела;

Истребовании других материалов;

Вынесении определения о приводе лица;

Выносится определение о передачи дела по подведомственности.

При продолжении рассмотрении дела оглашается Протокол об административном правонарушении.

предмет доказывания;доказательства и оценка доказательств. Предметом доказывания являются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:

Наличие события административного правонарушения;

Лицо, совершившее противоправное деяние, за которое Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

Виновность или не виновность лица (объективная истина);

Обстоятельства, смягчающее ответственность;

Характер и размер причинённого ущерба;

Обстоятельства исключающие производство по делу;

Иные обстоятельства, имеющее значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами могут служить любые факты, на основании которых судья, должностное лицо, орган в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения; виновность лица привлекаемого к ответственности и иные обстоятельства.

Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами; заслушивается объяснение лица в отношении которого ведётся производство и объяснения других лиц; показания потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта; показаниями технических средств, вещественными доказательствами и иными материалами (например, взятием проб, документы (фото- и киносъёмки, звукозаписи, видеозаписи, информационных базах данных); поручения и запросы по делу; истребование сведений и.др.

Из всех данных предмета доказывания, делается вывод- оценка доказательств :- то есть, суд,судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Только на основе оценки доказательств устанавливается объективная истина – признать лицо (физическое или юридическое) в отношении которого ведётся административное расследование -виновным (виновное) либо не виновен (не виновное). Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Могут осуществляться и другие процессуальные действия.

Рассмотрение дела об административном правонарушении - цен­тральная стадия производства, в рамках которой наиболее проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых, прежде всего, вопрос об органах /должностных лицах/, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Если ранее мы рассмотрели должностные лица которые вправе составлять протокол об административном правонарушении, то ст.23.1-23.61 Кодекса предусматривают полномочия судей и органов рассматривать дела о об административных правонарушениях и должностных лиц этих органов.

Дела рассматриваются:

Судьями и мировыми судьями;

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов(например, ст.23.34 «Органы осуществляющие государственный пожарный надзор» по ст.8.32,11.16,20.4 –и их должностные лица;- главные государственные инспектора и их заместители РФ(в субъектах РФ, и.т.д. до районного звена); а так же уполномоченными органами исходя из функций и задач в соответствии с Положениями о них утверждённые Президентом РФ и Правительством РФ(органы контроля, надзора и другие, например, инспекции).

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, являются: -протокол, постановление и определение.

После рассмотрения дела коллегиальным органом - составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении(например, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). В нём указывается: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа; событие рассматриваемого дела; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела (отсутствующих);отводы и ходатайства, результаты их рассмотрения; объяснения, показания и заключения лиц участвующих в процессе; документы исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывается председательствующим в заседании и секретарём заседания.

Постановление могут быть двух видов:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу.

В постановлении о прекращении производства выносится в случаях:

Объявления устного замечания(ст. 2.9);

Прекращение дела и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшее постановление;

Дата и место рассмотрения дела;

Сведения о лице в отношении которого рассмотрено дело;

Обстоятельства. установленные при рассмотрении дела;

Статьи настоящего Кодекса или субъекта РФ предусматривающие ответственность, либо основания прекращения дела;

Мотивированное решение по делу. Если имел место имущественный ущерб, то указывается его размер, порядок и сроки его возмещения.

Срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении указывается изъятые предметы и вещи, документы на которые наложен арест и решение по ним, если в отношении их не применено иное (конфискация или возмездное изъятие).

А именно:

Вещи и документы не изъятые из оборота -передаются в собственность государства;

вещи, изъятые из оборота передаются соответствующим организациям или уничтожаются;

Документы, являющиеся вещественным доказательством хранятся в деле в течении всего срока хранения дела, либо передаются установленным порядком заинтересованным лицам;

Изъятые ордена, медали, знаки подлежат возврату владельцу, а если он не известен в Администрацию Президента РФ.

Постановление подписывается судьёй, должностным лицом или председательствующим в заседании коллегиального органа, вынесшими постановление.

За постановление вынесенное коллегиальным органом голосует большинство его членов (считается принятым) присутствующих в зале.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, которым такие полномочия предоставлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

На стадии возбуждения дела должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного правонарушения, которые можно подразделить на две группы. Во-первых - это обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения. К их числу относятся следующие обстоятельства.

1. Событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения. Прежде всего, необходимо выяснить, имело ли место деяние и какова его противоправность, т. е. является ли оно административным правонарушением. Если в деянии усматриваются признаки преступления , то дело об административном правонарушении не возбуждается и материалы направляются по подведомственности.

Установление времени, места, способа совершения правонарушения способствует определению объективных признаков деяния - объекта и объективной стороны. Например, квалификация мелкого хулиганства зависит от места и способа его совершения. Выяснение названных обстоятельств необходимо по каждому делу об административном правонарушении, поскольку вне этих обстоятельств невозможно и само правонарушение.

2. Виновность лица в совершении административного правонарушения. По каждому делу устанавливается, кем совершено правонарушение и достиг ли нарушитель 16-летнего возраста. По ряду дел необходимо выяснить должностное положение лица, например, при расследовании дел о допуске к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (статья 13.32 КоАП РФ).

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Но из этого правила есть исключения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела, подведомственные комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав , рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу. Также по месту жительства указанного лица рассматриваются дела об административных правонарушениях, совершенных в Антарктике .

Дела о нарушении правил дорожного движения и о нарушениях в области благоустройства территории , предусмотренных законом субъекта Российской Федерации , зафиксированные с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме, рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные таким образом.

По месту выявления правонарушения рассматриваются дела о деяниях, предусмотренных статьями 19.3; 20.2 и 20.2.2 КоАП РФ.

В целом процедура рассмотрения административных правонарушений более проста, чем процесс разрешения уголовных дел. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подробно регламентирует эту процедуру. Она начинается с представления должностного лица, разрешающего дело. Затем объявляется дело, являющееся предметом разбирательства, называется лицо, привлекаемое к ответственности, устанавливается факт явки физического лица , его представителей (по закону или по договору) и законного представителя юридического лица , всем участникам производства разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После этого оглашается протокол о правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, и исследуются доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется специальный протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (статья 29.8 КоАП РФ).

Рассмотрение дела - это оценка всех данных о правонарушении и лице, его совершившем. На основании всей совокупности доказательств необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо, имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности. Орган, должностное лицо, рассматривающее дело, не связаны данным перечнем обстоятельств и обязаны выяснить все вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Завершающим этапом стадии рассмотрения дела является вынесение постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Чаще всего выносятся постановления о назначении административного наказания. При определении меры наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины , имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Если лицо совершило несколько нарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, то наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное правонарушение.

Следует также отметить, что на данной стадии властный субъект наделяется дополнительными правами по назначению наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ), а также в соответствии с частью 2.1 той же статьи уполномочен применять дополнительные меры принуждения к виновному субъекту, такие как, например, возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, рассматривающее дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом случае выносится постановление о прекращении дела. Основанием для вынесения такого постановления являются также передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если будет установлено, что в нарушении содержатся признаки преступления ; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, а также иных обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 4части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении является важным процессуальным документом и влечёт за собой определённые юридические последствия. Поэтому в соответствии со статьёй 29.10 Кодекса постановление должно быть надлежащим образом оформлено и в нем необходимо указать следующее: должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление, их адрес; дату и место рассмотрения дела; сведения о лице, привлечённом к ответственности; обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения дела; статью нормативного акта (КоАП РФ или закона субъекта РФ), предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления, информацию о получателе штрафа , необходимую в соответствии с правилами заполнения расчётных документов на перечисление суммы административного штрафа, если таковой назначен.

Если у лица, в отношении которого рассматривается дело, были изъяты те или иные предметы, либо документы, в постановлении должен решаться вопрос об их дальнейшей судьбе, при условии, что не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации .

При вынесении судьёй постановления о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения данного наказания, а при назначении наказания в виде принудительного административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства решается вопрос о помещении такого лица в специальное учреждение до момента реального исполнения назначенного наказания.

Если одновременно с назначением административного наказания на нарушителя возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть установлен срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

Постановление, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов данного органа, присутствующих на заседании. Постановление подписывается судьёй, председательствующим на заседании коллегиального органа, должностным лицом, рассмотревшим дело.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьёй, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Одновременно разъясняется порядок его обжалования. В отдельных случаях, согласно части 1 статьи 29.11 КоАП РФ, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела. Однако резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трёх дней. При совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3-5 статьи 29.11 КоАП РФ, копия постановления направляется и в другие заинтересованные организации.

Копия вынесенного судьёй постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трёх дней со дня вынесения указанного постановления.

В отдельных случаях по результатам рассмотрения дела вместо постановления выносится определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административное наказание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если данное дело не относится к компетенции рассмотревших его субъектов административной юрисдикции.

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях , поскольку лишь определённое, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает установленные законом меры по устранению нарушений законности.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении представляет собой одну из форм участия граждан Российской Федерации в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.

В случае пропуска указанного срока , он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. При исчислении срока обжалования не принимается в расчёт день, когда была вручена или получена копия постановления по делу о правонарушении.

Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый, следующий за ним рабочий день.

В соответствии с законодательством жалоба подаётся в орган (должностному лицу), вынесший постановление. В течение трёх суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить её по существу.

Административное наказание способно выполнить свою социальную функцию в том случае, если оно исполнено, а виновный претерпел тем самым лишения материального или морального характера. Неисполнение назначенных наказаний вызывает у правонарушителей чувство безнаказанности, в связи с чем, они нередко становятся на путь систематического нарушения правопорядка. Поэтому государственные органы и должностные лица обязаны добиваться неуклонного исполнения вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях .

Постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение либо органом, должностным лицом, которые вынесли его, либо иным органом. Например, органы внутренних дел могут исполнять практически все административные наказания, хотя сами правомочны назначать лишь такие наказания, как предупреждение и административный штраф . В частности, должностные лица органов внутренних дел обязаны обеспечить исполнение постановлений о лишении права управления транспортным средством, об административном аресте , которые назначаются судьями .

Следует отметить, что нормы, регулирующие рассматриваемую стадию, изложены в самостоятельном разделе КоАП РФ, тогда как нормы, регламентирующие три предыдущие стадии, изложены в разделе «Производство по делам об административных правонарушениях ». Однако это не означает, что законодатель выводит исполнение постановлений за рамки названного производства. Иное противоречило бы статье 24.1 КоАП РФ, закрепляющей задачи производства по административным правонарушениям, в том числе и задачу обеспечения исполнения вынесенного постановления.

Выделение стадии исполнения постановлений в самостоятельный процессуальный раздел кодекса можно объяснить тем, что по сравнению со всеми другими стадиями она носит наиболее автономный характер, обусловленный спецификой участников исполнительного производства и их процессуальных обязанностей, а также наличием особенностей в реализации установленной системы административных наказаний.

Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Таковым оно считается:

а) после истечения срока , установленного для обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано;
б) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано;
в) немедленно после вынесения, если решение по жалобе, либо протесту не подлежит обжалованию.

Подача жалобы на постановление или его опротестование прокурором приостанавливают его исполнение. Данный порядок распространяется и на решение суда общей юрисдикции или должностного лица, принятое по жалобе или протесту прокурора.

С момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении лицо, его совершившее, официально признается правонарушителем, а постановление должно быть обращено к исполнению, т. е. в течение трёх суток должно быть направлено в орган, должностному лицу, которые обязаны обеспечить исполнение постановления.

Это положение не распространяется на постановления о применении меры наказания в виде предупреждения, а также в случаях назначения административного штрафа, налагаемого в упрощённом порядке. В то же время законодательством предусмотрена возможность отсрочки исполнения таких наказаний, как административный штраф, лишение специального права, административный арест (статья 31.5 КоАП РФ).

Основанием предоставления отсрочки служат обстоятельства, препятствующие немедленному исполнению постановления, например, болезнь правонарушителя и др. Отсрочка предоставляется на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлечённого к ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трёх месяцев. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимает судья, должностное лицо, орган, вынесшие постановление по делу. Не предоставляется отсрочка или рассрочка исполнения административного штрафа иностранным гражданам и лицам без гражданства , которым одновременно назначено наказание в виде административного выдворения.

В случае применения отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания суд, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, должны указать в нем срок, с которого начинается исполнение административного наказания.

В целях обеспечения эффективности исполнения постановлений о назначении административных наказаний статьёй 31.9 КоАП РФ установлен срок давности исполнения этих постановлений. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой или рассрочкой, предоставленной согласно статье 31.5 КоАП РФ. Течение срока давности прерывается также в случае уклонения лица, привлечённого к ответственности, от исполнения назначенного наказания. Его возобновление происходит с момента обнаружения указанного лица либо его вещей , доходов , на которые может быть обращено административное наказание.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административных наказаний в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

Исполнение постановлений о назначении административных наказаний прекращается в случае:

  • издания акта амнистии , если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность ;
  • смерти лица, привлечённого к административной ответственности, или объявления его в установленном порядке умершим;
  • отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  • истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  • отмены постановления;
  • вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Прекращение исполнения следует отличать от окончания производства по исполнению административного наказания. Законодательством предусмотрено, что производство считается оконченным, когда исполнение произведено в полном объёме либо когда исполнение не производилось в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в статье 31.10 КоАП РФ. В том и в другом случае постановление возвращается субъекту административной юрисдикции, вынесшему его, с соответствующей отметкой.

Порядок исполнения постановлений зависит от вида назначаемого наказания (глава 32 КоАП РФ). Исполнение предупреждения весьма простое, оно предполагает оглашение постановления и вручение нарушителю его копии. Правонарушителю должно быть также разъяснено значение этой меры и правовые последствия ее применения. Устное предупреждение провинившегося гражданина административным наказанием не является.

Исполнение постановления о назначении административного штрафа. Основной мерой наказания, применяемой органами административной юрисдикции, является административный штраф. Его исполнение может быть как добровольное, так и принудительное.

Правонарушитель в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки обязан уплатить административный штраф в учреждении Сбербанка Российской Федерации или в иной кредитной организации . Иностранный гражданин, которому назначено одновременно с административным штрафом наказание в виде административного выдворения, обязан уплатить административный штраф не позднее следующего дня после вступления постановления в законную силу.

Административный штраф за правонарушения, совершенные в области дорожного движения, кроме случаев, предусмотренных частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ, может быть уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления. При этом размер штрафа будет равен половине суммы наложенного административного штрафа.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Если по истечении срока, установленного для исполнения данного постановления, отсутствуют документы, свидетельствующие об уплате административного штрафа, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания административного штрафа в принудительном порядке в рамках исполнительного производства. Одновременно должен быть решён вопрос о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ.

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии её у владельца. При этом конфискованные предметы обращаются в доход государства и подлежат реализации либо уничтожению. Исполнение названных наказаний осуществляется судебными приставами-исполнителями, сотрудниками таможенных органов , а постановление о конфискации оружия и боевых припасов - территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Исполнение постановления о лишении специального права.

Исполнение постановлений о лишении права управления транспортными средствами, судами или другими видами техники производится путём изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишён права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

Исполнение постановления о лишении права охоты производится путём аннулирования охотничьего билета. Организация исполнения данного наказания возлагается на должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением соответствующих правил (органов внутренних дел, инспекции по маломерным судам, органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования животного мира).

Исполнение постановления о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему осуществляется путём аннулирования лицензии на приобретение оружия или разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия и патронов к нему. Его реализация возложена на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Отсчёт срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего права. В течение трёх рабочих дней со дня вступления постановления в законную силу лицо, лишённое специального права, должно сдать соответствующие документы (например, водительское удостоверение, разрешение на право хранения оружия) в органы, исполняющие данное наказание. В случае уклонения лица, лишённого специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, срок лишения специального права прерывается. В этом случае срок лишения специального права исчисляется с момента сдачи или изъятия удостоверения (специального разрешения) или иных документов. По истечении срока лишения специального права лицу, подвергнутому данному наказанию в установленном порядке, возвращаются изъятые у него удостоверение, специальное разрешение или иные документы. Лица, лишённые права управления транспортными средствами, до возврата удостоверения водителя либо тракториста-машиниста, обязаны сдать экзамен на знание правил дорожного движения.

Исполнение постановления об административном аресте возложено на органы внутренних дел. Порядок отбывания ареста предусмотрен Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. «О порядке отбывания административного ареста», приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста», а также приказом Минздрава России от 30 декабря 2016 г. № 1028н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту».

Постановление об административном аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения. Арестованные содержатся под стражей в специальных учреждениях органов внутренних дел, а там, где их нет, - в изоляторах временного содержания, отдельно от других категорий лиц, содержащихся под стражей.

Перед водворением в камеру арестованные подвергаются личному досмотру, а также подлежат дактилоскопированию и фотографированию. Медицинское освидетельствование проводится не позднее 2 часов с момента доставления лица, подвергнутого административному аресту, в место отбывания ареста. В специальных учреждениях арестованные содержатся в закрытых камерах под постоянной охраной.

Срок административного ареста исчисляется с момента взятия под стражу. Если гражданин был задержан до рассмотрения его дела судьёй, то время задержания , засчитывается в срок нахождения под арестом.

Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьёй на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжёлого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

За уклонение от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста и за самовольное оставление места отбывания административного ареста гражданин на основании части 2 статьи 20.25 КоАП РФ может быть подвергнут наказанию в виде административного ареста на срок до 15 суток либо привлечён к обязательным работам на срок до пятидесяти часов.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства производится пограничными органами, органами внутренних дел или Федеральной службой судебных приставов путём официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путём контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. Если передача выдворяемого лица представителю иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с указанным государством, выдворение осуществляется в месте, определяемом органами пограничной службы Российской Федерации.

О выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором Российской Федерации с указанным государством.

Исполнение постановления о дисквалификации осуществляется путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом и включения данных о нем в специальный реестр, порядок ведения которого предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 615. В реестре указываются сведения о дисквалифицированном лице. Выписки из реестра о конкретном лице, в отношении которого применена дисквалификация, представляются заинтересованным лицам в течение 5 дней со дня получения запроса.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности производится немедленно после вынесения решения путём наложения пломб, опечатывания помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применения других мер по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения данного административного наказания.

При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ возлагается на службу судебных приставов. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых они могут быть организованы, определяются органами местного самоуправления . Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе и не могут превышать четырёх часов в день.

Исполнение постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения должно быть исполнено лицом, в отношении которого оно вынесено. Органы внутренних дел ведут учёт лиц, которым назначено данное наказание. Порядок ведения данного учёта регламентируется приказом МВД России от 14 января 2014 г. № 14 «Об организационных мерах по ведению списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения».

Внесение сведений в список лиц, которым назначено данное наказание, осуществляется в течение трёх рабочих дней с момента получении копии соответствующего постановления, вступившего в законную силу. Доступ к сведениям, содержащимся в указанном списке, осуществляется посредством официального сайта органов внутренних дел в инфомационно-телекоммуникаци-онной системе «Интернет».

По истечении срока административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения орган внутренних дел в течение трёх дней удаляет из списка сведения о лицах, подвергнутых данному наказанию.

Окончание исполнения постановления о назначении наказания означает и окончание производства по делу об административном правонарушении.

С исполнением постановления о наказании для правонарушителя не прекращаются все неблагоприятные последствия, связанные с совершением административного правонарушения. Законодательством установлен годичный срок, являющийся своеобразным испытанием, в течение которого правонарушитель должен доказать своё исправление. Если гражданин в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (а не со дня вынесения постановления о нем) не совершит нового административного правонарушения, то он считается не подвергавшимся административному наказанию (статья 4.6 КоАП РФ).

Понятие стадий административного правонарушения

Административное правонарушение можно разделить на следующие стадии его совершения:

  • покушение на совершение правонарушения;
  • окончание совершения правонарушения.

Рассматривая правонарушение, имеющее нематериальный состав, следует отметить, что его окончанием, в соответствии с современным законодательством, считается момент совершения действия.

Рассматривая правонарушение в области административного права, которое имеет материальный состав, считается оконченным, в соответствии с нормами современного законодательства, с момента наступления материальных последствий.

Определение 2

Под покушением на правонарушение в административной отрасли права, принято понимать, в соответствии с нормами современного законодательства, умышленное деяние лица/лиц, которое имело целью совершение правонарушения, но не было доведено до конца.

Специфические субъекты административного правонарушения

В ходе разбирательств по правонарушению, относящемуся к административной отрасли права фигурируют такие его субъекты как участники или соучастники, которых принято подразделять на:

  • Исполнителей, под которыми понимают физических лиц, совершающих правонарушения в области административного права непосредственно, либо совершающих правонарушение с помощью иных лиц, которые не несут ответственности за совершение данных действий.
  • Пособников, под которыми понимают физических лиц, которые участвовали в совершении правонарушения посредством указаний, советов, предоставлении орудий, снаряжения, информации и т.д.
  • Организаторов, под которыми понимают физических лиц, организовавших/руководивших исполнителями.

В юридической литературе соучастниками принято называть совместное участие в совершении правонарушения двух и более лиц, которое совершено умышленно.

Стадии производства по делам о правонарушениях в административной отрасли права

Исходя из юридической практики рассмотрения дел о правонарушениях в области административного права, принято выделять следующие четыре стадии:

  • возбуждение дела о правонарушениях в административной отрасли права;
  • рассмотрение дела о правонарушениях в административной отрасли права;
  • пересмотр постановлений о правонарушениях в административной отрасли права;
  • исполнение постановлений о правонарушениях в административной отрасли права.

Первая стадия по возбуждению дела подразумевает решение о начале расследования правонарушения при наличии его признаков.

Вторую стадию по рассмотрению дела можно разделить на рад следующих этапов:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • анализ и оценка обстоятельств дела;
  • принятие постановления;
  • объявление постановления.

Третья стадия, связанная с пересмотром постановления может быть только при наличии опротестования предыдущего постановления или подачи жалобы. После этого происходит рассмотрение данных документов, а так же поэтапно выносится и оглашается решение.

В юридической литературе указано, что в зависимости от субъекта, который осуществляет рассмотрение жалобы/протеста, данная стадия может быть подразделена на два вида – рассмотрение в административном и в судебном порядке.

Четвертая стадия, связана с исполнением постановления делится на несколько этапов:

  • обращение постановления к исполнению;
  • приведение постановления в исполнение;
  • разрешение вопросов, связанных с исполнением;
  • окончание производства по исполнению постановления.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав