30.06.2020

Система судебно-экспертных учреждений россии. Система экспертных учреждений в россии Входят в состав федеральной системы экспертных учреждений


Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Экспертизы могут проводиться любым лицом, которое имеет все необходимые знания, или же специальными экспертными учреждениями. Основные учреждения экспертного характера России находятся в определенной системе органов внутренних дел, здравоохранения, а также юстиции.

Центральное руководство подразделений экспертной направленности органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят:

  • организационно-методическое управление, которое включает в себя специальные отдел организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений;
  • технико-криминалистического, методического, информационного, технической автоматизации и обеспечения деятельности эксперта, а также технико-криминалистического обеспечения;
  • пулегильзотека федерального характера МВД России;
  • отделы экспертиз криминалистической направленности, а также исследований;
  • лаборатория научно-исследовательского характера.
Замечание 1

Помимо этого, подразделения экспертного уровня на местах входят в определенную структуру управлений регионального характера или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов Российской Федерации и городов с достаточно большим населением.

Судебно-экспертные учреждения

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет федеральный центр России занимающися судебной экспертизой (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экпертными учреждениям данной системы являются: определенные региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Определенные лаборатории судебной экспертизой в городах своей зоны обслуживания имеют какие-либо филиалы или же специальные группы экспертного характера.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-психиатрических, а также судебно-медицинских подразделений. Бюро экспертизы судебно-медицинского характера есть в определенных крупных городах, краях, областях и республиках России. Качество судебно-медицинских экспертиз должны контролироваться, а такие обязанности возложены на главных межрайонных, районных и городских судебно-медицинских экспертов. В организационно-методическом, а также научно-практическом отношении бюро экспертизы судебно-медицинского характера подчиняется Главному судебно-медицинскому эксперту. Главным учреждением, которое осуществляет методическое и научное руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.

Замечание 2

Система органов

Что касается системы органов, то тут здравоохранение Российской Федерации тоже занимается осуществлением судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторно и стационарно). Судебно-психиатрические экспертизы стационарного характера проводятся в определенных судебно-психиатрических палатах, а также отделениях психиатрических стационаров или же общих отделениях больниц психиатрической направленности. А амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (включая посмертные и заочные) проводятся специально создаваемыми для этих целей психиатрическими экспертными комиссиями, которые осуществляют свои функции при психоневрологических или психиатрических учреждениях. Состав персонального типа комиссии (который состоит не менее чем из трех человек, а именно специалистов своего дела) каждый год утверждается здравоохранительным органом (края, республики, области, крупного города).

Руководство научно-методической деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе всероссийского характера возложено на Государственный научныйы центр судебной и социальной психиатрии имени В. П. Сербского.

Руководство организационно-методического характера психиатрическими, а также психоневрологическими учреждениями, включая судебно-психиатрические экспертные комиссии возложено на главного психиатра управления медициной региона.

Замечание 3

Существуют специальные государственные судебно-экспертные учреждения, помимо этого, в Минобороне, ФСБ, ФТС, ФСКН России.

В последние годы в России была создана определенная сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, экспертных центров, а также лабораторий.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Система экспертных учреждений в Российской Федерации. Структура экспертно-криминалистической службы МВД. Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России. Экспертные учреждения Минздрава России.

Система экспертных учреждений в Российской Федерации

Систему экспертных учреждений РФ образуют специализированные учреждения, в которых проводятся судебные экспертизы. Такие учреждения входят в структуру различных ведомств: МВД, Минюста, Минздрава, Минобороны, ФСБ и некоторых других.

Структура экспертно-криминалистической службы МВД:

1) экспертно-криминалистический центр МВД России (осуществляет организационные и научно-методическое руководство всеми экспертными подразделениями):

а) организационно-техническое управление;

б) федеральную пулегильзотеку;

в) научно-исследовательскую лабораторию;

г) отделы: трасологических, дактилоскопических и автотехнических экспертиз; экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг; экспертиз видео- и фотодокументов; экспертиз материалов, веществ и изделий; взрыво- и пожаротехнических экспертиз; экспертиз биологических объектов; экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов; фоноскопических экспертиз; медико-криминалистических экспертиз;

2) экспертно-криминалистические подразделения (управления), имеющие в своем составе базовые межрегиональные подразделения (отделы);

3) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов;

4) экспертно-криминалистические подразделения (отделы) МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а также городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара;

5) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов.

Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России:

1) Российский федеральный центр судебных экспертиз Минюста России (осуществляет научно-методическое руководство):

а) лаборатории: почерковедческой экспертизы; технической экспертизы документов; трасологической экспертизы; баллистической экспертизы; видеофонографических исследований; криминалистической экспертизы волокнистых материалов; криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий; исследования объектов почвенного и биологического происхождения; инструментальных методов исследования; судебно-авто технической экспертизы; строительно-технической экспертизы; судебно-взрывотехнической экспертизы; инженерно-техническая; автоматизации экспертного производства.

б) отделы: организационно-методической работы; методической работы; научной информации; экономических экспертиз; товароведческих экспертиз; экспертных исследований пожаров и взрывов;



2) Управление судебно-экспертных учреждений (осуществляет организационное руководство);

3) Северо-Западный региональный центр судебных экспертиз (г. Санкт-Петербург);

4) Южный региональный центр судебных экспертиз (г. Ростов-на-Дону);

5) лаборатории судебных экспертиз в республиках, краях, областях, их филиалы и группы экспертов.

Экспертные учреждения Минздрава России:

1) Научно-исследовательский институт судебной медицины (осуществляет научно-методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями и производство сложных и повторных экспертиз; проводит научные исследования);

2) Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (осуществляет научно-методическое руководство и производство наиболее сложных экспертиз в области судебной психиатрии);

3) центры судебной психиатрии (региональные и межрегиональные);

4) судебно-психиатрические экспертные комиссии (стационарные и амбулаторные);

5) психиатрические больницы, где проводится принудительное лечение;

6) отделения судебно-медицинских экспертиз (районные, межрайонные);

7) бюро судебно-медицинских экспертиз (республиканские, областные, городские).

В УПК четкого закрепления понятия экспертизы не дано. В литературе криминалистическая экспертиза определяется как процессуальное действие, в рамках которого эксперт, проведя исследование, дает заключение по специфическим вопросам, требующим специальных познаний в той или иной отрасли.

Суть экспертизы заключается в исследовании, осуществляемом лицом, имеющим специальные познания. В советский период законодательно был определен круг специальных познаний – технические, научные и др. В настоящее время в статье 57 УПК РФ определено лишь то, что познания должны быть специальными. К специальным познаниям не могут относиться общежитейские познания, они должны быть получены в процессе обучения (как правило, к эксперту требуется наличие высшего профессионального образования, в некоторых случаях экспертом может быть лицо, имеющее среднее специальное образование), знания эксперта не должны быть юридическими.

Так, в литературе выделяются четыре группы сведений, не относящихся к специальным познаниям:

1. Знания, связанные с уголовно-правовой квалификацией деяния. Например, не может к специальным знаниям относиться ответ на вопрос, нарушил ли водитель Правила дорожного движения (следует ставить вопрос как необходимо было действовать водителю или по чьей вине произошло ДТП).

2. Знания, связанные с юридической оценкой представленных на экспертизу предметов преступления. Так, к таким вопросам относится вопрос «является ли представленная на исследование денежная купюра поддельной?».Правильно указывать вопрос «соответствует ли предоставленная купюра требованиям действующего стандарта?».

3. Знания, связанные с установления факта выполнения должностными лицами организаций требований норм уголовно-правовых фактов. Например, «На ком из должностных лиц лежала обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности сварочных работ?».

4. Знания, связанные с гражданско-правовой квалификацией договорных отношений, установление их фиктивности (например, трактовка договора, установление сути обязательств, вопросы фиктивности сделки, размеры причиненного ущерба и др.).

Хотя некоторые авторы, например Е.Р. Рассинская, считают положения о запрете использования правовых знаний при производстве экспертиз не оправданными и не соответствующими требованиям закона, т.к. при производстве некоторых экспертиз используются нормы права. Так, при баллистической экспертизе, при производстве экспертизы наркотических средств, применяются НПА (Закон об оружии, подзаконные акты, Перечень наркотических средств и др.), т.е. используются и правовые знания. Хотя другие авторы полагают, что это просто специфика отдельных видов экспертиз, где применение нормативных актов является неотъемлемой частью производства самой экспертизы.

Специальные знания – знание, полученные субъектом в результате обучения и практического опыта работы в той или иной сфере деятельности человека. Правовые знания к специальным не относятся за исключением экспертизы НПА в деятельности Конституционных, Уставных судов и Судов общей юрисдикции.

Специальные знания выражаются в заключениях по делу эксперта и в суждениях специалиста, оформленные в протоколах допроса, иного следственного действия или судебного заседания, а также в виде справки.

Классификация экспертиз.

В зависимости от объема, характера целей и задач экспертного исследования:

1. Классификационные экспертизы – решаются вопросы об отнесении предмета к определенной группе или к виду (например оружия, наркотических средств или наркотических веществ).

2. Идентификационные экспертизы – в ходе их решается вопрос об индивидуальном тождестве объекта или о тождестве объекта самому себе.

3. Диагностические экспертизы направлены на установление свойств, состояния объекта, механизма объекта и причинно-следственной связи.

В зависимости от объема производимых исследований:

1. Первичные экспертизы – экспертиза объекта, проводящаяся впервые и заключающаяся в исследовании объекта в полном объеме в соответствии с вопросами, сформулированными в постановлении о назначении экспертизы.

2. Повторные экспертизы – экспертизы уже исследовавшегося объекта, проводящаяся в полном объеме, в случае, если результаты первичной экспертизы вызывают сомнения в их обоснованности, достоверности, объективности. Повторная экспертиза всегда проводится другим экспертом.

3. Дополнительная экспертиза – это экспертиза объекта, подвергавшегося исследованию, но исследованного не в полном объеме. Дополнительная экспертиза проводится в том случае, когда необходимо получить ответы на вопросы, которые не ставились и, соответственно, не исследовались при производстве первичной экспертизы. Как правило, дополнительная экспертиза проводится экспертом, проводившим первичную экспертизу.

В зависимости от состава экспертов:

1. Ординарные комиссии – экспертиза проводится экспертом единолично.

2. Комиссионная экспертиза – проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Классическими видами комиссионных экспертиз являются судебно-медицинскими, психиатрическими экспертизами. При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается всеми экспертами. Если один из специалистов имеет иное мнение, нежели комиссия, заключение подписывается всеми членами комиссии, а особое мнение данного специалиста прилагается к общему заключению.

3. Комплексная экспертиза – осуществляется специалистами в разных областях исследования в случаях, если объект исследования тот же самый. Классическим примером такой экспертизы является судебно-медицинская экспертиза, поскольку ее осуществляет судебный медик (патологоанатом), эксперт, исследующий выделения тела человека, эксперт, осматривающий соответствие расположения ран на теле и одежде у жертвы. При производстве этой экспертизы каждый эксперт подписывает лишь свою часть исследования.

В зависимости от предмета экспертизы:

1. Классы экспертиз состоят из родов и видов:

a. Криминалистические экспертизы: баллистическая, трасологическая, дактилоскопическая, фототехническая и т.д.

b. Новые виды криминалистических экспертиз: фоноскопические исследования (голоса, аудиозаписей и т.д.).

c. Экономические экспертизы: судебно-бухгалтерские, финансово-экономические, аудиторские экспертизы и др.

d. Экологические экспертизы

e. Биологические экспертизы (исследование выделений).

f. Химические экспертизы (пищевых продуктов, ГСМ и др.).

g. Инженерно-технические экспертизы: автотехническая экспертиза, пожарно-техническая экспертиза и др.

h. Информационно-технические (компьютерные) экспертизы – связаны с экспертизой самих материальных носителей информации, создания программного обеспечения, связанные с возможностью неправомерного доступа к использованию информации.

Структура судебно-экспертных учреждений РФ.

1. Система учреждений Минюста РФ. Основным органом является Федеральный центр криминалистических экспертиз. Осуществляет все виды экспертиз.

Центральные научно-исследовательские лаборатории, расположенные в отдельных зонах (в Сибирском ФО она находится в Новосибирске). Осуществляет все виды экспертиз.

Научно-исследовательские экспертизы столицы субъекта РФ. Проводятся основные виды экспертиз. Например, в Кемерово не проводится экспертиза генной идентификации человека.

2. Система экспертных органов МВД. Осуществляет экспертизу по делам, которые ведут органы МВД. ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр) осуществляет ведение полной базы данных. Проводит все виды экспертиз. ЭКУ (экспертно-криминалистические управления) субъекта РФ и имеет ЭКО (экспертно-криминалистический орган) практически в каждом городе субъекта. На территории субъекта имеется ЦНИЭКЛ (центральная научно - исследовательская экспертная криминалистическая лаборатория), которая осуществляет, преимущественно, научную разработку методик и правил проведения экспертиз.

3. Система экспертных органов при Министерстве здравоохранения и социального развития. Главное учреждение – Российский Центр судебных экспертиз. В городах имеются бюро судебно-медицинских экспертиз. Данные органы осуществляют судебно-медицинские и психиатрические экспертизы. Психиатрические экспертизы проводятся в специальных психиатрических лечебницах. Центральным органом, осуществляющим психиатрическую экспертизу на уровне Федерации – НИИ имени Сербского . Для производства психологических экспертиз, как правило, привлекают психологов с кафедр вузов региона (специалист должен иметь высшее профессиональное образование, научную степень, стаж работы, специализацию по конкретному вопросу и др.). При НИИ имени Сербского находится научно-исследовательская лаборатория Психологических исследований.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав