20.10.2019

Как зарегистрировать онлайн-кассу в фнс. Порядок регистрации ККТ в налоговой (нюансы)


О необходимости применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных расчетов знает, наверное, каждый. Все мы являемся покупателями товаров и потребителями услуг, и как раз кассовый чек служит подтверждением факта оплаты товара, работы или услуги. В случае чего именно кассовый чек позволяет нам отстоять свои права потребителя и получить постпродажное или гарантийное обслуживание.

Но давайте посмотрим на кассовый аппарат с точки зрения владельца бизнеса, его необходимость применения ККТ вряд ли радует, поэтому будем разбираться - можно ли обойтись при приеме наличных денег без контрольно-кассовой техники? А если кассовый аппарат все-таки нужен, то понять - как его выбрать и поставить на учет?

В каких случаях применяют кассовый аппарат?

Необходимость в обязательном порядке применять кассовый аппарат на территории РФ всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при проведении наличных денежных расчетов или с использованием установлена статьей 2 федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении ККТ".

При этом часто можно наблюдать, как торговля или оказание услуг ведется без ККТ. Неужели все эти предприниматели нарушают закон? Нет, не нарушают, а просто знают о своем праве не применять в некоторых случаях кассовый аппарат при расчете наличными деньгами или платежной картой. И возможностей таких несколько.

  1. До 1 июля 2018 года плательщики (организации и индивидуальные предприниматели), а также ИП, работающие на , имеют право принимать оплату наличными деньгами без использования кассового аппарата (статья 2.1 закона № 54-ФЗ). Если покупатель или клиент потребует для подтверждения факта оплаты документ, то взамен кассового чека надо выдать товарный чек или квитанцию.
  2. До 1 июля 2019 года могут не использовать кассовый аппарат организации и индивидуальные предприниматели, независимо от режима налогообложения, если они оказываютуслуги населению (статья 2 закона № 54-ФЗ). При этом в обязательном порядке, а не по требованию клиента, надо выдавать . Порядок оформления и выдачи БСО приведен в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359. К примерам бланков строгой отчетности можно отнести транспортные билеты, квитанции, билеты в кино, абонементы, наряд-заказы, талоны, туристические и экскурсионные путевки и др.
  3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения могут производить расчеты наличными или платежными картами без применения кассового аппарата при осуществлении следующих видов деятельности:
  • продажи газет, журналов и сопутствующих товаров в специальных киосках, при этом доля продажи газет и журналов в их товарообороте должна составлять не менее 50 процентов, а ассортимент сопутствующих товаров должен быть утвержден органом местной власти;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • продажи ценных бумаг и лотерейных билетов;
  • обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (то есть, в детских садах и школах);
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
  • организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, райцентров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом местной власти, и др.

Полный список таких видов деятельности смотрите в статье 3 закона № 54-ФЗ.

Обратите внимание: с 31 марта 2017 года все розничные продавцы алкоголя, в том числе пива, должны применять кассовый аппарат. Требование распространяется и на торгующих пивом в общепите.

На что стоит обратить внимание плательщикам и ИП, работающим на ? К розничной торговле на этих режимах не относится реализация продуктов питания и напитков в учреждениях общественного питания. Известны судебные дела, когда организации на ЕНВД, реализовывающие продукты и напитки в учреждениях общепита, были оштрафованы на 30 000 рублей за торговлю без выдачи документов, подтверждающих оплату, потому что считали, что имеют право не использовать кассовый аппарат, как плательщики вмененного налога. Закон приравнивает реализацию в учреждениях общепита к услугам населению, потому каждому клиенту (покупателю) в обязательном порядке надо выдавать БСО или кассовый чек.

Каким должен быть кассовый аппарат?

С 1 февраля 2017 года прекращается постановка на учет кассовых аппаратов старого образца, не имеющего функций подключения к Интернету. До 1 июля 2017 года все продавцы, уже работающие с ККТ, должны модернизировать свою технику, если это возможно, и пройти перерегистрацию в налоговой инспекции. Если имеющийся кассовый аппарат не допускает модернизации, то необходимо приобрести новую и поставить ее на учет. Требования к кассовому аппарату приводятся в статье 4 закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О ККТ».

Контрольно-кассовая техника должна:

  • иметь корпус с заводским номером;
  • внутри корпуса должны находиться часы реального времени;
  • иметь устройство для печати фискальных документов (внутреннее или вне корпуса);
  • обеспечивать возможность установить фискальный накопитель внутри корпуса;
  • передавать данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме и их передачи оператору сразу после внесения данных в фискальный накопитель;
  • обеспечивать печать фискальных документов двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм);
  • принимать от оператора подтверждение получение данных или информацию об отсутствии такого подтверждения;
  • обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных и хранящихся в памяти в течение пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Обращаем ваше внимание и на то, что так называемые чекопечатающие машинки (ЧПМ) не признаются кассовым аппаратом для постановки на учет в налоговой инспекции. Использовать такие аппараты можно только плательщикам ЕНВД и ПСН, чтобы выдавать покупателю документ, подтверждающий прием денежных средств за приобретаемый товар.

Приобретать новые кассовые аппараты можно только из реестра ККТ, опубликованного на официальном сайте ФНС . Стоимость нового кассового аппарата с подключением к Интернету составляет в среднем от 25 до 45 тысяч рублей, тарифы на услуги операторов фискальных данных - от 3000 рублей в год.

С 2017 года штрафы за неприменение ККТ при наличных расчетах, использование кассового аппарата, не соответствующего установленным законом требованиям, а также за нарушение условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники составляют (статья 14.5 КоАП РФ):

Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:

  • от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;

Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:

  • предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:

  • предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.

Регистрация кассового аппарата

Регистрацию ККТ регулирует специальный Административный регламент, утвержденный приказом Минфина от 29.06.2012 № 94н. В приложении № 2 к этому регламенту приводится блок-схема предоставления государственной услуги по регистрации, перерегистрации и снятию с учета кассового аппарата. Блок-схема, представленная ниже, увеличивается по нажатию.

Индивидуальные предприниматели регистрируют кассовый аппарат в налоговой инспекции по месту своей прописки, а организации - по юридическому адресу. Если кассовый аппарат будет находиться не по юридическому адресу организации, то придется создавать обособленное подразделение по месту торговли или оказания услуг, по этому адресу и будет проходить регистрация ККТ.

В случаях, когда у организации несколько обособленных подразделений (например, магазинов), подведомственных разным налоговым инспекциям, но находящихся в одном муниципальном образовании, все кассовые аппараты можно регистрировать в одной налоговой инспекции по выбору налогоплательщика.

Документы для регистрации ККТ подаются согласно перечню, приведенному в статье 25 Административного регламента:

б) паспорт контрольно-кассовой техники;

в) договор о технической поддержке, заключенный с поставщиком или центром технического обслуживания (ЦТО), уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели контрольно-кассовой техники.

Этот перечень является исчерпывающим, но на практике в налоговой инспекции могут дополнительно запросить еще ряд документов, например, таких как:

  • договор аренды помещения, где будет стоять кассовый аппарат, или свидетельство о регистрации права на помещение, если оно в собственности;
  • журнал кассира-операциониста по форме КМ-4;
  • журнал учета вызова технических специалистов по форме КМ-8;
  • документы, подтверждающие факт покупки кассового аппарата.

Эти требования можно оспаривать, но можно и захватить с собой эти документы. И, конечно, если кассовый аппарат регистрирует не лично индивидуальный предприниматель или руководитель организации, то понадобится доверенность на осуществление регистрационных действий. После принятия документов налоговый инспектор согласовывает дату, время и место осмотра кассового аппарата, и если он громоздкий, то вполне возможен выезд на место нахождения ККТ.

Осмотр и проверка кассового аппарата проводится работником налоговой инспекции в присутствии представителя налогоплательщика (ИП, руководитель организации или доверенное лицо) и специалиста ЦТО. Налоговый инспектор проверяет данные налогоплательщика, которые работник ЦТО вводит в кассовый аппарат. Кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, такие как ФИО индивидуального предпринимателя (наименование организации), ИНН, заводской номер аппарата, дату, время и стоимость покупки, порядковый номер чека.

Далее происходит фискализация кассового аппарата, то есть перевод его в фискальный режим работы. Сотрудник налоговой инспекции вводит специальный цифровой код, который защищает фискальную память от взлома, после чего специалист ЦТО устанавливает пломбу на кассовый аппарат. Налоговый инспектор должен убедиться в исправности ККТ, затем регистрирует аппарат в книге учета, делает отметки в паспорте и ученом талоне, заверяет журнал кассира-операциониста и выдает карточку регистрации ККТ. Кассовый аппарат готов к работе, и его можно эксплуатировать.

В каких случаях может потребоваться перерегистрация кассового аппарата? Эти основания приводятся в п. 75 Административного регламента:

  • замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти (ЭКЛЗ);
  • смены адреса места установки кассового аппарата;
  • изменения ФИО индивидуального предпринимателя или наименования организации;
  • смены ЦТО.

Для перерегистрации ККТ надо обратиться в налоговую инспекцию, где стоит на учете кассовый аппарат, с заявлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@, паспортом ККТ и карточкой его регистрации. При замене ЭКЛЗ надо приложить к этим документам еще и заключение ЦТО (при наличии).

Перерегистрация ККТ производится при личном осмотре аппарата налоговым инспектором на предмет исправности, целостности корпуса, наличии пломб и знака «Сервисное обслуживание». Так же, как и при первичной регистрации, необходимо присутствие специалиста ЦТО и налогоплательщика. Отметки о перерегистрации вносятся в паспорт и учетный талон кассового аппарата.

Подробнее:

План действий по регистрации кассового аппарата

  1. Выбрать кассовый аппарат из моделей, указанных в государственном реестре.
  2. Обратиться для приобретения ККТ к генеральному поставщику или в ЦТО.
  3. Подать документы на регистрацию в налоговую инспекцию по месту жительства ИП, по юридическому адресу организации или адресу обособленного подразделения (если кассовый аппарат будет находиться не по юрадресу ООО).
  4. Обеспечить осмотр и фискализацию регистрируемого кассового аппарата налоговым инспектором в присутствии специалиста ЦТО.
  5. Не забывать о необходимости перерегистрации ККТ при замене ЭКЛЗ и других, установленных законом, основаниях.

Законодательством предусмотрен ввод кассового оборудования нового принципа функционирования. Краткие сведения об использовании онлайн ККМ:

  • При использовании ККМ для приема и выдачи наличности производится накопление и передача информации о пробитых чеках.
  • Сбор информации, контроль, передачу, накопление осуществляет оператор ОФД.
  • Обмен данных с оператором производится через сим-карту сотового оператора, систему интернет.
  • Переход на кассовое оборудование нового образца осуществляется поэтапно. Первыми перешли на использование касс нового типа предприятия, учитывающие выручку для определения налоговой базы. Окончательный переход будет произведен до июля 2018 года.

На переходный период действует возможность использования обоих видов касс, разрешенных в зависимости от категории предприятий. Вне зависимости от типа кассовый аппарат должен быть поставлен на учет в отделе ККМ территориального отделения ИФНС. Регистрация онлайн касс и техники старого принципа действия с ЭКЛЗ имеет отличия.

Оборудование с ЭКЛЗ должно быть зарегистрировано в ЦТО для технического обслуживания. Онлайн кассы должны иметь договор с оператором ОФД. Право на осуществление операций по обработке информации имеют сертифицированные организации, перечень которых размещен на официальном сайте ИФНС.

Действия предприятия до постановки кассовой техники с ЭКЛЗ на учет

Контрольно-кассовая техника любого типа не используется без обязательной постановки на учет. Регистрации подлежит оборудование и фискальная память, замена которой производится ежегодно. При отсутствии своевременной регистрации фискального носителя памяти ККМ считается незарегистрированной. Использование оборудования, не соответствующего требованиям, приравнивается к ведению кассовых операций без ККМ, что влечет наложение значительных по сумме штрафов.

Регистрация кассового оборудования с ЭКЛЗ при постановке на учет

Порядок действий осуществляется однотипными операциями для любого вида ККМ, не принадлежащего к видам онлайн. Каждая из единиц кассовой техники должна получить свидетельство о регистрации. До этого момента кассовое оборудование не подлежит эксплуатации. При использовании незарегистрированной ККТ предприятие ожидает наложение штрафа.

До проведения регистрации касс с ЭКЛЗ необходимо заключить договор с ЦТО на обслуживание техники. Специалисты ЦТО проводят действия по подготовке ККМ к постановке на учет:

  • Оформляют договор технического обслуживания.
  • Выдают голографическую наклейку, выступающую пломбой для аппаратуры. После регистрации предоставляется акт о проведения опломбирования техники.
  • В данные ККМ вводится информация о предприятии – название, ИНН, КПП.
  • Устанавливают и активируют фискальную память.
  • Вводят начальную сумму 1рубль 11 копеек для проведения пробных операций, позволяющих проверить работу кассовой техники.
  • Снимают по кассе первый Z-отчет.
  • Снимают отчет ЭКЛЗ на первую пробную сумму.

Пробная сумма в дальнейшем заносится в журнал учета, но не включается в сумму выручки.

Представление документов в ИФНС

После прохождения процедуры оформления в ЦТО организация или ИП должна представить в ИФНС пакет документов.

Группы документов Подробный перечень
Заявление Документ составляется по форме установленного образца
Учредительные и общие документы предприятия Оригиналы и копии свидетельства ОГРН (листа учетной записи), ИНН, документа о праве собственности или аренды помещения, в котором будет находится кассовый аппарат
Документы, предоставленные ЦТО Договор об обслуживании, акт ввода в эксплуатацию, журнал вызова техника, пронумерованный и прошитый в установленном порядке, пломбирующие марки, голографическая марка сервисного центра
Документы, сопровождающие ККМ Накладная на приобретение оборудования, техпаспорт ККМ, заполненный специалистом ЦТО, паспорт ККМ и дополнительный лист к нему, паспорт ЭКЛЗ
Документы для осуществления работы с техникой Приказ о назначении кассира, журнал кассира-операциониста, пронумерованный, заполненный, прошитый и заверенный руководителем предприятия либо ИП
Формы на представителя интересов Доверенность (документ не требуется для руководителя или ИП, имеющих право представлять интересы без доверенности), паспорт, печать организации

Наряду с общим перечнем документов, отдел учета ККМ территориального органа ИФНС может запросить представления дополнительных документов.

Процедура постановки на учет ККМ с ЭКЛЗ

Для регистрации кассового оборудования с ЭКЛЗ соблюдается определенный порядок действий.

Очередность действий Пояснение
Представление документов на регистрацию Подача осуществляется в отдел ККМ отделения ИФНС
Прием документов Инспектор определяет время проведения фискализации
Проведение фискализации После проверки документов в отделе ККМ территориального органа ИФНС производится фискализация в присутствии представителя и специалиста ЦТО
Регистрация Постановка на учет производится в течение 5 дней
Выдача готовых документов Заявитель получает учетную карточку ККМ и оригиналы, представленные предприятием

Регистрация кассовых аппаратов нового образца

Порядок, принятый для регистрации ККМ, применяется только для оборудования старого образца, запись информации которых обеспечивается ЭКЛЗ. При регистрации онлайн ККМ учитывают условия появления дополнительного звена в цепочке передачи информации – оператора ОФД:

  • В связи с вводом онлайн-касс пакет документов дополнен договором с оператором ОФД. По новому порядку регистрируют также модернизированное оборудование, переделанное под онлайн-кассы.
  • Оператор ОФД – организация, осуществляющая прием, обработку и хранение информации обо всех операциях, производимых на кассовом оборудовании.
  • Информация от оператора ОФД направляется в ИФНС для проведения дальнейшего контроля денежного оборота.

Для кассовой техники, модернизированной под онлайн-кассы, порядок соответствует постановке на учет нового оборудования. Предваряет регистрацию доработанной техники ее снятие с учета. Онлайн-касса не предъявляется в налоговый орган. С 1 февраля 2017 года организации или ИП могут произвести регистрацию кассовой техники онлайн через личный кабинет налогоплательщика. Одновременно сохраняется право проведения регистрации при личном посещении ИФНС. Для представления заявлений на бумажном носителе новые формы введены приказом ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@.

Регистрация онлайн ККМ через личный кабинет

Постановка касс с онлайн системой передачи информации через личный кабинет налогоплательщика требует предварительной регистрации на официальном сайте ИФНС. Портал содержит подробную инструкцию о порядке проведения процедуры. Для получения доступа и проведения процедуры необходимо оформить квалифицированную ЭЦП. После получения доступа можно осуществить постановку оборудования на учет.

Порядок действий Описание
Вход в личный кабинет и вкладку «ККТ» Необходимо воспользоваться функцией «Зарегистрировать ККТ»
Вод адреса Указывают адрес месторасположения, по которому будет расположено кассовое оборудование и наименование точки или офиса
Данные о кассовом оборудовании Вносят данные о модели, заводском номере, Марка указывается на основании данных выпадающего списка. Отсутствие типа техники в перечне свидетельствует о несоответствии ККТ требованиям
Номер фискального накопителя Указывают данные, имеющиеся в паспорте ККМ
Режим применения кассы При использовании оборудования в обычном режиме дополнительная информация не указывается
Данные об операторе ОФД Требуется воспользоваться перечнем официально зарегистрированных в ИФНС операторов

После окончания ввода данных документ необходимо подписать и отправить. По результатам запроса ИФНС должна выслать номер, присвоенный ККМ. Номер необходимо занести в данные оборудования, распечатать чек и произвести окончательное действие – «завершить регистрацию». В личном кабинете производится запись с распечатанного чека о времени регистрации, номеров фискального документа и признака.

Постановка на учет у оператора ОФД

Кассовое оборудование должно быть поставлено на учет у оператора ОФД. Потребуется зайти на сайт выбранного оператора ОФД и произвести запись информации:

  • Номера, присвоенного ИФНС при прохождении регистрации.
  • Типа кассы – модели оборудования.
  • Данных кассового оборудования, указанных в паспорте – заводского номера.
  • Номера фискального накопителя.

После проведения регистрации собственник оборудования осуществляет выбор тарифа, на основании которого формируется электронный счет. Работа с кассовым оборудованием будет доступна после проведения оплаты.

При регистрации кассового оборудования предприятия могут допустить ошибки. Предприятия должны учитывать условия нового порядка постановки на учет онлайн касс:

  • Для регистрации не требуется договора с ЦТО.
  • ИФНС не может потребовать представления заверенного журнала кассира-операциониста в связи с отсутствием необходимости их применения.

При эксплуатации техники сохраняются ежедневные отчеты кассиров, журнал может быть использован только для внутренних нужд (Читайте также статью: → «

Организации и ИП при ведении деятельности, связанной с наличными расчетами или с приемом платежных карт, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Перед ее эксплуатацией необходимо пройти процедуру регистрации, которая осуществляется в налоговой службе.

Теоретическая сторона вопроса

Несвоевременно оформленный кассовый аппарат или его отсутствие могут привести к штрафным санкциям. Все нормы регулируются российским законодательством, где прописаны необходимость и правила оформления техники.

Зачем нужно регистрировать ККМ?

Регистрация контрольно-кассовой машины должна осуществляется в налоговой службе, согласно места постановки на учет организации, которая обращается в государственные органы.

Процедура является обязательной.

Торговые точки периодически осматриваются проверяющими органами на предмет работоспособности ККТ. В случае нарушений владельцы предприятия могут получить большие штрафы.

Регистрация кассового аппарата – это также гарантия того, что юридическое лицо будет использовать исправную технику, соответствующую принятым критериям. Процесс оформления ККТ связан с заключением договора на техобслуживание с ЦТО. В результате аппарат исправен и проходит регулярные технические проверки.

Требования закона к самому аппарату и регистратору

Согласно законодательству налоговые органы контролируют использование ККМ. Вся кассовая техника должна быть снабжена фискальной памятью, которая хранит данные о продажах.

Государство создало специальный реестр, в котором указаны кассовые аппараты, разрешенные для использования. Каждая модель относится к определенному типу и обозначена область ее применения. Поскольку в реестр постоянно вносятся изменения, то первый шаг перед регистрацией ККТ – это выбор подходящего вида и его покупка.

На сайте ФНС РФ можно найти требования, которые выдвигаются к контрольно-кассовой машине.

Они включают следующие пункты:

  1. Аппарат должен иметь фискальную накопительную память, корпус, возможность печати чеков и контрольной ленты.
  2. Информация, проходящая через аппарат не должна поддаваться корректировке. Данные должны храниться в течение длительного срока вне зависимости от энергопотребления.
  3. Вся информация должна без изменений отображаться на кассовом чеке и контрольной ленте, и сохраняться в фискальной памяти техники.
  4. Иметь возможность вносить признаки режима, свидетельствующие о невозможности корректировки данных, проводимых при помощи платежных карт или расчете наличными.
  5. Возможность вывода данных, которые зафиксированы на контрольной ленте и в фискальной памяти кассовой машины.
  6. Обязательное присутствие часов, отображающих реальное время на чеках.
  7. Должна существовать возможность внесения данных о пользователе в фискальную память аппарата или изменений при его перерегистрации.
  8. ККТ должен быть исправным, а в случае поломок иметь договор с организацией, предоставляющей техническое обслуживание.
  9. Предоставлять возможность работы в фискальном режиме.
  10. Соответствовать модели, которая разрешена для использования Государственным реестром.
  11. Техника должна быть наделена функцией блокировки при отсутствии на кассовой ленте информации о фискальном режиме.
  12. ККМ должен иметь полный пакет документов и отметок: паспорт, инструкцию, идентификационный знак, отметку службы сервисного облуживания, марки-пломбы.

Законом разрешено использование новой кассовой машины или б/у. Наиболее удобно приобретать ее в ЦТО. Это дает возможность ускорить порядок регистрации кассового аппарата в налоговой. С представителями центра заключается договор, что дает его сотрудникам возможность в течение короткого срока подготовить часть необходимых документов.

Регистрация кассового аппарата в налоговой

Порядок регистрации регулируется законодательством, в котором обозначены условия обращения и список подаваемых документов. На практике организации сталкиваются с тем, что налоговые могут требовать дополнительные справки. Чтобы правильно подготовить пакет документов, лучше заранее посетить государственные органы, выяснить график работы и условия оформления.

Для ООО и других юрлиц

Список документов, подаваемых в налоговую службу, одинаковый для юридических лиц и ИП. Отличие состоит в порядке обращения.

Организациям нужно для начала определиться, где будет стоять кассовый аппарат.

Если его место расположения не совпадает с юридическим адресом, указанным в учредительных документах, тогда необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели готовят комплект документов согласно действующему законодательству.

При покупке кассовой техники ИП необходимо в ЦТО предоставить следующие данные:

  1. ОГРН,
  2. контактные данные.

Предпринимателю нужно зарегистрировать в налоговой торговую точку, на которую будет установлен аппарат. Эти действия можно выполнять одновременно с оформлением кассовой техники. ЦТО после приобретения ККМ вводит все необходимые данные в фискальную память, а также подготавливает справки для налоговой.

Документы


Рассмотрим наиболее полный пакет справок, которые могут затребовать сотрудники ИФНС.

При покупке техники и журналов для ведения кассы в ЦТО часть документов подготавливается техническим центром:

  1. Договор, свидетельствующий о предоставлении технического обслуживания. Заключается между организацией и ЦТО, выдается в 2 экземплярах. Инспектору необходимо предоставить оригинал соглашения.
  2. Паспорт на ККТ и ЭКЛЗ (электронно-контрольная лента защищенная).
  3. Учетные журналы: КМ-4 и КМ-8 (для ввода информации кассиром-операционистом и регистрации вызовов мастера при поломках ККМ). Книги должны быть пронумерованы и прошиты.
  4. Паспорт, дополнительный лист и марки-пломбы, относящиеся к выбранной модели кассового аппарата.

Также при обращении в налоговую инспекцию нужно иметь на руках саму технику.

Помимо перечисленных документов юридическому лицу следует подготовить:

  • свидетельство ОГРН или ЕГРН, ИНН;
  • приказ от отдела кадров компании, свидетельствующий о принятии на должность директора, главного бухгалтера и кассира;
  • договор аренды фактического и юридического адреса;
  • печать организации;
  • заявление на регистрацию ККТ;
  • доверенность и личный паспорт заявителя.

Индивидуальным предпринимателям к этому перечню следует еще добавить свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП. Если предприниматель оформлял печать, тогда ее обязательно необходимо взять с собой.

Если предприятие не новое, тогда в налоговой могут потребовать справку, свидетельствующую об отсутствии задолженности. Также подойдет последний баланс, который был сдан в ИНФС, документ должен быть с подписью инспектора.

При оформлении доверенности нужно указать паспортные данные и ФИО исполнителя, перечислить список действий и указать № ИНФС, где будет проходить регистрация.

Следующим шаг в процедуре регистрации – это проверка сотрудником налоговой поданных документов и справок. При их соответствии заявитель приглашается в ИНФС для проведения фискализации кассового аппарата. В установленное время необходимо явиться в налоговую, где процесс будет проходить при участии мастера из ЦТО.

Также при себе нужно обязательно иметь:

  • заявление с просьбой поставить на учет кассовую технику;
  • технический паспорт к ККТ;
  • журнал, фиксирующий вызовы специалиста.

Также необходим сам кассовый аппарат, перед фискализацией инспектор должен его осмотреть. Если представитель организации не явится в назначенное время, тогда налоговая инспекция вправе отказать в регистрации ККМ.

Где происходит процедура?

Согласно закону постановка кассового аппарата на учет совершается только налоговыми органами. Лучше заранее узнать правила приема документов. Многие налоговые службы перешли на электронную очередь, что является гарантией посещения кабинета в день обращения. Инспектора, занимающиеся регистрацией техники, работают в определенные часы, поэтому лучше заранее узнать график работы.

Индивидуальный предприниматель обращается в налоговую службу, которая находится по месту регистрации физического лица, на которого оформлено предприятие.

При невозможности лично присутствовать подготавливается доверенность, заверенная нотариально. Лицо, которому поручено оформить ККМ, должно иметь при себе паспорт. Юридические лица также обращаются в налоговую по месту регистрации.

Если необходимо подготовить кассовую машину для филиала, тогда постановка на учет осуществляется в регионе, где находиться торговая точка. По завершению процедуры все данные направляются в отделение, где находится основная организация. На сотрудника, который занимается регистрацией, должна быть выдана доверенность. Она подписывается руководителем компании и скрепляется печатью предприятия.

Сроки и стоимость

Процедура осмотра техники инспектором является отправной точкой в регистрации. Если все в порядке, то сведения о ККМ вносятся в книгу учета, которую ведут в налоговой инспекции. В паспорте к кассовому аппарату инспектор должен обязательно сделать отметку о проведении регистрации. На завершающем этапе заявителю возвращаются все документы, учетный талон, карточка регистрации техники и заверенная книга кассира-операциониста. При правильном заполнении документов процедура регистрации занимает не более 5 рабочих дней .

На сегодняшний день плата за оформление кассовой техники не берется.

На практике регистрация может затянуться на 14 дней. Для ускорения этого процесса существуют организации, которые на платной основе берут на себя обязательства срочного оформления. При регистрации за 1-2 дня компании берут сумму от 1 500 руб. при участии заказчика и от 2 500 руб. при самостоятельном обращении в ИНФС. Стоимость услуги снижается при регистрации большего количества кассовых аппаратов. Так, при постановке на учет 5 ККМ, сумма уменьшается вдвое.

Как быть с подержанным ККМ?

При покупке б/у техники или при смене организации, возникает вопрос, как правильно выполнить регистрацию кассового аппарата?

Процедура включает несколько этапов действий:

  1. Снятие с учета ККТ, которая была оформлена на предыдущего владельца. Для этого обращаются в налоговую инспекцию со следующим пакетом документов: заявление согласно формы по КНД 1110021, сам ККМ и паспорт на него, книга КМ-4, карта, свидетельствующая о постановке на учет, соглашение с ЦТО, последний Z-отчет и данные об отсутствии задолженности.
  2. После снятия с учета кассовой техники, нужно отправить ее и все документы к аппарату в ЦТО, с которым сотрудничает предприятие.

Дальнейшая процедура регистрации не отличается от постановки на учет новой ККМ.

При покупке б\у аппарата следует знать, что согласно закону существует определенный срок, в течение которого осуществляется его эксплуатация. Этот период составляет 7 лет, со дня регистрации техники.

Можно ли отказаться от регистрации?

Законодательством определены категории, которые вправе отказаться от использования кассового аппарата. Также существуют организации, для которых постановка на учет техники обязательна. К ним относят ООО и ИП, ведущие деятельность в виде розничных продаж в густонаселенных регионах или через Интернет. Также обязательный процесс регистрации выполняют предприятия, ведущие деятельность посредством Интернет и получающие за это прибыль наличными деньгами.

Категории, избавленные от необходимости

Последние нововведения, принятые в отношении работы на контрольно-кассовом аппарате, говорят о том, что отказаться от использования ККТ могут банки и предприятия, имеющие патент.

Вместо чеков разрешается выдавать бланки строгой отчетности.

ИП и ООО, осуществляющие продажу алкогольной продукции в отдаленных местах, где существуют перебои с электроэнергией вправе отказаться от эксплуатации ККМ, при условии, что они предоставляют отчет по ЕНВД.

Организации, работающие по упрощенному режиму налогообложения или предприятия, начавшие свою деятельность с 2019 года, также могут отказаться от ККТ. Но только в том случае, если они оказывают услуги населению, не связанные с розничной торговлей. Получается, что принимать решение об использовании кассовой техники могут не только ИНФС, но и сами налогоплательщики.

Подводя итоги, можно выделить две категории, которые вправе не применять ККТ:

  • предприятия, ведущие розничную торговлю в проблемных регионах;
  • при оплате услуг и товаров, которые приобретают только по безналичному расчету.

Штрафы

При использовании незарегистрированного кассового аппарата на владельца организации и кассира накладываются штрафные санкции. Руководитель предприятия может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 40 000 руб., кассир – от 3 000 до 4 000 руб.

Регистрация кассового аппарата является обязательной процедурой, которая сопровождается заключением договора с ЦТО и подачей документов в ИНФС. Инспектор вправе отказать в постановке на учет ККТ, в случае неполного комплекта документации и использовании техники, не внесенной в государственный реестр.

Каждую операцию, при которой потратили или получили деньги, нужно оформить так, как требует законодательство, как для наличных, так и для безналичных расчетов.

Если расчет идет безналичным способом, то за соблюдением правил работы с денежными средствами следит банк. Однако подавляющее большинство небольших предприятий предпочитает расчеты наличными, для этого необходимо вести документы по учету наличности:

Кассовую книгу;

Журнал кассира-операциониста;

Кассовый отчет.

Правильно организовать учет денежной наличности достаточно просто. Для этого надо лишь вовремя отражать приход и расход наличности в книгах учета. Следует помнить, что принимать деньги от покупателей можно только с использованием контрольно-кассовой машины, в отдельных случаях – с использованием бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат нужно использовать при расчетах наличными, как с гражданами, так и с организациями и индивидуальными предпринимателями, только после того как вы ее зарегистрируете в налоговой инспекции. Для этого нужно: заключить договор на обслуживание контрольно-кассовой машины (ККМ) с центром технического обслуживания (ЦТО), провести фискализацию кассового аппарата, приобрести средства визуального контроля и т. д.

Законодательство РФ позволяет организациям использовать только определенные модели кассовых аппаратов, то есть те, которые включены в государственный реестр. В нем перечислены все модели, которые разрешено использовать. Помимо реестра существует и классификатор ККМ, который предусматривает, какие модели ККМ предназначены для каждой сферы деятельности.

Организации, торгующие кассовыми аппаратами, делятся на две категории:

1) специализированные фирмы-продавцы;

2) центры технического обслуживания.

У специализированных фирм-продавцов можно только приобрести ККМ, но после этого все равно придется заключать договор с ЦТО на техническое обслуживание.

Удобнее покупать аппарат прямо в ЦТО. Эта организация продает, и обслуживает, и ремонтирует кассовые машины.

Можно купить и подержанный кассовый аппарат. Объявления о продаже подержанной контрольно-кассовой машины дают предприятия, которые прекратили деятельность и теперь распродают имущество. Покупать можно только те аппараты, которые продавец снял с учета в налоговой инспекции. В подтверждение он должен выдать вам карточку регистрации ККМ с отметкой налоговой инспекции о том, что аппарат снят с учета.

Как к новым, так и к уже поработавшим кассовым аппаратам должны прилагаться паспорт версии, технический паспорт и средства визуального контроля (СВК). Это круглые голографические наклейки. Разрешается использовать кассовый аппарат, на котором имеется:

1) СВК «Государственный реестр»;

2) СВК «Сервисное обслуживание».

СВК «Государственный реестр» свидетельствует о том, что модель соответствует эталонному образцу. СВК «Сервисное обслуживание» свидетельствует, что ККМ находится на сервисном обслуживании. На этой голограмме указан год, когда машину ввели в эксплуатацию и поставили на техническое обслуживание.

Штрафные санкции за использование кассового аппарата без средств визуального контроля законодательством РФ не предусмотрены. Ответственность может наступить только за неприменение ККМ.

Прежде чем регистрировать кассовый аппарат, поинтересуйтесь в налоговой инспекции, нужно вам приобретать средства визуального контроля или нет. В постановлении Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 установлено требование об оснащении кассовых аппаратов СВК.

В Москве и Санкт-Петербурге предусмотрены дополнительные требования. Так, необходимо использовать дополнительные самоклеящиеся пломбы, купленные в ЦТО. Налоговые органы указанных городов прежде чем регистрировать кассовые аппараты, обязательно проверяют наличие таких пломб. Пломба состоит из основной части и отрывного контрольного талона (везде приведен идентификационный номер). На основной части специалист ЦТО указывает дату установки пломбы и расписывается. Эту часть и наклеивают на кассу.

Для получения пломбы, в ЦТО необходимо подать заявку и оплатить стоимость услуги. Выдадут пломбу не позднее чем через 15 дней с момента оплаты. Срок действия пломбы – один квартал.

Документы, которые нужны при покупке кассового аппарата:

После того как приобрели контрольно-кассовую машину и заключили договор с ЦТО на техническое обслуживание, ККМ необходимо зарегистрировать в налоговом органе.

Кассовый аппарат нужно регистрировать налоговом органе по месту учета.

В налоговую инспекцию следует представить:

Заявление о регистрации ККМ;

Заполненную карточку регистрации ККМ в двух экземплярах;

Доверенность на право регистрации ККМ (если ККМ регистрирует не руководитель организации);

Технический паспорт ККМ (оригинал и копию);

Паспорт версии ККМ (оригинал и копию);

Договор на техническое обслуживание ККМ в ЦТО (оригинал и копию);

Средства визуального контроля (голограммы);

Журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4 – он должен быть с пронумерованными страницами, прошнурован, заверен печатью организации, а также подписями директора и главного бухгалтера либо индивидуального предпринимателя;

Карточку регистрации с отметкой налоговой инспекции о снятии с учета (для подержанных аппаратов).

Налоговые органы могут затребовать и другие документы: оригиналы и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, возможно, придется представить еще и копию договора аренды помещения, где будет установлен кассовый аппарат.

С момента получения документов налоговые органы в течение пяти дней обязана зарегистрировать кассовую машину, причем в этот же срок представитель налогового органа должен проверить аппарат.

В процедуре регистрации принимают участие:

Сотрудник отдела регистрации ККМ налоговой инспекции,

Специалист центра технического обслуживания,

Представитель организации.

Как правило, в налоговом органе установлены определенные дни для подачи и получения документов, фискализации аппарата. Сначала проводится фискализация новой контрольно-кассовой машины, ведь кассовый аппарат приобретается в нерабочем (нефискальном) режиме, т. е. счетчик, который суммирует дневную выручку, еще не включен. Если вы купили подержанную ККМ, процедуру фискализации пройти также придется.

Фискализация заключается в следующем. Специалист ЦТО вводит в память кассового аппарата его заводской номер, программирует наименование предприятия-владельца и его ИНН. Затем налоговый инспектор устанавливает цифровой пароль, который защищает фискальную память от взлома. Этот пароль известен только налоговику. Потом специалист ЦТО опечатывает машину, ставя свою пломбу. Дату опломбирования и сведения оттиска клейма записывают в журнал формы № КМ-8. После этого в техническом паспорте ККМ в разделе «Ввод в эксплуатацию» специалист ЦТО расписывается и указывает номер своего удостоверения.

Далее начинаются испытания кассовой машины. Пробивается условная сумма и проверяется правильность отражения реквизитов на чеке. Налоговый инспектор вводит секретный пароль и снимает пробный отчет фискальной памяти.

По окончании фискализации налоговый инспектор присваивает ККМ номер и делает запись в книге учета контрольно-кассовых машин организаций, которую ведут налоговые органы. Налоговый инспектор визирует журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), ставит в нем печать налоговой инспекции и записывает дату фискализации. Затем налоговый инспектор заполняет карточку регистрации ККМ и визирует ее у руководителя налогового органа. Эта карточка должна находиться там, где установлена кассовая машина.

В карточке регистрации указывается адрес, по которому будет установлена контрольно-кассовая машина. Если у предпринимателя несколько магазинов (кафе, мастерских и пр.), то может появиться необходимость переставить ККМ в другую точку. Это можно делать, только предварительно уведомив налоговый орган. Налоговый инспектор сделает запись в своем журнале и внесет изменения в карточку регистрации. В противном случае организация будет привлечена к ответственности.

Если приобретен резервный аппарат, который планируется использовать на время ремонта используемых ККМ, об этом нужно заранее предупредить налогового инспектора, который внесет соответствующую запись в карточку регистрации. Это позволит использовать резервный аппарат в любом магазине (или любой другой точке), принадлежащем организации.

Для снижения сумм налогов на сумму, уплаченную за ККМ, важным критериям выступает вид деятельности организации. Если касса используется только в деятельности, облагаемой НДС, то малое предприятие вправе принять к вычету весь налог. При этом должны быть выполнены все стандартные условия: введен аппарат в эксплуатацию, получена счет-фактура, где сумма налога вынесена в отдельную строку, – только в этом случае «входной» НДС можно принять к вычету.

Если магазин торгует и в розницу, и оптом, а розничная торговля переведена на уплату налога на вмененный доход, то ККМ используют как в деятельности облагаемой, так и не облагаемой НДС.

В этом случае «входной» НДС принять к вычету нельзя. «Входной» налог нужно распределить пропорционально стоимости проданных товаров. Ту часть налога, что приходится на товары, реализация которых облагается НДС, можно принять к вычету. Оставшаяся часть суммы налога включается в первоначальную стоимость кассового аппарата. Рассчитывая такую пропорцию, берут стоимость проданных товаров того налогового периода, в котором касса была введена в эксплуатацию.

Пример 2.13. В апреле 2008 г. ООО купило для своего магазина кассовый аппарат за 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Затраты по вводу в эксплуатацию, состоящие из платы за средства визуального контроля и программирование, равны 1310 руб. (в том числе НДС – 200 руб.). Выручка предприятия в этом месяце составила 890 000 руб.:– 471 000 руб. (в том числе НДС – 71 848 руб.) – от реализации оптом (общая система налогообложения);– 419 000 руб. – от реализации в розницу с применением ККМ (ЕНВД).Сумма «входного» НДС, которую ООО должно включить в первоначальную стоимость кассового аппарата, составит 1479 руб. [(2700 руб. + 200 руб.) х 419 000 руб.: (890 000 руб. – 71 848 руб.)].Оставшуюся часть налога – 1421 руб. [(2900–1479)] – можно принять к вычету после того, как касса введена в эксплуатацию.ООО установило одинаковый срок службы кассы в бухгалтерском и налоговом учете – 6 лет (72 месяца). Амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете решено начислять линейным методом. Первоначальная стоимость ККТ – 17 589 руб. [(17 700 руб. – 2700 руб. + 1310 руб. – 200 руб. + 1479 руб.)], т. е. сумма ежемесячной амортизации составит 244,29 руб. .

Перед тем как сдать ККМ в ремонт, предприятие должно снять показания контрольных денежных счетчиков и занести полученные данные в акт по форме № КМ-2. Это необходимо сделать, потому что во время ремонта эти счетчики могут обнулиться. По этой же причине перед началом ремонтных работ и после их завершения акт должен завизировать налоговый инспектор.

Но на практике большинство налоговых инспекций не требует представлять им акт перед началом ремонта, если только неисправность не связана с блоком фискальной памяти или другими устройствами, которые могут вызвать обнуление контрольных денежных счетчиков. Специалист ЦТО должен проверить состояние блока фискальной памяти и записать свое заключение в акте перед началом ремонта. Поскольку кассовые аппараты служат больше одного года, они учитываются в составе основных средств, их стоимость отражают на счете 01 «Основные средства».

Для того чтобы продать контрольно-кассовую машину, необходимо снять ККМ с учета в налоговом органе. Заявление с просьбой об этом составляется в произвольной форме. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

Регистрационную карточку ККМ;

Журнал кассира-операциониста.

Снимая кассовый аппарат с учета, организация должна подтвердить, что показания суммирующих денежных счетчиков полностью отражены в журнале кассира-операциониста. Для этого прикладывается итоговый чек, пробитый в тот же день, когда заявление о снятии ККМ с учета было подано в налоговую инспекцию. Подразумевается, что, пробив итоговый чек, предприятие больше не использует данный кассовый аппарат.

Если налоговый инспектор, захочет проверить состояние блока фискальной памяти. В этом случае он выезжает на предприятие (или ККМ привозится в налоговую инспекцию) и снимает показания контрольных денежных счетчиков. Полученные данные должны соответствовать записям в журнале кассира-операциониста.

В ряде случаев перед тем, как снять контрольно-кассовую машину с учета, налоговые инспекции требуют от предприятия перевести показания суммирующих денежных счетчиков на нули. Эту операцию проводит и оформляет актом по форме № КМ-1 специалист ЦТО. Акт должен подписать налоговый инспектор.

Проверив показания денежных счетчиков, налоговый инспектор выдает предприятию книгу кассира-операциониста и копию регистрационной карточки с отметкой о снятии ККМ с учета.

Если ККМ продать не удалось, и ее решили просто списать, то нужно оформить акт на списание объекта основных средств. В акте надо указать причину, по которой выбывает контрольно-кассовая машина (физический или моральный износ). Здесь же приводят характеристики списываемой машины: ее марку, срок службы, инвентарный и заводской номера, а также первоначальную и остаточную стоимость. Акт оформляют уже после того, как кассовый аппарат снят с учета в налоговом органе.

Работать без кассового аппарата можно при торговле:

Газетами и журналами;

Лотерейными билетами;

Билетами и талонами для проезда в транспорте;

Мороженым;

Безалкогольными напитками в розлив;

Из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;

Вразвал овощами и бахчевыми культурами;

Продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков;

Продовольственными товарами с открытых прилавков на крытых рынках.

Рассчитываться наличными без кассового аппарата могут также предприниматели и организации, оказывающие бытовые услуги населению. Им разрешается вместо кассового аппарата использовать бланки строгой отчетности.

Принимать деньги от организаций без кассового аппарата нельзя, поэтому, если среди клиентов есть и физические, и юридические лица, контрольно-кассовая машина необходима.

При разовой сделке индивидуальному предпринимателю выгоднее не покупать кассу, а заплатить штраф. Ответственность за неприменение кассового аппарата предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Сумма штрафа, которую могут взыскать с должностного лица организации, составляет от 3 тыс. до 4 тыс. руб., с юридического лица – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Покупка ККМ, а также расходы на ее регистрацию и обслуживание потребуют больше денег. Более того, предпринимателю, возможно, не придется платить и штраф, поскольку проверяющие вправе привлечь к ответственности, только если с момента, когда предприниматель нарушил порядок работы с наличностью, прошло не более двух месяцев. Об этом сказано в п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Перед началом работы на ККМ кассир получает у руководителя ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Кассир расписывается в книге учета принятых и выданных денег.

Руководитель обязан:

В присутствии кассира снять показания секционных и контрольных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в журнале кассира-операциониста за предыдущий день;

Убедиться в совпадении показаний, занести их в журнал за текущий день на начало работы и заверить своей подписью и подписью кассира;

Оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков, заверить данные на контрольной ленте подписями (своей и кассира) и закрыть замок денежных счетчиков;

Провести инструктаж кассиров и продавцов в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ.

При возникновении неисправностей в работе ККМ кассир обязан:

Выключить кассовую машину, вызвать руководителя, определить характер неисправности;

В случае нечеткого отражения реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты совместно с руководителем проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек, указав на обороте правильную сумму, и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты. Если чек не вышел, то вместо него следует получить нулевой;

В случае невозможности продолжения работы из-за неисправности ККМ кассир совместно с руководителем оформляет окончание работы на данной кассовой машине, как при окончании смены, с отметкой в журнале кассира-операциониста на данную кассовую машину о времени и причине окончания работы.

Если устранение неисправности своими силами невозможно, то вызывается специалист ЦТО.

Кассиру запрещено работать без контрольной ленты или склеивать ее в местах обрыва.

По окончании рабочего дня или по прибытии инкассатора кассир должен:

Подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

Составить кассовый отчет.

После этого руководитель в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку или вынимает из ККМ использованную в течение дня контрольную ленту, подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указывает на ней тип и номер машины, показания счетчиков, дневную выручку, дату и время окончания работы. Показания на конец отчетного дня вписываются в журнал кассира-операциониста.

По показаниям счетчиков на начало и конец дня, определяется сумма дневной выручки. Она должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты.

На кассовом чеке или вкладном документе должны отражаться следующие реквизиты:

Наименование организации;

ИНН организации;

Заводской номер контрольно-кассовой машины;

Порядковый номер чека;

Дата и время покупки;

Стоимость покупки;

Признак фискального режима.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. Все чеки, пробитые на ККМ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма) должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.

При работе на ККМ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. Контрольно-кассовая лента – это документ, подтверждающий сумму принятых наличных денег.

В межинвентаризационный период они хранятся в упакованном (свернутом и опечатанном) виде. Контрольные ленты подлежат уничтожению в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. При этом для снятия фискального отчета необходимо пригласить налогового инспектора.

Контрольно-кассовые ленты уничтожают по акту. В акте необходимо указывать:

Наименование организации;

Состав комиссии;

Показания счетчиков контрольно-кассовых машин;

Марка ККМ, год выпуска и заводской номер;

Регистрационный номер ККМ;

Период инвентаризации;

Номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;

Сумма выручки по ленте;

Подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.

В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».

Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой – для малого предприятия.

Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1). Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольно-кассовых лент.

На каждую ККМ предприятие должно завести журнал кассира-операциониста по унифицированной форме № КМ-4.

Журнал применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине предприятия, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия и подписями руководителя, главного бухгалтера и налогового инспектора.

Записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой. Помарки в журнале не допускаются. Все исправления должны быть оговорены и заверены подписями кассира-операциониста, руководителя и главного бухгалтера организации.

В графах журнала кассира-операциониста записывают следующие показатели:

Дата – число, месяц, год;

Фамилия, имя, отчество кассира-операциониста;

Номер счетчика;

Показания контрольного счетчика, регистрирующего перевод суммирующих денежных счетчиков – показания счетчика в режиме «Z», который увеличивается на единицу при переводе суммирующих денежных счетчиков на нули;

Показания суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);

Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);

Показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);

Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);

Сумма выручки за день по показаниям суммирующих денежных счетчиков;

Сумма денежной наличности, сданной в кассу организации;

Сумма выручки по оплаченным документам (при оплате покупателем товаров расчетными чеками и другими платежными средствами);

Общая сумма выручки;

Денежный остаток на конец дня в кассе;

Сумма недостачи (излишков), выявленной в результате проверки;

Сумма возвращенных покупателям денег по неиспользованным чекам в случае возврата товаров или ошибочно пробитого кассиром-операционистом чека. В подтверждение указанного факта к отчету кассира-операциониста прилагается акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, составленный по форме № КМ-3;

Подписи на конец рабочего дня кассира.

Если предприятие работает без кассира-операциониста, то есть выручку от покупателей принимает продавец, то ведется журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста по форме № КМ-5.

Прием-сдача денег оформляется в журнале совместными подписями руководителя предприятия и специалиста, работающего на ККМ. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с фактической выручкой выясняются причины расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.

В конце рабочего дня составляется сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день. Этот отчет составляется по унифицированной форме № КМ-7 (Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации). Отчет является приложением к справке кассира-операциониста (форма № КМ-6).

Старший кассир составляет отчет (сведения) по форме № КМ-7 ежедневно и вместе с актами, справками формы № КМ-6, приходными и расходными кассовыми ордерами.

В форме по показаниям счетчиков на начало и конец работы по каждой ККМ рассчитывается выручка, общая выручка организации уменьшается на сумму денег, выданных покупателям по возвращенным ими чекам. Эта сумма включается в сведения согласно актам формы № КМ-3. Сведения подписывают руководитель и кассир организации.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав