30.06.2020

Введение. Управление земельными ресурсами муниципального образования. Управление земельными ресурсами муниципальных образований Недостатки управления земельными ресурсами мо


Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Всеми гражданско-правовыми правомочиями по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами обладают правосубъектные элементы государственной системы Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" Номер 4 (9) 2001г.. Государство же как собственник и суверен осуществляет управление своими имущественными актами, выражающими верховенство государства.

Государство и субъект РФ в отношении земельных ресурсов выступает в двух аспектах:

  • - властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;
  • - собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

Государство и муниципальные образования по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п.2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные природой регулируемых отношений. Осуществлять управление государственным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Муниципальное образование для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юридическое лицо, передав последнему часть своих полномочий.

Государство, субъекты федерации и муниципальные образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или местного управления) выполняют своего рода "подготовительную работу", необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.

Указ Президента РФ "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды" № 1263 от 26.11.97 является одним из главных событий на российском земельном рынке за прошедшие периоды. Вполне очевидно, что этот документ отражает желание части российского общества ввести частную собственность на землю. Решение этого вопроса во многом будет определяться развитием взаимоотношений между федеральной властью и властью регионов.

Развитие этих отношений связано с заключением соглашений между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий. К этим соглашениям прилагается перечень объектов, находящихся в собственности субъектов РФ и переходящих из федеральной в региональную собственность. Передача объектов недвижимости регионам преследует следующие цели:

  • - ликвидация монополии государственной собственности на землю, введение платности землепользования;
  • - реализация экономического потенциала земли и недвижимости, формирование рынка недвижимости.

Для города земля является основным пространственно экономическим базисом в функциональном производстве как размещение производства товаров и получение жителями городов различных благ Шимова О.С.. Основы экологии и экономика природопользования: УцЩ. / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ. - 367 с., 2002. При этом необходимо отметить, что в процессе эксплуатации природные ресурсы подвергаются амортизации и территориальная часть производственного потенциала. Земля как объект пространственного обеспечения при правильной эксплуатации не уменьшит своих характеристик, а может их увеличить.

Пространственная ограниченность земли диктуется ее местонахождением и определяется социально-экономическими, административно-историческими и биофизическими функциями, влияющими на цену. Основной особенностью земли является её уникальная незаменимость, что диктует высокую интенсивность использования земельных участков.

Городские земли -- уникальный ресурс -- пространственная база для развития урбанизации и размещения всех видов строительства, на которой сосредоточено основное национальное богатство, созданное трудом человека Управление земельными ресурсами муниципальных образований © Руднев А. В., стр. 1, 1998 .

Поэтому, анализируя земли городских поселений, как объекты управления, приносящий доход, можно выделить следующие характеристики:

  • 1. Ограниченность территории городского поселения для экстенсивного расширения, поэтому необходимо увеличить эффективность использования земельных участков и уменьшить землеемкости (ресурсопотребления) выпускаемой продукции и транспортных средств;
  • 2. Изменение правовых отношений, дефицит привлекательных земельных участков, инфляция, концентрация производства, экономическая эффективность городской среды повышает цену земельных участков;
  • 3. Земля является физической недвижимостью, что отражается в более широком количестве рисков по отношению к другому товару (обладает более низкой ликвидностью);
  • 4. Инвестиции в земельные участки требуют вложения крупного капитала с целью получения в будущем стабильного дохода от их эксплуатации и продажи;
  • 5. Рынки земельных участков (городских земель) являются одними из самых сегментированных и локальных.

Регулирование градостроительных требований к землепользователям в городе Москве определено Генпланом развития города Москвы и иной градостроительной документацией, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с законодательством города Москвы «О градостроительстве».

Использование земельного участка в городе Москве собственником земельного участка, землепользователем, арендатором независимо от форм собственности должно осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями к разрешенному использованию земельного участка, установленные для данного вида целевого назначения земельного участка.

Деятельность землепользователей в городах и других поселениях, особенности управления муниципальной землей представляют несомненный интерес. Городская земля -- это не просто территория, пространство, служащее местом размещения промышленных объектов, развития производительных сил общества; это природная среда, предназначенная создать для существования и развития общества благоприятные условия.

К городским землям законодательство относит все земли, находящиеся в пределах черты поселений, которая является для них внешней границей.

Земельные отношения - это общественные отношения между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.

В Российской Федерации возможны следующие формы управления земельными ресурсами:

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.

Пожизненное наследуемое владение земельными участками.

Аренда земельных участков.

Право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

В соответствии с Земельным кодексом РФ участниками земельных отношений являются: граждане; юридические лица; Российская Федерация; Субъекты Российской Федерации; муниципальные образования.

Таблица 1- Права участников земельных отношений

Участники земельных отношений

Имущественные правоотношения

Собственники

земельных участков

Земельный участок принадлежит на праве собственности.

Землепользователи

Обладают правом постоянного (бессрочного) и правом постоянного срочного пользования на земельный участок.

Землевладельцы

Владеют земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков

Пользуются и (или) владеют земельными участками на основании заключения договора аренды.

Обладатели сервитута

Имеют право ограниченного пользования соседними земельными участками.

Объектами земельных отношений являются:

земля как природный объект и природный ресурс;

земельные участки;

части земельных участков.

Земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.

Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь земельного участка определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения.

  • - Земельные участки и права на них, а также прочно связанные с земельными участками объекты (почва, замкнутые водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и другие) находятся в обороте нераздельно, если иное не предусмотрено законом. Земельный участок может быть делимым и неделимым.
  • - Земли городов и других населенных пунктов образуют сложный сослав, в который входят, сгруппированные по целевому. назначению земельные участки:
    • а)жилой и общественной застройки, занятые и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, религиозными строениями и сооружениями;
    • б)общего пользования, используемые для удовлетворения культурно- бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.), в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные и др.), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд населения города;
    • в)транспорта, связи, занятые инженерными коммуникациями, сооружениями железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, магистралями инженерной инфраструктуры и связи;
    • г)промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки;
    • д)природоохранного назначения (это земли заказников, запретных и нересто-охранных полос, земли, занятые лесами, земли памятников природы);
    • е)оздоровительного назначения (к ним относятся земельные участки, обладающие природно-лечебными факторами, благоприятными для профилактики и лечения заболеваний);
    • ж)рекреационного назначения (к ним относятся территории, занимаемые домами отдыха, пансионатами, санаториями, кемпингами, спортивно-оздоровительными комплексами, туристическими базами, парками, лесопарками, спортивными лагерями);
    • з)историко-культурного назначения (к ним относятся земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, а также занятые учреждениями культуры);
    • и) водных объектов, занятые естественными и искусственными водоемами, реками, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями;
    • к) сельскохозяйственного назначения, занятые сельскохозяйственными угодьями, а также зданиями и сооружениями, обслуживающими нужды сельскохозяйственного производства;
    • л) резервные (запаса), используемые для территориального развития городов и других населенных пунктов;
    • м) военных объектов, режимные зоны и иные зоны.

Практически во всех экономически развитых странах основой управления земельными ресурсами городов является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

Анализ современного зарубежного опыта показывает, что применение всей системы управления существующей в Европейском союзе и США, без существенной адаптации к российской экономики и современному правовому полю практически невозможно, за исключением отдельных моделей ипотеки земельных и природных ресурсов и лизинга отдельных видов имущественно - земельного комплекса (в основном это предприятия мелкого и среднего бизнеса, так называемые предприятия обслуживания населения и службы обеспечения функционирования городского хозяйства).

Характерным примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить субъекты управления и права, существующие в настоящее время в Москве.

  • 1. Субъектами управления являются:
    • -Московская городская Дума;

Мэр Москвы, Правительство Москвы;

районные Управы.

  • 2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами города:
    • -хозяйствующие субъекты;

органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством;

физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.

В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества, и как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов города, вовлечение земельных участков в гражданский оборот в соответствии с Генеральным планом развития Москвы на основе:

  • а)возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
  • б)формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;
  • в)разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременении, целевого назначения земельного участка;
  • г)наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
  • д)создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки;
  • е)определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;
  • ж)определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т.п.);
  • з)проведения кадастровой оценки земель.

Исходя из этого земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.

Управление земельными ресурсами, в основном, направлено на:

  • а)увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;
  • б)сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями городскими земельными ресурсами и органами власти города;
  • в)вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;
  • г)введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельный ресурсов;
  • д)оптимизацию структуры земельных ресурсов города;
  • е)формирование инфраструктуры управления:

развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики;

определение социально-экономических стандартов;

создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства;

  • -совместимость и объединение баз данных различных городских ведомств в единое информационное пространство и обеспечение оперативного доступа к данным;
  • -развитие института управляющих недвижимостью.
  • ж)усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
  • з)совершенствование нормативно-правовой базы управления городскими земельными ресурсами, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление землей;
  • и) организацию информационной системы, базирующейся на следующих основных принципах:

единая система идентификации земельных участков, основанная на кадастровом делении;

однократность ввода информации;

ответственность за полноту и достоверность введенной информации;

Обеспечение доступа пользователя к информации и блокирование несанкционированного доступа;

обеспечение интегрированного перекрестного контроля

достоверности информации в системе.

Важный момент связан с реорганизацией Департамента земельных ресурсов города Москвы путем присоединения к нему Департамента имущества города Москвы Постановление Правительства Москвы N 49-ПП (ред. от 06.03.2013)., что повлекло за собой объединение информационных ресурсов и создания на основе двух информационных систем (РЕОН и АИС «Недвижимость 2») департаментов Правительства Москвы новой системы АИС «Земля и Недвижимость». Это позволит не только обеспечить заинтересованные городские и федеральные организации необходимой информацией, но и существенно пополнить бюджет от эффективного управления и распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим городу.

Для эффективного управления земельными ресурсами города используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Москвы.

Анализ управление земельными ресурсами начинается с определения критериев того, что будет признано эффективным управлением. Управление всегда субъективно, поэтому критериев эффективности может быть столько же, сколько существует владельцев у земли. Формирование критериев и механизма оценки эффективности управления осуществляется сверху вниз, начиная с самых общих целей, которые должен сформулировать собственник.

Наличие четких и однозначно понимаемых всеми заинтересованными сторонами целей позволяет использовать самый простой и самый корректный критерий эффективности управления - достижение поставленных целей.

Типичные цели использования земельной собственности в государственных и муниципальных организациях:

гарантированное сохранение вложенных средств;

целевое использование инвестиций;

Выполнение условий, сопровождающих предоставление финансирования.

Дальнейшая разработка планов, нормативных показателей, форм отчетности и других документов, без которых будет невозможно объективно оценить качество управления земельными ресурсами, должна осуществляться только на основе этих формализованных целей.

Таким образом, первым необходимым условием для формирования критериев и механизма оценки эффективности управления является наличие формализованных целей, которых хочет достигнуть владелец земли.

Второе необходимое условие заключается в том, что цели должны быть не только формализованы, но и представлены в измеряемом виде. Это значит, что при определении целей должны использоваться не качественные показатели - лучше, дальше, больше, - а количественные характеристики, которые легко поддаются сравнению и анализу. Таких количественных характеристик не должно быть много, но, являясь ключевыми информативными показателями, они позволят собственнику сделать вывод о том, насколько эффективно осуществляется управление его земельной собственностью.

Для всех видов объектов собственности устанавливаются нормативные параметры функционирования объекта, проводится оценка полезности объекта для города и эффективности управления объектом.

Критерий эффективности устанавливается или рассчитывается, исходя из социально-экономической значимости объекта и его целевого назначения Сборник материалов Конференции «Современные аспекты управления объектами собственности в городе Москве» Концептуальные основы управления собственностью города Москвы Коптев-Дворников В.Е., к.э.н., заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности - 2005 г..

Основной критерий анализа -- степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований. Каждый земельный участок проверяется на необходимость его сохранения в собственности города. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.

Бюджетная эффективность уполномоченного органа (Департамента городского имущества города Москвы), управляющего городскими земельными ресурсами и недвижимостью города рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за 9 месяцев 2013 в бюджет поступило средств от земельных плотяжей - 30 930 942 420, 00 руб, от имущественных плотяжей 36 401 557 351 80 руб По данным официального сайта (dgi. mos.ru) Департамента городского имущества города Москвы. . государство земля недвижимость право

Анализ мирового опыта регулирования земельных отношений позволяет заключить, что при законодательном закреплении частной собственности на земли различных категорий и введении правил и условий их использования и хозяйственного оборота, в большинстве экономически развитых городов в последние годы стимулирует внедрение аренды как вторичной формы земельного права, а многие государства проводят политику по выкупу земель в государственную и муниципальную собственность Заседание Государственного совета №7 «О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Учет всех операций и изменений с земельными участками производится в системе государственного национального земельного кадастра (Управление Росреестра по Москве), который в настоящее время ведется практически во всех крупнейших городах мира, неразрывно связан с понятиями учета, оценки состояния и использования земельных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и в своей основе предполагает выделение и определение однородных по своим свойствам объектов с описанием их территориальных границ, с последующим картографированием и представлением количественных и качественных характеристик.

В Москве после завершения опытной эксплуатации и приемно-сдаточных испытаний введена в промышленную эксплуатацию информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, распоряжением Правительства Москвы от 22 декабря 2009 г. № 32-РП утверждено Положение об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы Постановление правительства Москвы от 22.07.2010 № 503-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2009 году и о городской целевой программе «Развитие земельной реформы в городе Москве на 2010-2011 гг.».

Анализируя это можно сделать вывод о том, что современный земельный кадастр-это совокупный свод данных, полученных в результате длительного исторического процесса начиная с периода самосознания человечества и возникновения государственности и заканчивая современными автоматизированными системами регистрации и учета земельно-имущественных комплексов городов. Само ведение земельного кадастра в разных странах отличается по национально-территориальным и историческим особенностям. Эти отличая появляются в структуре кадастровых работ и составе базы данных, национального интереса, а также индивидуальным подходам в создании и эксплуатации национальных автоматизированных систем учета и регистрации земельно-имущественных комплексов городов.

Законодательство субъектов РФ является важной частью основных отраслей законодательства, регулирующих управление землями городов -земельного и градостроительного. Во многих субъектах Федерации приняты «базовые» законы в сфере регулирования земельных и градостроительных отношений на их территории, содержащие, как правило, большое количество норм, имеющих прямое отношение к управлению землями городов.

Субъекты Федерации часть функций по управлению недвижимостью могут передавать органам местного самоуправления. Право управления недвижимостью декларативно закреплено в законодательстве о местном самоуправлении, но для выполнения своих полномочий местные органы должны получить в распоряжение финансовые ресурсы и объекты собственности.

Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. В состав ее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, организации, банки и прочее движимое и недвижимое имущество.

Устав г. Москвы также регулирует вопросы экономической и финансовой основы местного самоуправления. Статья 25 Устава определяет, что в собственности г, Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других определенных законом собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах города. В собственности, владении и пользовании г. Москвы также находятся земельные участки и иная недвижимость за пределами города, приобретенные для городских нужд или для осуществления функций столицы государства.

Из всего многообразия земельных отношений Московские городские власти выбрали аренду городских земель как основную форму земельно-правовых отношений. И до завершения полной инвентаризации земель и закрепления прав землепользователей, утверждения Генерального плана развития города и основных градорегулирующих документов предоставление земель в частную собственность не будет производиться, хотя действующее российское законодательство и Конституция РФ установили право частной собственности на землю.

Согласно Уставу г. Москвы (ст.33), реализация прав на земельные участки города осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами г. Москвы, планами зонирования территории, земельным кадастром, концепциями перспективного развития территории Москвы.

В течение 2002-2010 годов Правительством Москвы было разработано и принято большое количество нормативных документов, в которых предусмотрено, что землепользование и управление недвижимостью в городе должно осуществляться исходя из приоритета охраны жизни и здоровья человека, его всестороннего развития, т.е. власти города, встали на путь защиты интересов жителей всего города в ущерб интересам отдельных инвесторов, вкладывающих средства в строительство и реконструкцию объектов недвижимости.

А.В. Руднев1

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В учебном пособии рассматривается механизм формирования земельных отношений в

муниципальных образованиях. Даны основные понятия и особенности городской земли

как объекта исследования и управления, механизмы формирования земельного рынка,

методы оценки городской недвижимости. Анализируются различные подходы к системе

управления земельными ресурсами городов, взаимоотношения муниципальных органов

власти к проведению земельной реформы. Изложены механизмы осуществления деловых

операций на рынке городской земли, основы коммерческого землепользования и

данные о влиянии земельных платежей на бюджет городов и пути совершенствования

рассматриваемой проблемы.

Учебное пособие построено на основе действующих российских нормативных актов и

содержит базовый материал по управлению земельными ресурсами г. Москвы.

© Руднев А. В., 1998

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных элементов современной земельной реформы является формирование

земельных отношений в городах. Земельная реформа коренным образом меняет

земельный строй страны - ушла в прошлое исключительная собственность государства

на землю, появились различные формы собственности, земля становится объектом

гражданско-правовых сделок, земельные споры рассматриваются в судах.

Деятельность землепользователей в городах и других поселениях, особенности

управления муниципальной землей представляет несомненный интерес. Городские

земли - уникальный ресурс - пространственная база для развития урбанизации и

размещения всех видов строительства, на которой сосредоточено основное

национальное богатство, созданное трудом человека. К названным землям

законодательство относит все земли, находящиеся в пределах черты поселений,

которая является для них внешней границей. Черта поселений отделяет городские

земли от иных земель.

Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли

земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления

муниципальной собственностью. Наделенные определенными полномочиями в области

земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование

земли, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права

собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают

плату за землю. Однако в нашей стране земельные платежи в общей структуре

доходов местных бюджетов составляют незначительную часть, хотя в других странах

земельные налоги традиционно являются одним из главных источников бюджета.

Общеизвестно, что реальность и эффективность местного самоуправления

определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в их

распоряжении. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах городов

заставляет власти города совершенствовать бюджетную и налоговую политику. И в

первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами и,

в частности, платы за городские земли.

Управление земельными ресурсами городов на современном этапе связано, прежде

всего, с практическим определением права собственности на городские земли,

разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по

территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления

имущественно-земельным комплексом города, разграничением функций управления

городской недвижимостью между различными ветвями власти, определением

дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от

рыночной стоимости земли, проведением оценки городских земель, развитием рынка

городских земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

Вместе с тем, чтобы понять проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня современного

города, необходимо также иметь четкое представление о градообразующих факторах

каждого административно-территориального образования, возможностях влияния

средствами управления и права на состояние развития города, его окружающей

природной среды.

От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решены эти вопросы,

будет зависеть градостроительная, социальная и бюджетная политика города,

реализация социально-экономических приоритетов городского развития.

В рамках учебного пособия студентам специальности 061000 “Государственное и

муниципальное управление” даются общие сведения и представления о деятельности

землепользователей в городе, рациональном использовании земель поселений и

системе управления муниципальными землями, которые дополняют курс лекций,

1. ГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Земля представляет собой поверхностный слой земной коры, включающий голую

материнскую породу, поверхность дна водоемов, почвы и другие элементы. Земля

обеспечивает основное пространство и сырьевые ресурсы, необходимые во всех видах

производства.

Земельные ресурсы - земли, которые находятся в границах территории государства,

за исключением территориального моря.

Земельные отношения - общественные отношения между органами государственной

власти и местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу

владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного

Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу,

площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в

государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав

на землю.

Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь

земельного участка определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус

земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование

и форму законного владения.

Владельцы земельного участка - общее наименование лиц, имеющих право

собственности на земельный участок постоянного (бессрочного) пользования,

пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка.

Землеустройство представляет собой систему государственных мероприятий,

направленных на регулирование земельных отношений, учет и оценку земельных

ресурсов, организацию использования и охраны земель, составление территориальных

и внутрихозяйственных планов землеустройства.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений (съемки, обследования и

изыскания) за состоянием земель, оценок этих изменений, прогноз и выработку

а также систему информационного обеспечения ведения государственного земельного

кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за

использованием и охраной земель, иных функций государственного и местного

управления земельными ресурсами.

Земля проявляет различные функции, которые обуславливают ее взаимосвязь с

человеком. Как природный объект, существующий независимо от воли человека, земля

выполняет экологическую функцию; как место и условие жизни человека -

социальную; как территория государства, пространственный предел государственной

власти - политическую; как объект хозяйствования - экономическую функцию.

Классификация функций и качеств земли представлена на рис. 1.

Имея столь разнообразные и обширные функции, земля являлась предметом

пристального внимания и изучения на всем протяжении человеческой истории, так

как именно она является основой для существования человечества. Исследования

проводились в рамках различных научных дисциплин, включая географию,

юриспруденцию, социологию и экономику. В каждой научной дисциплине земля

изучается различными путями, поэтому существуют разнообразные определения самого

понятия земли.

Поэтому формирование земельных отношений в городах должно строиться на понимании

всех концепций, только это позволит создать основу и базовые знания для

эффективного управления земельными ресурсами.

Географическая концепция земли во многом формирует основы знаний о земле,

которые необходимы при исследовании данного вопроса. Землю можно использовать

для множества целей - сельское хозяйство, объекты торговли, промышленности,

жилищного строительства, отдыха и т.д.

Конкретные решения о землепользовании определяются климатом, топографией и

распределением природных ресурсов, наличием центров народонаселения и условиями

развития региона, элементами технологии и культуры. Степень воздействия каждого

элемента изменяется в зависимости от географического положения. И поэтому

предмет географических исследований имеет важное значение для земельного

регулирования.

Сущность юридической концепции земли как объекта недвижимости определена тем,

что переход на современном этапе к ликвидации монополии государственной

собственности на землю существенным образом изменил характер и содержание

земельных отношений. В результате установления множественности форм земельной

собственности и включения земли как объекта недвижимости в систему рыночного

оборота путем совершения купли-продажи, залога, наследования, аренды земельные

отношения приобрели имущественный характер. К недвижимым вещам относятся

земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно

связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба

их назначению невозможно.

Если физические характеристики и юридические ограничения в большей степени

влияют на характер землепользования, то все большее количество социальных групп

проявляет интерес к тому, как используется земля и каким образом распределены

соответствующие права. Многие люди хотят сохранить первозданную красоту земли и

ставят во главу угла экологические аспекты землепользования - социальная

концепция, другие рассматривают землю, в первую очередь, как важный рыночный

товар и стремятся интенсивно его использовать - экономическая концепция земли.

Сочетание интересов данных групп и их регулирование определяется правительством

и местными органами власти.

Существуя как природный объект без воздействия человека, земля как средство

производства обладает рядом качеств.

Важнейшей отличительной особенностью земли, позволяющей ей выступать в сельском,

лесных и садово-парковых хозяйствах главным средством производства, являетсяДипломная работа >> Ботаника и сельское хоз-во

Человека и устойчивого развития поселения. Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступают земельные участки, в установленных границах, с фиксированной...

  • Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования

    Дипломная работа >> Ботаника и сельское хоз-во

    ... муниципального образования задача земельного кадастра заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования ...

  • Управление финансами муниципальных образований : состояние, направления совершенствования

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Эффективной системы управления земельными ресурсами ; 2. Обеспечение увеличения доходов от использования земельных ресурсов ; 3. ... муниципального образования . Таблица 17 Применение самообложения граждан в муниципальных образованиях Лебедянского муниципального ...

  • Земельные ресурсы как объект управления

    Реферат >> Государство и право

    РФ и муниципальных образований ; · государственные исполнительные органы; · исполнительные органы муниципальных образований . 2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами : · хозяйствующие...

  • Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

    Система управления земельными ресурсами включает:

    • - установление цели и приоритетов управления;
    • - определение объектов и субъектов управления;
    • - формирование политики, выработка стратегии управления;
    • - выбор методов/механизмов управления;
    • - создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;
    • - создание организационной инфраструктуры;
    • - реализацию целей, задач и функций субъектами управления.

    Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как: рациональное, эффективное использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю.

    Управление земельными ресурсами - одно из важнейших направлений деятельности местного самоуправления. Земля, будучи необходимым условием существования человека, основой его физиологической, социальной и экономической деятельности, занимает особое место в жизни муниципалитета.

    Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма. Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение.

    Использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности в силу ряда объективных причин могут не только не совпадать, но и иметь диаметрально противоположную направленность.

    В соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения".

    Муниципальные образования реализуют следующие задачи управления земельными ресурсами:

    • - повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;
    • - увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и сделок с землей;
    • - максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках;
    • - устойчивое использование земель;
    • - предельное увеличение земли в оборот.

    Управление земельными ресурсами - сложно организованная система, которая охватывает большой спектр общественных отноше-

    ний и включает управление социальными, экономическими, правовыми, экологическими и другими видами отношений. Данному виду управления характерен ряд особенностей, связанных с тем, что:

    • а) земля - это особый объект управления;
    • б) земельные отношения связаны с объективными закономерностями развития общества и общественного производства;
    • в) земля представляет собой имущество особого рода и, следовательно, по поводу земли возникают особые - имущественные или рыночные отношения;
    • г) для управления земельными ресурсами характерно специфическое сочетание функций и методов управления.

    Объектом управления в сфере земельных отношений является земля. Термин «земля» имеет несколько значений. В широком смысле под «землей» понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, а в узком смысле - поверхностный слой земной коры, включающий голую материнскую породу, почвы, дно водоемов.

    Земля может рассматриваться как природный объект и ресурс, существующий независимо от воли человека, как место и условие жизни людей, как территория государства, как объект хозяйствования, как пространственный операционный базис (место размещения зданий, сооружений и т. п.) .

    Земля - это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.

    Земля обладает особым свойством - плодородием. Ее плодородный слой - главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве .

    Земля является недвижимым имуществом и не может перемещаться в пространстве. Земля незаменима, невосполнима, конечна и ограничена в пространстве .

    Законодатель указывает на две основные естественные функции земли как природного ресурса. Первая - способность земли служить в качестве естественного средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Вторая - ее способность выступать в качестве территориальной (пространственной) основы (базиса) осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ .

    Земля - «первичный» и абсолютно необходимый элемент недвижимого имущества. Без земли нет недвижимости. Земля же, независимо от того, размещено ли на ней другое имущество, сама по себе является недвижимостью, а все, что на ней расположено, является движимым имуществом. Поскольку земля является одним из элементов недвижимости, к ней относятся и другие объекты, однако земля среди них играет главенствующую роль. Поскольку земля - это недвижимость особого рода, управление земельными ресурсами требует иных подходов и реализации более сложных и комплексных функций управления (см. табл. 1).

    Вопреки сложившимся представлениям об экономическом значении земли как об основном, определяющем ее ценность, главным все же является ее экологическое значение - как природного объекта. Например, земельные участки будут представлять интерес как недвижимость, объект права собственности и иных прав только до той поры, пока земля будет выполнять свои естественные природные функции. Если же они будут утрачены (скажем, в результате истощения земель либо провала поверхности земли вследствие нарушения правил добычи полезных ископаемых), то соответствующие земельные участки утратят и экономическую ценность как недвижимость, и привлекательность как объекты юридических прав.

    Функции земли

    Земельные ресурсы - возобновляемые природные ресурсы, используемые в различных отраслях национальной экономики. Характеризуются территорией, качеством почв, климатом, рельефом, гидрологическим режимом, растительностью и т. д. Земельные ресурсы также являются основой размещения объектов, средством производства в сельском, лесном и других хозяйствах, где используется плодородие почв.

    Рынок земельных ресурсов - это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов.

    Рынок земли - совокупность конкретных отношений и связей между покупателями, продавцами, иными субъектами по поводу распределения и перераспределения земли, отражающих различные (в основном экономические) интересы их участников и обеспечивающих движение и закрепление земельных участков.

    Субъектами управления в сфере земельных отношений являются:

    • - граждане, в том числе иностранные;
    • - юридические лица;
    • - Российская Федерация;
    • - субъекты Российской Федерации;
    • - муниципальные образования .

    Управление земельными ресурсами осуществляется посредством нескольких механизмов:

    • 1. Политический", выполнение социально-политических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов.
    • 2. Правовой", нормативно-правовое регулирование земельных отношений с целью рационального использования и охраны земель.
    • 3. Организационный : формирование системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, установление и разграничение их компетенции, организация выполнения ими взаимосогласованных функций.
    • 4. Административный : использование властных полномочий для управления деятельностью в сфере использования и охраны земель и выбор соответствующих методов воздействия на общественные отношения.
    • 5. Экономический". определение финансово-экономических условий эффективного использования земель.
    • 6. Научный", разработка научно-обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижения научно- технического прогресса.
    • 7. Общественный : влияние общественности на использование и охрану земель.

    О. Б. Мезенина, А. В. Латинова и А. А. Рассказова выделяют принципы управления земельными ресурсами. Их можно разделить на общие и частные. К общим принципам относят:

    • - приоритет государственного управления земельными ресурсами;
    • - дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов;
    • - принцип рационального использования земель;
    • - единство управления земельными ресурсами и управления территориями;
    • - организационная согласованность использования земель и управления территориями;
    • - систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;
    • - экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;
    • - разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня;
    • - разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
    • - правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;
    • - принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

    Частные принципы управления земельными ресурсами закреплены в ст. 1 Земельного кодекса:

    • - принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
    • - принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде;
    • - принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
    • - принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
    • - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
    • - принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
    • - принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
    • - принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
    • - принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
    • - принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
    • - принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

    Вопросы для самопроверки

    1

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.

    2. Земельный кодекс РФ (с изменениями на 5 октября 2015 года). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/.

    3. Гончарова И.Ю., Батог О.В. Совершенствование управления земельными ресурсами. // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 82–85.

    4. Особенности управления использования земель в муниципальных образованиях. [Электронный ресурс]. – URL: http://otherreferats.allbest.ru.

    Муниципальное образование - городское или сельское поселение, либо его часть в границах которого осуществляется местное самоуправление, формируется бюджет и проходят выборы в местное самоуправление.

    Конституцией Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Муниципальная собственность - имущество, в том числе и земля, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности.

    Муниципальные земли образуются путем вычитания земель федеральной собственности и собственности граждан. В земельный фонд муниципального образования могут передаваться земли, находящиеся в государственной собственности.

    Муниципальные образования, как и государство, физические и юридические лица, вправе быть участниками земельных отношений, что, в свою очередь, является гарантом эффективного и рационального использования земельных ресурсов, охраны прав на землю, сохранения плодородия, защиты окружающей среды, равноправного развития различных форм хозяйствования.

    Цели и задачи отражают состояние земельных ресурсов и перспективы их использования при управлении земельными ресурсами муниципальным образованием (рис. 1).

    Рис. 1. Цели и задачи управления земельными ресурсами

    Для достижения рационального и эффективного использования и охраны земли местное самоуправление наделяется полномочиями в области использования земли и других природных ресурсов (рис.2).

    Рис. 2. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов

    Согласно статьи 11 п.1 Земельного Кодекса «К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель».

    В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что местное самоуправление может вводить дополнительные меры для контроля использования земельных ресурсов. Для этих целей они сотрудничают с органами государственного земельного контроля, проводят мониторинг земель. Контроль за состоянием земель одна из главных функций муниципальных образований. Основные направления управления земельными ресурсами муниципального образования представлены на рис. 3.

    Рис. 3. Основные направления управления земельными ресурсами муниципального образования

    Несмотря на основные направления, созданные для рационального использования земли, в стране остаются проблемы в данной области: несовершенное законодательство, отсутствие оборотоспособности земли, недостаток специалистов, устаревшие данные.

    В процессе использования земли пользователи могут нанести ей ущерб, такой как захламление, нарушении плодородия, деградацию, поэтому органы местного самоуправления обязаны проводить проверки и применять к нарушителям санкции. В этом случае лицо, совершившее виновное деяние, помимо наказания обязано своими силами восстановить функции почвы. Необходимо отметить, что, помимо наказательных мер есть поощрительные, например, льготы, которые позволяют уменьшить размер налогообложения для категории граждан, установленных в соответствии с земельным законодательством.

    На сегодняшний день земля перестала быть только пространственным базисом и средством жизнедеятельности людей, она стала объектом рыночных отношений. Эти отношения требуют от государства, его регионов и муниципальных образований улучшения системы управления земельными ресурсами совершенствуя методики, создавая предпосылки для дальнейшего развития страны.

    В процессе управления земельными ресурсами органами исполнительной власти все задачи реализуются через мероприятия или другие функции, которые позволят увеличить налогооблагаемую базу, создавать условия для внедрения оборота земель. Экономическое стимулирование землевладельцев, например такое как временное освобождение от платы за землю, за улучшение состояния земельных ресурсов может привести к повышению плодородия почвы, рекультивации земель. Для обеспечения данных мероприятий должны правильно определить наиболее эффективное направление.

    Библиографическая ссылка

    Савельева А.Е., Гончарова И.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4.;
    URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16418 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    ГУ «ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

    БЕЛГОРОД, 2009

    ББК 67.400.74 + 67.407.1

    Печатается по решению редакционно-издательского совета
    ГУ «Институт региональной политики и законодательства»

    Рецензент:

    доктор юридических наук, профессор

    Составитель:

    – нач. отдела регионального законодательства ГУ «Институт региональной политики и законодательства», кандидат юридических наук, доцент.

    М 90 Муниципальное управление земельными ресурсами / [сост. ] ; ГУ «Институт региональной политики и законодательства». – Белгород: ИРПиЗ, 2009. – 29 с.

    Методическое пособие рассматривает институт муниципального управления земельными ресурсами, которые являются одним из главных богатств территории муниципальных образований и средством пополнения местного бюджета за счёт уплаты земельного налога . Данное методическое пособие рассматривает правовые основы участия муниципальных образований в земельных правоотношениях , формы землепользования , территориальное планирование как функцию органов местной власти, полномочия в области градостроительного зонирования. Отдельным вопросом рассматривается осуществление муниципального земельного контроля, который в последнее время приобретает большую актуальность.

    Настоящее пособие предназначено для практических работников , занятых в системе местного самоуправления.

    ББК 67.400.74+ 67.407.1

    © ГУ «Институт региональной политики и законодательства», 2009


    Введение

    Муниципальный и общественный земельный контроль

    Заключение

    Приложение


    ВВЕДЕНИЕ

    Земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. Она выступает, прежде всего, в качестве единственного места обитания всех поколений людей, выполняет функцию пространственного базиса для размещения и развития отраслей производства. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель являются на сегодняшний день одними из наиболее актуальных.

    Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т. е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере.

    Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4 – 5% доходов местных бюджетов.

    Эти и другие аспекты обусловили необходимость рассмотрение правовых основ земельных правоотношений с участием муниципальных образований в данном методическом пособии.

    § 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    И ЕЁ ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

    Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985г. в Страсбурге и ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998г., указывает на «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

    Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 01.01.01 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ), определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».


    В связи с изложенным следует четко разграничить собственно вопросы местного значения, то есть проблемы жизнедеятельности населения муниципальных образований, которые органы местного самоуправления обязаны решать, и полномочия органов местного самоуправления, то есть средства решения указанных проблем.

    В частности, представляется необходимым исключить упоминание о владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами, находящимся в собственности муниципальных образований.

    Право муниципальной собственности и муниципальная собственность – это разновидности соответственно отношений собственности и права собственности.

    Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

    1) земли сельскохозяйственного назначения;

    2) земли населенных пунктов;

    3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

    6) земли водного фонда;

    7) земли запаса.

    Земли каждой категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности (кроме земель сельскохозяйственного назначения) также органами местного самоуправления.

    Согласно Земельному кодекс РФ от 01.01.01 N 136-ФЗ(далее – ЗК РФ), в муниципальной собственности находятся земельные участки:

    Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

    Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

    Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

    Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

    В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

    В соответствии с ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

    Образование земельных участков из земельных участков, находящихся муниципальной собственности, осуществляется по общему правилу на основании решений органов местного самоуправления. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

    Непосредственно связанными с земельными отношениями являются следующие вопросы в рамках компетенции органов местного самоуправления:

    Утверждения генеральных планов поселения, городского округа, утверждения схем территориального планирования муниципального района;

    Утверждения правил землепользования и застройки;

    Резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах, соответственно, поселения, городского округа, муниципального района для муниципальных нужд,

    Осуществления земельного контроля за использованием земель, соответственно, поселения, городского округа, межселенных территорий.

    Правила землепользования и застройки согласно ст. 30 Градостроительного кодекса разрабатываются в целях:

    1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

    2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

    3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства ;

    4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    С 01 января 2010 г. согласно ФЗ 25 октября 2001г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется (кроме земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также земельных участков, предоставляемых в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ).

    Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, они подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов , иной официальной информации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

    Кроме того, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение находящимися в их собственности земельными участками, на них возложено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

    Нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

    Органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства или об изъятии – землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд.

    Земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск безвозмездно могут предоставляться им в постоянное или временное пользование органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

    Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

    На основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей решениями органов местного самоуправления могут быть образованы территории традиционного природопользования местного значения. А предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

    §3.ФОРМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

    Законодательство устанавливает различные формы землепользования (рисунок № 1).

    Рисунок №1


    В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям , а также органам государственной власти и местного самоуправления.

    Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды , при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т. п.

    Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

    Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т. п.

    В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство , государственные природные заповедники и национальные парки).

    В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

    §4. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
    КАК ФУНКЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Органы местного самоуправления, как ранее было указано, обладают комплексом полномочий в сфере территориального планирования муниципального образования (см. Приложение).

    Градостроительный кодекс РФ от 01.01.01г. N 190-ФЗ в качестве условий устойчивого развития территорий называет территориальное планирование и градостроительное зонирование. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (п. 2 ст. 1 Кодекса). Градостроительное зонирование, в свою очередь, представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Кодекса).

    Градостроительный кодекс РФ предполагает создание трехуровневой системы территориального планирования. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования подразделяются на:

    Документы территориального планирования Российской Федерации;

    Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

    Документы территориального планирования муниципальных образований.

    Территориальное планирование, как следует из ч. 1 ст. 9 Кодекса, направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур , обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    К документам территориального планирования относятся:

    Схемы территориального планирования Российской Федерации;

    Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

    Схемы территориального планирования муниципальных районов;

    Генеральные планы поселений;

    Генеральные планы городских округов.

    В документах территориального планирования отображаются границы субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований; особых экономических зон; муниципальных образований; существующие и планируемые границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий, границы земель обороны и безопасности; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы территорий, подверженных риску воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; существующие объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения; границы размещения планируемых объектов капитального строительства.

    В качестве общей посылки Кодекс предполагает самостоятельную разработку документов территориального планирования органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вместе с тем ст. 27 Кодекса допускает совместную подготовку проектов документов территориального планирования. С инициативой о совместной подготовке документов территориального планирования могут выступить федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

    Градостроительный кодекс РФ предусматривает максимальную открытость процесса подготовки и утверждения документов территориального планирования. Так, проекты документов территориального планирования подлежат обязательному опубликованию и могут размещаться в сети Интернет на официальных сайтах соответствующих государственных или муниципальных органов. В таком же порядке подлежат опубликованию уже утвержденные документы территориального планирования. При этом правообладатели земельных участков и существующих объектов капитального строительства вправе в судебном порядке оспорить положения документов территориального планирования (независимо от того, принят этот документ на федеральном, региональном или местном уровне).

    Наиболее важную роль в регулировании застройки городских поселений играет генеральный план города. На картах (схемах), содержащихся в генеральном плане города, должны отображаться (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ):

    Границы города;

    Границы земель сельскохозяйственного назначения; границы земель для обеспечения космической деятельности; границы земель обороны и безопасности; границы земель иного специального назначения; границы земель лесного фонда; границы земель водного фонда; границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

    Существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи;

    Границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;

    Границы территорий объектов культурного наследия;

    Границы зон с особыми условиями использования территорий;

    Границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

    Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

    Границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.

    Значительная часть указанной информации должна воспроизводиться в генеральном плане города на основе сведений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим можно предположить, что принятие генерального плана города в том виде, который соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ, может производиться только после утверждения соответствующих документов территориального планирования федерального и регионального уровней.

    В основу системы территориального планирования положен принцип функционального деления территории. Функциональные зоны по определению, содержащемуся в Кодексе, представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Кроме понятия «функциональные зоны» градостроительное и земельное законодательство оперирует понятием «территориальные зоны», к которым относятся зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. При этом в ст. 35 Кодекса дается характеристика видов и состава территориальных зон. Аналогичные положения закреплены в ст. 85 ЗК РФ. Что же касается функциональных зон, то ни их виды, ни состав в Градостроительном кодексе не определены. Если учесть, что документы территориального планирования составляют основу для подготовки правил землепользования и застройки, и Кодекс в п. 2 ч. 1 ст. 34 прямо предписывает при определении территориальных зон учитывать функциональные зоны и параметры их планируемого развития, отсутствие норм, определяющих состав и виды функциональных зон, можно считать пробелом в законодательстве, требующим скорейшего восполнения.

    Решение о подготовке проекта генерального плана города принимается главой местного самоуправления. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов с учетом комплексных программ развития города, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования федерального и регионального уровней, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

    Таким образом, необходимым условием разработки проекта генерального плана города является наличие нормативов градостроительного проектирования.

    Местные нормативы градостроительного проектирования разрабатываются с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Градостроительный кодекс РФ в ч. 6 ст. 24 устанавливает правило, в соответствии с которым местные нормативы градостроительного проектирования не могут противоречить региональным нормативам.

    Результаты мероприятий по обоснованию проекта генерального плана оформляются в виде материалов, которые делятся на две группы:

    1. Информация о состоянии городской территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;

    2. Предложения по территориальному планированию.

    При наличии предусмотренных ст. 25 Градостроительного кодекса РФ обстоятельств проект генерального плана города до его утверждения подлежит обязательному согласованию . Такое согласование требуется, если проект генерального плана города предполагает изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования РФ планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках. Порядок такого согласования должен быть определен Правительством РФ.

    Проект генерального плана города подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с городом, подготовившим проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.

    В случае если город находится в границах муниципального района, проект генерального плана подлежит согласованию с органами местного самоуправления данного муниципального района в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района.

    Органы государственной власти и местного самоуправления, которым направляется для согласования проект генерального плана, представляют в орган, разработавший проект, свои заключения. В случае если проект генерального плана не согласовывается, глава местного самоуправления принимает решение о создании согласительной комиссии, максимальный срок работы которой не может превышать трех месяцев. Результаты работы согласительной комиссии в виде документа о согласовании проекта генерального плана и подготовленного для утверждения проекта генерального плана с внесенными в него изменениями, а также материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) по несогласованным вопросам направляются главе местного самоуправления, который вправе принять решение о направлении проекта генерального плана на утверждение в представительный орган местного самоуправления либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

    Проект генерального плана города публикуется в порядке, установленном для опубликования нормативных актов органов местного самоуправления и иной официальной информации, а также может размещаться на официальном сайте муниципального образования.

    Кроме согласования в порядке ст. 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях. Кодекс не устанавливает, в какой последовательности должны проводиться согласование и публичные слушания, однако разумным было бы предположить, что на публичные слушания должен выноситься проект генерального плана, уже согласованный с уполномоченными федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Это объясняется тем, что согласование проекта генерального плана, как было указано выше, производится исключительно по указанным в Кодексе вопросам, отнесенным к компетенции соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, тогда как на публичные слушания выносится проект генерального плана в целом.

    Публичные слушания по проекту генерального плана города проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом города и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

    Утверждение генерального плана города производится представительным органом муниципального образования с учетом результатов согласования проекта генерального плана и публичных слушаний по данному проекту. Градостроительный кодекс РФ не регулирует процедуру утверждения проекта генерального плана. Представляется, что порядок утверждения проекта генерального плана должен определяться уставом города и совпадать с порядком принятия нормативных актов местного самоуправления. Не указывает Кодекс и последствия неутверждения проекта генерального плана. Логично предположить, что в случае неутверждения проекта представительный орган муниципального образования должен возвратить проект генерального плана главе местного самоуправления для направления на доработку с указанием причин, по которым проект не был утвержден. Полезным было бы создание в данном случае согласительной комиссии, в задачи которой входило бы решение спорных вопросов по проекту генерального плана. В любом случае подобные нормы должны быть включены в Градостроительный кодекс РФ.

    Завершающий этап процесса территориального планирования в городе - реализация генерального плана. Порядок реализации генерального плана определяется планом реализации генерального плана, который утверждается главой местного самоуправления в течение трех месяцев со дня утверждения генерального плана.

    §5. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
    ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти; поэтому многое объединяет муниципальный и общественный контроль. И это естественно: органы местного самоуправления в наибольшей степени приближены к населению, зависят от него; граждане, как никто другой, наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии среды своего обитания; им же, как никому другому, известны упущения и правонарушения в области охраны земель и всей окружающей среды.

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления предусматривают в ряде случаев земельный и природоохранный общественный контроль на территории муниципального образования.

    Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Предусмотренными законом формами осуществления местного самоуправления и участия граждан в решении вопросов местного значения и деятельности органов местного самоуправления являются референдумы, собрания, конференции и сходы граждан, опросы граждан, народная и правотворческая инициатива.

    Не являющиеся государственными, органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями. Правовой основой этой деятельности является ФЗ № 000 – ФЗ.

    Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

    В условиях демократических реформ органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов.

    Органами территориального общественного самоуправления являются, например, советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий. В отличие от общественных организаций органы территориального общественного самоуправления действуют только в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе не членства, а совместной деятельности в сфере обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав