20.06.2020

Принципы классификации товаров и структура построения тн вэд. Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации


Определение - очень эффективный инструмент в руках исследователя. Он позволяет получить представление о содержании понятия, т. е. раскрывает его. Неоспоримо, что определение понятий - один из важнейших логических приемов. Однако применение определения не дает всей полноты информации об исследуемом понятии, ведь, кроме содержания, любое понятие обладает также объемом.

Деление - это логическая операция, с помощью которой объем понятия, именуемый множеством, расчленяется на ряд подмножеств. С помощью этой операции раскрывается объем понятия, тогда как определение раскрывает его содержание.

Операция деления содержит ряд понятий: разделяемое понятие, члены деления, основание деления. Как видно из названия, делимое понятие - это то понятие, объем которого необходимо раскрыть. Члены деления составляют объем делимого понятия, но при этом отграничены друг от друга. Это виды, на которые делится объем понятия. Основание деления - это признак, по которому производится деление. Присутствие основания деления не обязательно.

Говоря о совершении операции деления, мы имеем в виду разбиение объема понятия, подвергаемого делению (родового понятия), на всю совокупность содержащихся в нем видов. Разделяемое понятие рассматривается как род по отношению к элементам его объема, относящимся к данному понятию как виды.

Деление позволяет понять принадлежность определенного вида к тому или иному роду, поставить несколько видов в один ряд, исходя из различных оснований, в том числе родовой принадлежности. Все это способствует как более эффективному познанию различного рода информации, так и правильному ее закреплению.

2. Правила деления понятий

Деление представляет собой процесс важный и зачастую непростой. В результате далеко не всегда этот процесс приводит к верному результату. Бывает, что последний содержит ошибочно добавленный не в свой класс элемент. Все это может приводить к путанице, неразберихе, что лишает деление четкости, присущей любому важному инструменту науки. Из сказанного видно, что необходимым является установление правил, обязательных к применению в процессе логического приема «деление». Такие правила существуют, их четыре, и они эффективно способствуют устранению логических ошибок в процессе деления.

Непрерывность деления. Основным в процессе деления, с точки зрения данного правила, является последовательность. Это означает, что при разбиении на виды объема делимого (родового) понятия необходимо постепенно переходить от одного вида, раскрытого последним, к последующему, расположенному ближе всех остальных. Недопустимо при этом переходить от раскрытия видов одного порядка к видам, относящимся к другому порядку. Такое деление приводит к ошибкам, пропускам некоторых видов. Оно лишено последовательности. В этом случае имеет место так называемый скачок в делении. Например, нельзя делить колбасу на копченую, сырокопченую, «Докторскую», «Любительскую» и т. д. Это связано с тем, что в первом уровне деления мы должны были указать копченую, сырокопченую и вареную. Только после этого можно переходить к делению на виды более низкого уровня и среди видов вареной колбасы указать «Докторскую» и «Любительскую». Эту ошибку можно хорошо проиллюстрировать, применяя Уголовный кодекс, так как он имеет удобное родовидовое построение. Если делить понятие «преступление» на преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних, против жизни и здоровья, на убийство, побои, оставление в опасности и прочее, становится очевидно, что последние три вида входят в объем родового понятия «преступления против жизни и здоровья» и являются статьями УК РФ. Они должны рассматриваться только после перечисления всех понятий одного уровня, по существу являющихся главами УК РФ.

Соразмерность деления. Заключается в том, чтобы полностью раскрыть объем рассматриваемого понятия, не упустив ни одного элемента, но ни одного при этом не добавив. Это возможно только в том случае, когда совокупность объемов видовых понятий равна объему родового понятия. Это можно проиллюстрировать, используя следующий пример: все оружие делится на холодное и огнестрельное. Объем понятия «оружие» исчерпывается данными двумя видами, каждый из которых в свою очередь подразделяется на виды следующего ряда. Объем родового понятия здесь равен объему совокупности видов.

Если видов много и количество их долго или нецелесообразно перечислять целиком, во избежание логической ошибки незаконченный ряд дополняется словами «и т. д.», «и т. п.», «и др.». Нарушение правила соразмерности деления ведет к таким ошибкам, как неполное деление и деление с лишними членами.

Правило одного основания. Основание деления - это характерная черта, которая используется в процессе деления для отграничения одних членов деления от других. Избрав для деления определенное основание, исследователь должен придерживаться этого основания до тех пор, пока полностью не раскроет члены, отграничиваемые этим основанием. Использование одновременно нескольких оснований деления недопустимо, так как приводит к перекрещиванию объемов понятий. Примером неправильного деления с перекрещиванием объемов является следующее: «Хлеб бывает пшеничный, ржаной, свежий и несвежий». Здесь использованы два основания - по зерну, из которого сделан хлеб, и по его кондиции.

Взаимоисключение членов деления. Члены деления всегда должны исключать друг друга. Ни один из них не должен состоять в отношениях пересечения с другим (т. е. не должен содержать в своем объеме элементов, содержащихся в объеме другого члена). К такому результату (частичное пересечение объемов членов (видов) деления) приводит нарушение правила деления только по одному основанию, что обусловливает прочную взаимосвязь этих двух правил. Примером правильного деления по этому правилу может служить следующее: «Вещество может находиться в следующих состояниях: жидкое, твердое и газообразное». Неправильное деление с тем же примером: «Вещество может находиться в следующих состояниях: жидкое, твердое, нагретое, газообразное, замороженное». Здесь члены деления не исключают друг друга именно потому, что нарушено было правило одного основания.

3. Дихотомия

Дихотомия (с лат. dichotomia - «деление на две части») - это очень эффективный вид деления. Она характеризуется тем, что члены деления не пересекаются (т. е. исключают друг друга), такое деление производится только по одному основанию, а также соблюдается правило соразмерности. Однако, несмотря на бесспорное удобство дихотомического деления, у него есть серьезный недостаток - дихотомия применима не всегда. В случаях когда невозможно четко поставить критерий деления, такой вид деления не выполняет своей функции. Это происходит при попытках деления понятий с «размытым» объемом.

Операция деления применяется в случаях, когда необходимо определить виды родового понятия. Примеры, приведенные в предыдущих вопросах, являются делением по видообразующему признаку. Такое название связано с самим процессом деления, производящегося на основании признака, из которого выводятся новые видовые понятия. Например: «Преступления бывают против жизни и здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности и т. д.». Основанием деления тут и, соответственно, видообра-зующим признаком является объект, на который направлено преступное деяние.

Дихотомия значительно отличается от указанного вида деления, что обусловливает сферу ее применения. Дихотомия - это деление объема определенного понятия на два противоречащих (не имеющих пересечения) друг другу понятия. При буквенном обозначении процесса дихотомического деления возникает следующая картина: понятие А (понятие, над которым производится деление) делится на два - В и не = В. Это простой вид дихотомического деления, которое ограничивается одним этапом. В более «сложных» случаях возможно деление не = В на С и не = С и т. д. Примером дихотомического деления может служить деление преступлений на умышленные и неумышленные; граждан на совершеннолетних и несовершеннолетних; животных на позвоночных и беспозвоночных и т. д.

Как видно, дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. Так, например, здесь нет необходимости перечисления всех видов делимого понятия, а достаточно лишь выделить один вид и противоречащее ему понятие. В последнее входят все остальные виды. Отсюда следует, что два образованных дихотомией понятия исчерпывают весь объем делимого понятия, поэтому рассматриваемый предмет отражается только в одном из них.

Вместе с тем объем отрицательного понятия слишком широк, что подразумевает возникновение размытости и неопределенности. Как уже говорилось, дихотомия характеризуется строгим и последовательным характером. Однако второй и последующие этапы дихотомического деления в большей или меньшей степени теряют свою строгость и последовательность. В этой связи исследователи чаще всего ограничиваются первым этапом деления.

Необходимо упомянуть проблему, возникающую при отождествлении деления понятий и мысленного расчленения их на части. Основным отличием деления от расчленения является то, что части целого не являются видами делимого (родового) понятия. Нельзя делением признавать расчленение понятия «корабль» на нос, корму, мачту, дно и прочее, как нельзя назвать последние видами указанного родового понятия. Здесь мы имеем дело лишь с частями целого. Также частями, но никак не видами понятия «компьютер» являются монитор, системный блок, клавиатура и мышь. Проиллюстрировать сказанное можно следующим способом: представим, что указанные части целого являются членами деления, а следовательно, видами родового понятия. В этом случае можно сказать, что, например, монитор является компьютером (видом компьютера). Очевидно, что это не так.

Несмотря на сказанное выше, нельзя пренебрегать операцией расчленения понятий. Она широко применяется в учебном процессе как старших, так и младших классов средней школы. Данная операция используется в ботанике, биологии, физике, химии и т. д. Цель разделения - получение представления о составных частях какого-либо предмета. Например, можно разделять на части скелет человека, а также эти части делить на меньшие. Также можно расчленить, скажем, яйцо на скорлупу, белок и желток. Применение расчленения, конечно, не ограничивается учебным процессом средних школ, а применяется в вузах, в науке и повседневной жизни. Скажем, в медицине организм человека имеет деление на грудной и брюшной отделы.

4. Классификация

Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены деления и т. д.

Классификация имеет большое значение и применяется по большей части для целей науки и именно в силу этого существует длительное время. Классификации, часто применяемые в науке, подвергаются изменениям, дополнениям, но, несмотря на это, являются более постоянными, чем простое деление. Целью классификации является систематизация и сохранение знаний. Поэтому она имеет высокую точность, четкость и устойчивость. Члены деления обычно отражаются в различного рода таблицах, схемах и кодексах.

Существуют классификации растений, животных, юридические классификации. Зачастую классификации насчитывают огромное количество элементов. Эти элементы в рамках классификации объединены в единую систему, что делает удобным и оперативным доступ к отдельным ее частям и элементам. Отсутствие классификации привело бы к возникновению хаоса в большом массиве несистематизированной информации.

Нельзя не отметить относительность любой классификации, что связано с неоднозначностью многих предметов, явлений, процессов. Поэтому зачастую нет возможности отнести то или иное явление к одной группе. Из вопроса о неоднозначности явлений вытекает проблема выбора основания классификации. Одно и то же понятие может в зависимости от избранного основания выражать различные предметы, явления или толковаться с той либо иной стороны.

Научная классификация всегда является развивающейся системой. Она изменяется, по мере накопления информации улучшается ее структура. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую. Поэтому нельзя допускать ограничение операций над классификациями одним лишь их образованием. Нужно учитывать изменение массива знаний о предмете, динамику общественных отношений, множество иных факторов, так как любая информация, в том числе и закрепляемая в рамках различных классификаций, получается человеком исключительно из окружающего мира. Соответственно этому нужно своевременно вносить необходимые изменения.

В качестве примера неоднозначного явления можно привести семью. Несмотря на то что данный институт и называется социальным, ограничить его рамками только одной-двух областей социальной жизни невозможно.

Классификация может проводиться по видообразующему признаку, а может быть дихотомической. Классификация животных, насчитывающая более полутора миллионов видов, очевидно, основана на применении видообразующего признака. Дихотомическая классификация основана на особенностях дихотомического деления понятий.

Классификация бывает также естественная и вспомогательная. Различие между ними состоит в том, что первая проводится по существенным основаниям, вторая же - по несущественным. Естественная классификация позволяет определять свойства отдельного элемента классификации, зная общие признаки данной классификации или другого элемента. Вспомогательная классификация нужна для того, чтобы можно было быстро и правильно решать возникающие задачи. Для этого необходим оперативный, быстрый доступ к тому или иному элементу классификации. Удобный поиск и выбор нужного предмета зачастую служит основой эффективной деятельности. Именно достижение целей оперативности, быстроты и удобства обусловливает использование несущественных оснований. Такая классификация не дает нам никакого представления о свойствах предмета. Все мы знакомы с такими классификациями. Их много и они широко применяются в жизни человека. Как часто мы берем записную книжку с номерами телефонов, обозначенных отсортированными по алфавиту фамилиями знакомых. Это вспомогательная классификация. Взяв в руки книгу, посвященную тому или иному предмету науки, в первую очередь мы открываем алфавитно-предметный указатель. Это также вспомогательная классификация.

При создании классификаций используются операции над классами. Они позволяют достичь необходимого результата и получить такую классификацию, какая необходима в данный момент. Выделяют операции сложения, вычитания, умножения и отрицания.

Сложение (объединение классов). При использовании данной операции происходит объединение нескольких групп (классов) в одну классификацию, содержащую все элементы тех классов, которые объединяются.

Вычитание из большего класса выделяет отдельные классы. В результате получается класс, из которого убраны элементы выделенного класса.

Умножение (пересечение классов). Существует класс элементов, общих для нескольких классов. Они определяются при помощи операции умножения.

Отрицание (образование, дополнение). При помощи данной операции новый класс предметов выводится из более общего класса и рассматривается отдельно, как новый.


Изучив эту тему, вы узнаете:

Что такое классы и подклассы;
- что такое основание для классификации;
- что такое наследование свойств;
- для чего нужна классификация;
- как проводить классификацию разнообразных объектов;
- как классифицируются компьютерные документы.

Классы и классификация

Человеку присуща способность обобщать и упорядочивать все многообразие объектов. Каждое имя существительное отражает представление человека об обширной группе объектов: дом, стол, книга. Объекты одной группы обладают общими для всей группы характеристиками, а также некоторыми чертами, позволяющими отличить их от других объектов.

Человеку свойственно отождествлять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, рассматривая их как самостоятельный объект.

Например, про скрипку, виолончель, альт, контрабас, флейту, гобой, фагот, трубу мы говорим, что это «музыкальные инструменты». Видя на столе чашки, блюдца, сахарницу, чайник, называем это общим словом «посуда». У этих групп объектов существуют некоторые общие свойства, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс». 

Класс - группа объектов с одинаковым набором характеристик.

Объекты, входящие в класс, называются экземплярами класса. Необходимо понять, что объекты, которые вы по каким-то параметрам объединили в класс с общим названием, отличаются друг от друга конкретными значениями параметров. Например, мячи, сохраняя основные свойства данного класса объектов (легкость, упругость), могут различаться материалом (каучуковые, резиновые, кожаные), цветом, размером. Птицами называют орла и курицу, страуса и колибри. Даже внутри узкого класса экземпляры могут сильно различаться: среди крылатых насекомых под названием «пчелы» существует матки, трутни, рабочие пчелы. В этом проявляется важное свойство классов - многообразие экземпляров, входящих в класс. Эти различия позволяют выделять внутри классов более узкие группы - подклассы, то есть проводить классификацию объектов в окружающем мире.

Классификация - распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.

Результаты классификации принято отображать в виде иерархической (древовидной) схемы. Общий вид такой схемы изображен на рисунке 9.1.

Внешне схема классификации напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). Пунктирными линиями на схеме выделены уровни иерархии. Самый верхний уровень (корень дерева) задает основные признаки, позволяющие отличить объекты данного класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяет из вышестоящего группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.

С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов. 

Рис. 9.1. Общий вид иерархической схемы

В виде такой схемы часто изображают родословную . Ее принято называть генеалогическим древом.

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Основание классификации

С известными примерами классификации вы уже знакомы. Например, в биологии это классификация растений и животных. С глубокой древности люди, знакомясь с многообразием форм жизни на Земле, стремились распределить это многообразие по группам. Так сложилась естественная классификация, основанная на наблюдении и группировке по некоторым признакам. Идеи, изложенные в книге К. Линнея «Виды растений», изданной в 1753 году, до сих пор служат исходной точкой йри класси- фикации растений. С того времени используется и двойное название растений: первая часть имени указывает на подкласс (семейство), а вторая - на конкретные особенности экземпляра этого подкласса. Например, название Citrus limon указывает, что речь идет о семействе цитрусовых, а конкретно - о лимонном дереве.

Классификации поддаются не только природные, но и искусственные объекты: в грамматике принято разделение слов по частям речи, в физике - классификация видов движения, в математике - классификация чисел. В их основе лежит группировка объектов по одному или нескольким намеренно выбранным признакам. В разных отраслях науки и техники классы и подклассы могут иметь свои специфические названия: виды, семейства, отделы, разряды, группы и т. п. При этом суть их не меняется.

Рассмотрим объект «книга». Под этим словом мы подразумеваем множество разнообразных книг: художественных и технических, разных авторов, разной стоимости, толстых и тонких, в подарочном издании и в мягкой обложке...

А теперь представьте, что вам необходимо разложить все это многообразие «по полочкам» в буквальном смысле слова, например упорядочить свою библиотеку.

Каждый подойдет к этому вопросу по-разному. Один человек расставит все книги в алфавитном порядке, по фамилии автора. Другой разделит их на жанры: детективы, фантастика, приключения, любовные или исторические романы. Третий поместит их на полки, руководствуясь цветом переплета и размером книг (наверняка вы сталкивались и с таким подходом). Несмотря на разницу в способах классификации, все эти примеры роднит нечто общее: подразделение объектов на «родственные» группы (классы), для которых существует один или несколько общих параметров.

Во всех приведенных примерах при группировке был выбран общий признак: в первом случае это автор, во втором - жанр, в третьем - цвет и размер. Именно по этим признакам затем производилось выделение из общей массы тех объектов, у которых его значение совпадает.

Таких общих признаков может быть несколько. Они являются основанием классификации. Выбрав основание, из класса с общим названием «книга» можно выделить подклассы: «книга определенного автора», «книга определенного жанра», «книга определенного размера».

Классификация - творческий процесс , поэтому у каждого человека может получиться своя схема. Один из возможных вариантов выделения подклассов из класса книг показан на рисунке 9.2.

Рис. 9.2. Классификация книг

На первом уровне за основу разбиения книг на две группы выбран признак «вымысел» (да, нет). По этому признаку произошло разделение на художественную и техническую литературу.

На втором уровне признак выделения подклассов можно было бы назвать «форма подачи информации» (художественная проза, поэзия, словари и т. д.). 

Третий уровень разбиения можно охарактеризовать признаком «стиль изложения».

Четвертый уровень классификации выделен только для романов, чтобы не загромождать схему. Признаком этого уровня выбран «жанр».

На самом нижнем уровне находятся конкретные экземпляры разнообразных книг.

Наследование свойств

Важнейшим свойством классов является наследование. Это слово вам хорошо знакомо. Дети наследуют от родителей черты характера и внешние признаки. Каждый подкласс, выделяющийся из класса, наследует свойства и действия, присущие этому классу. В приведенном на рисунке 9.2 примере и роман Д. С. Мережковского, и все другие изданные романы, и вся художественная литература вообще - наследуют от класса «книга» общие свойства и действия. Все они напечатаны на бумаге, переплетены и предназначены для чтения.

Из приведенной выше классификации видно, что образовалась иерархическая структура (дерево). Во главе ее класс-пра- родитель - «книга». В самом основании экземпляры подклассов - конкретные книги конкретных авторов.

Такая древовидная структура с общим корнем называется «иерархией наследования». Характеристики и поведение, связанные с экземплярами определенного класса, становятся доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.

Утверждая, что «книга - источник знаний», вы подразумеваете как все книги вообще, так и конкретную книгу, например «О вкусной и здоровой пище». В этом проявляется наследование.

Для чего же нужна классификация?

Классификация позволяет выделить из всего многообразия объектов группы с интересующими исследователя свойствами и сосредоточиться на их изучении . 

Предположим, что вы - неопытный огородник, но хотите, используя достижения науки, выращивать на своем участке хорошие урожаи помидоров. Вам незачем штудировать толстый том «Растениеводство», достаточно прочесть книги о семействе пасленовых, а еще лучше - об особенностях выращивания помидоров в вашей местности.

Классификация объектов проводится с целью установления наследственных связей между объектами. Свойство наследования позволяет изучать характеристики всех объектов класса, не привязываясь к конкретному экземпляру.

В геологии существует «теория единообразных изменений», которая гласит, что все природные факторы действуют повсюду одинаково. Не надо изучать, как действуют ветры на Уральские горы, так как механизм разрушения гор под воздействием ветров давно исследован, он един для всех случаев. То же относится к землетрясениям, вулканам, наводнениям, селям и т. п.

Классификация позволяет систематизировать знания об объектах любой природы и назначения.

Иллюстрацией этого утверждения служит то, что нет ни одной школьной дисциплины, в которой не использовалась бы классификация объектов изучения как средство обобщения информации, получаемой на уроках. Откройте любой учебник и убедитесь в этом.

Примеры классификации различных объектов

Исследуя один и тот же объект с разными целями, можно увидеть его различные грани. Например, врач, описывая конкретного человека, сделает акцент на симптомах возможной болезни.

Психолога заинтересуют черты характера и особенности психики. Социальные службы обратят внимание на возраст, наличие родственников, условия жизни. Поэтому одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, выбрав те или иные основания. Вы уже столкнулись в учебнике с примерами различных классификаций. Например, изучая раздел 1, вы классифицируете информацию по разным признакам: по способу восприятия и по форме представления.

На рисунке 9.3 приведен еще один пример классификации информации - по содержанию.

Рис. 9.3. Классификация информации по содержанию

В этой классификации на основании признака «содержание» на первом уровне выделены следующие группы информации:

♦ статистическая - показатели развития производства и общества;
♦ коммерческая - наиболее важные сведения о производственных, торговых и финансовых операциях;
♦ экологическая - сведения о состоянии окружающей среды и влиянии деятельности человека на природу;
♦ политическая - информация о деятельности государственной власти, общественных движений и партий;
♦ другая (демографическая, медицинская и т. д.).

Все выделенные подклассы характеризуются теми же свойствами (ясность, полнота, актуальность и т. п.) и действиями (обмен, хранение, обработка), что и вышестоящий класс «информация».

Приведем еще один пример классификации, касающейся наиболее значимых систем (рисунок 9.4).

В качестве основания для классификации на первом уровне выбрано участие человека в создании системы (естественные и искусственные).

На втором уровне основанием для классификации был выбран признак «сфера жизнедеятельности человека». Здесь выделены такие подклассы систем:
♦ духовные у касающиеся духовной жизни человека;
♦ технологические у связанные с производственной деятельностью человека;
♦ организационные у обеспечивающие обслуживание всех видов деятельности.

Рис. 9.4. Классификация наиболее значимых систем

На схеме не показано дальнейшее разветвление дерева, так как это сделало бы рисунок громоздким. Но подразумевается, что дальнейшее выделение подклассов возможно. Например, рассматривая класс систем, называемых «Искусство», можно было выделить следующие подклассы по средствам воплощения замыслов авторов: Живопись, Скульптура, Архитектура, Литература, Театр, Музыка, Кино и т. д.

Наряду с устоявшимися и общепризнанными классификациями имеет право существовать любая классификация объектов, если за ее основу взят характерный признак и соблюдены правила выделения классов и подклассов. На рисунке 9.5 приведен пример классификации используемых в реальной жизни и встречающихся в сказках средств передвижения.

Здесь на нулевом уровне расположен класс объектов с общим названием «средства передвижения».

На первом уровне выделено два подкласса по признаку «реальность» (существуют в реальной жизни или в сказках, фантазиях). 

Рис. 9.5. Классификация средств передвижения

Второй уровень выделяет из реальных и сказочных средств передвижения новые подгруппы по признаку «среда передвижения».

Третий уровень делит реальные средства передвижения на подгруппы по признаку «вид транспортйого средства». На схеме не указано выделение подгрупп из реальных наземных средств передвижения, чтобы не загромождать ее. Но эти группы могли быть следующими: рельсовые, дорожные. Возможно и дальнейшее подразделение. Важно понять, что нижние уровни наследуют все характерные признаки, свойственные более высоким уровням: например, объект Ка-26, принадлежащий к подклассу вертолетов, наследует от вышестоящего уровня среду перемещения (воздух), а также является реальным средством передвижения со всеми сопутствующими признаками (существует в реальной жизни, осуществляет перевозки людей и грузов).

Классификация компьютерных документов

В самом общем смысле компьютер можно назвать инструментом для обработки информации. Для этого существует множество разнообразных программных сред. Разработчики постоянно совершенствуют программы, упрощая работу с ними и предусматривая в них новые возможности.

Чтобы не «утонуть» в море программных продуктов, пользователь очень хорошо должен представлять, с какой информацией ему предстоит работать. Каждая программная среда предназначена для создания документов определенного вида.

На практических занятиях вы уже познакомились со многими видами компьютерных документов, которые будут упоминаться при классификации документов.

Приведенная на рисунке 9.6 схема показывает классификацию, в которой в качестве основания выбран признак «назначение документа». Основным назначением компьютерных документов является представление информации в удобном для пользователя виде. В таблице 9.1 дана более конкретная характеристика каждого класса документов.

Рис. 9.6. Классификация компьютерных документов

Обратите внимание, что название среды, как правило, совпадает с видом документа и формой представленной в нем информации.

Приведенная классификация поможет вам выбрать среду в соответствии с предполагаемой формой представления информации.

В настоящее время документы, используемые в различных областях человеческой деятельности, создаются на компьютере. Рассмотрим примеры документов различного назначения и сферы применения.

Литературное произведение, газетная статья, приказ - примеры текстовых документов.

Рисунки, чертежи, схемы - это графические документы. 

Таблица 9.1. Виды компьютерных документов

Бухгалтер на предприятии представляет в табличном виде данные для расчета зарплаты сотрудников. Основная особенность электронных таблиц состоит в том, что они позволяют не только представлять информацию в табличной форме, но и производить автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.

Один из видов компьютерных документов - база данных. Она представляет собой совокупность упорядоченных сведений об объектах. В обычной жизни вы не раз встречались с базами данных. Это и картотека с названиями книг в библиотеке, и телефонный справочник, и каталог товаров. В настоящее время вместо обычных «бумажных» баз данных повсеместно создаются компьютерные, представленные документами соответствующего вида. Диспетчер справочной службы имеет в своем распоряжении всеобъемлющую компьютерную базу данных, позволяющую ответить на любой ваш вопрос. Система управления базой данных обеспечивает быстрый поиск интересующей вас информации.

Текст, графика, таблица, база данных - это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.

Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и формулы, и рисунки, и таблицы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты - это хорошо знакомые всем примеры составных документов.

Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.

Развитие программного обеспечения привело к тому, что в настоящее время появились новые виды компьютерных документов. В частности, это презентации и гипертекстовые документы.

Презентация представляет собой совокупность компьютерных слайдов. Специальная программа обеспечивает не только подготовку информации, но и показ ее по заранее созданному сценарию.

Гипертекст - это документ, который содержит так называемые гиперссылки на другие части документа или другие файлы, где содержится дополнительная информация. 

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужно классифицировать объекты?

2. Что лежит в основе любой классификации?

3. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.

4. Приведите пример классификации объектов по общим действиям.

5. Может ли среда существования стать основанием классификации?

6. Произведите классификацию объектов с общим названием «велосипед».

7. Классифицируйте домашнюю посуду по следующим признакам: материал, назначение, долговечность.

8. Предложите несколько вариантов упорядочения (классификации) разнообразных объектов на вашем письменном столе.

9. Назовите основание, по которому в одну группу могли бы попасть следующие объекты:

■ кенгуру, утконос, кролик, броненосец;
■ роза, колесо, футбольные бутсы, кактус;
■ молоко, бензин, кислота, магма.

10. Назовите разнородные объекты окружающего мира, которые вошли бы в одну группу по основанию «одно вещество».

11. Какие классификации используют в вашей школьной среде?

12. Перечислите наиболее распространенные группы компьютерных документов.

13. Приведите примеры классов программных продуктов. Какое можно выбрать для этого основание классификации?

14. Какое основание классификации можно использовать для выделения групп аппаратной части компьютера?

15. Какие вы знаете классы памяти компьютера?

Существуют принципы и правила классификации, от соблюдения которых зависят систематичность и ценность подразделения множества объектов на части. Такими частями единой системы обычно выступают классы, которые затем последовательно разделяются на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Основные принципы классификации - это установление цели и выбор классификационных признаков. Очевидно, что число выбираемых признаков и порядок их использования определяется целью классификации. Естественно, что наиболее систематичны классификации, в основе которых одна цель. При выборе числа классификационных признаков и уровне (ступеней) деления нужно учитывать следующее: принятая система классификации должна быть приспособлена к цифровому кодированию образующихся подразделений и машинной обработке количественных данных об изучаемом множестве. В то же время, чтобы система не была слишком громоздкой, надо по возможности сокращать число ступеней разделения объектов. Вместе с этим следует стремиться к тому, чтобы выбранная классификационная система позволяла охватывать всю номенклатуру объектов (товаров), а также учитывала возможность появления новых групп объектов, то есть имела резервы.

На мировом рынке обращаются сотни тысяч самых разнообразных видов и разновидностей товаров, изучение которых в отдельности возможно только на основе их группировки и систематизации по признакам однородности. Это позволяет:

Во-первых, выявить их обобщенные (генерализованные) качественные характеристики и установить необходимый перечень качественных показателей, разработать общие для той или иной группы товаров экспертные оценки, производить контроль качества;

Во-вторых, изучить структуру ассортимента товаров, организовать рациональный учет их по группам, подгруппам и т.д.;

В-третьих, рационально организовать сохранность товаров (упаковку, маркировку, перевозку и хранение);

В-четвертых, эффективно проводить экономические операции: устанавливать и взимать таможенные пошлины, определять цену товара, проводить учет и т.п.; наконец, с учетом обобщенных групповых характеристик проводить кодирование товара.

Термин «классификация», как было рассмотрено ранее, обозначает распределение данного множества объектов на подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды). В зависимости от их общих признаков образующуюся при этом систему распределения и называют классификацией.

Классификатор - это систематизированный перечень классификационных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение, называемое кодом.

При классификации товаров важно распределить их по отдельным группам, подгруппам, товарным позициям, подпозициям и т.д., по отдельным характерным признакам. При этом в каждое звено классификации должны входить товары, сходные между собой (однородные) по какому-либо признаку: назначению, виду материала, способу обработки и другое.

Принятая в Гармонизированную систему классификационная схема соблюдает три необходимых условия:

1) Товары делятся на группы таким образом, что в каждой группе их объединяет один признак. Каждое звено классификации является самостоятельным, его можно подразделить внутри себя;

2) Одновременно классифицируются товары только по одному главному признаку;

3) Товары классифицируют сначала по более общим признакам, а затем по более узким.

Выбор числа классификационных признаков, и соответственно, ступени деления проводится с учетом возможности приспособления принятой системы классификации к цифровому кодированию образующихся подразделений для машинной обработки (на ЭВМ) количественных данных об изучаемом множестве (например, структуре ассортимента товарной группы).

Число ступеней (глубина) классификации их цифровое кодирование приспособлено к десятичной системе, что удобно для машинной обработки. Выбранная классификационная система обеспечивает охват и обозримость всей номенклатуры объектов, а также учитывает возможность появления новых групп объектов, т.е. имеет резервы.

К важным классификационным признакам промышленных и продовольственных товаров относятся: назначение, сырье, пищевая ценность, химический состав, вид товара, особенности его конструирования (модель, фасон), способ производства, характер отделки, размерные характеристики и другое.

В Гармонизированной системе объектом классификации являются все транспортабельные товары международной торговли, то есть любое движимое имущество, имеющее материально-вещественную форму, перемещаемое через таможенную границу двух или нескольких государств, сгруппированное в ряд подразделений: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции (подпозиции).

Структура построения Гармонизированной системы (ГС) показана в таблице 7.

Классификация товаров, принятая в ТН ВЭД, сохраняет традицию мировой практики на протяжении длительного времени. Гармонизированная система, Брюссельская товарная номенклатура (БТН) и даже ее предшественница, на базе которой она была построена, - Таможенная номенклатура Лиги Наций - составляли из 21 раздела, которые и по наименованиям мало отличаются от ГС.

В основе построения ТН ВЭД заложена совокупность различных признаков товаров. Так, при формировании разделов используются следующие признаки: происхождение материала, из которого изготовлен товар, химический состав, вид материала, функциональное назначение.

В ТН ВЭД объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле. Она имеет 7 уровней классификации: разделы, нруппы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции, субпозиции и подсубпозиции. Высший уровень классификации - раздел, как уже говорилось, их насчитывается 21 (см. табл….)

По принципу происхождения (товары сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, минеральные продукты) классифицируются товары раздела 1 (группы 1-5), 2 (группы 6-14), 5 (группы 25-27).

Таблица 7. Структура построения ТН ВЭД в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)

Товарная

Наименование

Подпозиция

субпозиция

Живые животные и продукция животноводства

Продукты растительного происхождения

Жиры и масла животного происхождения; продукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

Продукция пищевой промышленности; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, табак и его заменители

Минеральные продукты

Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия

Кожевенное сырье, кожи, пушнина, меховое сырье и изделия из них; шорноседельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и подобные им товары; изделия из кишок (за искл. кетгута шелкопряда)

Древесина и изделия из древесины; древесный уголь, пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и другие плетеные изделия

Полуфабрикаты волокнистые из древесины или других волокнистых растительных материалов; бумажные и картонные отходы и макулатура; бумага, картон и изделия из них

Текстиль и текстильные изделия

Обувь, головные уборы, зонты, трости, хлысты, рукоятки и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из волоса

Изделия из камня, гипса, асбеста, слюды и подобных им материалов; керамические изделия, стекло и изделия из него

Жемчуг натуральный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, неблагородные металлы, покрытые драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

Черные и цветные металлы и изделия из них

Машины, оборудование и механизмы; энергетическое оборудование; их части: звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура; аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

Средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности

Приборы и аппараты оптические, фотографические. Кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические; часы; музыкальные инструменты; их части и принадлежности

Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности

Разные промышленные товары

Произведения искусства, предметы для коллекционирования и антиквариат

По химическому составу (жиры и масла, продукция химической отрасли и связанной с ней отраслей, пластмассы, каучук) классифицируются товары раздела 3 (группа 15), 6 (группы 28-38), 7 (группы 39-40).

По виду материала, из которого изготовлен товар (кожевенное сырье, мех, древесина, бумага, изделия из камня, гипса, цемента, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы), классифицируются товары разделов 8-10 (группы 41-49), 13-15 (68-83).

По функциональному назначению товара (готовые пищевые продукты, текстиль и текстильные изделия, обувь, головные уборы, машины и оборудование, средства транспорта, приборы, часы, музыкальные инструменты, оружие, мебель) классифицируются товары раздела 4 (группы 16-24), 11 (группы 50-63), 12 (группы 64-67), 16-21 (группы 84-97).

При образовании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ГС в таможенных тарифах, а также указывает значение товаров международной торговле. При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, но из всей совокупности можно выделить следующие: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, значение товара в мировой торговле, сезонность, форма, размеры и т.д.

Распределение товаров международной торговли по качественным признакам, принятым в ГС, позволяет ответить на вопрос о происхождении товаров (сельскохозяйственного и промышленного производства) или об их назначении (для потребления, для дальнейшей переработки), степени обработки (сырье и готовое изделие). Причем указанные укрепленные группы можно детализировать. Так, все сельскохозяйственные товары, обращающиеся во внешней торговле, можно разделить на товары растительного и животного происхождения. А товары, сгруппированные по назначению и степени обработки с помощью переходных ключей от ГС к другим международным внешнеторговым классификаторам, разработанным в статистическом отделе ООН, можно расчленить следующим образом:

По назначению: продовольственные товары и напитки; промышленное сырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование, включая инструменты транспортные средства (производительного и личного потребления); промышленные товары народного потребления;

По степени обработки: сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения); готовые изделия (производственного назначения, потребительские товары).

Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки. Например, консервированные и обработанные продовольственные товары исключаются из группы сырьевых товаров, так как их стоимость в значительной степени зависит от обработки в пищевой промышленности. Поэтому все овощные, плодово-ягодные консервы и продукты растительного происхождения, прошедшие окончательную стадию обработки, классифицируются в ГС в группировках, предназначенных для готовых изделий. Так, растворимый кофе включен в группировку «Готовые пищевые продукты», а молотый - «продукцию растительного происхождения».

К полуфабрикатам относится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем орудием производства или предметом потребления.

Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве.

Таким образом, систематизирование товаров представляет собой логический процесс разделения всего классифицируемого множества по определенным признакам на отдельные группировки (фасеты). Классификация помогает упорядочиванию данных, установлению отношений между объектами классификации и общими свойствами этих объектов, изучению структуры и выявлению результатов.

В номенклатуре строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам. Отнести каждый товар только к одной классификационной группировке возможно благодаря «Основным правилам классификации товаров», примечаниям к разделам, группам (содержащим, в том числе, примечания к товарным позициям), субпозициям, а также дополнительным примечаниям.

Примечания, разработанные почти ко всем разделам и группам (в некоторых случаях - субпозициям), дополнительные примечания образуют неотъемлемую часть ГС и имеют юридическую силу. Назначение примечаний - установить точные объемы и пределы каждой классификационной группировки в зависимости от обстоятельств, это достигается либо:

Определениями, устанавливающими границы группировок;

Списком товаров, исключаемых из раздела, группы, товарной позиции или субпозиции;

Неполным списком типичных примеров, включаемых в ту или иную классификационную группировку;

Сочетанием двух или всех трех вышеперечисленных методов при определении границы и объема каждой классификационной группировки.

В зависимости от задач, для решения которых создан тот или иной классификатор, выбирается совокупность качественных признаков в определенной последовательности, по которым служат классификационные группировки. Для построения таможенных тарифов, которые служат в мировой практике средством регулирования внешнеторговых отношений через систему, в частности таможенных пошлин, существенными характеристиками являются: вид и процентное содержание основного материала, его происхождение, степень обработки, назначение товара, т.е. основные классификационные признаки на всех уровнях деления, принятые в ГС, которые также важны для получения соответствующих группировок для проведения экономико-статистического анализа по внешней торговле. Поэтому при работе с ГС, как и с любым товарным классификатором, следует принимать во внимание разработанную систематику, учитывая те качественные характеристики товаров, по которым построена данная система.

Структура ТН ВЭД России включает кодовое обозначение товара, наименование товара (описание) и дополнительную единицу измерения, имея в виду, что основной единицей измерения является единица измерения «килограмм» на уровне всех 9-значных позиций (подсубпозиций) номенклатуры.

Длина кодового обозначения товара составляет 9 цифровых десятичных знаков.

1-6 разряды кода соответствуют обозначению классификационной группировки товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (международной основы ТН ВЭД);

7-8 разряды соответствуют кодовому обозначению товара в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза;

9-й разряд предназначен для выделения традиционных национальных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего ведения; в настоящее время этот разряд заполняется значащим нулем во всех подсубпозициях.

Многие фундаментальные идеи классификации объектов любого рода восходят к понятиям аристотелевой логики. На эти понятия опирались, в частности, авторы первых систем классификации - Чезальпино и даже Линней, - пытавшиеся построить таксономические группы, «сущность» или «истинный характер» которых можно определить. В современной логике свойства, которыми обладают представители такой группы, выводятся из основного определения группы. К сожалению, строго дедуктивные принципы чистой логики нелегко применить к эмпирическому индуктивному миру науки, хотя такие специфические с философской точки зрения термины, как «вид» и «род», были перенесены в таксономию из логики и прижились там.

Постепенно обнаружилось, что ни для какой таксономической группы невозможно найти жесткое определение, выраженное через некоторый единственный диагностический признак или комплекс признаков. Ученые-практики (в отличие от представителей теоретической логики) ощущают, что существуют определенные естественные таксоны, каждый из которых объединяет организмы, обладающие большим числом общих признаков. В некоторых случаях те или иные организмы приходится без всяких сомнений относить к определенному таксону, несмотря на то что у них отсутствует один-два признака, считающихся для него обязательными. Так, у некоторых видов рыб отсутствуют эритроциты, хотя последние обычно считаются признаком, обязательным для всех позвоночных.

Следует различать так называемые монотетические и политетические группы, т. е. группы, имеющие либо одинаковые, либо различные наборы признаков (эта терминология была введена Снитом). Монотетическую группу получают путем надлежащей последовательности логических делений (классическая аристотелева система, или древо Порфирия), так что обладание определенным комплексом признаков оказывается необходимым и достаточным условием принадлежности экземпляра к данной группе. Построение монотетических групп при анализе фенетических данных всегда сопряжено с большими трудностями, так как организм, отклоняющийся от нормы по одному-единственному признаку, входящему в определяемый комплекс, будет автоматически исключен из группы.

Более того, если этот признак используется для составления первого подразделения ряда, то организм может легко попасть в группу, очень далеко отстоящую от той, с которой он в действительности имеет наибольшее сходство. При такой монотетической классификации не удается получать группы, соответствующие естественным таксонам.

Политетические группы определяются на основании большого числа общих признаков, ни один из которых не является необходимым или достаточным условием принадлежности к данной группе. Этот принцип значительно лучше согласуется с интуитивными представлениями о естественных таксонах, хотя в этом случае группы могут в некоторой мере перекрываться друг с другом, а построение ключей и иерархий более затруднительно, чем при монотетических классификациях.

Для иллюстрации основного различия между монотетическими и политетическими группами рассмотрим табл. 1, где наличие какого-либо признака обозначается знаком Легко видеть, что первые четыре индивидуума составляют политетическую группу, в которой каждый индивидуум обладает только тремя из четырех признаков А, В, С и D, но ни один из них не обладает признаками Е, F, G и Н. Другие четыре индивидуума образуют монотетическую группу. Все они обладают признаками Е и F и могут быть подразделены на две самостоятельные подгруппы. В первую подгруппу входят индивидуумы 5 и 6, имеющие признак G, а во вторую - индивидуумы 7 и 8 с признаком Н.

Таблица 1. Таблица, иллюстрирующая различие между монотетическими и политетическими группами (см. текст)

Разумеется, на практике число рассматриваемых признаков может быть значительно больше, чем в данном примере, и достигать 50-100. В этих случаях определение таксономических групп соответственно усложняется, особенно если имеются данные по большому числу индивидуумов (последние могут представлять собой отдельные организмы, но обычно это более общие биологические единицы, например виды). Чтобы эта работа не оказалась непосильной, необходимо применение специальных вычислительных методов, которые рассматриваются в последующих разделах.

Какие признаки следует выбирать для исследования в каждом конкретном случае, решить трудно. Характер их может быть самым различным (они могут быть морфологическими, физиологическими, гистологическими, серологическими, цитологическими, поведенческими, экологическими и т. д.) и требовать применения таких специальных методов, как хроматография, электрофорез, инфракрасная спектроскопия и т. п. Вообще говоря, надо думать, что наиболее целесообразно образовывать таксономические группы на основе очень широкого круга признаков. Однако вполне возможно, что таксоны, составленные для некоторой определенной цели, будут отличаться от таксонов, составленных с другой целью. Правильное решение этих вопросов можно получить только на эмпирической основе. Любая система классификации имеет объективную ценность лишь в том случае, если конкретное описание, которое она может обеспечить на основании имеющихся данных, позволяет осуществлять прогнозирование.


Первый вид предполагает деление некоторой совокупности явлений, имею­щих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие - в группах принадлежности. Так, на­пример, воздействие - это есть сознательное влияние на человека, пресле­дующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.

Второй вид классификации - разделение целого. Главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть цело­го. Как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает со­держание некоторого явления, предстающего перед нами в виде целого. На­пример, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поис­ка проблемы, разработки и реализации решения. И это содержание присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии клас­сификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управ­ления является качественная определенность действий, из которых складыва­ется процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главно­го), закономерная последовательность (исходные и заключительные дейст­вия), рамки целого (сущность явления).

Существуют принципы корректной и эффективной классификации , без учета которых не может быть успешной исследовательской работы.

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Согласно этому принципу нельзя проводить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моде­лирования, а вторые - по объективным интересам человека. Эконо­мические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь бу­дет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность.

2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий. По этому принципу сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления. Например, нарушение этого принципа можно наблюдать в утверждении: менеджеры по характеру образования делятся на две группы: имеющие техническое и экономическое образование. Это не­исчерпывающее деление. Есть менеджеры, имеющие и другие виды образования - гуманитарное, естественно-научное. Анализ образо­ванности менеджера не может быть успешным, если он построен на неисчерпывающей классификации.


3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп. Каждая группа понятий или явлений должна быть в объеме только одного видового понятия. Не должны выделенные явления или понятия относиться одновременно и к одной, и к другой классифика­ционной группе. Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в после­дующем делении тех и других не может методов одновременно и со­циально-психологических, и экономических. Это не отрицает связь тех и других, зависимость и их комбинационное использование в практике управления.

4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий воз­можность делать последовательно ступенчатую классификацию. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его ос­новные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т. д.

Следует помнить, что при этом всегда существует предел классифи­кационного деления. Оно может осуществляться только в рамках еди­ной сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изме­нению сущности.

Таким пределом в исследовании социально-экономических систем яв­ляется человек, как социальное существо, в области биологии - клетка, в области физиологии - орган, в области техники - деталь, в области классической физики - тело и т.д.

5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени. Нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть - на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин средне­го и мужчин пожилого возраста.

В исследовании могут использоваться классификации содержательные и искусственные. Первые строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые постро­ены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны при прове­дении каких-либо организационных мероприятий. Например, разделение персонала по алфавиту, мебели по цвету и т. д.

Часто встречаются ситуации, когда объекты классификации имеют два или несколько "равносущностных" признаков, критериев, совместное дейст­вие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. Она пред­ставляет собой многомерную матрицу. Примером такой матрицы может служить матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в дея­тельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценки преобладания одного признака над другим.

Существуют классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересе­каться. Это определяется отношениями критериев классификации: пересе­кающиеся или непересекающиеся.

Разновидностями классификации являются декомпозиция, стратификация.

Декомпозиция - это особый вид классификации, не допускающий произ­вольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном яв­лении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т. д.

Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого по­нимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и вве­дением в обиход, в практику деятельности новых понятий.

Обобщение - это логическая операция, заключающаяся в том, что для не­которой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Всякое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокуп­ность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие "человеческий капитал", совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ресурсов, кадров, персонала, личностных характеристик ра­ботников как способность гарантировать экономический успех фирме, по­вышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие. Подобных примеров в концепции менеджмента можно привести много.

Практический успех использования классификации в исследовании опре­деляется также следующими ее правилами.

1. Правило соразмерности (адекватности). Классификация считается со­размерной тогда, когда сумма членов деления равна делимому множе­ству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о пред­мете исследования.

2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта де­лимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.

3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Часто происходит подме­на критерия в рамках одной и той же классификационной процеду­ры. Это недопустимо, так же как и расплывчатость критерия.

4. Основания деления или критерии могут быть не только простые, но и сложные, включающие в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

Бывают такие случаи, когда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.

В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.

При проведении классификации нередко встречаются ситуации, когда объекты классификации могут иметь несколько равносущественных призна­ков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения мат­рицы. Это будет уже классификация комбинаторная.

Такой вид классификации часто используется в исследовании управле­ния, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет увидеть про­блему с разных сторон, в различных ракурсах, найти комплексное решение.

Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Про­стейший вариант дихотомии, часто используемы в практике исследований, - это рассечение надвое. Например, формальное и неформальное управле­ние, дифференциация и интеграция управления и пр.

Особым вариантом классификации является типология.Типология - это группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, кото­рый именуется типом, эталоном, или идеальным образом. Здесь каждое яв­ление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов.

Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из вы­деленных типов.

Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она яв­ляется первоначальной операцией любых систематизаций.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав