24.08.2020

Отмена открепительных удостоверений на выборах 10 сентября. В россии отменили открепительные удостоверения на выборах. Центризбиркома были закреплены взаконопроекте



Госдума приняла втретьем, окончательном чтении пакет поправок визбирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения навыборах идающий возможность голосовать непоместу регистрации, атам, где находишься. Это относится квыборам президента вмарте 2018 года икрегиональным выборам, начиная с10 сентября этого года.

Пакет предложений покоррекции выборного законодательства внесли вначале марта глава комитета Совета Федерации поконституционному законодательству игосстроительству Андрей Клишас иего коллега Анатолий Широков. Инициативы, разработанные при участии Центризбиркома, были одобрены нижней палатой впервом чтении 12 апреля идополнены ковторому чтению. Так, изначально механизм голосования поместу пребывания был отдан исключительно наоткуп ЦИК, авпоследующей редакции рамочные нормы регламента

Центризбиркома были закреплены взаконопроекте.

Согласно документу, гражданин может быть включен всписок избирателей, заблаговременно подав заявление поместу пребывания впорядке, установленном ЦИК. Закон устанавливает сроки, когда можно это сделать— неранее чем за45 дней додня голосования инепозднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно будет только при наличии паспорта или временного удостоверения личности, если паспорт меняют.

ТИК, УИК, МФЦ и« Госуслуги»

Подать заявление, как поясняли вЦИК, можно будет втерриториальной избирательной комиссии (ТИК) неранее чем за45 дней довыборов инепозднее чем запять дней, атакже вучастковой избирательной комиссии (УИК) неранее чем за10 дней довыборов инепозднее чем запять дней. Законопроект также предусматривает возможность подачи заявления через портал « Госуслуги» или вмногофункциональных центрах (МФЦ).

Для тех, кто зачетыре дня ипозднее решил голосовать непопрописке (например, из-за срочной командировки), предусмотрена другая процедура. Они смогут подать заявление вУИК поместу регистрации до14:00 субботы накануне дня голосования. Заявление, которое избиратель должен будет предъявить поместу пребывания, будет защищено специальными марками воизбежание фальсификаций иповторного голосования, при этом гражданин будет обязан указать причину, покоторой меняет место для голосования. Проголосовать такой избиратель сможет неналюбом участке, ихколичество будет ограничено (от9 тыс. до15 тыс.), планируют вЦИК.

До14:00 субботы смогут прикрепиться кучастку поместу пребывания те, кто планировал голосовать поместу жительства, новсилу непредвиденных обстоятельств оказался недома. Это касается тех, кто накануне выборов попал вбольницу или вСИЗО, атакже военнослужащих, которых, например, перебросили научения.

Врегионах отменяют досрочку

Всоответствии споправками, подготовленными ковторому чтению иподдержанными депутатами, норма оголосовании поместу пребывания распространится инарегиональные выборы иреферендумы. ВЦИК ожидают, что это нововведение позволит отказаться отпрактики досрочного голосования, ккоторому ранее было много претензий. При этом навыборы вГосдуму эта норма распространяться пока небудет.

Внастоящее время навыборах вГосдуму инапрезидентских выборах досрочное голосование недопускается, аврегионах власти сами решают, организовать досрочное голосование для тех, кто неможет явиться научасток поместу регистрации вдень выборов, или использовать открепительные.

Взаконопроекте оговаривается, что региональные парламенты могут принять новый закон остарых правилах, тоесть обиспользовании открепительных и(или) досрочного голосования. Однако зампред ЦИК Николай Булаев уже заявил, что ниводном регионе, где 10 сентября пройдут выборы губернаторов изаксобраний, доначала кампании принять такой документ неуспеют.

« Вернуться» народной участок можно будет после проверки

Врамках доработки закона депутаты предусмотрели ситуацию, когда избиратель подал заявление оботкреплении сосвоего участка иприкреплении кдругому, новдень выборов все-таки пришел голосовать поместу регистрации. Такой избиратель сможет проголосовать только порешению участковой комиссии итолько после проверки, подтверждающей, что оннепроголосовал ранее.

Кроме того, закон допускает возможность публикации винтернете информации покаждому участку околичестве избирателей, открепившихся отнего иприкрепившихся кнему. ВЦИК сообщали, что данные будут обнародованы насайте комиссии впятницу— задва дня довыборов. Глава ЦИК Элла Памфилова заявляла, что комиссия ищет возможность публиковать нетолько количественные сведения, нои— усеченно— личные данные, учитывая требования закона озащите персональных данных.

Кроме того, взаконе прописывается норма обобеспечении избирательных прав граждан сограниченными возможностями. Органы исполнительной власти субъектов вобласти социальной защиты исоциальной поддержки инвалидов будут обязаны содействовать избиркомам вработе синвалидами сучетом имеющихся уних стойких расстройств функций организма.

Требования кподписным листам упрощают

Закон также предусматривает упрощение требований кподписным листам, вкоторых проставляются автографы избирателей вподдержку того или иного кандидата. Кпримеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов напост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать неменее 100 тыс. подписей, чтобы ихкандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации навыборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может несодержать каких-либо реквизитов, вслучае если это непрепятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, неуказали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Также закон разрешает инвалидам позрению обратиться кдругому человеку запомощью впроставлении подписи идаты вподписном листе.

Штрафы занарушения навыборах возрастут вразы

Закон ужесточает административную ответственность занарушения навыборах. Так, занеоднократное голосование одного итогоже лица, атакже заорганизацию такого голосования устанавливается штраф в30тыс.руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа завыдачу бюллетеня вцелях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза с3,5 тыс. до30тыс.руб. Аналогичные санкции предусмотрены завыдачу гражданину заполненного бюллетеня, атакже заего получение. Штраф занеоднократное подобное административное правонарушение составит 50тыс.руб.

Видеонаблюдение иразукрупнение участков

Закон закрепляет возможность организации видеонаблюдения наизбирательных участках странсляцией винтернете. Глава ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что оснастить видеокамерами напрезидентских выборах получится 85% всех избирательных участков страны.

Визначальной версии законопроекта предусматривалось разукрупнение избирательных участков сцелью сокращения численности избирателей накаждом с3 тыс. до1,5 тыс. Всоответствии споправками, утвержденными депутатами, проводить такое разукрупнение можно будет только посогласованию срегиональными избиркомами иЦИК. Решения обизменении границ избирательных участков должны приниматься непозднее чем за70 дней додня выборов.

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет законов, которые позволяют голосовать на выборах по месту пребывания без открепительных удостоверений.

Проекты с поправками в избирательное законодательство внесли в Госдуму 3 марта сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков. Депутаты одобрили их в основном чтении 19 мая.

Голосование без открепительных

Человек, который в день голосования будет находиться в другом городе или регионе, сможет подать в избирательную комиссию заявление о том, чтобы его включили в список избирателей по месту пребывания. Сроки подачи заявлений определит ЦИК в ограниченных пределах — не ранее чем за 45 дней и не позднее 14 часов местного времени дня, предшествующего дню выборов. Гражданин сможет проголосовать один раз, а заявление на включение в список избирателей можно подать только на один избирательный участок и только лично по предъявлении паспорта.

Подать заявление можно будет через портал госуслуг или в МФЦ, если это будет предусмотрено Центризбиркомом. Если в день выборов гражданин все же придет на участок по месту жительства, то он сможет проголосовать только по решению участковой избирательной комиссии, когда проверят, что он не голосовал на участке по месту нахождения, указанному в заявлении.

Закон предусматривает и способы защиты заявлений от подделок, в частности с использованием специальной марки. При этом устанавливается учет марок, в том числе при их передаче избирательным комиссиям, а также отчетность по их использованию. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование не проводятся.

Выборы президента — 2018

Согласно действующему законодательству, голосование проходит во второе воскресенье марта. В пакете поправок есть положение о том, что если второе воскресенье является совмещенным, послепраздничным или рабочим днем в связи с переносом праздников, день голосования переносится не на предыдущее, а на следующее — то есть третье — воскресенье месяца. В 2018 году это будет 18 марта (День воссоединения Крыма с Россией).

Кроме того, закон исключает требование об обязательной заблаговременной передаче в избирательную комиссию списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок.

Штрафы за нарушения

Закон увеличивает до 30 тысяч рублей штрафы за неоднократное голосование одного человека, за организацию незаконного голосования, за незаконную выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя, за выдачу заполненного бюллетеня, а также за получение таких бюллетеней, а в случае повторного нарушения — до 50 тысяч рублей. За нарушение порядка использования специального знака (марки) и за использование поддельной марки в Кодексе об административных правонарушениях устанавливается наказание, аналогичное тем, что предусмотрены за махинации с открепительными удостоверениями.

Видеонаблюдение и съемка на участках

Закон закрепляет возможность видеонаблюдения в помещениях для голосования и трансляции изображения для обеспечения избирателей информацией о ходе голосования. Перечень информирующих о ходе выборов СМИ, помимо традиционных, дополняется сетевыми средствами массовой информации.

Также законодательно устанавливается право наблюдателей производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя или секретаря участковой комиссии.

Разукрупнение участков и переходные положения законопроекта

Закон предусматривает исключение пятилетнего срока образования избирательных участков (участков референдума) и устанавливает возможность пересмотра их перечня и границ, в том числе путем разукрупнения участков, то есть уменьшения максимальной численности избирателей на участках с трех тысяч до полутора тысяч человек. Однако разукрупнение будет возможно только после согласования с избирательной комиссией региона и последующего согласования с ЦИК.

Пакет законов в случае одобрения Советом Федерации и после подписания президентом вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением переходных положений. Так, норма об исключении пятилетнего срока образования избирательных участков (участков референдума) и возможности пересмотра их перечня и границ в целях разукрупнения вступит в силу с 1 октября 2017 года, после единого дня голосования.

Наконец нашёл законопроект по выборам Президента. Понимаю, что времени на внесение изменений уже нет, но явно опять законодатели предлагают что-то не то. На выборах Президента предлагается полностью отказаться от открепительных удостоверений. Отмена открепительных удостоверений лишит часть граждан возможности проголосовать на выборах.

Хотел бы «заступиться» за открепительные удостоверения. Механизм работающий, отлаженный, полностью заменить его предлагаемым в пункте 4.1 статьи 27 ФЗ не получится. Временной лаг в 3 дня с крайнего срока подачи заявления в УИК по месту пребывания до дня голосования (не уверен, что в окончательном варианте не окажется больше) это дыра в конституционных правах избирателей.

Пример – избиратель в эти три дня приехал в командировку, в отпуск, просто решил на выходные приехать в крупный город (в Москву на день Крыма). Он не подпадает ни под один пункт предлагаемого законопроекта. При наличии открепительных талонов данная коллизия исключена.

Основной аргумент против открепительных удостоверений не выдерживает никакой критики. Видите ли общество считает, что открепительные удостоверения используются для фальсификаций (согласен, так как в теме) – где доказательства, статистика и так далее? Общество считает, что фальсификации совершаются на всех этапах выборов – что, выборы отменить?

Общество против голосования по открепительным, потому что представляет следующий механизм – человек по ОДНОМУ открепительному голосует на нескольких участках. При существующем механизме учёта голосования по открепительным удостоверениям факт многократного использования открепительного удостоверения выявляется очень просто. По закону избиратель, голосующий по открепительному удостоверению, вносится в соответствующий список. Открепительное удостоверение ОТБИРАЕТСЯ при выдаче избирателю бюллетеней, убирается в конверт и этот конверт с открепительным сдаётся в ТИК вместе со всеми остальными документами. Т.е. при работе «по закону» использовать открепительное несколько раз просто невозможно. Если открепительное не забрать, в конверте или пусто, или не хватает открепительных. Дать право наблюдателям при подозрении на фальсификации с открепительными проверять документы, сданные в ТИК и фальсификации мгновенно вскрываются. Протокол выдачи бюллетеней по открепительным удостоверениям не бьётся с количеством открепительных в конверте (конвертах) с открепительными.

Что предлагается вместо открепительных удостоверений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О выборах Президента Российской Федерации"

11) в статье 27:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Избиратель, находящийся в день голосования вне своего места жительства, может быть включен в список избирателей по месту нахождения на основании заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. В заявлении указываются адрес места нахождения избирателя в день голосования, адрес места жительства избирателя, дата рождения, место рождения, серия и номер паспорта. В случае подачи избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения избиратель исключается из списка избирателей по месту своего жительства, о чем в соответствующей строке списка избирателей делается отметка: "Подал заявление о включении в список избирателей на избирательном участке №" с указанием номера избирательного участка, а при необходимости и наименования субъекта Российской Федерации. Обмен между избирательными комиссиями информацией о подаче избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения осуществляется в том числе с использованием ГАС "Выборы". Порядок и сроки подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, а также порядок обеспечения соответствующей избирательной комиссией возможности участия в голосовании избирателя, подавшего указанное заявление, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации." - пока предполагается, что заявление можно будет подать не позже, чем за 3 дня до выборов.

То есть эта инициатива относится к избирателям, которые уже находятся на месте, где собираются голосовать, но не зарегистрированы в этом районе, причём они знают УИК, на котором будут голосовать. А открепительные удостоверения позволяют осуществить своё конституционное право проголосовать на выборах тем, кто СОБИРАЕТСЯ проголосовать там, где он окажется в день голосования. И он понятия не имеет, на каком УИК ему будет удобно проголосовать. Две совершенно разные категории граждан.

«МК» неоднократно писал о двух законопроектах, внесенных от имени сенаторов Андрей Клишаса и Анатолия Широкова: они предлагают изменить Законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» и «О выборах Президента РФ». Выступая от имени авторов, г-н Клишас назвал основной целью нововведений обеспечение «максимально открытой, гласной и прозрачной процедуры выборов» главы государства в 2018 году. Использование видеотрансляций с избирательных участков, смягчение правил работы наблюдателей по сравнению с выборами других уровней, возможность разукрупнения избирательных участков, чтобы гражданам было легче до них добраться, - эти и другие меры, по мнению г-на Клишаса, позволят добиться искомой цели.

Особое внимание г-н Клишас уделил идее отменить на выборах президента голосование по открепительным удостоверениям, предусмотрев возможность голосования «по месту нахождения»: гражданин сможет подать заявление о включении в список избирателей «по месту нахождения» с указанием участка, где он намерен голосовать, эти сведения должны быть включены в единую информационную базу на основе «ГАС-Выборы», чтобы предотвратить повторное голосование. Новая схема, сказал сенатор, сможет дополнительно привлечь на участки от 10 до 12 млн избирателей, думают в Центризбиркоме. ЦИК потом разработает порядок сбора сведений о заявлениях и доведения их до участковых комиссий, заверил г-н Клишас: работа над текстами подзаконных актов «уже идет в рамках экспертных групп». «Далеко не у всех есть время и деньги, чтобы добраться до места регистрации и получить открепительный», - заявил он.

Для тех, кто задумает «каруселить», прописаны увеличенные в несколько раз административные штрафы: до 30 тысяч рублей за неоднократное голосование, при повторном нарушении штраф вырастет до 50 тысяч рублей. Сейчас с Верховным судом обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности за такого рода нарушения, но как новый состав будет выглядеть - неизвестно.

Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») назвал отмену голосования по открепительным талонам «вызывающей наибольший резонанс», но призвал ее поддержать, потому что «причин для голосования не по месту регистрации может быть много - и медицинских, и семейных, и связанных с работой».

Большинство вопросов было именно по этой теме. Вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР) напомнил, что участковые комиссии не имеют доступа к системе «ГАС-Выборы». Г-н Крашенинников сказал, что «обмен информацией - ключевая история», но гражданин, подавший заявление о намерении голосовать не по месту регистрации, сможет проголосовать только на одном участке - «все остальное должно быть заблокировано». Впрочем, позднее Виктор Пинский, выступая от имени фракции «ЕР», сообщил, что ЦИК планирует создать около 500 участков по стране специально для тех, кто заявление о прикреплении к другому участку по месту нахождения подать не успел, а просто вдруг в день выборов захотел воспользоваться конституционным правом…

«Все, что озвучено ЦИКом по этому поводу, не оставляет возможности контроля за голосованием по месту нахождения со стороны партий и наблюдателей. Как предполагается остановить массовую фальсификацию?» - спросил Валерий Рашкин (КПРФ). На этот и несколько аналогичных вопросов г-н Клишас смог сказать лишь, что «это тонкий момент, над которым сейчас работает ЦИК», да и вообще «нельзя ни один закон написать таким образом, чтобы его нельзя было нарушить». Михаил Емельянов («СР») попросил все же уточнить детали, потому что «главный вопрос - как оппозиция сможет проконтролировать, чтобы не было двойного-тройного голосования». Деталей зал не дождался. Максимум, что «уточнил» докладчик: «контроль и со стороны комиссий, и со стороны наблюдателей будет», а содержание подзаконных актов, над которыми трудится ЦИК, станет известно перед вторым чтением.

Кстати, среди предложений сенаторов есть и право кандидата в президенты отказаться от участия в дебатах. «У нас различный политический вес у кандидатов», - пояснил г-н Клишас: по его словам, неправильно было бы «тяжеловесам» поднимать своим участием в дебатах вес каких-то «самовыдвиженцев». О каком тяжеловесе в первую очередь идет речь, всем присутствующим было ясно без уточнений.

Что изменится, если будут приняты поправки в Закон «О выборах Президента РФ»

Упростится работа наблюдателей. Сейчас они должны заблаговременно записываться на определенный избирательный участок и оставаться только на нем. Согласно законопроекту, наблюдатели смогут спокойно переходить с участка на участок без предварительного уведомления.

■ Прекратятся «карусели» с открепительными удостоверениями, потому что их просто отменят. Сейчас открепительные - это головная боль не только для наблюдателей, но и для избирательных комиссий, которые обязаны в течение месяца до выборов ежедневно дежурить по 4 часа, чтобы эти удостоверения выдавать желающим. А потом - учитывать их в итоговых протоколах выборов. Предполагается, что после принятия закона любой избиратель сможет проголосовать на любом избирательном участке страны по месту своего пребывания. Для этого достаточно за три дня до выборов (не позднее) прикрепиться к ближайшему или самому удобному для него избирательному участку. Причем сделать это можно будет даже без личного визита, а по телефону или электронной почте. Однако если избиратель злоупотребит своим правом и прикрепится сразу к нескольким участкам (что всплывет неизбежно, поскольку каждый участник голосования при внесении в списки избирателей фиксируется системой ГАС-выборы), то к голосованию он допущен не будет и подвергнется штрафу - 30 тысяч рублей.

■ Избирательные участки станут меньше по численности избирателей, а их самих станет больше. Сейчас в Москве и других городах одна участковая избирательная комиссия (УИК) может ожидать 2–2,5 тысячи избирателей. Согласно законопроекту, максимальная численность избирателей составит 1,5 тысячи на УИК. Комиссиям станет проще, а шаговая доступность участка улучшится.

■ Проще станет собирать подписи кандидатам в президенты. Сейчас выбраковываются подписи, в которых некорректно указан адрес. Ну, к примеру, люди вместо «бульвар» пишут «б-р» или забывают указывать корпус в домах, где идет сквозная нумерация квартир независимо от номера корпуса. Теперь придирок к точности адреса станет меньше.

■ Все участки оснастят камерами, изображения с которых выведут на единый и всем доступный ресурс. Это уже делалось во время президентских выборов 2012 года, но тогда не имело постоянной законной силы, а было разовой акцией, основанной на распоряжении главы правительства и кандидата в президенты Путина. Теперь эту практику закрепят навсегда.

■ И - появится столь долгожданный многими электронный бюллетень единого образца. Пока он будет применяться только на участках с комплексом для электронного голосования, но в перспективе это шаг к дистанционному голосованию через Интернет.

Может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона предусмотренные законом сроки выдачи открепительных удостоверений избирателям, участникам референдума соответствующего избирательного участка, участка референдума в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) должны оканчиваться в день передачи первого экземпляра списка избирателей, участников референдума в участковую комиссию.

2. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, при проведении которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, открепительные удостоверения выдаются в сроки, определенные законом, регулирующим порядок проведения выборов (референдума) более высокого уровня.

3. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон. Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению 2 или к настоящему Федеральному закону. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом . Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении.

4. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты.

5. Закупка открепительных удостоверений осуществляется организующей выборы, референдум комиссией централизованно на основании ее решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), руководителем органа социальной защиты населения (если избиратель, участник референдума является инвалидом), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, участника референдума, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, участка референдума, где избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума, адрес участковой комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа (если выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), на территории которых образован избирательный участок, участок референдума, наименование комиссии, выдавшей открепительное удостоверение. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, указанные сведения об избирателе, избирательном участке и о соответствующей комиссии вносятся также в отрывной талон открепительного удостоверения. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, указывает в открепительном удостоверении (если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, - также в отрывном талоне) свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей комиссии.

8. При получении открепительного удостоверения (в случае проведения повторного голосования на выборах - открепительного удостоверения без отрывного талона) избиратель, участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства избирателя, участника референдума. В случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем избирателя, участника референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указываются серия и номер паспорта избирателя, участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя, участника референдума указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя, участника референдума доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей, участников референдума.

9. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума. На основании соответствующей выписки член участковой комиссии в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При выдаче избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в участковой комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Избиратель, участник референдума, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой комиссией из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей, участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования.

12. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

13. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом . Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

14. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель, участник референдума дополнительно включается в список избирателей, участников референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой комиссией в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем, участником референдума. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, участника референдума, за исключением случая, когда законом предусмотрено повторное голосование на выборах. В этом случае при проведении общих выборов у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели, участники референдума включены в список избирателей, участников референдума, хранятся вместе с указанным списком.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В случае утраты бланка открепительного удостоверения комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей комиссии и комиссии, организующей выборы, референдум. На основании этого решения комиссия, организующая выборы, референдум, признает соответствующее открепительное удостоверение недействительным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие комиссии. Открепительные удостоверения также могут признаваться недействительными комиссией, организующей выборы, референдум, в иных случаях, если голосование по таким открепительным удостоверениям повлечет нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме. Недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума. При предъявлении избирателем, участником референдума такого открепительного удостоверения оно подлежит изъятию.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Порядок передачи открепительных удостоверений комиссиям и учета открепительных удостоверений, в том числе с использованием ГАС "Выборы", утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав