11.09.2019

Договор водоснабжения по 44 фз. Как быть заказчику, если поставщик предоставляет два мунконтракта на холодное водоснабжение и на водоотведение? Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика


Алгоритм действий при заключении договора (или контракта?) на закупку коммунальных услуг (теплоснабжение, вода, канализация) у сторонней организации сог-но ФЗ44? Включаются ли такие договора в план-график? Уместна ли в этом случае ч.1,п.1, Ст93?

  • Вопрос: №451 от: 2014-02-24.

Алгоритм действий при заключении контракта сводится к следующему:

1) Вносится в план - график информация о планируемом заключении контракта с учетом рекомендаций Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.

По смыслу п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, можно трактовать фразу "не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки" как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график, так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.

Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.

2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить . Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.

3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например:

1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

4) В силу ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Унитарные предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть выведены из-под действия контрактной системы, что позволит им закупать, как и прежде руководствуясь Федеральным законом 223. Такое предложение было внесено на этой неделе на рассмотрение в Госдуму РФ. Т94 поговорил с экспертами и выяснил, почему ГУПы не смогли работать по 44-ФЗ.

Если новые поправки к двум законам будут приняты, то ГУПы в сфере водоснабжения смогут проводить закупки по 223-ФЗ, руководствуясь собственными положениями, а не требованиями контрактной системы. Но не всегда - закупать по 223-ФЗ ГУПы смогут только при проведении закупок без привлечения бюджетных средств. Для этого все предприятия должны до 1 декабря утвердить соответствующие положения и планы закупки.

Ни купить, ни продать

Авторы законопроекта считают, что следование номам 44-ФЗ отрицательно сказывается на качестве работы ГУПов в сфере водоснабжения. Соглашается с этим Георгий Сухадольский , гендиректор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок".

По его словам, очевидно, что бюджетные средства в любом случае должны расходоваться по 44-ФЗ. «В качестве ключевой причины возврата к 223-ФЗ является то, что перевод ГУПов под действие закона "О контрактной системе…" не дал положительного эффекта ни в вопросе обеспечения конкуренции, ни в реальной прозрачности закупок, ни в повышении экономического эффекта", - считает эксперт.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что распространение положений 44-ФЗ на все закупки унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения, повлекло возникновение ряда проблем. Из-за неприемлемых условий контрактной системы стало невозможно провести неотложные дорогостоящие работы, которые по 223-ФЗ выполнялись за счет внебюджетных средств.

Совсем недавно поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ уже были приняты в отношении аптечных ГУПов и МУПов. При подготовке законопроекта отмечалось, что работа фармацевтических ГУПов в рамках контрактной системы ведет к снижению ассортимента лекарственных средств, конкурентоспособности и несостоятельности государственных и муниципальных аптечных организаций, в том числе по причине длительного срока проведения закупочных процедур, предусмотренных 44-ФЗ.

Эксперты Т94 неоднократно отмечали, что 60 дней, отведенных на закупки лекарств непростительно много, особенно если речь идет о человеческой жизни. Их услышали и вернули к "старым" правилам закупки за 7-10 дней.

Николай Баранов , замдиректора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при президенте РФ отметил в комментарии Т94, что не стоит переводить обратно, как говорится, по частям разные ГУПы и МУПы и ссылаться на то, что "это будет лучше для одних" и позволит "улучшить" все показатели.

"Здесь скорее надо принимать управленческие решения о приватизации, перевод в частные руки такого бизнеса, где работа по 44-ФЗ не эффективна", - пояснил эксперт, добавив, что контрактная система не виноват в том, что специалисты по закупкам просто не умеют пользоваться законом. Дальше возникнет вопрос: аптеки, водоканалы, кто следующий?

"Верните назад!"

В отделе закупок ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" Т94 сообщили, что с января ресурсоснабжающие унитарные предприятия испытывают серьезные ограничения по осуществлению закупочной деятельности. Так, например, при возникновении аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения возникает острая необходимость в закупке товаров и услуг для их своевременного устранения.

В связи с тем, что все закупки ГУПы и МУПы обязаны проводить в соответствии с нормами закона о контрактной системе, это ведет к увеличению сроков поставки товаров и как следствие - к затруднению выполнения аварийных работ. Такая ситуация складывается из-за отсутствия в 44-ФЗ возможности осуществления закупки у единственного поставщика с суммой более 100 тыс. руб.

Нормативным актом предусмотрены закупки у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг при аварии и иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, а аварии на объектах жизнеобеспечения не относятся к данному случаю.

Специалисты ГУП РО "УРСВ" предлагают пересмотреть норму закона об аварийных закупках у единственного поставщика. Необходимо, чтобы по пункту 44-ФЗ ресурсоснабжающие предприятия могли осуществлять закупки для устранения аварий на обслуживаемых объектах. Статус аварийной или чрезвычайной ситуаций при этом может быть установлен органом исполнительной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства или другими представителями власти.

Есть еще одна проблема. При установлении тарифов на будущий год региональная служба по тарифам требует от предприятий в текущем году документального подтверждения конкурсных процедур (это – планируемые затраты будущего года). Другими словами, в октябре–ноябре, ГУПы должны предоставить регулятору результаты конкурсов закупки, по которым работы пройдут в следующем году.

Чтобы это сделать конкурсные процедуры нужно провести в августе–сентябре текущего года. А фактические работы, к примеру, по капитальному ремонту объектов, должны пройти через 8-11 месяцев после завершения процедур, что противоречит основному принципу 44-ФЗ (равноправие конкуренции).

Пошло не по плану

Не маловажным фактором является планирование закупок материалов на текущий ремонт, когда предприятие должно спланировать и прописать перечень материалов, которые ему потребуются в следующем году. Допустим, крупное предприятие, а если небольшой водоканал, который планировал заменить задвижку диаметром 100 мм, а вышла из строя диаметром 200 мм? Аналогичная ситуация и с запасными частями на спецтехнику и др.

Еще сложнее обстоит дело с проведением конкурсов на приобретение горюче-смазочных материалов, так как цены на этот товар постоянно растут в течение года. Поставщики просто не выходят на такие конкурсы с фиксированным объемом и ценой, и торги объявляются не состоявшимися. В итоге, мы можем не подтвердить данные расходы перед регулятором, и он вправе будет исключить их из затрат предприятия на будущий год. При этом предприятие проводя конкурсы на затраты в августе – сентябре не знает сумму, которую ему утвердит в тарифе регулятор.

Вот пример, провели конкурс на 1 млн. руб., а регулятор утвердил по этому тарифу затраты 800 тыс. руб. Не выполнить конкурс предприятие не может, и в тоже время перед тарифной службой у предприятия будет перерасход, по данной статье который он снимет с предприятия.

"Предлагаем предусмотреть в законе проведение закупок за счет средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности руководствуясь положениями 223-ФЗ. Эти средства мы получаем от приносящей доход деятельности, а не из платежей, которые нам поступают от населения и бюджета за оказываемые им услуги водоснабжения и водоотведения», - дополнили в отделе закупок ГУП РО "УРСВ".

Эксперты подчеркивают, что стабильная работа водоканалов – это полноценная жизнь граждан, а функционирование в рамках 44-ФЗ ведет не только к постоянным задержкам поставки товаров, но и возможности его отсутствия во время аварий. Большинство ГУПов в этой сфере предлагают пересмотреть законодательство и перевести все водоканалы, не смотря на форму собственности в правовое поле 223-ФЗ.


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) допускает изменение условий контракта в следующих случаях:

- при заключении контракта - в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона;

- при исполнении контракта - в соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Статьей 70 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.

По результатам проведения электронного аукциона заказчик осуществляет расчет цены за единицу товара (работы, услуги), которую включает в проект контракта, направляемый победителю электронного аукциона.

При включении в проект контракта цены, предложенной участником электронного аукциона, цена за единицу товара (работы, услуги) должна быть снижена пропорционально коэффициенту снижения по результатам электронного аукциона. Сумма цен за единицу товаров (работ, услуг) должна соответствовать цене, предложенной победителем электронного аукциона и указанной в протоколе проведения электронного аукциона.

В соответствии с положениями части 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ допускается размещение победителем аукциона в единой информационной системе протокола разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. При этом победитель аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Ограничений, связанных с количеством размещений данного протокола с учетом указанного срока, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и . Согласно ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать коммунальные услуги у , выступающих в роли единственного поставщика, в том случае, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа), ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147 от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии, а также обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры предполагаются как закупка ТРУ у субъектов естественных монополий.

В случае приобретения электроэнергии заказчик должен помнить, что во исполнение п. 29 ст. 93 44-ФЗ договор должен заключаться только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • непосредственно покупает электроэнергию и уровень мощности на оптовых и розничных рынках соответствующих услуг;
  • подписывает соглашение о передаче электроэнергии и мощности с локальными сетевыми компаниями;
  • производит взаиморасчеты с потребителем — выставляет счета и счета-фактуры, производит прием оплаты и взыскание образовавшейся потребительской задолженности.

Определение цены на закупку коммунальных услуг

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 100 000 руб., то заказ можно провести в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 (Письма Минэкономразвития № Д28и-3554 от 07.12.2015, № Д28и-91 от 21.01.2016).

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по коммуналке применяется : для водоснабжения и водоотведения расчет регламентируется п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ, для электрической энергии — п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость договора также рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта

Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

Рассмотрим поэтапно:

  1. 1 этап — планирование. В план закупок и план-график вносятся сведения о планируемом контракте в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов на последующий финансовый период.
  2. Сведения вносятся в план-график не позднее десяти дней до формирования извещения. Если извещение размещаться не будет, то не позже 10 дней до дня заключения договора.
  3. Создание и публикация извещения производятся не позже пяти дней, предшествующих дате заключения.
  4. Составление обязательного отчета о закупке у единственного поставщика. Размещать данный отчет в ЕИС не требуется.
  5. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в трехдневный срок (рабочие дни) при заключении договора и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа.
  6. (п. 9 ст. 94) создается и публикуется в течение семи рабочих дней с момента его исполнения либо расторжения. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Обязательные условия

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть указаны наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте поставки (передачи), период поставки, источник финансирования и цена контракта.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

Пример контракта

Закрытие контракта

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. В разделе № 3 отчета указываются только реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой договора на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного договора.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав