13.08.2019

Воздушное судно в условиях реформирования гражданского законодательства. Гражданский кодекс России определяет самолет как (12 букв) Смотреть что такое "гражданское воздушное судно" в других словарях


За исключением государственных воздушных судов, т.е. тех, в частности, судов, которые используются на военной, таможенной и полицейской службах. Вопрос юридической классификации воздушных судов еще недостаточно полно разработан как в международном воздушном праве, так и во внутреннем праве государств. Такая обычно производится по признаку целевого использования воздушных судов. Так, согласно Воздушному кодексу РФ Г.в.с. считаются воздушные суда, используемые в целях: 1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; 2) выполнения работ в отдельных отраслях народного хозяйства; 3) оказания медицинской помощи населению в проведении санитарных мероприятий; 4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; 5) проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий. К Г.в.с. не относятся суда Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Пограничных войск РФ, а т.ж. суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских и других работ в области авиационной и другой техники.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО" в других словарях:

    ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО - любое воздушное судно, за исключением государственных воздушных судов, т.е. тех, в частности, судов, которые используются на военной, таможенной и полицейской службах. Вопрос юридической классификации воздушных судов еще недостаточно полно… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    воздушное судно гражданское - любое воздушное судно, за исключением воздушных судов государственных. Вопрос юридической классификации В.с.г. еще недостаточно полно разработан как в международном воздушном праве, так и во внутреннем праве государств. Такая классификация обычно … Большой юридический словарь

    ПРАВО НА ВОЗДУШНОЕ СУДНО - основанные на законе или договоре различные имущественные права (собственности, владения, аренды, залога и т.п.) государств, их юридических или физических лиц на воздушное гражданское судно, находящееся в эксплуатации или строящееся … Большой экономический словарь

    СУДНО ВОЗДУШНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ - ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО … Юридическая энциклопедия

    - (см. ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО) … Энциклопедический словарь экономики и права - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее гражданское воздушное судно … Энциклопедический словарь экономики и права

Сегодня у нас пятница, 28 апреля 2017 года, и в эфире очередной выпуск капитал шоу Поле Чудес, и сегодня в студии снова гости крутят барабан! Ну и конечно же мы подготовили для Вас правильные ответы на достаточно непростые вопросы, на которые отвечают сегодня участники шоу. Гражданский кодекс России определяет самолет как (12 букв)

Правильный ответ на вопрос - НЕДВИЖИМОСТЬ

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся:
земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Вещи не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме особых случаев, указанных в законе

Воздушное судно

Комментарий к статье 32 ВЗК РФ:

1. Нормы ст. 32 ВЗК действуют в отношении всех видов авиации.

Норма п. 1 ст. 32 ВЗК почти дословно соответствует определению воздушного судна, данному в стандартах приложения 7 к Чикагской конвенции 1944 г.: "Воздушное судно; летательный аппарат. Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха, отличной от реакции воздуха с земной поверхностью (см. классификацию воздушных судов в нижеприведенной таблице)".

Следует обратить внимание на такую особенность. В официальном переводе приложения 7 понятия "воздушное судно" и "летательный аппарат" пишутся через точку с запятой как синонимы для английского термина "aircraft". В рассматриваемой же норме закона понятие "воздушное судно" определяется как один из возможных видов летательных аппаратов. Иными словами, законодатель предполагает, что могут быть и другие виды летательных аппаратов, но нормы для регулирования их использования в явном виде не предусмотрены. Летательными аппаратами могут быть, например, ракеты и баллистические снаряды, регулирование использования которых при необходимости должно быть предусмотрено нормами федеральных авиационных правил.

В этом смысле приложение 7 более четко определяет эту группу объектов регулирования:

Классификация воздушных судов (летательных аппаратов)

согласно приложению 7 к Чикагской конвенции

Класс Вид Группа Подгруппа

воздуха Без двигателя Свободный

аэростат Сферический

Несферический

Привязной

аэростат Сферический

Несферический

С двигателем Дирижабль Жесткий

Полужесткий

Нежесткий

воздуха Без двигателя Планер,

воздушный змей Сухопутный

Гидропланер

С двигателем Самолет Сухопутный

Гидросамолет

Винтокрыл Автожир (сухопутный, гидроавтожир,

Вертолет (сухопутный, гидровертолет,

Орнитоптер Сухопутный

Гидроорнитоптер

Однако здесь тоже не указаны ракеты и баллистические снаряды, что связано с более узкой, по сравнению с ВК, областью отношений, регулируемой Чикагской конвенцией.

2. Нормы п. 2 и 3 ст. 32 ВЗК устанавливают особые категории воздушных судов. Такая классификация необходима для регулирования в дальнейшем некоторых видов деятельности в области гражданской авиации (см. комментарии к ст. 36, 37, 61, 66, 67 ВК).

Здесь вводится классификация воздушных судов в зависимости от максимального взлетного веса. К основной категории отнесены самолеты, максимальный взлетный вес которых составляет не менее 5700 кг, и вертолеты с максимальным взлетным весом 3100 кг и более. К легким отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых более 495 кг, но менее 5700 кг (для вертолетов более 495 кг, но менее 3100 кг). К сверхлегким отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых 495 кг и менее, без учета авиационных средств спасания, так как в соответствии с п. 4 ст. 88 ВЗК полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

Данная классификация впервые в российском законодательстве введена Федеральным законом от 18.07.2006 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", хотя такая потребность назрела давно.

В класс сверхлегких попадает много воздушных судов единичного изготовления, в том числе самодельных, которые, естественно, не могут соответствовать общим требованиям, предъявляемым к воздушным судам для их регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ и удостоверения их летной годности. Используются такие воздушные суда, как правило, в авиации общего назначения.

До недавнего времени владельцы этих воздушных судов выполняли полеты в нарушение воздушного законодательства и подвергались преследованию со стороны соответствующих органов власти. Изобретатели-самоучки и люди, имеющие специальные знания, подготовку и навыки, которые самостоятельно строили воздушные суда, не имели законных прав поднять такие воздушные суда в воздух, так как не могли официально зарегистрировать их, а без регистрации воздушное судно выполнять полеты не имеет права. С появлением класса сверхлегких воздушных судов в п. 1 ст. 33 ВЗК для судов этого класса введен особый (упрощенный) порядок государственной регистрации, определяемый уполномоченным органом в области гражданской авиации - Минтрансом России.

В пункте 5 ст. 37 ВЗК законодатель возложил на владельца сверхлегкого воздушного судна соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания своего воздушного судна. При этом (п. 4 ст. 61 ВК) законодатель снял с владельцев сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения обязанность получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ, а в подп. 1 п. 1 ст. 67 ВЗК установлено, что не обязательно иметь на борту таких воздушных судов бортовой и санитарный журналы и руководство по летной эксплуатации (учитывая ограничения по массе и условиям работы на борту). Более того, в п. 2 ст. 54 ВЗК законодатель впервые позволил проводить подготовку пилотов сверхлегких воздушных судов не в общем порядке, установленном для пилотов гражданской авиации, а инструкторам, получившим разрешение от Росавиации в соответствии с п. 5.4.18 Положения об этом Агентстве.

Таким образом, законодатель, введя класс сверхлегких воздушных судов и регламентировав порядок их использования, позволил владельцам таких воздушных судов выполнять полеты на законных основаниях, одновременно возложил на них соответствующую обязанность, что, безусловно, способствует общему развитию авиации при сохранении уровня безопасности полетов всех воздушных судов.

В класс легких в большинстве своем попадают воздушные суда серийного производства, которые могут относиться как к коммерческой гражданской авиации, так и к авиации общего назначения. Данный класс воздушных судов подпадает под общие требования ВК. Законодательно предусмотрено единственное исключение для владельцев легких воздушных судов авиации общего назначения: они, как и владельцы сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения, освобождены от обязанности получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ (п. 4 ст. 61 ВК). При этом на них возложена обязанность соблюдать правила летной эксплуатации и технического обслуживания таких воздушных судов.

3. Согласно норме п. 1 ст. 8 ВК, воздушные суда подлежат обязательной сертификации в порядке, регламентированном нормами ст. 37 ВЗК (см. комментарий к ст. 37 ВК).

4. Необходимо отметить существование в ВЗК проблемы, связанной с тем, что имеются воздушные суда (например, экранопланы), которые на определенных режимах (этапах) полета (взлет и посадка) или эксплуатации при производстве полетов оказываются в правовом статусе других транспортных средств. При этом они по основному предназначению остаются воздушными судами, но в такие моменты подпадают под действие правил для морских или речных судов либо наземных транспортных средств. В перспективе предстоит устранить эту правовую неопределенность в самом законе либо в подзаконных актах транспортного законодательства. Это возможно на основе примата норм воздушного законодательства для воздушных судов, часть перемещения которых в пространстве производится над поверхностью земли или воды на высоте, позволяющей использовать экранный эффект, либо по поверхности земли или воды при осуществлении такого перемещения вне границ аэродромов, где они подпадают под действие как воздушного законодательства, так и иного законодательства в сфере транспорта (морского, речного или сухопутного). Такой порядок может быть установлен в федеральных авиационных правилах. Следует заметить, что с подобной проблемой столкнулись и в ряде иностранных государств.

5. Не в полной мере урегулирован и вопрос использования беспилотных воздушных судов, включая, в частности, свободнолетающие модели и малоразмерные дистанционно пилотируемые летательные аппараты. Их возможности постоянно расширяются, и на практике активно развивается использование свободнолетающих моделей воздушных судов и иных ДПЛА, предназначенных для выполнения экономических и государственных задач. В будущем соответствующие нормы должны найти свое отражение в федеральных авиационных правилах, а возможно, и в норме закона. Например, в п. 3 рассматриваемой статьи ВЗК речь идет о пилотируемых воздушных судах. Однако если следовать букве закона, то под эту норму подпадают и свободнолетающие модели, и другие ДПЛА военного и гражданского назначения.

Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2) государственные воздушные суда.

1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке , установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке , установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.

5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;

продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;

нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.

6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.

7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.

8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в

7.1. Понятие гражданского воздушного судна,

порядок государственной регистрации

В начале XX века с появлением и развитием воздухоплавания возникла необходимость правовой регламентации всех видов воздушных передвижений и, соответственно, необходимость обозначения определенным образом группы летательных аппаратов, которые имели общие характеристики.

Летательные аппараты, используемые с различными и иными целями, были отнесены к категории воздушных судов. Парижская конвенция 1919 года определила "воздушное судно как аппарат, имеющий свойства держаться в атмосфере за счет реакции воздуха". В дальнейшем с появлением новых видов летательных аппаратов, взаимодействующих с воздухом, понятие "воздушное судно" претерпевало определенные изменения.

В первой редакции приложения 7 к Чикагской конвенции 1944 г. полностью воспроизводятся поправки, внесенные в 1967 году, которые существенно меняют определение воздушного судна. В соответствии с этими поправками к воздушным судам уже не относятся летательные аппараты, которые поддерживаются в воздухе за счет реакции воздуха с земной поверхностью.

В воздушном законодательстве России понятие "воздушное судно" также претерпевало определенные изменения: от первого его употребления в Декрете от 17 января 1921 года до действующего сегодня понятия, закрепленного в Воздушном кодексе Российской Федерации. Согласно статье 32 к воздушным судам отнесены летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Данная правовая характеристика воздушного судна наиболее полно учитывает международные и национальные требования к воздушным судам для целей применения, изложенным в Воздушном кодексе. В статье 32 ВК понятие воздушного судна определяется как один из видов летательных аппаратов, предполагая, что могут быть и иные виды, на которые не распространяются нормы главы V Воздушного кодекса.

Первая юридическая классификация воздушных судов была проведена Парижской конвенцией 1919 года.

Классификация воздушных судов согласно приложению 7 к Чикагской конвенции предусматривает деление на виды, группы, подгруппы по определенным критериям (табл. 1).

Таблица 1

Классификация воздушных судов согласно

приложению 7 к Чикагской конвенции

Класс Вид Группа Подгруппа
Легче воздуха Без двигателя Свободный аэростат Сферический
Несферический
Привязной аэростат Сферический
Несферический
С двигателем Дирижабль Жесткий
Полужесткий
Нежесткий
Тяжелее воздуха Без двигателя Планер, воздушный змей Сухопутный
Гидропланер
С двигателем Самолет Сухопутный
Гидропланер
Амфибия
Винтокрыл Автожир (сухопутный, гидроавтожир, амфибия)
Вертолет (сухопутный, гидровертолет, амфибия)
Орнитоптер Сухопутный
Гидроорнитоптер
Амфибия

В Воздушном кодексе РФ введена также классификация воздушных судов в зависимости от максимального взлетного веса.

К легким воздушным судам отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых составляет менее 5700 кг, в том числе вертолеты, максимальный взлетный вес которых менее 3100 кг.

Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 кг без учета веса авиационных средств спасания.

Особенностями ныне действующего Воздушного кодекса является введение класса сверхлегких воздушных судов.

Законодатель, вводя такой класс воздушных судов и установив регламент и порядок их использования, с одной стороны, позволяет выполнять полеты на законных основаниях, а с другой стороны, обязывает их соблюдать правила технического обслуживания и летной эксплуатации.

Основой международного правового статуса любого воздушного судна является его национальная (государственная) принадлежность. Установление национальной принадлежности и ее фиксация производятся в каждом государстве в соответствии с законами этого государства и, как правило, путем реализации определенной процедуры - регистрации воздушного судна.

Согласно статье 33 ВК РФ гражданские воздушные суда Российской Федерации подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Юридическим актом, удостоверяющим регистрацию, является свидетельство о регистрации.

Росавиация может устанавливать особый порядок государственной регистрации и государственного учета сверхлегких воздушных судов гражданской авиации и воздушных судов экспериментальной авиации.

Занесение в Государственный реестр имеет определенные правовые последствия: позволяет оформить право собственности, эксплуатации, установить принадлежность воздушного судна. Кроме того, занесение в Реестр дает возможность централизовать в государственных органах сведения о гражданских воздушных судах, что значительно облегчает контроль за их техническим состоянием и эксплуатацией.

По международным правилам ни одно воздушное судно не может иметь регистрацию более чем в одном государстве. Государство регистрации воздушного судна, внесенного в Реестр, автоматически берет на себя обязательства по обеспечению безопасной эксплуатации этого воздушного судна. Согласно статье 19 Чикагской конвенции регистрация осуществляется государствами в точном соответствии с законами этого государства. В развитие этих законов должны быть разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие все аспекты государственной регистрации, включающие принятые в государстве процедуры регистрации, порядок отражения в Государственном реестре всей информации, вносимой в свидетельство, и т.д.

В Российской Федерации порядок государственной регистрации определен Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов в Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85. Эти Правила определяют порядок государственной регистрации и выдачи свидетельств о регистрации ГВС, предназначенных для выполнения полетов, ведения Государственного реестр гражданских воздушных судов РФ и внесения в него изменений, выдачи Свидетельств об исключении ГВС из Государственного реестра, присвоения государственных и регистрационных опознавательных знаков и нанесения их на гражданские воздушные суда, нанесение товарных знаков на ГВС.

Ведение Государственного реестра осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта.

В разделе "Порядок проведения государственной регистрации" определены минимальные требования к заявителю и к органам регистрации. Так, например, государственная регистрация гражданского воздушного судна проводится органом регистрации в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления документов от заявителя. В свою очередь, заявитель должен представить следующие документы:

Заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике;

Документ, подтверждающий уплату госпошлины за государственную регистрацию ГВС;

Документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно, и при необходимости другие документы.

В главах "Порядок внесения изменений в Государственный реестр гражданских воздушных судов..." и "Порядок исключения данных о ГВС из Государственного реестра..." также определены минимальные требования к заявителю в части представления необходимых документов и к органу регистрации в части осуществления необходимых действий.

В случае включения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр органом регистрации присваивается ему государственный и регистрационный опознавательный знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно.

Опознавательные знаки гражданского воздушного судна состоят из государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита RA, регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита. Кроме государственного и регистрационного опознавательных знаков на гражданское воздушное судно наносится изображение государственного флага Российской Федерации. Это изображение наносится на киль или фюзеляж параллельно строительной горизонтали.

В установленном законодательством РФ порядке после соответствующей регистрации могут наноситься изображения флага субъекта Российской Федерации, а также товарные знаки, символы, надписи, эмблемы и др., располагаемые ниже изображения государственного флага.

Специальное изображение наносится на гражданские воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы.

7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания

летной годности

Важной и обязательной составляющей системы обеспечения безопасности полетов является поддержание летной годности воздушных судов. Под летной годностью понимается такое состояние двигателей, оборудования и самого воздушного судна, которое соответствует требованиям действующих норм летной годности гражданских воздушных судов и, как полагает законодатель, обеспечит безопасное выполнение полетов.

Такое соответствие реализуется на основе воздушного законодательства (правовое обеспечение) и на основе целой системы государственных органов на всех этапах, начиная от проектирования воздушного судна до эксплуатационных полетов (организационное). Правовой основой для такой деятельности являются нормативные правовые акты и прежде всего Нормы летной годности, которые содержат минимальные государственные требования к гражданским воздушным судам, двигателям и оборудованию.

Перечень минимально необходимых требований к воздушным судам представлен приложением 8 к Чикагской конвенции "Летная годность воздушных судов". Эти Стандарты включают лишь общие требования, которые подлежат детализации в национальных актах, регламентирующих требования летной годности. В процессе разработки национальной правовой базы государство регистрации должно учитывать, что оно берет на себя обязанности по обеспечению соответствия каждого воздушного судна, внесенного в Реестр, требованиям норм летной годности и принимает на себя в конечном итоге обязательства в области поддержания летной годности в течение всего срока службы воздушного судна.

Первые нормы летной годности гражданских самолетов СССР начали действовать с 1967 года. Совершенствование авиационной техники, накопление опыта по летно-технической эксплуатации, повышение требований к уровню безопасности полетов вызвало необходимость в последующем принятия более совершенных документов: Нормы летной годности самолетов (НЛГС) I (1972 г.), НЛГС II (1974 г.), НЛГС III (1984 г.), Единые нормы летной годности самолетов (ЕНЛГС) - 1985 год.

В Российской Федерации действующим законодательством (Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 367 и от 27.03.1998 N 360) полномочия на формирование национальной нормативной правовой базы, регулирующей требования к летной годности и охране окружающей среды, применительно к деятельности авиации переданы Межгосударственному авиационному комитету.

Эти требования детально изложены в соответствующих Авиационных правилах.

Достаточно важной с точки зрения обеспечения безопасности полетов является регламентация процедуры допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов.

Воздушным кодексом (статья 36) устанавливается, что гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа. Это положение целиком соответствует Чикагской конвенции 1944 г. и сложившейся практике, которая предусматривает в качестве обязательного условия допуска конкретного воздушного судна к полетам прохождения процедуры удостоверения летной годности ВС, которая завершается выдачей сертификата летной годности (certificate of airworthiness).

Таким образом, сертификат летной годности удостоверяет соответствие конкретного экземпляра воздушного судна так называемой типовой конструкции, утвержденной для судов данного типа.

Пункт 2 статьи 36 ВК РФ устанавливает, что порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов определяется Федеральными авиационными правилами.

В Российской Федерации в настоящий момент порядок выдачи сертификата летной годности определяется Федеральными авиационными правилами "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденными Приказом Министра транспорта от 16 мая 2003 г. N 132. Этими Правилами без всяких изъятий устанавливается, что экземпляр ГВС допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности.

Под сертификатом летной годности понимается документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям. Указанной процедуре подвергаются только те экземпляры воздушных судов, которые имеют сертификат типа и подлежащие регистрации или зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Инициатива получения сертификата исходит от заявителя (физического или юридического лица), который подает заявку на сертификацию экземпляра в уполномоченный орган в области ГА или его территориальный орган. Ответственность за достоверность предоставленных в заявке сведений лежит на заявителе. Сроки подачи заявки предварительно согласовываются с соответствующим органом, однако она должна быть подана не позднее 35 календарных дней до даты начала эксплуатации (окончания сертификата летной годности) экземпляра воздушного судна. Ответ заявителю о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе должен быть дан в течение двух недель.

Экземпляр воздушного судна и его документация, а также все материалы заявителя должны быть подготовлены для проведения работ по оценке соответствия летной годности. На основании разработанной программы привлекаемые к сертификации организации проводят необходимые исследования и оформляют заключение по оценке соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.

Решение о выдаче заявителю сертификата летной годности принимает уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальный орган. В случае отказа заявителю выдается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения.

Сертификат летной годности выдается на период действующих сроков служб экземпляра, но не более чем на два года.

Держатель сертификата летной годности обязан своевременно выполнять процедуры регистрации экземпляра, обеспечивать поддержание летной годности экземпляра путем:

Технического обслуживания и ремонта воздушного судна;

Точного и своевременного выполнения нормативных правовых актов, определяющих поддержание летной годности.

Кроме того, держатель сертификата обязан обеспечивать условия для проведения планового инспекционного контроля летной годности экземпляра ВС не чаще одного раза в год. Инспекционный контроль проводится органами, выдавшими сертификат летной годности по определенной программе, утвержденной в установленном порядке. Внеплановый инспекционный контроль летной годности может быть проведен при наличии информации о нарушениях действующих Правил.

Новая редакция ФАП от 03.07.2008 N 132, утвержденная Приказом Минтранса РФ N 96, установила общетехнические требования к летной годности экземпляра воздушного судна.

К наиболее значимым требованиям к экземпляру ГВС и его документации можно отнести следующие:

Соответствие судовых документов требованиям воздушного законодательства Российской Федерации;

Действующая эксплуатационная документация должна содержать все изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке;

Экземпляр воздушного судна должен иметь остаток ресурса и срока службы не менее срока действия выданного сертификата летной годности, а каждый компонент с ограниченным ресурсом (и/или сроком службы) должен иметь остаток ресурса (и/или срока службы);

На экземпляре воздушного судна и всех компонентах в соответствии с эксплуатационной документацией должен быть выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта и устранены все неисправности и их последствия;

На экземпляре воздушного судна и всех компонентах должны быть выполнены все работы, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами;

На экземпляре воздушного судна и в каждом его компоненте не должны быть изменения конструкции, не предусмотренные действующей эксплуатационной документацией, и т.д.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные критерии, используемые при классификации воздушных судов.

2. Определите правовые последствия занесения гражданского воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов.

3. Основные источники международного и национального законодательства, определяющие порядок регистрации гражданских воздушных судов.

4. Охарактеризуйте порядок (процедуру) проведения государственной регистрации гражданских воздушных судов.

5. Дайте определение летной годности гражданских воздушных судов и правовой основы обеспечения деятельности по поддержанию летной годности.

6. Какой международный источник права устанавливает перечень минимально необходимых требований к воздушным судам?

7. Какова юридическая значимость сертификата типа и сертификата летной годности (конкретного экземпляра) воздушного судна?

8. Правовое сопровождение процедуры выдачи сертификата летной годности.

9. Перечислите основные обязанности держателя сертификата летной годности. Какова юридическая ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств?

Литература

1. Приложения 7, 8 к Чикагской конвенции.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в действующей редакции.

3. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов в Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85, в действующей редакции.

4. Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Минтранса от 16.05.2003 N 132, в действующей редакции.

5. Авиационные правила. Часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории, введенные Приказом от 05.07.1994 N 48.

6. Громов М.С., Полторанц Г.Я., Шапкин В.С. Поддержание летной годности - основа безопасной эксплуатации воздушных судов. М.: ГосНИИ ГА, 2002.

7. Зубков Б.В., Сакач Р.В., Костиков В.А. Безопасность полетов и авиационная безопасность. Обеспечение и поддержание ДГ ВС: Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2007. Ч. II.

8. Кирпичев И.Г., Шапкин В.С. Вопросы государственного контроля и регулирования процессов сервисного сопровождения эксплуатации авиационной техники в задачах поддержания летной годности. М.: ГосНИИ ГА, 2005.

9. Рухлинский В.М. Система новых авиационных правил государственного регулирования эксплуатации воздушных судов в соответствии со стандартами ИКАО и мировой практикой // Транспортное право. 2008. N 3.

10. Рау А.Э. К вопросу об установлении юридически значимых оснований классификации летательных аппаратов в качестве гражданских воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. N 144.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав