03.03.2020

Виды субъектов международного права основные производные. Субъекты международного права: понятие и виды. Международный договор и международный обычай как источники международного права. Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в между


4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 4. Субъекты международного права. Их правосубъектность В эпоху пересмотра старых подходов в международных отношениях, в период выработки научных оценок, соответствующих реалиям современности, необходимо останавливаться и на вопросах, в доктринальном плане вроде

автора Глебов Игорь Николаевич

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

Из книги Международное право автора Вирко Н А

1. Понятие международного права, его особенности Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

1. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти Под формами управленческой деятельности обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги автора

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Из книги автора

16. Понятие и виды субъектов коммерческого права Субъектами коммерческого права являются главным образом предприниматели, занимающиеся продвижением товарной массы от производителей к потребителям. К предпринимателям относятся как индивидуальные предприниматели, так

Из книги автора

Понятие и виды субъектов гражданского права Субъекты гражданского права – участники гражданских правоотношений, обладающие правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь гражданские права и нести

Из книги автора

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных тесно с ними связанных отношений, входящих в предмет данной отрасли, которые в соответствии с требованиями законодательства способны совершать действия, порождающие

Понятие субъекта крайне важно в любой отрасли права, так как оно закрепляет и ограничивает круг участников определенных общественных отношений.

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Международные общественные отношения вышли далеко за рамки системы общественных отношений, складывающихся внутри того или иного государства и регулируемых национальным (внутригосударственным) правом. В связи с этим, участие в международных общественных отношениях является одной из характерных особенностей субъектов международного права.

Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.

Для понятия “субъект международного права” характерны еще ряд признаков, а именно:

1)это лица (в собирательном смысле), участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых можно отнести известная внешняя обособленность; персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица; способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; участвовать в принятии норм международного права;

2) это лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права, что является основой деятельности актов, как субъектов международного права.

Международное право выделяет несколько категорий субъектов: государства, нации, борющиеся за государственную независимость и Международные (межгосударственные) организации. Субъекты международного права должны иметь юридическую способность самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом отношениях, осуществлять свои права и обязанности, установленные международным правом (заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства в других странах, участвовать в работе международных конференций), непосредственно вступать во взаимодействие с другими субъектами международного права, защищать свою правоспособность. Иными словами, они должны обладать всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособностью).

Кроме уже перечисленных основных субъектов, существуют и иные субъекты международного права. К ним, в частности, относятся парагосударственные образования (пара - подобный), к таким образованиям относят Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с папой римским, "государство - город" в пределах итальянской столицы - Рима. Площадь Ватикана всего 44 га и население около 1 тыс. человек, из которых ватиканское гражданство 400 человек. Тем не менее, Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира (в том числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых других международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Ватикан является участником большого числа многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Он - член Всемирного почтового союза, МАГАТЭ, ряда других международных организаций. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года.



В связи с тем, что уделяется все большее внимание естественным правам человека, его законным интересам, увеличивается роль индивида в международных правоотношениях. Человек получил возможность выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод.

Жалобы индивида являются предметом рассмотрения в международных организациях: ООН, Европейского союза, индивид получил право жаловаться даже на собственное государство, как нарушителя прав человека.

Индивиды стали субъектами международной уголовной ответственности за совершенные ими международные преступления, однако за другие международные правонарушения физических лиц международно-правовую ответственность несет государство, под чьей юрисдикцией лицо находилось.

Некоторыми элементами правосубъектности обладают также неправительственные организации. Они получили возможность участвовать в международных отношениях.

Однако решения, принимаемые такими организациями, не являются обязательными, а носят, как правило, рекомендательный характер.

Таким образом, признание этой категории субъектов в качестве участников отдельных международно-правовых отношений не означает из уравнивание с основными субъектами международного права, так как не обладают всем комплексом прав и обязанностей, свойственных основным субъектам. Они в частности не могут вступать в отношения с другими государствами, участвовать в создании норм международного права, быть членами международных организаций, что является неотъемлемым правом основных субъектов.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособностью обладают субъекты:

а) Государства - с момента образования;

б) Нации - с момента признания;

в) Международные организации - с момента вступления учредительных документов в силу.

Дееспособность - означает осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность - означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей и это свойство называется правосубъектностью.

С понятием субъекта международного права непосредственно связано родственное ему понятие правосубъектности.

Понятие правосубъектности призвано отразить соединение в юридическом статусе лица право и дееспособности. Поскольку международному праву не известна категория недееспособных государств, понятие международной правосубъектности характеризует органическое слияние в статусе субъекта международного права и дееспособности.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой (занимаются только уставными проблемами) и специальной правосубъектностью (физические лица) .

Международная правосубъектность - способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обязанностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права, т.е. международная правосубъектность воплощается в совокупности международных прав и обязанностей. Однако права и обязанности, т.е. права и обязанности, которые характеризуют международный статус их носителя как субъекта, образуют основу и предпосылку его международно-правовых отношений.

К числу основных общесубъектных прав относятся: 1) право вступать в равноправные отношения с другими субъектами; 2) право защищать свой статус.

К числу основных общесубъектных обязанностей относятся: 1) обязанность добросовестно исполнять императивные международно-правовые нормы (принципы); 2) обязанность уважать самостоятельный статус других субъектов международного права.

Основные права, свойственные определенной разновидности субъектов международного права, представляют собой конкретизацию общесубъектных прав с учетом специфики международного статуса соответствующей категории субъектов.

В особую группу можно выделить производные, индивидуальные права и обязанности субъектов, представляющие собой конкретные волеизъявления, деятельности самих субъектов.

В конечном счете статус субъекта международного права складывается как бы из трех "слоев" –

1) из основных прав, присущих всем вообще субъектам международного права;

2) из основных прав, свойственных определенной разновидности (категории) субъектов,

3) из производственных, индивидуальных прав, принадлежащих данному субъекту и приобретенных им в соответствии с международными отношениями.

Субъекты международного права юридически равны прежде всего в том смысле, что занимают относительно друг друга независимое положение и самостоятельно осуществляют международные права и обязанности.

Однако принцип равноправия субъектов не означает тождества их правового статуса.

Все субъекты международного права делятся на две категории:

1. Суверенные (первичные) субъекты международного права:

а) государства;

б) борющиеся за свою независимость нации.

Их появление - объективная реальность, результат естественно-исторического процесса.

Им присуще такое политико-юридическое свойство как суверенитет (государственный или национальный). Благодаря этому, их правосубъектность имеет абсолютный, безусловный характер, не зависит от чьей-либо посторонней воли, не предопределяется каким-либо международным установлением или призванием, возникнув, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая правила взаимного общения.

2. Несуверенные (вторичные, производные):

а) межгосударственные организации и международные органы;

б) государственно-подобные образования.

Они порождены как субъекты международного права волеизъявлением государств, межгосударственными соглашениями, международным признанием, вследствие чего обладает обусловленной (установленной и признанной государствами) правосубъектностью. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени и реально наделяется тот, кто действительно может участвовать в межгосударственных отношениях.

Вывод: Юридическая способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных международно-правовыми нормами - таково свойство субъекта международного права, представляющее собой главный элемент в определении его понятия.

Субъекты МП - это участники м/н отношений, имеющие м/н права и обязанности и несущие ответственность по своим обязательствам

Субъекты МП выступают не только носителями прав и обязанностей, но и принимают участие в становлении и поддержании м/н правопорядка, в создании и осуществлении международно-правовых норм.

Субъекты МП, в зависимости от своей правовой природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

Первичные субъекты МП - это гос-ва, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в м/н отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты МП - это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся носителями м/н прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты МП делают возможным создание м/н правопорядка и существование самого МП. 1. Гос-ва. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов). 2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.

К категории производных (вторичных) субъектов МП относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов МП, прежде всего, государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами МП.

К производным (вторичным) субъектам относятся. 1. М/н организации. Существует два вида: межправительственные организации, создаваемые самими гос-вами на основании договоров в соответствии с международным правом. Все организации действуют на основе уставов (например, Устава ООН), которые наделяют их правом участвовать в м/н отношениях от собственного имени в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из них. Межд межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.). Межд неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) – основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами. Только м/н межправительственные организации относятся к субъектам МП. Неправительственные м/н организации этим качеством не обладают.

2. Другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности – государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными гос-вами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия гос-ва со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов межд-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты) К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

Все субъекты МП действуют в м/н отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами - уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов МП. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.

Признаки субъектов МП состоят в следующем:

А) каждый субъект независим в пределах собственных границ и не имеет права вмешиваться в дела другого субъекта;

Б) субъекты обладают м/н правосубъектностью (имеют право осуществлять все действия, вытекающие из их суверенитета на м/н арене, например, имеют право заключать м/н договоры, быть членами м/н организаций, иметь дипломатические и консульские представительства и др.);

В) создают нормы МП,

Г) все они несут международную ответственность.

М/н правосубъектность

С понятием субъекта МП связана характеристика м/н правосубъектности - обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «м/н правосубъектность» присущ не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между гос-вами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств».

Правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые м/н правосубъектностью и служащие предпосылкой м/н правоотношений. В начале нашего столетия известный российский ученый-международник Ф. Ф. Мартене применительно к гос-вам (а иных субъектов МП тогда не было) высказал следующее суждение: «Основные права государств неразрывно связаны с международными свойствами последних и, следовательно, со всем положением государств в качестве м/н личностей... Без этих прав гос-ва не в состоянии достигнуть разумной цели м/н жизни; без них они не члены м/н общения».

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов.

К первой группе относятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения м/н принципов и норм.

Ко второй группе применительно к гос-вам относятся: право участвовать в создании международно-правовых норм, прежде всего, путем заключения м/н договоров; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими гос-вами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами; право быть членом универсальных и региональных м/н организаций и иметь при них свои представительства; право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и коллективную самооборону.

Основные обязанности гос-ва опр-ся содержанием основных принципов МП и включают сотрудничество с другими гос-вами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения и т. д.

Относящиеся к этой группе субъектно-видовые права и обязанности м/н организаций определяются их уставами или иного рода учредительными актами соответственно функциям каждой из них. Другие, не основные, права и обязанности субъектов МП представляют собой конкретные результаты волеизъявления, деятельности самих субъектов. Реализуя свое право заключения м/н договоров, гос-ва, м/н организации и некоторые другие субъекты устанавливают для себя и для находящихся под их юрисдикцией субъектов индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

Каждое гос-во, участвуя в том или ином международном договоре, прежде всего, принимает на себя определенные обязательства и согласовывает с другими гос-ми свои правомочия, вытекающие из данного договора. Вместе с тем оно фиксирует в договоре права и обязанности, адресованные своим компетентным органам, должностным лицам, своим гражданам и иным находящимся под его юрисдикцией лицам.

М/н правосубъектность государств. Государственный суверенитет.

М/н правосубъектность гос-ва универсальна. Это означает полномасштабное участие гос-ва в создании и поддержании м/н правопорядка, в выработке норм МП, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Вместе с тем каждое гос-во, как говорится в Декларации ООН о принципах МП 1970 года, обязано уважать правосубъектность других государств.

С точки зрения современного МП гос-во может быть определено как образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями.

Верховенство гос-ва в пределах своей территории, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях с другими гос-вами в своей совокупности составляют государственный суверенитет.

Государственный суверенитет, будучи по своей юридической природе международно-правовой категорией, представляет собой основу, которая обусловливает общий международно-правовой статус гос-ва, его права и обязанности. Обладание суверенитетом делает гос-ва юридически равными между собой, обеспечивает им в рамках мирового сообщества независимость и самостоятельность.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН. В частности, п. 1 ст. 2 Устава гласит, что Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Постоянно нейтральные гос-ва.

Постоянно нейтральным считается гос-во, которое добровольно приняло на себя в соответствии с международным договором или в одностороннем порядке обязательство соблюдать постоянный нейтралитет, то есть не вступать в военные союзы и не допускать на своей территории военного присутствия иностранных государств в мирное и военное время.

Режим постоянного нейтралитета предполагает, что гос-во, взявшее на себя соответствующее обяво, будет проводить политику, исключающую ее вовлечение в войну, и оставаться нейтральным в случае вооруженного конфликта между другими странами. Состояние постоянного нейтралитета, как правило, гарантируется либо формально признается другими гос-ми.

Постоянный нейтралитет не влечет за собой утраты нейтральным гос-вом суверенитета и м/н правосубъектности, за исключением ограничений военного характера. Постоянно нейтральное гос-во может в целях собственной обороны располагать соответствующими вооруженными силами.

В настоящее время постоянно нейтральными гос-вами являются Швейцария (согласно Парижскому акту о признании и гарантиях постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 (20) ноября 1815 г.), Австрия (в соответствии с Федеральным конституционным законом о нейтралитете Австрии от 26 октября 1955 г.), Мальта (Декларация правительства Республики Мальта от 14 мая 1981 г.), Туркменистан (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1995 г. и Конституционный закон Туркменистана от 12 декабря 1995 г.), Ватикан (Латеранский договор с Италией от 11 февраля 1929 г.), Республика Сан-Марино (Договор с Италией от 31 марта 1939 г.), Камбоджа (Соглашение, подписанное на Парижской конференции по Камбодже 23 октября 1991 г.).

Политике нейтралитета, в том числе во время войны, традиционно следует Швеция, однако такое положение формально не зафиксировано ни во внутренних конституционных актах, ни в м/н документах.

Основные (фундаментальные) права и обязанности государств.

Среди м/н прав и обязанностей, которыми руководствуются в общении между собой все субъекты МП, по традиции в отдельную категорию выделяются основные (фундаментальные) права и обязанности государств. Они могут быть определены как права и обязанности, которые принадлежат гос-вам непосредственно в силу их первичной м/н правосубъектности и которые поэтому являются предпосылкой существования м/н правопорядка в целом.

Конкретное содержание категории основных прав и обязанностей достаточно условно, и все попытки, в том числе в рамках ООН, составить их согласованный перечень до сих пор успеха не имели. Вместе с тем несомненна объективная правовая взаимозависимость основных прав и обязанностей государств с руководящими принципами современного МП, которые находят свое формально-нормативное выражение в категории основных прав и обязанностей.

С учетом этого к числу непременных, основополагающих прав гос-ва могут быть, в частности, отнесены: суверенное равенство гос-в, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на индивидуальную или коллективную самооборону.

Из основных прав государств вытекают их обязанности в отношении других членов м/н сообщества и сообщества в целом: уважение суверенитета других государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание м/н безопасности, развитие м/н экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды.

М/н правосубъектность наций и народов.

Приобретение статуса субъекта МП может стать следствием самоопределения нации или народа; однако м/н правосубъектность сама по себе не вытекает автоматически из реализации их права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН (ст. 1, п. 2; ст. 55, 73, 76).

Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых не встает проблема признания м/н правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Современная м/н практика свидетельствует о том, что народы, опираясь на принцип самоопределения, вправе претендовать на признание их субъектами МП только при опред-ных усл-ях и на достаточно продвинутом этапе практической реализации права на самоопределение.

М/н правосубъектность самоуправляемых политико-территориальных образований.

В м/н отношениях могут участвовать особые политико-территориальные образования (иногда их называют гос-воподобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, м/н правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

Именно к этой категории исторически относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное гос-во Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954 гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году Четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании и Франции. Режим, близкий к статусу «вольного города», существовал в Танжере (1923-1940 и 1945-1956 гг.), в Сааре (1919-1935 и 1945-1955 гг.), а также был предусмотрен на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1947 г. для Иерусалима.

Общим для политико-территориальных образований такого рода явл-ся то, что практически во всех случаях они создавались на основе м/н соглашений, как правило, мирных договоров.

Такие соглашения наделяли их определенной м/н правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

М/н режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейтрализацию. Гарантами соблюдения их м/н режима становились либо м/н организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.

Характер м/н правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена

В настоящее время стало общепризнанным, что Ватикан (Святой престол) является субъектом МП. Его правосубъектность выводится из м/н роли Ватикана как независимого руководящего центра католической церкви, организованной в мировом масштабе и активно участвующей в мировой политике.

Особое образование - Гос-во-город Ватикан, созданное в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым престолом от 11 февраля 1929 г. и наделенное некоторыми чертами государственности, является чисто формальным выражением самостоятельности и независимости Ватикана (Святого престола) в мировых делах.

Именно с Ватиканом (Святым престолом), а не с Гос-вом-городом Ватикан поддерживают дипломатические и официальные отношения 165 стран мира, включая Российскую Федерацию (с 1990 г.) и практически все страны СНГ. Ватикан участвует во многих двусторонних и многосторонних м/н соглашениях. Имеет статус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан заключает особые м/н договоры - конкордаты, которые регулируют взаимоотношения католической церкви с государственными властями. Он имеет во многих странах послов, именуемых нунциями.

Более сложен вопрос о правосубъектности Мальтийского ордена (официальное название - Суверенный военный орден госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты).

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и м/н правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает официальные и дипломатические отношения с 81 гос-вом, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих официальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена - Великий магистр обладает иммунитетами и привилегиями, присущими главе гос-ва.

Сохранение за Мальтийским орденом элементов м/н правосубъектности можно рассматривать как своеобразный отголосок многовекового непрерывного существования Ордена в качестве суверенного и независимого государственного образования, а также как признание современной роли Ордена в деле м/н благотворительности.

Международные организации

Основой правосубъектности МПО является соответствующий учредительный документ, который наделяет ее правом участвовать в м/н отношениях и принимать решения от имени организации в целом, а не от имени государств-членов, а также заключать м/н договоры с гос-вами и другими межправительственными организациями.

Правосубъектность МПО носит, в отличие от государств, функциональный характер, поскольку она ограничена целями и задачами, определенными учредительным документом.

Вопрос о м/н правосубъектности индивидов

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулированию правоотношений между правительствами государств и их физическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспечения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе МП. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в м/н отношениях, а также в создании норм МП. Соответственно, следует считать, что физические и юридические лица субъектами МП не являются.

Транснациональные корпорации

Вопрос о правосубъектности ТНК методологически схож с проблемой м/н правосубъектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень м/н разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление финансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиалами и предприятиями, расположенными в различных гос-вах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с отдельными странами, так и с международными финансово-экономическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании м/н взаимоотношений производственного, научно-технического, валютно-финансового характера, а также в области энергетики, связи, транспорта, новых технологий.

Все это дает основание говорить об образовании своего рода транснационального права как ветви м/н эк-го права, в рамках которого ТНК могли бы стать носителями не только определенных прав, но и обязанностей. Однако сейчас рассматривать ТНК в качестве субъекта МП было бы преждевременным.

Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

Источники международного права - это формы выражения норм права, которые имеют юридически обязательный характер

Статут Международного Суда ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) (ст. 38) содержит перечень источников международного права. К ним относятся:

1) международный договор (конвенция, как общая, так и специальная), имеющий целью устанавливать правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай;

3) общие принципы права;

4) с оговоркой, указанной в ст. 59 (решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу), судебные решения и доктрины

В международной литературе источники принято делить на основные и вспомогательные: к основным относятся международные конвенции (договоры) и обычаи, к вспомогательным - принципы права, документы международных организций, судебные решения и доктрины.

Международный договор по своей сути - это соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей

Международный договор занимает главенствующее положение среди других источников международного права. Как правило, международный договор юридически обязателен только для его участников.

Наименование договора (соглашение, конвенция, пакт и т. д.) выбирают его участники. Международный обычай - сложившееся на практике и широко применяемое между субъектами международного права правило поведения, не закрепленное в международном договоре и которое признано в качестве правовой нормы

Различие между международным договором и обычаем заключается в том, что международный договор оформляется в письменном виде и является официальном документом, что не свойственно обычаю

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями Примерами могут служить такие принципы, «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет» (nemo plus juris transfere potest quam ipse habet), «специальный закон отменяет общий закон» (lex speciahs derogate generalis) и т. д.

Важное значение этих принципов заключается в том, что они способствуют правильному толкованию и применению международно-правовых норм.

Судебные решения приравниваются к нормам права, как правило, в западной юриспруденции. Судебные решения - одно из распространенных средств, позволяющих выявить существование обычных норм международного права, независимо от того, приняты ли они международными или внутригосударственными судебными органами.

Доктрина - это вспомогательное средство для определения норм. Она оказывает большое влияние на развитие международного права, поскольку при подготовке актов иногда учитываются и используются мнения специалистов по различным вопросам международного права. Иногда доктрина может стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) международного законодательства.

Дипломатическая практика государств, деятельность проводимых государствами международных конференций, функционирование международных межправительственных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов международных конференций и совещаний и актов международных организаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо, в принципе, документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а именно те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений государств, самих международных организаций, а также других субъектов.

Естественно, такие акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т. е. в них государства должны выражать свои согласованные решения относительно как содержания, так и юридического значения фиксируемых положений именно как правовых норм. Они должны также соответствовать признанным условиям их действительности: во-первых, они не могут противоречить основным принципам международного права, императивным нормам jus cogens; во-вторых, они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.

Таким образом, применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатировать существование следующих разновидностей источников международного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международных организаций и международных органов.

В систему международно-правового регулирования наряду с источниками, т. е. нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от самих государств и международных организаций, а также от международных и национальных судебных учреждений, иных организаций и органов, в том числе на уровне отдельных государств.

Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Во-первых, определенные законы, соответствующие закономерностям межгосударственного общения, оказывают позитивное влияние на создание новых норм международного права. Во-вторых, наличие в нескольких или многих государствах родственных по содержанию законов в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может свидетельствовать о становлении международного обычая, признаваемого государствами. В-третьих, в процессе взаимного общения государства должны уважать законы друг друга, затрагивающие вопросы такого общения и не противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права, соизмерять свои действия с этими законами. В-четвертых, надлежащая реализация многих международно-правовых норм обусловлена согласованными и взаимодействующими с ними национальными законами.

Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах)

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Международный обычай

Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай - «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, - это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.

Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.

Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств, типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника - и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к «своей» группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что «нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».

При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай - это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются

Субъект МП - это носитель международных прав и обязанностей , возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения. По существу, все указанные характеристики субъекта международного права подчеркивают различные стороны одного и того же явления - международной правосубъектности , которая означает одновременно и подчиняемость непосредственному воздействию международного права, и обладание международными правами и обязанностями, и способность участвовать в международных правоотношениях. Международная правосубъектность не зависит от количества прав и обязанностей, возникающих у лица, то есть от объема его международной правоспособности.

Первичные и производные субъекты международного права . Это прежде всего государства и, в некоторых случаях, народы и нации . Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государство-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Реально производной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях. Вопрос о международной правосубъектности индивидов. В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права . Транснациональные корпорации. В западной доктрине высказывается мнение о том, что определенные компании, прежде всего транснациональные корпорации (ТНК), в современных условиях приобретают международную правосубъектность. Их экономическая мощь и влияние на мировую политику в ряде случаев превращают их в более весомую силу на международной арене, чем некоторые государства. Если допустить, что индивиды могут становиться субъектами международного права, то тогда логичным будет вывод о возможности приобретения международной правосубъектности и ТНК. Если же исходить из того, что субъектом международного права может быть только то образование, которое способно участвовать в межгосударственных отношениях, то придется признать, что никакая компания не обладает качествами, присущими государству, и не способна участвовать в таких отношениях. Договоры, заключаемые между государствами и компаниями, являются не межгосударственными соглашениями, а гражданскими сделками и относятся к сфере гражданского (международного частного) права.

Понятие и виды субъектов международного права. Правоспособность и дееспособность субъектов международного права. Правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость. Субъект международного права – это носитель определенных международных прав и обязанностей, разработанных, принятых и признаваемых в качестве обязательных правил поведения. Виды субъектов международного права: первичные (государства, нации и народности, борющиеся за свое национальное освобождение); вторичные (международные межправительственные организации, специфические государство-подобные образования). Основным признаком субъекта международного права является его международная правосубъектность (правоспособность и дееспособность), которая означает : (а) право выступать на международной арене от своего имени; (б) право вступать в отношения с субъектами международного права; (в) право участвовать в создании норм международного права.

В теории международного права сложились два неоднозначных подхода к определению понятия субъекта международного права.

Согласно первому подходу основное свойство субъекта международного права - способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей. Имманентно присущими субъекту признаками являются участие в создании международно-правовых норм, главным образом в форме межгосударственных договоров, и неподчинение чьей бы то ни было юрисдикции.

Таким статусом обладают прежде всего суверенные государства и межгосударственные организации. Именно они способны выступать в качестве основных субъектов международного права. В историческом плане известны также государствоподобные образования и нации (колониальные народы), создававшие в процессе освободительной борьбы свои политические организации.

Второй подход ориентирован на совмещение общетеоретического понимания правосубъектности и ее специфически международных качеств.

Современная ситуация характеризуется существенными переменами в структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно-правового регулирования (подробнее об этом см. § 2 гл. 2 настоящего учебника), побуждает к совершенствованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.

При таком подходе понятие субъекта идентифицируется с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Это неизбежно ведет к признанию новых участников таких отношений - юридических и физических лиц, международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - частей отдельных, прежде всего федеративных, государств.

В Венской конвенции о праве международных договоров сказано, что она применяется к договорам между государствами (ст. 1) и не применяется к международным соглашениям, заключенным между государствами и другими субъектами международного права или между такими субъектами (ст. 3). Конвенция имеет в виду участников правоотношений, которые обладают договорной правоспособностью. Однако важно отметить констатацию множественности субъектов международного права без их точного обозначения и отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам.

В последние годы в литературе получили распространение концептуальные положения в пользу современной трактовки категорий (видов) и понятия субъектов международного права. Они отражают реальные тенденции международного и внутригосударственного нормотворчества, правосознания, правоприменительной, в том числе судебной, деятельности.

Достаточно сложным было внедрение - именно как проявление меняющейся действительности - суждений в пользу международной правосубъектности индивидов. Нельзя не отметить, что и сегодня бытуют возражения против признания физических лиц субъектами международного права, поскольку они не могут участвовать в межгосударственных отношениях и в создании международно-правовых норм.

В юридической литературе принято деление субъектов международного права на две категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер. Специальное положение в ряду основных субъектов международного права занимали нации и народы, которые боролись против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преимущественно ММПО. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они порождены волеизъявлением государств, зафиксированным в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), во-вторых, содержание и объем их правового статуса определены в соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Имеется достаточно оснований для разграничения субъектов на две группы: 1) субъекты правосоздающие и правоприменяющие (поскольку тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм); 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. К первой группе относятся государства, ММ ПО, в меньшей мере - государствоподобные образования; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг субъектов, реализующих нормы международного права, значительно шире круга субъектов, создающих их: в него входят и те, кому адресованы нормы. После разработки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и обеспечению его выполнения (наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора) подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом договорной регламентации.

С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности - обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «международная правосубъектность» свойствен не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права: «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение п. 1 ст. 4 Римского статута МУС «Суд обладает международной правосубъектностью».

Нередко при регламентации международного статуса субъекта применяется термин правоспособность, в содержание которого вкладывается комплексный смысл, подразумевающий способность к самостоятельному осуществлению прав. Таковы, например, ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров («Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры»), ст. 104 Устава ООН (Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций правоспособностью), а также нормы учредительных актов ряда других международных организаций.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - совокупность его прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности , непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: общесубъектные, присущие всем категориям субъектов, и видовые, свойственные определенной категории.

К первой группе относятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации своих правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм.

Относящиеся ко второй группе видовые права и обязанности, например права и обязанности международных организаций, определяются их уставами или иного рода учредительными актами соответственно функциям каждой из них.

Неосновные права и обязанности субъектов международного права представляют собой конкретные результаты их волеизъявления и деятельности. Реализуя свое право заключения международных договоров, государства, международные организации устанавливают для себя индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

Перенося проблему международной правосубъектности в сферу отраслей международного права, можно констатировать зависимость трактовки статуса и функций субъекта от отраслевых особенностей. Так, в праве международных организаций и в рамках учредительных актов самих ММ ПО бесспорная правосубъектность государств совмещается с самостоятельным статусом международных должностных лиц вплоть до Генерального секретаря ООН и высших руководителей иных организаций.

В МГП специальными полномочиями, имеющими юридически значимое содержание, обладает МККК (неправительственная организация) согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977 г. По Соглашению между Правительством РФ и МККК 1992 г. его статус на территории РФ аналогичен статусу межправительственных организаций.

  • Редким исключением является резолюция ГА ООН от 29 ноября 1947 г. об образовании государств Израиль и Палестина.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав