ОТЧЕТ
по педагогической практике
студентки филологического факультета
спец. «Русский язык и литература»
МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Я, .., в период в период с 18 октября по 25 декабря 2010 г. находилась на педагогической практике в МОУ № 26 в 10 «а» классе. Это школа с гуманитарным уклоном, поэтому преподаванию филологических дисциплин здесь уделяется наиболее пристальное внимание.
Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературы, а также двух внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.
Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков русского языка и литературы: так, на уроках русского языка теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературы изобилуют наглядностью и построены на проблемной основе. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.
План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 20 учебных занятий (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.
Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, тем более, что, как правило, тексты художественных произведений ребятами прочитаны не были. Поэтому часть материала всегда «пропадала», и мне приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление. В подготовке внеклассных мероприятий, когда весь акцент я поставила на самостоятельную работу учащихся, трудившихся в группах, было много неувязок и даже конфликтов, потому что школьники неоднократно проявляли инертность, недисциплинированность, вялость во внеклассной работе. Они оказались абсолютно неприученными к групповой, коллективной деятельности. Особой помощи со стороны учителей мне также оказано не было. Поэтому слаженности в работе коллектива мне так и не удалось добиться. В будущем следует больше внимания уделять мотивационному компоненту при организации любой деятельности учащихся.
Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.
В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало. С родителями учащимися, кроме оглашения результатов текущей успеваемости на собраниях, никакой работы я не проводила.
Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Я, …, проходила педагогическую практику в МОУ № 26 г. Саранска. В данном учебном заведении имеются два девятых класса, по 23-26 учеников в каждом. Обучение русскому языку проводится по традиционным программам авторов М. Т. Баранова, Т. Д. Ладыженской и др. и учебникам названных авторов, обучение литературе осуществляется по программе под редакцией В. Я. Коровиной (5-11-й классы). Для данной гимназии характерно углублённое изучение предметов гуманитарного цикла в определённых классах. С этой целью используются дополнительные учебные пособия.
Педагогическая практика проходила в период с 18 октября по 25 декабря 2010 года.
За время педагогической практики мной в общей сложности было проведено 20 уроков (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы). Во время прохождения практики были также проведены внеклассные мероприятия. Кроме того, я выполняла обязанности классного руководителя в 9 «а»: проводила запланированные классные часы, проверяла тетради по русскому языку и литературе, дневники и выставляла оценки.
Мои первые впечатления от учебного заведения, школьной администрации, учителей были только положительными. На протяжении всей практики и педагоги, и методисты оказывали мне значительную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Методисты из института тоже всегда были рядом и подсказывали, как лучше поступить в том или ином случае. Неоценимую помощь мне оказал учитель-словесник: она тщательно редактировала все конспекты уроков, вносила необходимые критические замечания, многое рассказала об особенностях вверенного мне класса. В распоряжение нашей группы практикантов были выданы необходимая документация и учебные пособия, просьбы по техническому оснащению уроков также не оставались без внимания.
Первые впечатления от класса также были позитивными: ребята показались мне веселыми, активными, инициативными, ответственными, дисциплинированными. Первые впечатления оказались не обманчивыми: ребята практически на каждом уроки хорошо отвечали, аккуратно выполняли мои задания, всегда предлагали что-то новое, что-то свое. «Трудных» учеников в этом классе не было. Контакт с классом был установлен почти сразу. Думаю, что это благодаря моему желанию подружиться с ребятами, стать для них помощником и другом.
Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение опыта преподавания русского языка и литературы ученикам среднего звена, привлечение внимания учащихся к урокам русского языка и литературы, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Поставленные цели помогли реализовать методы и приемы развивающего обучения, проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, использование схем и таблиц, привлечение сведений из научно-популярной литературы. Из творческих заданий я чаще всего использовала мини-сочинения, а также продумывание декораций к тому или иному фильму по художественному произведению. Учащиеся всегда хорошо откликаются на такие формы работы с ними.
Старалась следовать личностно-ориентированному обучению, использовать индивидуальный и дифференцированный подход: предлагала индивидуальные и вариативные задания, дополнительные задания для учащихся, проявивших интерес и быстро справлявшихся с работой.
Однако было много и трудностей. Что касается проведения уроков, мне сложно было предположить, сколько времени займет выполнение каждого упражнения, поэтому часто сценарий урока оказывался скомканным. Во внеклассную работу я хотела включить как можно больше учащихся, но некоторые из них оказались беспомощными в этом отношении: так, к классному часу, посвященному профориентированию, они подобрали слишком сложные тесты, отчего классный час затянулся и показался учащимся слишком утомительным. Однако задачи по сплочению коллектива были реализованы: все-таки большинство учащихся хотели помочь и помогали друг другу, чувствуя личную ответственность за общее дело.
Внеклассная работа предполагала не только подготовку и проведение мероприятий, но и организацию школьного дежурства, проведение родительских собраний. Поскольку это уже не первая моя педагогическая практика, то особых трудностей в этом я не испытывала.
Педагогическая практика многому меня научила. Благодаря доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе школы я чувствовала себя свободно, многое хотелось попробовать и реализовать из того, чему нас учили на занятиях в университете. Благодаря помощи методистов и учителей мне удалось преодолеть робость и скованность, быть более внимательной на уроках, сочетать разные формы работы, чтобы достичь поставленных целей. Особых замечаний к организации практики у меня нет. Пожелание: обеспечить прохождение всех педагогических практик студенту в одном учебном заведении, это значительно нам облегчит выполнение столь ответственного задания.
Отчет по практике (преедипломной) в области педагогики - это заключительная работа в учебном процессе, связанном с методами и особенностями преподавания дисциплин. Студенты, выбравшие профессию педагога, покидают стены учебного заведения, становятся квалифицированными учителями и преподавателями. Учебную практику можно проходить в школах, техникумах, колледжах или высших учебных заведениях.
Для студента педагогическая практика представляет собой стадию учебного процесса, которую, как и другие работы, оценивает преподаватель. Оценка складывается из деятельности студента в сфере преподавания определенного предмета, кроме того, учитывается работа классным руководителем или куратором. После того, как практическая деятельность завершена, пишется отчет о практике, при написании этой работы следует ориентироваться на определенные требования.
Как написать отчет по педагогической практике?
Эта работа состоит из следующих документов:
- дневник;
- рабочая тетрадь;
- исследование пройденных уроков;
- отчет о выполненных задачах;
- характеристика учебного класса;
- характеристика на каждого ребенка;
- документ с собственной характеристикой, которую составил учитель.
Особенности дневника по практике
Практикант обязан регулярно вести дневник, в котором будут отражены мероприятия, проведенные в ходе учебной и воспитательной работы. Дневник является приложением к отчету, поэтому его своевременное заполнение является ключевым моментом на протяжении всей учебной практики.
Правильное заполнение дневника предполагает надлежащее оформление титульного листа, в котором содержатся сведения о данных студента, информация об учителе и руководителе практики. В дневнике должны быть следующие разделы:
- период проведения учебной практики;
- цели и задачи, сформулированные четко и лаконично;
- сведения о классе, количестве учеников, их возрасте, степени знаний предмета;
- темы уроков в соответствии с календарно-тематическим планом, составленным на год;
- план каждого урока, его подробный анализ;
- сведения об итогах контрольных работ;
- отзыв учителя о деятельности студента.
Работа учителя заключается не только в проведении учебных занятий, но и в воспитательной деятельности. Именно поэтому в дневник нужно записывать и внеклассные уроки, которые проходили в период практической деятельности.
Заполнение рабочей тетради
Это еще один важный документ практиканта, в котором указывается расписание занятий, список учеников, план по темам на учебный год по данной дисциплине, записи по просмотренным занятиям, конспекты для успешного проведения урока и мероприятий внеклассного характера. Основной текст отчета будет написан именно на основании информации, представленной в рабочей тетради.
Анализ посещенных занятий
В начале педагогической практики студент не будет проводить собственных занятий. Ему предстоит регулярно посещать уроки учителей в школе, делать полезные записи, задавать вопросы после урока и постепенно знакомиться с детьми. На основании собранной информации составляется анализ уроков, который представляет собой немаловажную часть отчета.
Отчет о практической деятельности
В этой части раскрываются следующие вопросы:
- Нужно написать о новых знаниях, которые были получены студентом во время практической деятельности, успешно ли была применена теория по методам преподавания.
- Студент должен рассказать о специфике формирования отношений с учениками. Если во время работы возникали сложности в общении или конфликты, это также рекомендуется указать и добавить, каким способом удалось устранить возникшие трудности. Отметьте роль школьного учителя, его влияние на успешное разрешение конфликтного вопроса.
- Неплохое дополнение к исследованию - собственные пожелания по организации практической деятельности.
Составление характеристики класса и учащихся
При оформлении характеристики необходимо указать сведения о количестве детей. Отдельно студенту рекомендуется указать количество учеников по половой принадлежности, описать их состояние здоровья. Далее следует проанализировать степень успеваемости детей, их взаимоотношения с педагогами, поддержание дисциплины во время учебных и внеклассных занятий. Студент может рассказать о самих особенностях коллектива (наличии лидеров, отношении к ним других учеников, наличии частых конфликтных ситуаций). Отдельный пункт - увлечения детей, их степень активности во время проведения различных мероприятий.
Чтобы составить характеристику на отдельного ребенка, нужно обратить внимание на его поведение в коллективе, определить степень дружелюбности, стремление становиться участником конфликтов, наличие достижений в учебной работе и во внеклассных занятиях.
Составление характеристики на студента
Педагог, под руководством которого происходила практическая деятельность, обязан составить характеристику на практиканта. В этой части нужно определить знание практикантом преподавательских методик, умение применять знания в сфере психологии и педагогики при решении образовательных и воспитательных вопросов. После этого оценивается деятельность студента по подготовке и проведению занятий, определяется его собственное отношение к педагогической деятельности. На характеристике должна стоять печать директора учебного заведения, документ прикладывается к основному отчету.
Таким образом, составление отчета по педагогической практике студента - это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов и заполнение специальных документов. Составлять отчет рекомендуется понятным и лаконичным языком, без просторечных выражений. Не следует приступать к работе в последний день, после практики, заполнение документов целесообразно после каждого дня, проведенного в школе или техникуме.
Общая оценка за учебную работу по языку________________________________
Общая оценка за учебную работу по литературе___________________________
Групповые руководители (по яз.) ________________ (по лит)________________
II. Воспитательная работа
Общая оценка за внеклассную работу____________________________________________________
Преподаватель кафедры педагогики_____________________________________________________
(подпись)
Оценка за научную исследовательскую работу________________________________________
Научный руководитель_______________________________________________________________
(подпись)
Оценка за трудовую дисциплину____________________________________________________
Групповой руководитель_____________________________________________________________
(подпись)
Итоговая оценка за педпрактику_______________________________________________________
Курсовые руководители (по яз)____________________________(по лит.)_____________________
(подпись)
ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
Групповые руководители_____________________________________________
(подпись)
КОНТРОЛЬНЫЕ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
Групповой руководитель_____________________________________________
(подпись)
ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Я, Рахматуллина Разиля Зуфаровна, в период в период с 8.02 по 8.03 находилась на педагогической практике в МБОУ «Школа № 9 с углубленным изучением английского языка».
Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературы, а также внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.
Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков русского языка и литературы: так, на уроках русского языка теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературы изобилуют наглядностью. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.
План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 4 учебных занятий (2 уроков русского языка и 2 уроков литературы), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий, считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.
Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут. Поэтому часть материала всегда «пропадала», и мне приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление.
В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало. С родителями учащимися, кроме оглашения результатов текущей успеваемости на собраниях, никакой работы я не проводила.
Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь, стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.
Основные направления деятельности студента по саморазвитию: взаимодействия с коллегами, подходы, основанные на практике.
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.
Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.
За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.
Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.
Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.
В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.
Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.
В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.
В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.
Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.
У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.
На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.
Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.
Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.
После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии
ОТЧЕТ
О
ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
Место
прохождения: ГОУВПО «Челябинский государственный
университет»
Период
прохождения: 08.02.2010 – 10.03.2010.
- Выполнила:
Самойлова М.Ю.,
- студентка
гр. ПП-401
- Руководитель
практики:
- Овчинникова
В.И.,
- кандидат
педагогических наук
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… …………… | 3 |
Глава 1. Организация прохождения педагогической практики…………... | 5 |
1.1. Программа прохождения педагогической практики…………………. | 5 |
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины………... | 8 |
Глава 2. Методическая разработка учебных занятий……………………... | 9 |
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1……… | 9 |
2.2. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №2……… | 11 |
2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия………… | 13 |
2.4. Технологические карты лекционных и практического занятий……... | 16 |
2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1…………………... | 16 |
2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2…………………... | 17 |
2.4.1. Технологическая карта практического занятия…………………….. | 18 |
Глава 3. Анализ лекционного и практического занятий………………….. | 19 |
3.1. Анализ лекционного занятия Дымовой Д……………………………... | 19 |
3.2. Анализ практического занятия Полушина А………………………….. | 22 |
Заключение…………………………………………………… ……………… | 26 |
Список использованной литературы……………………………………….. | 27 |
Приложение…………………………………………………… ……………. | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Профессионально- педагогическая
практика – это самостоятельная ветвь
педагогического знания о конструировании,
применении и развитии форм, средств и
методов педагогической деятельности
при формировании профессиональных знаний
и умений обучающихся. В процессе формирования
знаний и умений происходит взаимодействие
личности педагога как носителя приемов,
методик и технологий обучения и личности
учащегося.
В
Институте психологии и педагоги
Челябинского государственного университета
студенты по окончанию обучения получают
диплом, в котором указывается, что
они могут работать как практическим психологом,
так и преподавателем психологии в высшей
школе. Следовательно, педагогическая
практика необходима для дальнейшей успешной
работы будущих специалистов и в сфере
образования, и психологии.
Особенность
практики состоит в том, чтобы будущий
психолог-педагог научился работать с
учебным материалом, приемам и методам
формирования технических знаний и профессиональных
умений и навыков.
Таким
образом, основной целью
данной практики
является закрепление знаний, приобретенных
во время курса «Методика преподавания»,
а также формирование практических умений
и навыков преподавательской работы в
сфере психологии, интереса к преподавательской
деятельности.
Исходя
из цели, можно выделить задачи
педагогической практики:
- Закрепление
и расширение студентами знаний, полученных
в процессе изучения педагогических дисциплин.
Формирование у студентов знаний о деятельности преподавания.
Формирование у студентов индивидуального стиля преподавательской деятельности
Изучение личности обучающихся и преподавателей.
Совершенствование умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
ГЛАВА
1
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ
1.1.
Программа прохождения
педагогической практики
Даты | Работа | Содержание |
08.02.10 | Проведение установочной лекции с преподавателем | Разъяснение функциональных обязанностей студента и руководителя педагогической практики. Знакомство с номенклатурой отчетной документации по педагогической практике, требованиями к ее оформлению. |
8.02.10 – 12.02.10. | Посещение занятий группы ПП-301 (менеджмент) | Встреча и знакомство с группой. Изучение особенностей коллектива. Специфичности работы студентов. Наблюдение за работой педагога, имеющего большой опыт в сфере преподавания. |
15.02.10
–
17.02.10
|
Посещение лекционного
занятия, проводимого:
Эвниной К. и Демешко С. (студентами ПП-401) у 3 курса студентов ИПиП по дисциплине «Психиатрия».
|
Закрепление умения анализировать занятия. Обращение внимания на положительные и отрицательные стороны проведения лекции коллегами, так же не имеющими большого опыта в педагогической деятельности, для дальнейшего учета этих моментов в собственной работе. |
10.02.10 – 11.02.10 | Подготовка лекционного занятия номер один | Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики. |
18.02.10 – 19.02.10 | Подготовка лекционного занятия номер два | Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики. |
19.02.10 – 20.02.10 | Подготовка практического занятия. | Углубить и закрепить знания по вопросам по вопросам проектирования учебного процесса, конструирования учебных занятий различного типа. |
01.03.10 | Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть первая» |
|
02.03.10 | Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть вторая» | Реализация
всех основных задач прохождения
педагогической практики.
Донесение
необходимой информации по заявленной
теме до студентов-менеджеров 4 курса.
|
09.03.10. | Проведение практического занятия по теме «Организация как система» | Реализация
всех основных задач прохождения педагогической
практики.
Углубить
и закрепить знания учащихся по данной
теме, поощряя их самостоятельную
работу, мотивируя их.
|
--- | Оформление документации практики | Формирования умения оформления документации. |
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины
Целью курса является получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков управления поведением людей на фирме, которые они смогут использовать в своей будущей работе. В процессе изучения данного курса студенты должны освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы с точки зрения человеческого потенциала, научиться оценивать уровень конфликта в организации и находить пути разрешения конкретных ситуаций, получить необходимые знания для того, чтобы формировать работоспособные команды и правильно определять необходимый стиль лидерства.
Задачами курса являются:
- закрепление теоретических знаний по курсу «Организационное поведение»;
- освоение различных подходов к управлению человеческим потенциалом организации, овладение принципами выбора оптимального стиля лидерства;
- изучение источников и путей проявления организационной культуры;
- приобретение практических навыков по мотивации персонала, получение необходимых знаний для того, чтобы правильно формировать рабочие группы с учетом факторов групповой сплоченности и психологической совместимости, использовать при формировании команд типологические профили личности;
- овладение навыками управления конфликтными ситуациями;
- получение знаний, необходимых менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.
ГЛАВА
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1.
Методика подготовки
и проведения лекционного
занятия №1
Тема
План
:
Типы организаций.
Жизненный цикл организации
Вид лекции:
По содержанию: научная.
Образовательная цель
Развивающая цель
Воспитательная цель
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
Количество часов : 2 учебных часа.
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Интенсификации обучения.
2.2.
Методика подготовки
и проведения лекционных
занятия №2
Тема
:
«Организация как система». Часть 2.
План
:
- Модели преобразования
предприятия
Типы организации по взаимодействию с внешней средой
Внешняя среда организации
Вид лекции:
- По месту
в учебном плане: текущая.
По характеру изложения: информационная.
По содержанию: научная.
Образовательная цель : Сформировать представление о понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки.
Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
- Монологические
(лекция, устное объяснение);
Диалоговые (беседа, дискуссия).
Реализованы принципы обучения:
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Информационной избыточности и достаточности знаний;
Интенсификации обучения.
Наглядности
Все лекционные материалы представлены в приложении.
2.3.
Методика подготовки
и проведения практического
занятия
Тема
:
Организация как система.
План
:
- Раскрыть
понятие организации, анализируя точки
зрения на проблему различных авторов.
Организация как объект управления.
Классификация организационных структур (различные подходы).
Современный подход к управлению организацией.
Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы).
Внутренняя среда организации.
Практическое упражнение «Стадии жизненного цикла организации», письменный опрос.
Образовательная цель: Сформировать представление об организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию.
Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе.
Основные единицы знания : организация, система, внутренняя среда, внешняя среда, жизненный цикл организации.
Методы обучения :
- Монологические
(объяснение);
Диалоговые (беседа, групповая дискуссия);
Наглядные (таблицы, схемы)
Практические (упражнения, практические задания).
Принципы обучения , реализованные в процессе:
- Научности.
Доступности.
Системности.
Другодоминантности
Информационной избыточности и достаточности знаний;
Интенсификации обучения.
Связь теории с практикой
Студентам была дана литература и список вопросов на первом лекционном занятии. В конце семинара был сделан вывод по результатам, полученным в процессе работы группы и преподавателя, путем проверки знаний студентов при помощи письменного опроса и практического упражнения.
Структура семинара:
- Организационный
этап.
Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия.
Подведение итогов занятия.
- Формирование
глубоких, гибких умений, применение по
образцу.
Овладение способами учебной и практической деятельности.
Закрепление знаний и выработка умений их применять.
Контроль качества усвоения знаний и способов учебной деятельности.
Таким образом, дидактическая цель достигнута.
Материалы семинарского занятия представлены в приложении.
- 2.4.
Технологические
карты по учебным
занятиям
- 2.4.1.
Технологическая
карта лекционного
занятия №1
ТЕМА | ЦЕЛИ | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ | |
Организация
как система.
Часть 1
|
Дидактическая
цель
Образовательная
цель
Развивающая цель Воспитательная цель |
1.Раскрыть понятие
организации, анализируя точки
зрения на проблему различных
авторов.
2.Организация
как объект управления.
3.Классификация организационных структур (различные подходы). 4.Современный подход к управлению организацией. 5.Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы). 6.Внутренняя среда организации. |
|
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. |
1.Подготовиться
к устному опросу по пройденному
материалу
2. Найти и проанализировать
другие определения понятий «организация»
и «организационное поведение».
|
- 2.4.2.
Технологическая
карта лекционного
занятия №2
ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ |
Организация
как система.
Часть 2
|
Дидактическая
цель
: Сформировать у студентов общее
представление о понятии организации
как системы.
Образовательная
цель
: Сформировать представление о
понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки. Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. |
3.Внешняя среда организации |
1.Монологические
(лекция, устное объяснение);
2.Диалоговые (беседа,
дискуссия).
|
1. Зайцев, Л. Г. Организационное
поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова.
М. : Экономист, 2005.
2. Лютенс, Фред.
Организационное поведение: пер.
с англ. / под ред. Р. С. Филоновича.
М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. 4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000. 5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003. 6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003. |
1.Подготовиться
к письменному опросу по пройденному
материалу
2.Подготовиться
к практическому занятию при
помощи предоставленных заранее
вопросов
|
- 2.4.3.
Технологическая
карта практического
занятия
ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | ЛИТЕРАТУРА | ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ |
Организация как система. | Дидактическая
цель
: закрепить полученные знания у
студентов, выработать умения их применять
на практике, расширить знания студентов
по теме «Организация как система».
Образовательная
цель
: Сформировать представление об
организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию. Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе. |
1.Модели преобразования
предприятия
2.Типы
организации по взаимодействию
с внешней средой
3.Внешняя среда организации |
1.Монологические
(объяснение);
2.Диалоговые (беседа,
групповая дискуссия);
3.Наглядные (таблицы, схемы) 4.Практические (упражнения, практические задания). |
1. Зайцев, Л.
Г. Организационное поведение:
учебник / Л. Г. Зайцев, М. И.
Соколова. М. : Экономист, 2005.
2. Лютенс, Фред.
Организационное поведение: пер.
с англ. / под ред. Р. С. Филоновича.
М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. 4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000. 5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003. 6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003. |
Отсутствовало |
- 3.
АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО
И ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЙ
Преподаватель : Дымова Дарья, ПП-402
Дисциплина : Общая психология
Курс : 1 курс
Тема : История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
Тема лекции сформулирована корректно, отражает основное в содержании лекции.
Цель : Сформировать представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов.
Цель лекции соответствует теме и содержанию. Цель озвучена студентам, так же разъяснены задачи занятия, присутствует мотивация аудитории.
План занятия :
1. Понятие и классификации потребностей в психологии.
2. Понятие мотива и мотивации.
3. Концепции мотивации.
4. Система мотивационных факторов.
Лекция четко структурирована, разделение на пункты плана верно и понятно.
Список литературы, как и план, был предоставлен на доске.
Вид лекции :
- По месту
в учебном плане – текущая.
По характеру изложения – информационная.
По содержанию – научная.
Дарья озвучила основные понятия, прежде чем переходить к объяснению материала.
Лекция соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала.
Изложение лекции соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
Объяснены новые термины и понятия. В конце каждого вопроса плана, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: конспект занятия.
Визуально предоставлены тема лекции, план и список литературы. Других наглядных материалов нет, так как они и не нужны в данном вопросе.
Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.
Были использованы следующие методы обучения:
1. Монологические (объяснение, устное изложение). Дарья объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры, продиктовывала основные моменты лекции.
2. Диалогические (беседа, дискуссия). Приводя свои примеры, Дарья так же предлагала студентам подумать и предложить свои варианты. В один момент между преподавателем и студентами завязалась дискуссия на тему «Подходит ли данный пример». Студенты активно доказывали свою точку зрения, преподаватель свою. В итоге, студенты поняли материал лучше и развили свои навыки конструктивной дискуссии.
Были использованы следующие принципы обучения:
Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);
Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);
Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателей на студентов);
Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта).
В конце каждого пункта плана и занятия преподаватель спрашивала о наличие вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, умеет говорить четко, в размеренном темпе, меняя в нужных моментах интонацию и громкость голоса. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Лекция принесла студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, цель лекции была достигнута: представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов у студентов первого курса ИПиП было сформировано.
3.2
Анализ практического
занятия
Преподаватель
:
Полушин Антон, ПП-401
Дисциплина
:
Организационное поведение
Курс
:
3 курс, психология менеджмента.
Тема
:
Понятие и сущность организационного
поведения.
Тема
практического занятия сформулирована
корректно.
Цель
:
не озвучена
План
семинарского занятия
:
- Понятие организационного
поведения
Взаимосвязь организационного поведения с другими областями научного знания.
Охарактеризуйте субъекты организационного поведения.
Возникновение и история развития организационного поведения как науки.
Вид семинара :
- По дидактической
цели: обзорный (обобщающий) семинар;
По способу и характеру проведения: репродуктивный (традиционный) семинар.
Содержание занятия четко соответствует теме «Понятие и сущность организационного поведения» и плану занятия.
Так как основные понятия были озвучены Антоном на лекциях, на семинарском занятии их не было.
В начале занятия преподаватель замотивировал студентов на дальнейшую успешную работу, обсудив с ними задачи семинара.
В конце каждого вопроса преподаватель просил отвечающего сделать вывод, если студент не смог этого сделать, либо ответ был не полным, Антон добавлял свои размышления на эту тему. А так же задавал отвечающему вопросы или просил об этом группу.
Мотивация студентов продолжалась и во время самого занятия, при помощи оценок и положительных отзывов со стороны преподавателя.
Семинар проходил по четкой структуре:
- Организационный
этап;
Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия;
Подведение итогов занятия.
- Монологические
методы (инструктаж). Антон четко и конкретно
объяснял задания, предоставляемые им
студентам.
Диалоговые (беседа, дискуссия). Антон обсуждал вопросы как с отвечающими, так и со всей группой. Вводил группу в дискуссии между собой и отвечающими.
Наглядные (таблица, схема). Антон на лекции предоставил студентам таблицы и схемы, которые те могли бы использовать как для подготовки к практическому занятию, так и во время ответа на вопросы преподавателя.
Практические (практическое самостоятельное задание). Кроме устных вопросов Антон предложил группе и письменное задание – «Субъекты организационного поведения». Так же преподаватель использовал краткий письменный опрос.
- Научности
(терминология научная, достоверность
научного знания, ссылка на известных
психологов, занимавшихся проблемой);
Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану семинара).
Доступности (материал был доступным, понятным, неизвестные термины отсутствовали);
Наглядности (Антон предоставил студентам таблицы и схемы, связанные с темой семинара);
Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателя на студентов).
Связь теории с практикой (теоретические вопросы были дополнены практическим заданием – «Субъекты организационного поведения».);
Время, ушедшее на семинар, соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
В конце каждого вопроса, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: студенты записывали основные положения каждого вопроса
Визуально предоставлены тема занятия, план вопросов, список литературы и практическое задание, а также таблицы и схемы.
Так же были заметны приемы поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, «голосовые улыбки».
Преподаватель легко и понятно отвечал на все вопросы студентов, что свидетельствовало о том, насколько хорошо он владеет материалом.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, а также регулировать выдачу информации самими студентами. С самого начала и до последней минуты занятия был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Практическое занятие принесло студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому письменному опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, можно предположить, что цель семинарского занятия была следующей: сформировать представление о понятии и сущности организационного поведения у студентов третьего курса специальности «психология менеджмента» ИПиП. В таком случае, цель была достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессионально- педагогическая
практика является важнейшей частью
подготовки педагогов и психологов.
Практика
поспособствовала закреплению знаний,
приобретенных во время курса «Методика
преподавания», а также формированию практических
умений и навыков преподавательской работы
в сфере психологии, интереса к преподавательской
деятельности.
В
процессе практики студенты:
- Закрепили
и расширили знания, полученные в процессе
изучения педагогических дисциплин.
Сформировали знания о деятельности преподавания.
Сформировали индивидуальный стиль преподавательской деятельности.
Изучили личности обучающихся и преподавателей.
Усовершенствовали свои умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бадмаев Б.Ц.
Методика преподавания психологии: Учеб.-метод.
пособие для преподават. и аспирантов
вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999. – 304с.
Буланова – Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-544с.
Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005.
Занковский А.Н. Организационнная психология. Учеб. пособие для вузов. – М.: 2000.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005.-250с.
Карпов А. В. Психология менеджмента: учебное пособие.- М. Гардарика, 2005.
Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128с.
Психология менеджмента: учебник / под ред. Профессора Г. С. Никифорова. СП. 2004.
Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
1
Лекционное
занятие №1
Тема
:
«Организация как система». Часть 1.
План
:
- Понятие организации,
ее признаки.
Типы организаций.
Классификация организационных структур.
Жизненный цикл организации
1. Понятие организации. Признаки организации.
Организация – это:
1) искусственная система, созданная человеком по определенному плану (проекту);
2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
и т.д.................