28.06.2020

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации Организация санитарно гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях


Противоэпидемические мероприятия в зоне действия и близлежащих районах должны быть направлены на нейтрализацию источников инфекции, разрыв путей и механизмов передачи возбудителей, повышение невосприимчивости жителей, снижение возможности развития тех или иных форм инфекционных заболеваний, ослабление действия на людей различных экстремальных факторов. В зависимости от климатогеографических условий, времени года, вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия среди населения можно ожидать распространения вирусного гепатита, брюшного тифа, дизентерии и других острых кишечных инфекций, а также природно-очаговых заболеваний (чумы, сибирской язвы, туляремии, лептоспироза и др.). Не исключена возможность возникновения и других заболеваний, для профилактики которых необходимы особые мероприятия.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.

Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

Мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

Мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятия таковы:

Санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

Эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

Своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

Учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

Профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

Борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболеваний среди населения. Они характеризуются следующимиособенностями:

Наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции;

Активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС;

Продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов;

Сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов;

Наличием минимального инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистентности и большая инфицирующая доза возбудителей.

Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:

Патогенность инфекционного агента;

Летальность;

Контагиозность (выраженная контагиозным индексом);

Количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;

Количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);

Размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).

В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и присущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления) В зонах катастроф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может возникнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.

Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага таковы:

Регистрация и оповещение;

Эпидемиологическое обследование и санитарноэпидемиологическая разведка;

Выявление, изоляция и госпитализация заболевших;

Режимно-ограничительные мероприятия;

Общая и специальная экстренная профилактика;

Обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

Выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за поражённым населением;

Санитарно-разъяснительная работа.

Регистрация и оповещение. Всех выявленных больных и подозрительных по заболеванию лиц берут на специальный учёт. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещён главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещают также население райо-на катастрофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.

Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка. Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиологическое обследование очага включает следующие разделы работы:

Анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;

Уточнение эпидемиологической обстановки среди оставшегося населения в зоне катастрофы, местах его размещения;

Опрос и обследование больных и здоровых;

Визуальное и лабораторное обследование внешней среды;

Определение объектов, экономически ухудшающих санитарногигиеническую и эпидемиологическую обстановку в очаге бедствия;

Опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения;

Обследование санитарного состояния населённых пунктов, источников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;

Отработка собранных материалов и установление причинноследственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при конкретной инфекции.

Санитарно-эпидемиологическая разведка - сбор и передача сведений о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС. В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входят следующие:

Выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространённости инфекционных заболеваний;

Установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;

Обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в неё населённых пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений;

Оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах ЧС.

В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят врач-гигиенист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врачбактериолог, лаборант, водитель.

Санитарно-эпидемическое состояние района. На основе полученных данных производят оценку состояния района. Оно может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние:

Отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний;

Наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;

Эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей;

Удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения;

Коммунальная благоустроенность.

Неустойчивое состояние:

Рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению;

Появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.

Неблагополучное состояние:

Появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения;

Многочисленные заболевания неизвестной этиологии;

Возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями.

Чрезвычайное состояние:

Резкое нарастание в короткий срок количества опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

Наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями;

Активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.Выявление, изоляция и госпитализация заболевших. Коллектив, в котором обнаружен первый случай заболевания, должен стать объектом тщательного наблюдения. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание - изолировать и госпитализировать заболевших.

Своевременное раннее изъятие больного из коллектива служит кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции.

Режимно-ограничительные мероприятия. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляют комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяют на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возложены на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.

Карантин - система временных организационных, режимноограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводят при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, болезнью Марбург и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, жёл- той лихорадкой, туляремией, сапом, миелоидозом, сыпным тифом, бруцеллёзом, пситтакозом должен быть введён режим карантина.

Обсервация - режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебнопрофилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограни-

чение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Обсервацию вводят в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием, т.е. при появлении групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервацию и карантин отменяют по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, после проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

Экстренная профилактика - комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Её проводят немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту заражённых.

Экстренную профилактику подразделяют на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводят общую, а после установления вида микроба-возбудителя - специальную экстренную профилактику.

В качестве средств общей экстренной профилактики используют антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний (табл. 9.1). Продолжительность курса общей экстренной профилактики зависит от времени, необходимого для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 сут.

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудитель, выделенный от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учётом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики зависит от нозологической формы заболевания (срока инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения) и свойств назначаемого противомикробного препарата.

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики отдают санитарно-противоэпидемические комиссии.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуют проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Обеззараживание очагов осуществляют силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путём проведения текущей и заключительной дезинфекции.

Дезинфекция - уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Её можно проводить физическими, химическими и комбинированными способами. Дезинфекцию осуществляют дезинфекционные группы. Одна такая группа в составе дезинсектора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна обработать 25 квартир площадью 60 м 2 каждая.

Обеззараживание территории, зданий и санитарную обработку населения проводит коммунально-техническая служба.

Дезинсекция - уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней). Её проводят физическими и химическими способами. Основным считают химический способ - обработку объектов инсектицидами.

Дератизация - уничтожение грызунов (как источник возбудителей инфекционных болезней). Её проводят механическими и химическими способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - служба водоснабжения. Контроль качества обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Таблица 9.1. Схема общей экстренной профилактики

Чрезвычайно важное мероприятие - выявление бактерионосителей. Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (тифо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним проводят мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих.

Кроме того, существуют мероприятия по усиленному медицинскому наблюдению за личным составом спасательных формирований.

Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной работы следует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарногигиенических правил и других мер личной защиты.

Для обеспечения быстрого реагирования и проведения неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе ЧС на базе учреждений санитарно-эпидемиологической службы создают гигиенические и противоэпидемические бригады постоянной готовности и группы эпидемиологической разведки, из которых могут создаваться санитарно-эпидемиологические отряды. Профиль и состав бригад зависят от возможностей учреждения и характера основной деятельности.

Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно­противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС ) включает функциональную подсистему надзора за санитарно- эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

  • государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей;
  • единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;
  • дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;
  • взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами.

Основными целями противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:

  • предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения и недопущение распространения опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС и за ее пределами;
  • поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение эпидемической безопасности питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов.
  • Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологической службы наибольшую значимость имеют тс из них, которые более всего осложняют санитарно- эпидемиологическую обстановку.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны провести тщательное эпидемиологическое расследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбудителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Санитарно-профилактические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.

В период и после происшедших стихийных бедствий, аварий, катастроф, происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, пояатяется большое число механических травм, ожогов и других поражений, при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возникают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фонда, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.

Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, так как создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контакты с окружающими их лицами.

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений санитарно- эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно- эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие основные мероприятия:

  • осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, организуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
  • взаимодействуют с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;
  • проводят специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований для работы в ЧС;
  • поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Госсанэпиднадзора формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и средства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;
  • осуществляют накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества необходимого для работы формирований и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС;
  • осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;
  • организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля но своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;
  • существляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий па территории Российской Федерации.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений,

В учреждениях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологической службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления — штабы по делам ГОЧС объекта Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры учреждения, его возможностей и решаемых задач.

Порядок работы штаба по делам ГОЧС объекта определяется функциональными обязанностями его должностных лиц.

Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуации

понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, путем:/медицинского контроля за состоянием их здоровья; санитарного надзора за условиями размещения,3 питанием, { водоснабжением, ^санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных; оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; прогнозировании влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и4 разработки предложений по улучшению этого влияния;’гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно- гигиенические мероприятия:

  • организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих па здоровье населения и окружающую среду;
  • организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;
  • организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;
  • организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;
  • медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС,
  • участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;
  • организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные учреждения; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадавший жилой фонд; лечебно­профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно­ограничительных мероприятий, направленных па предупреждение возникновения и ликви­дацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпидемического очага являются:

  • регистрация и оповещение;
  • эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
  • выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
  • режимно-ограничительные или карантинные мероприятия;
  • общая и специальная экстренная профилактика;
  • обеззараживание эпидемического очага.
  • выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за пораженным населением и личным составом спасательных формирований;санитарно-разъяснительная работа.

Санитарно-эпидемиологическая разведка-организация и проведение, оценка санитарно-эпидемического состояния района чрезвычайных ситуаций.

Санитарно-эпидемиологическая разведка — это сбор и передача сведений о санитарно- гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, заключающаяся в получении данных об эпидемических очагах, качестве воздуха, воды и продовольствия, санитарном состоянии территории, жилого фонда, коммунальных и иных объектов, влияющих на проведение специальных и профилактических мероприятий, организуемых и проводимых санитарно-эпидемиологической службой.

В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:

  • выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространенности инфекционных заболеваний, иммунной защищенности среди различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения;
  • установление наличия и активности в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
  • обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее населенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений.
  • оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф.

Группа состоит из трех человек: руководитель — врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер-лаборант), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты, врач-гигиенист, врач-инфекционист, врач-бактериолог. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.

При планировании бактериологической (санитарно-эпидемиологической) разведки определяются ее конкретные задачи, районы и объекты, состав и оснащение разведгруппы, маршруты движения, сроки проведения разведки, порядок и форма представления донесения о результатах разведки.

Мероприятия по организации санитарно-эпидемиологической разведки включают:

  • уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, определение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи;
  • обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизнеобеспечения).
  • сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и здравоохранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации);
  • отбор проб почвы и воды поверхностных водоемов для микробиологического контроля;
  • представление донесений о результатах разведки и соответствующих рекомендаций.

Для сбора информации используются различные методы: непосредственное

обследование (обход и осмотр) районов, отдельных объектов, получение данных от медицинских работников и местных органов власти, опрос местных жителей, взятие проб и проведение лабораторных исследований. Наиболее полно и точно информацию можно получить в медицинских учреждениях, а данные об эпизоотической обстановке — у специалистов ветеринарной службы. Вторым по достоверности источником сведений являются органы власти. В ряде случаев единственным источником сведений может оказаться население.

Результаты разведки старший группы докладывает лично руководителю, организовавшему разведку, который использует полученные сведения в интересах противоэпидемического обеспечения населения. Наиболее важные сведения должны быть доложены руководителю работ по ликвидации последствий ЧС.

Для определения вида биологических средств в микробиологических лабораториях предусматривается специфическая индикация БС, в основе ее лежат лабораторные методы экспресс-анализа. Предварительный ответ может быть получен через 1 -3 часа, окончательный — через 18-48 (72) часа.

Санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффективная организация санитарно- гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

Обеззараживание эпидемического очаги инфекции (, дезинсекции, ). Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции.

— уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Она может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами дезинфекционными группами.

Дезинфекцию подразделяют на профилактическую, текущую и заключительную.

Профилактическая проводится постоянно, независимо от наличия инфекционных заболеваний (в отсутствие чрезвычайной ситуации) и имеет целью предупреждение их возникновения и распространения, накопления возбудителей этих заболеваний на объектах окружающей среды. Для этого систематически проводится обеззараживание питьевой воды, сточных вод, мест общего пользования и т.д.

Профилактическую дезинфекцию проводят коммунальные службы под методическим контролем санитарно-эпидемиологической службы.

Текущая дезинфекция — это дезинфекция в непосредственном окружении больного или носителя, проводимая с целью предупреждения распространения возбудителей инфекционных заболеваний в окружающей среде.

Текущую дезинфекцию проводит медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. Текущую дезинфекцию проводят многократно до госпитализации больного; кроме того, выявляют бактерионосителей той или иной инфекции среди его окружения.

Заключительная дезинфекция — это предупреждение распространения возбудителей инфекционных заболеваний через объекты, с которыми контактировал больной. Заключительную дезинфекцию проводят однократно после изоляции (госпитализации) инфекционного больного, а также в случае его смерти дома или в медицинском учреждении. Сроки заключительной дезинфекции должны быть максимально сокращены. Желательно, чтобы она осуществлялась немедленно после эвакуации инфекционного больного. Заключительную дезинфекцию проводят дезинфекционные бригады, обычно состоящие из 2-3 человек. В состав бригады входят врач-дезинфекционист или помощник эпидемиолога, или инструктор-дезинфектор и 1-2 дезинфектора.

Дезинсекция — уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней), проводится физическими и химическими способами. Основным считается химический способ, который заключается в обработке объектов инсектицидами.

— уничтожение грызунов (источников возбудителей инфекционных болезней). Она проводится механическими (отлов) и химическими (применение отравляющих приманок) способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды — служба водоснабжения. Контроль за качеством обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

Режимно-ограничительные мероприятия: карантин, обсервация.

В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио­логических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяются па карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возлагается па ответственных руководителей административных территорий и санитарно­противоэпидемическую комиссию.

Чрезвычайная эпидемическая ситуация — прогрессирующее нарастание

численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.

Карантин — система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний , лихорадками Ласса, , Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, сапом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсервации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные центры в границы карантина включаются как территория самого города, так и непосредственно прилегающие к нему населенные пункты,

Административная территория, на которой находится очаг заражения и населенные пункты, карантинизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпидемических очагов, объявляется зоной карантина.

Обсервация- режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно- эпидсмическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

При введении карантина предусматривается:

  • полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);
  • строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;
  • запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;
  • создание обсерваторов и проведение мероприятии по обсервации лиц, находившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;
  • раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в специально выделенное лечебное учреждение;
  • ограничение общения между отдельными группами населения;
  • установление противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки, обеспечивающего их бесперебойную работу;
  • обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима;
  • установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, находящихся в очаге;
  • проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, выпускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;
  • перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;
  • проведение экстренной и специфической профилактики;
  • контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерствами и ведомствами установленных правил карантина;
  • проведение санитарно-разъяснительной работы.

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации предусматривается:

  • ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;
  • ограничение передвижения и перемещения населения;
  • проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;
  • активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;
  • проведение санитарной обработки пораженного населения;
  • проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;
  • усиление ветеринарно-бактериологического контроля за зараженностью сельскохозяйственных животных и продукцией животноводства;
  • установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет целью обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осуществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделениями Минобороны России.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения контрольно­пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП- для контроля за правильностью ввода или вывода из зоны карантина формирований и населения) и приемно-передаточные пункты (ППП- с целью материаль­но-технического снабжения; работа ППП должна быть организована так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находящимися в его пределах).

СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора.

Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установ­ленного в соответствии с противоэпидемическим требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы (оборудование, технику, сырье, товары и продо­вольствие) при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается при наличии у них документа о прохождении обсервации.

Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.

В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы медицины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина.

Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командированные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются специальные обсерваторы, где за обсервируемыми осуществляется медицинское наблюдение в течение срока, равного инкубационному периоду инфекционного заболевания. При холере обсервируемые обследуются на вибриононосительство.

Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохранения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитии, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, вокзалов, портовых сооружений.

Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунального хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.

Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ведомств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.

Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обсервируемые по возможности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускается.

По окончании обсервации обсервируемые доставляются организованно в аэропорт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства

При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервируемых срок их обсервации соответственно удлиняется. В обсерваторе после госпитализации больного производится заключительная дезинфекция.

Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверждающие документы о проведении вакцинации (при необходимости), средства экстренной профилактики, индивидуальные средства защиты.

Активное раннее выявление инфекционных больных или подозрительных па заболевания обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпидемическом очаге, организации измерения температуры тела и медицинского осмотра. Данные мероприятия проводят врачебно-сестринские и сестринские бригады.

Изоляция и госпитализация выявленных больных организуется медицинскими формированиями, работающими в эпидемическом очаге. После госпитализации инфекцион­ных больных дезинфекционными бригадами проводится заключительная дезинфекция.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкретной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин и обсервация снимаются распоряжением председателя СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее чем до истечения максимального данного заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в очаге заболевания.

В эпидемическом очаге одним из мероприятий противоэпидемического режима является максимальное разобщение населения. Следует отметить, что в очаге недопустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях. Учитывая это, вся медицинская помощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

В районах сохраняется участковый принцип курации, однако, в связи с резким увеличением объема работы, участки делятся на микроучастки.

Работа па микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе врача, двух медицинских сестер и двух дезинфекторов, а также нескольких человек-активистов (уполномоченных) от местного населения. Общее количество населения, проживающего на микроучастке, обслуживаемом одной бригадой, не должно превышать 2 тыс. чел. Для проведения поквартирных обходов к бригаде может приписываться автотранспорт. Кроме непосредственно лечебных мероприятий и активного выявления больных, члены бригады проводят санитарно-разъяснительную работу по правилам поведения населения в эпидемическом очаге. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады постоянно проводится и условиях строгого противоэпидемического режима. В зависимости от особенностей микроорганизмов, явившихся причиной ЧС, применяется соответствующий тип защитной одежды. Комплекты защитной одежды, подобранные по размерам и ростам, хранятся в лечебно-профилактических учреждениях.

Каждая бригада составляет поквартирные списки населения, проживающего па данной территории, включая приезжих. Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими прожинающими). Результаты термометрии заносятся в специальный журнал. В случае обнаружения больного немедленно информируется руководитель бригады. В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции. Пациенты с повышенной температурой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характерными для данного заболевания, — в инфекционный стационар.

В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму.

Руководитель бригады обобщает полученные сведения и в тот же день передаст их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района. Здесь полученные данные анализируются в масштабах района и далее в виде донесения направляются в штаб очага и в СПК.

Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санитарную обработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят па «казарменное» положение.

Следует отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи инфекционным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.

Общая и специальная экстренная профилактика

Общая и специальная экстренная профилактика. Экстренная профилактика (превентивное лечение) представляет собой комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Она проводится немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от , экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту зараженных.

Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводится общая, а после установления вида микроба-возбудителя — специальная экстренная профилактика

В качестве средств общей экстренной профилактики используются и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 сут.

Основным средством общей экстренной профилактики является доксициклин

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больших в эпидемическом очаге, с учетом результатов определения его чувствительности к антибиотикам.

Специфическая профилактика проводится прививочными бригадами с использованием сывороток, вакцин, анатоксинов, гамма-i лобулинов, бактериофагов.

Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболевания (сроком инкубационного периода исчисляемого со дня заражения), свойствами назначаемого противомикробного препарата.

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно­противоэпидемическими комиссиями.

Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебно-сестринские бригады.

Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстренной профилактики ведется органами здравоохранения.

Очередность экстренной профилактики определяется местными органами ис­полнительной власти. В первую очередь ее проводят в учреждениях и формированиях, участ­вующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в учреждениях, заведениях и предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах. Ее организация и проведение возлагаются: в первом случае — па руководителей формирований и учреждений, во втором -на руководителей медико-санитарных частей, ведомственных поликлиник и амбулаторий, в третьем — на руководителей и медицинских работников учреждений.

Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляется участковыми поликлиниками.

Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значительной мере зависит от четкости их выполнения и поголовного охвата ими населения.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Среди методов иммунизации наиболее полно отвечают требованиям противоэпидемической защиты населения безышльный, аэрозольный и пероральный.

Для проведения иммунизации создаются прививочные бригады в составе одного врача и двух медицинских сестер.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в зонах бедствия, в возникших эпидемических очагах и продолжается на путях эвакуации вплоть до мест размещения пострадавшего населения.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение - это комплекс организационных, правовых, медицинских противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение возникновения и ликвидации инфекционных заболеваний, а также соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зонах катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

5.1. Особенности образования эпидемических очагов при ЧС и общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы

Эпидемические очаги при ЧС:

Резкое ухудшение социально-бытовых условий жизни людей в связи с разрушение жилых и иных зданий, нарушением водо- и энергоснабжения, ухудшением организации питания, работы банно-прачечных учреждений и т. д.;

Одномоментное загрязнение значительных площадей территории, водоисточников, продовольственного сырья;

Появление большого числа пораженных, которых необходимо госпитализировать;

Обострение эпидемической ситуации по инфекциям, характерным для данной местности;

Инфицирование людей и животных при употреблении зараженной воды и пищи, массовой миграции источников возбудителей инфекции;

Снижение уровня естественной резистентности организма у пострадавших, что облегчает формирование эпидемических штаммов возбудителей и инфицирование различных групп населения;

Образование множества эпидемических очагов, отсутствие их четких границ;

Размещение инфекционных больных в приспособленных помещениях и на дому из-за невозможности эвакуации или по медицинским показаниям;

Перепрофилирование лечебно-профилактических учреждений, переоборудование общественных зданий и сооружений для развертывания обсерваторов, госпиталей и других медицинских подразделений; - транспортировка, вскрытие и захоронение значительного количества умерших, в т.ч. и от инфекционных заболеваний;

Отсутствие достаточного количества сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения, что затрудняет организацию своевременного выявления и изоляции инфекционных больных, лабораторную диагностику и оказание медицинской помощи;

Поздняя обращаемость заболевших, сокрытие заболевания при опросах и обследованиях пострадавшего населения, отказ от госпитализации после установления диагноза, что вызывает необходимость участия представителей исполнительной власти (сотрудников милиции, ОМОНа и др.) в принятии мер по своевременной изоляции опасных для окружающих инфекционных больных.

Следует учитывать, что санитарно-противоэпидемическое обеспечение зависит от характера ЧС, объема и последовательности мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий конкретных местных условий к которым относятся:

Коммунально-бытовая обустроенность мест размещения пострадавших;

Санитарное состояние населенных пунктов;

Наличие и оборудование путей эвакуации инфекционных больных;

Инфекционная заболеваемость среди пострадавшего населения;

Иммунный статус населения;

Укомплектованность медицинскими кадрами лечебных и санитарно-профилактических учреждений;

Коечная сеть инфекционных больниц, в том числе и резервы для ее дополнительного развертывания;

Общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы

- Регистрация. Все больные и подозрительные на заболевания лица берутся на специальный учет в санитарно-эпидемиологическом учреждении, поэтому динамика поступления инфекционных больных докладывается в штаб санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) не реже двух раз в сутки, а при карантинных инфекциях - каждые 2 часа.

- Эпидемиологическое обследование. При появлении инфекционных больных среди пораженных, поступивших на этап, проводится тщательное эпидемиологическое обследование, имеющее целью выявить источник заражения и пути передачи возбудителя, число общавшихся, а также определить объем лабораторного обследования и показания к антибиотикопрофилактике или использованию иммунопрепаратов.

- Госпитализация. Своевременная госпитализация инфекционного больного является кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции. Эвакуация инфекционных больных из эпидемических очагов в зонах катастроф проводится специальным или приспособленным для этой цели транспортом, который после каждой перевозки должен быть подвергнут дезинфекции. В первую очередь эвакуируют больных с высоко контагиозными формами инфекции. В случае привлечения к сопровождению больного сотрудников милиции, ОМОНа и др. необходимо предусмотреть меры их медицинской защиты (одежда, защитная маска, антибиотикопрофилактика и т.д.).

- Усиление санитарно-эпидемиологического надзора: дополнительное обследование водоисточников, запасов продовольствия, мест размещения эвакуируемых, внеплановое обследование декретированных контингентов и т.д.

- Применение средств общей и специальной экстренной профилактики или мер специфической профилактики по эпидемиологическим показаниям согласно существующим схемам.

- Широкое развертывание санитарно-разъяснительной работы проводится в целях повышения уровня санитарной культуры населения, разъяснения правил поведения инфекционных больных и носителей в районах катастроф до их изоляции, порядка использования водоисточников, продуктов питания, правил размещения, правил личной и общественной гигиены.

Требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных

Среди пострадавшего населения следует проводить активное выявление больных с различными инфекционным заболеваниями, появляющихся за счет «фактора перемешивания», которые подлежат эвакуации. Эвакуация таких заболевших может осуществляться как за пределы, так и внутри зоны чрезвычайной ситуации. При планировании эвакуации инфекционных больных определяются их численность, очередность и сроки вывоза, маршруты следования до пунктов госпитализации или промежуточных пунктов.

Основными санитарно-противоэпидемическими требованиями к эвакуации пострадавших и инфекционных больных являются:

Организация эпидемиологического наблюдения;

Выявление в местах сбора эвакуируемого населения инфекционных больных и подозрительных на инфекционные заболевания, изоляция их и направление в инфекционный стационар;

Проведение экстренной профилактики (по показаниям);

Оборудование на путях эвакуации и в местах расселения пострадавших инфекционных изоляторов, обсерваторов и осуществлением контроля за проведением санитарной обработки населения;

Контроль за организацией питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания на путях эвакуации и в местах размещения эвакуируемых;

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов, предназначенных для эвакуируемых инфекционных больных;

Организация контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуируемого населения;

Борьба с насекомыми и грызунами, контроль за удалением и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения. Руководство эвакуацией осуществляют штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) административных территорий. Для практического осуществления мероприятий по эвакуации в помощь штабам ГОЧС создаются специальные эвакуационные органы и формирования.

Органы управления здравоохранением и санитарно-эпидемиологиическая служба организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся в местах сбора, в пунктах погрузки средства эвакуации и высадки в местах предназначения, в пути следования и местах расселения.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых возлагается в местах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам - на местные отделы здравоохранения, центры санитарно-эпидемиологического надзора областные, краевые, городские, районные, а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МГТС, по водным путям сообщения - на органы медико-санитарного управления водного транспорта.

Санитарно-эпидемиологическая служба республики, входящей в состав РФ, области, района, города несет полную ответственность за санитарно-противоэпидемическое обеспечение и выделяет из состава санитарно-профилактических учреждений врачей для организации мероприятий по медицинскому обслуживанию эвакуируемых групп. В обязанности вышеуказанных специалистов входит:

Выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуируемых;

Участие в выборе и оборудовании мест отправки, прибытия и окончательного размещения пострадавших, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;

Организация медицинских осмотров эвакуируемых, проведение мероприятий по унитарной обработке по эпидемическим показаниям;

Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;

Проведение эвакуируемым по эпидемическим показаниям экстренной специальной и специфической профилактики;

Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за организацией водоснабжения и питания.

Санитарно-эпидемиологическая служба на местах при эвакуации из районов катастроф должна иметь сведения о контингенте эвакуируемых. Лица, ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых, должны иметь постоянную связь с органами исполнительной власти, осуществляющими эвакуацию.

Противоэпидемические мероприятия в пути следования

Включают выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации населения;

Санитарный надзор за местами питания,

Обеспечение доброкачественной питьевой водой;

Дезинфекционные мероприятия.

Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный руководством территориального здравоохранения в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпидемиолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируемых).

При эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал осуществляет:

Периодический обход всех вагонов;

Выявление больных и оказание им медицинской помощи;

Извещение органов здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний;

Изоляцию больных инфекционными болезнями;

Подготовку к эвакуации и транспортировку больных в стационарные учреждения здравоохранения;

Надзор за санитарным состоянием вагонов;

Ведение санитарного дневника;

Оформление документации при необходимости снятия с поезда больных или умерших в пути следования.

В каждом поезде выделяются отдельные купе и вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с медикаментами, в т.ч. антибиотики для экстренной профилактики, дезинфицирующие средства. Все рестораны и буфеты при железнодорожных станциях должны быть переориентированы для снабжения эвакуируемых горячей водой, пищей и детей - молоком.

При обнаружении в пути больных и подозрительных на особо опасные инфекции, их снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей лечебно-профилактическое учреждение или изоляционный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уведомлению от лиц ответственных за эвакуацию подготовиться к приему инфекционных больных. При появлении в поезде 20 и более инфекционных больных или случая особо опасного инфекционного заболевания состав поезда подвергается карантину или обсервации.

При этом необходимо провести:

Медицинский осмотр всех эвакуируемых для выявления, изоляции и отправки в учебные учреждения всех больных и подозрительных на инфекционное заболевание;

Экстренную общую, а при установлении диагноза, специальную профилактику антибиотиками и другими препаратами; полную санитарную обработку эвакуируемых, дезинфекцию их вещей и вагонов (по необходимости).

В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грунтовым дорогам территориальные органы здравоохранения организуют медицинские, а санитарно-эпидемиологические учреждения - санитарно-противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых (исходя из наличия сил, средств и условий).

В местах прибытия эвакуируемых санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет следующие мероприятия:

Участвует в выборе территории и населенных пунктов районов, благополучных по санитарно-эпидемическому состоянию;

Осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за развертыванием и организацией работы приемников-распределителей для временного размещения (палаточные городки, землянки и другие места пребывания), временных инфекционных стационаров за питанием, водоснабжением пострадавших;

Организует проведение санитарной обработки прибывших людей и дезинфекцию их вещей при наличии эпидемических показаний в ЛПУ в местах прибытия пострадавшего населения,

Обеспечивают проведение медицинского осмотра, в первую очередь, детского контингента, оказание необходимой амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи инфекционным больным,

Проведение экстренной профилактики.

Противоэпидемические мероприятия в местах временного размещения

Требования к месту размещения переселенцев.

Сухая, не затапливаемая ровная территория с естественным уклоном для отведения атмосферных осадков;

Низкий уровень стояния грунтовых вод и чистую, хорошо фильтрующая почва;

Хорошая освещенность солнцем и проветривание;

Расположение вблизи источников питьевого и продовольствен­ного обеспечения, энерго- и теплоснабжения, подъездных путей;

Подразделение на две зоны: жилую (бытовую) и зону обслужи­вания;

Санитарно-защитные разрывы между местами размеще­ния людей и объектами, оказывающими вредное воздействие на эвакуированных;

При выборе места необходимо учитывать местную сезонную розу ветров;

Место временного не должно не включать в себя природные очаги, эндемичные по особо опасным инфекционным заболеваниям, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, полигоны и могильники промышленных отходов, а также быть безопасной от оползней, селевых потоков, снежных лавин;

Территория должна быть заблаговременно благоустроена и в по­следующем содержаться в чистоте и порядке;

Твердые бытовые отходы должны собираться в установленные на площадках с твердым покрытием контейнеры с закрывающейся крышкой, которые должны вывозиться при их заполнении не более чем на 0,9 полезного объема; сроки хранения мусора в кон­тейнерах не должны превышать 3 дней зимой и 1 дня - летом, мойка и дезинфекция контейнеров должны проводиться регулярно, с этой же периодичностью;

Септики и выгребы должны заполняться не более чем на 2/3 их объема, наружные уборные должны ежедневно убираться, дезин­фицироваться, должны быть освещены в темное время суток, окна - закрыты мелкоячеистой сеткой;

Санитарно-гигиенические требования к помещениям и другим объектам

Эвакуированное население обеспечивается жильем с учетом развертывания и сооружения, при необходимости, временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), из расчета 6 м 2 на 1 чел. Наиболее приемлемы сборно-щитовые конструкции жилых зданий отечественной заводской сборки (малогабаритные домики), если при их строительстве и эксплуатации обеспечивается функционирование необходимого инженерного оборудования (вентиляционного, электро-, тепло-, водоснабжения). Возможно также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей).

Температура воздуха в помещениях, где находятся инфекционные больные, не должна быть ниже 18°С при средней относительной влажности 35-65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах и т.д., не ближе 0,5-0,8 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки не менее: на 1 больного, находящегося на стационарном лечении - 75 л, на обмывку - 45 л. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП, банно-прачечные поезда и др.).

Необходимо иметь сушильные помещения для про­сушки одежды и обуви, из расчета 18 м 2 площади сушильного помещения на 100 чел. Температура воздуха для просушивания шерстяной и хлопчатобумажной одежды должна поддерживаться на уровне 60°С, для просушивания обуви и меховой одежды - 40°С.

На расстоянии 50-100 м от жилой зоны следует разместить: умывальники, из расчета не более 20 чел. на 1 кран; наружные туалеты, из расчета один унитаз - на 20 женщин, один унитаз - на 40 мужчин.

Уборка жилых помещений влажным способом с использованием дезинфицирующих средств должна проводиться ежедневно, общая генеральная уборка всех помещений проводится не реже одного раза в неделю. Умывальники и туалеты убираются и дез­инфицируются не реже 2 раз в сутки.

Расстояние от места размещения людей до наружных уборных - 50-100 м; выгребов - не менее 5 м; площадок для мусоросборников - не менее 20 м; свинарников и других животноводческих объектов - не менее 200 м; открытого склада с углем - не менее 300 м; полей фильтрации - не менее 500 м; полей ассенизации - не менее 1 км; мусорной свалки (полигона) - не менее 3 км.

При развертывании городка в палаточном варианте необходимо учитывать, что срок проживания в палатках рассматривается в гигиеническом отношении как временный (до 6 мес), так как в них трудно создать стабильные и нормальные санитарно-гигиенические условия проживания.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС имеют весьма важное значение. В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные центры Госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН).

Для обеспечения быстрого реагирования на базе СЭН Роспотребнадзора России и других учреждений санитарно-эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие основные мероприятия:

– осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, организуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;

– взаимодействуют с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;

– проводят специальную подготовку сотрудников санитарно-эпиде-миологических учреждений и формирований для работы в ЧС;

– поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Госсанэпиднадзора, формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и средства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;

– осуществляют накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС;

– осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;

– организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;

– осуществляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав комиссий включаются руководители служб административной территории. Рабочим органом комиссии является штаб, который создается из сотрудников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений.

В учреждениях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологической службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления – штабы по делам ГОЧС объекта. Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры учреждения, его возможностей и решаемых задач.


Порядок работы штаба по делам ГОЧС объекта определяется функциональными обязанностями его должностных лиц. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в зоне (районе) ЧС включает комплекс мероприятий санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.

Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуации понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, путем:

– медицинского контроля за состоянием их здоровья; санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных;

– оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС;

– прогнозирования влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния;

– гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно-гигиенические мероприятия:

– организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;

– организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;

– организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;

– организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;

– медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспечением специальной одеждой, средствами защиты и их правильным использованием;

– участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;

– организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты :

– разрушенные и поврежденные в очаге бедствия

– функционирующие.

К таким объектам относятся:

1) системы водоснабжения и канализации;

2) предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

3) детские дошкольные и школьные учреждения;

4) предприятия коммунального обслуживания;

5) пострадавший и непострадавший жилой фонд;

6) лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы;

7) места временного расселения эвакуируемого населения;

8) места расположения спасательных команд, отрядов;

9) промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения.

С учетом анализа сложившейся при ЧС обстановки основными санитарно-гигиеническими направлениями работы специалистов санитарно-эпидемиологического надзора совместно с другими заинтересованными организациями являются следующие:

1) при выходе из строя водопроводных сооружений и сетей – участие в выборе водоисточника, разрешение на использование воды, контроль состояния автотранспорта для подвоза воды (при необходимости – требование обеззараживания автоцистерн хлорированием или другими способами), проведение забора проб на бактериологический и химический анализ;

2) при выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении сточных вод в открытые водоемы – ежедневный бактериологический контроль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования;

3) на пищевых объектах – организация проведения мероприятий, исключающих возможность инфицирования продуктов питания. На пунктах временного питания – проведение усиленного санитарно-гигиени-ческого контроля;

4) в местах временного расселения населения – участие в создании надлежащих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бытового обслуживания. В больших общежитиях и палаточных городках в случае необходимости предусматривается камерная обработка постельных принадлежностей с использованием стационарных и передвижных дезинфекционных камер;

5) в постоянных и временных стационарах для пораженных – дезинфекция операционных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного контроля качества дезинфекции и стерильности материала.

Для размещения населения на временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 м 2 на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения населения в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0…4,5 м 2 на 1 чел.

Для медицинских формирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора населения в холодное время года необходимо иметь теплые помещения для обогрева людей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15…18 м 2 на 100 чел. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших их следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах на расстоянии не менее 0,3…0,5 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения составляют 10 л/сут на 1 чел.; на 1 больного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье), – 75 л/сут. На обмывку 1 чел., включая личный состав работающих в районе ЧС формирований, – 45 л.

При размещении населения в палаточном или другого лагерного типа городках оборудуются ровики (вместо санузлов) из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чел. Ровики допускается устраивать параллельно друг другу на расстоянии 1…2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. Нечистоты в ровиках необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комп-лексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно-ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпидемического очага являются:

1) регистрация и оповещение;

2) эпидемиологическое обследование и санитарно- эпидемиологическая разведка;

3) выявление, изоляция и госпитализация заболевших;

4) режимно-ограничительные или карантинные мероприятия;

5) общая и специальная экстренная профилактика;

6) обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

7) выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за пораженным населением и личным составом спасательных формирований;

8) санитарно-разъяснительная работа.

Регистрация и оповещение . Все больные и выявленные подозрительные по заболеванию лица берутся на специальный учет. О выявлении инфекционных больных немедленно оповещается главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещается также население района катастрофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение - это комплекс мероприятий по сохранению здоровья и предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди военнослужащих и населения.

Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение войск . Санитарно-гигиенические мероприятия в войсках включают в себя контроль за питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием, обычной и специальной одеждой и обувью военнослужащих, размещением личного состава в казармах, полевых условиях и оборонительных сооружениях, сбором, удалением и обезвреживанием нечистот и отбросов, условиями эксплуатации вооружения и техники, соблюдением правил личной и коллективной гигиены. Важным разделом санитарно-гигиенических мероприятий является контроль за состоянием защиты военнослужащих от действия военного труда (например, сверхвысокочастотного излучения, влияния компонентов ракетного топлива и т. п.). К санитарно-гигиеническим мероприятиям относится экспертиза воды и продуктов питания на заражение их РВ и ОВ.

К числу противоэпидемических мероприятий относятся: профилактические мероприятия, которые проводятся постоянно, независимо от эпидемической обстановки, и мероприятия по ликвидации возникших эпидемических очагов.

Предупреждение заноса инфекционных заболеваний в войска осуществляется системой противоэпидемических барьеров при приеме пополнения на призывных и сборных пунктах военкоматов, в запасных частях тыла и фронта. Во всех названных объектах проводится осмотр личного состава с целью выявления больных и подозрительных на инфекционное заболевание, их изоляция в медпунктах и эвакуация в инфекционные госпитали или отделения госпиталей. На путях передвижения личный состав войск подвергается осмотру на санитарно-контрольных пунктах. В районах расположения и боевой деятельности войск проводится санитарно-эпидемиологическая разведка (см. ) с целью выявления очагов инфекционных заболеваний среди гражданского населения, войск противника, а также обнаружения природных очагов. Предупреждение заноса инфекционных заболеваний с фронта в тыл осуществляется путем выявления и изоляции инфекционных больных на всех этапах , среди невойсковых контингентов, а также среди военнопленных и лечения выявленных больных в полевых инфекционных госпиталях до выздоровления. Профилактические мероприятия включают также меры по предупреждению возникновения заболеваний в войсках от возможных источников внутри части. В эти мероприятия входит учет переболевших дизентерией (в последние два года), тифо-паратифозными инфекциями, периодическое их обследование и в случае необходимости дополнительное лечение, систематическое наблюдение за ними и бак. обследование не менее двух раз в год; и периодическое (минимум два раза в год) обследование на носительство работников питания и водоснабжения; медосмотры сменного наряда на кухню и др.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в войсках проводятся также профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация, а также иммунизация (см.).

Ликвидация возникших эпидемических очагов осуществляется П5гтем изоляции инфекционных больных в изоляторе части с последующей госпитализацией в инфекционный госпиталь (инфекционное отделение госпиталя), усиленного медицинского наблюдения за личным составом войск, введения режима обсервации (см.) или карантина (см. Карантин, карантинизация), целенаправленного улучшения санитарно-гигиенического состояния войск и санитарной обстановки в районах их пребывания, проведения заключительной и текущей дезинфекции (см.), а при необходимости (см.). По показаниям проводится иммунопрофилактика и экстренная профилактика.

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий является обязанностью всей военно-медицинской службы (см. Медицинская служба Вооруженных Сил). Многие из этих мероприятий осуществляют средние медработники как самостоятельно, так и под руководством врачей (медицинский контроль за питанием, водоснабжением, бытом военнослужащих, выявление и изоляция инфекционных больных, взятие материала на лабораторное исследование и направление его в лабораторию, эвакуация инфекционных больных, проведение дезинфекционно-дезинсекционных мероприятий и др.). Лабораторные исследования и квалифицированные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия проводят специалисты санитарно-противоэпидемических учреждений также с участием средних медработников (осмотр воинских эшелонов персоналом санитарно-контрольных пунктов на путях передвижения войск, участие в санитарно-эпидемиологической разведке и др.).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав