03.03.2020

Как правильно называется пожарная служба. Личный состав гпс. Система обеспечения пожарной безопасности


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы *


Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 04.01.2010);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 27.06.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 года N 450 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.06.2013) (вступило в силу с 1 января 2014 года) (утратило силу с 7 мая 2019 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.05.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2016, N 0001201607010031);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.04.2019, N 0001201904290002).
____________________________________________________________________

________________
* Наименование в редакции ..

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 .

2. Пункт утратил силу с 7 мая 2019 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497 ..

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст.3454);

пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 627 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст.2587);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 года N 271 "О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст.1345);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 года N 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст.2175).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2005 года N 385

________________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 ..

1. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 .

2. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497 .

3) органы государственного пожарного надзора;

4) научные и образовательные организации, находящиеся в ведении МЧС России;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

7) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

8) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

9) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 601 . - Cм. предыдущую редакцию)

4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

5. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1107 ;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов для пожарной охраны и организаций;*5.6)
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

6. Федеральная противопожарная служба осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

в населенных пунктах (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1107);

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку специалистов для пожарной охраны в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, а в случае необходимости - в других образовательных организациях с учетом потребности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в этих специалистах;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 437 .

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны; *6.12)

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 ;

16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 484 ;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы;

18) участвует:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.*6.19)

7. Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;

3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

8. Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: *9)

1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);

2) военнослужащих;

3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России. *10)

Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.

12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385
"О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы"

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 29 мая 2013 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст. 3454);

пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 627 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 271 "О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1345);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2175).

Положение
о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385)

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2009 г., 20 июня 2011 г., 15 мая, 24 декабря 2014 г., 29 июня 2016 г., 25 апреля 2019 г.

1. Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

2. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и организации:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

7) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);

8) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);

9) пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.

5. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, и других образовательных организациях специалистов для пожарной охраны и организаций;

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

6. Федеральная противопожарная служба осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

в населенных пунктах;

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку специалистов для пожарной охраны в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, а в случае необходимости - в других образовательных организациях с учетом потребности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в этих специалистах;

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы;

18) участвует:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;

3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

8. Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

1) лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);

2) военнослужащих;

3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.

Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.

12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Личный состав ГПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

  • - лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники);
  • - военнослужащих федеральной противопожарной службы;
  • - лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

В ГПС принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в ВС РФ. На работников ГПС распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде .

Работники ГПС в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

В своей деятельности личный состав ГПС не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу ГПС в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области ПБ.

Сотрудники и военнослужащие ГПС имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ.

Работникам ГПС, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими ГПС, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе ГПС Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ (МВД РФ). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих ГПС, работавших на должностях, замещаемых работниками ГПС (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно - спасательных служб МВД), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в федеральной противопожарной службе, определяются законодательством РФ.

Категории граждан, не пребывающих в запасе и проходящих службу в федеральной противопожарной службе, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ПБ, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Основными задачами РСЧС являются:

  • 1. организация оповещения и информирование населения;
  • 2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
  • 3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • 4. оказание гуманитарной помощи;
  • 5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
  • 6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

  • · на силы и средства наблюдения и контроля;
  • · силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • · подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
  • · контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
  • · службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
  • · ветеринарную службу;
  • · сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • · лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
  • · службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

Государственная противопожарная служба осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях и территории города.

В соответствии с возложенными на нее задачами Государственная противопожарная служба осуществляет следующие функции:
1. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативного реагирования на их нарушения;
2. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и местного законодательства в области пожарной безопасности, контроль за обеспечением пожарной безопасности на территории города (района);
3. Организация подготовки и контроль за выполнением целевых городских программ обеспечения пожарной безопасности;
4. Оказывает содействие правительственной комиссии города по пожарной безопасности и контролирует ее деятельность;
5. Разрабатывает и утверждает в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции, другие акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществляет контроль за их соблюдением.

Государственный пожарный надзор (ГПН)- специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений (ст.6 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки (п.2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820 "О государственном пожарном надзоре").
Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы (приложение N 1 к Административному регламенту от 01.10.2007 №517) и государственные инспектора по пожарному надзору федеральной противопожарной службы (далее - ФПС):
1. Департамент надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице заместителей главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов РФ по пожарному надзору.
2. Структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН региональных центров МЧС России), в лице государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору.
3. Структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации), в лице главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей и государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
4. Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей и государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
5. Структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях в лице главных государственных и государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители.

Обращаясь к истории государственной, противопожарной службы необходимо отметить множество фактов чрезвычайных ситуаций природного и человеческого фактора. Со временем нарастала потребность в образовании специальной структуры, которой бы можно было бы передать функции по борьбе с серьезными происшествиями – и, в первую очередь, пожарами. Таким образом, и была создана пожарная служба в конце 15 века по указу царя Ивана третьего.

Заслуживает внимания и 1504 год когда Петр первый ввел так называемую пожарную повинность и закрепил строгую ответственность к нарушителям. Большое внимание уделялось противопожарной обороне и последствиям ядерной атаке в СССР в 70 годах прошлого века. 1989 год стал также очень знаковым после подписания указа о создании министерства по чрезвычайным ситуациям.

1994 год поставил точку в определении аббревиатуры министерства и окончательно озвучил и закрепил его функции и обязанности. Этот федеральный закон действует и по настоящее время, не претерпевая серьёзных изменений и поправок.

Структура противопожарной службы в РФ

Противопожарная служба в нашей стране – это достаточно крупная с серьезная система, в которую входят многочисленные профильные государственные структуры, призванные вместе стоять на страже безопасности государственных объектов и населения проживающего на нашей территории. Каждое их государственных подразделений имеет свое внутренне устройство и определенные задачи, но приоритетная цель работы одна, как и подчинение федеральному министерству, расположенному в Москве. Более наглядно и демонстративно разобраться с особенностями внутренней структурной пирамиды службы ответственной за пожарную безопасность, можно с помощью списка описанного ниже:

Главной службой считается федеральное противопожарное отделение;

Руководящий орган, наделенный исполнительной властью и имеющий цель оперативно решать все возникающие вопросы в сфере пожарной безопасности подконтрольной территории;

Подразделения, наделенные исполнительной властью, ответственные за принятие решений по острым вопросам обеспечения пожарной безопасности. В эти подразделения входит региональный оперативный штаб по вопросам гражданской обороны;

Органы, осуществляемые государственную деятельность по пожарному надзору на прикреплённой территории. В орбиту интересов этого ведомства входят: объекты социального промышленного и административного направления;

Подразделения призванные развивать научную и практическую базу. Сюда же относятся все образовательные учреждения среднего и высшего уровня готовящие рабочих специалистов и руководящее звено соответственного профиля;

Мобильные подразделения, перед которыми поставлена цель строго соблюдать меры пожарной безопасности на прикреплённом подконтрольном объекте большой государственной значимости. Сюда следует отнести военизированные специализированные группы;

Так называемые «объектовые подразделения».

Функции противопожарной службы

Переходя к освещению функций, возложенных на плечи государственной, противопожарной службе Российской Федерации следует сослаться на принятый в 1994 году закон федерального значения, регламентирующий все вопросы пожарной безопасности в нашей стране. Документ носит название «О пожарной безопасности» под прикреплённым номером 69 –ф3. Этот документ прямо указывает на перечень функций для выполнения структурой ГПС МЧС Российской Федерации. Среди них;

Составление и строгое выполнении организационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожаров;

Проведение спасательных мероприятий по отношению к населению проживающему на подконтрольной ответственности территории, а также и материального имущества в случае чрезвычайной ситуации;

Организационные мероприятия при непосредственном тушении пожаров с привлечением обученного людского ресурса и специализированной колёсной техники.

Остаётся только верить и надеяться, что в любой чрезвычайной ситуации противопожарная служба всегда придет нам на выручку, как это уже было бесчисленное количество раз в будние и праздничные дни!

Статью прислал: R600


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав