22.09.2019

Современный урок в условиях реализации фгос. "современный урок в условиях реализации фгос"


Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Они отличаются от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

1. Психологический настрой «Все в твоих руках»

Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

2. Целеполагание

Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать? (На своих уроках, работая по новому и т.д)

Попробуйте сформулировать тему этого блока нашего семинара

Слайд 1. Следовательно, тема блока семинара «Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения».

Слайд 2. Попробуйте сформулировать цель (Изучить критерии эффективности современного урока)

Слайд 3. Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Выявить характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа познакомиться со структурой технологической карты урока)

3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Слайд 4. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.

Слайд 5

Л - личностный рост,
И - индивидуальность, интеллект
Ч - человечность
Н - новаторство
О - оптимизм
С - саморазвитие, самообразование, сознание
Т - творчество, талант, труд
Ь -

4. Работа в группах. Системно-деятельностный подход.

Слайд 6. 1 тема: Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Задание группам. Выявить отличия в традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по ФГОС. (приклеить вырезки)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:
. по поиску и обработке информации;
. обобщению способов действия;
. постановке учебной задачи и т. д.

Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форм урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандарт-ное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Образовате-льная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Обсуждение результатов работы в группах. Выступление групп

Слайд 7. 2 тема. Сравнение традиционного и современного уроков

Задание группам. Выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа (Вклеить информацию в 3 колонку)

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выступление групп
Меняется ли структура урока?

Слайд 8

1) Самоопределение деятельности (Орг. момент)
2) Актуализация опорных знаний.
3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)
4) Открытие новых знаний
5) Первичное закрепление.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу
7) Включение нового знания в с систему знаний (повторение)
8) Рефлексия деятельности

Слайд 9. 3 тема «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС»

Требование ФГОС: формирование УУД учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Опыт начальной школы показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Слайд 9. Задание группам. Проанализируйте карту урока и, прочитав притчу «Просей через три сита», определите УУД

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализи-руют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения

Осознан-но строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Один человек спросил у Сократа:
- Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?
- Нет, я просто слышал это.
- Значит, ты не знаешь, это правда или нет.
Тогда просеем через второе сито - ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив.
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда.
Попробуем третье сито - сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить? (Выступление групп)

5. Итог и вывод. - Какую проблему мы сегодня решали? (Каким должен быть современный урок?)

Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых ФГОС.

Слайд 10. И вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Слайд 11. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда (британский политический деятель): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

6. Рефлексия

«Что ты делаешь?» - с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе, ответили на вопрос странствующего философа? - «Что ты делаешь?»

Слайд 12. Обведите свою левую руку. Каждый палец - это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

Большой палец - для меня все было важным и интересным.
Указательный - по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний - мне было трудно.
Безымянный - моя оценка психологической атмосферы..
Мизинец - мне было недостаточно…

«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»

1 слайд Тема эта актуальна, в свете внедрения ФГОС основного общего образования .

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

2 слайд. Перед образованием по ФГОС ставятся новые цели, новые требования к качеству образования, к уроку.

3 слайд. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

4 слайд. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»

5 слайд. Современный урок по ФГОС – это

6 слайд.

Профессиональная и методическая подготовка учителя

Целеполагание и мотивация учения

Системно-деятельностный подход

Современные средства обучения

Выбор оптимальных средств обучения

Создание условий для саморазвития

Анализ каждого учебного занятия

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

Слайд 7. Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающиеся удерживают в памяти, если слышат материал: 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

Современный урок начинается с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех!

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ученики будут помнить. Применяются такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих обучающихся.

ИТАК,

современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;

урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

проектировать пути их реализации;

контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

7 слайд. Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

вывод делают сами обучающиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

8 слайд. в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым

Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

9-10 слайды Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Итак плюсы :

    Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

    На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

    Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

    Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Минусы:

    Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

    Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

    Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

    Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

    Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

    При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учеников и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Слайд 11. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Слайд 12. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Слайд 13. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум ( мини- ), смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 14. Методы и формы современного урока:

Метод проектов;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии (интеграция);

Портфолио.

Слайд 15. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет;

Использование готовых обучающих программ;

Разработка и использование собственных авторских программ.

Слайд 16. Возможности ИКТ:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?

Слайд 17. Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Структура технологической карты включает :

Название темы;

Цель освоения учебного содержания;

Планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

Основные понятия темы;

Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Преимущества технологической карты:

использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

освобождается время для творчества учителя;

обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Слайд 18. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД обучающихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы :

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Слайд 19. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

проблемы, с которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.

если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя из младшего в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС?

Слайд 20. Современный урок – это:

    урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

    урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

    урок, содержащий разные виды деятельности.

    урок, на котором ученику должно быть комфортно.

    урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

    современный урок развивает у детей креативное мышление.

    современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

    урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Современный урок по ФГОС

«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием»
Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».
В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые:
Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
Способны к сотрудничеству.
Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.
Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и
их желания учиться. Сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель»
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Так каким же все-таки должен быть современный урок?
Современный урок, как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

Требования ФГОС к методике преподавания

1.Компетентностный подход – комплексный характер(УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности(целеполагание,рефлексия, оценка).
3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.
4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
5.Акцент на активную деятельность и результативность
(личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структуирование и анализ).
7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.
10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).
Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.
В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.
Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку.
1. Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
2. Урок долен носить гуманистический подход.
3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
4. Урок должен быть нацелен на формитрование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
9. В центре внимания на уроке должны быть ученики(урок для детей, а дети для урока).
10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
13. Должна быть рефлексия учебного занятия.

Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.
Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать критерии, применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.

Критерии Оценка
1 Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку. 012345
2 Постановка цели урока и умение выделить задачи урока. 012345
3 Умение учителя стимулировать мотивы обучения(актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами) 012345
4 Уровень общепедагогического и методического мастерства(умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального методического инструментария(нестандартные методы, приемы, средства обучения) 012345
5 Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность) 012345
6 Восприятие материала учащимися (интерес, напряженность) 012345
7 Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик» 012345
8 Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики) 012345
9 Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. 012345
10 Системность изложения материала, способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся. 012345
11 Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока. 012345
12 Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 012345
13 Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся) 012345
14 Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке. 012345
15 Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения) 012345
16 Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, напрвленных на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач(что и в какой степени способствовало развитию общеучебных умений, познавательных способностей) 012345
17 Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока. 012345

Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока, выявления резервов его совершенствования.
К примеру, вы набрали от 60 до 67баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67 отлично.
Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то, что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.
Прошу дать оценку моему выступлению: «Солнышко»-принимаю в целом анализ урока.
Смайлик»- частично принимаю.

Cовременная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литовченко Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №511 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга


Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
На современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие же требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим:
- учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбереже ние;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Как проходил обычный урок?
Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Как должен проходить современный урок?
Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстриров ать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта при работе в группах. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированност и УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

.

Работа учителя истории Маленковой Н.И.

МКОУ Сляевской СОШ Рамонского района Воронежской области

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым .

Однако в настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами : привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного потенциала современных возможностей обучения. На традиционном уроке легко работать.Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Но мы отмечаем постоянное снижение интеллектуального уровня учеников, а у учителя - постоянное чувство неудовлетворенности из- за отсутствия у детей интереса,. нежелания учиться, непонимания со стороны учеников и их родителей требований учителя.

Сравним с помощью таблицы изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС с традиционной деятельностью учителя.

Характеристика изменений в деятельности учителя , работающего по ФГОС

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Учитель пользуется сценарным планом урока, представляющим ему свободу в выборе форм. способов и приемов обучения.

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано на уроке

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выполните и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите, объясните, сравните,выразите символом создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте,оцените, измените придумайте и т.д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Групповая и индивидуальная

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися: дети изготавливают учебный материал, проводят презентации

Результаты обучения

Основная оценка – оценка учителя

Результаты, не только предметные, но и личностные и метапредметные

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

С позиций нового федерального образовательного стандарта – стандарта второго поколения – результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения:

-личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества.

-предметные результаты: освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.

- метапредметные результаты: освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современного образования формирование универсальных учебных действий (УУД),дающих возможность школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самоусовершенствованию.

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:

Личностные;

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные действия.

Итак, исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через :

Постановку цели деятельности;

Планирование своих действий по реализации поставленных целей;

Саму деятельность;

Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы : :

Активные;

Интерактивные;

Исслеедовательские;

Проектные.

В современном уроке ключевым является ориентация на способность не заучивать, а применять знания. Основой способности учащихся к саморазвитию и самообразованию является формирование универсальных учебных действий. Ученик не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Он должен стать участником образовательного процесса. Поэтому уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Методической основой обучения по ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок. то нам надо знать:

Принципы построения урока;

Примерную типологию уроков;

Критерии оценки урока в рамках системно – деятельностного подхода.

Деятельностный подход- это такой подход к организации процесса обучения, при котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, как хозяина своей деятельности, своей жизни. Он:

Ставит цели;

Решает задачи;

Отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя, поэтому учебная деятельность является универсальным средством развития.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение определенной системы дидактических принципов :

- принцип деятельности

Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании что формирует его общекультурные и деятельностные способности, общеучебные умения;

-принцип непрерывности

означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

- принцип целостности

предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире: природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук;

- принцип минимакса

школа должна предложить ученику возможность усвоения содержания образования на максимальном для него уровне в его возрастной группе и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума – государственного стандарта знаний;

- принцип психологической комфортности

предполагает снятие всех стрессообразующих факторов, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности

формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;

-принцип творчества

максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

При подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС нам надо учитывать следующие требования :

Четкое формулирование цели;

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся;

Прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

Выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе обучения, обеспечивающих познавательную активность;

Урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сотрудничает с учениками, а ученики сотрудничают с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.

Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа должна преобладать индивидуальная, парная и групповая работа . Работа в парах и группах формирует коммуникативные умения: обучает сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. Учащихся надо обучать самоконтролю. самооценке и взаимооценке. Это формирует регулятивные и коммуникативные УУД.


Этапы конструирования современного урока:

Определение темы учебного материала;

Определение дидактической цели темы;

Определение типа урока;

Продумывание структуры урока;

Обеспеченность урока;

Обзор содержания учебного материала;

Выбор методов обучения;

Выбор форм организации педагогической деятельности;

Оценка

Рефлексия достижения целей.

Дидактическая структура урока :

Организационный момент (тема, цель: образовательные, развивающие, воспитательные задачи, мотивация их принятия, планируемые результаты; формируемые УУД);

Проверка домашнего задания (если оно задавалось

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, мотивация, актуализация знаний;

Сообщение нового материала;

Решение учебной задачи;

Усвоение новых знаний;

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль тестом);

Закрепление изученного материала;

Обобщение и систематизация знаний;

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль);

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения целей;

Домашнее задание и инструктаж по его исполнению.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения ?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил :

- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока;

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания;

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, школьники формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. у школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазви тия.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Современное российское образование требует личностного начала учителя, самостоятельного планирования уроков, знания принципов дидактики, точного и одновременно творческого выполнения программно- методических требований к уроку, знания типологии урока.

Можно долго говорить о том, каким должен быть современный урок. Бесспорно одно: он должен быть одушевлен личностью учителя. а идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому у детей появляется ощущение, что урок ведут они сами Это и есть «высший пилотаж» в проведении современного урока ..

Март 2016 . село Скляево.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав