03.07.2020

Практическая работа по обществознанию правовое государство. Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Вопросы и задания



ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО»
Для подготовки к занятию студентам необходимо собрать и проанализировать информацию о состоянии гражданского общества в России. Цель работы – ответить на вопрос: есть ли в России гражданское общество? В ходе обсуждения выясняются основные проблемы его формирования , значение в этом процессе различных институтов. Студенты определят формы своего участия в нем.
Эпиграф занятия

«Каждой стране наступает

Рано иль поздно черед,

Где не покорность тупая –

Дружная сила нужна;

Грянет беда роковая –

Скажется мигом страна.

Единодушье и разум
Всюду дадут торжество…»

Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо (отрывок).

К занятию студенты пишут эссе «А что такое гражданин? Отечества достойный сын» (Н.Некрасов)
Студентам заранее предлагается подумать над следующими вопросами.

1. Кто должен в первую очередь заботиться о решении тех или иных социальных проблем? Каковы функции государства? Как они реализуются в России? Что зависит от самих граждан?

2. Что понимается под термином «гражданское общество»? Какие оценки развития гражданского общества в России даются политиками и в научной литературе? Докажите или опровергните фактами мнение социолога О.А.Митрошенкова, что «признаки гражданского общества в России как будто очевидны» (Социс. 2007.№1.С.54).

3. О деятельности каких общественных организаций, объединений и ассоциаций вы знаете? Принимаете ли вы в них участие? Чем можно объяснить возрастание интереса к таким объединениям? Найдите материал и расскажите о деятельности неправительственных организаций в России.

4. Найдите материал и расскажите о гражданских протестах в России и за рубежом. Доводилось ли вам в них участвовать?

5. Какими, по вашему мнению, должны складываться отношения гражданского общества и бизнеса, бизнеса и государства?
Во время занятия студенты выполняют задания практикума по теме.

Задание 1

Заполните самостоятельно следующую таблицу:

Сравните ваши ответы с данными полученными социологами (Н.Е.Тихонова. Куда ведет коридор? (О социальной политике с позиции общественного мнения) //Общественные науки и современность. 2006. №3, с.12). Прокомментируйте их.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ДОЛЖЕН В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАБОТИТЬСЯ О РЕШЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ПРОБЛЕМ? (В %)


предприниматель

профсоюзы

государство

сами работники

Трудовая занятость

10,8

7,1

65,2

16,9

Достоянная оплата труда

29,0

9,0

56,5

5,5

Предоставление отпуска

23,4

27,7

45.6

3,3

Условия и охрана труда

20,5

33,0

44,1

2,4

Профессиональный рост

17,3

6,4

24,1

52,3

Медицинское страхование

11,6

12,6

72,8

3,1

Пенсионное обеспечение

5,8

6,9

84,9

2,4

Жилищная проблема

5,8

4,8

76,1

13,3

Соблюдение трудовых прав и социальных гарантий

12,0

25,9

59,0

3,2

Задание 2

«В США в 1930-1960–х гг.действовал кодекс Хейса –он запрещал показывать на экране обнаженную натуру, эротические танцы, употребление наркотиков и жестокие преступления. К тому же регулировал продолжительность поцелуев (от одной до двух секунд) и глубину декольте. Цензуре подвергались даже диалоги: героям не разрешалось высмеивать религию и таинство брака, а также отпускать неприличные шуточки» //Все ясно. 2005. №44. С.18.

Должно ли государство устанавливать цензуру на ТВ? Должно ли такую цензуру устанавливать само телевизионное сообщество? Должен ли быть просмотр передач на ТВ свободой выбора самого зрителя? Обоснуйте свою позицию и запишите ответ в соответствующей колонке таблицы.
Задание 3

«В 2005 г. глава МВД Северной Осетии Сергей Аренин объявил о создании в республике вооруженных групп самообороны. Правда, чуть позже пресс-служба министерства оговорилась: речь идет об «отрядах содействия милиции», оснащенных охотничьим оружием, которое у населения и так уже есть. В любом случае, пишет журнал, инициатива североосетинского МВД – фактически попытка переложить ряд государственных функций на гражданское население. И если население такой шаг приветствует, значит, убеждено, что государство защитить его не может» (Все ясно. 2005.№36.С.7)

Чем можно объяснить такое предложение министра? Как вы к этому предложению относитесь? Является ли обеспечение общественной безопасности исключительно прерогативой государства в лице правоохранительных органов? Как могут граждане побеспокоится о своей личной безопасности? Пойдете ли вы в добровольную народную дружину (ДНД)? Знаете ли вы что-то об их деятельности?
Задание 4

Из интервью В.Суркова, зам. руководителя администрации президента РФ: «Все должны осознать – враг у ворот. Фронт проходит через каждый город, каждую улицу, каждый дом. Нам нужны бдительность, солидарность, взаимовыручка, объединение усилий граждан и государства…

Раскрепостить частную инициативу в деле государственного строительства и общественной безопасности – первейшее условие нашей победы в войне с террором. К этой работе надо подключить и гражданские союзы, и систему образования, и масс-медиа, и правоохранительные органы…» (Комсомольская правда». 2004. 29 сентября).

Какую цель преследуют подобные обращения государства к обществу? Вспомните, в момент каких исторических событий звучали подобного рода обращения? Расскажите, как вы противостоите террористической угрозе?
Задание 5

«Кто должен платить пособия уволенным?» - спрашивает «Комсомольская правда» (2008, 28 ноября. С.9). Государство может (и должно) гарантировать выплаты увольняемым сотрудникам, полагает президент РСПП А.Шохин. «Наш бизнес еще не в критической ситуации, чтобы государство брало на себя финансирование по увольнению работников, - считает Л.Овчарова, замдиректора Независимого института социальной политики. – Но если начнется массовое банкротство предприятий, то властям придется поддержать бизнес». «В экономически благоприятное время, а это последние 8 лет, бизнес говорил: не вмешивайтесь в то, что мы делаем. Да, мы выплачиваем себе повышенные бонусы и огромные зарплаты топ-менеджерам. Но у нас же рынок, это наши деньги, мы взрослые… Но, заслышав о кризисе, бизнесмены оказались не большими дядями, а маленькими детьми, которых государство должно выручать. Это безответственно», - уверен председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике А.Исаев.

А как бы вы ответили на вопрос «Комсомольской правды»? Что бы вы стали делать, окажись перед угрозой увольнения? Чьи интересы должно отстаивать государство: бизнеса или работников?

Задание 6

Прочитайте отрывок из выступления президента РФ Д.А.Медведева на заседании Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 года.

«Государство также должно создать такую систему социальной защиты и публичных услуг, которая стимулировала бы российские семьи к увеличению числа детей , к здоровому образу жизни, к непрерывному образованию, наконец – к долгому и плодотворному труду. Здесь нам ещё предстоит пройти большой путь, чтобы избавиться от наследия прежней системы, в которой сосуществовали распределительные механизмы для избранных и минимальный риск, а также паёк, который уравнивал всех остальных в бедности и бесправии».

О каких функциях государства говорит президент? Как они осуществляются в РФ?

Задание 7

В своем первом президентском послании Путин говорил: «Господствует представление, что все в России зависит от власти. Власть действительно отвечает за все. Но очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, зрелостью политических партий, общественных организаций, гражданской позицией средств массовой информации» (Политика эпохи Путина. 28 статей о Путине и его политике. 1999 – 2007 //Эксперт. Лучшие материалы. 2007.№2, с.1)

Что зависит от самих граждан? Что значит «зрелые» политические партии, общественные организации? В чем должна заключаться гражданская позиция средств массовой информации?
Задание 8

Какие из трех альтернатив поведения граждан вы выбрали бы:


  1. самостоятельное, индивидуальное решение проблемы («каждый сам за себя», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»);

  2. решение проблемы специально уполномоченными государственными институтами, действующими на основании закона;

  3. решение проблемы путем самоорганизации граждан, минуя государство.

Задание 9

«В среднем 80% предпринимают реальные действия для того, чтобы обезопасить себя и семью, близких от нападений, разбоев, грабежей и возможности подвергнуться негативному экологическому влиянию на бытовом уровне. При этом 5-12% респондентов предположительно объединяются с другими в целях предотвращения этих угроз для всего общества, народа. 70% были абсолютно уверены, что этого они делать не будут. Соответственно, в среднем лишь 20% остаются «в раздумье», будут ли они что-то предпринимать, объединяться с другими, чтобы снизить эту угрозу для народа, страны или нет».

«Декларируется опора только на себя , семью, ближайшее окружение… Почти 50% респондентов подыскивают средства зашиты внутри малой группы (обсуждают с близкими), а 30% считают, что даже семья, близкое окружение не смогут предоставить им средств защиты, адекватных угрожающим им опасностям…» //Социс. 2005.№2. С.26, 27.

Таким образом, россияне отдают предпочтение первой альтернативе. Как вы думаете, почему?
Задание 10

Прочитайте экспертные оценки этого феномена.

Директор Института социологии РАН М.Горшков: «Каждая социальная страта российского общества научилась жить своей внутренней жизнью, не обращая внимания на остальных. Люди – особенно это характерно для среднего класса – живут по принципу «мой дом – моя крепость». Сейчас, по данным социологов, до 40 процентов граждан РФ признаются, что готовы решать свои проблемы без помощи государства. Одни потому, что на него не надеются, но другие, и их большинство, - так как действительно могут это сделать» (Российская газета. 2005. 7 декабря. С.22).

Можете ли вы сказать, что относитесь к этим 40% гражданам?

Задание 11
В апреле – мае 2006 г. ИС РАН провел масштабное исследование «Социальное неравенство в социологическом измерении».
Как лучше действовать, чтобы отстоять свои интересы и добиться чего-то важного, - сообща или рассчитывая только на свои силы? 51% - за коллективные действия, 49% - за чисто индивидуальные.

Ясно, что мы сталкиваемся в данном случае с ситуацией социокультурного и социально-психологического раскола. Перед нами как бы две России, одна солидаристская, ставящая перед собой те или иные общие цели, другая – сосредоточенная на индивидуальном выживании.

«Итак, усредненный портрет россиянина в плане его стиля жизни можно выразить двумя словами – семьянин и «рабочая лошадка». Не рвущийся в «заоблачные выси», он в большинстве случаев лоялен и готов старательно работать на своем месте, рассчитывая на то, что это обеспечит ему возможность спокойной жизни со скромным, но верным достатком» (А.Л.Андреев. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства //Социс. 2007. №9. С.39, 40, 43).

К какой России принадлежите вы? К каким последствиям может привести ситуация социокультурного и социально-психологического раскола?

Задание 12

Прочитайте комментарий социолога С.В.Туманова:

«Психологи считают, что в нормальном обществе существует 13-19% активного населения. Для молодежи эта норма – 25-30%. По данным опросов 2003 г., только 10% молодежи считало, что их будущее зависит целиком от них, и более 80% - что государство обязано обеспечить им социальные гарантии. В других возрастных группах уровень патернализма еще выше. Только 7% взрослого населения считает, что каждый человек обязан сам заботиться о себе… и более 40% уверено, что их жизнь целиком зависит от деятельности Правительства и Президента» (Социс. 2007.№1.С.52).

Как вы думаете, какие последствия для общества сулит такая позиция граждан?
Задание 13

По убеждению заместителя руководителя Администрации президента РФ В.Суркова, наше общество, вопреки привычной со славянофильских времен сказке, это общество индивидуалистов. «Аргумент в пользу данного утверждения прост и потому неопровержим: «Если кто из вас пытался хоть раз уговорить соседей общими средствами установить в подъезде домофон, тот знает, как дорого дается минимальная коллективизация. А как у нас водят машины? Поперек дороги, по встречной, в пьяном виде, бессмысленно и беспощадно.

Коллективист так не водит. Он уважает других членов коллектива».

Именно отсюда, делает вывод Сурков, «и избыточная персонификация коллегиальных структур: сильные личности часто компенсируют слабую эффективность коллективов, дефицит взаимного доверия и самоорганизации» (В.Рудаков. «Суверенная демократия»: история с продолжением //Профиль. №26(534) от 09.07.2007).

Согласны ли вы с выводом заместителя руководителя Администрации президента РФ, что Россия – общество индивидуалистов? Приведите свои аргументы, доказывающие или опровергающие данную точку зрения. Можно ли утверждать , что индивидуализм разрушает гражданское общество? Согласны ли вы, что гражданское общество невозможно без коллективизма?
Задание 14

Есть точка зрения, что Россия сегодня не общество граждан, а общество обывателей.

На основе данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения в конце 2001 г., социологи пришли к выводу, что россияне уже стали обывателями (Коммерсантъ, 2002. 1 февраля):

Все неприятности воспринимаются народом как объективно неизбежные, поэтому в ближайшее время рейтингу президента ничто не помешает;

Простых граждан России все больше интересует не политика, а их собственная частная жизнь, межчеловеческие общения;

Большинство людей теперь не соотносят себя со страной в целом, а внимание обращают только на свою семью;

Большинство людей живут с установкой на недоверие как к властям, так и ко всем вообще. Около 80% россиян «думают, что их кинут»;

Большинство людей ориентированы на достижение благосостояния любыми путями, работают исключительно ради денег;

- «общество хочет, чтобы его оставили в покое, и другого президента им не надо»;

В отличие от советских, никто из нынешних российских граждан не готов ничем пожертвовать ради идеи».

Давайте порассуждаем, кто такой обыватель?
Задание 15

Из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»:

«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере беспомощные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… Живут, даром место занимают да корм едят».

Перечитайте сказку. Много ли вы встречаете в жизни таких «премудрых пискарей»? В чем заключается их мудрость? Найдите оправдание их существованию.
Задание 16

Из интервью писателя В.Сорокина журналу «Шпигель»:

«И немец, и француз, и англичанин могут заявить: «Государство – это я». А я этого о себе сказать не могу. В России это могут о себе утверждать лишь люди из Кремля. А все остальные – не более, чем человеческий материал, с которым можно делать все, что вздумается…» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.88, 89).

Согласны ли вы с мнением писателя?
Задание 17

Из интервью писателя В.Сорокина журналу «Шпигель»: «В каждом из нас живет гражданин. Во времена Брежнева, Андропова, Горбачева и Ельцина я постоянно старался гражданина в себе отодвигать на задний план, уговаривал себя, что я художник. Сформировался как литератор я в московском андерграунде, где хорошим тоном считалась аполитичность. Я помню притчу, которая ходила из уст в уста: когда немецкие войска входили в Париж , Пикассо сидел и рисовал яблоко. Такой была и наша позиция: сиди и рисуй свое яблоко… Такой была и наша позиция: сиди и рисуй свое яблоко, независимо от того, что происходит вокруг. И так я жил, пока мне не исполнилось 50. Сейчас гражданин во мне проснулся» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.88, 89).

Попробуйте объяснить изменение позиции писателя? Сформулируйте «плюсы» и «минусы» положения Пикассо?
Задание 18

Выполнив задание 15, вспомните другой пример - из «Молодой гвардии» А.Фадеева. Немцы входят в Краснодон. А Ульяна Громова убегает в сад и читает «Остров сокровищ». Иная девочка так всю, оккупацию пряталась в книгу. Уля же, подзарядившись от героев Стивенсона мужеством и благородством, пошла создавать комсомольское подполье.

Чья позиция вам ближе: великого художника или простой советской девочки?
Задание 19

Ректор ВШЭ, член Общественной палаты при президенте РФ Я.Кузьминов убежден, что «гражданское общество – это зона, где люди поднимаются над своими частными интересами. Не когда кто-то кого-то нанимает, а когда люди убеждаются, что похожие проблемы легче решать вместе» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.33).

Но ведущей тенденцией в современной России остается растущее разобщение людей, что подтверждается данными исследований, проведенных Общественной палатой РФ: «В 1991 году тех, кто считал, «что людям можно доверять», было 41%, считавших, что «с людьми надо быть осторожнее», - 36%. В 2006 году «доверчивых» осталось только 22%, «настороженных» стало 74%... На вопрос «В какой среде вы могли бы рассчитывать на помощь в случае тяжелых жизненных проблем?» 83% опрошенных ответили, что обратятся к близким родственникам. К помощи общественных организаций обратились 4%, в госучреждения – 6%» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.31).

Если вы обнаружите в подъезде своего дома шприцы наркоманов, то как вы поведете себя в такой ситуации?
Задание 20

Прокомментируйте данные таблицы.

ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВЛИЯНИЕ (%)

Источник: Общественная палата РФ

Прочитайте отрывок из журнального материала «Как создать царство свободы».

«Когда житель американского города Анистона (штат Алабама) Джеймс К., на неделю отлучившись из дома, оставил без присмотра аквариум с рыбками, он думал, что это личное его дело. Но про аквариум знал сосед Джеймса, активист Общества защиты живого мира планеты. Он позвонил в полицию, и когда легкомысленный Джеймс вернулся, ему влепили солидный штраф за жестокое обращение с животными.

Общественность - великая сила. Гурманы города Чикаго теперь лишены возможности есть свое любимое лакомство – фуа-гра из гусиной печени. Этого добился знаменитый актер Роджер Мур, по совместительству борец за права домашних животных. Он убедил членов городского совета Чикаго, что гусей и уток ради приготовления деликатеса подвергают невыносимым страданиям: их насильно кормят так, чтобы у них разбухала печень.

В Канаде, в городе Калгари, супруги П. Наказали за хулиганство семилетнего сына, оставив его без ужина. Об этом возмутительном факте узнали в Лиге защиты детей от домашнего насилия. Нанятые лигой адвокаты добились возбуждения уголовного дела против жестокосердных родителей»

(Все ясно. 2006.№6.С.48).

Прокомментируйте эту информацию. Возможно ли такое поведение граждан в России? «Суть правового государства по-американски у нас написана на каждом ларьке: «Открыто! Стучите» (из анекдота). Можно ли доносительство рассматривать как проявление активности гражданского общества? О деятельности каких общественных организаций, объединений и ассоциаций вы знаете? Принимаете ли вы в них участие? Чем можно объяснить возрастание интереса к таким объединениям?
Задание 22

Из стенограммы Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 26.04.2007 (Постоянный адрес документа http://www.edinros.ru/news.html?id=120050):

«Отмечу, что увеличивается и государственная поддержка общественных организаций. В прошлом году она составила 500 млн. рублей, на этот год запланировано в 2,5 раза больше.

В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов – добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек.

Всё это – реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества».

Найдите материал и расскажите о деятельности неправительственных организаций в России.
Задание 23

Ректор ВШЭ Я.Кузьминов считает, что «у нас начинает воссоздаваться круг досужего знания, досужих интересов. 10-15 лет мы были отрезаны от всего этого. Сначала мы читали Шмелева, потом боролись на площадях , потом лихорадочно зарабатывали деньги. Когда социальная структура подвижна, идут постоянные процессы перемешивания, люди озабочены тем, чтобы ухватить кусок. И совершенно не озабочены тем, чтобы почитать книжку, помочь ближнему, вообще о душе подумать… Сейчас мы стали другой страной, мы этого просто не замечаем. Другой мониторинг – образования – в 2006 году показал фантастические вещи: несколько лет назад люди выходили на рынок дополнительного образования и платили деньги, чтобы уйти с того места, где работали, и найти лучшее. Сейчас 65% людей платят, чтобы удержаться на своем месте. Замирает экономическая и социальная структура общества; люди расселись по своим местам. И начинают осматриваться».

Что это порождает?

Свободное время. Возможность заняться чем-то ПОМИМО своего дохода и карьерного продвижения» (Профиль.2007. 5 февраля. С.34).

На чем основывается оптимизм Я.Кузьминова в отношении перспектив гражданского общества в России? Согласны ли вы с тем, что для развития гражданского общества требуется известный уровень материального достатка граждан, и что основой гражданского общества является многочисленный средний класс?
Задание 24

Писатель В.Сорокин убежден:

«Гражданина в себе каждый должен пробудить сам. Российский философ Николай Бердяев однажды сказал, что в России изобилие идей и дефицит вещей. И так было на протяжении всего ХХ века. Лишь в последние 15 лет россияне получили возможность хорошо одеться и вволю наесться. А сытого человека клонит ко сну. Это и объясняет аполитичность студенчества. Ни в одной стране вы не найдете такого инертного, как у нас» (Профиль. 2007. 5 февраля. С.88).

Согласны ли вы с писателем?
Задание 25

Социолог О.А.Митрошенков считает что тезис о наличии в России гражданского общества весьма спорен. «Сегодня на просторах страны наблюдается скорее совокупность атомизированных и довольно бесправных индивидов, фрагментированных образований, которые гражданского общества не создают» //Состоялось ли гражданское общество в России. См.: Социс. 2007.№1.С.54.

О бесправности российского гражданина говорит директор Левада – Центра Л.Гудков: «В нашей ситуации, по нашим замерам, абсолютное большинство, то есть 90% считают, что они не в состоянии влиять ни на какие дела, которые выходят за пределы ближайшего круга. 45% говорят, что, максимум, на что они могут повлиять, - это на ситуацию в собственном доме и во дворе. Все остальное вне их контроля, они чувствуют, что над ними господствуют какие-то отчужденные от них силы, сами они не готовы за что-то отвечать и ни на что не рассчитывают» (Фоторобот российского обывателя //Новая газета. 2008. №23. С.8).

Подтвердите или опровергните примерами выводы социологов.
Задание 26

Социолог О.А.Митрошенков считает, что «признаки гражданского общества в России как будто очевидны. Конституцией закреплены основные права и свободы , отменена цензура. Есть разные партии, парламент, социальные группы и акторы – бизнес, многочисленные СМИ, профсоюзы, суд. Есть гражданские протесты: против монетизации льгот (январь 2005, 240 тыс. чел.), увеличения цен на бензин (февраль, 50 тыс.), реформы ЖКХ (март, 100 тыс.), новых правил дорожного движения (январь 2006, 10 тыс. чел.), митинги в поддержку О.Щербинского (февраль, 25 тыс.). На некоторые протесты власть реагирует вполне конструктивно. Создана общественная палата. Пожалуй, значимые штрихи гражданского общества этим и ограничиваются» (Социс. 2007.№1.С.54).

Найдите материал и расскажите о гражданских протестах в России и за рубежом. Доводилось ли вам в них участвовать?
Задание 27

По данным ФОМ, на вопрос о том, знают ли они, что такое гражданское общество: «да, слышали» ответили 16%; что-то слышали об этом – 28%; слышат об этом впервые – 40%; затруднились ответить – 16%. Согласно подсчетам А.Ослона, в общей сложности всего 22% дали ответ, который согласуется с изначальным понятием «гражданское общество». (Мировая экономика и международные отношения. 2001.№12. С.75 – 78).

К какой части респондентов вы бы отнесли себя, если бы вас спросили до того, как вы начали изучать эту тему? А теперь дайте определение понятия «гражданское общество».
Задание 28

«Я категорически против любых революций, мы их уже наелись. Я за то, чтобы у нас было цивилизованное, демократическое развитие, чтобы большинство населения были обывателями, чтобы люди выходили на свой газончик, садились, жарили шашлыки, играли со своими детьми. Не интересовались политикой, получали хорошую зарплату. Имели возможность съездить туда, куда они хотят. Чтобы их не донимали чиновники своими взятками. И я думаю, что этого хотят все».

Евгений Гонтмахер, руководитель

Центра социальной политики

Института экономики РАН.

//Новая газета. 2008. №47. 5.12.

Продолжите перечень того, чего хочет и не хочет обыватель.
Задание 29

Мальчик опоздал из школы. Отец спросил почему. Сын сказал, что помогал одной старушке переходить улицу. Отец его похвалил и дал ему конфетку. На другой день сын пришел с приятелем. «Папа, мы переводили старушку». Отец дал им по конфетке. На следующий день сын привел с собой полкласса. «Папа, мы переводили через улицу старушку. «А почему же вас так много?» - «А она сопротивлялась».

Можно ли назвать гражданами персонажей шутливой истории? Часто ли люди совершают гражданские поступки, гражданские подвиги? Все ли способны их совершить?
Задание 30

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Доживем до понедельника», в котором учительница, разбирая школьные сочинения, упрекает ученицу за то, что она ставит перед собой «сомнительные» жизненные ценности: девочка хочет посвятить свою жизнь не высоким гражданским поступкам, а созданию крепкой и дружной семьи, «где никто не будет один».

Кем, по-вашему, является юная героиня фильма – гражданином или обывателем? Какие качества проявила девушка, написав в сочинении не то, чего ждала от нее учительница, а то, о чем она мечтала? Создать хорошую семью и вырастить достойных людей – это обыденная жизнь или гражданский поступок?
Задание 31

«Кто хочет жить спокойно, тот пусть не делает много ни для себя лично, ни для пользы общества» (Демокрит). Представьте, что вы последовали совету Демокрита. Как будет проходить ваша «спокойная» жизнь?
Задание 32

Прочитайте отрывок из выступления лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова на II Международном социалистическом форуме 24.04.2008 (www. sprawedliwo. ru)

«Нам остро не хватает научной экспертизы реального состояния гражданского общества в стране. В печати, к сожалению, распространены голословные утверждения о том, что в России никакого гражданского общества нет. Надо понять, как сегодня выстраиваются взаимодействия общественных организаций с властью и друг с другом , каков набор и качество предоставляемых ими социальных услуг, могут ли они на определенных условиях заменить или дополнить социальные услуги, предоставляемые государственными органами социального обеспечения, что происходит в союзах предпринимателей, созданных в большом количестве в различных отраслях. И многое другое».

Попробуйте, используя различные источники информации, сделать такую экспертизу. К каким выводам вы придете?
Задание 33

В 1903 г. министр финансов граф С.Ю.Витте писал русскому биржевому комитету: «Постарайтесь чаще встречаться. Сделайте собственный орган печати. Постарайтесь оказать влияние на общественное мнение. Заведите постоянную канцелярию или иное учреждение, которым вы будете спаяны между собой» (Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993. С.289-290).

Попробуйте самостоятельно обосновать предложение С.Ю. Витте. О чем свидетельствовала бы реализация данного предложения?
Задание 34

Самоорганизация, формирование молодежных организаций, движений не рассматриваются молодыми респондентами как эффективный способ защиты своих прав, реализации интересов. Из перечня предложенных вариантов оценки значимости различных способов гражданского участия его выбрали лишь 12,6% опрошенных. Правда, традиционные пользуются еще меньшей поддержкой: участие в политических партиях - 5%, обращение в органы государственной власти - 6%, обращение в средства массовой информации - 7%. 15% респондентов вообще ответили, что не видят таких способов. Но большая часть (40%) выбрала в качестве наиболее эффективного способа индивидуальную активность, использование личных и семейных ресурсов.

Следовательно, имеются веские основания утверждать, что саморефлексия современной молодежи носит в большинстве случаев неполный, "одномерный " характер. Ее неполнота, как отмечено, проявляется, прежде всего, в гиперболизации индивидуальных практик. С нею тесно связана преимущественная интернализация индивидуалистских ценностей и довольно ярко выраженное преуменьшение значения ценностей коллективистских. Логическими следствиями подобного дисбаланса является ограниченность внутригрупповой и межгрупповой солидарности молодых людей, а также крайне противоречивое восприятие ими общества. При всем критическом восприятии его молодые люди не предпринимают сознательных усилий по изменению социума. В тех же случаях, когда протест "прорывается наружу", он носит спонтанный характер и выражается в приобщении к деструктивным объединениям. Впрочем, и они характеризуются нестабильностью и сравнительной малочисленностью.

В.П.Бабинцев, Е.В.Реутов.

Постройте диаграмму результатов социологического исследования? Какой вывод вы сделаете? Какой вывод делают социологи? Сравните его с вашим выводом.

Как объясняют полученные результаты социологи? Что бы вы добавили к их объяснениям?

Как полученные результаты характеризуют особенности массового поведения в молодежной среде?
Задание 35

Анализ деятельности молодежных организаций показал: участие молодых людей в организациях с позитивной программой деятельности (политических, волонтерских, профсоюзах и др.) носит преимущественно мобилизованный характер, то есть инициируется "сверху" руководством учебных заведений, государственными структурами, "взрослыми" общественными организациями, либо же основано на сугубо карьерных соображениях - рассматривается исключительно как социальный лифт. Большое количество действующих молодежных организаций (в 2008 г. в России действовало более 400 тыс. молодежных и детских общественных объединений) не должно вводить в заблуждение, ибо многие из них носят формальный характер. Рекрутирование же участников в организации и сообщества с негативной программой (националистические организации, криминальные сообщества) протекает гораздо более автономно. Наблюдается эффект "негативной консолидации" молодежи. И хотя круг участников данных групп во много раз уже, чем организаций "позитивной" направленности, их деятельность зачастую получает гораздо больший резонанс вследствие внимания СМИ к проблемным и болезненным точкам общества.

В.П.Бабинцев, Е.В.Реутов.

Самоорганизация и «атомизация» молодежи

как актуальные формы социокультурной рефлексии

//Социс. 2010, №1. С.109 - 115

К какому выводу приходят социологи, анализируя участие молодежи в деятельности общественных организаций и движений? Что подразумевается авторами под «эффектом негативной консолидации»? Какие последствия для общества этот эффект может иметь?
Задание 36

«Гражданское общество возникает и может функционировать только в условиях частной собственности. Только частный собственник может иметь свободу в различных ее проявлениях, участвовать в политической жизни, оказывать воздействие на политические структуры и в конечном счете на государство. Только обладание собственностью делает граждан ответственными за ее сохранение и приумножение. Собственность порождает стремление индивидов к высокую качеству жизни, реализации политических и социальных прав. В условиях государственной собственности возможен лишь тоталитарный режим, исключающий активность отдельных граждан и их организаций, а, следовательно, не допускающий возможности формирования гражданского общества».

Стегний В.Н. Политология: учеб. пособие

/Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2011. С.123

Согласны ли вы с таким утверждением?
Задание 37

Идеология бизнеса – делать деньги. А для денег либеральная среда вовсе не есть необходимость.

…Гражданское общество чаще мешает бизнесу, чем помогает. Потому что оно отстаивает права наемных работников, защищает от бесцеремонного вмешательства в окружающую среду, открытость экономических проектов, ограничивает коррупцию. А все это – уменьшает прибыли. Предпринимателю – говорю это как бывший руководитель одной из крупнейших нефтяных компаний России – гораздо легче договориться с горсткой в меру жадных чиновников , чем согласовать свои действия с разветвленной и дееспособной сетью общественных институтов.

Бизнес не взыскует либеральных реформ в политической сфере, не одержим манией свободы – он всегда сосуществует с тем государственным режимом, который есть. И хочет, прежде всего, чтобы режим защитил его – от гражданского общества и наемных работников. Посему бизнес, особенно крупный, обречен бороться с настоящим (не бутафорским) гражданским обществом…

Независимо от того, нравится нам Владимир Путин или нет, пора осознать, что глава государства – не просто физическое лицо. Президент – это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет, - нового февраля 1917 г. Россия не выдержит. История страны диктует: плохая власть лучше, чем никакая…»

М.Ходорковский «Кризис либерализма»

«До сих пор абсолютному большинству людей не понятно - они просто не думали об этом, - что такое гражданское общество, каковы его институты, чем они по сути своей отличаются от государственных, как, к примеру, должна осуществляться экономика гражданского общества, какие еще функции есть у него кроме защиты прав человека (в частности, не только надзор за властью, но и за рынком, отслеживание развития личности, формирование гражданского самосознания, оценка состояния морали и др.). Все то, с чем государство давно не в состоянии справиться»

Вариант 1.

Заполните таблицу

2. Министерство образования.

4. Районный суд.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

2.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

2. ществе?

заций?

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

2. Верны ли следующие суждения о гражданском об ществе?

А) Гражданское общество - та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного вмешательства государства

Б) Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

Что характерно для создания общественных органи заций?

Создаются для реализации интереса граждан 2. Добровольная основа

3. Равноправность входящих в нее членов 4. Все перечисленное

Укажите правящий режим, при котором возможно нормальное существование гражданского общества.

Под местным самоуправлением понимается:

1. организация власти на местах 2. самостоятельное решение населением местных вопросов 3.управление общественными делами собственными силами 4. все перечисленное

Ответы

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

6.детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

9.ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1.В 2Г 3 Б 4А

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

союзы предпринимателей и фермеров,

общества защиты прав потребителей,

союзы деятелей культуры,

кооперативы,

детские организации,

спортивные общества,

рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров,

благотворительные фонды,

религиозные объединения,

общества культурных связей с зарубежными странами.

Подробное решение параграфы §6 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания.

1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.

Понятие гражданское общество имеет 2 значения:

1. гражданское общество, как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания. В данном случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т. д., т. е. все то, что неподконтрольно государству.

2. гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – свободу слова и печати, независимость всех СМИ, свободу вероисповедания.

Гражданское общество надо понимать в двух значениях, потому что общество проходило определенные этапы развития, оно не всегда было таким, какое есть сейчас. Был период, когда не существовало государств. В первом смысле гражданское общество появилось раньше, чем государство. Оно было у первобытных охотников и собирателей. В пример можно привести и античные города-государства, где не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

Второе значение гражданского общества появилось значительно позже. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

Таким образом, понятие гражданского общества изменялось с развитием общества и общественных отношений, в соответствии с реалиями времени.

2. Что такое гражданство и чем оно выражено на практике?

Таким образом, оно выражается во взаимных правах и обязанностях государства и гражданина. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Данное взаимодействие прописано в конституции РФ. Например, Глава 2 конституции определяет права и свободы граждан РФ. Приведем некоторые из статей:

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

3. Какие признаки правового государства вы знаете?

Признаки правового государства:

Господство закона во всех сферах общественной жизни;

Связь государства и его органов через закон;

Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

4. * Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?

Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля, жившего в IV веке до н. э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.

Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином.

Развитые европейские страны - Англия, Франция, Гермния - после Второй мировой войны поощряли иммиграцию свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам и Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 1970-х годов случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители страны стали возмущаться своими правительствами, которые поощряли въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

Государство обещает защиту и покровительство своим гражданам. В данном случае это способ расширить свои государственные границы, получить дополнительные ресурсы (присоединение Германией Судетской области в 1938, которую преимущественно населяли немцы).

5. * Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Таким образом, гражданственность – это неотъемлемая часть гражданства, определяющая поведение человека по отношению к себе, обществу и государству.

6. * Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

7. * Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

Нельзя говорить, что какие либо черты правового государства наиболее важны для человека, а другие важны в меньшей степени. Рассмотрим это на примере признаков правового государства:

1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

2. связь государства и его органов через закон;

3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

В правовом государстве вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Соответственно и взаимоотношение гражданин-государство также регулируются законом. В данном случае невозможно убрать какой-либо из признаков правового государства, потому что это нарушит положение гражданина в государстве.

8. * Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент), а общество - социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад.

Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.

Государство возникло из общества и превратилось в самостоятельный орган, стоящий над обществом и вместе с тем взаимодействующий с ним. Как свидетельствует опыт истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, отражающий сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Дело в том, что в обществе живут и действуют индивиды, преследующие свои интересы, которые не всегда совпадают с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, имеющие собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, регулирующий все общественные отношения. В качестве такого регулятора выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.

Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии.

Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам.

?Проблема. Назовите признаки, свидетельствующие, что современная Россия является правовым государство.

К таким признакам относятся:

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни

2. Связь государства и его органов через закон

3. Судебная защита прав и свобод граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

1. Аппарат подавления.

2. Преследование инакомыслящих.

3. Жесткая цензура.

4. Диктатура одной политической партии.

5. Монополия государственной собственности.

6. Геноцид собственного народа.

7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.

Вам надо их установить.

Данные признаки относятся тоталитарному государству, потому что в тоталитарном государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Разделы: История и обществознание

Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

Тема моего самообразования “Работа по новым стандартам образования и изучение новых учебников по истории и обществознанию”. По ней я работаю второй год, активно применяя технологию развивающего обучения. Эта технология предлагает строить свою работу в три этапа:

  1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
  2. Этап собственно учебных действий учащихся.
  3. Этап контроля и коррекции.

На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

К нему прилагается:

  1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
  2. Тест. Приложение № 2.

Урок-практикум (1 ч.)

“Мы можем стать свободными только
тогда, когда станем рабами закона”.
Цицерон

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Цели урока:

образовательные : совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

развивающие : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

воспитательные : способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

Учащиеся должны знать:

1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

2. Причины и условия формирования гражданского общества.

Учащиеся должны понимать:

1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

2. Признаки гражданского общества.

3. Признаки правого государства.

Учащиеся должны уметь:

1. Анализировать текст.

2. Объяснять смыл понятий.

3. Называть представителей теории правого государства.

4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

Тип урока: лабораторная работа.

План урока.

1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

3. Тестирование.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

На понимание сути и признаков правового государства выполните задание № 1. (Верный вариант ответа подчёркнут)

    Задание № 1

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

Сущность права.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Задание № 7

Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Задание № 8

Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

Задание № 9

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

Задание № 10

Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” (глава 1).

Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочияинститутов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

Задание № 11

В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Задание № 4

Заполните таблицу.

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 5

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Задание № 6

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание № 12

Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

6. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Выставление отметок.

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Литература:

  1. Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.
  2. Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.
  3. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Слайд №1. Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Эпиграф: Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластическое гибкое целое

Семён Лю́двигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва, Российская империя - 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) - русский философ и религиозный

мыслитель. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

Планируемые результаты (предметные): сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Цели урока:

Личностные результаты: сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Ключевые компетенции:

    Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм;

    Учебно-познавательная : самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;

    Социокультурная : владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений;

    Информационная : владение современными СМИ и информационными технологиями;

    Личностное самосовершенствование : владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, формирование культуры мышления.

Метапредметные результаты : умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные понятия и термины: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Организационный момент.

    Постановка учебной задачи.

Учитель: государство способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

Слайд №2 Главная проблема - как поставить государство на службу обществу, оградить его го различных злоупотреблений. На эти вопросы давались различные ответы.

    В принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна

    Государственная власть должна быть сильной, ее вообще нельзя ограничивать

    Максимальное ограничение государственной власти, а затем и ее полное устранение

    Лекарство от болезней власти является право

Четвертая точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724 - 1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и гражданского общества.

    Усвоение новых знаний и способов действий.

Слайд №3. Задание №1. Платон утверждал: «Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»

Задание:

    Сформулируйте мысль, высказанную Платоном, своими словами.

    Выразите свое отношение к утверждение Платона (согласен(а) - не согласен (а))

    Приведите аргументы, подтверждающее ваше согласие – несогласие с высказыванием Платона.

    Сформулируйте вывод.

Задание 2: работая с учебником параграф 18 пункт «сущность правового государства», заполните таблицу. Вам предлагается, вставить пропущенную альтернативу в сравниваемых государствах.

Номер сравниваемых пар

Неправовое государство

Правовое государство

Государственная власть не ограничивается никакими законами

Разделение властей носит реальный характер

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствие с принципом «цель оправдывает средства»

Слайд №4. Проверка таблицы

Учитель: правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты.

Задание 3: Работая с текстом, ответьте на вопросы:

    Какое определение понятию «гражданское общество» дает автор текста?

    Укажите не менее трех критериев, относящихся к гражданскому обществу.

    Какое иное название применимо к гражданскому обществу и какое обязательное условие необходимо для его существования и развития?

    Приведите не менее двух доказательств того, что в современной России формируется гражданское общество.

    Назовите не менее двух проблем, с которыми сталкивается Россия при формировании гражданского общества.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства, но в рамках существующего законодательства. Ученые называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется: 1) экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества; 2)признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью судебной защиты своих прав; 3) самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела. А главной целью общества является человек; 4) открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых. Гласность осуществляемых общественно-политических мероприятиях, в том числе принимаемых законодательных актов; в- третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями; 5) режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов. Одним словом, гражданское общество – это общество правовое; 6) равенство всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

Проверка работы по тексту.

Слайд № 5 -6

Слайд №7. В современных условиях большое значение имеет процесс формирования и социального государства . На прошлом уроке мы о нем упоминали.

    Закрепление знаний и способов действий.

Учитель: развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь - душно». «Открытое окно» - это, прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он существует в различных формах.

    Информация о домашнем задании.

Задание. Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, которые могут выполнять функции общественного контроля над деятельностью институтов публичной власти используя учебник и дополнительную информацию

    Рефлексия

Задание 4. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.

1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав