28.06.2020

Законность: понятие, сущность, принципы, гарантии. Сущность и основные принципы законности Сущность законности проявляется в


Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность», за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права».

Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права, то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону.

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе, результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека. Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства, которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе. Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности.

Еще по теме 10.1. Законность: понятие, сущность, содержание:

  1. Глава 2. Категория процессуального доказывания: понятие и содержание
  2. § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
  3. Тема 4 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и ϲʙᴏеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Отметим, что тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - ϶ᴛᴏ совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, кᴏᴛᴏᴩый его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от кᴏᴛᴏᴩых наступает юридическая ответственность, по кᴏᴛᴏᴩой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. В случае если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. В случае если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят ϲʙᴏе назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при кᴏᴛᴏᴩом поведение строится на базе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией заключается в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в ϲʙᴏю очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с позиции законодательной техники), а такое законодательство, кᴏᴛᴏᴩое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности будет принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из ϶ᴛᴏго тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих законам, изданным на базе закона, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некᴏᴛᴏᴩые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные ϲʙᴏйства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых ϶ᴛᴏй категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок - ϶ᴛᴏ процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на базе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок будет составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, кᴏᴛᴏᴩые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок - ϶ᴛᴏ определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений ϲʙᴏих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок - составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права будет правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, ϶ᴛᴏ результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Не стоит забывать, что важнейшей основой правопорядка будет наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок - понятия однопорядковые, но не тождественные. В случае если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в данных условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Важно заметить, что одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов - суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель - не ждать правонарушений, а создавать условия, кᴏᴛᴏᴩые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Именно такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых ᴏᴛʜᴏϲᴙт следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, кᴏᴛᴏᴩые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в т.ч. организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка будут одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие.

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • понятие законности;
  • признаки законности;
  • гарантии законности;
  • соотношение законности и правопорядка; уметь
  • анализировать правовую информацию о состоянии законности;
  • определять наличие гарантий законности;
  • пояснять связи нормативного правового акта, законности и правопорядка;

владеть навыками

Поиска в нормативных правовых актах принцип законности и его гарантии.

Понятие и сущность законности

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов. Таким образом, законность - это неукоснительное, полное, точное соблюдение и исполнение нормативных правовых актов всеми субъектами права.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; отмена закона только тем органом, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по эффективности реализации которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности осуществляются на практике, то законность - реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое социальное назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором их поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за неисполнение предписаний закона следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность служит утверждению демократии, так как охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение законодательных актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само действующее законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности, например, является принятие подзаконного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), противоречащего закону, поскольку законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения правоприменительными органами подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает в себя выявление нарушений закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что на всей территории действия закона понимание нормативных предписаний должно быть одинаковое и единообразное.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания. Их конфликт может препятствовать эффективному правовому регулированию.

Законность характеризуется следующими признаками:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социально- нравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность.

Законность базируется на следующих принципах:

  • верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;
  • равенство всех субъектов права перед законом и судом;
  • исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;
  • единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;
  • осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

В чем, по мнению автора, особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений? Как автор определяет роль законности в механизме правового регулирования? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите пример общественных отношений, которые не охватываются правопорядком.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Структура правопорядка - это единство и одновременное раз деление урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования.

Какие три элемента регулирования общественных отношений автор считает основой правопорядка? Из чего, по мнению автора, состоит содержание правопорядка?

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Названы три элемента регулирования общественных отношений:

Нормы права;

Правоотношения;

Акты реализации юридических прав и обязанностей.

2) Ответ на второй вопрос:

Поскольку главным в любой теоретической конструкции яв­ляется определение сущности исследуемою явления, постольку, для наиболее полного раскрытия анатомии законности представ­ляется целесообразным и необходимым обратиться к вопросу о ее сущности.

В отечественной юридической литературе на вопрос о сущ­ности законности уже обращалось внимание. Так М.С. Строго- вич полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов.

Отсюда, по его мнению, вытекает необходимость соблюде­ния и исполнения подзаконных актов, соответствующих зако­нам, изданных на основе закона, в соответствии и во исполнение закона. "

При характеристике сущности законности в качестве её ис­ходной предпосылки в данном случае служит требование стро­гого и неуклонного соблюдения, и исполнения действующего законодательства всеми субъектами права.

Сущность законности - это верховенство закона в системе правового регулирования общественных отношений. Признание верховенства закона, а следовательно, и права в целом органиче­ски связано с обеспечением приоритета законов в правовой сис­теме. Закон выступает не только базовым первичным регулято­ром, но и важнейшим фактором нормообразования и примене­ния правовых норм. Поэтому столь оправдано устойчивое пони­мание закона, как своего рода ядра законности, поскольку его принятие и дейсгвие служит «юридическим магнитом» для всех иных правовых актов Верховенство закона означает, что любой правовой акт, любое действие (бездействие) органа публичной вла­сти или его должностного лица должны соответствовать закону.

Понимание верховенства закона как сущности законности требует выхода за рамки констатации этого факта и развития су­ти дела.

Вернувшись к умозаключению М.С. Строговича о том, что сущность законности заключается в соблюдении и исполнении именно законов, следует отметить, что речь у М.С. Строговича, в данном случае, идет о верховенстве закона в собственном (уз­ком) смысле. Отсюда вытекает, что для реализации законности необходимо во всех юридически значимых ситуациях следовать предписаниям не всех нормативно-правовых актов, а только за­конов, то есть, нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти.

Однако представляется, что подобный вывод противоречит логике теории права.

В теории права принято положение о том, что все подзакон­ные нормативные правовые акты (указы президентов, постанов­ления правительств, приказы и инструкции министерств и ве­домств и др.) издаются на основании или во исполнение законов и должны соответствовать им.

С учётом этого любой закон представляет собой норматив­ный правовой акт, устанавливающий основные положения для регулирования определённых отношений в той или иной сфере жизнедеятельности общества и государства. Изданные на его основе подзаконные нормативные правовые акты выступают в качестве своеобразного «продолжения закона». Цепочку «закон - подзаконные нормативные правовые акты» можно образно представить в качестве правового дерева, в котором закон явля­ется его штамбом (стволом), а подзаконные нормативные право­вые акты - ветвями.

Такое понимание соотношения законов и подзаконных нор­мативно - правовых актов означает, что соблюдая и исполняя положения подзаконных нормативных правовых актов, субъек­ты правового поведения, тем самым, соблюдают и исполняют воплощенные в них положения законов. Именно этим обеспечи­вается верховенство законов в широком смысле в процессе нор­мативного регулирования различных общественных отношений.

Но в системе права любого государства, в том числе России, действует множество законов, и весьма нередко одни из них противоречат другим. Возникает вопрос, какой из противореча­щих законов должен обладать верховенством по отношению к другим? Ответ может быть только один. Это - конституция. Не случайно, в реальной действительности, её называют основным законом государства. Конституции, как основному закону, должны соответствовать все остальные законы и иные норма­тивные и не только нормативные правовые акты.

Следовательно, задаваясь вопросом о том, что составляет сущность законности, с учётом сказанного выше, логично, во­преки всем имеющимся в научной литературе, сделать следую­щий вывод: сущность законности составляет верховенство конституции, выражающееся в соответствии ей иных зако­нов и подзаконных правовых актов, а также всей системы общественных отношений, складывающихся в обществе.

Этот вывод согласуется с положениями, закреплёнными в п.1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, который гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридиче­скую силу,...Законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Констигуции Российской Федерации».

Приведённые положения в идеале должны обеспечивать одинаковые правовые условия для решения одинаковых юриди­чески значимых ситуаций. Однако ныне реально в России этого нет. Неодинаковость правовых условий определяется рядом факторов: с одной стороны тем, что нередко принимаются зако­ны и подзаконные нормативные правовые акты, содержащие по­ложения, противоречащие конституции, с другой стороны, тем, что чиновники разного ранга зачастую нарушают действующее законодательство, а борьба с их злоупотреблениями является либо недостаточно эффективной, либо мнимой.

Сам по себе факт понимания сущности законности и даже сте­пень его правильности ещё не дают автоматически ответов на все связанные с ней вопросы. Но понимание её сущности позволяет правильно определить её принципы, через них выявить её содержа­ние, а с учётом содержания законности определить её признаки.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав