12.12.2018

Высший орган управления акционерного общества является собрание. Управление в акционерном обществе


В Вашем броузере запрещена работа JavaScript.
Разрешите JavaScript, или многие возможности сайта будут Вам недоступны.

Внимание! Возможно, это устаревшая версия документа!
В настоящее время база документов актуализируется.

Статья 47. Общее собрание акционеров

1. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров.
Общество обязано ежегодно проводить общее собрание акционеров (годовое общее собрание акционеров).
Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества. На годовом общем собрании акционеров решается вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, рассматриваются представляемый советом директоров (наблюдательным советом) общества годовой отчет общества и иные документы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными.
2. Дата и порядок проведения общего собрания акционеров, порядок сообщения акционерам о его проведении, перечень предоставляемых акционерам материалов (информации) при подготовке к проведению общего собрания акционеров устанавливаются советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

1. Структура, состав и порядок формирования органов управления акционерного общества оказывают определяющее влияние на его деятельность. Поэтому они должны обеспечить максимум демократизма, защиту интересов акционеров и вместе с тем достаточную жесткость реализации управленческих решений. Поэтому законодательство государств с развитым акционерным правом с различным уровнем детализации регулирует порядок формирования органов управления акционерного общества, их структуру, иерархическую соподчиненность, функции и полномочия.
За время создания и существования акционерного общества предусмотрено, по сути дела, образование двух разных “общих собраний” с неодинаковыми задачами. Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием (см. п.1 ст.9 Закона об АО и комментарий к ней), которое, хотя и является общим собранием учредителей, нельзя назвать общим собранием акционеров в смысле главы VII. Формирование общего собрания акционеров - важнейший этап в развитии акционерного общества, т.к. это собрание представляет собой высший орган управление общества, призванный выражать в определенной организационной форме совокупную волю акционеров. Выявление содержания этой воли должно проходить не реже одного раза в год (созыв очередного годового общего собрания). В законодательстве иностранных государств общее собрание акционеров рассматривается как орган, через который акционеры осуществляют свои права (например, пар.118 Акционерного закона ФРГ). Важнейшим правом является право акционеров участвовать в управлении обществом через его органы, формируемые самими акционерами.
В повестку дня годового общего собрания акционеров обязательно входит избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества, его ревизионной комиссии (ревизора, утвержденные аудитора. Кроме того, общее собрание обязано рассмотреть годовой отчет акционерного общества и другие финансовые документы. Иначе определяются задачи внеочередного собрания (см.

1. Систему органов управления акционерным обществом возглавляет общее собрание акционеров, к компетенции которого отнесено решение важнейших вопросов правового положения и деятельности общества. Общее собрание является в первую очередь волеобразующим органом, с помощью которого происходит преобразование совокупности мнений участников общества по какому-либо вопросу в одно консолидированное решение. Такие решения принимаются путем проведения голосования среди акционеров, владеющих голосующими акциями, что позволяет каждому из них осуществить свое право на участие в делах общества.

Общее собрание акционеров не является постоянно действующим органом. Согласно п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров, а также вправе проводить внеочередные собрания.

2. Пункт 1 коммент. ст. вводит понятие исключительной компетенции общего собрания акционеров, под которой следует понимать совокупность тех его полномочий, которые не могут передаваться исполнительному органу. При этом согласно коммент. п. содержащийся в нем перечень исключительных полномочий общего собрания может быть дополнен Законом об акционерных обществах. Вместе с тем, существенно расширив компетенцию общего собрания, Закон отказался от использования применительно к ней термина "исключительная" и устранил почву для рассуждений о существовании некой "неисключительной" компетенции данного органа управления. Как следует из п. 2 ст. 48 Закона, ни один из вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, не может быть передан на решение исполнительному органу общества. Иными словами, все полномочия общего собрания являются исключительными в том смысле, в каком данный термин использован в ГК.

По смыслу подп. 20 п. 1 и п. 3 ст. 48 Закона об акционерных обществах компетенция общего собрания определяется только Законом и, следовательно, не может быть расширена уставом общества. Единственное исключение из этого правила относится к ситуации, когда в обществе с небольшим числом участников не создается совет директоров. В этом случае уставом может быть предусмотрено, что функции (и, следовательно, полномочия) совета директоров осуществляет общее собрание акционеров (см. абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах).

В то же время согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах указанная компетенция может быть сужена уставом путем передачи совету директоров некоторых полномочий, в отношении которых такая передача прямо допускается Законом (см., напр., подп. 6 и 8 п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 72 Закона). Возможность передачи совету директоров одного из полномочий общего собрания предусмотрена также абз. 5 коммент. п.

3. Несмотря на то что общее собрание названо высшим органом, его роль в управлении обществом не следует преувеличивать. Общее собрание "направляет" деятельность иных органов, но не подменяет их. Пункт 3 ст. 48 Закона об акционерных обществах подчеркивает, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом. Данная норма направлена в первую очередь против непродуктивного вмешательства общего собрания в деятельность исполнительного органа (профессиональных менеджеров), более приспособленного для руководства текущей деятельностью общества.

Несоблюдение указанной нормы является грубым нарушением закона. В соответствии с п. 27 постановления ВАС N 19 в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражении по иску на решение общего собрания акционеров, и при этом судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания, суд должен, независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, рассматривать такое решение как не имеющее юридической силы и разрешить спор, руководствуясь нормами закона.

4. Формулировка абз. 1 п. 2 коммент. ст. может привести к поспешному выводу о том, что совет директоров (наблюдательный совет) создается лишь в обществах, насчитывающих более пятидесяти акционеров. Представляется, однако, что коммент. абз. несет иной смысл и лишь определяет, в каких обществах создание совета директоров является обязательным. Отсюда следует, что вопрос о создании данного органа управления в обществах с меньшим числом участников оставлен ГК на усмотрение последних. Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах уставом общества, насчитывающего менее 50 акционеров, может быть предусмотрено, что функции совета директоров осуществляет общее собрание. В этом случае устав должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

Нельзя не отметить, что между положениями абз. 1 п. 2 коммент. ст. и абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона имеются два противоречия. Во-первых, в ГК говорится о любых акционерах, а в Законе - лишь о владельцах голосующих акций. Во-вторых, из указанных норм ГК и Закона вытекают противоположные выводы относительно обязательности создания совета директоров в обществе, число участников которого равно 50. Представляется что оба противоречия должны решаться в пользу ГК.

5. В трехзвенной системе органов управления акционерного общества совет директоров занимает промежуточное положение, осуществляя общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (см. абз. п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах). Необходимость создания совета директоров в обществах с большим числом участников обусловлена тем, что в таких обществах созыв и проведение общего собрания затруднены, вследствие чего промежутки между его заседаниями, как правило, значительны. Кроме того, большинство акционеров обычно не обладают достаточными навыками управления компанией да и не стремятся взять на себя связанные с ним хлопоты. Наличие в обществе совета директоров компенсирует указанные "недостатки" высшего органа управления и одновременно лишает исполнительный орган возможности прибрать к рукам всю власть в обществе.

6. Согласно абз. 2 коммент. п. исключительная компетенция совета директоров должна быть определена уставом общества в соответствии с Законом об акционерных обществах. Как и в случае с компетенцией общего собрания (см. выше), Закон отказался от использования термина "исключительная" применительно к компетенции совета директоров, указав, что отнесенные к ней вопросы не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества (см. п. 2 ст. 65 Закона).

Как видно из п. 1 ст. 65 и др. ст. Закона об акционерных обществах в компетенцию совета директоров входят вопросы, которые, с одной стороны, не настолько серьезны, чтобы закреплять их за общим собранием акционеров, но в то же время слишком важны, чтобы оставить их на откуп исполнительному органу.

Оправдывая второе название совета директоров - наблюдательный совет, - ему нередко приписывают функцию контроля или надзора за исполнительным органом общества. Между тем в положениях Закона об акционерных обществах, определяющих компетенцию совета директоров, такая функция просматривается недостаточно четко. Она проявляется разве что в таком полномочии совета, как образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, да и то если уставом общества это отнесено к его компетенции (подп. 9 п. 1 ст. 65 Закона), а также в обязанности исполнительного органа получать одобрение совета на совершение некоторых сделок (подп. 15 и 16 п. 1 ст. 65 Закона).

Впрочем, ничто не мешает акционерам наделить совет директоров дополнительными контрольными полномочиями, поскольку по смыслу подп. 18 п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах компетенция совета может быть расширена уставом по сравнению с тем, как она определена Законом. В то же время нельзя не отметить, что данная норма оставляет широкие возможности для неоправданного вмешательства в деятельность исполнительного органа.

7. Согласно ст. 66 Закона об акционерных обществах члены совета директоров избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров. При этом в изъятие из общего принципа "одна голосующая акция общества - один голос" в интересах мелких акционеров применяется специальный порядок - кумулятивное голосование, помогающий им провести в данный орган хотя бы одного "своего" кандидата (см. п. 4 ст. 66 Закона).

Членом совета директоров может быть только физическое лицо, причем оно не обязательно должно являться акционером общества. Для того чтобы обеспечить независимость совета директоров от коллегиального исполнительного органа, Закон предусматривает, что члены последнего не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров, а также запрещает занятие должности председателя совета директоров лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа.

8. Текущее руководство деятельностью общества осуществляет подотчетный общему собранию исполнительный орган - единоличный (директор, генеральный директор и т. п.) и (или) коллегиальный (дирекция, правление и т. п.). По смыслу п. 3 коммент. ст. в обществе допускается создание как одного из них, так и обоих одновременно. Однако из абз. 1 п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах вытекает, что коллегиальный исполнительный орган может быть образован в обществе лишь наряду с единоличным, но не вместо него. Формально данное противоречие должно разрешаться в пользу ГК, хотя более разумным следует признать правило Закона.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона в случае образования в обществе коллегиального исполнительного органа общества его председателем должно стать лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа. Тем самым снижается риск возникновения между двумя исполнительными органами конфликта, способного парализовать деятельность общества.

По смыслу абз. 3 п. 3 коммент. ст. и абз 3 п. 1 ст. 69 Закона по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, причем такое решение может быть принято общим собранием только по предложению совета директоров общества.

9. В соответствии с абз. 2 коммент. п. и п. 2 ст. 69 Закона об акционерных обществах компетенция исполнительного органа определяется по остаточному принципу: она включает все полномочия, которые не отнесены к компетенции других органов управления обществом. Указанный орган в первую очередь организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества (в том числе в соответствии с решениями возглавляемого им коллегиального исполнительного органа), представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (см. абз. 2 и 3 п. 2 ст. 69 и абз. 3 п. 2 ст. 70 Закона об акционерных обществах).

Ни ГК, ни Закон об акционерных обществах даже примерно не регламентируют компетенцию коллегиального исполнительного органа, обязывая акционеров самим определить ее в уставе (см. абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона). Очевидно, что соответствующие положения устава не могут противоречить императивным нормам ГК и Закона, затрагивающим компетенцию общего собрания и совета директоров.

10. В коммент. ст. правовое положение органов управления акционерным обществом определено наиболее общим образом. Детальная регламентация их компетенции, а также порядка принятия ими решений и выступления от имени общества обеспечивается Законом об акционерных обществах и уставом конкретного общества. При этом по смыслу п. 2 коммент. ст. соответствующие положения Закона и устава не должны противоречить нормам ГК.

11. Правило п. 4 коммент. ст. защищает интересы акционеров и потенциальных покупателей ценных бумаг общества, которые чаще всего не являются специалистами в области финансов и бухгалтерского учета и потому не могут быть полностью уверены в достоверности финансовой отчетности и бухгалтерских балансов, выносимых на утверждение общего собрания и публикуемых перед эмиссией ценных бумаг. В целях устранения имеющихся сомнений общество обязано (реже - вправе) ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Более подробный перечень обстоятельств, препятствующих проведению аудита общества конкретным аудитором, содержится в п. 1 ст. 12 Закона об аудиторской деятельности.

С учетом положений комммент. п., а также п. 1 ст. 97 ГК , п. 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах и п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности ежегодный аудит является обязательным для любого открытого акционерного общества, а также для такого закрытого акционерного общества, которое удовлетворяет хотя бы одному из следующих условий: 1) проводит публичное размещение ценных бумаг; 2) является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом; 3) объем его выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тысяч МРОТ; 4) сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200 тысяч МРОТ. В остальных случаях проведение аудиторской проверки является правом общества.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 48, подп. 10 п. 1 ст. 65 и п. 2 ст. 86 Закона об акционерных обществах аудитор утверждается общим собранием акционеров, а размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров общества. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться: 1) подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документов общества; 2) информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

По смыслу абз. 2 комммент. п. акционеры, владеющие акциями, совокупная номинальная стоимость которых составляет 10 процентов уставного капитала общества, вправе потребовать проведения аудита общества в любое время, даже если оно не обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в п. 1 ст. 97 ГК . Вместе с тем изложенная норма не предоставляет акционерам право самостоятельного выбора аудитора и определения размера его вознаграждения. Поэтому в данном случае потребуется проведение специальных заседаний общего собрания акционеров и совета директоров общества.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание его акционеров.

За ним закреплена исключительная компетенция, которую нельзя передать другим

органам общества даже по решению общего собрания. К ней во всяком случае относятся:

изменение устава общества, включая изменение размера его уставного капитала,

избрание наблюдательного совета (совета директоров), ревизионной комиссии

(ревизора) и исполнительных органов общества (если только последний вопрос

не отнесен к исключительной компетенции наблюдательного совета), а также утверждение

годовых отчетов и балансов общества, распределение его прибылей и убытков

и решение вопроса о реорганизации или ликвидации общества (п. 1 ст. 103 ГК).

Исключительная компетенция общего собрания может быть расширена (но не сужена)

законом об акционерных обществах или уставом конкретного общества.

В крупных акционерных обществах, насчитывающих более 50 акционеров, должен

быть создан наблюдательный совет, являющийся постоянно действующим коллективным

органом, выражающим интересы акционеров и контролирующим деятельность исполнительных

органов общества. В случаях его создания определяется исключительная компетенция

этого органа, которая также ни при каких условиях не может быть передана исполнительным

органам. В нее, в частности, может включаться согласие на совершение обществом

крупных сделок, эквивалентных значительной части стоимости уставного капитала

общества, а также назначение и отзыв исполнительных органов общества. Поскольку

в ранее действовавшем Положении об акционерных обществах наблюдательный совет

отождествлялся с советом директоров, новый ГК сохранил это название в п. 2

ст. 103, имея в виду, что речь при этом идет не об исполнительных директорах,

а о членах наблюдательного совета (акционерах) общества.

Ревизионная комиссия общества, которая в небольших обществах может быть

заменена ревизором, создается только из числа акционеров, но не является органом

управления общества. Ее полномочия по контролю за финансовой документацией

общества и порядок их осуществления определяются законом об акционерных обществах

и уставами конкретных обществ.

Исполнительный орган общества (дирекция, правление) имеет "остаточную"

компетенцию, то есть решает все вопросы деятельности общества, не отнесенные

к компетенции общего собрания или наблюдательного совета. ГК допускает передачу

полномочий исполнительного органа не избранным акционерам, а управляющей компании

или управляющему (индивидуальному предпринимателю). В роли управляющей компании

могут выступать другое хозяйственное общество или товарищество либо производственный

кооператив. Такая ситуация возможна по решению общего собрания, в соответствии

с которым с управляющей компанией (или индивидуальным управляющим) заключается

специальный договор, предусматривающий взаимные права и обязанности, а также

ответственность за их несоблюдение (абз. 3 п. 3 ст. 103).

Способом контроля за деятельностью исполнительных органов общества является

также независимая аудиторская проверка. Такая проверка в соответствии с абз.

2 п. 5 ст. 103 ГК теперь может быть проведена во всякое время по требованию

акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале общества составляет

не менее 10 процентов. Внешний аудит обязателен также для открытых акционерных

обществ, обязанных к публичному ведению дел, ибо здесь он служит дополнительному

подтверждению правильности публикуемых документов общества.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав