03.07.2020

План проведения эвакуации в школе: как организовать учебную тренировку правильно. План эвакуации при пожаре – правила заполнения и условные обозначения План эвакуации школы при пожаре образец


План эвакуации предназначен для ознакомления людей, входящих в здание/помещение с имеющимися путями эвакуации, аварийными и эвакуационными выходами из здания, а также с расположением средств первичного пожаротушения, средств первой медицинской помощи, дополнительных средств спасения и оборудования, которое поможет известить находящихся в здании людей о пожаре и вызвать спасателей.

Как сделать план эвакуации. Требования к планам эвакуации в 2017 году.

В 2017 году план эвакуации разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 (вступил в силу с 01.07.2010г.) и содержит графическую и текстовую информацию. План должен изготавливаться на основе фотолюминисцентных материалов.

План эвакуации предназначен для ознакомления людей, входящих в здание/помещение с имеющимися путями эвакуации, аварийными и эвакуационными выходами из здания, а также с расположением средств первичного пожаротушения (огнетушители, пожарные шкафы, краны), средств первой медицинской помощи и дополнительных средств спасения (аптечки, противогазы, ГДЗК) и оборудования, которое поможет известить находящихся в здании людей о пожаре и вызвать спасателей (кнопки пожарных извещателей, аварийные телефоны для вызова пожарной службы).

Место расположения плана эвакуации.

План должен быть размещен на видном месте, на высоте 1,8м. Обычно план размещается при в ходе в здание/помещение на стене или на колонне. На самом плане место его расположения обозначается точкой «Вы находитесь здесь», и именно в этой точке и должен находиться план.

Количество планов эвакуации и их размер.

Количество и размер планов определяется для каждого здания индивидуально, в соответствии с ГОСТ. Общие планы эвакуации разрабатывают для всего здания в целом, общие планы (скачать титульный лист плана эвакуации) содержат поэтажные и секционные планы эвакуации, хранятся у дежурного или у ответственного за пожарную безопасность.

Секционные планы эвакуации разрабатывают если площадь одного этажа здания более 1000 м², имеется несколько выходов или создание единого плана усложняет процесс эвакуации людей.

Этажные планы эвакуации разрабатывают на формате А2 (400*600) для этажа в целом.

Локальные планы эвакуации разрабатывают на формате А3 (300*400) для отдельных помещений, например, комната в общежитии, гостиничный номер, больничная палата и т.п.

Условные знаки на плане эвакуации.

Все выходы непосредственно наружу (либо на лестничную клетку)
Аварийные выходы (пожарные люки, выходы к наружным открытым лестницам)
Места расположения огнетушителей
Пожарные краны
Кнопки ручных пожарных извещателей
Электрощиты, электрощитовые
Пожарные щиты, шкафы
Аварийный стационарный телефон
Аптечки первой медицинской помощи

Требования к планам эвакуации.

Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

  • путей эвакуации
  • эвакуационных выходов
  • мест размещения спасательных средств
  • аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.
  • места размещения самого плана эвакуации
  • мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности
  • мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности

В текстовой части плана эвакуации следует излагать:

  • способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.)
  • порядок и последовательность эвакуации людей
  • обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.
  • порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.
  • порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами. Скачать «Текстовая часть к плану эвакуации детей при возникновении пожара в школе»

Телефонные номера для вызова аварийных и спасательных служб.

Согласно п. 32 приказа N 360 от 20 ноября 2013 года Министерства связи и массовых коммуникаций РФ: Для доступа абонентов и пользователей услугами фиксированной телефонной связи и услугами подвижной связи к экстренным оперативным службам на всей территории Российской Федерации используется единый номер «112» , а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».

И если сейчас аварийные службы можно вызвать как по классическим двухзначным номерам 01, 02, 03 то после 2017 года они работать не будут. Это происходит в связи с рекомендациями Международного союза электросвязи и общей унификаций стандартов национальных префиксов в разных странах.

Журнал отработки плана эвакуации.

В каждой организации должны проводиться мероприятия по отработке действий персонала в случае пожара с периодичностью не реже одного раза в год. При отработке плана эвакуации следует проводить хронометраж. В журнал заносится дата проведения такого мероприятия и фамилия ответственного лица.

Все мы прекрасно понимаем, насколько опасен пожар. В последнее время несчастных случаев, связанных с пожарами в дошкольных и школьных учреждениях, становится все больше. Чаще всего причинами пожаров является неисправная электрическая проводка. Для того чтобы уберечь школьников от страшной беды, необходимо знать школы при пожаре, использовать его на практике.

Зачем нужен план эвакуации

В дошкольном и школьном образовательном учреждении есть специалист, задачей которого является обеспечение безопасности детей. Помимо которых выполняется ежегодно, на каждом этаже здания должен быть план эвакуации в школе при пожаре. Такие схемы нужны для того, чтобы воспитанники детских домов, школ, домов творчества, интернатов могли в случае возникновения опасности, покинуть здание за считанные минуты.

Что входит в понятие пожарной безопасности?

Данное определение подразумевает профилактику возгораний, а также порядок эвакуации из образовательного учреждения. Входит в пожарную безопасность и проверка состояния электрической проводки, исправность отопительных и осветительных приборов, открытые запасные выходы. Для всех сотрудников школ, детских садов обязательно проводятся инструктажи по пожарной безопасности. В обязанности сотрудников и руководителей детских учреждений входит не только знание правил, но и безукоризненное их выполнение. При возникновении пожара, они обязаны принять все меры для эвакуации детей, а также попробовать потушить пожар своими силами. План эвакуации в школе при пожаре - схема, которая должно соблюдаться во время вывода детей и сотрудников из здания.

Кто отвечает за пожарную безопасность в ОУ

Директор либо заместитель директора отвечают за безопасность школьников. В их обязанности входит обеспечение мер пожарной безопасности в детском саду либо школе, контроль соблюдения правил учащимися и сотрудниками. Именно руководитель обязан ликвидировать те недостатки и замечания, на которые укажут во время проверки сотрудники пожарной инспекции.

Инструктажи с учащимися 4-11 классов по пожарной безопасности должны проводиться не реже раза в четверть. В ходе таких инструктажей дети изучают план эвакуации в школе при пожаре, учатся правилам поведения во время пожаров. 2-3 раза в год в каждой школе и детском саду проводят учебные эвакуации, предназначенные для отработки на практике теоретических знаний. Во многих школах созданы дружины юных пожарников, которые рассказывают сверстникам о поведении во время пожара.

План эвакуации в школе при пожаре утверждается директором школы, детского сада, интерната. Помимо такого плана должна быть четко продуман алгоритм оповещения сотрудников о чрезвычайной ситуации, а также обязанности каждого сотрудника во время пожара. В случае изменения планировки школы план схема эвакуации в школе при пожаре пересматривается, заново утверждается приказом директора. Если учреждение является сезонным (детский оздоровительный лагерь, летняя площадка), в таком случае подобные мероприятия проводят перед каждой новой сменой.

Обеспечение безопасности

В конце рабочего дня руководитель школы (или сотрудник, на которого возложены подобные обязанности) проверяет состояние классов, коридоров, целостность огнетушителей. Проверка ОУ выполняется также в праздничные и выходные дни. Для детских учреждений постоянного пребывания ночное время назначается дежурный. Он проверяет состояние противопожарных средств, исправность телефонной линии, освещения, пожарной безопасности. Дежурный проверяет состояние запасных выходов, обеспечивает к ним свободный доступ.

Эвакуация из больших школ

Для многоэтажного школьного здания обязательным является план эвакуации из класса в школе при пожаре. Есть специальные нормативы, согласно которым в каждом классе можно размещать определенное количество мебели. В школьных коридорах, вестибюлях, холлах вывешиваются предупреждающие знаки. Двери в дошкольных и школьных зданиях должны быть оснащены устройствами для самостоятельного закрывания. При нахождении в школе детей и сотрудников эвакуационные выходы закрыты изнутри на задвижки. План эвакуации из класса в школе при пожаре крепится на стене, чтобы дети могли изучать схему, знать алгоритм своих действий в случае пожара.

Что нужно знать

В школах не допускается использование горючих и легковоспламеняющихся материалов. Дорожки, покрытия прочно фиксируют, чтобы дети не получили травму во время эвакуации из класса. Запрещена самовольная перепланировка помещений, коридоров, лестничных пролетов, вестибюлей, рекреаций. В целях пожарной безопасности запрещается установка в детских учреждениях самодельных отопительных приборов. Электрические чайники, газовые плиты, электрические плитки в ОУ разрешены к применению только в специализированных кабинетах обслуживающего труда. В обычных классах применение подобных электрических приборов категорически запрещено.

Заключение

Только при соблюдении всех требований пожарных инспекторов возможно безопасное нахождение школьников в стенах ОУ. Одним из основных требований представителей пожарной инспекции является план эвакуации школы при пожаре. Образец его можно взять в пожарной инспекции, внести в него корректировки, учитывая особенности здания.

План эвакуации школы является важнейшим документом, от которого могут зависеть жизни сотен детей в случае возникновения экстренной ситуации. Такое здание представляет собой огромную опасность в плане возникновения пожара или сильного задымления. Одновременно в школе может находиться более тысячи человек. При эвакуации учащихся все мероприятия должны быть проведены в строго ограниченные сроки. Для этого разрабатывается детальный план эвакуации при пожаре. Этот документ должен постоянно уточняться и совершенствоваться.

План эвакуации средней школы с условными обозначениями

Для того, чтобы самостоятельно и правильно составить план организованной эвакуации школы, нужно знать основные правила, которые действуют относительно этого документа.

Правила составления документации относительно действий при пожаре одинаковы для института, школы и детского сада. Отличие дошкольных учреждений в том, что они составляются исключительно для обслуживающего персонала. Состоит этот документ из двух частей — схем, которые делаются в графическом виде, и пояснительной записки, изготавливаемой в табличном виде.

Для каждого этажа, включая подвальное и чердачное помещения, делается отдельная схема. На ней понятным и доступным способом указывается порядок действий персонала и учащихся при возникновении пожара.


Пример содержания плана эвакуации школы

После составления плана этажа делаются локальные схемы до класса включительно. Они вешаются рядом с входной дверью так, чтобы все учащиеся могли их видеть в любое время. Общий план эвакуации в школе вывешивается на самом видном месте первого этажа. Текстовая часть подробно расписывает порядок действий персонала при возникновении экстренной ситуации. В таблице описываются порядок, последовательность и способы выполнения неотложных действий при пожаре. В последней колонке таблицы карандашом записываются должности и фамилии лиц, назначенных ответственными исполнителями за выполнение мероприятий.

Общая структура плана в обязательном порядке должна содержать такие разделы:


Документ подписывается его исполнителем и утверждается директором школы. В обязательном порядке проводится согласование плана эвакуации с представителем пожарной охраны. Сводный план, содержащий все поэтажные схемы и пояснительную записку и , должен храниться у ответственного лица или у дежурного. При возникновении пожара этот документ незамедлительно передается руководителю тушения пожара для организации соответствующих действий.

Перед тем, как взяться за , целесообразно зайти в территориальное подразделение пожарной охраны. Специалисты МЧС могут помочь дельным советом, проинформировать о нововведениях, дать образец грамотно составленного документа. После этого делаются схемы каждого этажа здания.

Читайте также

Программы для создания плана эвакуации


Пример содержания графической части плана эвакуации школы

Сначала рисуется общая планировка этажа. На нем в условно-схематическом порядке указываются все помещения, в которых могут теоретически находиться люди. Каждая комната обозначается согласно своему предназначению. Если кабинетов много, то делается их нумерация с понятной расшифровкой. Вспомогательные помещения на схеме не указываются, чтобы не перегружать рисунок.

На схемах в обязательном порядке указываются основные, запасные и технические лестничные марши, внешние пожарные лестницы. Изображаются все двери. Если дверь закрыта на замок, то делается сноска с указанием места, где находятся ключи. Все двери и пути эвакуации рисуются жирными черными линиями.

Кроме этого, на схемах этажей школ и садов изображается такая информация:

Отдельно делается рамка, в которой крупным и разборчивым шрифтом указываются основные правила поведения на пожаре, эвакуации и оказания первой медицинской помощи потерпевшим.
После согласования и утверждения общих схем на их основе делаются детализированные копии, которые вывешиваются во всех кабинетах и комнатах школы. Общая схема постоянно находится при дежурном по школе. На каждом этаже вывешивается насколько экземпляров поэтажных схем. В кабинетах должны висеть секционные или локальные схемы (это зависит от планировки и размера помещений).

Здравствуйте, дорогие читатели блога о противопожарной безопасности. Если Вы обратили внимание, нашими разговорами мы стараемся обезопасить себя не только от лишних проблем с крайне придирчивыми пожарными инспекторами, но и максимально подготовить себя к необходимым действиям в случае разбушевавшейся стихии и других аварийных ситуаций.

Именно поэтому сегодня хочу обсудить с Вами план проведения эвакуации в школе. Рекомендую не отворачиваться тем читателям, кто не имеет отношения к образовательным учреждениям.

Во-первых, там учатся или будут учиться Ваши дети, а во-вторых, данный план абсолютно подходит применительно ко всем помещениям и зданиям, число персонала которых от 50 человек и более, так как пункт 12 гл. 1 ППР РФ №390 2012 года гласит:

Я думаю, Вы согласитесь со мной, если я скажу, что регулярная практическая отработка эвакуации, особенно в школах – необходимость. Можно только представить себе, какой переполох поднимется в здании, если действительно произойдет чрезвычайная ситуация.

А отсутствие навыков поведения и персонала, и учащихся, 100% приведет к панике, бесполезной беготне и давке. Как следствие – отравления угарным газом, не дай Бог, жертвы. А это не только горе родителей, но и уголовные дела, заведенные на персонал всей школы, не только ответственных за противопожарную безопасность. Аргумент?

Именно поэтому я считаю крайне важными не только разработку соответствующих инструкций, четко определяющих действия персонала при пожаре по эвакуации всех, находящихся в здании, но и регулярные практические тренировки этого мероприятия.

Кстати, законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год. Это соответствует требованиям пункта 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.

Первая же должна отработаться как только будет утверждена описанная выше инструкция.

В принципе, все действия персонала, охраны, как во время пожара, так во время рабочего процесса оговорены в соответствующих инструкциях, которые, по большому счету, все типовые.

Например, охрана во время дежурства регулярно должна проверять все эвакуационные и запасные выходы, наличие ключей от всех помещений, наличие огнетушителей, исправность телефонной связи и т.д.

Чтобы контролировать выполнение охраной и дежурными своих обязанностей, их качество, руководителем школы должен быть заведен специальный журнал: «Журнал несения службы ночными дежурными, сотрудниками охраны и контроля за противопожарным состоянием образовательного учреждения», в котором тот или сотрудник должен регулярно расписываться за выполнение инструкций.

Все инструкции должны быть утверждены руководителем образовательного учреждения. Однако мы все же сделаем акцент именно на эвакуации. Поэтому давайте вместе рассмотрим, как правильно должна проводится тренировка этого важного мероприятия.

Проведение эвакуации

Действия каждого сотрудника школы при пожаре, помимо того, что должны быть четко оговорены, обязаны быть отработанными до автоматизма. Малейшая заминка может быть фатальной. Учащиеся также должны знать, как себя вести, что делать и куда идти. Для этого раз в полугодие проводится тренировочная эвакуация.

Мы говорили, что существуют четкие инструкции для всех. Практическая отработка должна проводиться, четко следуя ей.

Первым действием является сообщение о пожаре. То есть сотрудник, первым обнаруживший возгорание, должен тут же вызвать пожарную помощь. Как это делается, надеюсь, все хорошо помнят с детства – позвонить 101.

Далее следует извещение о пожаре. Дежурный по школе, завуч или директор обязаны дать определенный условный сигнал. В большинстве случаев – это серия длинных звонков. Затем открыть все основные и запасные выходы.

Следующий этап – пожалуй, самый важный. Это эвакуация детей из здания школы. Преподаватели должны максимально быстро после получения условного сигнала, то есть извещения о пожаре, организованно провести учащихся по коридорам, по лестницам (строго по внешнему краю, внутренний – для пожарных), и вывести из здания школы.

Далее необходимо убедиться в том, что все учащиеся выведены из аварийного здания. Для этого дети выводятся сразу на заранее оговоренное в инструкциях место. Как привило, это школьный стадион. Здесь все школьники пересчитываются, отзываются поименно, происходит сверка по спискам.

В случае отсутствия кого-либо из учащихся, преподаватели, проводившие пересчет, обязаны моментально сообщить об этом тому, кто руководит тушением пожара.

Весь персонал учебного заведения, не привлеченный к эвакуации детей, должен немедленно, с момента обнаружения, приступить к ликвидации возгорания и сохранению материальных ценностей.

Здания школ оборудованы пожарными кранами, должны быть в наличии огнетушители – с их помощью работники школы самостоятельно, до приезда пожарной бригады, должны начать самостоятельную борьбу с разбушевавшейся стихией.

В это же время директор, или заведующий хозяйством школы, должны встретить прибывающую пожарную бригаду. Их обязанность сообщить старшему бригады о сложившейся ситуации, об обстановке в здании школы, существует ли опасность находящимся внутри людям, указать, где на территории располагаются источники воды и дать эвакуационные планы каждого этажа.

В принципе, на этом тренировку эвакуации учащихся школы при пожаре можно считать состоявшейся. Искренне надеюсь, что она прошла без заминок, все школьники были на месте сбора вовремя, и никого не пришлось искать.

Как правило, Управление МЧС с готовностью откликается на подобные предложения. Согласитесь, что такая полномасштабная тренировка, с имитацией пожара, работой сотрудников МЧС произведет на учащихся должное впечатление.

И, что немаловажно, если Вы являетесь руководителем учебного заведения, таким образом наведете мосты с сотрудниками надзора за противопожарной безопасностью.

Если Вы все же решились на сотрудничество с МЧС, тогда, помимо всего вышеописанного, Вам необходимо будет развернуть на месте сбора два штаба.

Первым занимается зам. директора по административно-хозяйственной работе (завхоз). Здесь собраны документы, в соответствии с которыми и происходит перекличка учащихся. Второй штаб – это пост оказания первой медицинской помощи. Отвечает за него, как нетрудно догадаться, школьный врач или медсестра.

Учителям младших классов настоятельно рекомендую внимательнее отнестись к своим подопечным, так как бывало немало случаев, когда дети пугались сигналов оповещения и прятались. Если, не дай Бог, тревога не учебная, Ваша невнимательность может стоить ребенку жизни.

Итак, тренировка окончена. Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям докладывает руководителю учебного учреждения о произведенной эвакуации, после чего директор школы объявляет окончание тренировочного практического занятия. На этом радостные дети бегут по домам, а персонал еще делает разбор проведенного мероприятия.

Не забудьте о формальностях. Тренировка проводится в соответствии с планом-конспектом, который заранее подготавливается сотрудниками пожарной охраны. На нем, по окончании всех действий, должны стоять подписи ответственных лиц учебного учреждения.

Все прошло удачно? Все подписали, и все довольны? В таком случае, подпишитесь и Вы на обновления моего блога, дабы всегда быть во всеоружии в борьбе со стихией и в пререканиях с докучливыми инспекторами противопожарной безопасности.

А лучше всего, еще и поделитесь в социальных сетях ссылкой на нашу страницу с теми, кто Вам действительно небезразличен. Мы все вместе будем обсуждать и разбирать только самое актуальное и накипевшее, самое спорное и интересное – все, что касается Ваших собственных спокойствия и безопасности.

Всего вам доброго, до новых встреч!

Почему только на один? Потому что универсальных советов в этой ситуации быть не может, потому что пожарное дело, это не так просто, как полагает обыватель, потому что если бы в нашей сфере были бы простые решения, но нашей сферы в принципе бы не было.

Поэтому «простые» советы от различного рода обучающих организаций, их рекомендации которыми после пожара в «Зимней Вишне» пестрит интернет, это на самом деле серьезная угроза, а не обеспечение безопасности. Вот, например, ставший уже «классическим» совет: помочиться на тряпку.

Ну, во-первых, у меня сразу возникает вопрос: а почему дети вообще оказались в задымленном помещении. Если это помещение, в котором пожар начался, то главное выйти из этого помещения как можно быстрее. Не тратя время на поиск тряпок и тем более на то, чтобы их обмочить. Ведь эти «специалисты» рекомендуют выполнить это действие ПЕРЕД выходом из помещения, то есть выйти всё-таки можно? То есть они рекомендуют тратить время на абсолютно не нужное действие, которое и приведет к трагическим последствиям. Если же дети попали в это помещение, то вопрос: «А какой же добрый человек их туда завел!?». Ну и наконец, если даже они и там. Чем поможет мокрая тряпка? Многие спрашивают меня: «Мне кажется, в такой ситуации лучше дышать через описанную тряпку, чем просто дымом. Нет?» Отвечаю: «Нет!» . Как именно спасет от дыма обмоченная тряпка? Какой механизм у такого метода защиты? Если он эффективен, как утверждают авторы этих, простите за слово «рекомендаций», то почему, пожарные используют ИЗОЛИРУЮЩИЕ средства защиты органов дыхания, если можно спастись тряпкой. Что такое ткань? Это перекрещенные волокна.

Между этими волокнами есть пространство. Так вот в это пространство даже твердые частицы дыма пройдут как мячик в футбольные ворота (если брать аналогию с размерами), а уж газы пройдут вообще беспрепятственно. И газообразные токсичные продукты горения, и пресловутый оксид углерода - угарный газ. А если не проходят эти газы, то не пройдет и кислород, и человек погибнет от его недостатка. Смоченная эта ткань или нет значения не имеет, это ФИЛЬТРУЮЩЕЕ средство защиты органов дыхания. А значит, от опасных факторов пожара оно НЕ защищает. Это аксиома.

У меня есть жгучее желание, заставить выполнить эту рекомендацию тех, кто дает такие советы, не обладая не специальным образование в области пожарной безопасности, ни практическим опытом работы в этой сфере. Дать этим деятелям обоссаную тряпку и отправить с ней если не в реальный пожар, то хотя бы в теплодымокамеру, ведь, это по их мнению, моча - отличный способ защиты от дыма. И поговорить потом с теми, кто выберется, о том, что и с какой эффективностью защищает. Может быть тогда они поймут, что НЕ НАДО ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА БЕСПОЛЕЗНОЕ, КОГДА ЕГО НЕ ХВАТАЕТ НА НУЖНОЕ!

Не менее странным выглядит и такой совет, от той же команды.

Я, никак не могу понять, почему те, кто это пишут, не понимают, что в условиях плотности людского потока 9 - 10 человек на метр квадратный, совершенно не важно, что будет давить на легкие - сосед или собственные руки?! Компрессионная асфиксия всё равно наступит, куда вы руки не девайте. А вот ложная убежденность в собственной безопасности от этого приема может быть только вредна.

Но еще страшнее, когда само МЧС пытается привить детям навыки более опасные, чем полезные. Вот фотография занятия, которое МЧС проводило в одном из детских учреждений.

Но это же вредительство - другого слова не подберешь. При выполнении этих советов, во-первых опять тратиться то самое драгоценное время - время начала эвакуации, потери которого и приводят к эвакуации через задымленные помещения. Во-вторых, такое движение, которое показано на фото в принципе неправильное в силу неустойчивости тех, кто так двигается. Как только упадет один - начнут падать и другие. Это непременно приведет к беде.

И ведь что интересно, для начальной школы эта проблема вообще не особо актуальна, еще и потому что дети, в силу роста, и при нормальном движении находятся в более выигрышных условиях по сравнению со взрослыми. При обучении взрослого, этому вопросу полезно уделять внимание. А вот обучать этому детей, в ущерб тому, чему нужно учить значит нести вред, а не пользу.

Все примеры, которые приведены выше, показывают, что те кто советуют и учат, сами не владеют тем материалом, который толкают в массы.

При организации такого обучения необходимо, чтобы оно проводилось с учетом выявленных пожарными учеными проблем при эвакуации детей, в комплексе с разработкой плана эвакуации, потому что план, как мы неоднократно говорили, это не рисунок со стрелками, это порядок действий, инструкция. Точно также, это обучение не должно быть «всеобъемлющим», на все случаи жизни. Оно должно быть привязано к конкретному месту нахождения ребенка: школа, дом, кружок, и, так как, успех эвакуации детей на 90% зависит от взрослого, находящегося рядом, ориентировано оно должно быть, прежде всего, на него. Поэтому в этой статье, мы предлагаем Вашему вниманию программу проведения учебной эвакуации с детьми школьного возраста. Для этого нужно сформулировать несколько проблем при эвакуации младших школьников, решение которых и будет являться задачей такого обучения.

Первая проблема. Эвакуация младшего школьника практически полностью зависит от учителя.

Даже взрослым людям свойственно ставить свои действия при пожаре в зависимость от мнения группы окружающих людей. На этом видео показан эксперимент наших английских коллег и зависимость собственных действий человека от окружающих его людей очевидна:

Тем более это справедливо в отношении человека, который в силу маленького возраста привык спрашивать разрешение на любое действие. Поэтому любые обучающие курсы для детей БЕЗ участия в них ИХ учителя - профанация. Нам могут возразить, что нельзя ставить безопасность детей в зависимость от действий учителя, что безопасность ребенка должна быть безусловной. Но это не в нашей власти - ставить или нет. Если учитель сработает неправильно - результат будет плачевным, и никаким обучением именно школьника это не исправить. Достаточно вспомнить, эту часть описания пожара в Якутской школе, где в 2003 году погибло 22 школьника: «Еще больше поражает тот факт, что даже когда в коридоре началась паника, и крики «пожар!» раздавались, подобно сирене, а запах дыма все усиливался, две учительницы не разрешали детям выйти из класса, пока те не запишут домашнее задание. Во время суда, плача, они говорили, что им казалось, что пожар не такой уж и серьезный, и вовсе не надо никуда спешить. Им казалось, что происходит нечто вроде учебной пожарной тревоги!!!»

Этот пример куда лучше, чем все исследования показывает, насколько велика роль учителя в успешной эвакуации учеников. Поэтому обучение эвакуации младших школьников должно быть ориентировано не только на учеников, но и, в первую очередь, на учителя.

Вторая проблема , отчасти вытекающая из первой - позднее время начала эвакуации. В работе исчерпывающе перечислены причины, которые влияют на это время. Поэтому основной упор такого обучения должен быть направлен в сторону обеспечения времени НАЧАЛА эвакуации.

Третья проблема - проявление паники у детей. Паника у детей проявляется иначе чем у взрослых, в стремлении спрятаться от опасности, укрыться, бездействовать. И третья задача тренировки по плану эвакуации для младших школьников преодолеть это стремление.

Четвертая проблема связана с механикой движения по путям эвакуации, управления этим процессом учителем, устойчивостью при движении

Пятая проблема - поведение в крайне сложной ситуации, если школьник всё-таки отстал и заблокирован в помещении. Паника и страх могут привести к тому, что он затаился, не будет отвечать пожарным, которые прибудут его спасать. Прежде всего, в данном случае следует учить не бояться пожарных. В США такого рода обучение проводиться именно с направленностью на привыкание детей к сиренам, громким звукам, виду пожарных.

Поэтому этот вопрос целесообразно вынести в отдельное занятие, не привязанное непосредственно к эвакуации.

Все остальные проблемы - дыхание, мокрые тряпки, поведение в задымленной зоне, вообще не должны, на мой взгляд, входить в это обучение, чтобы не загружать школьника ненужной и лишней информацией.

Ниже представлен план конспект такого занятия, занятия по отработке плана эвакуации и соответствующей направленный на отработку именно этих проблемных моментов связанных с эвакуацией школьников. Понимая, что этот план-конспект далеко не идеален, и по сути это первые рекомендации такого рода, я с благодарностью приму замечания к нему и доработаю его в случае необходимости. Тем не менее, по мнению моих коллег из Академии государственной противопожарной службы, он как минимум - не вреден, а значит, на фоне «вредных советов» - полезен. Время на отработку того или иного вопроса также не указано, так как нормировать его представляется неправильным. У нас же стоит задача научить, а не уложиться в отрезок времени.

Учебный вопрос Содержание/задача
Что такое пожар Дать представление о пожаре как об опасном горении. Связать понятие ОПАСНОСТЬ (УГРОЗА) и ПОЖАР.
Предпосылки паники и борьба с ними

Паника возникает от осознания человеком отсутствия выхода из проблемной ситуации. Поэтому нужно научить детей бороться с паникой - объяснить, что ВЫХОД есть и спастись можно, что есть СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ, которые помогут в случае ПОЖАРА.
В случае реальной ситуации нужно ободрить детей тем, что ВЫХОД есть, что все обязательно СПАСУТЬСЯ. Обозначить задачу в привязке к снятию паники. А именно объяснить школьникам, что для этого нужно выполнять действия четко правильно и беспрекословно ПОДЧИНЯТЬСЯ учителю, и что сейчас мы потренируемся действовать при пожаре так, чтобы если он вдруг и произойдёт, НИЧЕГО страшного не случится.

Отдельно стоит уточнить, что если вдруг взрослый отстанет, то нужно также подчиняться любому другому учителю. Не капризничать. Не бегать, не отвлекаться слушать и выполнять всё, что говорит взрослый. Необходимо объяснить, что это - гарантия спасения.

Обучение НАЧАЛУ эвакуации

Время начала эвакуации в детском учреждении самая большая проблема. Это нужно отработать в первую очередь. Задача работника школы - минимизировать это время.

ДЕЙСТВИЕ 1. НАУЧИТЬ НЕ ПРЯТАТЬСЯ от пожара. Нужно объяснить, что некоторые дети бояться и прячутся. Что это ошибка и что от пожара спрятаться нельзя, но можно уйти. Поэтому нужно начать готовиться к эвакуации и выполнить второе действие.

ДЕЙСТВИЕ 2 . ВСТАТЬ В ПРОХОДЕ МЕЖДУ ПАРТАМИ (как в начале и конце урока, для организации и мобилизации группы) учитель объясняет, что всё движения нужно осуществлять только по ее команде. Что никаких смешков и самостоятельных движений быть не должно, что это ОПАСНО. Слово «опасность, опасно» при этом можно употреблять только во время обучения, но не во время эвакуации при реальном пожаре, когда оно может вызвать панику. Учитель спрашивает «ВСЕМ ПОНЯТНО?». ДЕТИ должны хором ответить «ДА», что поможет закрепить их решение слушаться учителя во время эвакуации. Дальше объясняется, что ВЕЩИ (портфели, сумки, учебники) с собой брать не нужно, они могут помешать, что с ними ничего не случиться, что их нужно оставить в классе. Взять можно только телефон, чтобы в случае необходимости позвонить по 101. В зимнее время можно даже не одевать верхнюю одежду в классе (максимум, что можно сделать - взять её с собой). При этом администрации школы лучше подготовить заранее одеяла и пункты для обогрева.

Дети начинают движение в коридор. В коридоре заранее определяется то место, где будут стоять дети из разных классов. УЧИТЕЛЬ визуально контролирует, чтобы все вышили.

ДЕЙСТВИЕ 3. ПОСТРОЕНИЕ В КОРИДОРЕ

Дети строятся в коридоре на заранее определённых местах. Это один из навыков, который отрабатывается на тренировке.

Дети должны несколько раз выйти из класса в коридор, встать на место и зайти обратно. Учитель каждый раз визуально проверяет всё ли дети, которые были в классе на месте. Правильно ли они встали в коридоре. Не разговаривают ли они при этом. Далее учитель определяет состав группу. В дальнейшем команды будут подаваться именно группе, поэтому необходимо, чтобы дети могли определить свою принадлежность этой группе. При этом школьник должен идентифицировать себя с привычной для себя группой. Например, если в группе вследствие каких-то причин находятся два класса, то команда подается для двух классов: «2-й А» и «2-й Б».

Движение по горизонтальным путям эвакуации.

Здесь задача отработать движение по команде учителя. Чтобы никто не отстал

ДЕЙСТВИЕ 4. ОТРАБОКА ПОДЧИНЕНИЯ КОМАНДАМ, ВНИМАТЕЛНОГО ВОСПРИЯТИЯ КОМАНД

Учитель объясняет детям, что двигаться надо спокойно, размеренным шагом по её команде. Что нужно остановиться, как только она даст команду «На МЕСТЕ СТОЙ», по команде «НАПРАВО» нужно повернуться направо». «НАЛЕВО» - повернуться налево. И продолжить движение по команде «ШАГОМ МАРШ».

Отрабатывается поворот «направо» и «налево». Необходимо добиться, чтобы все дети поворачивались одновременно. Цель этого формирование навыка подчиняться команде, не отвлекаться на посторонние действия во время эвакуации, прислушиваться к команде.

Учитель определяет маршрут эвакуации и доводит его до детей. Ставит ЦЕЛЬ, например «дойти до лестничной клетки» Важно объяснить детям, что будет происходить, ЧТО СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА ГРУППЫ - ДОЙТИ ДО ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ. Понимание того, что происходит, что все движутся к выходу и УХОДЯТ от опасности поможет избежать паники.

ДЕЙСТВИЕ 5. ДВИЖЕНИЕ ГРУППЫ. ОСТАНОВКА И НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ ПО КОМАНДЕ

Идёт отработка управления движением группы: Учитель дает команду «2-й А, ПРЯМО ШАГОМ МАРШ» дети делают десять шагов, учитель дает команду «2-й А, НА МЕСТЕ СТОЙ». Дети останавливаются. УЧИТЕЛЬ дает команду «2-й А, ДВАДЦАТЬ ШАГОВ ВПЕРЕД ШАГОМ МАРШ». Дети делают двадцать шагов. Учитель при этом является замыкающим группы и находиться сзади отслеживая, чтобы никто не отстал.

Задача этого этапа обучения научить детей начинать движение, двигаться и останавливаться по команде учителя. Останавливаться во время эвакуации нужно, если впереди есть другая группа, которая не может продолжить движение или путь эвакуации впереди заблокирован опасными факторами пожара и есть необходимость выбрать альтернативный безопасный маршрут. При этом применение одинаковых команд должно быть закреплено в инструкции в образовательном учреждении. Применение одинаковых команд должно обеспечить то, что дети будут слушаться любого взрослого, который подает эти команды, а не только своего учител

Движение по лестнице

При входе в лестничную клетку может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в лестничную клетку уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А месте стой» и ожидает, когда пройдет первая группа, которая уже входит в лестничную клетку.

Движение по лестнице характеризуется неустойчивым положением. Поэтому при движении по лестнице важно научить детей держаться за перила или опираться на стену. Необходимо объяснить и показать, что нужно ставить ногу (стопу) полностью на каждую ступеньку, не прыгать через ступеньки. Обязательно необходимо постоянно держаться за перила, за руку одноклассника, который держится за перила или за стенку, чтобы сохранить устойчивое положение.

ДЕЙСТВИЕ 6. СПУСК ПО ЛЕСТНИЦЕ

Учитель дает команду «2-й А, по лестнице вниз шагом марш». Ученики выходят, держась за перила. Учитель замыкает движение, отслеживает ошибки в движении, перепрыгивание через ступеньки, постановку стопы не полностью на проступь, то, что дети держатся за перила. Учитель несколько раз дает команду «2-й А на месте стой». В случае если обнаружатся ошибки, группа возвращается на этаж, и выходит на лестницу повторно. Если из лестничной клетки (как в принципе должно быть) есть выход наружу и он открыт - то учитель командует «2-й А а на месте стой» покидает место замыкающего группы, открывает дверь, так как для начальной школы открыть её может быть проблематично и дает команду «2-й А из здания шагом марш». Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.

ДЕЙСТВИЕ 7. ПОСТРОЕНИЕ В ВЕСТИБЮЛЕ ПОСЛЕ СПУСКА ПО ЛЕСТНИЦЕ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ НЕТ ВЫХОДА НАРУЖУ ИЛИ ОН ЗАБЛОКИРОВАН

Учитель после спуска дает команду «2-й А на месте стой». Объясняет, что еще один этап эвакуации пройден. Напоминает, что не надо идти в раздевалку за верхней одеждой, что нужно идти к ВЫХОДУ. Дает команду: «2-й А к выходу Шагом марш». Дети идут к выходу из здания (входу в школу)

Скопления перед выходом При выходу также может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в дверной проем уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А на месте стой» и ждет когда пройдет первая группа, которая уже входит в дверь. Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.
Отработка действий если кто-то отстал от группы Отдельно следует обучить детей как действовать, если он отстал от своей группы. В этом случае ему необходимо объяснить, что он должен сразу подойти к учителю в другой группе и сказать, что он отстал, присоединиться к этой группе и эвакуироваться с ними.

Действия, описанные в данном плане конспекте должны быть также представлены и в виде конкретной инструкции, в соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима, должны быть описаны в инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, и, должна (тезисно) содержаться в текстовой части плана эвакуации

Эта статья еще раз показывает, что невозможно найти «простой» на три пункта алгоритм действий в такой сложной и многофакторной ситуации как пожар. Мы будем продолжать разрабатывать различные варианты действий для родителей и детей, ориентируясь прежде всего на мнение пожарных специалистов в области эвакуации, и, периодически будем представлять их в блоге сайта

Для цитирования: П.Ю. Князев " Тренировка по плану эвакуации в начальной школе" [электронный ресурс] "План эвакуации при пожаре". - Электрон. дан..php?id=148, свободный Размещено 09 мая 2018 года


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав