30.06.2020

Аварийный комиссар - в каком случае вызывать и по какому телефону? Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски? Аварийный комиссар осаго


Еще не так давно о понятии «аварийный комиссар» в нашей стране никто не знал. Специалисты этой «профессии» редко выезжали на место ДТП, и большинство водителей пытались справиться с ситуацией своими силами. Но сегодня все изменилось и многие осознали, что присутствие юридически подкованного и опытного человека является залогом успешного отстаивания своих прав и получения необходимых выплат для ремонта автомобиля. Для того чтобы грамотно зафиксировать детали происшествия на дороге, составить схему, вступить в контакт с сотрудниками дорожно-патрульной службы, нужно обладать как минимум стойкостью духа, а как максимум – юридическими знаниями. Именно таковыми являются аварийные комиссары компании «Major Ассистанс»!

Главные задачи аварийного комиссара

После прибытия на место ДПТ специалист обязан:

  1. Зафиксировать место аварии, а также все повреждения на фотокамеру.
  2. Составить схему дорожно-транспортного происшествия.
  3. Подготовить документы для предоставления в страховую фирму.
  4. Предварительно оценить сумму нанесенного автомобилю ущерба.
  5. Проконсультировать клиента и рассказать, как в дальнейшем взаимодействовать со страховой фирмой.

По желанию клиента мы окажем полное содействие в подготовке и подаче необходимой документации в «руки» страховой фирмы. Также будут приложены все усилия для определения истинных виновников ДТП. Вызов аварийного комиссара – это ваша гарантия в получении законных выплат от страховой! Обращаясь к нам, вы сэкономите свои силы и будете застрахованы от любых неприятностей.

Что нужно знать об аварийных комиссарах

Служба аварийных комиссаров – преимущества обращения

Большинство водителей, попавших в ДТП, оказываются в состоянии стресса, который мешает правильно действовать. В этот момент легко упустить важные детали или вовсе быть обманутым. Чтобы этого не случилось, необходимо вызвать аварийного комиссара.

Привлечение такого специалиста обеспечит:

  • объективность и беспристрастность со стороны сотрудников ДПС,
  • точную фиксацию аварии на фото и видеокамеру, что потребуется для получения материальной компенсации,
  • правильные действия, общение с инспекторами ДПС с учетом ПДД и КОАП,
  • тщательное изучение и фиксацию повреждений автомобиля, определение сложности предстоящего ремонта и восстановления транспортного средства.

Аварийные комиссары могут оказать не только юридическую помощью, но и психологическую поддержку и даже первую медицинскую помощь для пострадавших. Наши сотрудники помогут вызвать техническую помощь или эвакуатор. Вежливые, коммуникабельные, ответственные специалисты сделают все необходимое для того, чтобы вам помочь в сложной ситуации.

Сбор справок

Почему вызов аварийного комиссара действительно выгоден?

Этим вопросом задаются многие водители. Кому-то действительно вполне можно обойтись без поддержки специалиста. Например, опытные юристы или люди, тщательно знающие ПДД, умеющие фиксировать обстоятельства аварии, справятся самостоятельно.

Но таких водителей немного. Всем остальным для защиты себя и своих интересов рекомендуется помощь профессионала. Аварийные комиссары обеспечат объективную оценку обстоятельств ДТП, фиксацию понесенного ущерба, оформление документов для получения выплат.

Наши клиенты также могут воспользоваться услугой оценки ущерба и независимой трасологической экспертизы. Нашей компании вы можете смело доверить защиту себя, своих прав и интересов!

Профессия аварийного комиссара (аварком) появилась в конце 90-х годов. С развитием рынка автострахования стали все чаще встречаться случаи мошенничества. Недобросовестные автовладельцы фальсифицировали ДТП и получали «левые» выплаты. Тогда страховые компании стали привлекать бывших сотрудников Госавтоинспекции, благо у тех богатый опыт по оформлению аварий. Работали поначалу аваркомы, лишь когда предполагалась серьезная страховая выплата.

На такие ДТП и выезжали аварийные комиссары, чтобы убедиться в реальности столкновения. Основной их задачей была фиксация столкновения и расположения автомобилей, а также подробная опись повреждений машин. Если комиссарам удавалось на месте обнаружить признаки мошенничества, они направляли свои отчеты в страховую компанию, где уже принималось решение об отказе в выплате возмещения.

Для того чтобы клиенты страховой компании сразу после аварии вызывали комиссаров, на последних, помимо прочего, возлагалась и обязанность сбора всех необходимых документов для пострадавшего, чтобы быстро получить страховую выплату. Такая услуга стала весьма востребованной. Со временем на рынке появилось множество коммерческих структур, которые стали предлагать аналогичные услуги. Правда, акцент в их деятельности сместился. Если изначально аваркомы работали исключительно в интересах страховых компаний, то сейчас, как правило, комиссары действуют в интересах пострадавших автовладельцев. Причем перечень услуг, предлагаемых аваркомами, серьезно расширился.

Сейчас любой автовладелец может купить абонемент, в стоимость которого входит не только помощь в оформлении ДТП (включая заполнение бланка европротокола), но и составление экспертизы о стоимости ремонта автомобиля, а также представление интересов пострадавшего в страховой компании. Причем речь идет не только о добровольном страховании, но и об ОСАГО. Некоторые компании не стали останавливаться на стандартных услугах. Многие выступают в роли финансовых посредников, выкупая у пострадавших сразу после аварии право требования по ОСАГО к страховой компании виновника, заключая договор цессии. Речь идет о так называемых автоюристах.

Но основной сегмент - это все же услуги по оформлению аварий, заполнению и сбору документов (справки о ДТП, объяснения, приобщение фото- и видеодоказательств).

Профессиональный минимум

Итак, работа аваркома сродни специалистам служб спасения. Комиссар дежурит в специальном центре (диспетчерской) и ждет вызова. Работа круглосуточная, поэтому для любителей стандартной пятидневки вряд ли подойдет. Как только поступит обращение от пострадавшего, аварком выезжает на место аварии.

Так как работа аваркома связана с техникой, предпочтение работодатели отдают технарям, а также, как я уже отмечал, бывшим сотрудникам ГАИ, военным. Кроме этого, для работы аваркомом важно иметь хотя бы начальные навыки в работе с фото- и видеотехникой. В идеале комиссар должен знать и азы трасологии. Как правило, перед началом работы с новичками проводят краткосрочное обучение, где объясняют, как фиксировать следы типовых аварий и на что обращать внимание. От взгляда опытного аваркома, например, не скрыть несоответствие повреждений на автомобилях, участвующих в аварии. Обратит внимание комиссар и на следы коррозии на якобы свежем повреждении.

Помимо техники аваркому нужно быть еще немного психологом. Ведь после аварии большинство водителей находятся в стрессовом состоянии. Аварком поможет и тут. Даст ответы на вопросы по ПДД и правилам страхования, поможет дать объяснения, зафиксирует следы аварии, поможет найти свидетелей.

Кстати, если вы обладаете перечисленными навыками и знаниями, вас не напрягают круглосуточные дежурства, можно присмотреться к этой профессии. Даже если у вас не хватает определенных знаний, не стоит расстраиваться. Во-первых, у разных работодателей свои требования к новичкам. Одни требуют высшее или среднее специальное образование, другие предлагают обучить сами. Есть множество разных курсов, где за несколько дней научат азам. А дальше все зависит уже от вас.

Как я уже отмечал, график работы сменный: два через два, три через три, четыре дня работаете - два отдыхаете или, если оговорено, иное. При сменной работе ожидайте двенадцатичасовой рабочий день, при классической схеме - полный восьмичасовой.

Как правило, работодатели отдают предпочтение кандидатам со своим автомобилем. При использовании личного транспорта компенсируются затраты на бензин, иногда встречается и компенсация по ремонту автомобиля. Понятно, что при использовании общественного транспорта, аваркому компенсируются затраты на проезд.

Оплата труда

Диапазон зарплат большой - от 20 до 60 тысяч рублей. Все зависит от региона и серьезности компании. В Московском регионе средний ценник на эту работу составляет около 40 тысяч рублей. При этом почти везде существуют разные премии и бонусы. В общем, и условия работы и уровень оплаты по сегодняшним временам неплохие. Да и «порог входа» в профессию достаточно низкий. Ведь, по сути, устроиться можно и не имея какого-либо образования. Нет тут и особых возрастных ограничений. Хотя, как по мне, так это все же работа в большей степени для молодых.

За что платим аварийным комиссарам?

Как правильно оформить аварию, заполнить бланк европротокола, сфотографировать повреждения и подготовить документы для страховой компании? Ответы на эти вопросы знают комиссары. Аварийные.

За что платим аварийным комиссарам?

Фото: Марина Лысцева, Юрий Смитюк (ТАСС)

Искать автоюристов далеко не нужно: сегодня практически у каждой страховой компании есть свои аварийные комиссары. Это преподносится клиенту как дополнительная услуга, а их визитки выдаются клиентам вместе с полисом. Кто и как обманывает автомобилистов при оформлении ДТП, разбирался «АиФ-Челябинск».

Ради выплат выкупают автомобили

«Таким образом, страховые сами подстраховываются от мошенничества, - рассуждает адвокат по вопросам гражданского права и защите прав автомобилистов Александр Щербинин . - Их комиссар выезжает на ДТП, осматривает авто, делает фото, убеждается, что авария не создана искусственным образом, и оформляет несложные ДТП с незначительными повреждениями без участия сотрудников ГИБДД . Но бывает и так, что аварийный комиссар работает сразу на две стороны - на страховую и на себя, или ещё на кого-нибудь. Он предлагает участнику ДТП переуступить ему право требования выплаты от страховой за определённую сумму. Непрофессионал никогда не подсчитает, каков размер ущерба, сколько элементов пойдёт под покраску, а сколько под замену. Ущерба может быть на 100 тыс. рублей, а ему предложат вдвое меньше, зато эти деньги он получает наличными уже через два-три дня. От страховой возмещения ущерба пришлось бы ждать гораздо больше. И автовладелец соглашается, полагая, что названной суммы на ремонт вполне хватит. В принципе ему хватает, потому что он едет ремонтировать машину в каких-нибудь гаражах. А комиссар в реальности получает гораздо большую сумму себе в карман. Некоторые даже выкупают у участников ДТП по достаточно низкой цене их автомобили, а потом получают от страховой выплаты за причинённый им ущерб. Чем выше класс авто - тем солиднее выплата».

«Месяц назад я попал в аварию, - рассказал челябинец Станислав С. - За мной в пробке ехал парень и немного зазевался, чуть поцарапал мне бампер. Я вызвал аварийного комиссара из своей страховой, он всё оформил и предложил мне обратиться в некий так называемый центр страховых выплат, чтобы ускорить процесс возмещения ущерба. Я так и сделал. Там провели независимую экспертизу, за которую я заплатил 1 тыс. рублей. Ущерб оценили в 25 тыс. рублей. Мне предложили 15 из них и меня это устроило. Деньги дали уже через два дня, как только была готова справка из ГИБДД».

«Уверен, что аварийных комиссаров и автоюристов, занимающихся подобными делами, называют «чёрными автоюристами» совершенно огульно, - поделился мнением челябинский правозащитник, автоюрист Юрий Панченко . - Никакие они не чёрные, потому как работают на законных основаниях. Неужели страховые компании у нас белые и пушистые? Я в 2005 году сам попал в ДТП и пробовал разобраться с методиками расчёта ущерба. На ту пору их существовало порядка пяти и все разные. Что интересно, по любой из методик можно было завысить или занизить сумму ущерба. И до 2010 года много было таких случаев, когда страховые занижали суммы выплат не то что вдвое, а в десять раз! Очень много было волокиты. Всё делалось для того, чтобы участники ДТП вообще не обращались за мелкими выплатами. И даже хорошо, что появилась сила, противодействующая страховщикам!»

Нечистые на руку

Справедливости ради стоит заметить, что не все автоюристы и аварийные комиссары работают чистоплотно.

«Есть юристы, которые заявляют виновному участнику ДТП, что помогут доказать ему его невиновность и добиться выплаты ущерба от страховой, - говорит замначальника УГИБДД Челябинска Алексей Горшков . - Клиент, уверовав во всемогущего автоюриста, заключает с ним договор, платит и ждёт. Тот же подаёт жалобу в ГИБДД, мы её рассматриваем, понимаем, что решение не меняется, и отказываем в удовлетворении жалобы. Дальше юрист идёт в суд. Изначально зная, что проиграет это дело, он демонстрирует клиенту бурную деятельность. Суд жалобу не удовлетворяет, участник ДТП остаётся ни с чем. Получается, что юрист своё дело делал, подавал жалобы. Мошенничества как такового здесь нет, это просто способ зарабатывания денег. Хорошо, если автовладелец юридически заранее почитает судебные решения по аналогичным ДТП и сделает вывод, стоит обжаловать заключение ГИБДД или нет».

Участникам ДТП, попавшим в руки недобросовестных автоюристов и введённым в заблуждение, помочь крайне затруднительно, а чаще всего невозможно. Важно внимательно читать договор, который предлагается заключить.

«Обычно в договоре на оказание юридических услуг есть пункт, который обязывает заказчика в случае расторжения договора в одностороннем порядке оплатить неустойку, а это, как правило, серьёзные деньги - от 7 до 30 тыс. рублей, - констатирует факт директор службы аварийных комиссаров Павел Кошкин . - То есть подписал договор и уже должен. Должен в любом случае. Между тем не всегда обязательства, наложенные автоюристом на гражданина, правомерны, иной раз встречаются совсем абсурдные вещи. Так, однажды, к нам обратился клиент, который был виновником ДТП. Юрист, работающий с ним, запудрил ему мозги, заставил поверить, что ему, виновнику, должны. Тот оплатил независимую экспертизу и пришёл в страховую за выплатой. А над ним, получается, просто посмеялись. Хотя, не исключено, что юрист был просто неграмотный, действовал непрофессионально».

«У нашего сотрудника одна задача - объективная фиксация всех обстоятельств ДТП, - продолжает замдиректора службы Константин Кошкин . - Некоторые считают, что с аварийным комиссаром можно договориться и совершить подлог, добавить машине повреждений при оформлении ДТП или вообще оформить несуществующее ДТП, найти свидетелей, которые якобы что-то видели… Многим такие аварийные комиссары даже более понятны и предпочтительны. Ещё на этапе обучения мы предупреждаем своих будущих сотрудников, что со стороны виновников ДТП обязательно будут попытки подкупить. За 12 лет существования фирмы я помню два случая, когда комиссары пошли на сговор с клиентами. В первом случае человек не работал уже через сорок минут, во втором обман был раскрыт не сразу, но с теми же последствиями».

Способы заработать

Оказывается, способов построить бизнес на ДТП великое множество.

«Есть такие дельцы, которые покупают авто, страхуют его, а затем машина начинает попадать из аварии в аварию, - рассказывает Щербинин. - Владелец же то и дело получает страховые возмещения. Собственно, тем и живёт. Некоторые повреждения, словно грим у актёра, наносятся искусственно, наклеиваются царапины, трещины. Иногда владельцы двух одинаковых авто действуют в сговоре: переставляют с машины на машину битые элементы, подстраивают ДТП, идут в страховую и получают страховые выплаты. От таких схем мошенничества должно избавить натуральное возмещение ущерба по ОСАГО, когда по новым полисам вместо денежных выплат будет предложен ремонт в автомастерской. Но, полагаю, и тут дельцы найдут способ заработать. Например, автосалон, с которым заключен договор у страховой, будет находить в ходе ремонта дополнительные повреждения и выставлять дополнительные счета страховщику. Полученные же дополнительные средства будут делиться между автовладельцем и автомастерской».

Другие умудряются зарабатывать на постановлении Конституционного суда.

«Не так давно Конституционный суд решил, что разницу между суммой страховой выплаты и суммой, которую потерпевший участник ДТП должен получить, чтобы полностью покрыть ущерб, должен выплачивать виновник аварии, - объяснил Юрий Панченко. - Срок давности по таким делам - три года. Некоторые автоюристы находят способ получить от страховщиков сведения о таких неполностью покрытых ДТП, приходят к пострадавшим и по договору уступки выкупают у них право взыскания разницы с виновника. Поэтому сейчас те, кто три года назад стал виновником ДТП, вынуждены доплачивать пострадавшим. Грубо говоря, авария случилась три года назад, ущерб пострадавшего был оценён в двести тыс. рублей, а страховая заплатила сто. Автоюрист приходит к пострадавшему, предлагает ему 50 тыс. рублей, предлагает подписать договор уступки, а сам потом идёт в суд и взыскивает в виновника 100 тыс. рублей. То есть получает прибыль двести процентов».

Реально ли вернуть права?

Некоторые автоюристы зарабатывают на возвращении водительских прав лишённым. При этом в объявлениях они обычно пишут, что всё делается «на законных основаниях». Стоит это недёшево - как минимум 10 тыс. рублей. Плюс 1,5 тыс. рублей за оформление доверенности у нотариуса, чтобы делом занимался только юрист. Занимает процесс возврата прав порядка двух месяцев. Первым делом юрист уточняет у водителя, которого лишили прав, был ли он уже в ГИБДД. Если был, это существенно осложняет дело. Если нет, то шансов вернуть права гораздо больше.

«Прав лишают за управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, превышение скорости, выезд на встречную полосу или если скрылся с места ДТП, - перечисляет Алексей Горшков. - Кроме того, лишается прав водитель, ставший виновником ДТП с пострадавшими. Кто и каким образом за все перечисленные прегрешения может вернуть права, да ещё и на законных основаниях, мне не известно. Не исключаю, что используются мошеннические схемы. Скорее всего, это уже поле для работы ОБЭП».

«Права можно вернуть, если удастся доказать, что нарушения не было как такового, - комментирует челябинский автоюрист Лев Воропаев . - Сегодня нередки ситуации, когда при незначительном ДТП два водителя полюбовно решили расстаться, один признал свою вину, дал второму какую-то сумму наличкой за царапины-вмятины, получил расписку, и они разъехались. Однако впоследствии потерпевший заявляется в ГИБДД, жалуется, что попал в ДТП, а второй участник с места аварии скрылся. Самое досадное, что расписка не является доказательством того, что водители урегулировали ДТП в рамках ПДД. Обязательно нужно составлять либо европротокол, либо документ, где оба водителя подтверждают, что в оформлении данного ДТП они не нуждаются, у них нет такой необходимости. Только тогда ДТП считается урегулированным».

В ГИБДД подтвердили, что прецеденты, когда участники ДТП обращаются повторно, действительно случаются.

«Бывает, что люди сначала были согласны со своей виной, а потом передумали и пишут нам жалобы, - признаётся Горшков. - Тогда мы рассматриваем схему ДТП еще раз. А может вдруг объявиться очевидец с видеозаписью, подтверждающей невиновность обратившегося. И, конечно, это будет иметь значение».

Как вести себя, попав в аварию?

По наблюдениям автоюристов, после введения ОСАГО в 2004 году участники ДТП стали вести себя намного спокойнее. Все понимают, что есть независимый регулятор - Закон об ОСАГО, и есть страховые компании, которые обеспечивают выплаты. Даже если между участниками ДТП разгорелся конфликт, сгладить его как раз помогает прибывший на помощь аварийный комиссар.

«Да, бывает, что комиссар оформляет ДТП неправильно, идя на поводу у одного из участников и явно защищая его интересы, - подтверждает Лев Воропаев. - Мне известен случай, когда действуя в сговоре со знакомым комиссаром, автовладелец, спровоцировавший аварию, умудрился снять с себя вину, приписав её невиновному. Если вы понимаете, что виноваты не вы и что второй участник ДТП с аварийным комиссаром пытаются вас «подставить», вызывайте сотрудников полиции. Принимайте меры для обстоятельной фиксации аварии, записывайте телефоны свидетелей, ищите очевидцев с видеорегистраторами. Если не сделаете этого на месте, потом это будет сделать крайне затруднительно или вообще невозможно. Попал в ДТП - приготовься тратить время!»

Сказать легко, но для большинства автовладельцев авария - огромный стресс. Что делать, попав в ДТП? Как себя вести?

«Первым делом нужно успокоиться и принять ситуацию, которая уже произошла, - советует Александр Щербинин. - Затем, даже если всё очевидно, нужно максимально зафиксировать все обстоятельства и последствия произошедшего. И не торопитесь переуступать кому-либо своё право требования страховой выплаты или продавать авто. Лучше посоветоваться со знающими людьми и принять решение в течение двух-трёх дней в спокойной обстановке. Может быть, лучше немного подождать и получить в два раза больше, чем согласиться на предложение обманщиков и получить лишь малую толику того, что причитается по праву. Обращаясь за помощью к кому бы то ни было, не теряйте бдительности. Будьте крайне осторожны при подписании любых документов».

Словосочетание родом из французского языка. В мире более широкое распространение имеет английский термин «сюрвейер» (что можно перевести как инспектор, обозреватель). Институт аварийных комиссаров получил широкое распространение в нашей стране после введения в 2003 г ОСАГО. В отечественном законодательстве расшифровки этого термина нет, но есть упоминание о нём в НК РФ (ст.294, п.9). Аварийные комиссары перечислены в нем, как специалисты (наряду с юристами сюрвейерами и пр.), связанные с урегулированием вопросов, возникающих в связи с возмещением ущерба по ОСАГО. Данная деятельность не является лицензируемой.

Таким образом, физическое или юридическое лицо, которое оказывает участнику ДТП услуги по оценке ущерба, оформлению документов при аварии и другую помощь, — это и есть аварийный или дорожный комиссар.

Закон не лимитирует эту сферу деятельности. Поэтому аварком может быть как представителем юридического лица (страховой или юридической компании), так и индивидуальным предпринимателем, действующим полностью самостоятельно. При этом, поскольку его сфера деятельности находится на стыке 3 отраслей он должен хорошо разбираться (иметь опыт работы) в:

  • юриспруденции (иметь соответствующее образование и стаж практической деятельности);
  • организации дорожного движения (бывшие сотрудники ГИБДД – часто выбирают работу аварийным комиссаром);
  • страховом деле (сотрудник страховой компании).

Только человек, одинаково хорошо владеющий всеми этими направлениями, сможет осуществлять данную услугу на высоком уровне. Поэтому, перед тем как стать аварийным комиссаром, надо наработать соответствующий опыт.

Именно на это (опыт предыдущей деятельности) обращают особенное внимание при заключении договора о соответствующем обслуживании.

Основная задача аваркома — грамотное составление аварийного сертификата. Документа, на основании которого, в последствие, будет приниматься решение о страховой выплате по КАСКО и ОСАГО. От того на сколько он правильно заполнен (и в чью пользу), будет зависеть размер страховой выплаты.

Для решения этой задачи, аварийный комиссар по прибытии на место ДТП, осуществляет следующие действия:

  1. Осмотр места ДТП (параллельно с сотрудниками ГИБДД, или вместо них, если авария без пострадавших и сумма ущерба невелика). При необходимости вызывает медицинскую помощь и эвакуатор.
  2. Осуществляет фиксацию картины происшествия фото и видео средствами. С целью их возможного предъявления в ГИБДД и суд в качестве материалов дела.
  3. Выявляет возможных очевидцев и записывает их контактные данные.
  4. Собирает всю имеющуюся информацию об участниках ДТП (водители и их контакты, регистрационные данные а/м, наличие и срок действия страховки и т.п.).
  5. Помогает водителю грамотно заполнить объяснительную (для ГИБДД).
  6. Определяет степень повреждения автомобилей, участвовавших в столкновении. Определяет приблизительный размер ущерба.
  7. Оказывает психологическую помощь клиенту, помогает ему противостоять давлению противоположной стороны.
  8. Определяет, является ли происшествие страховым случаем. То есть, может ли водитель рассчитывать на получение компенсации от страховщика.

Таким образом, он помогает водителю, участнику ДТП, исполнить его обязанности в соответствии с ПДД (п.2.6). Консультирует его по юридическим вопросам и оказывает морально-психологическую поддержку.

Человек, выезжающий по вызову на место происшествия, может быть:

  • сотрудником компании, в которой застрахован автомобиль клиента;
  • специалистом юридической фирмы, которая занимается оказанием подобных услуг;
  • индивидуальным предпринимателем.

В зависимости от этого существуют разные варианты, поскольку заказчиком (и соответственно плательщиком) может являться либо страховая компания, либо водитель. Если автомобиль застрахован по КАСКО, стоит тщательно изучить договор. Возможно его (комиссара) услуги уже входят в стоимость полиса. Тогда надо звонить в страховую компанию, сообщать о происшествии, вызывать аваркома и следовать его инструкциям.

Звонок страховщику (при наличии КАСКО) – обязателен. Во избежание последующих проблем с оформлением выплаты.

В случае с полисом ОСАГО, выезд комиссара осуществляется на платной основе.

Есть ещё службы аварийных комиссаров, что это такое – коммерческие организации (не страховые, но связанные с автобизнесом), оказывающие услуги по оформлению ДТП и соблюдению интересов автовладельца при общении с органами ГИБДД.

Договор на обслуживание можно заключить заранее (приобретя абонемент), либо осуществлять разовые платежи. Компанию или частника, оказывающего подобные услуги легко найти в интернете. Обычно, комиссар (если речь идёт о сетевых компаниях, которые имеют своих сотрудников во всех районах) подъезжает в течение получаса. Естественно, всё зависит от дорожной ситуации.

В 2019 году достаточно объёмный процесс и занимает довольно продолжительное время. А норматив по сроку, в течение которого сотрудники ГИБДД должны прибыть на место аварии без пострадавших, вообще отсутствует. Так что аварийный комиссар всегда приезжает раньше и имеет возможность успокоить и подготовить водителя к оформлению.

Для начала, надо включить аварийную сигнализацию и обозначить место аварии знаком аварийной остановки. Его размещают на расстоянии 15 м от аварийного автомобиля в населенном пункте и 30 на трассе. Если вы за городом, в вечернее время на вас должен быть светоотражающий жилет.

Порядок последующих действий таков:

  • осмотр места на предмет повреждений автомобилей и грузов, а также состояние здоровья водителей и пассажиров, фото-видео фиксация;
  • определение ущерба (предварительное);
  • обсуждение с другим участником аварии, кто виноват.

В случаях, когда причина аварии и вопрос о виновности не вызывают у сторон споров (и, главное, пострадавших нет), возможно полюбовное решение вопроса. При этом нет необходимости дожидаться прибытия сотрудников ГИБДД. Можно самостоятельно доехать до ближайшего поста ГИБДД. Или, если ущерб менее 50000 рублей оформить ДТП по «Европротоколу».

Для оформления происшествия обычным способом потребуется:

  • схема ДТП (все аваркомы хорошо умеют это делать), подписанная всеми участниками происшествия;
  • фото места аварии и повреждений автомобилей;
  • объяснительная на имя местного начальника ГИБДД (с изложением фактов);

С этими документами, участники инцидента направляются на пост, для регистрации события. Пострадавшая сторона получает комплект документов (постановление, протокол и справку о ДТП) на подачу в страховую компанию для получения возмещения по ОСАГО.

— самый простой способ оформить аварию, не требующий обращения в силовые органы. Опытный комиссар тратит на оформление необходимого пакета документов не более 20 минут

Обязательными условиями, при которых возможен данный вид оформления ДТП, являются:

  • отсутствие вреда здоровью;
  • только два участника (автомобиль с прицепом считается одним ТС);
  • оба имеют действующий полис ОСАГО;
  • разногласия по поводу причин ДТП отсутствуют;
  • максимальный ущерб 100 000 рублей (до 1 июня 2018 г – 50 000 руб.).

Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (в связи с обилием в них дорогих иномарок), максимальный ущерб приравнен к пределу выплаты по ОСАГО (400 тысяч на данный момент). Но! Только при условии наличия видео-фото фиксации обстоятельств аварии, а также навигационных устройств, использующих ГЛОНАСС, GPS и прочие спутниковые системы.

Для оформления аварии надо будет заполнить бланк извещения (который обычно прилагается к полису ОСАГО). Извещение заполняют оба водителя (каждый свою колонку) и заверяют двумя подписями.

Заполненный европротокол, вместе с заявлением о возмещении, необходимо передать в офис страховой компании в течение 5 дней.

На что надо обратить внимание водителю?

Необходимо понимать, что неверно заполненные, но подписанные на месте аварии документы в дальнейшем будет очень сложно (а скорее невозможно) исправить. А от этого может зависеть виновность в ДТП и получение или неполучение выплаты по страховке. Поэтому надо тщательно контролировать действия комиссара. Тщательно проверять правильность указания в документах различных данных. Не стесняться задавать вопросы. Помнить, что если аварком предоставлен вам компанией-страховщиком и является её сотрудником, то он, в принципе, может быть заинтересован в занижении ущерба (как следствие – снижения выплаты).

В случае несогласия с чем-то, сразу заявляйте об этом, не откладывая на потом.

Аварийный сертификат составляется комиссаром по итогам проделанной им работы и содержит следующие сведения:

  • детализированную схему происшествия;
  • фото и видео материалы;
  • сведения о сторонах-участниках ДТП;
  • свои комментарии.

Сертификат подписывается пострадавшей стороной. Документ имеет большое значение при решении страховой компании об определении размера выплаты.

Чьи интересы представляет комиссар?

Комиссар представляет интересы заказчика. Заказчиком является тот, кто оплачивает услуги аварийного комиссара. Если этот специалист сотрудник страховой компании (получает там зарплату), то, естественно, он представляет интересы работодателя в рамках действующего законодательства.

Если заказчиком является водитель, то представляются интересы водителя. Именно поэтому есть большой спрос на услуги независимых аварийных комиссаров. Существует несколько крупных сетевых компаний, оказывающих услуги независимых аварийных комиссаров в большинстве регионов РФ. Активно развиваться эта тема начала сразу после введения полиса ОСАГО. Эти организации, как правило, предлагают абонементное обслуживание, но возможна и оплата разовых обращений.

Стоимость услуг аваркома

Стоимость на услуги аварийного комиссара сильно зависит от региона его деятельности. В столицах она колеблется в пределах 2 — 3 тысяч за разовый вызов. Это небольшие деньги по сравнению с размером страховой выплаты, которой можно лишиться, если неправильно оформить происшествие. Не говоря о нервном здоровье. А если скооперироваться? Согласитесь аварийный комиссар ценой всего лишь 1000 (одну тысячу) рублей – это супервыгодное предложение.

Иногда участники ДТП совместно решают вызвать аварийного комиссара и совместно оплачивают его услуги. Законом это не возбраняется. Обязанность комиссара в такой ситуации — просто все грамотно и максимально прозрачно отразить в документах. А также проконсультировать участников инцидента о порядке их дальнейших действий.

Итак, перечислим ещё раз преимущества вызова аварийного комиссара, которые делают эту услугу востребованной:

  • быстрый приезд к месту аварии (значительно быстрее сотрудников ГИБДД);
  • психологическая помощь;
  • тщательный осмотр места аварии глазами специалиста (ещё до приезда ГИБДД), фотографирование, опрос свидетелей и составление схемы ДТП;
  • детальное описание всех повреждений (в отличие от инспекторов, которые делают только укрупнённый обзор);
  • помогут противостоять давлению мошенников, если вдруг авария окажется инспирированной;
  • в дальнейшем (если возникнет такая необходимость) этот человек сможет квалифицированно представлять ваши интересы в суде.

Именно эти преимущества позволяют услугам различных служб аварийных комиссаров динамично развиваться, делая жизнь автолюбителей спокойнее и увереннее.

Попадание в аварию – огромный стресс, который может заставить даже самого опытного водителя забыть о правильной линии поведения в таких ситуациях. Обязанности аварийного комиссара при ДТП заключаются в оказании своему клиенту всесторонней помощи и поддержки. Он поможет не наделать глупостей, которые впоследствии могут обернуться крайне неприятным образом, начиная от отказа в страховых выплатах и заканчивая уголовным обвинением.

Кто такой аварийный комиссар

Кто же такие аварийные комиссары и как они работают? Это люди, которые специализируются на оказании самой разной помощи участникам аварии, включая психологическую, правовую и медицинскую. Они могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Обязательно имеют комиссары специальное образование, желателен и большой практический опыт работы с ДТП. Однако по действующему законодательству аварком не имеет никаких особых полномочий, поэтому по делу обычно проходит всего лишь как свидетель.

Очень часто такие эксперты имеют высшее юридическое образование, а также большой практический опыт работы с делами по ДТП. Кроме того, они обязаны прекрасно знать ПДД, разбираться в автостраховании и соответствующем законодательстве, а также быть неплохо знакомыми с устройством автомобиля и средними ценами на соответствующем рынке.

Есть три варианта того, как и где работают аварийные комиссары:

  1. В страховой компании, как штатные сотрудники.
  2. В качестве независимых специалистов. В этой роли могут выступать как фирмы, так и частные предприниматели.
  3. Эксперты, сотрудничающие со страховщиками. Это независимые специалисты, которых нанимает страховщик.

Важно понимать, что аваркомы, сотрудничающие со страховщиком (или работающие на него), будут представлять скорее интересы страховой, чем водителя.
Следовательно, их главной целью будет минимизировать выплаты, положенные владельцу страхового полиса, будь то КАСКО или ОСАГО. Независимые же специалисты будут работать в пользу человека, который их нанял. Стоимость их услуг будет несколько больше, однако и надёжность тоже.

Услуги аварийного комиссара могут входить в страховой договор по КАСКО, но не по ОСАГО. Обычно такая опция включена в полисы, страхующие машину и от повреждений, и от угона. Так же страховщик может предоставить своего эксперта за дополнительную плату, даже если такая возможность не предусмотрена договором.

Какие функции они выполняют

Зачем нужно обращаться к подобным специалистам? Деятельность аварийных комиссаров на месте, где произошла авария, заключается в следующем:

  • тщательный осмотр места происшествия;
  • вызов сотрудников ГИБДД, а также эвакуатора, если это необходимо;
  • если нужно, оказание первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшим и вызов скорой;
  • опрос свидетелей;
  • фиксация всей ситуации, а также состояния повреждённых машин, в том числе на фото и видео;
  • предварительная оценка ущерба;
  • оформление документов.

То есть, по сути, специалист занимается всем тем, чего требует закон от участника аварии. К счастью, этот же закон не запрещает ему пользоваться помощью третьих лиц.

Кроме перечисленного, эксперт по мере необходимости оказывает водителю психологическую помощь и поддержку. Также в задачи комиссара входит консультирование клиента по всем возникающим у него вопросам.

По результатам своей деятельности аварком обязан составить специальный отчёт – аварийный сертификат. В этот документ входят фотоматериалы, схема аварии, её словесное описание, информация о ситуации и обо всех причастных к ДТП.

Однако работают представители этой профессии не только непосредственно на месте аварии. Многие из них предлагают водителю юридическое сопровождение на всех этапах до получения страховой выплаты. Они могут собрать и подать документы в страховую, а при необходимости заняться оспариванием её решения, в том числе в суде. Окажут они помощь и на судебных заседаниях, касающихся определения виновника аварии, а также при любых других спорах, которые могут возникнуть между участниками ДТП.

Хоть комиссар и не обязан иметь юридическое образование, он должен превосходно разбираться в областях права, сопутствующих его работе. Это связано с тем, что он предоставляет клиенту информационную поддержку и выступает в судах, а кроме того может оказывать услуги по подготовке исков.

Особенности оформления ДТП при участии комиссара

Обратиться за помощью к специалисту можно, просто позвонив ему. Срок его прибытия на место ДТП, как правило, составляет 10-20 минут. Конкретное время будет зависеть о того, насколько занят специалист, в каком регионе происходит действие, и, конечно, от ситуации на дороге.


Важно учитывать, что аварийный комиссар ни в коем случае не заменяет сотрудника ГИБДД. Вызвать инспекторов всё же придётся, если, конечно, участники не хотят или не могут оформить аварию по Европротоколу.

Нельзя полностью полагаться на действия вызванного эксперта, его работу придётся проконтролировать. Это особенно важно, если аварком представляет страховщика, поскольку в таком случае он будет стараться сделать всё, чтобы выплаты по страховке оказались минимальными. В случае несогласия с какими-либо действиями специалиста, либо если он упустил что-то важное на взгляд клиента, необходимо ему об этом сказать.

Документ, который составляет комиссар, должен быть подписан вызвавшим его водителем. Однако перед подписанием нужно внимательно ознакомиться с тем, что именно в нём записано. Если есть какие-то сомнения или претензии, либо клиент с чем-то не согласен – подписывать отчёт не нужно. Вместо этого необходимо в письменном виде изложить все изменения и дополнения, уже под ними поставить подпись, и приложить их к аварийному сертификату.

Стоит ли прибегать к услугам аварийного комиссара

Аварийный комиссар вызывается на место аварии в обязательном порядке только в том случае, если в договоре КАСКО кого-то из участников прописано такое условие. Во всех остальных ситуациях к этому специалисту обращаются по желанию, если кто-то из водителей считает, что есть такая необходимость.


Оплачивать услуги независимого эксперта придётся тому, кто его вызвал. Что, впрочем, не отменяет возможности договориться с другими участниками аварии, и разделить плату между всеми заинтересованными сторонами.

У обращения к специалисту есть как свои преимущества, так и недостатки. Из первых можно отметить:

  1. Оказание психологической помощи участникам аварии. Это будет очень полезно, поскольку само по себе попадание в ДТП – ситуация крайне травмирующая морально, даже если никто серьёзно не пострадал.
  2. Комиссар прибудет на место в самые короткие сроки и тут же начнёт работу, что сильно ускорит весь процесс.
  3. Специалист тщательно зафиксирует и подробно опишет все повреждения, полученные автомобилем. Кроме того – проведёт предварительную оценку стоимости его ремонта. Всё это будет полезно при дальнейшем обращении в страховую.
  4. Комиссар имеет право общаться с представителями ГИБДД вместо водителя, и знает, как именно необходимо это делать.
  5. Если ДТП было подставным, эксперт сможет быстро определить это, и принять соответствующие меры.
  6. При необходимости он выступит в суде со свидетельскими показаниями в пользу клиента.

Из минусов же можно назвать необходимость платить специалистам, иногда весьма крупные суммы. Причём платить за те действия, которые довольно легко и быстро можно выполнить самостоятельно. Кроме того, комиссары, работающие со страховыми, представляют именно их интересы, и, пользуясь услугами такого специалиста, можно лишиться страховой выплаты.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав