22.09.2019

Туристско-рекреационные особые экономические зоны россии. Особенности туристско-рекреационной деятельности


Рекреационные зоны прежде всего предназначены для отдыха. Это - уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные.

Зачем нужны зоны отдыха?

Рекреационные территории естественного происхождения - озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны - это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи - основа безопасного отдыха на воде.

Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Природоохранные функции рекреационных зон

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха. Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников. А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты.

Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк. Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема - единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе - задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.

Зоны отдыха и туризма - что это?

Те, у кого не вызывают интереса парки и аллеи, могут отправиться в туристско-рекреационные экономические зоны. Это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него.

Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса. Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов.

Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны.

Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

Проблема защиты дикой природы при создании туристско-рекреационных зон

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей.

Одна из причин, по которым защитники природы с сомнением относятся к проекту, заключается в том, что предприниматели получают право возведения туристических объектов в природоохранных зонах. Весьма вероятно, считают экологи, что эти работы будут вестись с нарушением существующих норм и правил.

Подобные эксперименты имели место в Крыму и закончились печально. Постройка объектов, запланированных как экологически безопасные, привела к вырубке уникальных реликтовых лесов и разрушению природных береговых формаций. При таком развитии событий уже будет неважно, продолжит ли туристический комплекс функционировать или нет, понесет ли наказан застройщик. Ведь ущерб уже будет нанесен, прием ущерб невосполнимый. С подобными рисками тоже нужно считаться.

Именно поэтому природоохранные организации требуют запретить возведение туристических комплексов в уникальных заповедных зонах. Проще предотвратить подобного рода несчастья, чем искать способы ликвидации последствий. Тем более что их не существует.

Предполагаемая экономическая выгода от реализации проекта

Создатели этого закона считают, что развитие туризма в России невозможно без экономической поддержки предпринимателей, работающих в это области. По предварительным расчетам до 2026 г. на финансирование подобных зон будет потрачено 44,5 млрд руб. Представители туристического бизнеса, по прогнозам, вложат в создание и развитие туристско-рекреационных зон более 270 млрд руб. Налоговые поступления от реализации проекта должны составить 260 млрд руб. Поток туристов увеличится более чем в три раза, а вклад туристического бизнеса в формирование ВВП страны достигнет 2 %. Это не так мало, как кажется - ведь сейчас доходы государства от этой сферы деятельности стремятся к нулю. Именно это делает развитие туризма в России одним из приоритетных направлений бизнеса, требующим государственной поддержки.

Создание подобных зон преследует не только экономические цели. Результатом подобной программы должно стать улучшение качества обслуживания на курортах России, их благоустройство. Сейчас многие отмечают, что на берегах Турции и Египта отдыхать приятнее и выгодней, чем на родине. Поскольку туристический бизнес приносит странам, обладающим привлекательными в этом плане территориями, немалый доход, очевидно, что ситуацию нужно менять. Надо приложить все условия, чтобы отдыхающие захотели тратить свои деньги на территории России, а не за ее пределами.

Какие зоны для отдыха и туризма сейчас создаются?

В настоящий момент рекреационные зоны России представлены следующим списком:

  • рекреационная зона в Ставропольском крае;
  • в Иркутской области - «Ворота Байкала»;
  • на Алтае - «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь»;
  • зона в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

Раньше этот список был на два пункта длиннее, но рекреационные зоны в Краснодарском крае и Калининградской области решением правительства были ликвидированы. Зона на Куршской косе в Калининградской области прекратила свое существование, поскольку ни одного договора с резидентами заключено не было и бизнесменов, желающих вложить средства в развитие туристической инфраструктуры, не нашлось.

Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае прекратила существование по той же причине. А ведь она должна была располагаться на территории всем известных и любимых курортов: Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе. Городов, которые всегда были исключительно туристскими.

Как могло получиться, что на традиционно живущих за счет туризма территориях не нашлось бизнесменов, желающих заняться созданием объектов туризма на льготной основе и под эгидой государства? Изо всего списка рекреационных зон этот пункт казался самым перспективным.

Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию туристско-рекреационных зон окажется намного более проблематичной, чем казалось вначале. И приведенные выше расчеты, скорее всего, излишне оптимистичны. Раз уж в Сочи и Туапсе не нашлось желающих заняться туристическим бизнесом, значит, прогнозные доходы от проекта нужно серьезно корректировать. И устранять факторы, приводящие к такой ситуации.

Насколько состоятельными в экономическом плане окажутся другие объекты, покажет время.

Туристический комплекс в Ставропольском крае

Природно-рекреационная зона, расположенная в Ставропольском крае, называется «Кавказские минеральные воды». Она расположена на территории Кисловодска, Железноводска, Ессентуки, Пятигорска, городов Минеральные воды и Лермонтов, Предгорного и Минераловодского района. Потенциальные возможности зоны обширны. Прекрасные пейзажи, горный воздух, неповторимый колорит Кавказа. Уникальные здравницы Ставропольского края славились еще во времена царской России, а минеральная вода Ессентуки - одна из лучших минеральных вод мира.

Рядом с рекреационной зоной расположены базовые элементы инфраструктуры, доступ к ним не составит труда. В этой предполагается развивать прежде всего оздоровительный и бальнеологический туризм, перспективными кажутся спортивный, познавательный и экологический.

Туристические комплексы «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» расположена на берегах реки Катуни. Эта территория напоминает классические пейзажи северной Европы: горы, альпийские луга и смешанные леса. Здесь солнечно и относительно тепло, среднегодовая температура составляет +5 о. В этих местах выпадает много снега, высота покрова достигает 600 мм. Предполагается создать маршруты для пешего, водного, горнолыжного, конного туризма. Здесь будет интересно рыбакам и грибникам, альпинистам и поклонникам спелеотуризма, охотникам и любителям сплавов по горным рекам.

Традиционные промыслы и ремесла жителей Алтая, большое количество памятников археологии и культуры, музеи Алтайского края тоже могут привлечь туристов в этот район.

Проект рекреационной зоны «Алтайская долина» должен охватить территории двух государственных заповедников и четырех заказников, сюда же войдут 5 объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее привлекательными для туризма видятся Нижнее-Уймонский, Нижнекатунский, Урсульский, Бие-Телицкий районы. На территории туристической зоны расположен такой уникальный природный объект, как Манжерокское озеро. Рядом расположена гора Синюха. Это идеальное место для создания горного курорта, соответствующего мировым стандартам. В данный момент в стране таких нет. Правительство Республики Алтай уже не раз пыталось начать возведение туристического комплекса, но на это постоянно не хватало денег. Возможно, в рамах этого проекта средства найдутся.

Один из существенных недостатков это территории - отсутствие аэропорта. Добираться до зоны отдыха очень неудобно. Пункт «возведение аэропорта» включен в проект, но вряд ли будет профинансирован, во всяком случае до тех пор, пока выгода от этого не станет очевидной. Пока что положительный баланс проекта под вопросом.

Туристический комплекс «Ворота Байкала»

Рекреационная зона «Ворота Байкала» в Бурятии предполагается создавать рядом с самим озером, ведь именно оно является целью приезжающих в регион туристов. В этом районе есть все для создания горного спортивно-оздоровительного курорта бальнеологического направления: горы, горные реки, теплое озеро, минеральные источники и целебные грязи.

В состав крупного курортного объекта должны входить горнолыжные курорты, водные и грязевые лечебницы, тропы для экологического и спортивного туризма. На берегу озера Котокельское предполагается создать центр водного туризма с яхт-клубом и крытым аквапарком.

Горнолыжный курорт в Чеченской республике

Рекреационная зона в Чеченской республике будет располагаться в горах, недалеко от г. Грозного. Она будет организована как горнолыжный курорт высокого класса. Предполагается возведение огромного туристического комплекса. Кроме того, будут построены канатные подвесные дорог, трассы для беговых лыж, 19 горнолыжных трасс разной сложности, конный манеж и конюшня. Рядом планируют создать систему искусственного снегообразования и водохранилище для ее запитки.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на её территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события.

В начале становления сферы отдыха, как отдельного хозяйственного комплекса, в научных кругах было принято использовать термин «рекреационный» (рекреационная деятельность, рекреационные ресурсы и т.д.) В настоящее время назрела необходимость принимать комплексный срок, сочетая различные стороны деятельности в пределах одного хозяйственного комплекса .

Поэтому в наше время целесообразно использовать термин «туристско-рекреационный», подчёркивая этим новый подход к современным потребностям (требованиям) данного вида хозяйственной деятельности, не меняя сущностное наполнение понятий, предложенных предыдущими исследователями. К туристско-рекреационным ресурсам относятся (Н.Ф. Реймерс использовал термин «рекреационный») «часть природных и культурно-исторических ресурсов, что выступают средством поддержания и восстановления работоспособности и здоровья людей, на данной фазе развития общества пригодные для использования и предоставления туристских услуг ». Те ресурсы, которые на сегодняшний день используются, а также те, которые по ряду объективных социально-экономических причин не доступны, но могут быть использованы при определённых условиях, формируют понятие «туристско-рекреационный потенциал» территории.

«Рекреационный потенциал -- это один из показателей природно-ресурсного потенциала, степень способности территории положительно влиять на физическое, психическое и социально-психологическое состояние человека во время отдыха».

Туристско-рекреационные ресурсы - природные, культурно-исторические, социально-экономические устойчивые в пространстве и во времени характеристики территории, способные удовлетворять потребности людей в туризме и отдыхе .

Туристско-рекреационный потенциал территории - совокупность туристско-рекреационных ресурсов, их территориальных сочетаний и условий реализации, способствующих удовлетворению туристско-рекреационных потребностей людей.

Туристско-рекреационный потенциал включает два понятия, которые неразрывны и взаимодополняющие. Рекреационный потенциал, как естественную составляющую и туристический потенциал -- культурно-историческое наследие -- как антропогенную составляющую, а также определённые ландшафтные комплексы, где происходит туристическая деятельность, отдельные природные или антропогенные туристические объекты посещения -- музеи, памятники культуры, архитектуры, археологии, традиции населения, народные промыслы и т.д.. Например, для спортивно-оздоровительных видов туризма, туристско-рекреационные ресурсы являются единственным особым понятием -- естественная составляющая выступает как рекреационный ресурс и как туристский. С другой стороны -- инфраструктура в местах расположения рекреационных ресурсов (минеральных вод, особенно комфортных климатических территорий) является своего рода туристским ресурсом, или производственными мощностями в сфере туризма и рекреации .

Описав и систематизировав информацию об определённой категории объектов (явлений), исследователь (субъект исследования) тем самым переводит их из категории «потенциал» в категорию «ресурс». Но для того, чтобы ресурс был подан туристу (рекреантов) как товар (турпродукт), необходимо создать определённые условия для его потребления («потребление» происходит в момент его фактического производства). Когда турист покупает туристическую путёвку (ваучер), он только оплачивает право на получение турпродукта -- экскурсии, проживание в гостинице, транспортные услуги и т.п.. Для привлечения туристско-рекреационного ресурса в производство турпродукта, нужно создать соответствующую инфраструктуру, выработать специфическое туристское снаряжение, выполнить определённую методическую работу по технологии разработки туров, увязывая природную и антропогенную составляющую в единое целое.

Чрезвычайно разнообразен спектр туристско-рекреационной деятельности, вызывает необходимость систематизации и классификации всех её современных видов и форм . Между понятиями «туризм» и «туристско-рекреационная деятельность» (ТРД), по нашему мнению, целесообразно поставить знак равенства, поскольку сущностное наполнение их практически аналогичное. Но термин «туристско-рекреационная деятельность» раскрывает сразу две стороны одного явления и в таком словосочетании они дополняют информационное содержание данного процесса. В частности, туризм это элемент отдыха, форма отдыха, а потому и оздоровления организма человека, «рекреация» в переводе с латинского это отдых, оздоровление, восстановление физических и психологических сил.

Итак, туристско-рекреационной деятельности целесообразно рассматривать в двух, не раздельных между собой, аспектах: и как деятельность предприятий, относящихся к туристической отрасли и выступают средством производства турпродукта, и как деятельность туриста (рекреанта), направленную на удовлетворение своей потребности в отдыхе, оздоровлении, лечении, познании, и др.. в свободное время. Понятие «турист» и «рекреант», на наш взгляд, являются равнозначными, а их применение обусловлено конкретной ситуацией и целесообразным в каждом конкретном случае, для того чтобы подчеркнуть особенность деятельности человека. Например, человек отдыхает в пансионате, то её скорее следует называть «рекреантов», а её деятельность -- рекреационной. Но категория «турист» тоже предусматривает использование средств размещения, предприятий питания и самое главное -- человек покидает своё постоянное местожительство на некоторое время. С другой стороны -- людей, которые путешествуют, переезжая с места на место (организовано или самостоятельно) -- лучше называть туристами. Но путешествие -- это также отдых. Они также получают определённые положительные эмоции, а значит восстанавливают свою жизненную энергию, укрепляют, поэтому здесь также присутствует элемент рекреации.

Туристско-рекреационная деятельность, как часть непроизводственной сферы деятельности, занимает все более важное место в мировой экономике. Эта тенденция распространяется и на многие регионы России.

В связи с утратой прежде наиболее значимых рекреационно-туристических территорий (в Крыму, Закавказье, Прибалтике и др.), возрастает значение многих внутрироссийских рекреационных территорий, по меньшей мере, в качестве туристско-рекреационной дестинации для большинства местных жителей, жителей крупных и крупнейших городов России. Все это позволяет оценить рекреационно-туристическую сферу хозяйственной деятельности Брянской области, по многим факторам как весьма важную и перспективную.

Брянская область характеризуются благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон, и с учетом других физико-географических характеристик отнесена к территориям, относительно благоприятным для организации рекреационной. Географическое положение области на западе Европейской части России, в 450 км к юго-западу от Москвы позволяет отнести часть его территории к периферийной зоне обширного центрально-европейского рекреационного региона. При этом северо-восточная часть Брянской области, в т.ч. территории вдоль рек Десна и Болва, еще десятки лет назад была зарезервирована на перспективу для развития санаторного лечения, отдыха и туризма. В настоящее время значительная часть территории области непригодна для рекреационного использования вследствие загрязнения в результате аварии на ЧАЭС в 1986 г.

Территория области характеризуется наличием сохранившихся в малоизмененном виде уникальных и ценных в экологическом плане природных территорий. Через область в меридиональном направлении протекает крупная река Десна, приток Днепра, которая выступает в качестве основного экологического коридора Брянской области. Эта природная ось включает крупнейшую ООПТ области федерального значения - заповедник «Брянский лес», а также малоизмененные территории поймы Десны, являющиеся приоритетными эколого-туристскими дестинациями. В перспективе природное наследие Брянщины станет неотъемлемой составляющей международной (создание общего экологического коридора с Украиной), а также межрегиональной природной системы, включающей ООПТ прилегающих регионов – заповедник «Калужские Засеки», национальный парк «Орловское Полесье» и др.

Привлекательны лечебные рекреационные ресурсы Брянской области, представленные 7 месторождениями разнообразных минеральных вод, а также лечебными грязями. Курортно-оздоровительными центрами местного значения являются (неутвержденные законодательно в качестве курортов): Белобережская Пустошь (Брянский район), г. Жуковка и окрестности, г. Клинцы и окрестности и др.

Туристско-рекреационная структура области включает 4 туристско-рекреационных района (дестинации), образуемых путем включения муниципальных районов (табл. 4): Брянский, Трубчевский, Стародубский и Новозыбковский. Центрами туристско-рекреационных районов выступают исторические города, в которых имеются крупные ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, сохраняется традиционная среда проживания и народная культура. Основные учреждения туризма и отдыха рекомендуется размещать в исторических городах, в сохранившихся исторических усадьбах.

Помимо туристско-рекреационных центров выделяются локальные узлы туристской активности – существующие и перспективные маршрутно-опорные центры. Здесь располагаются объекты, наиболее интересные для посещения в силу высокого историко-культурного или природно-рекреационного потенциала.

Рекреационные зоны прежде всего предназначены для отдыха. Это - уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные.

Зачем нужны зоны отдыха?

Рекреационные территории естественного происхождения - озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны - это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи - основа безопасного отдыха на воде.

Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Природоохранные функции рекреационных зон

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха. Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников. А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты.

Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк. Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема - единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе - задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.

Зоны отдыха и туризма - что это?

Те, у кого не вызывают интереса парки и аллеи, могут отправиться в туристско-рекреационные экономические зоны. Это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него.

Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса. Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов.

Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны.

Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

Проблема защиты дикой природы при создании туристско-рекреационных зон

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей.

Одна из причин, по которым защитники природы с сомнением относятся к проекту, заключается в том, что предприниматели получают право возведения туристических объектов в природоохранных зонах. Весьма вероятно, считают экологи, что эти работы будут вестись с нарушением существующих норм и правил.

Подобные эксперименты имели место в Крыму и закончились печально. Постройка объектов, запланированных как экологически безопасные, привела к вырубке уникальных реликтовых лесов и разрушению природных береговых формаций. При таком развитии событий уже будет неважно, продолжит ли туристический комплекс функционировать или нет, понесет ли наказан застройщик. Ведь ущерб уже будет нанесен, прием ущерб невосполнимый. С подобными рисками тоже нужно считаться.

Именно поэтому природоохранные организации требуют запретить возведение туристических комплексов в уникальных заповедных зонах. Проще предотвратить подобного рода несчастья, чем искать способы ликвидации последствий. Тем более что их не существует.

Предполагаемая экономическая выгода от реализации проекта

Создатели этого закона считают, что развитие туризма в России невозможно без экономической поддержки предпринимателей, работающих в это области. По предварительным расчетам до 2026 г. на финансирование подобных зон будет потрачено 44,5 млрд руб. Представители туристического бизнеса, по прогнозам, вложат в создание и развитие туристско-рекреационных зон более 270 млрд руб. Налоговые поступления от реализации проекта должны составить 260 млрд руб. Поток туристов увеличится более чем в три раза, а вклад туристического бизнеса в формирование ВВП страны достигнет 2 %. Это не так мало, как кажется - ведь сейчас доходы государства от этой сферы деятельности стремятся к нулю. Именно это делает развитие туризма в России одним из приоритетных направлений бизнеса, требующим государственной поддержки.

Создание подобных зон преследует не только экономические цели. Результатом подобной программы должно стать улучшение качества обслуживания на курортах России, их благоустройство. Сейчас многие отмечают, что на берегах Турции и Египта отдыхать приятнее и выгодней, чем на родине. Поскольку туристический бизнес приносит странам, обладающим привлекательными в этом плане территориями, немалый доход, очевидно, что ситуацию нужно менять. Надо приложить все условия, чтобы отдыхающие захотели тратить свои деньги на территории России, а не за ее пределами.

Какие зоны для отдыха и туризма сейчас создаются?

В настоящий момент рекреационные зоны России представлены следующим списком:

  • рекреационная зона в Ставропольском крае;
  • в Иркутской области - «Ворота Байкала»;
  • на Алтае - «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь»;
  • зона в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

Раньше этот список был на два пункта длиннее, но рекреационные зоны в Краснодарском крае и Калининградской области решением правительства были ликвидированы. Зона на Куршской косе в Калининградской области прекратила свое существование, поскольку ни одного договора с резидентами заключено не было и бизнесменов, желающих вложить средства в развитие туристической инфраструктуры, не нашлось.

Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае прекратила существование по той же причине. А ведь она должна была располагаться на территории всем известных и любимых курортов: Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе. Городов, которые всегда были исключительно туристскими.

Как могло получиться, что на традиционно живущих за счет туризма территориях не нашлось бизнесменов, желающих заняться созданием объектов туризма на льготной основе и под эгидой государства? Изо всего списка рекреационных зон этот пункт казался самым перспективным.

Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию туристско-рекреационных зон окажется намного более проблематичной, чем казалось вначале. И приведенные выше расчеты, скорее всего, излишне оптимистичны. Раз уж в Сочи и Туапсе не нашлось желающих заняться туристическим бизнесом, значит, прогнозные доходы от проекта нужно серьезно корректировать. И устранять факторы, приводящие к такой ситуации.

Насколько состоятельными в экономическом плане окажутся другие объекты, покажет время.

Туристический комплекс в Ставропольском крае

Природно-рекреационная зона, расположенная в Ставропольском крае, называется «Кавказские минеральные воды». Она расположена на территории Кисловодска, Железноводска, Ессентуки, Пятигорска, городов Минеральные воды и Лермонтов, Предгорного и Минераловодского района. Потенциальные возможности зоны обширны. Прекрасные пейзажи, горный воздух, неповторимый колорит Кавказа. Уникальные здравницы Ставропольского края славились еще во времена царской России, а минеральная вода Ессентуки - одна из лучших минеральных вод мира.

Рядом с рекреационной зоной расположены базовые элементы инфраструктуры, доступ к ним не составит труда. В этой предполагается развивать прежде всего оздоровительный и бальнеологический туризм, перспективными кажутся спортивный, познавательный и экологический.

Туристические комплексы «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» расположена на берегах реки Катуни. Эта территория напоминает классические пейзажи северной Европы: горы, альпийские луга и смешанные леса. Здесь солнечно и относительно тепло, среднегодовая температура составляет +5 о. В этих местах выпадает много снега, высота покрова достигает 600 мм. Предполагается создать маршруты для пешего, водного, горнолыжного, конного туризма. Здесь будет интересно рыбакам и грибникам, альпинистам и поклонникам спелеотуризма, охотникам и любителям сплавов по горным рекам.

Традиционные промыслы и ремесла жителей Алтая, большое количество памятников археологии и культуры, музеи Алтайского края тоже могут привлечь туристов в этот район.

Проект рекреационной зоны «Алтайская долина» должен охватить территории двух государственных заповедников и четырех заказников, сюда же войдут 5 объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее привлекательными для туризма видятся Нижнее-Уймонский, Нижнекатунский, Урсульский, Бие-Телицкий районы. На территории туристической зоны расположен такой уникальный природный объект, как Манжерокское озеро. Рядом расположена гора Синюха. Это идеальное место для создания горного курорта, соответствующего мировым стандартам. В данный момент в стране таких нет. Правительство Республики Алтай уже не раз пыталось начать возведение туристического комплекса, но на это постоянно не хватало денег. Возможно, в рамах этого проекта средства найдутся.

Один из существенных недостатков это территории - отсутствие аэропорта. Добираться до зоны отдыха очень неудобно. Пункт «возведение аэропорта» включен в проект, но вряд ли будет профинансирован, во всяком случае до тех пор, пока выгода от этого не станет очевидной. Пока что положительный баланс проекта под вопросом.

Туристический комплекс «Ворота Байкала»

Рекреационная зона «Ворота Байкала» в Бурятии предполагается создавать рядом с самим озером, ведь именно оно является целью приезжающих в регион туристов. В этом районе есть все для создания горного спортивно-оздоровительного курорта бальнеологического направления: горы, горные реки, теплое озеро, минеральные источники и целебные грязи.

В состав крупного курортного объекта должны входить горнолыжные курорты, водные и грязевые лечебницы, тропы для экологического и спортивного туризма. На берегу озера Котокельское предполагается создать центр водного туризма с яхт-клубом и крытым аквапарком.

Горнолыжный курорт в Чеченской республике

Рекреационная зона в Чеченской республике будет располагаться в горах, недалеко от г. Грозного. Она будет организована как горнолыжный курорт высокого класса. Предполагается возведение огромного туристического комплекса. Кроме того, будут построены канатные подвесные дорог, трассы для беговых лыж, 19 горнолыжных трасс разной сложности, конный манеж и конюшня. Рядом планируют создать систему искусственного снегообразования и водохранилище для ее запитки.

3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации

Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:

1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67

Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68

ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.

3. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69

Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

ТР ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.

4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 70

Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.

5. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71

Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72

Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

7. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73

Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

8. Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край) Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

На рисунке в Приложении 2 указано месторасположение создаваемых туристско-рекреационных зон: они формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении (табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.

В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008 №3..

В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае.

3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации

Не прошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный анализ потенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и общественности к развитию регионального туризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстремального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России.

Намерение участвовать в конкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны высказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В Вологодской области ведется разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма - от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом.

Тем не менее, даже при возможных «побочных эффектах» строительства ТР ОЭЗ (как, например, возможное нарушение экологического баланса региона, повышение цен), эксперты отмечают, что в целом инвестиции пойдут на пользу всем регионам, в которых на данный момент создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав