21.08.2019

Финансирование бюджетных учреждений


Акашева Валентина Вячеславовна, Назарова Екатерина Витальевна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск
Akasheva Valentina Vyacheslavovna, Nazarova Ekaterina Vitalyevna
N. P. Ogarev’s Mordovian State University

Аннотация: в статье рассматривается новая российская система финансирования бюджетных организаций. Автор раскрывает ее содержание, целесообразность, а также проводит анализ особенностей и эффективности внедрения данной реформы бюджетной сферы.

Abstract: the article deals with the new Russian system of financing budgetary organizations. The author reveals its content, usefulness, and also carries out the analysis of the characteristics and effectiveness of the implementation of the reform of the budget sphere.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, государственные ассигнования, государственное задание.

Keywords: budgetary agencies, public expenditure, public sector job


Сегодня одно из центральных направлений в политике Российской Федерации занимает реформирование бюджетной сферы, совершенствование бюджетных учреждений, ориентация на запросы рынка. Центральным вопросом в рамках бюджетной политики является финансирование бюджетных учреждений.

Анализируя и сопоставляя определение бюджетного учреждения, с недавних пор измененного в Бюджетном Кодексе РФ, с понятием, которое содержалось до внесения поправок в документ, данное обстоятельство кажется закономерным. В первую очередь, это связано с тем, что бюджетные учреждения перестают быть полноправными участниками бюджетных отношений, теряя ассигнования со стороны государства.

Функционируя в рыночных условиях, бюджетные учреждения в целях получения бюджетных средств на погашение расходов, были поставлены перед необходимостью в поиске денежных ресурсов. Основным инструментом финансирования бюджетных учреждений ранее и ныне остается предпринимательская деятельность.

Бюджетные организации лишены стимулов к развитию и продуктивности деятельности в силу не рациональности сметного финансирования от сложившихся расходов. Также по причине того, что бюджетные учреждения характеризуются закрытостью управления.

Серьезным инновационным шагом в реформе финансирования бюджетных организаций стал отказ от бюджетной сметы. Таким образом, если ранее финансирование бюджетных организаций производилось на базе фактических расходов учреждения без прямой связи с результатами деятельности, то новая система предполагает предоставление субсидий на условиях выполнения государственного задания.

То есть размер субсидий будет прямым образом взаимосвязан с эффективностью деятельности бюджетных организаций, что целесообразно в условиях рыночных отношений.

Субсидии дифференцированы на достижение задач, поставленных государством перед образовательным учреждением и на прочие (единовременные выплаты, ориентированные на приобретение организацией необходимого технического и программного обеспечения, профессиональное развитие сотрудников, а также устранение чрезвычайных происшествий в виде пожаров, наводнений и т.д.).

Более того, новыми законодательными документами предусматривается предоставление организациям бюджетных инвестиций. Также, по инициативе бюджетных организаций, государство и муниципалитеты могут предоставлять задания сверх установленной меры на условиях оплаты их деятельности.

Государственное задание формируется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом ассигнования, направляемые в бюджетные организации после качественного выполнения государственного задания, формируются в рамках существующего бюджета. В случае если бюджетная организация не справляется с порученным заданием или не использует предоставленные субсидии до конца года, ассигнования остаются на счету учреждения.

Главное различие между ассигнованиями по сметной системе и системе государственных заданий заключается в том, что в первом случае бюджетным учреждениям обеспечивается стабильность, а во втором осуществляется стимулирование к более эффективным результатам.

Следует отметить, что процесс получения государственных заданий является нестабильным, так как он зависит от реальной необходимости государства в услугах бюджетного учреждения. Поэтому, размеры субсидий могут различаться в течение всего года.

Однако бюджетные учреждения должны существовать и полноценно функционировать на протяжении всего года. В связи с этим, важно избрать грамотную методику расчета ассигнований.

Государственное или муниципальное задание должно включать:

Во – первых, выписку из реестра расходных обязательств;

Во – вторых, показатели, отражающие состав, качество либо объем оказываемых государственных услуг.

На основе вышеуказанных данных, бюджетному учреждению будет предоставлена возможность автономно проводить расчеты объемов ассигнований со стороны государства.

Также следует отметить, что задания и соответственно ассигнования федеральные бюджетные учреждения получают от Правительства Российской Федерации, бюджетные учреждения субъекта РФ – от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а муниципальные бюджетные организации – от органов на местах.

Таким образом, начатая реформа государственных бюджетных учреждений сформировала качественный инструмент, позволяющий стимулировать бюджетные учреждения к эффективной деятельности и результатам. Новая система может стать успешной лишь при условии установления со стороны государства адекватных показателей качества выполненных заданий и систематическому мониторингу процесса предоставления услуг учреждениями.

Основополагающей целью системы взаимосвязи предоставляемых услуг и ассигнований являются не санкции в отношении бюджетных учреждений, а повышение качества оказания услуг государству и населению. Государство формирует современный финансовый механизм, направленный на удовлетворение рыночных запросов, потребностей граждан страны.

Библиографический список

1. Акашева В. В., Горсткина Н. Н., Кудряшова М. Ю. Реформирование бюджетного учета // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - Серия: Экономика. - 2015. - № 2 (40). - С. 16-19
2. Акашева В. В. Порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с законом «о бухгалтерском учете» №402-фз» в государственных (муниципальных) учреждениях / В. В. Акашева, Е. В. Грызунова // Системное управление. 2013. № 4 (21). С. 21.
3. Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий / В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-1. С. 158-163.
4. Бареев В. И. К вопросу о финансировании бюджетных учреждений / В. И. Бареев // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №4. – С. 50 – 60.
5. Валиев А. А. Новая система финансирования бюджетных учреждений в России / А. А. Валиев // Экономика и управление. – 2017. - №1. – С. 60 – 83.
6. Самойлов В. Р. Современная финансовая реформа в Российской Федерации / В. Р. Самойлов // Финансы и кредит. – 2016. – №8. – С. 100 – 123.
7. Моисеев И. В. Государственные и муниципальные задания: эффективный инструмент стимулирования бюджетных организаций / И. В. Моисеев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. - №3.- С. 70 – 90.
8. Янчев И. И. Особенности финансирования бюджетных учреждений / И. И. Янчев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. - №1.- С. 70 – 102.

Введение……………………………………………………………………2

1.1. Общественный фонд потребления…………………………………2

1.2. Фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры………………………………………………………………… ..4

1.3. Принципы и каналы распределения финансовых ресурсов………7

Глава 2. Рационализация схем финансирования бюджетных учреждений………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………..12

Список используемой литературы……………………………………....13

Таким образом, в основе формирования фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры лежит как прибавочный, так и часть необходимого продукта.

Общий фонд финансовых ресурсов государства распределяется по двум основным направлениям: на финансирование расширенного воспроизводства и финансирование мероприятий, связанных с удовлетворением социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей населения. Распределение финансовых ресурсов государства по двум направлениям использования фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры необходимо рассматривать в рамках распределительных отношений, имея в виду количественный и качественный аспекты распределения. Количественный аспект связан с объемом фонда финансовых ресурсов, предназначенных для развития и содержания социально-бытовой инфраструктуры, качественный – с принципами и каналами распределения этого фонда.

При этом следует иметь в виду, что наличие тесной связи между распределением и материальным производством предопределяет связь между развитием производительных сил и распределительным процессом.

Количественный аспект. На распределение ресурсов между производственной и непроизводственной сферами в значительной мере оказывают влияние экстенсивный и интенсивный пути экономического развития.

В условиях экстенсивного пути развития наибольшая часть ресурсов направляется в сферу производства. Следует отметить, что в России в течение многих веков экономика в основном развивалась экстенсивно. При этом подавляющая часть инвестиционных ресурсов направлялась в сферу материального производства. Это было вызвано необходимостью ускоренного наращивания производственного потенциала для преодоления экономического отставания страны. Однако эта мера привела к диспропорции в развитии сферы материального производства и социально-бытовой инфраструктуры.

Многолетняя ориентация большей части ресурсов на расширение производства, на создание новых рабочих мест, с одной стороны, и замедленные (из-за отсутствия ресурсов) темпы роста социально-бытовой инфраструктуры – с другой, в условиях научно-технического прогресса неоправданна. Экономические потери, не говоря уже о социальных, из-за слабого развития инфраструктуры могут быть значительными.

Одной из важных черт современного этапа экономического развития страны является необходимость перехода к интенсификации народного хозяйства. С повышением производительности труда в сфере материального производства открываются более широкие возможности для высвобождения работников в непроизводственную сферу, для ее развития.

Таким образом, по мере интенсификации труда в сфере материального производства снижается потребность в наращивании мощностей предприятия путем их экстенсивного развития. Одновременно с этим растет масса прибавочного продукта, как в целом, так и в расчете на одного работающего в данной сфере. Это позволяет увеличивать долю прибавочного продукта, используемого для развития непроизводственной сферы.

Качественный аспект распределения финансовых ресурсов на социально-бытовую инфраструктуру связан с принципами распределения фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры и каналами доведения средств до потребителей. Распределение этих ресурсов также находится во взаимодействии с развитием производства.

Развитие производительных сил осуществляется как в отраслевом, так и в территориальном разрезах. Поэтому и распределение конечных результатов производства, прибавочного и необходимого продуктов, а именно они являются обеспечения социально-бытовой инфраструктуры, должно осуществляться в отраслевом и территориальном разрезах. Тем самым предоставляется использование в распределении фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры двух принципов – ведомственного и территориального.

Принципы и каналы распределения финансовых ресурсов

Ведомственный принцип распределения финансовых ресурсов используется предприятиями в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориальным органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры. Применение в экономике этих принципов предопределяет наличие двух каналов финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры: территориального – по линии территориальных органов власти, а также ведомственного – по линии предприятий. Использование этих принципов и каналов распределения средств неодинаково и обуславливается задачами, стоящими перед страной.

Применение ведомственного принципа распределения ресурсов и ведомственного канала финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры вызывается экстенсивным путем развития экономики.

Экстенсивный путь связан с новым строительством, освоением новых территорий и их обустройством. В этих условиях наиболее реальной возможностью освоения ресурсов, выделенных на социально-бытовую инфраструктуру, является использование ведомственного канала, когда ресурсы предоставляются ведомствам, наделенным необходимыми строительными мощностями для создания с производственными объектами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры. По такому принципу создавались новые предприятия с обслуживающим социально-бытовым комплексом в сложившихся городах и в новых населенных пунктах.

В перспективе часть финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры будет производиться по ведомственному каналу.

С экономической и социальной точки зрения более приемлем территориальный принцип распределения ресурсов на развитие социально-бытовой инфраструктуры, финансовое обеспечение её по линии территориальных органов власти.

Территориальный путь развития социально-бытовой инфраструктуры больше соответствует интенсивным методам развития народного хозяйства. Интенсификация связана с сокращением объемов нового строительства, требованием лучшего использования имеющегося экономического потенциала. Руководство социально-бытовой инфраструктурой в максимальной степени должно быть сконцентрировано в едином центре. Таким центром в населенных пунктах становятся местные органы власти.

Исходя из этих предпосылок, система финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры должна включать следующие основные элементы: образование финансовых ресурсов, предназначенных на инфрастуктуру; распределение и перераспределение финансовых ресурсов; каналы финансирования инфраструктуры; планирование финансового обеспечения, объединение финансовых ресурсов, методы финансирования.

Глава 2. Рационализация схем финансирования бюджетных учреждений

Таким образом, материальную основу финансовых отношений, складывающихся в бюджетных организациях, составляют их финансовые ресурсы. Они представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных организаций. К ним относятся: средства бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов и поступления от осуществления предпринимательской деятельности .

Финансовые ресурсы, формируемые в системе бюджетных организаций, используются: в вышестоящем органе управления при распределении средств нижестоящим учреждениям – путем дробления на ряд фондов по территориальному и целевому признакам; в низовом учреждении – путем распределения средств по целевому назначению и производства расходов, связанных с его функциональной деятельностью.

2. целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

4. безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

5. бесплатность бюджетного финансирования. Выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа финансирования:

· финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

· финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных организаций.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих схем бюджетного финансирования бюджетных организаций:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.

Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов.

Финансирование бюджетных организаций может проводиться за счет расходов бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти субъектов федерации либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления .

Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие процедуры, после выполнения которых можно проводить финансирование:

1) составление и утверждение бюджетной росписи ;

2) утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов;

После окончания процедур санкционирования осуществляется финансирование бюджетных организаций путем выдачи разрешения на осуществления платежа и списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства.

Заключение

Таким образом, расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации: 1) бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета; 2) бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета; 3) погашение долговых обязательств бюджета.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования - системы предоставления денежных средств предприятиям , организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование является основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств. Принципы бюджетного финансирования были рассмотрены в данной работе. И как было выявлено выше, именно они играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования.

Список используемой литературы

1) Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008;

2) Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / и др.; Под ред. , .- 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2003;

3) Вахрин система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002;

4) , Савруков бюджет: Конспект лекций, М., 2003;

5) Сорокина бюджет. – М.: Издательство «Инфра-М», 2004;

6) Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. .- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002;

7) Финансы бюджетных организаций: учебник/ под ред. Проф. . – М.: Вузовский учебник, 2006.

3. Бюджетные источники финансирования бюджетных учреждений

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.

На сметно-бюджетном финансировании находятся бюджетные учреждения: здравоохранения, правоохранительные учреждения, образовательные учреждения; учреждения культуры.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации по перечню, определенному Правительством РФ. В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений.

В п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

Учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

Бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

Деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

Основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Правовое регулирование закрепления за учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется ГК РФ.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Доходы от реализации движимого имущества поступают в распоряжение учреждений, в том числе в качестве дополнительного источника финансирования из бюджета при зачислении этих доходов в бюджет в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с Инструкцией суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Оформление закрепления государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дача согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом осуществляется в соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.95 № 1190, Министерством государственного имущества РФ.

Для учета важен момент возникновения права оперативного управления. В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения из различных источников.

При наделении учреждения имуществом его собственником или при приобретении имущества за счет выделенных по смете бюджетных средств бюджетные учреждения должны присваивать соответствующим субсчетам отличительный признак 1.

Для учета имущества, приобретаемого учреждением по договору или иным основаниям, применяются номера 2 (при приобретении имущества в результате осуществления предпринимательской деятельности) и 3 (при получении имущества безвозмездно для его использования в соответствии с учредительными документами или приобретении за счет целевых и безвозмездных поступлений).

Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения. На счета бюджетных учреждений поступают суммы от арендной и квартирной платы, доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и сущность бюджетных учреждений

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетное учреждение - этого государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физических и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

Для бюджетной организации характерны следующие признаки:

1) учредителями организации должны быть органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2) в качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть указаны исключительно функции некоммерческого характера. В то же время указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает таким образом средства, необходимые для своего развития. Однако полученные прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ей средства должны быть направлены исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3) бюджетная организация обязательно должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Особенность данного признака заключается в следующем. Само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам - в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных и муниципальных целях и заканчивая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субсидий и т.п.

4) основой финансового планирования бюджетной организации является бюджетная смета. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода составляется отчет об исполнения сметы.

Следует обратить внимание на то, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре позволяет отнести организацию к бюджетам; каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.

В целом правовой статус бюджетных учреждений определен нормами гражданского права и публичного права. В частности, его регламентация, как было показано, осуществляется Гражданским кодексом РФ, а также Бюджетным кодексом РФ. При этом положения Бюджетного кодекса конкретизируют статус бюджетных учреждений, определяют их отличия от других типов учреждений, но при этом существенно меняют характер осуществления гражданских правоотношений, когда их стороной выступает бюджетное учреждение. В данном случае в процесс реализации гражданско-правовых отношений включаются элементы публично-правового характера.

Так, будучи стороной гражданских правоотношений, бюджетное учреждение придает этим отношениям специфический характер, что предполагает измененный порядок их осуществления, нежели тот, что предписан Гражданским кодексом РФ. В частности, при уменьшении объема финансирования бюджетное учреждение обязано предложить другой стороне внести изменения в условия договора. При несогласии партнера бюджетного учреждения по договору на изменение его условий, он может претендовать только на возмещение реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Бюджетные учреждения, как и другие категории учреждений, создаются для целей некоммерческого характера, включая выполнение управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных аналогичных задач.

Посредством функционирования бюджетных учреждений государство и муниципальные образования реализуют свои функции в сфере воспитания и обучения, предоставления лечебной и социальной помощи и т.п. Признаками бюджетного учреждения, отличающими его от остальных категорий учреждений, выступают:

Создание его уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;

Финансирование его за счет соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Важно отметить, что цели любого бюджетного учреждения совпадают с целями их учредителей, в конечном счете, государства. И те, и другие служат обществу, призваны оказывать населению полезные услуги. В лице бюджетных учреждений государство и муниципальные образования нашло способ реализации своих функций. Деятельность бюджетных организаций реализуется с целью обеспечения публичных интересов. В целом деятельность любого бюджетного учреждения, его функции определены в уставе, в котором можно выделить основную деятельность, направленную на реализацию целей создания учреждения, и неосновную деятельность, связанную с обеспечением основной деятельности. Неосновная деятельность бюджетного учреждения должна быть отражена в соответствующем законе либо в его учредительных документах. На ее осуществление не требуется получение специального разрешения. Доходы от этой деятельности принадлежат самому учреждению.

По смыслу 298 статьи Гражданского кодекса РФ к числу неосновных видов деятельности может быть отнесена и предпринимательская деятельность, которая должна иметь вспомогательный характер. Но ее осуществление возможно только в соответствии со специальным нормативным актом или разрешением учредителя. В действующем законодательстве нет четкого определения порядка о том, какой должна быть предпринимательская деятельность в случае, если ее субъектами выступают бюджетные учреждения. Так обучение на платной основе бюджетным образовательным учреждением не считается предпринимательской деятельностью, однако сдача в аренду основных фондов, оказание посреднических услуг уже считается предпринимательской деятельностью. Ясно одно, что занятие предпринимательской деятельности не должно затруднять реализации бюджетным учреждением своих основных функций. Все бюджетные учреждения относятся к категории юридических лиц, имеющих специальную правоспособность, что предполагает возможность осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые прямо указаны в законе. Для бюджетных учреждений к таковым видам предпринимательской деятельности следует отнести сдачу в аренду помещений либо иных объектов основных фондов. Однако не каждая сделка с участием бюджетного учреждения может считаться предпринимательской деятельностью. Например, такой не может считаться договор о продаже с разрешения собственника какого-то объекта имущества, поскольку эта сделка, как правило, имеет разовый характер.

В отличие от других типов учреждений, имущество бюджетных учреждений имеет такую имущественную организационную обособленность от казны, которая делает их в большей степени, зависимой от учредителя. Это проявляется в плане источников финансирования этих учреждений, поскольку в режим сметы доходов и расходов включаются все виды денежных поступлений: финансирование из бюджета и доходы от не основной деятельности. Так же, как и остальные виды учреждений, бюджетное учреждение не вправе использовать по своему усмотрению денежные средства, иное имущество, переданное учредителем. Это имущество может использоваться только для реализации целей, поставленных учредителем. В случаях, когда учреждение распорядилось имуществом вопреки воле собственника, оно может быть изъято из чужого владения, которое признается как незаконное. В качестве способа использования государственного или муниципального имущества бюджетные учреждения чаще всего получают от собственника этого имущества право сдавать его в аренду либо во временное владение, а также получать проценты по остаткам средств на счетах в банках и др.

Ресурсное обеспечение бюджетных учреждений предполагает использование нескольких каналов. В соответствии с особенностями деятельности бюджетных учреждений существуют свои особенности каждого способа их ресурсного обеспечения: бюджетное финансирование (полностью или частичное), получение доходов от неосновного для бюджетного учреждения вида деятельности, получение доходов от предпринимательской деятельности (при условии, что эта деятельность является легитимной). Бюджетные учреждения также вправе получать штрафные санкции и иные внереализационные доходы. Могут быть еще поступления в виде пожертвований, но, к сожалению, это редкое явление.

Помимо уставной деятельности, бюджетные учреждения вправе получать доходы в разовом порядке от продажи основных средств, иного имущества. Однако в случае осуществления разрешенных указанных сделок по продаже имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, полученные доходы, согласно статье 43 Бюджетного кодекса подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Исходя из целей создания бюджетных учреждений (предназначение их для выполнения функций публичного характера), к основному методу следует отнести финансирование из бюджетов или государственных внебюджетных фондов. В определенных случаях никаких других каналов ресурсного обеспечения, кроме бюджетных источников, не предусмотрено. Именно это форма денежного обеспечения является нормой, поскольку отвечает самой природе бюджетных учреждений. Этот вид юридических лиц создается не для получения прибыли, а для того, чтобы реализовывать расходы. Даже на осуществление некоторых видов неосновной деятельности, если это предписано учредителем, также подлежит выделять средства из бюджета.

Можно выделить два признака бюджетной организации, установленных законодательством.

Во-первых, основной целью деятельности некоммерческих организаций не может быть извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Хозрасчетная деятельность допускается, но не в ущерб основной и с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач.

Это требование сформулировано в статье 24 ГК РФ; «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций - основная деятельность их не преследует цели получения прибыли.

Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

бюджетный финансирование смета

2 . Понятие и сущность бюджетного и внебюджетного финансирования

Бюджетное финансирование представляет собой предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Текущие расходы являются преобладающей частью во всех звеньях территориальных бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Это средства, которые предоставляются в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований.

Часть капитальных расходов бюджетов составляет бюджет развития, главные статьи расходов которого - строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных, землеустроительных работ и др.

Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств. Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам в России относят; соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюджетных средств; выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объемафинансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетное финансирование осуществляется в следующих формах:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению, то есть бюджетных средств для финансирования обязательных выплат населению, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;

4) ассигнований на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов (которые приводят к увеличению или уменьшению бюджетных расходов), возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

6) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательств);

7) субвенций и субсидий физическим лицам и юридическим лицам;

8) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

9) бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

10) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные, в зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование.

Главное назначение всех бюджетов - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. Система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера этих функций и состоит из следующих блоков:

1) расходы на содержание органов управления;

2) расходы на правоохранительную деятельность;

3) расходы на поддержку отраслей сферы материального производства;

4) расходы на научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

5) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;

6) расходы на охрану окружающей среды и природных ресурсов;

7) расходы на содержание учреждений социальной сферы и социальную защиту населения;

8) расходы на обслуживание и погашение долга и долговых обязательств органов власти.

Согласно БК РФ финансирование бюджетных учреждений производится по утвержденным планам ФХД. План ФХД представляет собой документированный план поступления и расходования денежных средств на финансирование затрат обычной деятельности организаций, поэтому порядок планирования и финансирования расходов учреждений называется сметным. Показатели смет находят отражение в бюджетном бухгалтерском учете. По ним бухгалтерия учреждения контролирует целевое и нормативное использование бюджетных средств.

План ФХД является частью финансовых планов и по форме представляет собой особый вид плана, определяющего объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых на содержание бюджетных учреждений и осуществление централизованных мероприятий в течение бюджетного года. Плана ФХД бюджетных учреждений, не имеющих других доходов кроме бюджетного финансирования, предусматривают только расходы, тем самым выражая односторонний характер их отношений с бюджетом.

Поступления от внебюджетной деятельности планируются в отдельной смете доходов и расходов и расходуются в особом порядке.

Основные задачи исполнения планов ФХД следующие:

1) контроль за соблюдением плановых назначений в целом и в разрезе отдельных статей экономической классификации;

2) контроль за формированием состава и структуры расходов;

3) оценка отклонений фактических расходов от расходов, предусмотренных планом ФХД по причинам и виновникам;

4) выявление резервов роста эффективности использования ресурсов бюджетными учреждениями;

5) обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными ассигнованиями.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется поэтапно. Сначала составляется и утверждается бюджетная роспись. Затем доводятся уведомления о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании уведомлений бюджетным учреждением составляются планы ФХД, которые утверждаются распорядителем бюджетных средств. И, наконец, происходит утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение уведомлений о них до распорядителей и получателей бюджетных средств.

В течение бюджетного года плановые назначения вследствие определенных обстоятельств могут быть уточнены (пересмотрены). Чаще всего корректировка плана ФХД связана с изменением минимальной оплаты труда, тарифов на коммунальные услуги и т.п.

Изменение плана ФХД оформляется специальной справкой, в которой приводится ссылка на распорядительный документ, послуживший основанием для корректировки. В справке приводятся уточненные суммы по статьям экономической классификации расходов.

Финансирование запланированных мероприятий осуществляется по мере выполнения показателей по сети (количество учреждений), штатам (ставки оплаты), контингентам (группы), характеризующим объем деятельности учреждений с учетом фактического использования ранее отпущенных средств. Планирование и финансирование предполагает экономное и целесообразное расходование бюджетных средств.

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 №83 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 г. на территории Российской Федерации действуют государственные (муниципальные) образовательные учреждения трех типов: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. Для каждого из них предусмотрен свой порядок финансового обеспечения из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения вправе применять бюджетную смету до конца июня 2012 г. (в так называемый переходный период). С 1 июля их финансовое обеспечение будет осуществляться в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемой на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Те учреждения, которые уже перешли на финансирование по государственному заданию, должны составлять план финансово-хозяйственной деятельности с 1 января 2012 г.

План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных и автономных учреждений. В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.

3 . Источники и этапы финансирования бюджетных организаций

Для эффективной работы бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Можно выделить два основных вида источников финансирования бюджетных учреждений:

Бюджетное финансирование;

Собственные средства от внебюджетной деятельности.

Бюджетное финансирование происходит несколько этапов и при этом каждый этап имеет свои особенности:

1) составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основании утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств;

2) уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета;

3) составление плана финансово-хозяйственной деятельности. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение план ФХД по установленной форме. Утверждение плана ФХД производится вышестоящей организацией. План ФХД считается утвержденной при наличии подписи руководителя вышестоящей организации, печати и даты утверждения. При утверждении плана ФХД проверяется необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объемам работы учреждения и соблюдение норм расходов. Утверждение плана ФХД производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого финансируется данное учреждение. В течение 5 дней и в течение одного рабочего дня со дня утверждения план ФХД передаётся в орган, исполняющий бюджет. Утвержденный план ФХД определяет сумму средств, которая должна быть выделена на содержание учреждения из бюджета;

4) уведомление о выделенном лимите. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более месяца.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах, доведенных до них лимитов в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств. Планово-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Ему свойственны следующие принципы:

Отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;

Отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

Планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.

Наличие плана обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. Предусмотренные в плане ассигнования считаются предельными и расходование сверх этих сумм и на цели, непредусмотренные планом ФХД, не разрешается.

Планы ФХД составляются на 3 года.

Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, следовательно, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты, займы. Поэтому дополнительные способы получения денежных средств связаны с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности: оказание платных услуг, предусмотренных уставом; осуществление предпринимательской деятельности; получение дохода от распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств и др.

Получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными документами.

Внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений разделяются на подгруппы:

Целевые средства и безвозмездные поступления;

Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;

средства, полученные от предпринимательской деятельности.

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Все целевые средства в бюджетных учреждениях разделяются на следующие подгруппы:

Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;

Средства родителей на содержание детских учреждений;

Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;

Безвозмездные поступления;

Прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности и др.);

Заемные средства;

Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также не ухудшение условий для осуществления основной деятельности.

Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса: трудового коллектива, родителей, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Финансирование бюджетных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов;

С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных задач, стоящих перед обществом;

Получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению улучшать условия труда и отдыха персонала, а также решать производственные проблемы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необходимость и принципы бюджетного финансирования. Классификация и состав расходов бюджета на социальные цели. Система предоставления "бесплатных услуг" бюджетными учреждениями. Сущность сметно-бюджетного финансирования и признаки бюджетного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Понятие бюджетного учреждения, его правовой статус и особенности финансирования. Характеристика бюджетных учреждений в качестве плательщиков налогов и сборов. Анализ практики финансирования бюджетных учреждений на примере ГОУ "Детский сад № 2240".

    дипломная работа , добавлен 22.07.2010

    Понятие "бюджетное учреждение" и принципы его финансирования. Налоги, взимаемые с бюджетных учреждений. Проведение налоговых проверок в бюджетных организациях. Анализ налогообложения предприятий бюджетной сферы на примере МОУДОД ЦК и ВПВ "Чайка".

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    Особенности организации финансовой деятельности в бюджетной организации. Разработка рекомендаций по совершенствованию финансирования муниципального бюджетного учреждения Спортивный комплекс "Лидер". Анализ финансирования деятельности и выполнения сметы.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Финансирование образовательных учреждений в соответствии с законодательством. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств. Схема бюджетного финансирования. Основные функции участников процесса. Расчет потребности в бюджетных средствах.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Зрелищные учреждения в системе бюджетных учреждений Российской Федерации. Взаимоотношения зрелищных учреждений со звеньями финансово-кредитной системы. Планирование бюджетного финансирования. Пути расширения источников финансирования зрелищных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2010

    Порядок составления, введения, утверждения бюджетной сметы и изменение лимитов бюджетных обязательств. Источники информации анализа финансирования бюджетных учреждений. Обоснование целесообразности привлечения дополнительного финансирования МОУ "ЛСОШ №6".

    дипломная работа , добавлен 14.06.2012

    Теоретические основы финансов бюджетных организаций в сфере образования. Особенности финансирования образовательных учреждений. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения, финансирование и контроль за расходами бюджетных средств.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2008

    Характеристика сметно-бюджетного финансирования. Основные подходы к финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Расходы государственного бюджета на их финансирование. Бюджетные ассигнования Богандинской средней общеобразовательной школы.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав