30.06.2020

Что есть коррупция. Борьба с коррупцией в России. Комиссия по борьбе с коррупцией. Что такое коррупция – определение простыми словами. понятие коррупции


Коррупция - это пагубное и довольно неприятное злодеяние, которое может совершаться в различных сферах деятельности. Все страны мира пытаются бороться с данным преступлением, которое негативно влияет на уровень благоустройства жизни граждан.

Что такое коррупция?

Слово "коррупция" происходит от древнего слов "corrumpere", что значит "портить", и "corruptio", расшифровывающееся как "продажность". Данный термин обозначает уголовное преступление, основывающееся на превышении своих должностных прав уполномоченными лицами, которые используют свое служебное положение с целью получения личной прибыли при оказании нарушающих закон услуг.

Кто может быть коррупционером?

Заниматься коррупцией может любое должностное лицо, наделенное какой-либо властью:

  • чиновник;
  • сотрудник правоохранительных органов;
  • депутат;
  • политик;
  • судья;
  • адвокат;
  • администратор какого-либо заведения;
  • врач;
  • учитель;
  • экзаменатор и т.д.

Откуда берется коррупция?

Прежде всего, коррупция относится к человеческим порокам. Если человек готов брать или давать взятки, а значит нарушать закон, то это говорит об отсутствии у него моральных и нравственных устоев. Совестливый человек никогда себе не позволит заниматься подкупом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что коррупция берет свое начало в детстве, в неправильном моральном воспитании в семье.

Виды коррупции

Взяточничество может затрагивать обширные области человеческой деятельности.

Коррупция бывает:

  1. Индивидуальная. Это самый мелкий вид коррупции, который обычно имеет несистематический характер и относится к бытовому виду. Чаще всего такое взяточничество затрагивает небольшие суммы обмена.
  2. Мелкая. Это маломасштабный вид коррупции, который имеет тенденцию совершаться повседневно. Мелкая коррупция относится к бюрократическо-общественному типу. Часто имеет внешне законный вид, основывающийся на путях обхождения законов. При мелком взяточничестве также фигурируют не очень большие суммы, а предметом нарушения закона является решение обыденных вопросов, в таких местах, как: больницы, школы, местные налоговые и правоохранительные органы.
  3. Политическая. Такой вид коррупции относится к большому или "грандиозному" уровню. Обычно взяточничество такого типа касается незаконного превращения государственных активов в частные. Одна из сторон, нарушающая закон, будет являться политическим деятель. Этот вид коррупции считается наиболее пагубным для народа и ведет к становлению правительства клептократическим.

Борьба с коррупцией

С взяточничеством можно бороться совершенно разными методами:

  • Главным, из которых является обязанность граждан сообщать о фактах коррупции, свидетелями которых они стали.
  • Также государство может бороться с подкупами посредством увеличением зарплат населению.
  • Одним из действенных методов борьбы с подлогами является строгое оперативное наказание.
  • Победить коррупцию поможет упрощение бюрократических процедур.
  • Еще одним способом борьбы является предотвращение коррупции с помощью правового и этического воспитания населения.

Кому сообщить о коррупции?

Взяточничество, подкупы и подлоги ухудшает благосостояние и уровень жизни не только страны в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Поэтому очень важно проявлять бдительность и сообщать о коррупции органам власти. Делать это стоит даже при малейших подозрениях о ее совершении. Но куда сообщить о коррупции?

Борьбой с коррупцией занимается в нашей стране Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), которое подразделяется на Главное управление экономической безопасностью и противодействие коррупции (ГУЭБиПК) и Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ.

Чтобы доложить о вымогательстве взятки служебным лицом или о злоупотреблении своими полномочиями чиновника, следует обратиться в ГУЭБиПК МВД РФ по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3. Также можно обратиться в региональные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК (работают данные службы круглосуточно).

Найти контакты нужного подразделения всегда можно на официальном сайте регионального ОВД.

Когда гражданин становится свидетелем вымогательства взятки сотрудниками правоохранительных органов (включая работников ОВД), ему следует обратиться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения.

Чтобы избежать утечки информации при донесении на сотрудников ОВД, следует обратиться в подразделение собственной безопасности. Адрес ГУСБ МВД РФ: г. Москва, ул. Пионерская Б., д. 6/8.

Как можно сообщить о коррупции анонимно?

Согласно закону, уполномоченные структуры обязуются сохранять в тайне имя человека, который сообщил о факте нарушения действующего законодательства, связанного с коррупционной деятельностью.

Если же свидетель взяточничества настаивает на анонимности заявления ввиду обеспокоенности за собственную безопасность, он может попробовать воспользоваться услугами почты, электронными анонимными сервисами или же общественной телефонным аппаратом. Вне зависимости от пути получения все заявления принимаются во внимание соответствующими службами.

Напрямую к Президенту

Воспользовавшись услугами интернета, можно напрямую отправить письмо Президенту РФ, должностному лицу Администрации Президента РФ или же в Администрацию Президента РФ. Сделать это можно на официальном сайте.

По желанию можно воспользоваться помощью антикоррупционных СМИ.

Также есть возможность анонимно обратиться в межрегиональную общественную организацию. Адрес: 123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7/1.

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

Регенерация коррупции и другие её хвосты...

Ох и лют наш народ, когда дело касается её, родимой. Даже самые нежные и добрые женщины, готовые прощать грешки молодости и забывать греховные причуды старости, в отношении коррупционеров превращаются в валькирий и требуют возрождения средневековой инквизиции со всеми её пыточными атрибутами и затейливыми наказаниями.

Не будем же проходить мимо этого уродливого явления. Копнём поглубже. Начнём, пожалуй, с размерчика.

1) Где заканчивается благодарность и начинается коррупция? Рубль, это коррупция? А 100 ? А 1000? А «куры, млеко, яйки» от благодарного сельского населения? А цветы и конфеты на эту сумму от не менее благодарного – городского? Где та тонкая грань, исчисляемая в куриных яйцах или чайных розах, которая отделяет вежливое «спасибо» от преступной деятельности?

А дружеские посиделки в хорошем заведении за счёт благодарного обывателя – это коррупция? Если да, то с какой конкретно рюмки? А издание книги, которую никто не читал? А цикл лекций, которые никто не слушал? Жизнь – она ведь такая разнообразная и очень часто – труднооценимая в любой валюте... Сколько стоит, например, услуга в обмен на тёплое и непыльное место для тёщи в правлении банка? Для председателя Совета Банка – ничего не стоит. Стало быть, и услуга – не коррупция ? Или всё-таки коррупция? Или всё зависит от размера банка и размера оклада? Или, смотря чья тёща? Им что теперь, вообще нигде нельзя работать, если семье не повезло – зять пошёл в чиновники?

2) Коррупция имеет устойчивый стереотип и ассоциируется с государственным чиновником, совершающим противозаконные действия в обмен на материальную выгоду, получаемую втихаря и мимо кассы. Т.е. коррупция – это когда обязательно государственный чиновник. Стоп... А всегда ли государственный? А в частном секторе что, коррупции не бывает, примерно такой, как в этом забавном стишке из жизни поставщиков-покупателей а-ля Остер:

Или это не коррупция? А если нет, то тогда что? А если «да», тогда при чём тут государство? Как квалифицировать действия частного лица, работающего на частную компанию и слегка так мотивированного в пользу одного из участников тендера? Что противозаконного в выборе одного из множества? Или всё же это коррупция? Ну, вот как только присутствует материальная мотивация, так сразу – швах и клеймо на лоб.

Ок. Тогда я и в каждой конкретной семье с ходу найду коррупционеров. «Если будешь себя хорошо вести, папа купит тебе мороженое!» – вы это куда отнесёте? Мелочь? Хорошо, а покупка BMW-кабриолета «Если хорошо закончишь школу»? Все коррупционные признаки налицо, и размерчик впечатляющий... Ничего незаконного, говорите?

3) Все ли взятки даются для того, чтобы чиновник сделал что-то незаконное? Не приходилось ли Вам лично коррумпировать госслужащих как раз для того, чтобы всё было именно так, как предписывает закон? Никогда-никогда? Тогда вы счастливый человек! А то тут недавно такой скандал был – министр здравоохранения дико возмущался, что его подчинённые принимают частные подношения.

Причём в выступлении министра было особо подчёркнуто, что платят врачам из-под полы как раз за то, что они скрупулёзно выполняют свои должностные обязанности. И этот факт очень возмущает министра... А вас лично возмущает моральная и материальная поддержка врачей населением? Или возмущает, но не вся? Возмущает, но не всех, а только тех которые… фу-у-у-у, как тяжело жить…

4) Повысить контроль – усилить репрессии… Это стандартные предложения, поднимаемые на щит в качестве панацеи при борьбе с коррупцией . При этом инициаторы репрессий не замечают, что с контролем вообще как-то неудобно получается. Жизнь показала, что после коррупции наибольший доход приносит борьба с ней, и даже набирает популярность новая профессия: борец с борцами с коррупцией .

Кому предоставить больше полномочий для контроля? Чьими руками усиливать репрессии? Руками того самого полковника, у которого обнаружили 8 млрд.? Страшно даже представить, что будет, если дойдут до генералов! Правильно делают, что их не трогают. Простым репортажем о результатах обыска можно запросто обрушить мировые финансовые рынки….

Так что же это за штуковина такая загадочная – эта коррупция , перед которой пасуют даже те, кто по долгу службы должны её пресекать?

Цитата из Федерального закона РФ «О противодействии коррупции…». Статья 2 (понятие) «Под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимаются не предусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путём использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путём противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ…»

Как бы политкорректнее прокомментировать эту цитату… Скажу так: пока Федеральный закон РФ будет определять коррупцию именно так, а не иначе, в России всё будет так же, как у остального «цивилизованного человечества».

Европейская комиссия в феврале 2014 обнародовала первый в своей истории доклад о борьбе с коррупцией. Приводимые в нём данные можно охарактеризовать только нецензурно. Цитата из речи члена Европейской комиссии Сесилии Мальмстрём , представлявшей доклад о борьбе с коррупцией:

«По имеющимся оценкам, коррупция обходится Европейскому союзу в 120 миллиардов евро ежегодно. Это сумма, сопоставимая с годовым бюджетом ЕС. Наш доклад показывает, что уровень коррупции в разных странах ЕС неодинаков. Но он также демонстрирует, что она затронула весь Евросоюз. Зон, полностью свободных от коррупции, в Европе нет…»

Одновременно с докладом Евробарометром опубликованы данные социологического опроса на ту же тему. Согласно его результатам, 76% жителей Евросоюза полагают, что коррупция в их обществе широко распространена, а 56% согласны с утверждением, что в стране, где они живут, уровень коррупции за последние три года вырос.

При таких внушительных размерах и глобальности проблемы фокус борьбы с ней разочаровывает. Конкретно – проблема взяточничества, которая, как повышенная температура во время болезни, скорее является симптомом , а не причиной. Все охочи до войны с симптомами. А как доходит до войны с причинами, так на фронте борьбы с коррупцией сразу начинаются братания и хороводы.

Я уже задавал читателям приватные вопросы: «Что они считают причиной взяточничества?» и получил обескураживающий ответ: «Причиной взяточничества является то, что в чиновники идёт всякая сволочь!»

Вот так вот, коротко и со вкусом. Все чиновники – сволочи – всех расстрелять. Бакунин и Кропоткин нервно курят в сторонке... И это не точка зрения одиноких маргиналов. Это очень популярная, хоть и популистская тема. Опасность этой точки зрения в том, что она отвлекает внимание от реальной проблемы и реальной коррупции, где взяточничество – как повышенная температура при болезни – симптом , но никак не сама болезнь .

Будем бороться с коррупцией всеми имеющимися словами!

Давайте посмотрим максимально беспристрастно на работу чиновников, и попробуем ответить на вопрос, который я рискну называть ключевым: как их продвижение по службе, зарплата, а также риск быть уволенным, связан с удовлетворением потребностей граждан, ради которых они трудятся?

Можем ставить вопрос и не так кардинально: за что будет ругать и за что будет хвалить чиновника вышестоящее руководство – за невыполнение требований граждан или за невыполнение своих собственных требований? Если система настроена под первый вариант, сообщите, пожалуйста! Очень хочу своими глазами взглянуть на это чудо. Потому что во всём остальном подлунном мире пока господствует система №2:

Чиновники всех уровней получают преференции за исполнение приказов непосредственного начальника, а не запросов тех, чьими «слугами» они вроде как являются. Их работа заключается в точном исполнении спущенных сверху инструкций, текст которых, как правило – тайна за семью печатями. И совсем уж тайна – измеряемые, гласные и социально приемлемые критерии качества работы чиновника. Причём, акцент я делаю на словах «измеряемые и гласные».

Ежедневно оценивает результат работы чиновников (раздаёт выговоры и награждает) опять же не народ, а вышестоящие начальники, интересы которого могут отличаться от народных диаметрально. Сколько бы ни получил выгоды гражданин, например, от скорейшего согласования какого-либо разрешения, чиновник, от которого зависит оформление этого документа, а следовательно, и получение результата, никаким образом не поощряется за ожидаемый гражданином результат. Легально не поощряется . Ни морально, ни материально.

В ещё более сложное положение попадают обе стороны, когда необходимо отреагировать на живую инициативу, которая по своей новизне никак не регулируется существующими нормативными актами. Здесь чиновник вообще вынужден исполнять работу, которая не только не стимулируется возможностью приобщения к выгодам гражданина, но и даже не предусмотрена его должностными инструкциями.

Всё это ведёт к тому, что на границе «живой» инициативы и «мёртвого» бюрократического аппарата неизбежно возникает нестыковка, торможение, которое препятствует реализации этой инициативы, но никак не отражается на положении чиновника. У инициативы есть мотив – получение какой-то выгоды конкретным гражданином. Мотивация частного лица быстрее «крутить педали» ясна – от этого зависят размер и оперативность извлечения выгоды. А мотивация бюрократа содействовать частной инициативе? А никакой!

У субъектов сферы живой гражданской инициативы возникает естественная потребность так отрегулировать отношения с чиновниками, чтобы они хотя бы не препятствовали, а лучше – содействовали реализации планов граждан. Так как государство никак не стимулирует усилия чиновника , то это стимулирование становится предметом непосредственных отношений между чиновником и гражданином.

И мы можем образцово-показательно казнить сто-пятьсот коррупционеров (в Китае-Корее так и делают), но у нас ничего не изменится, так как сложившаяся система отношений сама генерирует потребность во взяточничестве. Более того, она делает взятки единственным средством обратной связи граждан с чиновниками.

Коррупция – от лат. corruptio – подкуп, порча, растление , продажность, разложение. И система государственного НЕстимулирования чиновников образцово-показательно растлевает, портит и растлевает всех участников процесса, причём с обеих сторон. Чиновник не прочь быть мотивированным. Гражданин сам стремится устранить недостатки безмотивационной системы и по-своему поощряет того бюрократа, от которого зависит хотя бы скорость принятия нужного решения.

Слом системы безответственности и безынициативности возможен только при замене её системой легального материального стимулирования чиновника за получение нужного гражданам результата. И весь вопрос только в том, какой результат будет считаться социально-приемлемым.

Например, есть такой министр развития, доход которого, логично, должен бы зависеть от количества созданных новых рабочих мест. Создал в этом месяце одно рабочее место – вот тебе зарплата – один рубль. Два рабочих места – два рубля… И не надо человеку мешать становиться миллионером…

Можно спуститься с министерского олимпа и поговорить, например, про доходы учителей, которым посоветовали идти в предприниматели… Они растят-учат – воспитывают налогоплательщиков? Вот и пусть их доходы зависят от налогов, которые платят в бюджет выращенные ими ученики. Чем квалифицированнее выпускники, чем выше их зарплаты, тем больше налоги на их личные доходы (НДФЛ). Больше НДФЛ – выше доход выучивших и воспитавших его педагогов.

А для полицейских и врачей более чем подходит страховая система формирования доходов, которой можно посвятить вообще отдельный спич, настолько она элегантно увязывает в одно целое здоровье и безопасность граждан с доходом соответствующих служащих. При наличии такой увязки не заржавеет и за социально-одобряемой инициативой чиновников, которые, как окажется, умеют работать и результативно и оперативно.

И сразу же выйдет на первый план совсем другая проблема , в соответствии с которой беда начинается не тогда, когда чиновники воруют и берут взятки , а когда они больше ничего не умеют , кроме как воровать и брать взятки…

Объём написанного, не позволяет, к сожалению, затронуть логичный следующий вопрос: «Они что там, наверху, этого не понимают? А если понимают, почему ничего не делают? Они что там, враги?»

Отвечаю сразу:

1) Да, видят.

2) Нет, не враги и даже скажу больше – не те пчёлы, которые против мёда, потому что мёда там и без взяток хватает…

Просто, кроме благородных намерений, существуют ещё и обстоятельства, диктуемые руководителю действующей системой, которые не видны снизу, но весьма ощутимы, как только сам садишься за рычаги управления.

Если будет на то желание читателей – не только посвятим этой проблеме отдельную главу нашего совместного с вами исследования, но даже ответим на животрепещущий вопрос «Доколе?», без которого все остальные ответы вообще не имеют смысла.

«Император Обама». Коррупция на Капитолийском холме

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Раздел 1. История коррупции.

Раздел 2. Типология.

Раздел 3. Вред от коррупции .

Раздел 4. Причины.

Раздел 5. Борьба с коррупцией .

Раздел 6. Экономический анализ коррупции.

Раздел 7. Области распространения коррупции.

Раздел 8. Коррупция в зеркале российских СМИ: от серьезного до курьезного.

Коррупция — это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной дохода, противоречащее законодательству и моральным установкам.

История коррупции

В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: "Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции". В этот время в римском праве появился специальный термин, который был синонимом слов "портить", "подкупать" и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных

Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли

Добыча природных ресурсов

продажа государственных активов, в особенности государственных предприятий

Предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности

контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.)

Назначение на ответственные посты в органах власти.

Приведённые ниже формы коррупции относятся в первую очередь к судьям, однако в случае административных правонарушений могут относиться и к должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела (органам внутренних дел, органам пожарного надзора, налоговым, таможенным органам и т. д.)

«Вилки» в законодательстве. Многие нормы позволяют судье выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания, чтобы он мог максимально учесть степень вины, тяжесть правонарушения и иные обстоятельства. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин.

Альтернативное административное взыскание. Существуют нормы права с наложением альтернативного административного взыскания, например, или арест. От большинства норм - «вилок» их отличает не только более широкий диапазон наказаний (и, следовательно, более сильная мотивация у нарушителя к даче взятки), но и то, что правосудие осуществляют представители исполнительной, а не судебной, власти. Многие юристы полагают, что использование санкций подобного вида оправдано только в уголовном судебном процессе , но имеет под собой мало оснований в процессе административном: «Во-первых, судебный построен на принципах открытости (гласности), состязательности, устности и непосредственности разбирательства. При административном же производстве гражданин в большинстве случаев остается один на один с представителем власти. Во-вторых, даже самая высокая мера наказания за административное правонарушение не настолько тяжка для правонарушителя, как в уголовном праве, чтобы её имело смысл дифференцировать».

Переквалификация состава правонарушения. Другой разновидностью «вилок» является дублирование состава правонарушения в различных кодексах. Это открывает возможности для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного - гражданское). Разграничить преступления и другие правонарушения часто сложно в силу размытости формулировок законодательства, и в таких ситуациях судьи (либо должностные лица) принимают решение по своему усмотрению, что открывает возможности для взяток и вымогательства.

Не денежные потери граждан. Некоторые нормы права могут вызывать коррупцию, если накладывают на индивида связанные с подчинением норме права потери. Даже в случае, когда сумма штрафа и взятки за преступление номинально равны, стоит заметить что оплата штрафа сопровождается не денежными издержками времени на совершение платежа в банке и предоставление в выписавшее штраф ведомство доказательств об оплате (квитанции). Вызываемые нормами права не денежные потери разнообразны и в различной мере неприятны для граждан. Также стоит учитывать, что не все граждане готовы защищать свои права в суде.

Вред от коррупции

Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:

неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

неэффективность коррупционных денежных потоков с точки зрения экономики страны;

потери налогов , когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

разорение частных бизнесменов;

снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

понижение качества общественного сервиса;

нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск аренды;

рост социального неравенства;

усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;

ущерб политической легитимности власти;

снижение общественной морали.

В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией (см. ниже): свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан.

Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль.

Оптимальный уровень коррупции

По мере того, как государство искореняет коррупцию, на борьбу с коррупцией возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Сравнивая потери от коррупции и расхода на искоренение коррупции для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери.

Кроме того, чрезмерное увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению её причин способно лишить административную систему гибкости, а население гражданских свобод. Правящая группа может использовать карательное законодательство для усиления своего контроля над обществом и преследования политических противников.

Коррупция наносит многомиллиардные убытки международной торговле. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние годы. Так, американские фирмы-экспортёры утверждали, что они часто проигрывают выгодные контракты из-за того, что по закону не имеют права платить взятки заграничным чиновникам. Напротив, в большинстве стран ОБСЕ взятки иностранным партнёрам не только не запрещались, но даже могли быть списаны с выгоды при уплате налогов. Например, у немецких корпораций такие расходы составляли около 5,6 млрд. долл. в год (англ.). Ситуация изменилась только в конце 1997 г., когда страны ОБСЕ подписали «конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций». Во исполнение конвенции в течение последующих лет были приняты законы, явным образом запрещающие национальным компаниям давать взятки кому бы то ни было.

Причины коррупции

Фундаментальное противоречие

Производство любых благ требует затраты определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу издержек, покрываемых в конечном итоге за счёт приобретателя , однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда приобретатель получает необходимую услугу или продукт от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по закону.

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна. Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями.

Она передаёт необходимые ресурсы, для которых устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует расходов, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная ренда преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с представительной властью народа состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

Причины высокой коррупции

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

Двусмысленные законы.

Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

Профессиональная некомпетентность бюрократии .

Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Гипотезы о причинах высокой коррупции

Рассматриваются и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

государственное регулирование экономики;

зависимость граждан от чиновников, государства на определённые услуги;

оторванность бюрократической элиты от народа;

экономическая нестабильность, ;

этническая неоднородность населения;

низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

религиозная традиция;

культура страны в целом.

На сегодняшний день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез.

Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.

Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополии . Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а, следовательно, возможности для поиска аренды . Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.

Существует также ряд возражений данному аргументу. Во-первых, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях большинство людей считает оправданным вмешательство государства. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора государственной аренды. Таким образом, полное избавление от коррупции оказывается невозможным даже в открытой экономике. Во-вторых, процесс экономической либерализации осуществляется правительством, и поэтому по своей сути также является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения на приватизации). Поэтому на практике начальный период либерализации нередко характеризуется противоположным эффектом — всплеском коррупции. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие и государственные расходы ( , Нидерланды, Скандинавия).

Основная причина коррупции - возможность получения экономической профита, связанной с использованием властных полномочий, главный сдерживающий фактор — риск разоблачения и наказания.

Коррупция является огромным препятствием на пути к экономическому росту и развитию.

Исторически коррупция происходит от обычая делать подарки, должностное лицо за результаты, достигнутые с помощью него. С древних времен, чтобы добиться расположения, дарили подарки. Подарок выделял человека среди других, и его прошение выполнялось. В первобытных обществах плата жрецу или вождю вообще была абсолютно нормальной.

Но государственный аппарат усложнялся, усилилась власть центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений.

Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими политическими партиями попадают на наркотический . С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Борьба с коррупцией

На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: , Гонконг, . Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические варианты, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы , не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции , тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.



© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав