20.06.2019

Государственный бюджет и дефицит бюджета. Дефицит бюджета (Deficit budget) - это. Сущность понятия управления бюджетным дефицитом


Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отри­цательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюд­жета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета вы­двигалось три концепции: идея ежегодно сбалансированного бюджета; идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на цикличе­ской основе); идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея "функциональных финансов").

По сравнению с потенциальным воздействием налогового законопроекта, пробивающего свой путь через Конгресс, большая дыра в государственном бюджете на следующий год может показаться второстепенной проблемой. Эта цифра будет самым большим дефицитом, поскольку губернатор Андрей Куомо вступил в должность и будет представлять около 6% государственных операционных расходов.

Статья продолжается ниже рекламы

Размер дефицита плох, но что может быть хуже, так это то, что никто не может точно определить, что происходит. Одна из возможностей заключается в том, что богатые жители Нью-Йорка откладывали продажу признанных активов в ожидании того, что республиканцы снижают ставку налога на прирост капитала.

Концепция ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что не­зависимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означа­ет, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые посту­пления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности

В то же время возврат подоходного налога превзошел ожидания, то есть некоторые налогоплательщики не сделали столько денег, сколько они ожидали, когда они установили свои ставки удержания или когда они произвели расчетные платежи. Если задержка в продаже активов является основной проблемой, решение уже под рукой. Ни одна из республиканских законопроектов об уменьшении налогов не снизит налоги на прирост капитала, поэтому люди, которые держались по этой причине, должны продавать сейчас. Если они это сделают, расчетные налоговые платежи будут хорошо подобраны в ближайшие месяцы.

бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закуп­ки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема производства, то эта мера вызовет еще более глубокий спад. И на­оборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший "перегрев" экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

Если проблема в том, что люди не зарабатывают столько денег, сколько ожидали, разрыв может ухудшиться. Это 1% обеспечивает около 40% всего подоходного налога государству. Возможна сценария бедствия. Падение налоговых поступлений, сокращение республиканского федерального бюджета и налоговый законопроект, который подрывает конкурентоспособность Нью-Йорка. Это будет напряженная пара месяцев для государства.

Джон Кашич Купить фотографию. Тед Стрикленд оставил его, сказав, что он обернулся вокруг Огайо. Это слово «дефицит» неточно, репортеры и проверки фактов неоднократно заявляли. Сумма представляла собой прогноз. Налоговые поступления - это отстающие прогнозы, поскольку экономика Огайо продолжает медленно расти.

Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возмож­ность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бу­ма (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета макси­мальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), ко­гда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, созна­тельно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правитель­ства должны создавать позитивную антициклическую силу.

Операционный дефицит госбюджета

На этот раз Касич и его товарищи-республиканцы не используют это слово. Губернатор Касич не просто говорил разговоры, он ходил гулять, - писал Уивер. Комитет по политическим действиям, поддерживавший президентскую кампанию Касича, использовал ту же линию.

Сам Кашич не использовал слово «дефицит» так же, как его политический штат, союзники и рекламу. И что бы Касич назвал нынешнюю ситуацию? Вызов. У его бюджетного директора Тима Кина была более техническая интерпретация. Нам нужно получить его в том месте, где текущие доходы будут покрывать текущие расходы. «Дефицит» или нет, бюджетный кризис штата Огайо значительно менее суровый, чем тот, с которым столкнулось государство.

Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бу­ма и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги), по­этому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалан­сирования бюджета в ходе цикла.

Государство также сталкивается с различными обстоятельствами. Поэтому, когда Касич вошел в должность, бюджет не был сбалансирован без какого-либо существенного изменения государственных расходов или налогов. Другими словами, государство использовало «разовые деньги» для баланса своего бюджета, сказал Кин.

Ситуация в Огайо сейчас отличается от ситуации, сказал Кин. Да, налоговые поступления государства - это отстающие прогнозы из-за того, что экономика растет медленнее, чем прогнозируется команда Кашич и их экономисты. Они пытаются передать бюджеты, где налоговые поступления и государственные расходы равны.

Наибольшее распространение получилаконцепция "функциональных финансов", согласно которой целью государства должна быть не сбалансиро­ванность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом в его работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середи­ны 1970-х гг.

На этот раз налоги не приносили достаточно денег для государственных расходов. Следовательно, как сказал Кин, «корректировка». Республиканцы контролировали Сенат. Демократы контролировали Дом. Несмотря на многочисленные разногласия по поводу того, как должен выглядеть следующий государственный бюджет, республиканские и демократические законодатели имеют один ключевой элемент: ни один из их планов не заставит Коннектикут от борьбы с еще одним огромным дефицитом бюджета через два года.

Это отчасти потому, что Коннектикут по-прежнему должен иметь дело с растущими долгами и пенсионными расходами, большая часть которых связана с более чем семи десятилетиями недостаточной экономии. В следующем году будет тяжелый год. И год спустя будет тяжелый год. На самом деле мы не видим конца. Но мы знаем, что у нас есть некоторые жесткие решения.

Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (го­сударственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в каче­стве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличи­вать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать нало­ги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум ("перегрев"), то государство должно сокращать расходы и увеличивать на­логи (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и "остужает" эко­номику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инстру­менты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики "дефицитного финансирования".

Но Кларидес сказал, что республиканское предложение сопровождается ключевыми структурными изменениями, в том числе более строгими ограничениями на расходы и займы, которые со временем начнут сокращать дефициты. «Управление фискального анализа» не может точно оценить экономический рост, который потенциально может возникнуть из бюджета, который не характеризуется массовым увеличением налогов, - сказал Дэвис.

Маллой сказал, что наложит вето на республиканский план, сославшись на несколько проблем. Губернатор говорит, что бюджет будет. Маллой пришлось бы сэкономить средства за счет консолидации агентств, сокращения политически назначенных должностей и других должностей руководителей и другими средствами. Новые оценки состояния доходов показывают, что проблемы дефицита бюджета в Коннектикуте продолжают ухудшаться.

В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-е- 1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хрони­ческого дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. преврати­лась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превыша­ют доходы бюджета.

Причины возникновения дефицита бюджета

Оценки были опубликованы в понедельник бюджетными бюро для Генеральной Ассамблеи и правительства. Бюджетный директор губернатора говорит, что «стремительное падение доходов» создает «серьезные проблемы для государства» на протяжении всей оставшейся части текущего финансового года и на следующий двухлетний бюджет, который Маллой и законодатели штата все еще должны вести переговоры.

Демократы сената предложили, чтобы такие переговоры проводились на публике, учитывая, что законодатели называют «тяжелыми обстоятельствами». Губернатор Даннель Маллой дал собственное объяснение спаду поступлений по подоходному налогу, заявив, что самые высокие работники государства - это те, кто в конечном итоге платит меньше, и из-за чрезмерной зависимости государства от них за подоходный налог боль государству является существенным.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

за счет эмиссии денег (монетизация дефицита), за счет займа у населения своей страны (внутренний долг) и за счет займа у других стран или между­народных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита госу­дарственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Если вы посмотрите на три года, у нас были новые максимумы, а затем за ними последовало очень сильное снижение, что является идеальной ситуацией для разработки стратегии избежания уплаты налогов юридически. Маллой также сказал, что восстановление Коннектикута от Великой рецессии остается очень хрупким. Он сказал, что крики от некоторых из самых либеральных членов Коннектикутского дома и Сената за более высокие налоги на самых богатых жителей и предприятий государства обеспечивают дополнительную неопределенность, что приводит к плохим новостям дефицита, таким как понедельник.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк уве­личивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

В Генеральной Ассамблее они уже рассматривают новое место проведения переговоров по бюджету: в общественном мнении. «Мы считаем, что совместная работа на публике повысит перспективы достижения двухпартийных соглашений, которые будут служить общественным интересам», - сказал Луни.

Спикер Дома Джо Аресимович сказал, что он поддержал идею Луни. Республиканцы не отказывались публично встречаться, но критиковали мотивы и намерения Лоуни. Когда его спросили об эффективности проведения подробных, часто разворящих спорных переговоров по бюджету, Фасано добавил: Вы хотите провести открытое собрание и пригласить всех? Вы думаете, что это что-то предпримет?

Достоинства такого способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения де­нег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост со­вокупных расходов и совокупного выпуска;

Почти все говорят о дефиците федерального бюджета. Почти все против них в принципе. И почти никто не знает, о чем он или она говорит. Мы должны поднять налоги или сократить полезное управление - для лучшего будущего. Или, возможно, это имеет более поздние политические корни. Рузвельт пообещал, но так и не сумел «сбалансировать бюджет», а республиканцы напали на демократов над бюджетным дефицитом на следующие 50 лет. Затем, с огромным дефицитом Рейганской эпохи, демократы подумали, что у них есть шанс и повернули столы по этому вопросу.

Разрабатывая свой независимый курс, Росс Перо сделал дефицит своей главной проблемой и выдвинул ряд экстремальных «решений» проблемы, в том числе сбалансированную бюджетную поправку к Конституции. Президент Клинтон в своем первоначальном заявлении штата Юнион об экономике сдерживал предоставление всеобъемлющего пакета по сокращению дефицита.

Эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происхо­дит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Общественность всегда соглашалась в широких масштабах, что дефицит должен быть устранен. Но далеко не ясно, что любой кандидат - республиканец, демократ или независимый - когда-либо выиграл выборы с этой позицией. Фактически, многие из них проиграли, выступая против популярных мер по увеличению дефицита или поддерживая увеличение налогов, чтобы уменьшить его. На вопрос: «Что важнее, создание рабочих мест или сокращение дефицита?», 65% респондентов выбрали «создание рабочих мест» и только 28% «уменьшили дефицит».

Общественность вполне может не понимать выбор, но, как мы будем утверждать, дефицит действительно может создать рабочие места. Дефицит может быть хорошим для нас, а также плохим. И дефициты могут быть слишком маленькими, а также слишком большими. Чтобы узнать, что, по крайней мере, вам нужно их правильно измерить.

Главныйнедостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Что такое дефицит и как он измеряется?

Мало кто знает, как измеряется дефицит федерального бюджета. Дефицит - это сумма, по которой расходы превышают налоговые поступления за определенный период или, на более всеобъемлющем официальном жаргоне, «расходы» превышают «поступления» и, следовательно, сумму, которая должна быть заимствована или добавлена ​​к долгу за этот период. Долг - это сумма задолженности в любой момент времени - что было заимствовано и не выплачено.

Дефицит бюджета - это, определения

Сам президент Клинтон в своем Инаугурационном послании поддался общественному ослаблению фразы, если не общей путанице, в том, что мы должны «сократить нашу огромную задолженность». Если он имел в виду федеральный долг, это на самом деле совершенно вне разумной возможности в в обозримом будущем. Только профицит бюджета уменьшил бы долги.

Достоинства этого способа:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные об­лигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одно­го экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

Но мы все еще слышим, как президент и другие говорят о сокращении долга. Многие не понимают мер задолженности, о которых они так много говорят. В растущей компании текущие инвестиции практически всегда превышают амортизацию, что является средним значением прошлых инвестиций. В том числе амортизация, а не текущие инвестиции, таким образом, позволяет прибыльным компаниям удерживать свою прибыль в черном. И многие государственные и местные органы власти в Соединенных Штатах, требуемые их конституциями для баланса своих текущих или операционных бюджетов, финансируют капитальные затраты отдельно, за счет заимствований.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Насе ление в развитых странах с удовольствием покупает государственные цен­ные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государст­вом, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государст­венным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных об­лигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А вы­плата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюдже­та. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для фи­нансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских эконо­миста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент (Thomas Sargent) и Нейл Уоллис (Neil Wallace), доказали, что долговое финансирование дефи­цита государственного бюджета может привести к еще более высокой ин­фляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллиса. Дело в том, что государство, фи­нансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государст­венных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачи­ваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму дол­га, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирова­ния дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, ко­гда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым спосо­бом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финанси­рование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем". С этим связан второй не­достаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет вну­треннего займа;

Данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высо­кую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не от­казываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

Существенным недостатком долгового способа финансирования явля­ется эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Экономи­ческий смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государст­венных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономи­ческому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвести­ционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены - ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в ре­зультате инвестиционные расходы фирм уменьшаются 2 .

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешне­го займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или междуна­родных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюд­жета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внеш­него долга;

Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выпла­ты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутрен­него объема производства и спаду в экономике;

При дефиците платежного баланса возможность истощения золотова­лютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования второго и третьего способов финансирова­ния дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджет­ных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели ме­сто в стране.

Таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на оп­ределенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2007 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является пока­зателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период време­ни (за год).

Причиной появления и увеличения государственного долга является фи­нансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами по­крытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг (internal debt) - это совокупная задол­женность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг (external debt) - это суммарная задолжен­ность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Развернуть содержание

Дефицит бюджета - это, определения

Дефицит бюджета - это состояние государственного бюджета, при котором его расходная часть не перекрывается доходами. При этом возникает отрицательное сальдо. Данное состояние бюджета характерно для большинства государств с развитой экономикой и связано с инфляцией. Дефицит бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности. Он перекрывается за счет внутренних и внешних источников финансирования и приводит к увеличению государственного долга.

Дефицит бюджета - это превышение затрат бюджета над его выгодами.

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит бюджета - это система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Дефицит бюджета - это превышение государственных расходов какой либо страны над государственными доходами.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета - это ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не перекрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Дефицит бюджета - это состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета - это когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо при этом отрицательное.

Дефицит бюджета - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг.



Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних и внешних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.



Дефицит бюджета - это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВВП считается нормальным явлением.

Дефицит бюджета - это такие объективные экономические отношения, которые возникают между участниками общественного производства касательно использования денежных средств больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в силу роста предельных расходов производства.



Дефицит бюджета - финансовое явление

Государственный бюджет - основной финансовый документ страны

Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламенто, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

на политические цели:

Расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов т.п.;

Расходы на содержание аппарата управления государством;

на экономические цели:

Расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

Расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

на социальные цели:

Расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

Расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроскопической точки зрения все государственные расходы делятся на:

Государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

Трансферы (их стоимость не включается в ВВП);

Выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга);

Основными источниками доходов государства являются:

Налоги (включая взносы на социальное страхование);

Прибыль государственных предприятий;

Сеньораж (доход от эмиссии денег);

Доходы от приватизации.



Виды состояний государственного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

- когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.

Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансировани.

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, как следствие, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он), сокращается. При буме дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.


Сбалансированность бюджета

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (т.е. такой, где объем расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышение доходной части над расходной) также влечет за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Интервью министра финансов РФ Силуанова об исполнении бюджета

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном зозяйстве. Идеальным вариантом был бы полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объему доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.



Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

Лимитирование бюджетных расходов, т.е. установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счет стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

Соблюдение принципа экономии расходов, отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надежное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.



Причины возникновения дефицита бюджета

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственныхрасходов в связи со стуктурной перетройкой экономики и необходимостью развития промышленности;

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия);

Неэффективность финансовой системы государства;

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами;

Коррупция в государственном секторе;

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.



Сущность дефицита бюджета

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.



Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьезна по ряду причин. Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.



Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.



Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов, нарушение экономических связей, неэффективность системы налогообложения т.п. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.



Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения бюджетный дефицит может быть случайным или действительным.

Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования.

Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности бюджетный дефицит может быть хроническим или временным.

Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса.

Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

Бюджетный дефицит в странах ЕС

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете, или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга бюджетный дефицит может быть первичным или вторичным. Первичный дефицит - это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.



В мировой практике также различают следующие виды дефицита бюджета:

Циклический;

Структурный;

Операционный.



Циклический дефицит госбюджета

Циклический дефицит - это разность между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. Если Y=0, то T=0; при Y=1000 млрд. долл. налоговые поступления, т.е. Т, составят Yх0,2=1000 млрд. долл. х0,2=200 млрд. долл. Если доход составляет величину 1500 млрд. долл., то налоговые поступления будут 1500 млрд. долл. х0,2=300 млрд. долл. и т.д.

Допустим, фактический Y=600 млрд. долл., то Т=600 млрд. долл.х0,2=120 млрд. долл.; при G=200 млрд. долл. фактический бюджетный дефицит составит (T - G) = 120 млрд. долл. - 200 млрд. долл. = -80 млрд.долл.

Но если бы при тойже налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд. долл., т.е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета: T = 1200 х 0,2 = 240 млрд. долл.; G = 200; T - G = 240 - 200 = 40 млрд. долл. (бюджетный профицит).

Каков же при этом циклический дефицит? В нашем примере он составит: -80 - (+40) = - 120. Действительно, за счет чего фактический дефицит достигает величины - 80, если в условиях полной занятости государственный бюджет сводился бы с профицитом? Очевидно, за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит и к снижению налоговых поступлений.



При анализе налогово-бюджетной политики и бюджетного дефицита важно обратить внимание на подход "утечки - инъекции".

Сбережения (S) и чистые налоги (T), т.е. налоги за вычетом трансфертов, - это "утечки" в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) - это "инъекции".

Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма "утечек" должна быть равна сумме "инъекций", то получаем: S + T = I + G.

Тогда S - I = G - T, т.е. положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G - T). Если представить это уравнение как S = I + (G - T), то очевидно, увеличение дефицита бюджета при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций.

Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S ≠ I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.

Циклический дефицит (излишек) госбюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и эмиссии, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.



Структурный дефицит госбюджета

Структурный дефицит (излишек) госбюджета - разность между издержками и выгодами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит госбюджета

Операционный дефицит - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных затрат.



Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег;

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.


Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.



Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).



Недостатки:

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.



Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.

Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).



Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.



Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.



Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены.



При росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.

В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Мировой долг

Достоинства подобного метода:

Возможность получения крупных сумм

Неинфляционный характер

Недостатки:

Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

При дефиците платежного баланса возможно истощение золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.



Понятие и структура государственного долга

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.



По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.


Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.


Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

Усиливается неравенство в доходах;

Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.



Государственные заимствования

Государственный заем (заимствование) - это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму кредита. Кредиты используются для долгового финансирования бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти. К государственным заимствованиям относятся кредиты, привлекаемые от физических и юрлиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как кредитора или гаранта погашения кредитов другими заемщиками.



Государство может прибегать к кредитам как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку расходов, связанных с размещением ссуды, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение издержек с ожидаемыми доходами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только к экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.



Организационная подготовка кредита предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центрбанк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет денежную эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В Российской Федерации ЦБ осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.



В зависимости от того, в какой валюте выражены те или иные государственные заимствования, они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние - в рублях. Осуществлять внешние заимствования от имени России может Правительство либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Субъекты федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние кредиты.

Инструментом заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей размещения ссуды ценные бумаги могут быть предназначены для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Денежная эмиссия осуществляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведении необходимо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодексом для объема дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.


В решении об эмиссии ценных бумаг отражается следующая информация: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия выпуска, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Каждый выпуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий кредита. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых траншами. После того, как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.



В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Выпуск ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований регистрируется в мин фине. Информация о заимствованиях и других обязательствах в течение 3 дней с момента их возникновения должна быть внесена в государственную долговую книгу.

Ведение Государственной долговой книги России является функцией минфина. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств России, субъектов РФ и муниципальных образований по выпущенным ценным бумагам; о дате эмиссии; об полном или частичном исполнении указанных обязательств; а также другая информация, определенная Минфином.



Сущность понятия управления бюджетным дефицитом.

Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету издержек и доходов.

При выработке стратегии борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ""лечение"" самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы то не стало добиться равновесия между выгодами и затратами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.



В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению затрат. Сюда относятся:

Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

Стремление к уменьшению некоторых статей затраты на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, администрации президента);

Упорядочение системы налогооблажения, уменьшение количества налогов и увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных налогов и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;



Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста;

Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между предприятиями, увеличение рентабельности работыпредприятий промышленности и сельского хозяйства;

Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важнейших задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспортирования;

Нужно добиться уменьшения спада промышленного и сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима разработка плана восстановления народного хозяйства;

Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация эмиссии федеральных, региональных, муниципальных ссуд;



С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.

Подводя краткий итог, можно сделать вывод, что бюджетный дефицит - это превышение издержек бюджета над его выгодами. Существует целый ряд причин возникновения бюджетного дефицита, основными из которых являются: необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

Чрезвычайные обстоятельства, когда обычных резервов становится недостаточно;

Кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Основным последствием дефицита бюджета является увеличение государственного долга. Существование проблемы дефицита бюджета ведет к необходимости поиска путей решения данной проблемы.



Меры по управлению бюджетным дефицитом - секвестирование бюджета

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер.

Это - эмиссионное покрытие бюджетного дефицита, внутренний и внешний займ, налоговыйспособ покрытия дефицита бюджета.



Есть также еще один способ, который называется секвестирование.

Секвестирование бюджета представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определенную долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищенных расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В США, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискретные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т.п.) и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).



Источники

Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник. 4-е изд, перераб. и дополн. М.: "Дашков и К", 2008.

Курс экономической теории: учебник - 5 -е испр, допол. и перераб. издание - Киров: "АСА", 2006.

Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 592стр.

Луссе А. Макроэкономика: краткий курс / Учебное пособие. СПб: Издательство "Питер", 1999.

Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит".- Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.

Макконел Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. В 2 т. Т.1 - М.: Республика, 1995. - 400 с.

Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. - 240с.

Шиллер М., Брэдли С. Макроэкономика сегодня. - М.: Дело ЛТД, 1998 - 702 с.

Финансы: учебник / под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2001.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000.

Дробозина Л.А. Финансы: учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

Финансы. Под ред. В.М.Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995

Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко.- М.: 2004. - 724с.

Журнал "Рынок Ценных Бумаг" Издательский Дом "РЦБ"

Бюджетный кодекс РФ (с изменениями от 2 февраля 2006 года). Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.98. (Часть 2, Раздел IV, Глава 13, Статьи 93, 94)

Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 253с.

Аналитический доклад лаборатории "ВЕДИ" - «Рынок еврооблигаций РФ в 2004 г. и перспективы его развития в 2005 г.», 2005.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: gmcgks.ru

Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): roskazna.ru

ru.tradingeconomics.com


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав