06.09.2019

Государственная программа «Жилище. С изменениями и дополнениями от Целевая программа жилище


Практически каждый гражданин Российской Федерации заинтересован .

В 2011 году начала действовать федеральная целевая программа, основные направления которой развивают жилищное строительство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Цели проведения

Тщательные исследования и глубокое изучение жилищного вопроса в стране позволили определиться с основными проблемами в данной области:

После этого государство задалось целью, направленной на формирование разных моделей партнерского сотрудничества в строительной сфере. Например, жилье для граждан станет гораздо доступнее, если коммерческие и индивидуальные застройщики, жилищные некоммерческие объединения граждан и государство будут работать вместе.

Результат проделанных действий – выход несколько обновленного Градостроительного кодекса , вследствие чего можно комплексно осваивать незанятое пространство и развивать уже существующие застроенные участки, организовывать коммунальные комплексы, распределять ответственность между органами власти на местном уровне и создавать специфический вид бизнеса, основной целью которого является подготовка земли к предстоящей застройке.

Благодаря проведенным исследованиям и законодательным метаморфозам, основными направлениями федеральной программы «Жилище» стали:

  1. Развитие масштабного градостроительного планирования участков и территорий, на которых будет возводиться жилая недвижимость.
  2. Малоэтажное строительство эконом класса, которое полностью отвечает таким основным эталонам, как экологичность, доступность и энергоэффективность.
  3. Социальная инфраструктура.
  4. Инженерная инфраструктура.
  5. Упрощенный процесс получения кредита, столь необходимого застройщику, жилищно-строительному кооперативу и прочим.

Основной целью государственной программы «Жилище» является экономное, социальное и малоэтажное строительство.

Для достижения требуется решить следующие задачи:

  • Получение внешней помощи для субъектов, задействованных в разработке и воплощении самой программы.
  • Координация поддержки соответствующего фонда или финансово-экономической организации.
  • Стимулирование местных и государственных органов власти к более активному ведению градостроительной политики и обеспечению всех условий, которые необходимы для возведения бюджетных построек.
  • Создание крепких, эффективных и стабильных отношений между государством и частными застройщиками.

Эффективность программы

Программа «Жилище» действует уже достаточно давно, а ее целесообразность подтверждается следующими результатами :

  1. Многие нуждающиеся семьи обзавелись собственным жильем;
  2. Частное жилье стало строиться гораздо чаще;
  3. Активно развивается .

Для большинства семей программа «Жилище» – это единственная возможность стать владельцами собственной жилплощади при поддержке государства.

Перспективы развития

Условия участия

Среди основных требований к участникам программы «Жилище» можно выделить следующие пункты:

Особенности реализации программы в Москве

Жилищная программа в Москве является наиболее совершенной, по сравнению с другими российскими регионами, да и жилищную ситуацию в столице нельзя назвать плачевной.

Во многих других субъектах Российской Федерации наблюдается просто катастрофическое состояние жилого фонда, а именно, практически 100% износ.

Программа «Жилище» города Москвы включает в себя следующие подпрограммы :

  • модернизацию объектов коммунального характера;
  • обеспечение жилплощадью молодых семей;
  • выполнение государственного обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральными законами.

Данная подпрограмма предполагает внедрение различных проектов, разрабатываемых непосредственно для Москвы, а именно:

Не смотря на наличие определенных жилищных проблем, Москва – это самый благополучный город России. Жители столицы, по сути, страдают только от слишком высокой стоимости квадратного метра.

С целью контроля миграционных потоков, недопущения массовых застроек и последующего снижения стоимости квадратного метра, власть Москвы не торопится делать жилье доступным ни для приезжего человека, ни для москвича.

Отсутствие стремления к строительству массового и дешевого жилья в столице – это не единственная проблема. Для приобретения жилья по привлекательной цене, москвич должен встать в жилищную очередь, а оставаться в ней все сложнее с каждым годом, так как стало слишком много причин, при наличии которых можно снять претендента и, соответственно, улучшить показатели, путем снижения числа нуждающихся.

О реализации данной программы рассказано в следующем видеосюжете:

Приоритетными задачами национального проекта стали:

  1. Формирование жилого фонда эконом-класса.
  2. Стимулирование рождаемости в регионах.

Согласно Постановлению жилые объекты возводятся рядом с развитой инфраструктурой и на участках, предназначенных для городских застроек. Цель бюджетного строительства – насыщение рынка комфортным жильем ценовой доступности.

Социальная программа была разработана в 2002 году и, доказав свою целесообразность, спустя 8 лет была продлена. За этот срок:

  1. Более 287 000 пар сумели решить жилищные проблемы.
  2. Увеличились объемы строительства и процент частного жилья.
  3. Начало активно развиваться ипотечное кредитование.

На период с 2010 года по апрель 2015 года были поставлены более амбициозные задачи. Предполагалось улучшить бытовые условия и обеспечить метрами полезной площади до 247 000 участников. В итоге более 300 молодых пар смогли приобрести недвижимость. В 2015 году за счет увеличения финансирования на 41% на материальную помощь могут рассчитывать 47 000 семей.

Перспективы развития программы «Жилище»

Президентом было поручено доработать программу «Жилище» на 2016-2020 годы. Департамент финансов Минстроя уже подготовил новую редакцию программы, которая была согласована и внесена в Правительство РФ. В данный момент документ о продлении находится на стадии утверждения.

По словам директора департамента Владимира Мешкова, в указанной редакции программы планируется реализовывать 5 подпрограмм:

Отмечается, что объем финансирования модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках программы снижать не планируется.

Условия участия в программе

В главной части изменений не отмечено. Требования к кандидатам остаются прежними:

  1. Право на регистрацию предоставлено людям, живущим в стесненных условиях, где на каждого человека приходится до 15 кв.м. площади. Это касается и тех, кому требуется улучшить бытовые условия по причине непригодности жилья.
  2. Собственники квартир не могут претендовать на государственную помощь.
  3. Необходимо наличие российского гражданства у одного из супругов.
  4. В неполной семье у родителя есть право подать заявку на субсидии.
  5. Ограничения по возрасту (до 35 лет).
  6. Ежемесячный заработок пары должен соответствовать приведенным ниже цифрам.

Минимальный доход для новых участников программы «Жилище» в 2015 году:

  1. В бездетной паре бюджет должен соответствовать 21 621 руб. Сумма дотаций составит 30% от стоимости квартиры.
  2. Семьи с детьми получают 40 % . Родителям 1 ребенка требуется зарабатывать не менее 32 510 руб.
  3. Взрослым с 2 детьми полагается иметь ежемесячную прибыль в 43 350 руб.

Если перевести проценты в денежный эквивалент, то бездетным полагается до 600 000 руб. Среднестатистическая семья получит 800 000 руб. Многодетные родители могут рассчитывать на помощь в 1 млн. руб. Остальная часть долга погашается посредством кредита либо взносами из личных сбережений. Кроме федеральных дотаций, предусмотрены дополнительные льготы для поддержки больших семей. Сумма выплат зависит от условий и цели региональных программ.

С 2015 года в России и на территории Крыма динамично развивается социальная ипотека, которую открыло агентство по ипотечному кредитованию. Акцент сделан на реализацию идеи о доступном жилье молодым семьям и бюджетникам. Для ее участников открываются новые перспективы касательно покупки недвижимости. Цена квартиры заметно отличается от рыночной в пользу будущего собственника (на 20%). Предлагается кредит со ставкой в 12, 84% с первоначальным взносом в 10%. По причине разной стоимости жилья в регионах, рассматриваются разные схемы выплат. После изучения закона осталось только приготовить требующийся пакет документов и встать в очередь.

На сегодняшний день существует немало программ, позволяющих при помощи государства приобрести собственное жилье. Одна из проблем, по которой эти сделки не приобрели массового характера, - недостаточность информации у населения о наличии этих самых возможностей и условиях участия в них. Эксперты компании «Метриум Групп» рассмотрели, какие жилищные программы по приобретению жилья действуют в 2016 году, кто имеет право ими воспользоваться и какими законами они регулируются.

В далеком СССР каждый советский гражданин, трудясь на благо общества, мог рассчитывать на безвозмездное получение жилья от государства, правда, не в частную собственность - такого понятия тогда просто не существовало. С развалом Советского Союза такая система раздачи квартир населению исчезла. Теперь в большинстве случаев, чтобы стать собственником недвижимости, не являясь наследником «зажиточной бабушки», надо на нее заработать или же взять кредит, но фактически, тоже заработать. При этом определённым категориям населения государство не просто готово помочь приобрести жилье, но и должно это сделать, имея такие обязательства перед ними.

Итак, кто сегодня может быть признан нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий?

Во-первых, это граждане, не имеющие в собственности или по договору социального найма (далее - соцнайм) жилье в том населенном пункте, в котором живут, работают или служат.

Во-вторых, семьи, имеющие жилье в собственности или соцнайме, но в нем проживает большое количество людей и на каждого приходится менее 15 кв. метров. Под этот критерий подходят жители коммунальных квартир, в которых проживают несколько семей, не связанных родственными связями, и люди, у которых один из родственников страдает хроническим заболеванием, наносящим вред здоровью остальных проживающих, и ему требуется отдельное помещение.

В-третьих, граждане, проживающие в квартирах или домах, которые признаны ветхими и/или непригодными для проживания, независимо формы распоряжения (в собственности или в соцнайме).

В каждом регионе эти требования могут быть дополнены, в отдельных случаях происходит индивидуальное рассмотрение ситуации.

В связи с малодоступностью жилья для многих слоев населения, государство и разработало несколько программ субсидирования приобретения жилья. Часть из них предполагает переселение из одного региона в другие, остальная - наоборот рассчитана на то, что участник должен проживать на территории субъекта РФ, в котором хочет приобрести квартиру, не менее 10 лет. Отметим сразу, что в связи с ограниченностью сумм, выделяемых из бюджета, сделки по приобретению жилья с привлечением государственных субсидий очень часто идут в связке с ипотечным кредитом.

I. Федеральная целевая программа «Жилище » - самая глобальная программа Правительства, рассчитанная на увеличение доступности жилья на всей территории РФ для различных категорий населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сама программа включает в себя несколько подпрограмм:

1) Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище » на 2015 - 2020 годы, сокращенное название - «Молодая семья ».

Суть программы состоит в том, что государство предоставляет участнику социальную выплату в размере не менее 30% стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей и не менее 35% стоимости для молодых семей, имеющих одного ребенка или более.

Участниками программы могут быть молодые семьи, в которых возраст супругов не превышает 35 лет. Новшеством 2016 года является возможность участия неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более. Ранее в проекте могли участвовать только семьи из двух родителей. Для приобретения квартиры семье потребуются дополнительные денежные средства: либо собственные накопления, либо ипотечный кредит.

Размер социальной выплаты определяется, исходя из общей площади квартиры или дома, положенной им по количеству членов молодой семьи и норматива стоимости одного квадратного метра жилья, установленного в регионе. Полученные средства имеют строго целевой характер: с их помощью можно либо приобрести квартиру только на первичном рынке, либо построить дом, как самостоятельно, так и при помощи паевого участия. Сертификат участника программы допустимо использовать только в качестве первоначального взноса по ипотеке в следующих банках: ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ24 и АО «Россельхозбанк».

Программа «Молодая семья» регулируется Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. №889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050». Подать документы на участие в программе можно в департаменте по жилищным вопросам в местной администрации.

2) Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище » на 2015 - 2020 годы.

Как следует из названия, участниками этой подпрограммы являются люди, перед которыми у государства есть обязательства, в основном связанные с их профессиональной деятельностью. Перечень участников довольно широк:

Военнослужащие, уволенные до 01.01.2005, не подпадающие под участие в программе «Военная ипотека»;

Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (ЗВТ) и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности

Жители закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), поставленные на учет до 1 января 2015 г., желающие переехать на новое место жительства;

Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», а также иные лица, приравненные к ним;

Вынужденные переселенцы в связи с чрезвычайными обстоятельствами и нуждающимися в жилье, состоящие на учете в Миграционной службе;

Граждане, желающие переехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе Дальний Восток.

Участники этой подпрограммы могут приобрести квартиру или жилой дом как у физического, так и у юридического лица при помощи сертификата. Оплатить покупку можно как полностью за счет социальной выплаты, так и с привлечением собственных или кредитных средств. Размер субсидии рассчитывается исходя из средней стоимости жилого помещения, которая определена в соответствии: со стоимостью 1 кв. м жилья, установленной в соответствующем регионе и с нормативами жилой площади. В случае привлечения ипотечного кредита сертификат учитывается в качестве первоначального взноса в ПАО Сбербанк и ПАО ВТБ24.

Подпрограмма регулируется Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. №216 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц».

3) Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан » федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

В рамках этой подпрограммы выделено несколько направлений, одним из которых является обеспечение жильем прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников научных организаций, сотрудников МЧС РФ, федеральных государственных гражданских служащих и молодых ученых. По факту это предоставление жилья в соцнайм на период службы или работы в соответствующем ведомстве.

Вторым направлением является предоставление социальных выплат для приобретения жилья молодыми учеными. Данные сертификаты предоставляют: Российская академия наук (РАН), Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения РАН, Российская академия медицинских наук - сотрудникам, работающим в академиях наук или подведомственных им научных организациях.

Участниками этой программы могут быть молодые ученые в возрасте до 35 лет - для кандидатов наук и до 40 лет - для докторов наук, проработавшие в научной организации не менее 5 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Размер социальной выплаты рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения (33 кв. метров), положенной ученому, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ региону, в котором расположена научная организация. То есть приобрести жилье в столице страны могут только те ученые, которые работают непосредственно в Москве. Как и в предыдущих программах, возможно привлечение ипотечного кредита. На данный момент программа работает только в 23 регионах РФ, в 2016 году этот список планируется расширить. В Московской области на этот год уже одобрены заявления от 58 молодых ученых, они будут первыми получателями субсидий на приобретение квартир на первичном и вторичном рынках недвижимости в столичном регионе.

Правовыми основаниями Подпрограммы являются Постановление Правительства РФ № 765 от 14 декабря 2006 г. «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и Постановлением РАН № 142 от 20 июня 2011 г. «О Порядке предоставления молодым ученым Российской академии наук социальных выплат на приобретение жилых помещений».

II. Отдельными программами субсидируется приобретение жилья сотрудниками полиции, МЧС и ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) на основании № 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года и отдельных постановлений и приказов по каждому ведомству. Претендовать на получение субсидии может сотрудник, имеющий стаж службы не менее 10 лет и нуждающийся в улучшении жилищных условий. Размер денежной помощи рассчитывается исходя из норматива жилой площади на каждого члена семьи и размера среднерыночной стоимости 1 кв.м., определенного в каждом регионе.

III. Еще одна федеральная программа «Жилье для российской семьи » реализуется в 2014-2017 гг. в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании Постановления Правительства РФ №404 от 05 мая 2014 г. при поддержке АИЖК, Министерства Строительства и Правительства РФ. Суть программы состоит в том, что застройщики строят жилье эконом-класса, стоимость которого не должна превышать 35 000 рублей за 1 кв. метр. Участвовать в программе могут граждане в возрасте 25-40 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относящиеся к категориям: многодетные семьи, ветераны военных действий, ученые, семьи, проживающие в квартирах, в которых на одного человека приходится менее 18 кв. метров, жители аварийных домов и другие. Программа предполагает работу во всех регионах страны, но в связи с жестким отбором застройщиков, земельных участков и ограничением стоимости 1 кв. метра, на сегодняшний день подключено 70 областей, а распространение получила пока только в Краснодарском крае, Республике Татарстан, Иркутской, Вологодской, Волгоградская, Тульской областях, Чеченской республике, Пермском крае и других. Учитывая уровень цен в столице, Правительство Москвы заявку на участие в программе в Минстрой РФ не подавало. Получить ипотеку для приобретения жилья по данной программе можно в банках-партнерах АИЖК.

IV. Помимо федеральных есть программы, регулируемые на уровне регионов. Так, Программа помощи приобретения жилья многодетной семьей в каждом из субъектов РФ может отличаться формой и условиями предоставления, например, внеочередное предоставление жилья в соцнайм, возможность получения земельного участка в длительное льготное пользование, субсидирование покупки жилья и другие. Чтобы уточнить, какой вид помощи оказывается в каждом отдельном регионе, необходимо обратиться в местную администрацию. Воспользоваться программами помощи может малообеспеченная семья, имеющая трех и более детей. В тех случаях, когда поддержку оказывают в виде денежной субсидии на приобретение жилья, если у семьи нет собственных дополнительных средств, сертификат учитывается в качестве первоначального взноса при ипотеке.

В начале 2016 года в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект о федеральном субсидировании жилья для многодетных семей. Претендовать на субсидию смогут семьи, имеющие 5 и более детей (в том числе приемных), проживающие в России более 10 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Формула расчета будет аналогична приведенным выше программам, то есть количество положенных на человека квадратных метров, умноженное на среднерыночную цену. Однако, учитывая, что семья большая, размер самой маленькой квартиры равен 75 кв.м. На текущий момент судьба законопроекта пока не известна.

Кроме программ, в рамках которых государство предоставляет деньги перед покупкой жилья, есть еще возможность получения денежной компенсации по уже приобретенной за собственные средства недвижимости. На такие компенсации могут претендовать сотрудники ФСИН и служащие полиции. Также в рамках программы переселения из аварийного жилья каждый гражданин имеет право на получение от государства либо нового жилья, либо компенсацию на его приобретение. Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода и Новосибирска имеют право получать компенсации за потраченные на приобретение жилья личные средства, при этом размер и порядок выплаты компенсации определяется региональным бюджетом.

«Таким образом, помощь от государства доступна для широкого круга населения, - резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». - В теории механизм привлечения субсидии довольно прост: достаточно не иметь жилья и обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы власти. На практике процесс довольно забюрократизирован и рассмотрение заявлений может длиться месяцами. Часто может быть и вовсе получен отказ в связи с неполным пакетом документов или несоответствием претендента по какому-либо параметру. Все сертификаты ограничены по сроку действия от 2 до 7 месяцев, в рамках которых должен быть подобран объект и собран пакет документов. Отбор банков, в которых возможно получение ипотеки, происходит на основании тендеров и обновляется каждый год. Главной особенностью жилищных сертификатов является то, что участник не получает денежные средства на руки, они переводятся на специальный счет, открытый в банке, с которого средства поступают продавцу после государственной регистрации сделки. Так как все мероприятия, связанные с субсидиями, как правило, длятся по несколько месяцев, то продавцы-физические лица порой отказываются от таких сделок, а застройщики успевают по нескольку раз поднять цены на квартиры или вообще предпочитают не работать с субсидиями. Из-за этого процесс покупки недвижимости с привлечением государственных сертификатов до сих пор не отлажен и не стал массовым. Плотное взаимодействие банков и застройщиков с государственными учреждениями на местном уровне позволит сделать эту схему более отлаженной и увеличить количество сделок с использованием государственных субсидий».

Дата публикации 02 июня 2016

ПОДПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,

от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)

подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2015 - 2020 годы

Объемы и подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей,

в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;

укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;

улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)


I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.

В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых

индикаторов и показателей подпрограммы

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

Первая по актуальности проблема для новоиспеченной семьи - отсутствие своего жилья. В некоторых случаях материальная база молодоженов позволяет обзавестись в скором времени собственным жильем. Часто жилье молодая семья получает от родителей. Но большинству приходится ютиться в съемных квартирах, пока не появляется возможность приобрести что-то свое. Поэтому государством реализуется специальная целевая Федеральная программа «Жилище», в рамках которой функционирует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Работа программы началась еще в 2011 году. В настоящее время она пролонгирована до 2020 года.

Законодательная база программы едина для всех регионов страны, реализация ее незначительно отличается в разных субъектах РФ. С 2016 года новым Постановлением Правительства России от 26.05.2016 г. возвращается право молодой семье пользоваться для погашения взятого ранее ипотечного кредита специальной социальной выплатой. До 2016 года это запрещалось.

Цели программы по субсидированию молодежи

Молодая семья может получить в рамках программы специальные субсидии. Субсидии носят целевой характер и могут быть реализованы в таких случаях:

  1. Для покупки дома или квартиры на первичном жилищном рынке либо вторичном. Приобретение недвижимости вторичного рынка реализовано не во всех субъектах РФ.
  2. Для оплаты заключенного договора подряда по строительству жилого помещения.
  3. Для оплаты первого взноса при предоставлении семье ипотечного кредита.
  4. Для погашения остатка долга по уже действующему договору ипотечного кредитования или для уплаты первого взноса по договору ЖСК.

Недвижимость, под которую молодая семья сможет получить субсидии, должна быть пригодна для ее постоянного проживания, а также находиться в регионе, где выдавалась субсидия. Общая площадь покупаемого жилья или строящегося не должна быть меньше специальных норм в расчете на каждого члена семьи.

Условия получения субсидии на жилище молодой семье

Государством реализуется программа поддержки молодой семьи, если соблюдается ряд условий:

  1. Оба супруга являются гражданами РФ.
  2. Семья официально зарегистрирована нуждающейся в улучшении условий ее проживания.
  3. Оба супруга на момент утверждения списка на помощь не достигли возраста 35 лет.
  4. В семье есть дети, и хоть один родитель является гражданином РФ. Некоторые регионы считают обязательным условием наличие ребенка в семье.
  5. Совокупный доход семьи позволяет заключить договор ипотеки в банке. Либо семья располагает средствами, которых в сумме с субсидией хватит для покупки жилья.

Правом субсидирования на приобретение живой недвижимости от государства воспользоваться можно лишь единожды.

Как определяется размер субсидии для жилья молодой семье

Размер субсидии определяется на момент окончательного утверждения списка семей, которым она будет предоставлена. Согласно программе, семьи без детей получат 30% от расчетной стоимости приобретаемой недвижимости. А семьи с детьми - 35%. Если целью использования субсидии является погашение остатка взноса за пай в ЖСК или внесение остатка долга банку по ипотечному кредиту, то ее размер ограничивается такими суммами.

Рассчитывается субсидирование исходя из нормы по общей площади на семью и нормативной стоимости 1 метра квадр. жилья в данном населенном пункте. При определении норматива учитывается средняя региональная рыночная стоимость жилья. Эту цифру утверждает ежеквартально Минстрой России с обязательной публикацией на официальном сайте. Норматив стоимости не может превышать этот показатель.

По стандартам норма общей площади для семьи, не успевшей еще обзавестись детьми, составляет 42 метра квадр. Если в семье три человека или больше, то в расчете на одного члена семьи приходится норма 18 метров квадр. Общая сумма субсидии для семьи без детей (2 человека) не превысит 600 тысяч рублей. Семья из трех человек может максимально рассчитывать на 800 тысяч рублей. Если же в семье более 4-х человек, то максимальная субсидия составит 1 миллион рублей.

Многодетные молодые семьи могут рассчитывать дополнительно к программе на специфические льготы. В каждом регионе они различны. В некоторых случаях многодетная семья получает помощь от государства на 100% покрытие расходов на приобретение жилой недвижимости.

Как оформить субсидию?

Если молодая семья соответствует описанным выше условиям, то ей можно рассчитывать на государственную поддержку при покупке жилья.

Для начала необходимо проконсультироваться в местном департаменте по вопросам жилищной политики, либо в комитете по делам молодежи. Там можно уточнить список документов для оформления заявки на помощь.

После подачи заявки муниципальные органы включат указанную в ней семью в список на получение субсидии, который будет формироваться на следующий год. Заявки включаются в список в порядке очередности. Право попасть в список без очереди имеют семьи, где есть трое и более детей.

На основании составленных списков и информации от субъекта РФ о размерах финансирования формируются финальные списки. Если возраст хоть одного члена семьи на момент утверждения списков превысил 35 лет, то семья из списка исключается.

В течение 5-15 дней после окончательного утверждения списков на субсидирование муниципальные органы должны уведомить семьи о том, что они включены в программу на получение помощи на следующий год, и выдать им специальные свидетельства, являющиеся основанием для получения субсидий. Этот документ семья сдает в банк в течение месяца, чтобы открыть счет на получение целевых средств по программе.

Местные программы решения жилищного вопроса молодых семей

В субъектах РФ существуют и местные программы, которые нацелены на помощь молодым семьям в покупке жилья. Чтобы воспользоваться региональными социальными программами, нужно собрать пакет документов и подать в муниципальные местные органы.

Заявитель предоставляет такие документы:

  • заявление по утвержденной форме;
  • копии документов на каждого члена семьи - паспорт, свидетельство о браке, о рождении детей;
  • документ, который подтверждает необходимость приобретения жилья;
  • документ с подтверждением совокупного дохода семьи либо выписку из банка о наличии у семьи средств для покупки жилья в случае получения субсидии.

Если молодая семья уже приобрела жилье посредством получения ипотечного кредита, либо построила его, то можно получить компенсацию понесенных расходов. Для этого потребуется предоставить в муниципальные органы такие документы:

  • копия свидетельства в подтверждение государственной регистрации либо договор строительного подряда, который является доказательством понесенных расходов на строительство недвижимости;
  • справка из банка с информацией о сумме долга по ипотечному кредиту.

Муниципальные органы проверяют предоставленные документы, после чего в течение 10 дней включают семью в программу получения помощи. Если в получении субсидии отказано, то в пятидневный срок об этом обязаны уведомить заявителя и указать причину отказа.

Почему могут отказать в получении субсидии

Не всегда муниципальные органы принимают положительное решение об оказании помощи молодежи в приобретении жилья. Иногда можно столкнуться с отказом. На это есть ряд причин:

  1. Не соответствует возраст или гражданство требованиям программы.
  2. Пакет документов не полный.
  3. Заявление о субсидии подается повторно.

Основная проблема, с которой сталкиваются новоиспеченные молодые семьи - огромная очередь. Включения в программу можно так и не дождаться, достигнув граничных 35 лет. Также во многих регионах субсидия не распространяется на покупку нового готового жилья первичного рынка или вторичного. Также не попадают под действие программы семьи с низким уровнем дохода


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав