04.03.2020

Планирование проверок в органах гпн. III. Полномочия и основные направления деятельности по организации и осуществлению ГПН


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

О дальнейшем развитии органов федерального государственного пожарного надзора


В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" , постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" , Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы в целях создания в территориальных подразделениях федеральной противопожарной службы структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

приказываю:

1. Возложить функции по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора на территориальные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (отряды), функционирующие в форме федеральных казенных учреждений (далее - подразделения ФПС ГПС) согласно приложению *.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Директору Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований совместно с директором Департамента надзорной деятельности и профилактической работы и начальником Управления обеспечения:

а) до 30 сентября 2016 года завершить работу по внесению изменений в уставы подразделений ФПС ГПС, указанных в , в части наделения их полномочиями по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

б) до 1 декабря 2016 года организовать в установленном порядке оснащение движимым имуществом подразделений ФПС ГПС, указанных в приложении к настоящему приказу , согласно установленной номенклатуры, для выполнения функций по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора.

3. Начальнику Управления стратегического планирования и организационной работы до 30 октября 2016 года:

а) подготовить проект распорядительного документа МЧС России, направленного на перераспределение штатной численности федеральной противопожарной службы и внесении соответствующих изменений в штатные расписания структурных подразделений главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

б) внести в установленном порядке изменения:

в приказ МЧС России от 13.01.2015 N 5 "Об утверждении норм обеспечения материально - техническими средствами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации" ;

в Табель оснащенности N 1 отряда федеральной противопожарной службы, в части включения движимого имущества ФПС ГПС применительно к приказу МЧС России от 17.07.2015 N 375 "Об утверждении норм расчета количества материально-технических средств для подразделений надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации".

4. Директору Департамента надзорной деятельности и профилактической работы до 30 октября 2016 года разработать распорядительные документы, направленные на создание условий для организации и осуществления подразделениями ФПС ГПС профилактической работы и федерального государственного пожарного надзора.

5. Директору Финансово-экономического департамента в срок до 1 сентября 2016 года провести все необходимые мероприятия, направленные на обеспечение финансирования соответствующих территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС ГПС, указанных в приложении к настоящему приказу , с учетом перераспределения функций по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора.

6. Директору Департамента кадровой политики до 1 декабря 2016 года организовать согласование предложений начальников территориальных органов МЧС России о переназначении сотрудников структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, на должности в подразделениях ФПС ГПС с учетом уровня образования и опыта работы.

7. Начальникам территориальных органов МЧС России совместно с руководителями заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата:

а) осуществить все необходимые мероприятия, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в отношении подразделений ФПС ГПС, указанных в приложении к настоящему приказу , по наделению функциями по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

б) до 1 ноября 2016 года в установленном порядке внести изменения в штатные расписания подразделений ФПС ГПС, указанных в приложении к настоящему приказу ;

в) организовать работу по передаче в подразделения ФПС ГПС, указанные в приложении к настоящему приказу , движимого имущества территориальных органов МЧС России, необходимого для организации и осуществления ими функций по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

г) о завершении мероприятий, предусмотренных пунктом 1 приказа, представить доклад в департаменты надзорной деятельности и профилактической работы, пожарно-спасательных сил и специальных формирований и Управление стратегического планирования и организационной работы.

8. Возложить ответственность за организацию исполнения настоящего приказа на заместителя Министра Л.A.Беляева.

Министр
В.А.Пучков



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

В МЧС России всерьез взялись за глобальную переработку законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся сферы пожарной безопасности. Причиной этому стал масштабный анализ крупных пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, проведенный после трагедии в Кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Грядущие изменения затронут законы «О государственном контроле», «О пожарной безопасности», Постановление Правительства «О федеральном государственном пожарном надзоре», а также ряд других тематических актов.

По мнению министерства, основная проблема, приведшая к столь трагическим последствиям, заключается в разрозненности системы государственного контроля в области пожарной безопасности на всех этапах существования объекта – проектировании, строительстве и эксплуатации.

Поэтому внесения важных поправок ожидает непосредственно порядок осуществления пожарного надзора. Само определение объекта, подлежащего проверке изменится, - теперь это будут не организации, а здания, находящиеся в эксплуатации. В связи с этим планируется вообще не уведомлять владельцев зданий и всех юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обитающих на его территории, о внеплановой проверке. Каждый квартал станут проводиться противопожарные тренировки при участии органов МЧС. При осуществлении мероприятий по экспертизе проектов, выдаче разрешений на строительство и вводе в эксплуатацию зданий с массовым пребыванием людей неукоснительным требованием станет участие органов Госпожнадзора. Контроль за противопожарными системами будет осуществляться как на этапе проектирования (лицензию на этот вид деятельности получит право выдавать и отзывать МЧС России), так и в ходе текущей эксплуатации (видеонаблюдение надзорных органов в онлайн-режиме за их состоянием в организациях).

Конечно же, сразу же последуют изменения и подзаконных актов, в том числе многочисленных технических регламентов в области пожарной безопасности. К тому же, для исполнения новых требований понадобится привлечение значительного кадрового и финансового резерва.

Стоит отметить, что в систему риск-ориентированного подхода в сфере пожарной безопасности также будут внесены поправки, касающиеся добавления категории «чрезвычайно высокого риска» с периодичностью проверок 1 раз в год. К объектам такого уровня категорирования отнесут детские сады, школы, детские лагери, школы-интернаты, детские дома. Пока они относятся к категории высокого риска, соответственно плановые проверки проводятся с периодичностью раз в 3 года. Хотя перед началом каждого учебного года школы и детские сады проходят так называемую «приемку». Комиссия, назначенная распоряжением главы муниципального района, в состав которой обязательно вхоят и представители МЧС, проверяет готовность учреждений к началу занятий.

Для ознакомления с необходимыми требованиями такого мероприятия в области пожарной безопасности, мы отыскали свежий акт проверки готовности общеобразовательного учреждения, находящийся в свободном доступе на официальном сайте управления образования одного из регионов страны. Надзору подлежат проверка сопротивления изоляции электросети и заземления электрооборудования; наличие и состояние противопожарного оборудования (пожарные краны, рукава, огнетушители и другие средства борьбы с огнем), а также выполнение правил противопожарной безопасности. Таким образом, круг поднадзорных вопросов очень мал по сравнению с программой стандартной проверки Госпожнадзора.

перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГПН региональных центров МЧС России, органах ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделах (отделениях, инспекциях) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных и воинских подразделений, с учетом административно-территориальных образований, а также зданий, сооружений, строений, технологических установок и иного имущества, расположенных на территории, обслуживаемой указанными органами ГПН (далее - перспективный план);

Разрабатываемыми указанными органами ГПН, на основе перспективных планов, ежегодными планами;

Личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей государственных инспекторов по пожарному надзору.

22. Планирование служебной деятельности органов ГПН и государственных инспекторов по пожарному надзору, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

23. Перспективный план разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане.

В перспективный план включаются:

Адреса мест нахождения объектов надзора;

Наименование органа ГПН, на который возлагается ответственность за организацию и проведение плановой проверки, наименование иного органа государственного надзора (при проведении совместных плановых проверок);

Дата и сроки проведения плановой проверки.

Перспективный план утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане. Сводный перспективный план по субъекту Российской Федерации и федеральному округу оформляются в электронном виде при сохранении дубликата информации на магнитном носителе.

Ежегодный план на предстоящий год разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.

В ежегодный план включаются сведения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде направляется органом ГПН в орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Органы ГПН рассматривают поступившие предложения органов прокуратуры по проектам ежегодных планов и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

Ежегодный план каждого органа ГПН, утвержденный начальником данного органа ГПН, публикуется региональным центром МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, органом ГПН специальных и воинских подразделений на Интернет-сайтах, при наличии таковых, не менее чем за десять дней до начала наступающего года. Ответственными за публикацию планов проведения мероприятий по надзору на предстоящий год являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, органы ГПН специальных и воинских подразделений.

24. Планирование проверок осуществляется в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, объектов надзора с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а также официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в соответствующие уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления о:

Наличии уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления (далее - уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности);

Членстве в саморегулируемой организации;

Отнесении к субъекту малого (малое предприятие или микропредприятие) или среднего предпринимательства;

Вводе объектов в эксплуатацию;

Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является:

Истечение срока, установленного Правительством Российской Федерации, - для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

Истечение пяти лет со дня государственной регистрации в качестве юридического лица или со дня окончания проведения последней плановой проверки - для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также проверки используемых данными органами объектов защиты;

Истечение трех лет - для иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления предпринимательской деятельности.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации плановые проверки предусматриваются из расчета не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации, если иное не установлено федеральными законами.

25. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, органами ГПН плановые проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее чем через три года.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

26. В органах ГПН ведется учет объектов надзора.

27. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора (далее - журнал учета объектов) (приложение N 10), содержащего разделы с учетом классов функциональной пожарной опасности зданий (сооружений) и наружных установок, а для органов государственной власти и органов местного самоуправления - с учетом их территориальности. Журнал учета объектов подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по результатам письменных запросов органов ГПН официальных документов из соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих информацию, указанную в пункте 24 настоящего Административного регламента, а также копии решения уполномоченного органа государственной власти (органа местного самоуправления) о вводе в эксплуатацию построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства.

28. Государственные инспектора по пожарному надзору ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления ГПН (приложение N 11), утверждаемые их непосредственными начальниками.

Личный план-график хранится в течение трех лет.

29. В перспективные, ежегодные и личные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется постановкой на учет новых объектов надзора, созданием, реорганизацией, ликвидацией юридических лиц, результатами анализа обстановки с пожарами, изменением уровня противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий и иных организаций, результатами проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованными в установленном порядке организациями.

Изменения, вносимые в ежегодный план, направляются начальником органа ГПН в орган прокуратуры с указанием оснований внесения изменений. Согласованные изменения утверждаются начальником органа ГПН и публикуются в порядке, установленном пунктом 23 настоящего Административного регламента, а также размещаются на информационных стендах в помещениях органов ГПН в течение пяти рабочих дней с момента получения материалов из органа прокуратуры.

30. Объекты надзора закрепляются ежегодным распоряжением начальника органа ГПН за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, которое издается не позднее 30 декабря уходящего года.

Критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации (далее - критически важные объекты), перечень которых утверждается в установленном порядке, закрепляются за начальником органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником органа ГПН специальных и воинских подразделений и его заместителями. В исключительных случаях данные объекты могут закрепляться за наиболее подготовленными государственными инспекторами по пожарному надзору указанных органов ГПН.

В распоряжение могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется изменением территории, обслуживаемой органом ГПН, кадровыми перестановками, реорганизацией (ликвидацией) объектов надзора.

Распоряжение о закреплении объектов надзора хранится в течение трех лет.

31. На проверки, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, указанными в пункте 3 настоящего Административного регламента, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления ГПН: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение проверки, оформление результатов проверки, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением проверок, участие в проверках и проведении предварительного расследования по фактам пожаров.

32. Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в органах ГПН для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления ГПН, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории.

Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

18 ноября 1994 г. Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный Закон "О пожарной безопасности". В соответствии с этим ФЗ (ст.6).

Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений (рис.

Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы, руководители территориальных органов управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации по должности одновременно являются соответственно главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

· организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

· осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

· вносить а федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

· проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

· входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающим угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

· рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

· проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

· давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

· приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

· производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами;

· вызывать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

· налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами Федеральной службы лесного хозяйства России, а не подземных объектах и при ведении взрывных работ - органами Федерального горного и промышленного надзора России.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

Структура Государственного пожарного надзора в составе МВД России представлена на рис. 3.4.3 (Изменение с 2002 г.)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. №1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Главное Управление Государственной противопожарной службы (ГУ ГПС) передано из МВД в МЧС России.

Из "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Статья. 20.4. "Нарушение требований пожарной безопасности":

1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязательно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

5. Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

2

Распределение учебных часов по видам занятий: Лекция. ………………. . 2 ч. Практическое занятие………… 4 ч. Самостоятельная работа…… 8 ч. Итого – 14 ч. 4

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России. 2. Органы, осуществляющие ФГПН. 3. Организация деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору (ГИПН). 4. Аттестация ГИПН. 5. Планирование деятельности по осуществлению ФГПН 5

Права, обязанности и ответственность органов ГК(Н) регулируются Федеральным законом от 29. 12. 2008 г. № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положениями, утверждаемыми Правительством РФ. 8

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. 7

Федеральными законами: от 21. 12. 1994 г. № 68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , от 21. 12. 1994 г. № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности» , от 12. 02. 1998 г. № 28 -ФЗ «О гражданской обороне» предусматривается осуществление государственной экспертизы, контроля и надзора в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения ПБ. 11 9

Указом Президента РФ от 11. 07. 2004 № 868 утверждено Положение о МЧС России, в котором определено, что МЧС России является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по надзору и контролю в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах. 10

Виды надзорной деятельности МЧС России ГН в области ГО ГН в области защиты от ЧС ГПН Надзор в области ОБЛВО 11

Государственный надзор в области ГО осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 21. 05. 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» Цели ГНГО проверки выполнения ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области ГО 11

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01. 12. 2005 Г. № 712 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Цели ГНЧС проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС 12

Обеспечение безопасности людей на водных объектах, надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ, за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 23. 12. 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» 13

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПБ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГПН И ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР Федеральный ГПН осуществляется на основании «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре» (постановление Правительства РФ от 12. 04. 2012 г. № 290) 14

Федеральный ГПН - деятельность уполномоченных ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Ведомственный пожарный надзор- деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, требований ПБ и принятие мер по результатам проверки. 15

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГПН В ЛЕСАХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА – РОСЛЕСХОЗ)) Федеральный ГПН на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности (РОСТЕХНАДЗОР)

Федеральный ГПН при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПБ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РФ ЗА РУБЕЖОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» , ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ. 17

Осуществление ФГПН и других контрольных функций в области ПБ является одной из основных функций системы обеспечения ПБ (ст. 3. ФЗ «О пожарной безопасности») ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГПН В РФ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ГПН, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МЧС РОССИИ 20

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН и их должностных лиц регламентированы: 1. «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре» (постановление Правительства РФ от 21. 12. 2004 г. № 820). 2. «Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (приказ МЧС России от 28. 07. 2012 г. № 375). 21

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГПН: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИНЯТИЕ МЕР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭТОЙ ПРОВЕРКИ. Органами ГПН являются: 1. Департамент надзорной деятельности МЧС России. 2. Управления НД РЦ МЧС России. 3. Управления НД ГУ МЧС России по субъектам РФ и их территориальные отделы (отделения, инспекции) НД. 4. Отделы (отделения, инспекции) НД специальных и воинских подразделений ФПС. 25

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГПН МЧС РОССИИ Департамент надзорной деятельности МЧС России Департамент пожарно-спасательныхсил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Управления надзорной деятельности Региональных центров МЧС России Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Москве Управления надзорной деятельности Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Отделы надзорной деятельности (РОНД) управлений по административным округам Москвы Отделы (отделения, инспекции) надзорной деятельности города, района субъекта Российской Федерации Отделы (отделения, инспекции, группы) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений ФПС

Функции органов ГПН: 1. Организация и проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; 2. Проведение дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований ПБ. 3. Ведение производства по делам об административных правонарушениях в области ПБ. 4. Осуществление официального статистического учета и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям. 23

Функции органов ГПН: 5. Осуществление взаимодействия с ФОИВ, в т. ч. с органами государственного контроля (надзора), ОИС субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения ПБ. 6. Рассмотрение обращений и жалоб граждан и организаций по вопросам обеспечения ПБ. 7. Осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления ЮЛ и ИП отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ. 24

Полномочия органов ГПН разграничены Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ Деятельность по обеспечению ПБ и организации деятельности федерального ГПН координирует Координационный совет по вопросам ГПН (приказ МЧС России от 21. 072005 г. № 584) 25

Деятельность от имени органов ГПН осуществляют ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСЕКТОРЫ ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору - должностное лицо МЧС России, пользующийся правами заместителя Министра МЧС России генерал-полковник Кириллов Геннадий Николаевич 27

Заместители главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору – директор Департамента надзорной деятельности МЧС России и его заместители директор Департамента надзорной деятельности МЧС России Генерал-лейтенант внутренней службы ДЕШЕВЫХ Юрий Иванович 28

Государственные инспекторы РФ по пожарному надзору – сотрудники Департамента НД МЧС России, сотрудники Управлений НД РЦ МЧС России ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЦ МЧС РОССИИ ПО НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ НД ПОЛКОВНИК ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ БЕЛЯНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ 29

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники управлений НД ГУ МЧС России по субъектам РФ и их заместители Заместитель начальника ГУ МЧС России по Ленинградской обл. - начальник Управления НД полковник внутренней службы ЛУЗИН Виктор Владимирович Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору - сотрудники управлений (отделов, отделений) НД ГУ МЧС России по субъектам РФ 30

Главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений ФПС по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники отделов (отделений, инспекций) НД специальных и воинских подразделений ФПС по пожарному надзору и их заместители ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФПС ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ - СОТРУДНИКИ ОТДЕЛОВ (ОТДЕЛЕНИЙ, ИНСПЕКЦИЙ) НД СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФПС ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ 31

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники территориальных отделов (отделений) НД управлений НД ГУ МЧС России по субъектам РФ, и их заместители ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ГОРОДОВ (РАЙОНОВ) СУБЪЕКТОВ РФ ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ - СОТРУДНИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ (ОТДЕЛЕНИЙ) НД УПРАВЛЕНИЙ НД ГУ МЧС РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ РФ 32

Права и обязанности ГИПН установлены «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре» (постановление Правительства РФ от 12. 04. 2012 г. № 290) Правами и обязанностями ГИПН могут быть наделены граждане РФ, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в МЧС России, аттестованные на соответствие установленным квалификационным требованиям. 33

Ответственность ГИПН: дисциплинарная, уголовная, материальная Дисциплинарная ответственность - назначение дисциплинарных наказаний: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. (приказ МЧС России от 21. 07. 2003 г. № 442 «О правах и полномочиях должностных лиц МЧС России по применению в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава ГПС МЧС России») 34

Уголовная ответственность ГИНП за совершенные преступления при осуществлении ГПН предусмотрена Уголовным Кодексом РФ: ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» ; ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну» ; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» ; ст. 286 «Превышение должностных полномочий» ; ст. 290 «Взятка» ; ст. 293 «Халатность» . 35

Материальную ответственность ГИПН могут нести за вред, причиненный неправомерными действиями в ходе проведения мероприятия по контролю на основании Гражданского Кодекса РФ 36

Аттестация ГИПН проводится на основании приказа МЧС России от 16. 01. 2003 г. № 20 «О проведении аттестации сотрудников ГПС МЧС России, выполняющих функции по осуществлению ГПН» Цели аттестации: Ø совершенствование деятельности по осуществлению ГПН, подбору, расстановке, повышению квалификации; Ø определение соответствия ГИПН установленным квалификационным требованиям и занимаемой должности. 38

Аттестация ГИПН проводится каждые 5 лет. Внеочередная аттестация ГИПН проводится при: - назначении на вышестоящую должность; - назначении на нижестоящую должность. 39

Для проведения аттестации создаются аттестационные комиссии: центральная, региональные, территориальные, специальных подразделений ФПС МЧС России. 40

Аттестацию проходят: в центральной комиссии - государственные инспекторы РФ по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, главные государственные инспекторы районов (административных округов) Москвы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы ЗАТО по пожарному надзору В РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМИССИЯХ - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ 41

в территориальных комиссиях – главные и заместители главных государственных инспекторов города (района) по пожарному надзору, государственные инспекторы города (района) по пожарному надзору В КОМИССИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФПС МЧС РОССИИ – ЗАМЕСТИТЕЛИ ГЛАВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ЗАТО ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ЗАТО ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ 42

В результате аттестации дается одна из следующих оценок: - соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности; - подлежит последующему переаттестации в сроки, установленные аттестационной комиссией; - не соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании. 43

Результаты аттестации утверждаются лицом, в компетенции которого находятся вопросы назначения на должность или освобождения от должности соответствующих ГИПН. С аттестационным листом ГИПН знакомится под расписку. Аттестационный лист ГИПН, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в его личном деле. 44

План – это документ, устанавливающий перечень намеченных к выполнению мероприятий, их последовательность, объём (в той или иной форме), сроки, ответственных исполнителей, выделенные им ресурсы. Требования к планам: обоснованность и реальность, преемственность, стабильность и конкретность. 46

Нормативные документы: 1. Приказ МЧС России от 28. 06. 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» . 2. Приказ МЧС России от 21. 07. 2005 г. № 576 «Об утверждении Перечня единых регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России» . 47

Деятельность органов ГПН и ГИПН по исполнению государственной функции осуществляется в соответствии с: - пятилетними планами проведения проверок органов власти; - ежегодными планами проведения проверок объектов защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - ежегодными планами проведения проверок объектов защиты физических лиц – правообладателей; – ежемесячными планами-графиками ГИПН, осуществляющих государственную функцию. 48

Объекты защиты закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа ГПН за ГИПН по территориальному или ведомственному признаку. Критически важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты закрепляются лично за начальником У (О) НД ГУ МЧС России по субъекту РФ и его заместителями, начальником ОНД СВП ФПС и его заместителями. 49

Результаты надзорной деятельности в органах ГПН должны анализироваться для: - последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности; - совершенствования ФГПН; - своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления. 52

Задание на самоподготовку: 1. Подготовиться к семинару по заданию. 2. По учебнику «ГПН» изучить главы 1 и 2 на стр. 9 -47 3. Законспектировать права и обязанности ГИПН по учебнику «ГПН» на стр. 36 -39. 53


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав