27.07.2019

Предоставление декларации о плате за негативное воздействие. Отчетность в рпн за нвос: кто и что должен сделать. За «атмосферные» выбросы от передвижных источников платить не нужно


Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) должны сдавать все организации и индивидуальные предприниматели, которые платят за наносимый экологии вред. Как это сделать без ошибок, можно узнать из этой статьи.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Минприроды России издало ведомственный приказ № 3 от 09.01.2017 . Документом утверждана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду: форма и порядок заполнения. Чиновники разработали его в соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" . Согласно приказу, отчет включает в себя информацию о платежной базе организации, объектах и видах негативного воздействия, льготах, на которые имеет право организация. Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и указывают, какие основания существовали для ее исчисления. В приложении к приказу содержится подробная информация по заполнению и форма декларации, которую мы подробно рассмотрим в этом материале.

Декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2018 год: кто сдает

Круг лиц, которые должны заполнить и направить в территориальный орган Росприроднадзора документ, называемый декларация о плате за НВОС в 2019 году, определен в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В частности, к ним относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность, влияющую на состояние окружающей среды. Воздействие считается отрицательным и требует отчетности на объектах, отнесенных к трем категориям опасности. Объекты, которые отнесены к IV категории, оказывают минимальный вред экологии, поэтому их владельцы не должны отчитываться об их работе (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), а значит, и вносить сбор за НВОС.

Для того чтобы понять, к какой категории «вредности» отнесен тот или иной объект, необходимо ознакомиться с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 . Именно в этом документе опредены критерии вреда экологии. В частности, к объектам I категории отнесены:

  • нефтедобывающие предприятия;
  • металургическая отрасль;
  • производство неметаллической минеральной продукции;
  • химическое производство;
  • захоронение отходов производства и потребления I-V классов опасности;
  • сбор и обработка сточных вод, включая канализацию;
  • изготовление древесной продукции и целлюлозы;
  • изготовление и переработка пищевой продукции в больих объемах;
  • и другие сферы промышленности.

Как не платить за НВОС и не сдавать декларацию

  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки;
  • оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
  • масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу не превышает 10 тонн в год (в таких выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивных частиц).

Эти три условия должны соблюдаться одновременно. В этом случае декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году и других периодах ИП и юрлиц не касается. В частности, не должны сдавать этот отчет организации, работа которых происходит в офисе. Соответствующие разъяснения о том, что все офисные компании относятся к объектам IV категории, давал Росприроднадзор в письме от 29.09.16 № АА-03-04-32/20054 . Соответственно, сбор за «вредность» для таких юрлиц и ИП не предусмотрен. Однако в другом своем письме от 14.10.16 № ОД-06-01-35/21270 ведомство настаивало на обязательной постановке на учет всех хозяйствующих субъектов.

Важно! Для того чтобы получить IV категорию и не платить за НВОС на законных основаниях, компания обязана подать заявку в Росприроднадзор. Если этого не сделать, то по статье 8.46 КоАП РФ саму организацию могут оштрафовать на сумму до 100 тыс.рублей, а ее руководителя — до 20 тыс.рублей.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду-2019: сроки

По закону, декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2019 год должна быть сдана в территориальное отделение уполномоченного органа не позднее 10 марта. В 2019 году 10 марта, законный срок сдачи отчета, приходится на воскресенье, поэтому Минприроды рекомендует сдать документ заранее — 7 марта 2019 года.

Отчитываться необходимо ежегодно, в периоде, следующем за отчетным. То есть новую форму отчета респонденты впервые использовали для отчетности в 2017 году. Предоставить этот отчет необходимо в электронном виде, заверенный электронной подписью. На бумаге декларацию разрешено сдавать в следующих случаях:

  • при представлении данных о вредном влиянии на экологию при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи;
  • при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей;
  • при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к интернету.

Декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду-2019: как заполнить

Из текста приказа ясно, что декларация «плата за негативное воздействие на окружающую среду» (2019) имеет следующий состав:

  • титульный лист:
  • форма расчета суммарного размера платы, в том числе по видам вредного влияния на экологию;
  • форма расчета размера платы по каждому виду вредного влияния в отношении каждого объекта (источника), оказывающего такое воздействие на экологию, или в целом по объектам (источникам), расположенным в пределах отдельной производственной территории, территориально обособленного подразделения, и каждого элемента, составляющего платежную базу;
  • приложение о расчете платежной базы;
  • реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы;
  • копии платежных поручений о перечислении платы в бюджетную систему РФ.

На титульном листе необходимо указать наименование органа, куда будет направлена декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2018 год, а также организационную форму и полное наименование плательщика. Здесь же руководитель и главный бухгалтер (если такая должность предусмотрена в фирме) должны поставить свои подписи. Заполненный титульный лист выглядит так:

Что касается остальных разделов отчета, то предприниматели должны заполнять только те из них, по которым у них возникают соответствующие обязанности и имеются сведения для заполнения. Например, если фирма осуществляет выбросы вредных веществ в водоемы, ей необходимо заполнить раздел 2, который так и называется: «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты». Он может выглядеть, например, так:

Предоставление нулевого отчета приказом не предусмотрено.

Напомним, перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата, установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р. А с конкретными тарифами можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Новая форма обязательной отчетности - декларация о плате за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду), введена с 01.01.2016 года. Предприятия, чья деятельность негативно влияет на состояние окружающей среды, должны заполнить ее в соответствии с требованиями нормативных актов, главными из которых являются:

  • ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г.;
  • Приказ №204 Ростехнадзора от 05.04.2007 г.;
  • Приказ №30 Минприроды от 16.02.2010 г.;
  • Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 г.

В настоящее время разработан Приказ Минприроды, который даст дополнительные разъяснения по поводу порядка предоставления и формы декларации о плате за НВОС в 2016 году.

Основные требования по заполнению декларации о плате за НВОС

При решении о подаче и последующем заполнении декларации по НВОС необходимо учитывать следующие основные моменты:

  • кто обязан подавать декларацию. Действующее в настоящее время законодательство предусматривает предоставление рассматриваемого документа всеми организациями, которые в процессе осуществления своей деятельности негативно воздействуют на окружающую среду одним из трех возможных способов:
    • размещают отходы, образующиеся в процессе работы;
    • производят выбросы загрязняющих и вредных веществ в атмосферу;
    • производят сброс загрязняющих и вредных веществ в виде сточных вод, попадающих в различные водные объекты;
  • сроки подачи. Декларация о плате за НВОС за 2016 год должна быть подана до 10.03 2017года;
  • срок уплаты. Плата за НВОС должна быть перечислена до 1 марта года, следующего за отчетным, то есть за 2016 год необходимо заплатить до 1.01.2017 года;
  • орган, куда подается декларация НВОС. Документ необходимо предоставить в соответствующую службу Росприроднадзора того субъекта или федерального округа РФ, где расположен источник загрязнения. Если предприятие осуществляет деятельность, негативно влияющую на окружающую среду, на нескольких территориях, возможны два варианта подачи декларации оплате за НВОС:
    • по месту нахождения каждого источника загрязнения;
    • по месту регистрации плательщика (когда разрешение на сбросы выдано на предприятие в целом);
  • способ подачи. Декларация о плате за НВОС в 2016 году может быть подана в двух видах:
    • бумажном (полномочным представителем организации непосредственно в органе Росприроднадзора или заказным письмом по почте);
    • электронном (на информационном носителе или по каналам связи с использованием электронной подписи) на соответствующем разделе сайта Росприроднадзора по адресу: rpn.gov.ru .

Необходимо учитывать, что за несвоевременную подачу декларации о плате за НВОС законодательством предусмотрена ответственность, как для должностных лиц, так и для организаций.

Декларация о плате за НВОС - состав, бланк и образец заполнения

Декларация о плате за НФОС за 2016 год нового образца, который разработан пока только в виде проекта соответствующего Приказа Минприроды, состоит из следующих частей:

  • форма, в которой содержится расчет общего (суммарного по всем видам) размера платы за НВОС;
  • форма, в которой содержатся расчеты по каждому отдельному виду (источнику) загрязнения или по обособленным объектам;
  • приложение, которое содержит расчет, определяющий базу для платежа;
  • перечень, содержащий документы, которые подтверждают факт освоения средств, направленных на выполнение природоохранных мер и мероприятий, влияющих на величину платы за НВОС;
  • копии или оригиналы платежных документов, подтверждающих оплату за НВОС в бюджет.

Форма декларации о плате за НВОС в электронном виде находится на официальном сайте Росприроднадзора по адресу rpn.gov.ru или на сайтах территориальных подразделений. Там же находятся программы, облегчающие заполнение декларации о плате НВОС.

Форма декларации о плате за НВОС в 2016-2017 годах

Кроме того, бланки и формы декларации о плате за НВОС можно найти на различных информационно-справочных сайтах, например по адресу: mvf.klerk.ru . Там же находятся необходимые для заполнения нормативные документы и разъяснения соответствующих ведомств: mvf.klerk.ru .

Бланки и формы соответствующих разделов декларации о плате за НВОС выглядят следующим образом:

Следует учитывать, что заполнять необходимо только те разделы, по которым оказывалось влияние на окружающую среду.

Необходимо помнить, что новые формы и бланки декларации о плате за НВОС, которые нужно будет предоставлять за 2016 год, еще не утверждены. Поэтому приведенные выше бланки и образцы могут быть в той или иной степени подкорректированы. Статья обновлена, добавлены актуальные (утвержденные) бланки и образцы 2017 года. Форма декларации и расчета платы за НВОС обновлены и представлены в этой статье!

Ставки и коэффициенты для расчета НВОС за 2016, 2017 и 2018 гг.

При заполнении декларации НВОС используются ставки и коэффициенты утвержденные Федеральным законом “Об охране окружающей среды”.

Важно отметить, что целью применения коэффициентов, является стимулирование предпринимательства к проведению природоохранных мероприятий и вложению средств в новые технологии направленные на сокращение вреда наносимого окружающей среде.

Отдельно выделяются объекты, находящиеся под особой охраной согласно Федеральным законам, им присвоен собственный коэффициент к ставке - 2.

Для того, чтобы заполнить декларацию правильно, скачайте ее, заполните реквизиты компании и перейдите в

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

Когда нужно встать на учет

Все юридические лица и ИП, которые ведут деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны были поставить их на госучет до 31 декабря 2016 года (п. 1 и 2 ст. 69.2 ). Если по какой-то причине это не было сделано, необходимо срочно встать на госучет, но в случае проверок все равно придется заплатить штраф за нарушение сроков. Если на объекте начали вести деятельность после 31.12.2016, его нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Строящиеся объекты на учет не ставятся. Если объект, подлежащий постановке на учет, находится в аренде, заявку подает арендатор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки должностным лицам предусмотрен штраф от 5 до 20 тысяч рублей, юрлицам — от 30 до 100 тысяч рублей (ст. КоАП).

Алгоритм действий при постановке на госучет

Шаг 1. Определите, соответствуют ли объекты, которыми пользуется организация, критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ . Если соответствуют, переходите к шагу 2, если не соответствуют — к шагу 3.

Шаг 2. Если объекты соответствуют установленным критериям, выполните следующие действия:

2.1. Сформируйте заявку по форме, утвержденной Приказом Минприроды , через личный кабинет природопользователя или в программе «Модуль природопользователя » на портале Росприроднадзора (далее — РПН, rpn.gov.ru). Для этого выберите категорию объекта согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ . Если объект НВОС соответствует критериям нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

2.2. Отправьте заявку на постановку объекта НВОС на госучет или заявку на актуализацию из сервиса «Отчетность в Росприроднадзор » СКБ Контур или через личный кабинет природопользователя (см. табл. 1). Если заявка не подписана электронной подписью, ее надо также отправить на бумаге. Для этого впишите в бумажный вариант заявки идентификатор отчета, присвоенный при отправке на портале РПН, и приложите сопроводительное письмо установленного образца. Датой приема заявки является дата ее представления в контролирующий орган.

Таблица 1. Место подачи заявки о постановке предприятия на госучет
Тип предприятия Надзорный орган
Предприятие подлежит федеральному экологическому надзору Территориальное отделение Росприроднадзора
Часть объектов НВОС предприятия подлежит федеральному надзору, а часть — региональному
Предприятие подлежит региональному контролю Местный орган исполнительной власти (например, Минприроды и экологии по Свердловской области, Министерство экологии Челябинской области и т.д.)
Объекты НВОС одного предприятия расположены на территории нескольких субъектов РФ По месту нахождения каждого объекта. Например, когда один объект находится в Челябинской области, другой — в Оренбургской, то формируется две заявки в разные отделения контролирующего органа

2.3. Получите в личном кабинете природопользователя свидетельство о постановке на учет объекта НВОС или отказ в постановке на учет с требованием исправить ошибки.

Если первичные данные об объекте НВОС изменились, например в результате реконструкции, или изначально были указаны неверно, объект ликвидирован или законсервирован, отправьте в контролирующий орган заявку об актуализации сведений либо об исключении объекта НВОС из реестра (письмо РПН ). Наряду с актуализацией сведений при весомых изменениях может измениться и присваиваемая категория.

Шаг 3. Если объекты не соответствуют установленным критериям, значит, вы не должны вставать на госучет, однако обязаны отчитываться в РПН.

2. Код бюджетной классификации (КБК) по отходам разделен на два. При заполнении платежных поручений нужно указывать данные КБК:

  • 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства»;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов».

Обратите внимание, что КБК 048 1 12 01042 01 6000120 применяют только операторы по обращению с ТКО, которые занимаются размещением данных отходов. Предприятия, которые образуют отходы, не являющиеся ТКО, и при этом сами не выступают операторами по обращению с ТКО, должны платить по КБК 048 1 12 01041 01 6000120.

3. Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ ).

  • С 1 января 2016 года введены новые ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты. Утратили силу нормативно-правовые акты, которые ранее определяли коэффициенты и нормативы платы к предыдущей форме (Постановление Правительства ).

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы. Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы. Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду. В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами. Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.

Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов. Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок). Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.

Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла. Возьмем пример: у организации есть одна промплощадка, на которой находится 30 стационарных объектов (трубы, стоянка автотранспорта, склад хранения ГСМ и т.п.). Раньше достаточно было сформировать раздел 1 по выбросам в воздух от стационарных объектов по всей промтерритории в целом и указать общий список загрязняющих веществ, а также их общий выброс по всей промтерритории (так как на разных стационарных источниках загрязняющие вещества могут повторяться). Теперь раздел 1 нужно формировать не по всей промтерритории, а отдельно по каждому стационарному источнику с указанием списка загрязняющих веществ.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами). Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2. Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города.

9. Раздел 3:

  • Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.
  • Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № «Об отходах производства и потребления»).
  • Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1-4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в .

Проверьте, готовы ли вы к отчетности за НВОС?

Должен ли кот Матроскин отчитываться за НВОС? Нужно ли Чебурашке поставить на учет свой цех по производству галош? .

В сервисе «Отчетность в Росприроднадзор» можно сформировать и отправить формы годовой отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), МСП, декларацию о плате за НВОС, а также все формы экосбора.

Томительное ожидание природопользователей, обязанных представлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, завершилось – 5 марта 2017 года вступил в силу приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3, которым была утверждена форма данной декларации. Правда почти одновременно с этим событием завершилась и декларационная кампания (срок представления деклараций за 2016 год истек 10 марта 2017 года). Поэтому с большинством возникших вопросов, связанных с новой формой отчетности, приходится разбираться постфактум. Спорные моменты декларации НВОС для БУХ.1С прокомментировал Мухин М.С., президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита», Санкт-Петербург.

Обязаны ли подавать декларацию НВОС природопользователи, у которых образуется исключительно офисный мусор?

Согласно п.5 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларации должны подавать лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Эта формулировка исключает необходимость представления деклараций теми, кто вносить плату не обязан.

Таким образом, вопрос о субъектах декларирования практически идентичен вопросу о том, обязаны ли «безвредные» природопользователи (офисы, детские сады, парикмахерские, магазины) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Учитывая, что первые два вида негативного воздействия для рассматриваемой категории природопользователей совсем не характерны, вопрос предельно сужается до платы за размещение отходов.

В соответствии с абзацем вторым п.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Вместе с тем, Росприроднадзор совершенно неожиданно высказал прямо противоположную позицию (п. 6 письма от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354):

«В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты НВОС подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов НВОС в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, то такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует».

На наш взгляд, противоречие точки зрения, высказанной Росприроднадзором, п.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ абсолютно очевидно. Тем не менее, многие природопользователи восприняли это разъяснение как возможность не вносить плату за размещение отходов.

Будет ли воспринято письмо от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 (не зарегистрированное в Минюсте России и не опубликованное официально) органами государственного экологического надзора и судами – покажет время.

Если предприятие имеет разные подразделения в разных территориальных субъектах, то отчет сдается по разным объектам в разные территориальные органы?

Ответ на данный вопрос содержится в п.7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

В случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате.

Надо ли офисам, детским садам, школам, парикмахерским подавать заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное влияние?

В упомянутом выше письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 (п.6) на этот вопрос дан однозначный отрицательный ответ.

Несмотря на сугубо скептическое отношение к данному разъяснению и его обоснованию, признаем, что данная позиция на сегодняшний день воспринята органами государственного экологического надзора, что нашло отражение на их официальных сайтах.

Надо ли вносить в декларацию перегоревшие люминесцентные лампы, если они были переданы на утилизацию в другую организацию?

В разделе 3 декларации отходы, переданные для утилизации, отражаются в столбце 7, который в состав размещенных отходов (столбец 12) не включается и в расчете платы не участвует.

Что делать, если декларацию не сдали, а теперь поняли, что сдавать было нужно? И какова за это ответственность?

Самым простым и, в то же время, самым банальным ответом была бы рекомендация сдать декларацию. Следует иметь ввиду, что несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ. За данное деяние установлена административная ответственность в виде штрафа:

При этом срок давности за совершение данного правонарушения составляет 1 год с момента истечения срока представления декларации.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав