16.08.2019

Обжалование предписания трудовой инспекции. Сроки обжалования предписания трудовой инспекции в суд Время обжалования предписания госинспекции по труду


15 сентября 2015 г. начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ. Для работодателей этот документ интересен тем, что в нем установлен новый порядок обжалования предписаний, выданных инспекторами ГИТ по результатам проведенных проверок.

Не согласны с предписанием, выданным компании инспектором ГИТ по результатам проверки? Имеете право его обжаловать и не выполнять требования инспектора, которые считаете незаконными.

Ранее для обжалования нужно было соблюдать правила, установленные гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Теперь процедура предусмотрена Кодексом административного судопроизводства РФ, и само заявление об оспаривании называется по-другому.

Кто может проверять компанию вне плана и где искать

КАС: что нового?

Итак, гл. 25 ГПК РФ утратила силу, а ей на смену пришла гл. 22 КАС РФ.

Сравнение гл. 25 ГПК РФ и гл. 22 КАС РФ

Критерий сравнения Ранее, до 15.09.2015 Глава 25 ГПК РФ Теперь, после 15.09.2015 Глава 22 КАС РФ
Название главы Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Заявители Гражданин, организация Гражданин, организация, иные лица
Чьи решения, действия (бездействие) обжалуются Орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий Орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая квалификационную коллегию судей, экзаменационную комиссию), должностное лицо, государственный или муниципальный служащий
Основания для обращения заявителя в суд Если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 254) Если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218)
Способы обжалования Заявитель вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч. 1 ст. 254) Заявитель может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218)
Название заявления Заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 2 ст. 254) Административное исковое заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 4 и 5 ст. 218)

Что мы видим на этом этапе сравнения?

  1. При несогласии с решением инспектора ГИТ у работодателя по-прежнему есть два пути обжалования: в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.
  2. Изменилось название заявления, с которого начинается обжалование предписания, других решений, действий (бездействия) государственного органа. Административное исковое заявление – именно так теперь будет называться документ, являющийся отправной точкой в процедуре обжалования предписаний ГИТ. К нему работодатель должен приложить копии оспариваемого предписания, акта проверки и документы, подтверждающие его позицию.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Обратите внимание!
Информацию о компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также порядок обращения к нему можно найти на его официальном сайте .

Новое положение содержит ч. 4 ст. 218 КАС РФ. В ней указано, что с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц могут обратиться в суд:

  • органы государственной власти;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • уполномоченный по правам человека в субъекте РФ;
  • прокурор в пределах своей компетенции;
  • иные органы, организации и лица.

Подобное обращение осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом, если указанные лица полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие):

  • не соответствуют нормативному правовому акту;
  • нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
  • создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

Прокурор мог и ранее обратиться в суд в защиту интересов граждан и организаций. Сейчас это могут сделать Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица. К этим «иным лицам» относится недавно появившийся в России Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (в СМИ его еще называют бизнес-омбудсменом). И если раньше подобные полномочия были прописаны только в законодательстве об Уполномоченном при Президенте РФ по правам предпринимателей (ст. 4 ) , то теперь они закреплены в КАС РФ.

Приведем пример, как бизнес-омбудсмен во Владимирской области помог предприятию отменить предписание ГИТ, выданное по результатам незаконно проведенной проверки.

Пример

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей во Владимирской области поступила жалоба ООО «Д» по вопросу нарушения прав со стороны Государственной инспекции труда. Заместителем руководителя ГИТ в отношении компании была назначена внеплановая документарная проверка. По результатам рассмотрения документов и анализа информации Уполномоченный по защите прав предпринимателей выявил нарушения прав и законных интересов ООО «Д».

1. Основанием проверки стало анонимное обращение, в то время как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (нарушена норма ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ) ).

Уполномоченный установил, что основанием внеплановой проверки в отношении ООО «Д» было письмо городского прокурора о направлении по подведомственности анонимного обращения по вопросу несоблюдения трудовых прав граждан в ООО «Д» в части нарушения правил оплаты труда. Анонимное обращение было приложено к письму прокурора.

2. ООО «Д» было уведомлено о проведении внеплановой проверки менее чем за 24 часа до начала ее проведения (нарушена норма ч. 16 ст. 10 ).

3. У компании затребованы документы в большем объеме, чем это необходимо для проверки фактов, изложенных в письме городского прокурора в части нарушения правил оплаты труда (нарушена норма п. 3 ст. 15 ).

Так, были запрошены документы по охране труда, оформлению несчастных случаев на производстве, аттестации рабочих мест, медицинские книжки работников и иные не относящиеся к объекту проверки документы.

4. В распоряжении формально указан предмет проверки (нарушена норма подп. 4 п. 2 ст. 14 ) – предметом проверки названо «соблюдение обязательных требований или требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами», что делает данную проверку всеобъемлющей.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «Д» Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области направил в ГИТ рекомендации об отмене незаконного распоряжения, нарушающего права и экономические интересы ООО «Д».

Также он направил письмо прокурору области, указав на необходимость проверить действия городского прокурора.

ООО «Д» подало в суд заявление о признании распоряжения ГИТ незаконным, Уполномоченный по защите прав предпринимателей принял участие в разбирательстве дела. Заявление было удовлетворено.

В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ

Согласно ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ административные дела, касающиеся защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов), рассматривают и разрешают Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции.

Обратите внимание

Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Таким образом, с административным исковым заявлением работодатель, как и ранее, должен обращаться в суд общей юрисдикции.

Статья 24 КАС РФ закрепляет подсудность по выбору истца. Это означает, что административный истец вправе выбрать, в суд общей юрисдикции какого района ему обратиться – по месту нахождения ГИТ или по месту нахождения организации.

Сроки обжалования предписаний

Часть 1 ст. 219 КАС РФ сохраняет прежний срок обжалования предписания в суде – три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время законодатель не разрешил одну проблему, связанную с определением срока обжалования выданных предписаний.

Если изучить все требования законодательства о сроке обжалования предписания ГИТ, то, к сожалению, однозначно определить его затруднительно.

Сроки обжалования предписаний в законодательстве

Критерии сравнения Положения нормативных правовых актов
Нормативный правовой акт Трудовой кодекс РФ Закон № 294-ФЗ КАС РФ
Норма акта Часть 2 ст. 357 Часть 2 ст. 16 Часть 1 ст. 219
Срок для обжалования 10 дней для обжалования предписания (при определенных условиях) 15 дней для подачи возражения Три месяца для оспаривания действий должностного лица, государственного служащего
Основания для обжалования В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его части Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Разберем конкретную ситуацию. Предположим, инспектор выдал предписание 1 декабря и установил срок устранения нарушений до 14 декабря. До этой даты работодатель должен отчитаться в ГИТ об устранении нарушений и подтвердить это документами.

Если руководствоваться КАС РФ, право на обжалование предписания у работодателя сохраняется в течение трех месяцев. Но если до 14 декабря инспектор не получит информацию о работе с предписанием, он имеет право провести внеплановую проверку компании по исполнению предписания, а также составить протокол об административном правонарушении за неисполнение предписания по . Полагаем, что работодателю лучше подать административное исковое заявление об оспаривании предписания в 10-дневный срок (как в случаях, указанных в ) или в срок, предоставленный на исполнение предписания (в нашем примере – до 14 декабря). В этом случае к моменту, когда работодатель должен будет отчитаться об исполнении предписания, он сообщит, что компания не согласилась с предписанием и обжаловала его в суд, направив административное исковое заявление.

Заявите ходатайство о приостановлении действия обжалуемого предписания

В соответствии со ст. 223 КАС РФ суд вправе приостановить (в порядке гл. 7 КАС РФ) действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу. Поэтому вы можете заявить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого предписания на время рассмотрения вашего административного искового заявления. До вынесения судом решения инспектор не вправе будет проводить в компании внеплановую проверку и составлять протокол об административном правонарушении.

Что в результате?

По результатам рассмотрения административного искового заявления требования работодателя о признании предписания инспектора ГИТ недействительным в целом или в какой-либо его отдельной части могут быть удовлетворены либо в них будет отказано.

Посвящена обжалованию действий, включая и вынесенные предписания, трудовой инспекции. В статье установлено, что оспаривание предписания возможно только при соблюдении определенного порядка обжалования, установленного в законе, и сроков для подачи соответствующего заявления.

Способы обжалования

По закону, обжалование предписания трудовой инспекции по инициативе заинтересованного лица может выполняться лишь двумя способами:

  • через суд;
  • по подчиненности, то есть путем направления соответствующей жалобы вышестоящему руководителю трудовой инспекции либо главному российскому инспектору труда.

Заявитель выбирает способ обжалования по своему усмотрению. Исключение из данного правила - предписания трудового инспектора, приостанавливающие деятельность в качестве наказания. Данное постановление обжалуется только в судебной инстанции.

Порядок обжалования предписания

Жалоба на предписание трудовой инспекции может подаваться работодателем или иным заинтересованным лицом, которому было вынесено предписание инспекцией труда, в суд в десятидневный срок. Государственная инспекция труда принимает жалобы, поданные заявителем в порядке подчиненности, независимо от срока.

Если Трудовая Инспекция вынесла решение об административном правонарушении, полученное предписание инспекции труда оспаривается, согласно КоАП, в десятидневный срок.

Поданная вышестоящему инспектору жалоба рассматривается не больше 30 дней. Отсутствие ответа в этот срок дает право заявителю в течение 3 месяцев обратиться в суд. Отказ вышестоящего инспектора может быть также обжалован в судебной инстанции.

Составление жалобы

Заявитель должен составить свою жалобу в двух экземплярах. Один поступает в суд (либо вышестоящий орган), другой с пометкой о принятии соответствующей канцелярией - остается у заявителя.

Обжалуя действия трудовой инспекции, заявителю нужно включить в содержание жалобы:

  • реквизиты и наименование соответствующей трудовой инспекции, чьи предписания обжалуются;
  • адрес и данные (реквизиты) самого заявителя;
  • номер и дату обжалуемого предписания инспекции труда;
  • обоснование требований заявителя с указанием доказательств незаконности обжалуемого предписания;
  • конкретные требования заявителя - признать действия трудового инспектора незаконными либо отменить обжалуемое предписание инспекции труда.

Определение подсудности

Чтобы отправить ответ на предписание трудовой инспекции, нужно определить, куда можно подавать данную жалобу. Существуют определенные процессуальные правила, на основании которых и определяется подсудность конкретной жалобы.

Физические лица могут подать жалобу на трудового инспектора и его предписания:

  • вышестоящему инспектору труда;
  • в районный суд;
  • главному российскому инспектору труда.

Юридического лица, желающие оспорить предписания трудовой инспекции, также направляют жалобы в суд общей юрисдикции, поскольку такие жалобы связаны непосредственно с трудовыми отношениями, и, следовательно, не рассматриваются арбитражным судом.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

В ходе осуществления проверки или по ее завершении инспектор Федеральной службы по труду и занятости РФ (далее — Роструд) может принимать решения (в том числе предписания, постановления), с которыми работодатель оказывается не согласен. Для таких случаев закон предоставляет последнему право оспорить данное решение.

Правила обжалования решений государственных инспекторов труда (далее — ИТ) установлены ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК), разд. V административного регламента, принятого приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, а также разд. V административного регламента, принятого приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н (в зависимости от того, на какой предмет проводилась проверка).

У заявителя жалобы есть несколько вариантов, куда он может направить жалобу:

  • вышестоящему инспектору труда;
  • главному государственному инспектору труда РФ (далее — ГГИТ);
  • в суд общей юрисдикции.

Вместе с тем в некоторых случаях жалоба должна быть направлена в конкретную инстанцию — суд. К ним относятся:

  • оспаривание действий или актов ГГИТ;
  • оспаривание акта о назначении такой санкции, как временное прекращение деятельности организации или ИП.

Период, в течение которого может быть подана жалоба на решение ИТ его вышестоящему руководителю или ГГИТ, в законодательстве не предусмотрен. В отличие от подачи жалобы в суд, на осуществление данного действия дается 10 дней (ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС).

Дополнительно о сроках обращения работодателя в суд с жалобой по трудовым спорам рассказывается в статье Восстановление срока исковой давности по трудовым спорам .

Жалоба на решение инспектора труда

С учетом данных положений в жалобе обычно указываются:

  • название лица или органа — получателя жалобы;
  • Ф. И. О. инспектора труда, принявшего оспариваемое решение, его должность;
  • информация о работодателе (Ф. И. О., адрес проживания для ИП или название, адрес нахождения для организации), контактные данные, адрес (электронный и почтовый), на который он хочет получить ответ;
  • информация об оспариваемом решении (номер, дата, место принятия, суть);
  • аргументы, в соответствии с которыми работодатель оспаривает решение ИТ (в том числе нормативные акты, которые нарушаются вынесенным решением);
  • требования заявителя;
  • приложения к жалобе (в том числе копия оспариваемого решения);
  • дата подачи жалобы, подпись заявителя или его представителя.

Дополнительно в жалобе, подаваемой в суд, отмечаются:

  • информация об отсутствии документов, предусмотренных ч. 1 ст. 126 КАС, или копии ответа вышестоящего ИТ или ГГИТ и требующиеся ходатайства;
  • информация о направлении жалобы в Роструд и при ее наличии дата представления, итоги рассмотрения.

Передать жалобу в Роструд можно:

  • лично на приеме;
  • через почтовую службу;
  • через официальный сайт Роструда в интернете;
  • с помощью портала госуслуг;
  • на портале государственной системы досудебного обжалования через интернет.

Таким образом, право на обжалование предписаний трудовой инспекции и других решений инспекторов труда реализуется посредством направления работодателем жалобы на выбор вышестоящему инспектору, главному государственному инспектору труда или в суд. Отдельные категории жалоб (на решение ГГИТ или постановление о приостановлении деятельности) подлежат подаче только в суд.

Законность предписания об устранении нарушений трудового законодательства не может и не должна проверяться в порядке гражданского судопроизводства, отметил Верховный Суд Российской Федерации ().

На это ВС РФ указал, рассматривая кассационную жалобу работодателя на "отказные" определения городского и регионального судов: суды отказались принимать от работодателя административный иск об оспаривании акта проверки и предписания трудовой инспекции.

В отказе они разъясняли, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и вот почему:

  • гражданские права и обязанности, возникают в частности, из актов государственных органов ();
  • оспариваемым предписанием на работодателя возложена обязанность привлечь своего работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства до истечения указанного в предписании срока;
  • оспариваемое предписание ГИТ является ненормативным актом и создает обязанности для конкретных субъектов, а их исполнение может привести к возникновению, изменению и прекращению трудовых прав и обязанностей административного истца и его работника;
  • следовательно, этот спор рассматривается в порядке как спор о признании незаконным акта, исполнение которого приведет к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей.

Нужно при оспаривании предписания государственных инспекторов труда соблюдать досудебный порядок урегулирования спора или можно сразу жалобу подать в суд, – узнайте в "Энциклопедии решений" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите на 3 дня бесплатно!

ВС РФ отменил эти определения, указав на следующее:

  • к административным делам, рассматриваемым по правилам , относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику;
  • федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе посредством выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
  • реализуя эти полномочия, ГИТ выдала работодателю предписание, неисполнение которого влечет административную ответственность;
  • следовательно, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению административного истца, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия;
  • следовательно, законность предписания подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

В итоге материал по административному исковому заявлению передан в суд первой инстанции на стадию принятия в порядке административного судопроизводства.

Отметим, что причиной некоторой неразберихи с тем, по какой процедуре "правильно" оспаривать предписания ГИТ, отчасти является и сам ВС РФ, который ранее отстаивал прямо противоположную позицию (). Однако впоследствии вывод был признан неверным, и с тех пор главный судебный орган продолжает придерживаться позиции о "КАС – обжаловании" предписаний ГИТ ( и ).

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав