06.09.2019

Концепция открытости исполнительных органов государственной власти. Открытость федеральной исполнительной власти: результаты экспертного аудита. Уровень открытости отдельных категорий информации


Проблема

Решение

Законодательный перечень информации, обязательной к раскрытию (определенный, в частности, в Методических рекомендациях по открытости и методике её мониторинга , не включает детализации полномочий органов власти. Ведомственные планы развития открытости не содержат конкретных категорий информации для размещения на сайте. В то же время, у некоторых органов нет подведомственных организаций, другие, например, работают с информацией ограниченного доступа. Пользователь может не знать о подобной специфике и безрезультатно искать соответствующую информацию на сайте, впоследствии создавая поток запросов. Потому существует необходимость сопоставления специфики работы органа и требования к раскрытию информации.

Наиболее эффективное решение - создание законодательной карты - перечня подразделов сайта со ссылками на основные категории информации, подлежащие размещению, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». Если отсутствуют основания для размещения определенных категорий информации, на странице с законодательной картой можно разместить указания на отсутствие полномочий или подразделений в структуре органа власти. При наличии утвержденного ведомственного перечня информации в карте может отображаться перечень требований данного нормативного акта. К сожалению, на федеральном уровне данная практика до настоящего момента не распространена. Мы рекомендуем обратить внимание на прогрессивные практики реализации функционала законодательной карты на региональном уровне.

Эксперты предлагают следующие решения:

1. Выявление наиболее востребованной информации, подлежащей размещению в HTML, и последующего закрепления выбора в ведомственных технологических требованиях к размещению информации или перечнях информации о деятельности, публикуемой на сайтах.
На федеральном уровне данная практика не получила широкого распространения. Мы рекомендуем обратить внимание на региональные нормативные правовые акты:
1) Постановление Губернатора Волгоградской области от 15 апреля 2013 г. № 334 «О Портале Губернатора и Правительства Волгоградской области - подсистеме комплексной информационной системы «Электронное Правительство Волгоградской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» .
2) Постановление Правительства Нижегородской области от 14 июля 2010 г. № 422 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области» .
Оба эти документа регламентируют формат отражения для каждой категории обязательного перечня.

2. Размещение информации как в HTML, так и в файловом формате.

Зачастую на сайтах публикуется только ссылка на общий раздел федеральных ресурсов (http://zakupki.gov.ru/ , https://www.gosuslugi.ru/ , http://regulation.gov.ru/), а не на страницу профиля органа власти, описание порядка предоставления услуги или обсуждение конкретного законопроекта. Это значительно усложняет для пользователя поиск нужной информации.

На сайтах органов власти практически отсутствуют проблемы с размещением кратких сведений (номера телефонов, почтовые адреса, адреса электронной почты), однако при публикации объемных материалов (сведения о доходах, результаты проверок, статистическая информация) нередко отсутствует целостность. Иногда результаты проверок публикуются только за последний год, сведения о доходах размещены не для всех должностных лиц.

При публикации больших объемов информации важно вовремя обновлять сведения и сохранять архивные данные. Это позволяет пользователю получить комплексную информацию по тому или иному вопросу.

Так, новый сайт Министерства Российской Федерации по делам Крыма содержит недостаточно информации; Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа своего сайта не имеет. Многие разделы сайта Федерального агентства научных организаций находятся в стадии наполнения. Стоит отметить, что схожие проблемы с информационной открытостью есть и у ряда других ведомств: Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Главного управление специальных программ Президента РФ.

Для обеспечения приемлемого уровня информационной открытости необходимо приступать к созданию официального сайта на этапе формирования самого ведомства.

Подробная информация доступна по клику

Выводы

Исследование информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти выявило ряд положительных тенденций:

    Практически на всех сайтах публикуется базовая информация (наименование государственного органа, контактная информация, описание полномочий, функций, задач, структуры государственного органа).

    Практически все сайты соответствуют базовым техническим требованиям (корректная работа сайта в популярных браузерах, наличие карты официального сайта, наличие на каждой странице сайта основного навигационного меню);

    Изменяется в лучшую сторону дизайн сайтов: они постепенно переходят к современному оформлению и продуманным дизайнерским решениям.

    Развиваются каналы коммуникации: большинство исследованных сайтов содержат онлайн-формы обратной связи, позволяющие оперативно направить необходимый запрос/обращение.

Значительная часть органов власти сохранила позиции, занимаемые в аналогичном исследовании 2013 года. Вместе с тем, текущий рейтинг наглядно демонстрирует недостаточную оперативность исполнения расширившихся нормативных требований, а также недостаточную осведомленность о порядке размещения информации. Ориентация на положительные практики и привлечение экспертов проекта для консультаций могут обеспечить существенное повышение уровня информационной открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти.

Примеры размещения информации на сайте

Позитивные

В каждом подразделе можно получить всю релевантную информацию: новости, документы, анонсы, медиа.


На сайте размещена интерактивная карта органов ведомства с разделением на федеральные и территориальные единицы, что упрощает навигацию.


Сайт имеет хорошую версию для слабовидящих, в которой представлено большинство разделов с возможностью выбирать тип контраста.

Негативные

Доступ к сведениям о доходах ограничен вводом регистрационных данных (имя, адрес электронной почты) и CAPTCHA. После этого формируется запрос в госорган, ответа на который нужно ждать (неизвестно, как скоро он придет и придет ли вообще).

Федеральная служба охраны (fso.gov.ru)

Дизайн сайта не приспособлен для пользователей с проблемами со зрением. Его также нельзя назвать современным: отсутствует адаптивная верстка, элементы сайта не являются динамичными.

Федеральное космическое агентство (federalspace.ru)


Некоторые разделы имеют ограниченный доступ без каких-либо ссылок на нормативные правовые акты, которые бы это допускали.

Открытые данные

Публикация информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти в формате открытых данных исследуется проектом «Инфометр» во второй раз. Предыдущий аудит проводился в период с декабря 2013 по февраль 2014 года. С принятием Методических рекомендаций версии 3.0 существенно изменились технологические требования к публикации открытых данных на сайтах органов власти. Активизировался процесс принятия ведомствами самостоятельных дорожных карт по публикации массивов данных в машиночитаемых форматах.

Топ-10 и антирейтинг

Следует отметить, что несмотря на включение в антирейтинг, ряд органов власти активно работали над размещением открытых данных и существенно улучшили первоначальные показатели. Так, активно взаимодействовала с экспертами и обеспечила прирост открытости в 14,38%

Мы надеемся, что дальнейшая работа над совершенствованием раздела "Открытые данные" позволит Росреестру существенно укрепить свои позиции в рейтинге открытости.

Уровень открытости отдельных категорий информации

Открытость в цифрах

224 набора опубликовано из 399 обязательных к публикации по Распоряжению Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187-р . Согласно этому документу, подведомственные Правительству РФ органы исполнительной власти должны были разместить по 7 обязательных датасетов.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство научных организаций

Федеральное агентство по делам молодежи

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Служба внешней разведки Российской Федерации

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба охраны Российской Федерации

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам Крыма

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Федеральное космическое агентство

разместили более 100 наборов открытых данных

Федеральное агентство по туризму

Федеральная служба государственной статистики

разместили более 50 наборов открытых данных

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

разместили более 10 наборов открытых данных

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная миграционная служба

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная таможенная служба

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Федеральное дорожное агентство

Федеральное казначейство (федеральная служба)

принцип понятности - представление целей, задач, планов и результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;

принцип вовлеченности гражданского общества - обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного информирования и диалога;

принцип подотчетности - раскрытие федеральными органами исполнительной власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивая возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

Для соблюдения принципов открытости федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

обеспечивать предоставление в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о целях, задачах, планах деятельности федеральных органов исполнительной власти на 2013 - 2018 годы и ходе их исполнения;

обеспечивать полноту, достоверность, объективность и своевременность предоставления информации о своей деятельности, подлежащей раскрытию в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предоставляемой по запросам граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества;

совершенствовать технологии предоставления и разъяснения информации путем расширения способов и форм ее получения разными пользователями и группами пользователей, обеспечивая при этом возможность выбора удобного формата, доступность, простоту, понятность и визуализацию предоставленной информации;

повышать доступность открытых государственных данных для использования гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом, в том числе для повторного использования, обеспечивая свободный доступ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") к открытым данным, содержащимся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо ограничений на их безопасное использование;

совершенствовать процессы публикации и инфраструктуру открытия данных, определяя приоритеты их формирования и раскрытия с учетом их ценности для общества и затрат на открытие, в том числе на основе обратной связи с пользователями, выявляя и распространяя передовой опыт раскрытия государственных данных, повышая качество опубликованных данных, переводя их в более удобные форматы, добавляя описания (классификацию) и интегрируя (связывая) данные из разных наборов;

внедрять процессы и инфраструктуру, в том числе электронные сервисы и услуги, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, а также осуществлять онлайн-информирование, обслуживание и предоставление информации о деятельности федерального органа исполнительной власти, одновременно упрощая способы взаимодействия с гражданским обществом;

обеспечивать объективность, непредвзятость и публичность процедур формирования общественных, экспертных и консультативных советов (комиссий , рабочих групп), создаваемых при федеральных органах исполнительной власти, наделять их необходимыми полномочиями, учитывать мнение этих советов при принятии решений;

формировать и развивать действенные механизмы оперативного реагирования на обращения граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества по существу поставленных в обращениях вопросов;

совершенствовать формы, методы и способы работы со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в сети "Интернет".

IV. Механизмы (инструменты) реализации принципов открытости

Реализация принципов открытости осуществляется путем применения соответствующих основных механизмов (инструментов), постоянное совершенствование которых позволит реализовать поступательное движение к обеспечению открытости федеральных органов исполнительной власти. К основным механизмам (инструментам) реализации принципов открытости федеральных органов исполнительной власти (далее - основные механизмы (инструменты) открытости) относятся:

реализация принципа информационной открытости федерального органа исполнительной власти;

обеспечение работы с открытыми данными;

обеспечение понятности нормативно-правового регулирования, государственной политики и программ, разрабатываемых (реализуемых) федеральными органами исполнительной власти;

принятие плана деятельности и ежегодной публичной декларации целей и задач федеральных органов исполнительной власти, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение;

формирование публичной отчетности федерального органа исполнительной власти;

информирование о работе с обращениями граждан и организаций;

организация работы с референтными группами;

взаимодействие федерального органа исполнительной власти с общественным советом;

организация работы пресс-службы федерального органа исполнительной власти;

организация независимой антикоррупционной экспертизы и общественного мониторинга правоприменения.

Механизмы (инструменты) открытости внедряются федеральными органами исполнительной власти с учетом методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных 26 декабря 2013 г. Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства (далее - Комиссия).

Перечень механизмов (инструментов) открытости не является исчерпывающим и может дополняться в установленном порядке по итогам обобщения лучшей практики в области обеспечения открытости государственного управления, а также по усмотрению федеральных органов исполнительной власти при внедрении в своей деятельности принципов открытости.

Для того чтобы обеспечить эффективную реализацию принципов открытости и выполнение задач по повышению уровня открытости, предусмотренных Концепцией, федеральными органами исполнительной власти с учетом принятых нормативных правовых актов и решений Комиссии будут утверждаться ведомственные планы реализации Концепции (далее - ведомственный план).

В ведомственных планах будут определяться основные направления в области повышения уровня открытости федеральных органов исполнительной власти, мероприятия, направленные на совершенствование механизмов (инструментов) открытости, конкретные целевые показатели эффективности их реализации, а также ответственные должностные лица.

Ведомственные планы будут утверждаться руководителями федеральных органов исполнительной власти и размещаться на официальных сайтах в сети "Интернет". Разработка ведомственного плана осуществляется с учетом результатов мониторинга текущего состояния уровня открытости, проводимого в соответствии с методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Комиссией 26 декабря 2013 г., и при необходимости с привлечением общественного совета, заинтересованных референтных групп и экспертов.

V. Система мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти

В целях информирования федеральных органов исполнительной власти, Правительства Российской Федерации и гражданского общества о ходе реализации Концепции предполагается создание системы мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, включающей в себя:

самообследование (самоанализ) федеральными органами исполнительной власти достигнутых результатов по внедрению и развитию механизмов (инструментов) открытости;

экспертную оценку эффективности внедрения федеральными органами исполнительной власти механизмов (инструментов) открытости и соответствия их деятельности принципам, целям и задачам, предусмотренным Концепцией;

социологические исследования по изучению удовлетворенности граждан и (или) референтных групп уровнем открытости федеральных органов исполнительной власти.

Мониторинг открытости федеральных органов исполнительной власти будет проводиться Комиссией не реже одного раза в год в соответствии с методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти.

По результатам такого мониторинга Министр Российской Федерации, заместитель председателя Комиссии будет представлять в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад об открытости федеральных органов исполнительной власти.

VI. Ресурсное обеспечение реализации Концепции

Ресурсное обеспечение реализации Концепции включает в себя меры по нормативно-методическому, информационно-аналитическому и кадровому обеспечению ее реализации, а также работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере формирования системы "Открытое правительство".

Нормативно-методическое обеспечение предполагает разработку и принятие нормативно-методических и информационно-справочных документов, в том числе в рамках деятельности Комиссии.

Информационно-аналитическое обеспечение включает в себя:

организацию и реализацию мер по общественному обсуждению, экспертному сопровождению, обмену лучшей практикой повышения уровня открытости федеральных органов исполнительной власти в рамках деятельности Комиссии;

формирование и развитие на официальном сайте открытого правительства информационно-аналитических ресурсов по интерактивному представлению отчетов федеральных органов исполнительной власти по результатам самообследования (самоанализа), а также по созданию "библиотеки лучшей практики открытости федеральных органов исполнительной власти".

Кадровое обеспечение предусматривает:

формирование культуры открытости федеральных органов исполнительной власти, заключающейся в том, чтобы любое предпринятое ими в рамках своей ежедневной деятельности действие максимально соответствовало принципам открытости;

определение в федеральных органах исполнительной власти заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию ведомственного плана и мероприятий, предусмотренных Концепцией.

Реализация Концепции будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований, предусмотренных им федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации принципов открытости будет осуществляться Комиссией.

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОСТИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

I. Общие положения

Методические рекомендации по реализации принципов открытости в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Методические рекомендации) подготовлены на основе Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р (далее - Концепция открытости), и призваны упорядочить и систематизировать деятельность территориальных органов Федерального казначейства (далее - ТОФК) при внедрении принципов открытости в своей деятельности. Для реализации принципов открытости ТОФК требуется последовательно предпринимать ряд системных действий, связанных с формированием и развитием механизмов (инструментов) открытости, описанных в Методических рекомендациях.

комплексно описана система механизмов (инструментов) открытости ТОФК, обеспечивающих реализацию принципов открытости;

в дополнение к основным требованиям по внедрению отдельных механизмов (инструментов) открытости, установленных в нормативных правовых актах, даны рекомендации для внедрения новых и (или) реинжиниринга действующих процедур и технологий в деятельности территориальных органов Федерального казначейства, направленных на реализацию принципов открытости и формирование культуры открытости.

1.2. Термины и определения, примененные

ГОСТ 15971-90. Системы обработки информации. Термины и определения (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 26.10.1990 N 2698);

ГОСТ 7.74-96. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-поисковые языки. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта России от 27.11.1996 N 651);

ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 N 331-ст);

ГОСТ Р 52292-2004. Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения (утвержден приказом Ростехрегулирования от 29.12.2004 N 135-ст);

ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения (утвержден приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст);

ГОСТ Р 50.1.056-2005. Техническая защита информации. Основные термины и определения (утвержден приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 479-ст);

ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утвержден приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 419-ст);

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Термины и определения (утвержден приказом Росстандарта от 16.11.2011 N 548-ст).

ГОСТ Р 7.0.8-2013. СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).

При применении Методических рекомендаций приведенные определения терминов могут быть при необходимости изменены путем ввода в них произвольных признаков, раскрывающих значения используемых терминов. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в вышеперечисленных стандартах.

1.3. Перечень нормативных правовых актов и иных документов,

использованных при разработке Методических рекомендаций

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ);

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных);

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ);

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ);

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию";

Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера";

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";

Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 508);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива";

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ";

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (далее - Постановление N 452);

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 481 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 480);

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (далее - Постановление N 953);

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 860 "Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. N 773 "О Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства";

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (далее - Постановление N 851);

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти";

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах";

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";

Приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. N 530н "О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Приказ Минтруда России N 530);

Приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";

Приказ Минфина России от 4 декабря 2014 г. N 143н "Об утверждении форм отчетов о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, а также Инструкции о порядке их составления и представления";

Приказ Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";

а также в соответствии со следующими документами:

Методические рекомендации по типовым формам и методам общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержденные протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 16 августа 2013 г. N АМ-П36-51;

Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26 декабря 2013 г. N АМ-П36-89пр (далее - Методические рекомендации Правительственной комиссии);

Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных, утвержденные протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 29 мая 2014 г. N 4;

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р.

1.4. Организация работы ТОФК по реализации

принципов открытости

В соответствии с положениями Концепции открытости ТОФК утверждают планы реализации принципов открытости в своей деятельности, которые разрабатываются с учетом нормативных правовых актов по созданию системы "Открытое правительство" в Российской Федерации и Ведомственного плана Федерального по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на соответствующий год.

В планах должны быть четко сформулированы основные направления повышения открытости ТОФК, мероприятия, направленные на совершенствование механизмов (инструментов) открытости, определены конкретные целевые показатели эффективности, структурные подразделения, ответственные за реализацию мероприятий.

Реализация мероприятий плана может быть организована проектным методом. В качестве руководителя проекта рекомендуется определять должностных лиц на уровне начальника отдела ТОФК, а в качестве куратора проекта - одного из заместителей руководителя ТОФК. В состав проектной группы рекомендуется включать сотрудников из структурных подразделений ТОФК.

На официальном сайте ТОФК в разделе "Открытое правительство" размещает план реализации принципов открытости в своей деятельности, полную и объективную информацию о мероприятиях (действиях), реализуемых ТОФК в целях повышения своей открытости, а также отчеты об исполнении плана (полугодовой и годовой) и иных мероприятий, инициатив, программ и обязательств по повышению открытости ТОФК.

у федеральных государственных гражданских служащих

Принципы открытости ТОФК должны популяризировать среди гражданских служащих культуру открытости и создание необходимых организационных основ для системного планирования деятельности ТОФК, их структурных подразделений по применению принципов открытости ко всему диапазону полномочий.

открытости ТОФК

В соответствии с Законом N 149-ФЗ информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется:

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Не подлежит раскрытию информация о деятельности ТОФК, доступ к которой ограничен федеральными законами. К информации ограниченного доступа относится государственная тайна и иные охраняемые федеральным законом виды тайн, а также сведения конфиденциального характера, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188.

В соответствии с Порядком обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов, утвержденным приказом Федерального казначейства от 6 марта 2007 г. N 2н (далее - Порядок N 2н), ТОФК утверждает Порядок обеспечения доступа к информации о своей деятельности (далее - Порядок) или вносит необходимые изменения в ранее принятые документы с учетом утвержденных в Концепции открытости принципов, а также настоящих Методических рекомендаций.

При регламентации процедур раскрытия ТОФК общедоступной информации важно описать все требования к раскрытию информации в сфере полномочий ТОФК, которые установлены нормативными правовыми актами, а также описать случаи отказа ТОФК в предоставлении заявителю информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Поэтому исключения должны быть четко и однозначно сформулированы, а их количество являться ограниченным. В том случае, если исключению подлежит только часть документа (информации), оставшаяся часть документа (информации) должна быть раскрыта ТОФК, если ее можно разумно отделить от целого документа.

Порядок в соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти содержит:

а) способы доступа к информации о деятельности ТОФК;

б) перечень информации о деятельности ТОФК, предоставляемой по телефонам должностных лиц, уполномоченных на предоставление такой информации;

в) порядок взаимодействия соответствующих структурных подразделений ТОФК по обеспечению доступа к информации о деятельности ТОФК;

г) права и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию работы по обеспечению доступа к информации о деятельности ТОФК.

Тексты утвержденных документов размещаются на официальном сайте и на стендах в помещении ТОФК.

в сети Интернет

Размещение ТОФК информации в сети Интернет на официальном сайте осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 8-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, в соответствии с перечнем информации о деятельности ТОФК, сроками ее размещения и требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, утвержденными в установленном порядке.

При раскрытии информации о своей деятельности ТОФК в целях обеспечения доступности, простоты и визуализации представления и понятности восприятия информации рекомендуется представлять на официальном сайте информацию, в т.ч. указанную в статье 13 Закона N 8-ФЗ, в интерактивном режиме, наглядно и понятно для широкого круга граждан, используя при необходимости систему гиперссылок на соответствующие документы.

Общая информация о ТОФК

Помимо контактной информации о руководителе и заместителях руководителя ТОФК, включающей номер служебного телефона, электронной почты, на официальном сайте должна быть представлена информация о графике приема руководства ТОФК.

На официальном сайте с соблюдением требований Закона о персональных данных размещается краткая биографическая справка о руководстве ТОФК, в том числе о начальниках структурных подразделений ТОФК, включающая информацию об образовании, занимаемых ранее должностях и фотографию.

При раскрытии информации о полномочиях и структуре ТОФК помимо нормативных правовых актов, определяющих функции и полномочия, на официальном сайте целесообразно в наглядном виде представлять систему и структуру управления в уполномоченной сфере деятельности.

Информация о кадровом обеспечении ТОФК

При раскрытии информации о кадровом обеспечении ТОФК в объеме, установленном требованиями статьи 13 Закона N 8-ФЗ, рекомендуется дополнительно размещать информацию, содержащую следующие сведения:

а) о формировании резерва кадров и его составе (после вступления в силу соответствующего Указа Президента Российской Федерации);

б) о деятельности конкурсной и аттестационной комиссий ТОФК, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Информация по вопросам противодействия коррупции

Размещение и наполнение подразделов официального сайта по вопросам противодействия коррупции должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минтруда России N 530.

ТОФК в помещениях, которые они занимают, а также в иных

отведенных для этих целей местах общественного доступа

При размещении информации ТОФК о своей деятельности в занимаемых ими помещениях, а также в иных отведенных для этих целей местах, необходимо следовать требованиям Закона N 8-ФЗ (ст. 16) и иных нормативных правовых актов.

а) размещение информации в месте, обеспечивающем реальный доступ к данной информации (размещение информации до пропускного пункта, не выше первого этажа здания, доступ - через центральный вход в здание);

б) размещение информации на стенде на уровне глаз человека среднестатистического роста;

в) использование удобного для чтения шрифта текста;

г) понятная для пользователей структура и логическая последовательность изложения текста на стенде;

д) наличие содержания и цветовой маркировки текста, позволяющей без временных затрат найти нужный блок информации на стенде;

е) при использовании для размещения информации иного специально отведенного помещения информация о факте такого использования, адресе иного помещения, а также другая необходимая информация должна быть размещена непосредственно в занимаемом ТОФК помещении, на официальном сайте ТОФК;

ж) наличие на бумажных носителях, размещенных на информационных стендах, подписи лица, ответственного за размещение информации в занимаемом помещении, а также печати органа в целях подтверждения достоверности размещенной информации;

з) указание на стенде или на техническом средстве, используемом для размещения информации, даты обновления информации, позволяющей определить актуальность изложенной информации;

и) обеспечение возможности копирования, записи информации на запоминающие устройства пользователя информации, запрет на введение препятствий для фото- и видеосъемки (при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите информации);

к) размещение в помещении информации о деятельности ТОФК с исключением из нее персональных данных, а также информации, относимой к государственной и иной охраняемой федеральным законом тайне.

Дополнительно могут быть установлены конкретные часы приема, в которые осуществляется ознакомление пользователей с информацией. Информацию о таких часах приема, а также об условиях и порядке осуществления подобного ознакомления целесообразно доводить до пользователей путем размещения ее на официальном сайте, а также на стендах, расположенных в тех помещениях ТОФК, куда обеспечен доступ пользователей.

Ознакомление пользователей с информацией в помещении ТОФК производится на основании соответствующего обращения пользователя, поданного в устной или письменной форме.

Обращение пользователя о предоставлении возможности ознакомления с информацией в помещении ТОФК должно быть рассмотрено в порядке и сроки, установленные ТОФК. ТОФК должен стремиться к установлению максимально коротких сроков рассмотрения указанного обращения, при этом указанный срок не должен превышать срок, установленный законодательством для рассмотрения запросов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В случае принятия решения о предоставлении пользователю возможности ознакомления с информацией такая возможность должна быть предоставлена пользователю, начиная с момента принятия данного решения.

Пользователь при обращении за ознакомлением с информацией в помещении органа не обязан обосновывать необходимость предоставления ему запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен федеральными законами.

Ознакомление пользователя с информацией в помещении, занимаемом ТОФК, производится бесплатно.

ТОФК вправе отказать пользователю в ознакомлении с информацией в занимаемых им помещениях только по основаниям, указанным в Законе N 8-ФЗ.

по запросам граждан и организаций

ТОФК должны обеспечивать реализацию права пользователей на обращение с запросом о получении информации в соответствии с требованиями Закона N 8-ФЗ и Закона N 149-ФЗ.

ТОФК необходимо учитывать характер запрашиваемой информации, ее значимость и актуальность в конкретный момент времени для пользователей информации и принимать меры по оперативному предоставлению такой информации. Поэтому рекомендуется постепенно устанавливать возможность применения сокращенных сроков, менее чем 30 дней, в отношении отдельных видов информации.

В целях регулирования основных вопросов предоставления информации по запросу заявителей рекомендуется в Порядок включить правила предоставления:

а) информации, не требующей специальной проверки и поиска (например, информации о времени работы, приемных часах должностных лиц, контактных телефонов и т.п.), по устному запросу по телефону;

б) общедоступной информации в ходе личного приема.

ТОФК, предоставивший информацию, содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному мотивированному заявлению пользователя информации устранить имеющиеся неточности.

В целях развития технологий взаимодействия ТОФК рекомендуется внедрять ведение учета и статистики полученных запросов о предоставлении информации.

Организация работы ТОФК с открытыми данными может быть разделена на следующие этапы:

1 этап - организация исполнения требований настоящего законодательства в области открытых данных.

2 этап - организационные мероприятия по формированию системы работы в ТОФК, обучение и повышение информированности сотрудников ТОФК о принципах работы с открытыми данными.

3 этап - налаживание аналитической и технологической работы с информационно-коммуникационными системами Федерального казначейства.

4 этап - верификация и уточнение данных.

2.2.1. Выполнение требований законодательства Российской

Федерации в области открытых данных

В открытом доступе в сети Интернет в формате открытых данных могут быть опубликованы все данные, собираемые, хранимые и обрабатываемые ТОФК в рамках своих полномочий, за исключением:

Персональных данных,

Данных, которые являются государственной тайной,

Данных, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Первоочередной и обязательной публикации подлежат:

Данные в соответствии с требованиями Закона N 8-ФЗ и Постановления N 953;

Данные, необходимость публикации закреплена отдельными решениями Правительственной комиссии по координационной деятельности открытого правительства.

Рекомендуется публиковать данные с максимальной глубиной детализации и максимальной исторической хронологией. Например, публиковать можно различные версии одного набора данных, различающиеся по времени опубликования, по составу и названию структурных элементов данных (например, различные версии хранения и описания адреса места жительства, или внесение исправлений в данные в новой версии, или появление дополнительных атрибутов, описывающих сущности в наборе данных).

Публикация данных в сети Интернет в формате открытых данных

Публикацию наборов данных в формате открытых данных следует производить в соответствии с Методическими рекомендациями по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных (версия 3.0), утвержденные протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 29 мая 2014 г. N 4. < 1 >

< 1 > На 12:00, 01.07.2017, скачать данные методические рекомендации можно по ссылке: http://ar.gov.ru/inform_otkritost_05_otkritii_dannie/index.html.

В частности, детализируется публикация наборов данных на следующие этапы:

1. Подготовка раздела открытых данных на официальном сайте ТОФК.

2. Подготовка паспорта и самого набора данных.

3. Публикация паспорта набора данных и сам набор данных.

4. Подготовка и публикация реестра всех открытых данных.

Подготовка раздела открытых данных на сайте ТОФК делается единовременно. Подготовка и публикация паспорта и реестра наборов данных делается каждый раз при публикации нового набора данных, а подготовка и публикация самого набора данных делается регулярно в соответствии с периодичностью обновления самих данных.

Подготовка паспорта и самого набора данных

Паспорт набора данных - визитная карточка набора данных, содержащая исчерпывающую информацию о наборе данных, необходимую для разработчиков. Паспорт каждого набора данных ТОФК должен включать детальные сведения о происхождении и свойствах набора данных (т.н. метаданные).

Сам набор данных необходимо предварительно перевести либо в csv- (для простых линейных таблиц), либо в xml-формат (для более сложных иерархических таблиц). Перевод линейных таблиц в csv-формат может быть организован стандартными средствами Microsoft Excel и не потребует значительных усилий. Если данные публикуются в xml-формате, необходимо также опубликовать и схему этих данных в xsd-формате. Если исходные данные находятся в форматах PDF или это скан-копии документов, рекомендуется первоначально перевести их в машиночитаемый вид (распознать их с помощью специального программного обеспечения). Наборы, которые превышают по объему 10 Мб, лучше публиковать в сжатом формате ZIP (в заархивированном виде).

Подготовка и публикация реестра открытых данных ТОФК

Реестр наборов данных необходим для того, чтобы была возможность централизованно получать информацию обо всех наборах данных, опубликованных ТОФК, а также для автоматизированного мониторинга результатов открытия данных.

Реестр ведется по всем наборам данных ТОФК и должен содержать название набора данных и ссылку на страницу набора данных.

Реестр готовится в формате CSV и публикуется на главной странице раздела открытых данных в визуально удобном для чтения человеком формате (например, HTML) и машиночитаемом формате (например, CSV).

2.2.2. Организационные мероприятия по формированию

системы работы в ТОФК в области открытых данных, обучение

и повышение информированности сотрудников ТОФК

о принципах работы с открытыми данными

Установление ответственных в ТОФК по вопросу

открытия данных

Развитие работы с открытыми данными подразумевает назначение в ТОФК должностного лица, ответственного за работу с открытыми данными, уполномоченного принимать решения по публикации данных в рамках полномочий ТОФК (далее - уполномоченный по открытым данным). Квалификация уполномоченного по открытым данным должна удовлетворять следующим требованиям:

Знание внутренних информационных систем ТОФК;

Владение актуальной информацией о данных, собираемых ТОФК в рамках своих полномочий;

Владение исчерпывающей информацией о планах по работе с данными;

Знание всех внутренних нормативных правовых актов ведомства, в том числе имеющих отношение к организации работы с открытыми данными.

Публикация справочников ТОФК

Важным этапом работы с открытыми данными является публикация в формате открытых данных всех справочников и классификаторов, которые ТОФК ведет в пределах своих полномочий и публикация которых не противоречит законодательству Российской Федерации.

Совершенствование знаний сотрудников ТОФК

Открытые данные - постоянно развивающееся направление, поэтому сотрудники ТОФК, задействованные в работе с открытыми данными, должны периодически совершенствовать знания по актуальным проблемам открытия государственных данных.

Сотрудник, принимающий участие в работе с открытыми данными, должен развивать следующие навыки:

Уметь подготавливать набор данных к публикации (определять нужный формат публикации, готовить паспорт набора данных, разбираться в технической инфраструктуре для публикации);

Уметь вести диалог с заинтересованными потребителями открытых данных по вопросам использования наборов данных и совершенствования их качества;

Осуществлять мониторинг фактического использования открытых данных, публикуемых ТОФК;

Знать действующую нормативную правовую базу, регулирующую открытие государственных данных.

2.2.3. Налаживание аналитической и технологической работы

с информационно-коммуникационными системами, их доработка

с учетом требований публикации открытых данных

На следующем этапе работы с открытыми данными обеспечивается системный подход к анализу имеющихся информационных систем ТОФК, а также анализу данных, хранящихся в этих информационных системах.

При выборе приоритетных наборов данных для публикации могут использоваться следующие критерии:

Востребованность данных;

Высокая степень готовности данных для публикации в формате открытых данных;

Данные уже публикуются в сети Интернет, но не в машиночитаемом формате;

Подготовка данных и их публикация не требует дополнительных финансовых вложений.

2.2.4. Верификация и уточнение данных

Развитие направления открытых данных подразумевает организацию отлаженной работы с потребителями данных - гражданами и разработчиками. Взаимодействие необходимо организовать по двум основным направлениям:

1. Оценка потребности в открытых данных, выявление первоочередных данных для публикации.

2. Процесс исправления фактических ошибок в открытых данных, описывающих объекты в предметной области деятельности ТОФК, и выверка самих данных (процесс соотнесения состояния объекта в реальном мире с его описанием в информационной системе ТОФК на основе данных системы).

Сбор информации о востребованности данных может быть организован одним из следующих способов:

а) оценка запросов пользователей посредством обратной связи;

б) адресные опросы наиболее крупных и активных разработчиков, работающих по этому направлению;

Отчеты и доклады о деятельности ТОФК, за исключением сведений (информации) ограниченного доступа, размещаются на официальном сайте ТОФК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с разъяснениями изложенных позиций и предложений, в удобных для скачивания с сайта форматах.

В качестве одного из ключевых видов отчетности ТОФК рекомендуется готовить итоговый отчет о результатах деятельности ТОФК за год (далее - итоговый отчет). В итоговом отчете должна содержаться информация о выполнении плана работы ТОФК в отчетном году.

граждан и организаций

При раскрытии информации о работе с обращениями и запросами информации граждан и организаций в соответствии с требованиями Закона N 8-ФЗ и Закона N 59-ФЗ рекомендуется на сайте ТОФК размещать информацию, содержащую следующие сведения:

а) отчеты о работе с обращениями и запросами информации граждан и юридических лиц;

б) результаты мониторинга по количеству обращений в суды и результатам рассмотрения судебных дел по жалобам граждан на действия (бездействие) должностных лиц ТОФК;

в) ежеквартальные справки о соблюдении сроков направления ответов на запросы граждан;

г) отчет о принятых организационных и административных мерах, направленных на улучшение качества работы с обращениями граждан;

д) ежеквартальные справки о количестве обращений и ответов, полученных и отправленных, включая направленные через интернет-приемную;

е) контактные данные и сведения о сотруднике(-ах), ответственном(-ых) в ТОФК за работу с обращениями граждан;

ж) анализ тематики обращений граждан с обозначением наиболее часто встречающихся и актуальных тем и о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;

з) ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В целях повышения эффективности работы с обращениями граждан рекомендуется в ТОФК разработать и утвердить следующие документы:

а) приказ о назначении ответственного(-ых) сотрудника(-ов) ТОФК, отвечающего(-их) за работу с обращениями и запросами информации граждан;

б) порядок ведения учета по поступающим обращениям, включающий возможность формирования статистики по видам обращений: запросы информации, обращения, жалобы, жалобы на порядок оказания государственных услуг, контрольные проверки и т.д.;

в) порядок проведения мониторинга обращений граждан в суды на действия (бездействие) должностных лиц ТОФК и результатов рассмотрения судебных дел;

г) порядок и критерии оценки эффективности работы с обращениями и запросами информации граждан структурных подразделений;

д) распорядительные акты о мерах административного реагирования на несоблюдение сроков либо допущенные по вине ТОФК ошибки при направлении ответов на обращения граждан (в случае выявления допущенных нарушений).

В целях развития технологий взаимодействия с гражданами ТОФК рекомендуется внедрять ведение учета и статистики полученных запросов о предоставлении информации.

Для совершенствования механизма (инструмента) работы с обращениями граждан ТОФК также рекомендуется:

а) организовать обсуждение результатов работы с обращениями граждан и юридических лиц на совещаниях ТОФК (заседания коллегии);

б) обеспечить учет показателей соблюдения сроков направления ответов на обращения и запросы граждан в показатели оценки деятельности структурных подразделений органа власти.

группами ТОФК

ТОФК рекомендуется определить, какие организации, общественные объединения и социальные группы граждан (включая из числа получателей государственных услуг, потребителей информации, иных сторон) являются его референтными группами, т.е. теми заинтересованными юридическими и физическими лицами, целью деятельности которых является защита и представление интересов потенциальных участников общественных отношений, регулирование и управление которых относится к сфере полномочий ТОФК. Органы и организации могут быть объединены общим интересом при взаимодействии с органом власти, их мнения, предпочтения, ожидания и оценки необходимо принимать во внимание при принятии и реализации решений.

В соответствии с интересами и потребностями референтных групп рекомендуется формировать различные формы и способы взаимодействия и коммуникаций с ними, которые в наибольшей степени релевантны для каждой конкретной группы.

Работа с референтными группами может осуществляться по следующим направлениям:

а) информирование референтных групп о планах, процессах и результатах деятельности органа власти;

б) развитие форм и механизмов обратной связи с референтными группами, включая обсуждение ключевых вопросов, связанных с деятельностью ТОФК, с представителями референтных групп, аккумулирование отзывов и предложений, в том числе с использованием различных технологических инструментов;

в) вовлечение в сотрудничество референтных групп, в т.ч.: проведение встреч-семинаров, широкое распространение информации о возможности участия в деятельности ТОФК и формах такого участия; публичное поощрение наиболее активных членов общественных институтов при ТОФК, внесших существенный вклад в их работу (включая благодарственные письма и рекомендации); приглашение членов общественных институтов при ТОФК на заседания органа власти и его и рабочих групп;

г) оценка представителями референтных групп качества и эффективности осуществления ТОФК своей деятельности, включая оценку уровня открытости органа власти в рамках мониторинга и представления независимых докладов о состоянии сферы деятельности органа власти, анализа обращений граждан и проч.

коллегиальных органов

Заблаговременно до заседания коллегиального органа ТОФК (в разумный срок, но не менее чем за 7 дней до проведения заседания) осуществляется анонсирование о предстоящем заседании. ТОФК размещает информацию (анонс) о предстоящем заседании коллегиального органа на главной странице своего официального сайта, в занимаемом помещении (на информационном стенде либо ином техническом средстве).

На официальном сайте ТОФК следует размещать информацию о коллегиальных органах, в том числе перечень коллегиальных органов ТОФК, сведения о составе (фамилии, имена, отчества, должности членов и председателя), адрес местонахождения, номер телефона, факса, электронной почты, стенограммы заседаний, нормативные правовые и иные акты, регулирующие вопросы деятельности коллегиальных и совещательных органов, анонсы предстоящих заседаний (с указанием тематики заседания - повестки дня), план работы, а также график заседаний указанных органов (в случае составления).

деятельности ТОФК

Вовлечению граждан в оценку деятельности ТОФК будет способствовать:

а) публичность и открытость обсуждения предложений и инициатив граждан;

б) оперативность ответов ТОФК на предложения и инициативы граждан;

в) наличие у ТОФК собственного интернет-ресурса, содержащего сервисы для обратной связи.

Способы оценки деятельности ТОФК должны различаться в зависимости от характеристик (особенностей):

Социальных (общественных) групп, признанных (выбранных) субъектами оценивания,

Объектов наблюдения и предметов оценки,

Методов (методик) оценки.

Основными способами оценки деятельности ТОФК могут стать следующие:

Общественный контроль через наблюдение и представление независимых докладов о состоянии сферы общественных отношений руководителю ТОФК;

Рассмотрение и анализ обращений граждан;

Интервьюирование гражданских служащих в ТОФК.

Помимо этого, гражданский контроль должен иметь отчетливо сформулированные цели, быть теснейшим образом согласован с планированием, а его результаты должны формулироваться понятным для всех, кто ими интересуется, языком и сопровождаться своевременными решениями по итогам контроля.

Основные мероприятия ТОФК по выполнению намеченных приоритетных мероприятий и (или) достижению установленных конечных результатов должны быть размещены в открытом доступе, в т.ч. в сети Интернет. По каждому из мероприятий должны устанавливаться контрольные сроки, в соответствии с которыми ТОФК размещает публично, в открытом доступе итоговые отчеты, содержащие:

а) динамику изменения количественных показателей по достижении конечных результатов и по окончании реализации намеченных мероприятий;

б) анализ качественных показателей;

в) при необходимости - анализ причин нарушения сроков или невыполнения контрольных показателей.

Количественные показатели должны быть сформулированы таким образом, чтобы проверка их достижимости и объективности могла проводиться в т.ч. привлекаемыми общественными и экспертными организациями.

С целью повышения эффективности привлечения граждан к различным формам участия в деятельности ТОФК необходимо предусмотреть следующие организационные и мотивационные механизмы:

а) широкое распространение информации о возможности участия в деятельности ТОФК и формах такого участия, данная информация должна в обязательном порядке размещаться на сайтах и в помещениях ТОФК, а также проактивно распространяться среди университетов, общественных организаций, профессиональных и предпринимательского сообществ;

б) обеспечение возможности получения оперативной информации о деятельности общественных институтов при ТОФК через Интернет (при наличии таких институтов);

в) организацию деятельности общественных институтов при ТОФК на базе информационно-коммуникационных технологий (при наличии таких институтов);

г) обязательную оценку и публичное поощрение наиболее активных членов общественных институтов при ТОФК, внесших существенный вклад в их работу (при наличии таких институтов);

д) наличие механизмов, направленных на создание дополнительной мотивации к участию в деятельности ТОФК;

е) возможность получить благодарственное письмо или рекомендацию от ТОФК, подтверждающие эффективную и результативную работу в рамках общественных институтов при органе власти (при наличии таких институтов);

ж) организацию офлайн-мероприятий для членов общественных институтов при ТОФК с целью знакомства участников и расширения круга их контактов;

о деятельности ТОФК

Основными задачами помощника руководителя ТОФК (далее - помощник) в сфере информационного взаимодействия являются:

а) информирование о деятельности ТОФК;

б) мониторинг информационного поля.

К функциям помощника относятся, в том числе, следующие:

а) подготовка и распространение информационных сообщений о деятельности ТОФК;

б) предоставление необходимых информационно-справочных материалов и комментариев представителей ТОФК;

в) обновление данных на информационных ресурсах ТОФК.

Учитывая важность получения своевременной достоверной информации журналистами в целях оперативного информирования граждан, ТОФК рекомендуется внедрять практику сокращения сроков для предоставления информации по запросам редакций СМИ.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" отказ ТОФК в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Предоставляемые данные должны быть тщательно проверены на предмет возможных неточностей и искажений. Помощник контролирует качество и оперативность проверки.

2.7. Иные механизмы (инструменты) открытости

Перечень представленных в Концепции открытости и настоящих Методических рекомендациях механизмов (инструментов) открытости не является исчерпывающим и может дополняться по итогам обобщения лучших практик в области открытости государственного управления.

III. Технологии, механизмы и способы формирования, хранения

и распространения государственной информации

Для совершенствования технологий взаимодействия и обеспечения доступности для граждан и организаций социально значимой информации, образующейся в деятельности ТОФК, рекомендуется:

а) информацию о деятельности ТОФК публиковать онлайн на официальном сайте в структурированных и открытых форматах, которые позволяют гражданам, разработчикам программного обеспечения и аналитических продуктов применять широкий набор инструментов для повторного использования этой информации;

Целесообразно сформировать набор разнообразных инструментов для проведения консультаций с общественностью, включая отражение этих результатов онлайн. При этом наиболее важные замечания, полученные в результате взаимодействия с внешними пользователями, должны размещаться в соответствующем разделе на официальном сайте.

Способы реализации системы обратной связи с гражданами

на официальном сайте ТОФК

В целях реализации Концепции открытости на официальном сайте ТОФК должна быть реализована система обратной связи, в рамках которой рекомендуется:

1) предусмотреть возможность ежеквартальной публикации сводных отчетов о результатах рассмотрения следующих видов обращений:

Обращения в сфере деятельности ТОФК;

Запросы на предоставление информации открытых данных или данных из информационных систем и ресурсов;

2) на основании поступающих обращений предусмотреть возможность формирования рейтингов актуальных обращений, а также базы знаний с ответами на запросы различной проблематики.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Концепции открытости федеральных органов власти. Концепция разработана Экспертным советом при Правительстве в целях повышения прозрачности и подотчетности власти и удовлетворенности граждан качеством госуправления; расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в разработке и экспертизе решений органов власти; качественного изменения уровня информационной открытости министерств и ведомств; развития механизмов общественного контроля за деятельностью министерств и ведомств. Разработка документа велась в связи с тем, что большинство действующих нормативно-правовых актов в сфере открытости затрагивают лишь один из аспектов — раскрытие информации о деятельности органов власти.

Концепцию дополняют методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Методики утверждены Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства.


Концепция, методические рекомендации и методики составляют Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти. Он направлен на повышение эффективности и результативности мер по совершенствованию системы государственного управления, определенных указами Президента России от 7 мая 2012 года и Основными направлениями деятельности Правительства России на период до 2018 года.


Документы предполагают:

Продолжение внедрения механизмов «электронного правительства»;

Организацию широкого, многоканального доступа к общедоступным ресурсам;

Выстраивание системы обратной связи с гражданским обществом;

Внедрение системы внутренней и внешней оценки федеральных органов государственной власти, влияющей на последующие кадровые, финансовые и иные решения;

Упрощение процесса государственного нормотворчества;

Отражение общественно значимых результатов, на достижение которых направлена работа министерств и ведомств;

Доведение информации о работе федеральных органов власти до граждан в понятных форматах.


Для обеспечения простоты и понятности способов реализации принципов в Концепции предусмотрен набор основных механизмов и инструментов. Этот перечень может дополняться, в том числе по усмотрению министерств и ведомств.


К основным механизмам (инструментам) открытости относятся:

1) работа с референтными группами;

2) принятие планов деятельности на 2013-2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач с их общественным обсуждением и экспертным сопровождением;

3) размещение информации о деятельности;

4) публичная отчетность;

5) независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения;

6) обеспечение понятности нормативно-правового регулирования и государственных политик;

7) работа с открытыми данными;

8) взаимодействие с общественным советом;

9) взаимодействие со СМИ;

10) работа с обращениями граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества.


Предполагается, что ежегодно Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства будет проводить мониторинг открытости и публиковать его результаты. В соответствии с методикой мониторинга и оценки будет определяться индекс открытости федеральных органов исполнительной власти. На его основе предполагается ежегодно составлять рейтинг открытости министерств и ведомств.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав