28.06.2020

Правовая культура общества понятие структура функции. Правовая культура: понятие, структура, функции, виды. Для чего нужна правовая культура обществу и личности


Правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

1) уровень правосознанияв обществе , т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.
Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.
Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин-не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это прежде всего знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.
Есть такой феномен правовой культуры какпрезумпция знания закона , что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.
Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и соблюдать его;

2) режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка;

3) уровень развития правотворческой деятельности , состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме, т.е. качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также: юридическая техника подготовки; принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Все это вместе - показатель уровня законодательной культуры;

4) состояние юридической практики, работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) органов - показатель уровня правореализующей культуры, которая проявляется в глубоком знании законодательства лицами, применяющими его, в четко налаженной работе правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведении их до полного юридического разрешения.

Роль юриста в поддержании всех составных элементов - показателей правовой культуры общества - является ведущей.

Правовой нигилизм

как антипод правовой культуры:

Пути преодоления

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм общества и личности.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, исключающее, однако, преступный умысел.

Игнорирование закона с преступной целью - самостоятельная форма деформации правосознания. Вместе с тем правовой нигилизм порождает правонарушения, в том числе уголовные преступления.

Явления правового нигилизма (неприятие законов, отрицательное отношение к праву) - наиболее распространенная и укоренившаяся форма деформации правосознания населения в государствах с авторитарным и тоталитарным режимами.

Правовой нигилизм в Украине во время ее вхождения в СССР - результат деформации правового регулирования того времени. В СССР правовой нигилизм выступал в двух формах:

1.теоретической (идеологической) - когда в унисон с марксистско-ленинской теорией на государственном уровне обосновывались идеи: а) об отмирании государства и права при социализме и тем самым принижалась роль права; б) о предпочтительности всемирной пролетарской революции перед правами человека; в) о превосходстве постановлений Коммунистической партии перед законом и др.;

2.практической - когда а) было накоплено огромное количество нормативных актов либо морально устаревших, либо содержащих декларации и призывы, либо не имеющих ясности и четкости формулировок и противоречащих друг другу. Распространившаяся порочная практика, согласно которой закон не действовал до тех пор, пока он не обрастал инструкциями или ведомственными приказами, привела к правовой деградации общества, породила неверие в закон, пренебрежение им; б) установленные государством правовые нормы не соблюдались государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, которые прикрывали нарушения законности оправдательными объяснениями типа "в интересах народа", "для выполнения плана" и др., что породило ведомственный правовой нигилизм и даже правовой цинизм со стороны высших должностных лиц государства.

Правовой нигилизм украинского общества советского периода возник не на голой почве: он имел глубокие исторические корни. Многовековая правовая необеспеченность общества, неравенство перед законом и судом, правовой цинизм правительства и других высших органов власти, попрание национальной самобытности народа - все это, говоря словами А.И. Герцена, "убило...всякое уважение к законности" в Российском государстве, в состав которого на протяжении ряда столетий входила значительная часть Украины.

В настоящее время причинами проявления правового нигилизма в Украине можно считать следующие:

1) экономические - процесс разрушения старого хозяйственного организма (нежизнеспособного, но все же целостного) значительно опережает становление украинской экономики как саморегулируемой системы производственных связей и материальных возможностей производства - на основе экономической свободы. Граждане лишились привычных условий трудовой деятельности и, силу невозможности и неспособности быстро адаптироваться к новой экономической обстановке, возникли неудовлетворенность, апатия, агрессивность, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в законы;

2) социальные - социальная напряженность как результат ослабления социальной ответственности государства и неуравновешенности социальной политики. Нерегулярной оплатой труда, повышением платы за коммунальные услуги, низким уровнем социального обеспечения (при наличии инфляции) государство вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической неустойчивости личности) нигилистическое отношение к праву и закону;

3) политические - распад СССР, отмена однопартийной системы, утверждение идеологического и политического плюрализма, трудности формирования политической системы украинского общества обнаружили неподготовленность демократических общественных сил к быстрым историческим преобразованиям, отсутствие прагматической демократической идеологии и политики для переходного периода. Это привело к политической неустойчивости общества, которая повлекла за собой игнорирование законов;

4) идеологические - падение прежних идеалов, низкий уровень правосознания как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося формирования новой. Правосознание гражданина оказалось неподготовленным к снятию криминала со многих деяний, считавшихся ранее преступными (спекуляция товарами, частно-предпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и др.), и одновременным вступлением в действие принципа “дозволено все, что не запрещено законом”. Свободу выбора гражданин воспринял как вседозволенность;

5) юридические :

- в сфере правотворчества - отсутствие последовательности, логичности, принимаемых законов и подзаконных актов, их противоречивость подрывают веру в качество законов, служат основанием для правового нигилизма (напр., нормативные акты о налогах неконкретны, неполны, казуистичны);

- в сфере правоохранительной деятельности - слабое раскрытие преступности, их коррумпированность создают условия для возможности обойти закон, порождают неустойчивость правомерного поведения.

Итак, неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая культура, неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов и ряд иных названных выше причин порождают правовой нигилизм.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:

- совершенствование правотворчества, обеспечение должного качества принимаемых законов (в том числе уменьшение запрещающих норм в новом законодательстве по сравнению с предыдущим), наличие развитого законодательства, стабильности и единообразия в регулировании общественных отношений;

- наличие развитой системы правоприменительной деятельности ; упрочение законности, учет каждой юридической ситуации, повышение роли суда;

- повышение эффективности в деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений. Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения к работе правоохранительных органов;

- повышение уровня правосознания и правовой культуры населения , которое позволило бы закону работать. Этому в немалой степени призвано помочь улучшение правовой информации;

- качество профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Важное значение в преодолении правового нигилизма отведено правовому всеобучу, в котором роль юриста является ведущей.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.

Высокий уровень правовой культуры характерен

для правового государства и гражданского общества.

Структурными элементами правовой культуры являются:

1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

5. правовая активность граждан;

6. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1 .индивидуальная (культура отдельного человека); 1.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

4. профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.

Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.

функции правовой культуры:

1. Функция производства и воспроизводства элементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.

2. Интегративная функция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.

3. Оценочная функция: правовая культура является связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.

Таким образом, правовая культура - это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.

Правовая культура - это одна из форм общественной куль­туры (от лат. cultura – возделывание, воспитание), существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.

Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) антропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.

Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.

Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов.

В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в щироком и узком смыслах .

В широ­ком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические уч­реждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».

В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокуп­ность материализованных идей, чувств, представлений как осоз­нанной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления.

Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что «Под правовой культурой понимается обусловленное всем соци­альным, духовным, политическим и экономическим строем качес­твенное состояние правовой жизни общества, выражающееся в до­стигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъек­та (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» .

В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение».

По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей куль­туры, представляющую собой меру освоения и использования на­копленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению».

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества .

По мнению автора, правовую культуру можно определить как со­вокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности.

В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т.к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т.е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права.

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

3. Правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев).

4. Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т.к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т.к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (проф. Л.А. Морозова).

Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры.

Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов.

Проф. В.И Власов в качестве эле­ментов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры).

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

1) познавательный (гносеологический, информационный);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информи­рованность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направ­ленность правовых действий, готовность позитивно вос­принимать правовую информацию, оценивать ее и действо­вать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы пра­вомерного поведения, направленные на соблюдение, испол­нение, использование субъективных прав и юридических обя­занностей.

В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).

Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.

Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере сво­ей деятельности, качественно владеют правовыми навы­ками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании).

Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т.к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.

В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности), групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру.

Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социаль­ным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влия­ние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и ис­пользованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения.

Правовая культура выполняет несколько функций: по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, ком­муникативную и прогностическую.

Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достиже­ний отечественного и зарубежного права. Эта функция тес­но связана с формированием правового государства и разви­тием гражданского общества, т.к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы; создать предпосылки для достойной жизни и развития человека; обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу.

Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Регулятивная функция осуществля­ется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следо­вание правовым предписаниям и тем самым вносит упоря­доченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в формировании поведения субъектов права, законнос­ти, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате нормативно-ценностной функции одни явления и процессы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом.

Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Ком­муникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.

Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. С.436.

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.307.

Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С.220.

Теория государства и права / под ред М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. С.517.

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2010. С.468.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. С.631.

Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.С.371.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. С.214-215.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

· уровня правосознания и правовой активности общества;

· степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

· степени прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется:

· полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;

· реальной потребностью в праве;

· состоянием законности и правопорядка в стране;

· степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

Правосознание: понятие, структура и виды.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Структура правосознания состоит из 2-х элементов:

1) идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии.

2) психологии -чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права – люди, им свойственны все психологические состояния.

Виды правосознания: По степени общности правосознание подразделяется на:

· массовое , когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение;

· групповое , отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы);

· индивидуальное , представляет собой суждение о праве отдельной личности.

По глубине отражения правосознание делится на:

· научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой системе квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.

· профессиональное(Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности)

· обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.

Источники права: понятие и виды.

Источники права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными . К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.

Под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными . К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.

Источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права.

Выделяют 4 основных источника права :

1) нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

2) правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

3) юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел;

4) нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

К источникам права относятся доктрина и религиозные тексты , а также нормы международного права. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация в индуистском праве.

Анализ понятия правовой культуры показал, что оно является сложным, структурированным правовым явлением. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества на основе ее культурно-правовых достижений. Правовая культура оценивается развитостью элементов правовой жизни общества - правосознанием, правомерным поведением, качеством закона, юридической техники и деятельности, соблюдением прав и свобод человека. Указанные элементы влияют на уровень структурирования правовой политики. Поэтому исследование правовой политики в рамках структурированного подхода имеет принципиальное значение для раскрытия ее понятия.

В философии понятие «структура» (от лат. «structura» - строение, расположение, порядок) означает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях 1 . Понятие «структура» подразумевает строение изучаемого объекта, совокупность его элементов на основе их связей и отношений . По словам

Д. А. Керимова, понятие «структура» в составе предмета права характеризует внутреннюю форму целостного правового образования и выражает определенную упорядоченность частей данного целого 1 .

В юридической литературе нет единого мнения о структуре правовой культуры. Это объясняется тем, что правовая культура является многогранным, многоуровневым явлением. Многообразие подходов к пониманию правовой культуры обусловливает, соответственно, плюрализм трактовок ее внутренней структуры. Так, по мнению В. В. Смирнова, правовая культура складывается из следующих составляющих: существующее отношение к праву, правовым учреждениям и институтам и лицам юридических профессий; оценка их функционирования и деятельности; правовые ценности; нормы и образцы правового поведения .

Согласно другой точке зрения, составляющими правовой культуры являются: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, а также юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности (логическая структура правовой культуры) .

С. В. Бочкарева считает, что при изучении «структуры правовой культуры следует ориентироваться на структуру правовой жизни общества, так как анализ культуры в структурном плане выступает как анализ социальной структуры общества в целом или отдельных его сфер под углом зрения качественного состояния такой структуры. Следовательно, структура правовой культуры представляет собой не что иное, как структуру правовой сферы общественной жизни» .

Правовая культура характеризует уровень развития правовой жизни, ее качественное состояние. При этом она в структурном отношении отличается от структуры правовой жизни. Не все без исключения составляющие правовой жизни можно включать в структуру правовой культуры, поскольку правовая жизнь включает в себя наряду с позитивными достижениями и процессами также и негативные явления. Если структура правовой культуры будет отражать аналогичную структуру правовой жизни, то трудно будет провести различие между указанными явлениями. В случае совпадения структур правовой культуры и правовой жизни стирается грань различия между этими двумя, по сути различными, объектами. Следует согласиться с А. В. Малько, который утверждает, что понятие «правовая культура» более узкое по сравнению с понятием «правовая жизнь», в связи с чем правовая культура отражает положительное бытие, в сравнении с правовой жизнью с ее положительными и отрицательными явлениями и процессами 1 .

Аналогичное мнение высказывает и В. П. Сальников. Соответственно, элементами правовой культуры «выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства», которые «пронизывают само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей» .

Правовая культура отличается от правовой жизни по своему внутреннему структурированному содержанию. Она, в отличие от правовой жизни как целостного правового образования со всеми без исключения явлениями позитивного и негативного характера, выступает формой организации позитивной правовой жизни со всеми ее достижениями в правовой сфере. Поэтому структурирование правовой культуры необходимо осуществлять с учетом позитивных достижений (правовые ценности, позитивный опыт юридической практики и техники, высокий уровень правосознания, правомерное поведение и др.).

Такой подход широко применяется в научной литературе. Так, А. В. Мелехин утверждает, что, в отличие от правосознания и профессионального сознания, правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые, в конечном счете, способствуют социальному прогрессу, цивилизации .

Иногда правовую культуру сводят к правовому сознанию. На этом основании в структуре правовой культуры преобладают духовные элементы, в частности правосознание. Например, утверждается, что правовая культура умирает, если в нее не привносить идею и чувство прогрессирующего правосознания 1 .

Ряд авторов полагают, что именно духовный компонент играет роль системообразующего компонента правовой культуры. Например, О. Н. Братусева утверждает: «Духовная культура любого общества чрезвычайно богата. Иначе и не может быть, ибо юридические реалии социальной жизни сложны, многоаспектны и нередко противоречивы. Правовое сознание представляет собой определенную духовную сферу рациональных, психологических, логических, волевых, эмоциональных, иррациональных, интуитивных и других моментов и условий. Его глубинной внутренней структурой предстает правовой менталитет» . На этом основании отмечается, что «именно в духовном компоненте правовой культуры следует искать ее системообразующий компонент» . О правовом менталитете как базовой составляющей правовой культуры пишут многие авторы .

По мнению О. Н. Братусевой, хотя в структурном плане правовая культура представлена духовным и материальных компонентом, «при этом основополагающим, базовым выступает именно духовный компонент, во многом определяющий качественное состояние писаного права, правотворческой и правореализационной деятельности, законности и правопорядка. Материальную правовую культуру следует рассматривать как материальное выражение духовной правовой культуры» .

Сведение правовой культуры к системе духовных ценностей (правовые идеи, представления, воззрения, чувства, эмоции и др.) ведет к сужению ее содержательных компонентов. В таком случае понятие «правовая культура» отождествляется с понятием «правосознание». Причем отведение понятия правовой культуры к системе духовной культуры общества наблюдается в культурологической литературе. Например, А. Н. Маркова правовую культуру наряду с художественной, нравственной и другими культурами включает в состав духовной культуры .

По словам С. В. Бочкаревой, культура - «субъективный фактор исторического процесса, явление в целом духовное. Правовая же культура существует как в объективированных, предметных, так и в субъективированных формах. Носителем этих последних форм существования правовой культуры является действующий субъект» 1 . Подобное различение культуры общества и правовой культуры не вносит ясности в исследование данного вопроса. Как было отмечено в предыдущих разделах, культура общества как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представлена в продуктах материального и духовного производства. Поэтому как культура общества в целом, так и правовая культура как ее неотъемлемая часть и разновидность включают материальные и духовные ценности. Такое строение внутреннего содержания культуры, в том числе правовой культуры, накладывает отпечаток на структурирование содержания правовой культуры.

Согласно другой точке зрения правовая культура представляет собой внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность . Существует аналогичная точка зрения о том, что правовая культура является элементом духовной культуры, взаимодействуя с другими ее сферами: эстетической, религиозной, политической, нравственной культурой .

Следует признать обоснованной точку зрения о том, что «правовая культура как часть общей культуры включает как творческую (идеальную), так и деятельную (материальную) сторону, представляя собой диалектическое единство идеального и материального. Нельзя сводить правовую культуру только к духовным или только к материальным ценностям - она вбирает в себя ценности и богатства как идеального (субъективного), так и материального (объективного) порядка» .

Духовную жизнь оценивают как отражение материальной жизни данного общества, хотя она имеет относительную самостоятельность, выражающуюся в способности опережать бытие, отставать от нее, творчески влиять на бытие. По словам О. М. Петраш- кевич-Тихомировой, идеальное «как субъективно реальное, объективируясь и распредмечиваясь в форму «идеи», воплощается и выражается в языке - в письменности и устной речи, в картинках, в скульптуре, как, впрочем, и в вещной культуре» 1 .

Подход к правовой культуре как системе идеальных и материальных ценностей и достижений широко практикуется в литературе. Так, по словам М. И. Абдулаева, «правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права - это и есть правовая культура» .

Существует и точка зрения, что «правовая культура есть, прежде всего, способ организации правовой сферы (жизни) общества. Поэтому как содержательная категория она воспроизводит эту сферу в сознании индивида и общества, то есть на идеальном уровне, а также в материализованном виде» . В. И. Каминская и А. Р. Ратинов под правовой культурой понимают систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей .

Такой подход применяется также в международной практике. Так, в Декларации Всемирной конференции в области культуры, принятой в Мехико в 1982 г., культура определяется в качестве «совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу» .

Довольно часто дефиниции правовой культуры осуществляются на основе структурированных элементов данного явления. Во многих определениях понятия «правовая культура» легко обнаружить позицию их авторов о содержательных компонентах правовой культуры. Например, под правовой культурой понимаются сформированные в процессе человеческой жизнедеятельности и имеющие отношение к механизму правового регулирования материальные и нематериальные артефакты: нормы права, тексты нормативных правовых актов, юридическая терминология, научнотеоретические исследования и научные работы в области юриспруденции, правовые идеи, концепции и т. п. 1

А. В. Поляков раскрывает связь понятия правовой культуры с правовой средой обитания людей, которая включает «все правовые ценности (духовные и материальные), способы и типы восприятия этих ценностей, а также деятельность по их созданию, пользованию и реализации» .

Понимание правовой культуры как системы материальных и правовых ценностей или артефактов соответствует общим культурологическим дефинициям понятия культуры. Так, в культурологии понятие «культура» определяется как семиотически воспроизводимая система целесообразных артефактов (идеальных и вещественных), созданная людьми для преодоления конфликта с природой» .

Специфика культуры как универсума артефактов - «в ее роли опосредования мира нечеловеческой объективности природы и мира спонтанной человеческой субъективности, в результате чего возникает третий мир объективированных, вписанных в природу человеческих импульсов и очеловеченной природы» .

Таким образом, правовая культура - это система духовных и материальных юридических ценностей. Такой подход к правовой культуре выдержан в рамках философского и культурологического подхода к культуре общества. В философии понятие «культура» характеризуется как система культурных достижений, созданных в процессе материального и духовного производства. В культурологии различают материальную и духовную культуру. Материальная культура включает культуру труда, материального производства, быта, топоса (места жительства), физическую культуру. Духовная культура включает познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, педагогическую, религиозную и другие культуры . В соответствии с этой позицией материальная культура - это орудия труда, оружие, одежда, постройки, бытовой инвентарь, технические средства связи и т. д., а духовная культура - это процесс и результаты духовного производства религии, философии, морали, искусства, науки и т. д.

В культурологии применяется классификация ценностей культуры. Например, ценности, составляющие структуру культуры, классифицируются следующим образом:

  • - витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
  • - экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;
  • - социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
  • - политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданская свобода, гражданский мир;
  • - моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
  • - религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и Предание;
  • - эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д. 1

Классификация правовых ценностей осуществляется и в юридической литературе. Так, по словам О. В. Мартышина, «у права и государства есть и свои, особые закономерности, и свои важнейшие принципы, которые можно назвать ценностями (право и государство и сами по себе являются ценностями), такие как законность, права человека, презумпция невиновности и многое другое. Но они вторичны, производны от основных универсальных ценностей», каковыми являются справедливость (главная ценность), а также «свобода, равенство, общее благо, классовый интерес, национальный интерес, личный интерес и т. д. - признаются лишь постольку, поскольку они справедливы» .

В другой своей работе О. В. Мартышин предлагает следующий перечень ценностей: «сохранение извечного и разумного порядка, установленнего высшими силами; справедливость; добродетель; благополучие; безопасность; равенство; свобода; общее благо; благо личности; национальный интерес; классовый интерес; демократия; солидарность; полезность; прогресс и др.» . Наряду с указанными сменяющимися ценностями есть вечные ценности - справедливость, добродетель, общее благо (благополучие), порядок и безопасность. Причем порядок и безопасность «очень важны как для действия, так и для понимания государства и права» 1 . Наравне с универсальными ценностями существуют дополнительные, частные ценности, в связи с чем любое отношение, учреждение, правило, принцип, вызывающие уважение в качестве блага, представляют ценность. Государство и право относятся к числу общих правовых ценностей, поскольку являются необходимыми формами организации общественной жизни, средствами обеспечения универсальных ценностей - справедливости, равенства, свободы и др., гарантиями от произвола и беззакония. Более частные, специальные правовые ценности охватывают аспекты и стороны государства и права (нормы права, принципы права и др.) .

Правовая культура наряду с духовными правовыми ценностями включает также материальные ценности, созданные в правовой сфере жизнедеятельности общества, в процессе юридической деятельности различных субъектов, в ходе деятельности людей в связи с правом. Правовые памятники, правовые образы (символ богини правосудия и др.), юридические документы, представляющие социально-политическое значение (Декларация независимости США, Декларация прав человека и гражданина Франции и др.), сочинения философов и мыслителей по политико-правовым вопросам, политико-правовые идеи и теории о правовом государстве, правах человека, гражданском обществе и др., иные материальные юридические артефакты определяют содержание правовой культуры. Как утверждает А. П. Семитко, «по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека» .

В литературе высказано мнение о том, что правовая культура вбирает как духовные, так и материальные ценности. Так, А. Б. Венгеров пишет по данному поводу: «Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, становится только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т. п.» .

Это подтверждает мысль о том, что об уровне правовой культуры можно судить не только по уровню правосознания, но и по качеству материальных культурно-правовых документов, актов, памятников. Материальные объекты показывают реальный уровень правосознания общества на различных этапах исторического развития, исторический и современный опыт объективирования правовых идей, представлений, воззрений. Они показывают также уровень развития юридической техники в различных обществах.

Культура общества включает материальные и духовные достижения, которые неразделимы и взаимообусловлены. Материальные и духовные культурные достижения в совокупности определяют способ организации жизнедеятельности общества. В процессе их создания люди постепенно отделялись от природы. Поэтому культура отличается от природы тем, что культурные достижения создаются людьми с целью поиска разумной организации их жизни, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, достижения общего блага. Именно в процессе создания материальных и духовных ценностей человеческое общество отделилось от природы, приобрело черты разумной организации жизни.

Материальные и духовные достижения создавались и продолжают создаваться также в сфере правовой жизни общества, в процессе учреждения государственных институтов, юридических учреждений, юридической (законотворческой, судебной, нотариальной и др.) деятельности. В эпоху перехода к цивилизации людьми были найдены и апробированы новые формы организации жизнедеятельности общества, которые способствовали дальнейшему общественному развитию. Такими формами разумной организации жизни людей в новых исторических условиях стали государство и право. Они изначально были предназначены для обеспечения правопорядка, организованности, стабильности в жизнь общества. Первые государственные образования возникли в регионах поливного земледелия и в рамках земледельческой культуры. Первыми формами выражения права были агрокалендари. Первые зачатки права также зародились в земледельческой культурной среде. Поэтому государство и право неотделимы от культуры человечества, от той культурной среды, в рамках которой была налажена жизнь раннеземледельческих обществ, возникших в результате неолитической революции. Материальные и духовные достижения в государственно-правовой сфере неотделимы от общекультурных достижений. Как отмечает В. С. Нерсесянц, в общекультурном процессе создания людьми духовных и материальных достижений «к сфере правовой культуры относятся и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой (и государственно-правовой) организации жизни свободных людей» 1 .

Право, его формы, правовые нормы, идеи, ценности реализуются в практической деятельности государственных органов, в процессе законотворческой, правоохранительной, правозащитной деятельности, а также в ходе правовой деятельности граждан, их правомерного поведения, правовой активности. Правовая культура проявляется как в сфере правосознания (идеи, воззрения, ценности), так и посредством организации и функционирования институтов государства. Правовое сознание и качество юридической деятельности определяют уровень развития общества.

Право, как и государство, является неразрывной частью общечеловеческой культуры. Они формировались на протяжении тысячелетий в рамках культурно-цивилизационной среды, во взаимосвязи с иными культурными достижениями (письменность, тексты, язык, символы и др.). В ряде дефиниций культуры государство и право наравне с иными материальными и духовными достижениями рассматриваются как элементы культуры общества. К примеру, в «Новом энциклопедическом словаре» подчеркивается, что «культура (в отличие от понятия природы) характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д.» .

Исследование внутренней структуры правовой культуры должно опираться на предпринимаемые в рамках культурологического подхода попытки структурирования культуры в целом. Так, в культурологии различаются три сферы культуры - духовная, социальная и витуальная. Витуальная культура (первый «этаж») включает культуру труда, малых социальных групп, семьи, отдыха, общения и т. п. Ее базовыми составляющими являются семья, труд, питание, общение, дружба и т. д. Социальная культура (средний «этаж») включает власть, церковь, право, мораль, собственность, политику, хозяйство. Духовная культура (верхний «этаж») включает философию, науку, религию, искусство. Социальная культура включает четыре основных типа социальных деяний: 1) создание общества; 2) создание хозяйственной системы; 3) создание государства; 4) создание культа. Причем создание государства характеризуется как самая таинственная цель культуры, а само государство и его динамика оцениваются как ключ ко всем цивилизационным процессам. В различных типах культур доминировали наука (культура Нового времени), хозяйственная деятельность (культура Новейшего времени и первобытные культуры), церковь (Средневековье), государство (XVIII, XIX, XX вв.). В рамках социальной культуры культурные механизмы благодаря социальной коммуникации работают эффективнее, чем дух и природа, культура «может безличное превратить в личное, а личное - в объективное и интерсубъективное» 1 .

Культура - «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности» . Государство и право также являются формами организации и развития жизнедеятельности общества. Государство осуществляет жизненно необходимую функцию управления обществом, обеспечивает стабильность, организованность, порядок в обществе. Важнейшие общественные отношения регламентируются при помощи права, его установлений и предписаний, запретов и дозволений. Поэтому государство и право входят в число культурных достижений человечества.

Учитывая неразрывную связь права и государства с общечеловеческой культурой, В. С. Нерсесянц пишет: «С культурологической точки зрения право и государство - это определенные явления культуры, культурные формы наряду с многими другими культурными формами - земледелием, градостроительством, литературой, театром, религией и т. д.» 1 . Исходя из этого, автор утверждает, что правовая культура «включает в себя государственную (политическую, публично-властную) культуру, которая по своей сути есть государственно-правовая культура, поскольку само государство является правовой формой организации публично-властной власти» .

По мере развития государства, проявления его гуманистической миссии, приобретения им необходимых качеств правовой организации общества все больше осознается значение государства как элемента культуры. По мнению А. Н. Соколова, правовое государство как философско-правовая теория и практика организации конструктивной политической власти является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации, поскольку оно является эффективным институтом защиты прав человека, средством борьбы с бюрократией, местничеством, ведомственностью, формой осуществления народовластия .

А. А. Контарев, касаясь самобытности государства, обосновывает тезис о том, что идея государства является продуктом культурно-исторического творчества народа, его самосознания и самобытности .

Об уровне правового развития общества свидетельствуют как качество правовых идей, воззрений, ценностей, теорий, так и степень их практической реализации. Уровень правосознания, степень осознания людьми значимости и ценности права и правовых ценностей в жизни общества проявляются в их правовой деятельности в качестве юридической практики, разрешения правовых споров, удовлетворения законных интересов. Судя по качеству законотворческой, судебной, нотариальной и иной юридической деятельности, реальному состоянию в сфере реализации и защиты прав и свобод человека, удовлетворения законных интересов граждан, правовой активности, можно утверждать о подготовленности граждан, их объединений, институтов государственной власти к реализации юридических достижений. Поэтому можно согласиться с В. С. Нерсесянцем, который утверждает, что основными элементами правовой культуры являются «правовые

(государственно-правовые) воззрения, нормы, институты (учреждения) и поведенческие отношения» 1 .

Правовая культура сопряжена также с жизненно важными для организации жизнедеятельности общества нормами, выступающими в качества образцов, эталонов поведения людей и их организаций. В культурологии неотъемлемыми компонентами культурной картины мира наряду с интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия являются также культурные нормы, представляющие собой «определенные образцы, правила поведения, действия, познания» и выступающие в разнообразных формах на разных исторических этапах: культурные нормы, воплощение в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях, нормы морали, семейные нормы и др.

Нормативность правовой культуры не следует сводить исключительно к нормам права в рамках позитивистского правопонима- ния. Нормы права конечно же играют ключевую роль в формировании правовой культуры, в частности в передаче (трансляции) заложенной в них правовой информации адресатам и участникам правоотношений. Они регламентируют деятельность политикоюридических учреждений и институтов. Предметные правовые ценности - объект правового регулирования. Правовая норма является своего рода ценностью, поскольку устанавливает эталоны человеческого поведения в соответствии с интересами государства, общества и людей, вносит стабильность, организованность, порядок в жизнь общества.

При этом ценностное значение имеют те нормы права, которые соответствуют таким универсальным общечеловеческим ценностям, как справедливость, свобода, равенство и др., отвечают благим намерениям субъекта нормотворчества. «Представляется более оправданным, - пишет О. В. Мартышин, - относить к разряду ценностей не каждую правовую норму, а только те из них, которые устанавливают принципы, выходящие за рамки данной нормы, институты, представляющиеся важными для более широкой сферы отношений и потому становящиеся критерием оценки других правовых явлений» .

Нормативность правовой культуры проявляется в том, что она посредством правил поведения, дефинитивных, оценочных, диспозитивных и других норм, стимулов, принципов права нормирует жизнедеятельность общества, устанавливает разумные пределы деятельности субъектов правовой культуры, нормативные основы регулирования ее объектов, вносит стабильность и порядок в жизнь людей, в их отношение к правовым артефактам.

Правовая культура помимо норм права включает более ранние социальные нормы - правовые обычаи, которые в течение столетий заменяли собой нормы правотворческих органов. «В древнем правовом обычае, как и в современном, можно сказать, неизменно пребывает юридическая норма и в то же время правосознание в его элементарном раздвоении на интеллектуальные и психологические компоненты», - пишет Г. В. Мальцев 1 . Обычай в сознании народа обозначает такие понятия, как «правда», «норов», «предание», «пошлина» (то, что «пошло», - общепринятость издавна) . Персидско-таджикские мыслители (Низам ал-Мульк, Джами, Ахмад Дониш и др.) высоко чтили древние обычаи в сфере управления государством, особенно те, которые широко практиковались при справедливых правителях (Фаридун, Хосров Ануширван и др.), вносили стабильность в жизнь людей, отвечали благим намерениям и составляли неотъемлемый компонент древней культуры таджиков .

Иные источники права (сочинения видных юристов, религиозные тексты, священные книги, заповеди, договоры и др.) также составляли компонент правовой культуры на различных этапах исторического развития. Они представляют ценность и в наши дни, регламентируя жизнедеятельность общества. Словом, все формы права (естественные права человека, нормативные правовые акты, юридическая доктрина, принципы права, нормативный договор, религиозные тексты, судебный прецедент и др.) входят в содержание правовой культуры. Они являются достижениями правовой культуры, представляют ценность для разумной организации и нормального функционирования общества, служат гарантией от произвола и бесправия.

Различные типы культур, включая правовую культуру, формируются и развиваются не изолированно, а в условиях культурного взаимообмена. Способность правовой культуры к культурным взаимосвязям касается также ее отдельных структурных элементов - права, властных учреждений, науки, образования и т. д. Это обусловлено, главным образом, тем, что в любой культуре существуют динамичные элементы, которые в процессе взаимодействия с другими цивилизациями заимствуют полезные нормативы, не разрушая при этом цивилизационные основы социальной жизни 1 . К таким элементам Е. А. Лукашева относит «право (особенно в сфере регулирования межхозяйственных связей различных государств), некоторые политические институты, информатику, достижения науки, значимые литературные произведения. Эти компоненты культуры поддаются усвоению, заимствованию, не разрушая основы цивилизации, а модернизируя ее» .

Элементы правовой культуры способны к взаимопроникновению в рамках межцивилизационных контактов. Такое качество как правовой культуры в целом, так и ее отдельных элементов (права, правовых памятников, правовых норм, правовых образов, юридических учреждений, правовой практики и др.) стало складываться издавна и продолжает проявляться в современном нам мире. Именно в рамках культурного диалога, цивилизационных контактов формировались общечеловеческие ценности (справедливость, свобода, равенство, порядок, стабильность, благо, права человека, достоинство человека, личная безопасность и др.), которые, в свою очередь, проникали в различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе в правовую сферу жизни общества, пронизывая организацию и деятельность институтов государственной власти посредством внесения благих поведенческих эталонов в жизнь государственно-организованного общества.

Функция культурного взаимообмена свойственна любым типам культур. Так, культура таджиков на различных этапах исторического развития развивалась под влиянием передовых культурных достижений других народов, в условиях проникновения в местную (арийскую) культурную среду ценностей исламской культуры после включения территории исторического Таджикистана в состав Арабского халифата, а позднее - ценностей российской правовой культуры на этапе присоединения к царской России, затем - советской правовой культуры в советский период. Вместе с российской и советской культурой в культуру таджиков проникали европейские ценности, в частности традиции римского и романо-германского права, российский и советский опыт организации и функционирования политических институтов и учреждений.

При структурировании содержания правовой культуры необходимо учитывать уровень развития компонентов данного социально-правового феномена. Уровень развития правосознания, качество законов, правоприменительных актов, иных юридических документов, степень развитости правовой деятельности, степень соблюдения и защиты прав человека определяют в целом состояние и развитость правовой культуры. Такой подход к структурированию содержания правовой культуры применяется в литературе.

Правовая культура включает элементы, которые характеризуют ее теоретический и практический уровни. Правовая культура проявляется на уровне правосознания (правовых идей, представлений, ценностей) и ее материализации в практической деятельности различных субъектов (люди, юридические учреждения и институты), сопричастных реализации компонентов правового сознания, а также в юридических актах-документах.

Анализ структуры правовой культуры служит для того, чтобы уяснить процесс перевода правовых идей и представлений от сознания к практической деятельности, показать достигнутое качественное состояние правовой жизни общества, тем самым выявить проблемы в сфере реализации правосознания и наметить пути их разрешения. Поэтому структурирование правовой культуры имеет как теоретическое, так и социально-практическое значение. В процессе исследования деятельности правотворческих и правоприменительных органов, судебной и правоохранительной практики, качества закона, эффективности правоприменительных актов, степени реализации, соблюдения и защиты прав и свобод человека выявляются меры по устранению существующих проблем с целью повышения уровня правовой культуры, в частности культуры законотворчества, правоприменения, прав человека. Следует согласиться с А. П. Семитко, который утверждает: «Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально- экономическому и духовному строю права и свободы человека» 1 .

Такого подхода к структурированию содержания правовой культуры придерживается также С. В. Бочкарева. По ее мнению, о правовой культуре любого общества можно судить на основании уровня развития всей системы правовых текстов данного общества, юридической техники правовых актов, правовой деятельности, а также двух подсистем правовой культуры: уровня правового сознания и правового развития субъекта .

Причем, как справедливо отмечает А. П. Семитко, структурные компоненты правовой культуры в свою очередь имеют собственный состав и структуру . Данный подход заслуживает внимания. При структурировании правовой культуры необходимо также учитывать структуру ее элементов, например структуру права, правосознания и т. д. Структура элементов правовой культуры влияет на структурный уровень правовой культуры.

При структурировании правовой культуры необходимо учитывать также структуру уровней и видов правовой культуры - правовой культуры личности, социальных групп, в частности профессиональной правовой культуры, а также правовой культуры общества. По мнению С. В. Бочкаревой, структура правовой культуры общества «состоит из следующих элементов: уровня правосознания и правовой активности общества; степени прогрессивности юридических норм (уровня развития права, культуры юридических текстов ит. п.); степени прогрессивности юридической деятельности (культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности)»


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав