04.03.2020

Правовой режим государственной границы в международном праве. Граница государственная. Полярные владения России


  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Государственная граница

Государственная граница - это действительная или воображаемая линия, отграничивающая территорию одного государства от территории сопредельного государства. Трем средам государственной территории соответствуют сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутные и водные границы устанавливаются по соглашению между государствами; морские границы - законодательным актом прибрежного государства в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

  • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
  • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
  • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитация и демаркация. Делимитация - это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами или, например, в мирном договоре и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Точное определение границ между соседними государствами является фактором мира и безопасности, добрососедских отношений. Демаркация - это установление линии государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. С этой целью создаются смешанные комиссии на паритетных началах; они определяют и обозначают прохождение линии государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков.

О всех действиях по демаркации составляются специальные документы: протокол-описание прохождения границы, карта с нанесением на нее линии границы, а также протоколы на каждый пограничный знак. Иногда возникает необходимость в редемаркации государственной границы, т.е. проверке, восстановлении, замене или установке новых пограничных знаков. Редемаркация осуществляется на основе специальных соглашений (чаще всего такие соглашения касаются проверки речных участков границы). Российская Федерация имеет такие соглашения с Польшей, Венгрией, Румынией и Турцией (проверка речных участков), с Чехией и Словакией (в порядке правопреемства от Чехословакии) и Монголией (проверка всей линии государственной границы).

На пограничных реках (Одер, Эльба, Амударья и др.) граница, как правило, устанавливается следующим образом; по судоходной реке - по фарватеру или тальвегу; по несудоходной реке - по середине реки. Однако по соглашению между государствами граница может быть установлена по-иному. На пограничных озерах линия государственной границы соединяет точки сухопутной границы, выходящие к берегам озера.

Прохождение государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами:

  1. на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясновидимым ориентирам;
  2. на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
  3. на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  4. на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  5. на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Для обеспечения неприкосновенности государственных границ устанавливается определенный режим. Режим государственной границы включает правила:

  • содержания государственной границы;
  • пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на государственной границе либо вблизи ее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Режим границы России устанавливается Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и другими актами, а также международными соглашениями с сопредельными государствами.

Для решения вопросов, связанных с поддержанием режима Государственной границы Российской Федерации, а также для урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы РФ из числа офицеров пограничных войск назначаются пограничные представители Российской Федерации. Российская Федерация заключила соглашения с сопредельными государствами (кроме США, Японии и КНР) по пограничным вопросам, в которых регулируются также права и обязанности пограничных представителей, которые в основном сводятся к следующему: принимать меры для предотвращения случаев нарушения пограничного режима; расследовать и разрешать все случаи нарушения пограничного режима, а также (в пределах их компетенции) претензии о возмещениях, явившихся следствием пограничных инцидентов. Более серьезные вопросы, касающиеся нарушения Государственной границы РФ, разрешаются в дипломатическом порядке.

Пограничные представители проводят свою работу, как правило, на совместных заседаниях на территории той стороны, по инициативе которой происходит заседание. Постановления, совместно принятые пограничными представителями, обязательны для сторон и окончательны. При выполнении своих служебных функций пограничные представители пользуются личной неприкосновенностью; неприкосновенны находящиеся при них служебные документы, а также помещения, транспорт.

Основные положения таможенных правил . Грузы и ценности перемещаются через государственную границу в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом. Таможенный кодекс РФ является основным законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность центральных и местных таможенных учреждений. Российские таможенные учреждения осуществляют контроль за соблюдением государственных таможенных правил, совершают таможенные операции, ведут борьбу с нарушениями таможенных правил и с контрабандой (ст. 2 Кодекса). Осуществляя такой контроль, таможенные учреждения РФ предотвращают незаконные провоз или пересылку грузов и предметов через Государственную Границу РФ, задерживаю! или конфискуют грузы и предметы, провозимые или пересылаемые с нарушением установленного порядка либо контрабандным путем, привлекают к ответственности в административном порядке лиц, совершивших нарушения таможенных правил или контрабанду, подготавливают или передают в следственные органы материалы о лицах, совершивших контрабанду, наказуемую в уголовном порядке.

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его , отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Различают границы:

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности - речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

  1. соблюдать существующие границы;
  2. не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
  3. не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств - границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за .

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ , утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море - по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Государственная граница, определяя пространственные пределы территории государства, во многом предопределяет безопасность своей страны. Анализируется состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, выявляется угроза территориальной целостности Российской Федерации, связанная с незавершенностью процесса установления государственной границы на отдельных ее участках.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК: 342.1:341.222

Страницы в журнале: 32-36

Р.М. Скулаков,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Вневедомственного научно-исследовательского института изучения безопасности и сыска Россия, Москва [email protected]

Государственная граница, определяя пространственные пределы территории государства, во многом предопределяет безопасность своей страны. Анализируется состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, выявляется угроза территориальной целостности Российской Федерации, связанная с незавершенностью процесса установления государственной границы на отдельных ее участках. Основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, законодательстве Российской Федерации, автор предлагает новые определения таких понятий, как государственная граница Российской Федерации, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, территориальная безопасность государства.

Ключевые слова: государственная граница, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, территориальная безопасность государства.

Территория в определенных границах является обязательным атрибутом государства . Государство, имеющее оформленную в международно-правовом отношении государственную границу, представляется наиболее стабильным в экономической, политической, военной и других сферах. Без завершенного процесса международно-правового оформления государственной границы государству, его территориальной целостности угрожают территориальные споры. Территориальные споры могут продолжаться веками и не позволяют государствам полноценно развивать отношения.

Россия, как и некоторые другие государства, не завершила международно-правовое оформление своей государственной границы, между тем как оформленная в международно-правовом отношении государственная граница Российской Федерации будет являться полноценным юридическим гарантом выработки и реализации государственных мер по обеспечению территориальной целостности государства.

Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории. Ф. Мартенс, рассматривая вопрос о границах государства, писал, что «еще более необходимым представляется оно (разграничение между государствами - С.Р.) для мирных и устроенных международных сношений, ибо пограничные столкновения, вызываемые неопределенностью границ, не только порождают недоразумения между государствами, но и служат тормозом, препятствующим развитию международных пограничных оборотов» . Данную точку зрения поддерживает в своих работах и другой видный русский юрист-международник В.А. Ульяницкий .

Вопросы установления государственных границ являются предметом договоров между государствами об их делимитации и демаркации. Современное международное право запрещает насильственное изменение государственных границ и всякие насильственные посягательства на них.

Представляется, что в вопросах обеспечения территориальной целостности имеет значение само определение понятия «государственная граница Российской Федерации», которое нуждается в совершенствовании.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница есть «линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Необходимо заметить, что определение «государственная граница Российской Федерации» начало формироваться еще во время подготовки Временного устава службы пограничной охраны ОГПУ 1927 года (ВУСПО-27) и Положения об охране государственных границ ССР 1927 года .

На наш взгляд, определение должно отражать следующие признаки государственной границы Российской Федерации:

Устанавливается на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

Должна быть согласована с сопредельными государствами и установлена международными договорами;

Есть линия и проходящая по этой линии вертикальная (обозначающая боковой предел) и горизонтальная (обозначающая высотный предел) поверхности;

Обозначает пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве;

Обозначается специальными сооружениями - пограничными знаками, основные пограничные столбы имеют государственную геральдическую атрибутику.

Определение понятия «государственная граница Российской Федерации» представляет интерес также для осмысления теории государственной границы .

Представляется целесообразным изложить определение государственной границы Российской Федерации в следующей редакции: «Государственная граница Российской Федерации - это установленная на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная и горизонтальная поверхности, обозначающие пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве».

Относительно высотного предела (горизонтальная поверхность) до настоящего момента продолжаются дискуссии. Считаем, что высотный предел воздушной территории государства согласно сложившейся практике находится на высоте 100-110 километров от уровня океана. 2 апреля 1979 г. на 18-й сессии юридического подкомитета ООН СССР был официально внесен рабочий документ ООН А/АС.105/С.2/L121 под названием «Подход к решению проблемы воздушного и космического пространства», в котором предложено надземное пространство выше 100-110 км считать космическим пространством .

Современные технические возможности предполагают и необходимый учет высотного предела действия суверенитета государства для обеспечения безопасности.

В международно-правовом оформлении государственной границы выделяют два основных этапа - делимитацию и демаркацию. В необходимых случаях проводится и редемаркация.

В юридической науке нет единого и общепринятого определения делимитации государственной границы. По нашему мнению, делимитация государственной границы - это определение сопредельными государствами точного прохождения государственной границы между ними с подробным ее описанием и нанесением на топографическую карту, которая фиксируется в международном договоре.

После делимитации начинается следующий этап установления государственной границы - демаркация.

На наш взгляд, демаркация - это фактическое обозначение установленной международным договором государственной границы (делимитированной) на местности посредством установки системы пограничных знаков (пограничных столбов, пирамид, речных и морских буев и др.).

В том случае, когда возникает необходимость в проверке и уточнении ранее демаркированной границы, имеются расхождения с картой делимитации, в соответствии с соглашениями между государствами на границе происходят существенные изменения, устаревают, меняются или утрачиваются частично или полностью пограничные знаки в результате военных столкновений, природных явлений или других причин, соседние государства проводят редемаркацию государственной границы.

Современное состояние процесса международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации можно охарактеризовать как незавершенное.

Государственная граница России в международно-правовом отношении полностью оформлена с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, Корейской Народно-Демократической Республикой.

Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России со следующими государствами: Латвия, Литва, Украина, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан и США.

Не оформлена в международно-правовом отношении государственная граница России с пятью государствами: Эстонией, Белоруссией, Грузией, Абхазией и Японией.

В современный период можно выделить нуждающиеся в особом внимании регионы, в которых сходятся интересы многих сопредельных государств, важные в экономическом, геополитическом, военном отношении, а именно Арктический и Каспийский регионы.

Видится, что стремление приарктических государств к ресурсам Арктики будет только возрастать и возможны различные варианты разграничения ее районов. Соглашаясь с мнением большинства компетентных ученых, считаем, что правовой основой статуса Арктики является международное право, его обычные нормы, а не новшества Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся ограничения континентального шельфа, международного района морского дна и др. Интересы Российской Федерации не могут быть ущемлены при определении правового статуса Арктики. Российская Федерация должна использовать свой авторитет в мире, преодолевать активное влияние США на мнение других государств в ООН. Секторальное деление есть основа безопасности государств Арктического региона.

Противоречия и конфликты интересов связаны и с разграничением Каспийского моря.

Мы полагаем, что на данный момент в теории и практике международно-правового регулирования территориальных споров не нашел закрепление какой-либо универсальный способ разграничения водных пространств. Однако на основании анализа опыта разграничения территорий между государствами, а также учитывая сложившуюся практику международных судов по разрешению территориальных споров, наиболее универсальным способом считаем разграничение территорий с учетом исторических правооснований.

Учитывая уникальность Каспийского моря, необходимо закрепить за ним статус особого водного объекта, отличный от статуса как озера, так и моря. Его установление возможно только путем принятия прикаспийскими государствами совместной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, неотъемлемой составляющей которой должны быть следующие принципы:

Исключительность прав прибрежных государств на Каспийское море, реализуемая через закрытие для третьих стран и их граждан доступа для осуществления на нем различных видов деятельности;

Свобода плавания судов по Каспийскому морю под флагами прикаспийских государств;

Свобода рыболовства на всей акватории (за исключением десятимильной прибрежной зоны);

Секторальное разграничение юрисдикции прикаспийских государств на дно Каспийского моря на основе равноотстоящей срединной линии в целях разграничения прав на живые и неживые ресурсы, находящиеся в его недрах.

Россия может выступить инициатором создания совместной конвенции прикаспийских государств, закрепляющей правовой статус Каспийского моря. Представляется, что сложившиеся отношения России с Ираном, Казахстаном позволят активизировать деятельность Азербайджана и Туркменистана в формировании единого подхода к разграничению его ресурсов.

Помимо Арктического и Каспийского регионов отдельного внимания заслуживает российско-украинская государственная граница в связи с самоопределением Крыма в форме отделения от Украины и вхождения в состав Российской Федерации. В дальнейшем процесс установления российско-украинской границы будет зависеть от международного признания статуса Крыма и завершения самоопределения юго-восточных областей Украины (Донецкой и Луганской народных республик) .

Сегодня многие западные государства не признают самоопределение и воссоединение Крыма с Россией, заявляют о нарушении норм международного права. Авторитетные российские ученые, в частности, Г.М. Вельяминов и В.А. Томсинов, справедливо обосновывают, что воссоединение Крыма с Российской Федерацией в полной мере соответствует нормам и принципам международного права . Мы также уверены в том, что самоопределение Крыма соответствует международному праву.

Необходимость завершения международно-правового оформления государственной границы России очевидна, поскольку изменение интересов, смена политических режимов сопредельных государств, возникновение вооруженных конфликтов в непосредственной близости к государственной границе, как правило, перечеркивают достигнутые договоренности и растягивают по времени территориальное разграничение. Полноценно о территориальной целостности государства можно говорить только в случае юридически закрепленного предела действия государственного суверенитета.

Представляется, что проблема международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации порождена длительностью переговорного процесса, который в основе своей заключается в несогласии некоторых сопредельных государств с принадлежностью отдельных территорий. Именно желание отдельных сопредельных государств владеть несогласованными участками государственной границы является прямой угрозой территориальной целостности России. Фактически государственная граница Российской Федерации установлена, но юридически не все сопредельные государства готовы ее закрепить. Такие сопредельные государства будут формировать угрозы безопасности России и активно воздействовать на несогласованные районы. Например, Эстония дает свое гражданство россиянам, проживающим в Печорском районе Псковской области (по приблизительным подсчетам, более десяти тысяч человек уже имеют двойное гражданство ).

Незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, действия сопредельных государств в отношении несогласованных (оспариваемых) территорий создают реальную угрозу безопасности и территориальной целостности России.

По нашему мнению, для детального понимания незавершенности международно-правового оформления государственной границы как угрозы территориальной целостности Российской Федерации необходимо раскрыть определение понятия «территориальная целостность государства». Через понимание территориальной целостности государства видится необходимым дать определение понятия «территориальная безопасность государства», сформулировать условия такой безопасности.

Определение понятия «территориальная целостность государства» в международных правовых актах не закреплено. В основном ученые вкладывают в это понятие качественную характеристику государства, отражающую состояние его безопасности, проявляющуюся в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства, и определяемую способностью государства сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение .

По нашему мнению, территориальную целостность государства можно представить как обеспеченную общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и правовыми средствами государства неприкосновенность, нераздельность государственной территории и границы, сформированной исторически и находящейся под государственным суверенитетом.

Под территориальной безопасностью государства предлагается понимать состояние защищенности и целостности территории государства от возможных угроз как внутри него, так и со стороны других государств, направленных на ее разделение или отделение конкретной части, представляющей геополитическую, экономическую или иную ценность.

Характеризуя территориальную безопасность государства, необходимо обращаться к определенным критериям (условиями), которые позволят выявить состояние государства и его способности к сохранению целостности своей территории. Анализируя существующие территориальные проблемы государств в мире, считаем, что критериями (условиями) способности государства к сохранению целостности своей территории могут выступать следующие: международный авторитет государства, его участие в работе международных (региональных) организаций, способности государства контролировать возникающие ситуации, состояние законодательства, качество изменений в административно-территориальном устройстве.

Современные международно-правовые реалии разрешения территориальных вопросов таковы, что территории государств все чаще подвергаются трансформациям. После окончания Второй мировой войны и завершения кровопролитных территориальных переделов прошло не так уж и много времени, но сменились эпохи, и новые поколения претендуют на реализацию своих амбиций. Распад СССР создал проблему установления государственных границ, которые в большинстве своем появились на основе бывших административных границ. Уровень потребления растет, население увеличивается, и государствам недостаточно собственных резервов, им необходимо получать ресурсы, искать рынки сбыта для повышения уровня жизни своих граждан, что нередко ведет к разрушению границ других государств.

Очевидные и стремительные преобразования в мире однозначно показывают необходимость детального переосмысления теории государственных границ и теории государственных территорий в целом. Уточненное определение понятия «государственная граница Российской Федерации» предлагается к обсуждению и возможному учету при внесении изменений в действующее законодательство.

Предлагая определения понятий «территориальная целостность государства», «территориальная безопасность государства», можно сделать вывод о том, что незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации есть угроза для ее безопасности и территориальной целостности. Территориальная целостность Российской Федерации предполагает, что ее территория имеет закрепленную в международных договорах государственную границу с сопредельными государствами. Поскольку существуют сопредельные государства, не признающие юридическую принадлежность отдельных территорий России, то они будут продолжать создавать угрозы безопасности и постоянно претендовать на спорные территории.

Список литературы

1. Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2013.

2. Василевская Э.Г. О высотном разграничении воздушного и космического пространства // Советское государство и право. 1979. № 11.

3. Вельяминов Г.М. Воссоединение Крыма с Россией: правовой ракурс // Государство и право. 2014. № 9.

4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

7. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.

8. Першин А., Ярлыченко В. Государственная граница: эволюция представлений // Вестник границы России. 2000. № 1.

9. Печоры: живем на две страны. URL: http://www.myestonia.ru/publ/pechory_zhivem_na_dve_strany/14-1-0-298 (дата обращения: 15.07.2015).

10. Скулаков Р.М. Некоторые аспекты международно-правового признания независимости Донецкой и Луганской народных республик // Современное право. 2015. № 2.

11. Скулаков Р.М. Проблемы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации. Голицыно, 2007.

12. Томсинов В. Воссоединение Крыма с Россией с точки зрения международного права// Законодательство. 2014. № 6.

13. Ульяницкий В.А., Комаровский Л.А. Международное право. М., 1908.

Поделитесь статьей с коллегами:

3. Способы территориальных изменений.

4. Международно-правовые механизмы разрешения территориальных проблем.

1. Понятие, юридическая природа и состав
государственной территории

Под территорией в международном праве понимается пространство земного шара с определенным правовым режимом. Это могут быть сухопутная или водная территории, недра, воздушное пространство и небесные тела.

По правовому режиму территории подразделяются на территории с международным режимом, территории со смешанным режимом и государственные.

Территории с международным режимом не принадлежат какому-либо государству в отдельности, а находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами. К территориям с международным режимом относятся: открытое море за пределами территориальных вод и воздушное пространство над ним, международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство и небесные тела, включая Луну.

Территории со смешанным режимом не входят в состав государственных территорий, однако государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права. На территориях со смешанным режимом действуют нормы как международного права, так и зафиксированные национальным законодательством. К территориям со смешанным режимом принадлежат континентальный шельф и экономические зоны.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определенного государства. С точки зрения международного права, государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству. В состав государственной территории входят:

1. Сухопутная территория, т. е. вся суша в пределах государственных границ, включая флору и фауну, естественные богатства, заключенные в недрах земли.

2. Водная территория, охватывающая внутренние (национальные) воды, включающая в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если ширина не превышает 24 морских миль; территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых не должна превышать 12 морских миль, а также недра дна территориального моря; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.

Исключительность государственной власти в пределах границ государства выражается территориальным верховенством, которое является неотъемлемой частью государственного суверенитета, его материальным проявлением. Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. Территориальное верховенство предполагает, что:

власть государства является высшей и полной по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории: ей принадлежит принятие законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, а также вопросы гражданства, перемещения, въезда в страну и выезда из нее;

государство обеспечивает всеми средствами неприкосновенность и целостность своей территории: никакая часть государственной территории не может быть отчуждена другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства;

государство вправе менять статус государственной территории и границ в соответствии с волеизъявлением народа без вмешательства извне;

государственная власть вправе применять все законные средства властного принуждения для применения законов;

на территории государства исключается действие публичной власти иностранного государства (исключения могут иметь место по согласию государства).

Компетенция государства в отношении его территории определяется также понятием «территориальная юрисдикция» (лат. jurisdictio – судопроизводство). Оно означает установленную законом или иным нормативным актом государства совокупность правомочий его судебных и административных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения его правомерности применять юридические санкции к правонарушителям. Наиболее ярко территориальность юрисдикции проявляется в уголовной юстиции, где действует принцип принадлежности юрисдикции того места, где совершено преступление.

2. Государственные границы. Виды и способы
установления государственных границ

Современное государство воспринимается только в пределах четко ограниченного пространства. Стабильность территории неразрывно связана с понятием «государственная граница», которая представляет собой линии, обозначенные на карте и на местности, и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом, с одной стороны, и до центра земли и в глубь ее недр – с другой. Понятие «государственная граница» включает практически все аспекты существования государства: политический, оборонный, экономический, социальный и т.д.

Правовое оформление сохранности государственной территории осуществляется через процедуры ее международного признания и установления.

Международное признание границ . Международно-признан­ными государственными границами называют линии разграничения государственных территорий или линии отграничения территории государства от территории с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано с сопредельным государством. Установление государственной границы представляет собой довольно длительный, включающий в себя комплекс двусторонних договоров, заключаемых с сопредельными государствами, процесс.

Для международного установления границы должны быть делимитированы и демаркированы. Кроме того, государства договариваются о режиме границы.

Делимитация государственной границы означает описание его в договоре либо максимально точное непосредственное обозначение линии ее прохождения на специальных картах, составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора.

Демаркация государственной границы есть процесс проведения и обозначения линии границы на местности, дополняемый соответствующим описанием в протоколах о демаркации границы.

В теории и практике современного международного права преобладает точка зрения, согласно которой установление границы предполагает окончательность и стабильность. Договоры о границах не содержат положений и условий об их денонсации, а также никаких отменительных условий. Односторонняя отмена договора о границах противоправна в своей основе. Коренное изменение обстоятельства, которое, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 62), может служить основанием для прекращения других договоров, не распространяется на договоры, устанавливающие границы. Возникновение вооруженных конфликтов также не означает прекращение действия договоров о границах.

Более гибкими и менее стабильными являются договоры о режиме границы, а также соглашения о пунктах пропуска через государственную границу, о взаимных поездках граждан (безвизовом порядке въезда), об упрощенном порядке пересечения государственной границы жителями приграничных районов сопредельных государств, о водопользовании на пограничных реках, строительстве трансграничных объектов (мостов, трубопроводов, плотин, водохранилищ и пр.), судоходстве на пограничных реках, рыболовстве, создании совместных заповедников и по другим вопросам, представляющим общие интересы пограничных государств.

В вопросах договорного оформления государственных границ с бывшими советскими республиками Российская Федерация придерживается единого подхода – признание тех границ, которые существовали на момент распада СССР. Такой подход исключает предъявление каких-либо территориальных претензий одного государства к другому, облегчает окончательное решение территориальных вопросов.

3. Способы территориальных изменений

Принцип территориальной целостности – один из основных принципов современного международного права, закрепленный в Уставе ООН. Вместе с тем принцип суверенитета государства закрепляет за государствами право вносить территориальные изменения в пределах своих границ. Однако любые из них возможны лишь на основе признанных международным правом правовых процедур.

Одной из таких процедур являетсякондоминиум , посредством которого реализуется совместное владение (dominium – собственность, владение). Кондоминиум предполагает осуществляемое на основе равенства совместное управление одной и той же территорией. Правовым основанием кондоминиума служит договор (двусторонний или трехсторонний).

В международном праве понятие «кондоминиум» признается в качестве случая, когда часть территории, состоящая из суши и воды, находится в общем ведении двух или более государств, совместно осуществляющих суверенитет над этой территорией и ее населением». В период 1899–1951 гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана. Великобритания заявила об аннулировании кондоминиума в 1956 г. При помощи кондоминиума был успешно разрешен территориальный спор по поводу Андорры между Францией и Испанией. Территория Андорры (465 кв. км) с 805 г. находилась в режиме кондоминиума Франции и Урхельского епископства Испании. В 1993 г. была принята Конституция Княжества Андорры, которая провозгласила Андорру независимым, демократическим государством с парламентским режимом. Президент Франции и Епископ Урхельский являются Соправителями, наделенными определенными полномочиями.

Унифицированного режима кондоминиума не существует. Однако можно выделить его такие основные признаки, как вхождение территории в состав обоих государств; двойное гражданство; многоязычие государственных языков; нахождение на территории кондоминиума вооруженных сил обоих государств; наличие соответствующих механизмов управления.

История международных отношений демонстрирует и другие способы изменения государственных территорий.

Цессия – уступкачасти территории одним государством другому на основе международного соглашения. Цессия также может проходить и путем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами.

Аренда – временная передачаодним государством другому части своей территории на условиях, предусмотренных в договоре.

Передача территории на основе плебисцита (всенародного голосования).

Продажа территорий осуществляется на основе договора. Так, территория Аляски и прилегающих к ней островов общей площадью 1530 тыс. кв. км по договору, подписанному 30 марта 1867 г. в Вашингтоне, была продана с согласия российского императора Александра II Соединенным Штатам за 14 320 000 руб. (7 200 000 американских долларов). Сделка по приобретению Аляски состоялась по инициативе госсекретаря США Уильяма Х. Сьюарда. По его же инициативе, США приобрели Виргинские острова, Гавайю, Гренландию и Исландию. Многие американцы обвиняли Сьюарда в растрате государственных средств. В американской истории приобретение Аляски долгое время называли «глупостью Сьюарда», а саму Аляску – «ящиком для льда». Впоследствии приобретение Аляски было признано важнейшей из международных сделок.

Обмен территориями по соглашению сторон. Как правило, речь идет о небольших, равноценных по размеру участках. Пограничными участками государства обмениваются для более удобного расположения границы на местности или уточнения границ. Подобные обмены оформляются международными договорами и требуют последующей ратификации. Такие обмены состоялись в 1951 г. между СССР и Польшей, в 1954 г. – между СССР и Ираном.

4. Международно-правовые механизмы разрешения
территориальных проблем

В территориальном вопросе действует общепризнанный императивный принцип международного права – принцип мирного урегулирования территориальных проблем. Он предполагает такое процедурное решение, которое позволило бы достичь определенного компромисса, отвечающего интересам всех затронутых сторон. Степень достижения взаимовыгодного решения во многом зависит от остроты проблемы, наличия или отсутствия международной напряженности на соответствующих территориях. В зависимости от этих факторов возникают межгосударственные отношения, которые квалифицируются в международном праве как спор, спорная ситуация, территориальный конфликт.

В основе территориальных споров, как правило, лежит вопрос о юридической принадлежности определенных участков территории. Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм международного права, договорных или обычных, характеризующих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальный спор предполагает юридически обоснованную позицию одной стороны в отношении определенного положения границы или каких-либо прав на спорную территорию. Территориальный спор может выражаться в форме протеста одной стороны по поводу действий другой стороны в отношении спорной территории. Спор имеет место в том случае, когда одно государство предъявляет претензии к другому государству, которое отвергает эти претензии или принимает их частично.

Однако не все разногласия образуют территориальные споры. В частности, не образует территориальный спор односторонняя территориальная претензия, при которой заявившее эту претензию государство не оспаривает норм международного права, определяющих линию границы или принадлежность конкретной территории, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Если подобные столкновения интересов не сопровождаются официальным предъявлением претензий друг к другу (хотя и могут выражаться в пограничных инцидентах, концентрации войск на границе и т.п.), они считаются спорными ситуациями.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются термины «спор» и «спорная ситуация». Вместе с тем очевидно, что совокупность обстоятельств, приведших к возникновению вначале спорной ситуации, а затем к спору, нередко перерастает в конфликт. Под «конфликтом» (от лат. слова conflictus) следует понимать такую степень противоборства двух (или более) сторон по поводу территориальных разногласий, когда обе стороны совершают определенные действия, направленные друг против друга. Конфликт следует отличать от односторонних действий, которые хотя и могут носить насильственный, агрессивный или какой-либо неприемлемый для другой стороны характер, но не всегда перерастают в противоборство. Международный конфликт определяется как противоборство или столкновение, возникшее на основе серьезных разногласий в ходе разрешения спора.

На споры и на спорные ситуации распространяется принцип их мирного разрешения независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности. В современном международном праве принцип мирного разрешения споров выступает в качестве нормы jus cogens. Он впервые был сформулирован в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Принцип мирного разрешения закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что государства обязаны разрешать свои взаимные споры как угрожающие, так и не угрожающие международному миру и безопасности, исключительно мирными средствами. Юридическое содержание этого принципа составляет совокупность прав и обязанностей государств, призванных мирно разрешить возникшую ситуацию. Согласно п. 1 ст. 1 Устава ООН государства – члены ООН принимают на себя обязательство «проводить мирными средствами» урегулирование и «разрешение международных споров и ситуаций».

Механизм реализации принципа мирного урегулирования и разрешения международных споров существует в виде системы средств такого урегулирования. Перечень этих средств содержится в г. VII Устава ООН «Мирное разрешение споров». Статья 33, п. 1 Устава предлагает сторонам, участвующим в любом споре, следующие способы его разрешения: переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. При разрешении территориальных споров государства – участники должны прибегать к этим или иным мирным средствам по своему выбору.

Двусторонние обсуждения территориальных проблем на переговорах и консультациях, которые могут вестись как официально, так и неофициально, являются самым эффективным средством. Именно такими являются переговоры между Россией и Японией по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В совместной Токийской декларации о японо-российских отношениях от 13 октября 1993 г. подчеркивается, что решение вопросов по поводу указанных территорий может быть найдено при помощи переговоров с учетом исторических и юридических фактов. Одним из результатов ведущегося на протяжении ряда лет конструктивного диалога стало опубликование японской и российской сторонами в сентябре 1992 г. «Сборника документов по истории территориального размежевания между Японией и Россией», подготовленного министерствами иностранных дел Российской Федерации и Японии. В Сборнике приведены признаваемые обеими сторонами основные международно-правовые документы, касающиеся двустороннего территориального размежевания.

Территориальный спор или спорная ситуация могут привести к международным трениям и даже повлечь угрозу поддержанию международного мира и безопасности. О таких случаях любой член ООН может довести до сведения Совета Безопасности, который уполномочен расследовать такой спор и рекомендовать надлежащую процедуру для его разрешения или методы урегулирования. Статья 34 Устава ООН уполномочивает Совет Безопасности «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Государство, которое не является членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные настоящим Уставом. Согласно Уставу ООН (ст. 51 п. 3) при рассмотрении вопросов, касающихся спора, сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования.

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. При этом государства подают в суд заявления о признании юрисдикции суда. Решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Контрольные вопросы и задания

Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которыеопределяют пределы действия государственного суверенитета. Главная

задача государственных границ – определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий с определьных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения

многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому во-

просу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой – обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает

принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуетсяастрономическим . Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречаетсякомбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других – геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки;

также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе.

Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон

от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ ≪О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации≫установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства – это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы.

Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования – космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушнойграницы государства находится на высоте 100–110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты,

рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней

линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о делимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация – это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств.

Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире ≪все течет, все изменяется≫, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тек-

тонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами.

По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующихкарт и схем. В 1967–1972 гг. была проведена редемаркация границы

между СССР и Турцией в районе реки Аракс.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе.

Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом.

Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации былаодобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительст-

ва Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ – один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая

норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок

пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля

1993 г. № 4730-I ≪О государственной границе Российской Федерации≫и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют

специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование

пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе ≪О государственной границе Российской Федерации≫.

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничныхпредставителей (пограничных комиссаров ). Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы; расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения

границы рассматриваются на дипломатическом уровне.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав