28.06.2020

Конституционное право зарубежных стран (). Конституционный контроль Конституционный надзор в зарубежных странах статья зва


Конституционный контроль (надзор) – это проверка актов и действий органов и учреждений публичной власти, а иногда и частных лиц на предмет их соответствия Конституции. В литературе, наряду с термином «Конституционный контроль» используют другое понятие, например, «Конституционный надзор», «Конституционное правосудие», «Конституционная проверка». Все они являются доктринальными и имеют различные смысловые оттенки. Например, понятие «Конституционный контроль» и «Конституционный надзор» различаются тем, что:

1) Конституционный контроль предполагает возможность принятия контролирующим органом обязательного, постановляющего решения в применении каких-либо последствий в случае обнаружения нарушения Конституции. Например, о прекращении действия правового акта подконтрольного органа; отрешение от должности президента, ликвидации политических партий.

2) Конституционный надзор же означает наблюдение и допускает лишь право надзирающего органа обратить внимание поднадзорного органа на нарушение закона, отменить же соответствующий акт может только сам поднадзорный.

В мировой практике применяются оба термина.

Институт судебного конституционного контроля возник в США в 1803 г. в силу судебного прецедента, когда Верховный суд под председательством Дж.Маршала в решении по делу Мэрбери против Мэдисона впервые провозгласил недействительным федеральный закон конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным . Тем самым было положено начало формированию конституционного правосудия в его современном понимании. При этом особенностью американской модели явилось осуществление конституционного контроля судами общей юрисдикции. В начале ХХ века возникает европейская модель конституционной юрисдикции, отличием которой от американской является осуществление конституционного контроля специализированными органами – конституционными судами (советами). Она во многом была основана на идеях знаменитого австрийского ученого – юриста Кельзена, с именем которого связано и создание в 1920г. первого конституционного суда – австрийского. Активное распространение судебного конституционного контроля характерно для периода после II мировой войны. Разделение моделей конституционной юрисдикции на два вида, конечно, условно, так как все большее развитие получают смешанные модели, включающие элементы и той и др.

Формируются органы конституционного контроля (надзора) способами: парламентарный, внепарламентарный и смешанный. Имеется в виду, что в назначении одного человека принимают участие 2 или 3 органа. К смешанному можно отнести Испанию (ст.159) Конституцию 1978г., где формально все 12 членов назначены королем. Однако, как гласит Конституция. 4 из них назначены нижней палатой, 4 – по предложению Сената, 2 – по предложению председателя правительства, 2 – по предложения главного совета судебной власт и. За кандидатов от парламента голосуют члены парламента, и они утверждаются? голосов.

Формы конституционного контроля

Формы могут классифицироваться по различным основаниям.

По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим. По месту осуществления конституционный контроль – внутренним и внешним. С точки зрения правовых последствий – консультативным или постановляющим.

По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. По форме – абстрактным или конкретным. По объему – полным или частичным. По содержанию – формальный и материальный.

Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, конституционные законы, органические законы и даже парламентские регламенты. Могут также оцениваться международные договоры, нормативные акты правительства и других органов исполнительной власти, акты глав государств тех стран, где они имеют право создавать нормативные акты.

Субъекты конституционного контроля

Инициаторами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, и в первую очередь – органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного контроля. Круг этих субъектов конституционного контроля устанавливается специальными законами о конституционных или обычных судах.

Специальные судебные органы мало отличаются от несудебных органов конституционного контроля. Но отличия все же есть. Специальные судебные органы соблюдают судебную процедуру: дело слушается в открытом заседании, ведется по правилам судебной процедуры, заседание ведет председатель, заслушиваются свидетели, ведется протокол, допускается публика и т.д. А несудебные органы конституционного контроля такие процедуры могут и не соблюдать. Их главная задача провести экспертизу законодательства; как они ее проводят – дело данного органа.

Развитие конституционного контроля в зарубежных странах следует рассматривать на основе моделей, которые получили наибольшее развитие. Основными моделями современного конституционного контроля являются американская и европейская.

Американская модель

В ряде стран, например в США, Мексике, Канаде, Бразилии, Дании, Норвегии, Аргентине, Индии, Японии, конституционный судебный контроль осуществляют суды общей юрисдикции снизу доверху. Это так называемая американская модель контроля (названная именем страны, где она впервые появилась), которая позволяет более широко пользоваться судебной системой, дает возможность обращаться по конкретным вопросам как в нижестоящие суды, так и в верховный суд.

США - страна, где впервые в мире появился институт конституционного судебного контроля в современном его понимании. В 1803 г. Верховный суд США, рассматривая дело «Marbury v. Madison», провозгласил возможность признания неконституционным любого закона, который противоречит федеральной Конституции. В указанном решении было закреплено право и обязанность Суда осуществлять толкование Конституции, так как это Основной закон страны, и суды обязаны принимать решения в соответствии с ним.

Еще в 1788 г. А. Гамильтон говорил, по сути, то же самое: «Толкование законов - должная и свойственная судам сфера деятельности. Конституция является и должна рассматриваться судьями как основной закон. Они должны определять ее значение, как и значение любых конкретных актов, исходящих от законодательного органа. Если при этом возникают непримиримые противоречия между ними, следует отдавать предпочтение высшим обязательствам, которые и имеют силу, или, другими словами, конституцию следует ставить выше статута, намерение народа выше намерений его представителей» . Выводы, изложенные Верховным судом в указанном деле, имели принципиальное значение для развития правовой системы США.

Конституция США не содержит прямое указание на то, что Верховный суд является органом конституционного судебного контроля. Указанное полномочие выводится из принципов верховенства Конституции, разделения властей, из конституционного положения о том, что члены законодательных собраний и все должностные лица исполнительной и судебной властей обязаны поддерживать Конституцию.

Американская модель конституционного судебного контроля не предполагает наличие специализированных органов, занимающихся исключительно вопросами, направленными на охрану Конституции. Данная модель не предполагает также возможность осуществления абстрактного конституционного судебного контроля, что существенно ограничивает возможности проверки конституционности актов, которые не затронули права граждан, однако вызвали сомнение в их конституционности у других субъектов права.

Функции конституционного судебного контроля в США в пределах своей компетенции имеют все суды - и федеральные, и суды штатов. Верховный суд не может рассматривать вопросы конституционности нормативных актов по собственной инициативе. Сначала рассмотрение федеральных законов, законов штатов, актов президента, договоров и т. д. с точки зрения их соответствия Конституции проходит в судах низших инстанций. Вопрос поднимается по жалобе стороны в конкретном деле, которая заявляет, что данный акт нарушает его права, закрепленные в Конституции. Суд при рассмотрении конкретного дела вправе отказаться от применения какого-либо нормативного акта, если придет к выводу о его противоречии Конституции. В этом случае процесс разбирательства уголовного или гражданского дела прерывается и начинается рассмотрение вопроса о конституционности акта. В последующем дело поступает в Верховный суд США - высшую апелляционную инстанцию. Верховный суд принимает окончательное решение о конституционности либо неконститу- ционности нормативного акта целиком или отдельных его частей. В случае признания акта неконституционным он фактически утрачивает свое действие и не может применяться судами и иными органами государства. Решение Верховного суда о признании неконституционное™ закона одного штата автоматически распространяется на законы других штатов, содержащих аналогичные нормы. При этом решение Верховного суда о признании неконституционное™ закона в силу существования в стране прецедентного права будет являться общей нормой права.

Кроме проверки конституционности нормативных актов Верховный суд вправе толковать Конституцию США и действующие законы. Акты толкования Верховного суда имеют обязательную силу для всех судов страны. За время осуществления контрольных функций Верховным судом были признаны антиконституционными более 1100 актов, причем большая их часть относится к законам штатов. Так, Верховный суд США признавал неконституционными положения законов, регулирующих вопросы взаимоотношений Федерации и штатов; вопросы избирательного , налогового, торгового, уголовного, уголовно-процессуального права и многие другие. Наибольшее количество дел о проверке конституционности нормативных актов или действий должностных лиц было связано с рассмотрением Верховным судом споров о защите конституционных прав и свобод граждан

(в частности, дела о праве на неприкосновенность частной жизни 1 ; о равноправии ; о свободе самовыражения ; о свободе вероисповедания ; о правах обвиняемого ; о свободе передвижения ; по вопросам уголовного процесса ).

Нередко американскую модель определяют еще как децентрализованную, поскольку контроль осуществляется всеми судами страны. Однако в ряде государств конституционный контроль осуществляется только верховными судами, являющимися органами общей юрисдикции. Подобная практика сложилась в Индии (конституционный контроль осуществляется Верховным судом и высокими судами штатов), Швейцарии (где суды кантонов не осуществляют конституционный контроль, но при этом в кантоне Жюра создан Конституционный суд, а в двух полукантонах соответствующими полномочиями наделены административные суды и верховный суд субъекта) и др. Иногда вопросы конституционности разрешаются всем составом верховного суда (Чад, Мавритания), а иногда конституционными вопросами занимается специально создаваемая в этих целях при верховном суде конституционная палата (Марокко).

  • 7. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных странах.
  • 8. Понятие и объекты конституционного контроля. Виды конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 9. Основные модели судебного конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 11. Компетенция органов судебного (квазисудебного) конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 12. Конституционно-правовое регулирование экономических и социальных отношений в зарубежных странах.
  • 3. Социальные отношения
  • 15. Понятие, отличительные признаки абсолютной монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 16. Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 17. Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 19. Понятие, отличительные признаки парламентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 20. Понятие, отличительные признаки полупрезидентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.
  • 21. Понятие и виды форм государственного устройства в зарубежных странах.
  • 23. Понятие, признаки и виды автономий в зарубежных странах. Особенности автономных образований в Италии, Финляндии и
  • 24. Понятие, отличительные признаки федеративных государств. Виды федеративных государств в зарубежных странах.
  • 25. Способы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в зарубежных федерациях.
  • 26. Основания, порядок осуществления федерального вмешательства в зарубежных государствах. Меры федерального вмешательства в зарубежных странах.
  • 27. Понятие и принципы избирательного права в зарубежных странах.
  • 28. Избирательный процесс в зарубежных странах.
  • 29. Мажоритарные избирательные системы, их сущность и виды в зарубежных странах.
  • 30. Пропорциональные избирательные системы, их сущность и виды в зарубежных странах.
  • 31. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды и условия его проведения.
  • 32. Понятие и место главы государства в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Соотношение юридического и фактического статуса главы государства в
  • 33. Способы замещения поста главы государства в зарубежных странах. Временное осуществление функций главы государства в зарубежных странах.
  • 34. Компетенция главы государства в зарубежных странах. Акты главы государства в зарубежных странах.
  • 35. Парламент и его место в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Парламентаризм в зарубежных странах.
  • 36. Способы формирования и досрочный роспуск парламентов в зарубежных странах.
  • 43. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 44. Правительство и его место в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Министериализм в зарубежных государствах.
  • 51. Форма правления и система высших органов государственной власти сша.
  • 52. Особенности американского федерализма. Система органов государственной власти штатов в сша.
  • 54. Форма правления и система высших органов государственной власти в Великобритании.
  • 55. Форма правления и система высших органов государственной власти во Франции.
  • 8. Понятие и объекты конституционного контроля. Виды конституционного контроля в зарубежных странах.

    Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

    Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

    Существует два вида органов конституционного контроля:

    1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;

    2) судебный конституционный контроль, действующий в:

    а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);

    б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

    Существует семь видов конституционного контроля.

    1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

    2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

    3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.

    4. Решающий и консультативный виды контроля.

    5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

    6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

    7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.

    9. Основные модели судебного конституционного контроля в зарубежных странах.

    Существуют две основные модели организации судебного конституционного контроля американская и европейская (австрийская).

    Теоретическое обоснование американская модель получила в работах американского юриста и ученого Александра Гамильтона в конце ХVIII века.

    Американская модель характеризуется тем, что соответствующими полномочиями наделены суды общей юрисдикции. Эта модель иначе называется децентрализованной и «дифузивной». Ее характеризует трактовка конституционного контроля, как сугубо правовой функции. Такая модель действует в Аргентине, Бразилии, Мексике, Японии и других странах.

    При этом существуют следующие разновидности судебных органов, наделенных правом осуществлять конституционный контроль:

    1. Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции, но окончательное решение принимает высший суд государства.

    2. Конституционный контроль осуществляют только высшие суды государства.

    3. Конституционный контроль осуществляют высшие суды субъектов федерации.

    При американской модели должности судей верховных судов замещаются, как правило, по решению главы государства, санкционированному парламентом.

    К достоинствам данной системы относятся: возможность обращения в суд по вопросу конституционности правового акта любой стороной судебного процесса; возможность рассматривать дело о неконституционности правового акта в любом суде; обеспечение принципа состязательности в процессе. К недостатками системы можно отнести следующие: при такой системе возможен только последующий конституционный контроль, когда вступивший в силу закон, може иметь разнообразные последствия, а признание его неконституционным может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений; вопрос о конституционности правового акта решается судьей, который, как правило, не является профессионалом в конституционном праве; доведение дела до суда последней инстанции, которая принимает окончательное решение, может заняь очень много времени.

    В некоторых странах (Колумбия. Перу) создается Палата конституционных гарантий, которая действует отдельно либо в составе Верховного суда.

    Теоретическое обоснование европейская модель получила в работах австрийского юриста и философа Ганса Кельзена и впервые была реализована в Австрии в 30-е гг. ХХ века.

    Европейская (австрийская) модель характеризуется наличием в государстве специализированного судебного органа, отделенного от судов общей юрисдикции. Главная его функция – оценка конституционности законодательных актов, хотя он может быть наделен и другими полномочиями. Органы конституционной юстиции, как правило, называют конституционными судами, но встречаются и другие названия.

    При европейской модели порядок формирования органов конституционного контроля имеет свои особенности практически в каждой стране. Отличия имеются и в принципах их организации. Однако, по общему правилу, при такой модели в формировании органов конституционного контроля участвуют органы, представляющие различные ветви власти.

    Например, в Австрии в состав конституционного суда входят председатель, его заместитель и 12 судей, а также 6 запасных судей. Председателя, заместителя, шесть действительных судей и трех запасных назначает президент по предложению правительства. Остальных президент назначает из числа кандидатур, предложенных палатами федерального парламента. Судьи идут в отставку в 70 лет.

    Несомненным достоинством данной модели является то, что в конституционный суд может обратиться любой человек. К плюсам конституционного суда относится и то, что в его состав входят специалисты по конституционному праву. Недостатком европейской модели, как и американской, является то, что осуществление контроля в отношении актов, вступивших в законную силу и имевших случаи применения, может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений, так как они будут регулироваться различным образом до и после признания акта неконституционным.

    Впервые идею охраны конституциис помощьюспециализированных государственных (внесудебных) органов выдвинул французский юрист и политический деятель Эммануэль Жозеф Сийес в 1795 году; однако реализована она была только после принятия Конституции Франции 1958 года посредством создания Конституционного совета.

    Конституционный совет Франции - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет. Три члена Совета назначаются президентом, три - председателем Сената и три - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрения споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных органов.

    Подобная форма контроля принята в ряде бывших французских колониальных владениях, а также в Казахстане и в некоторых других странах.

    Конституционный совет, как правило, формируется различными ветвями власти, независимо друг от друга. В его состав могут входить также лица в соответствии с их общественным положением (например, бывшие президенты республики). Таким образом, членами конституционного совета могут быть не только юристы, но и политики, что дает возможность разносторонней оценки рассматриваемых правовых актов. Достоинством является то, что при данной форме контроля закон проверяется на предмет конституционности до его подписания и промульгации президентом, а это исключает действие законов не соответствующих конституции. При этом возможен также и последующий конституционный контроль при рассмотрении вопросов о нарушении конституционных прав граждан теми или иными правовыми актами. К недостаткам данной модели относится отсутствие состязательного процесса, но это имеет и свою положительную сторону, поскольку обеспечивает быстроту вынесения необходимого решения.

    В мусульманских странах могут создаваться конституционно-религиозные советы, состоящие из богословов и юристов . К примеру, в Иране действует наблюдательный совет, состоящий из 12-ти человек: 6-ти богословов, назначаемых высшим духовным лицом и 6-ти юристов, предложенных парламентом.

    Существуют следующие формы конституционного контроля:

    - по времени реализации : предварительный – осуществляется на стадии рассмотрения законопроектов, до их подписания главой государства (Румыния, Франция, Польша);последующий (будущий )– применяется к нормативным актам, вступившим в законную силу (Германия, Индия, США, Филиппины).

    - по форме: конкретный решение выносится в связи с конкретным делом; абстрактный – решение не связано с конкретным делом.

    - по обязательности проведения : обязательный – осуществляется на основе предписаний конституции и законодательства независимо от волеизъявления какого-либо органа или должностного лица; факультативный – осуществляется только по инициативе тех, кто наделен соответствующим правом.

    Существует две процедуры конституционного контроля – путем действия и путем запрещения .

    В первом случае инициирование вопроса о конституционности нормативно-правового акта может осуществляться сразу же после вступления его в действие независимо от факта применения.

    Во втором случае рассмотрение вопроса напрямую зависит от конкретного применения нормативно-правового акта.

    Решение органов конституционного контроля имеет различный характер и юридические последствия. Чаще всего, после принятия решения о не конституционности нормативно-правового акта его действие прекращается, а решения органов конституционного контроля являются обязательными и не подлежат обжалованию в каком-либо органе.

    Главным полномочием органов конституционного контроля является оценка конституционности законодательных актов. Кроме этого, к полномочиям этих органов относится решения других вопросов. В странах, где конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции, последние имеют право давать оценку конституционности судебных решений и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, включая акты главы государства. К тому же тут суды осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

    10. Органы судебного (квазисудебного) конституционного контроля в зарубежных странах: порядок формирования и их внутренняя организация .

    Европейская система предполагает учреждение специальных квазисудебных органов конституционного контроля. Для этих органов надзорная деятельность является единственной или главной функцией. Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства - конституционного судопроизводства. К таким органам относится, например, Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель.

    Главное отличие конституционных советов от конституционных судов (трибуналов) заключается в том, что в советах обычно применяется не публичная процедура, а закрытая, основанная на письменном производстве. Соответственно они не рассматривают индивидуальных конституционных жалоб.

    Конституционный контроль во Франции отличается большим своеобразием и несколько выходит за рамки вышеуказанных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается раз­личными органами: от парламента - Конституционным советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом, который возглавляет систему административной юстиции.

    Основная функция Конституционного совета - рассмот­рение соответствия ряда актов основному закону страны. Преж­де всего, в обязательном порядке подлежат контролю органи­ческие законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов - регламенты палат парламента. Конституционный совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу.

    Для реализации ответственности высших должностных лиц государства во Франции создаются Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики.

    Все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат», – гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.

    Своеобразный орган конституционного контроля учрежден Конституцией Ирана . Таким органом является Охранительный, или Попечительный совет, образованный из обычных и мусульманских юристов. Согласно ст. 94 Конституции все законодательство, принятое Исламским консультативным собранием (парламентом), должно направляться в этот совет, который в 10-дневный срок обязан проверить его совместимость с критериями ислама и Конституции. На Совет возложены также толкование Конституции (ст. 98) и наблюдение за выборами Собрания сведущих людей Руководства, Президента Республики, Исламского консультативного собрания, а также за прямым обращением к мнению народа и за референдумом (ст. 99).

    Конституция Пакистана не столь категорична. В Пакистане учрежден Совет исламской идеологии, или Исламский сове, в составе не менее 8 и не более 15 членов, назначаемых Президентом страны. В обязанности Совета входит дача рекомендаций Парламенту и провинциальным собраниям по их деятельности, которая должна соответствовать «принципам и концепциям ислама, сформулированных в Коране и в Сунне». Последняя, как считается, является дополнением к Корану. Совет также дает советы Парламенту, провинциальным собраниям, Президенту Республики и губернаторам по каким-либо вопросам, переданным на рассмотрение Совета, а также дает рекомендации в отношении действующих законов об их соответствии Исламу (ст. 230).

  • 5. Способы и порядок принятия и изменения конституций зарубежных стран.
  • 6. Понятие, виды и сущность конституций в зарубежных странах.
  • 7. Основные этапы развития конституций зарубежных стран.
  • 8. Структура и содержание конституций зарубежных стран.
  • 9. Характерные черты и особенности содержания конституций стран Европы, принятых после Второй мировой войны.
  • 10. Конституции развивающихся стран: этапы конституционной реформы, особенности их содержания.
  • 11. Конституционные реформы в государствах снг и Восточной Европы в 90-х годах 20 века.
  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля: их характеристика.
  • 2. Виды конституционного контроля
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 3. Социальные отношения
  • 4. Духовно-культурные отношения
  • 5. Политические отношения
  • 21. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 22. Конституционные основы экономической системы в зарубежных странах.
  • 23. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах, конституционные принципы социальной политики государств и их реализации.
  • 24. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 25. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 26. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 27. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 28. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 29. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 30. Понятие и принципы избирательного права зарубежных стран.
  • 31. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, общая характеристика.
  • 32. Понятие и виды референдумов в зарубежных странах.
  • 33. Республика как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 34. Монархия как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 35. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере Франции, Малайзии, оаэ).
  • 36. Федерации: понятие, признаки, виды. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 37. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере сша, Германии, Индии).
  • 38. Унитарные зарубежные государства: понятие, признаки, основные разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, характеристика.
  • 40. Понятие государственного режима, его виды и характеристики.
  • 41. Порядок формирования, состав и внутренняя организация парламента в зарубежных странах.
  • 42. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 43. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 44. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 45. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 46. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 47. Место и роль главы государства в системе органов государственной власти. Виды глав государств.
  • 48. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.

    Организация конституционного контроля в зарубежных странах.

    Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этой посылки развивается концепция конституционной законности, в силу которой любая нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией. Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной. Эта задача возлагается на институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного контроля состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. Доктрина конституционного контроля была впервые сформулирована и применена Верховным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 году в решении по делу Мэрбери против Мэдисона. Хотя федеральная конституция США не наделила Верховный суд правом установления соответствия законов конгресса конституции, он это право применил и институализировал. В названном судебном решении Верховный суд признал раздел 13 Закона о судоустройстве 1789 года противоречащим Главе Ш конституции и тем самым ничтожным и не подлежащим принудительному применению через суд. Таким образом. Верховный суд США сам присвоил себе полномочия осуществления конституционного контроля, которые в последующем никогда не оспаривались. В 1848 г. конституционный контроль был введен в Швейцарии, в 1853 г. - в Аргентине. В настоящее время он применяется в различных формах почти повсеместно. Исключение составляют те страны, которые не имеют писаных конституций.

    Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

    Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

    Существует два вида органов конституционного контроля:

    1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;

    2) судебный конституционный контроль, действующий в:

    а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);

    б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

    Существует семь видов конституционного контроля.

    1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

    2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

    3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта.

    4. Решающий и консультативный виды контроля.

    5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

    6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

    7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.

    Исследуем модели и виды конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах .

    Конституционный контроль и надзор - это деятельность по обеспечению проверки на соответствие конституции различных нормативно-правовых актов, а также действий государственных органов и их должностных лиц, иных субъектов конституционно-правовых отношений.

    Идея конституционного контроля сформировалась в Великобритании в XVII веке, а в современном виде он возник в США в 1803 году (в рамках дела Мэрбюри против Мэдисона). Впоследствии он был реализован во многих странах, а после Первой мировой войны сформировалась европейская модель конституционного контроля и надзора.

    В процессе развития данного института оформились две модели конституционного контроля : европейская и американская.

    Европейская модель конституционного контроля реализуется специализированными судебными органами (например, Конституционный трибунал в Испании) либо квазисудебными органами конституционного надзора (например, Конституционный совет во Франции).

    Американская модель предполагает участие всех судов общей юрисдикции (как в США и Аргентине) или только Верховных судов общей юрисдикции (как в Австралии и Индии).

    В теории существуют различные подходы к классификации основных видов конституционного контроля .

    1. В зависимости от времени осуществления :

    - предварительный контроль (проводится до вступления в силу решения, закона);

    - последующий контроль (проводится по отношению к действующим актам).

    2. В зависимости от места осуществления :

    - внутренний надзор (осуществляет орган, издавший этот акт);

    - внешний надзор (проводит иной орган).

    3. В зависимости от правовых последствий :

    - консультативный надзор (решение органа конституционного контроля не имеет обязательной юридической силы);

    - постановляющий надзор (решение обладает обязательной юридической силой).

    4. В зависимости от обязательности проведения :

    - обязательный (проводится в силу наличия императивных предписаний закона о необходимости его проведения);

    - факультативный (реализуется при наличии соответствующей условий и инициативы).

    5. В зависимости от формы :

    - абстрактный (анализ акта осуществляется вне связи с конкретным делом);

    - конкретный (проверка акта в связи с конкретным делом).

    6. В зависимости от объема :

    - полный контроль (охватывает все общественные отношения, которые урегулированы конституцией);

    - частичный контроль (конституционному надзору подлежат не все отношения, которые урегулированы конституцией).

    7. В зависимости от содержания :

    - формальный (реализуется с позиции соблюдения требуемой формы акта, процедуры и компетенции);

    - материальный (реализуется с точки зрения содержания акта).

    8. В зависимости от точки зрения на придание акту обратной силы :

    Контроль, имеющий обратную силу ;

    Контроль, не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

    Органы конституционного контроля подразделяют на две группы :

    1) органы, осуществляющие конституционный надзор наряду с иными функциями. Как правило, для них данная деятельность не является главной (руководитель государства, парламент и его палаты, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды);

    2) органы, которые специализируются на этом виде контроля. Для них он является основным направлением деятельности (например, специализированные судебные и надзорные органы).


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав