20.06.2020

Понятие и значение гражданства в международном праве. Население и гражданство в международном праве. Дипломатическая защита, оказываемая иностранцам государством их гражданства


Население – это совокупность всех физических лиц, которые находятся на территории определенного государства и подчиняются его юрисдикции. В категорию населения входят: 1) граждане данного государства; 2) иностранцы – граждане иностранных государств; 3) граждане собственного государства, имеющие гражданство одного или нескольких иностранных государств (бипатриды); 4) лица без гражданства (апатриды). Подавляющее большинство населения составляют граждане собственного государства.

Правовой статус человека и гражданина включает :1) гражданство; 2)правоспособность и дееспособность; 3) субъективные права и свободы; 4) их гарантии; 5) обязанности.

В каждом государстве правовой статус человека и гражданина имеет различное содержание. Оно зависит от многих факторов, в том числе от государственно-политического режима в том или ином государстве, уровня социально-экономического развития, национальных, культурных, религиозных традиций.

Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, определяемая наличием их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство приобретается несколькими способами: 1) по рождению; 2) в результате натурализации; 3) в порядке восстановления в гражданстве; 4) вследствие пожалования; 5) в результате оптации.

Приобретение гражданства по рождению основывается на трех принципах: 1) «право крови» - ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения; 2) «право почвы» - ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился независимо от гражданства государства родителей; 3) смешанный, сочетающий первый и второй принципы.

В Российской Федерации в основном применяется принцип «право крови». Однако в ряде случаев принцип «право крови» сочетается с принципом «право почвы».

Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит путем подачи ходатайства лицом, которое достигло совершеннолетия, обладает дееспособностью, проживает на территории данного государства определенное число лет, знает государственный язык этой страны, признает ее конституцию, имеет средства к существованию. Данные условия каждым государством могут быть сокращены или дополнены.

В Российской Федерации вопросы гражданства регламентированы Конституцией страны, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. с дополнениями от 17 октября 2003 г. Ст. 13 этого ФЗ содержит условия упрощенного приобретения гражданства рядом категорий лиц.

Восстановление в гражданстве применяется государствами в случаях, когда лицо имело гражданство данного государства, затем его утратило, после чего вновь пожелало его приобрети. Согласно ст. 15 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.


Оптация – это выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между ними. При оптации каждый гражданин может выбрать: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника территории или переехать на другую территорию, которая осталась у прежнего государства, сохранив его гражданство.

Противоположностью оптации является трансферт, при котором территория вместе с населением переходит к другому государству без права выбора населением гражданства.

Утрата гражданства государства происходит при выходе из него по волеизъявлению лица. В демократических странах, в том числе в РФ, гражданин не может быть лишен гражданства или изменено гражданство без добровольного волеизъявления лица.

Двойное гражданство – это наличие у лица гражданства двух или более государств. Ст. 62 Конституции России предусматривает возможность ее гражданину иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральных законов или международным договором РФ.

Гражданство - институт конституционного (государственного) права. Соответствующие нормы содержатся в конституциях и специальных законах о гражданстве. Применительно к Российской Федерации это ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 2002 г. и заменивший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» даны многочисленные ссылки на международные договоры РФ, начиная с общего указания ст. 2 о регулировании вопросов гражданства не только Конституцией РФ и другими федеральными актами, но и международными договорами РФ.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами установлены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ (ст. 4 Закона). Эти принципы и правила исключают положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В Законе воспроизведены конституционные нормы, согласно которым гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его, не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому (в Законе - иностранному) государству.

В числе оснований приобретения гражданства РФ, как и его прекращения, названы и основания, предусмотренные международным договором РФ.

В российском законодательстве (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Закона 1991 г., ч. 4 ст. 4 Закона 2002 г.) более категорично, чем в международных актах, начиная с Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 15), сформулирована позиция по

вопросу лишения гражданства. Формула Декларации такова: никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Включенное в текст слово «произвольно» свидетельствует о допущении лишения, но в рамках законного решения. Законодательство ряда зарубежных государств допускает лишение гражданства при совершении тяжкого преступления (например, § 1481 раздела «Гражданство и натурализация» Свода законов США). Российское законодательство, как и законодательство других республик бывшего СССР, исключает слово «произвольно» и фиксирует правило, согласно которому гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

Международное право оказало влияние на урегулирование во многих странах вопроса о гражданстве женщин при вступлении в брак. Имеется в виду преодоление традиций, воплощавшихся в национальном законодательстве, согласно которым гражданство жены автоматически следует за гражданством мужа. В большинстве государств, придерживавшихся такого правила, применяется норма относительно права женщины, вступающей в брак с иностранным гражданином, либо избрать гражданство мужа, либо сохранить свое гражданство. В нашей стране традиционно действует норма, признанная и в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства (ч. 1 ст. 8).

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. определила, что заключение или расторжение брака между гражданином какого-либо государства и иностранцем, а также перемена гражданства мужем «не будут отражаться автоматически на гражданстве жены».

Вместе с тем Конвенция предусмотрела возможность приобретения женой при ее желании гражданства ее мужа «в специальном упрощенном порядке натурализации». В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» это положение учтено в ч. 2 ст. 13: срок проживания на территории РФ сокращен для лица, состоящего в браке с гражданином РФ и претендующего на гражданство РФ, до одного года (вместо общепризнанных пяти лет).

В случаях территориальных изменений, когда часть территории одного государства переходила к другому государству, по-

средством заключения договоров определялась правовая принадлежность населения передававшейся территории.

В Мирном договоре с Италией, подписанном после Второй мировой войны, 10 февраля 1947 г., был специальный раздел «Гражданство. Гражданские и политические права», в котором в связи с предусмотренной передачей Италией ряда участков территории Югославии и Греции были установлены правила изменения гражданства итальянских граждан, проживавших на этой территории.

Добровольный выбор гражданства при территориальных изменениях, т. е. либо сохранение прежнего гражданства, либо обретение гражданства того государства, к которому переходит территория, называется оптацией, а само право выбора - правом оптации. Такое право было предусмотрено и применено, например, в 1945 г. в связи с изменением государственной принадлежности Закарпатской Украины.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного договора.

Непосредственную связь с международно-правовым регулированием имеют действующие во многих государствах конституционные и специальные нормы относительно обеспечения государством прав и законных интересов своих граждан, находящихся вне пределов данного государства.

Основу именно такого подхода составляет положение Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Естественно, гражданин одного государства, проживающий или временно находящийся на территории другого государства, подвержен юрисдикции государства пребывания и подчинен его законодательству. Но правовая связь этого гражданина со своим государством сохраняется и проявляется в соответствующих полномочиях государства гражданства.

Отдельные государства заключают договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Таково, например, Соглашение между Республикой Беларусь, Республи-

кой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. Имеется в виду право приобретения гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке, предоставляемое гражданам соответствующих государств при наличии определенных условий.

В конституциях и законах о гражданстве новых независимых государств - бывших союзных республик СССР - получила всеобщее признание формулировка, согласно которой государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство во время их нахождения за его пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 Конституции Республики Казахстан, ч. 1 ст. 10 Конституции Республики Беларусь и т. д.). Правительством РФ постановлением от 31 августа 1994 г. утверждены «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». В этом документе намечены, в частности, согласованные с соответствующими государствами решения, а также меры по защите прав соотечественников с использованием действующих международных механизмов.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» возлагает на государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, на их должностных лиц содействие тому, чтобы гражданам России была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными соответствующим законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, возможность защищать свои права и охраняемые законом интересы. Существенное значение имеют и те международные нормы, которые регламентируют полномочия дипломатических и консульских представительств (см. гл. 13).

Соответствующие должностные лица имеют право:

1) встречаться и сноситься с гражданами своего государства, давать советы и оказывать содействие, включая принятие мер правовой помощи;

2) посещать граждан, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им правовую помощь.

В качестве условия реализации последнего права в конвенциях сформулированы положения об обязанностях компетент-

ных властей государства пребывания в течение определенного времени уведомить представительство об аресте или задержании гражданина и оказать содействие в проведении встречи с арестованным или задержанным гражданином. Посещение граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обеспечивается, как сказано во многих конвенциях, на периодической основе.

Международно-правовые нормы имеют существенное значение при регламентации двойного гражданства.

Возникновение двойного гражданства возможно в определенных ситуациях, обусловленных различиями (коллизиями) законов государств, в частности неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей, родители которых являются гражданами различных государств. В зарубежном законодательстве двойное гражданство, как правило, не предусматривается. Лишь в отдельных случаях допускается его признание в соответствии с международными договорами. Так, согласно Конституции Испании 1978 г. (ч. 3 ст. 11), государство может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки или с теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией.

Двойное гражданство, естественно, осложняет статус лица, поскольку его правовая связь одновременно с двумя государствами порождает «двойные» обязанности. Распространено правило «эффективного гражданства», означающее преимущественную правовую связь индивида с тем из двух государств, на территории которого он постоянно проживает. Именно перед этим государством он несет обязанности, прежде всего при необходимости несения военной и альтернативной службы.

В Европейскую конвенцию о гражданстве, принятую и открытую для подписания 14 мая 1997 г., включена глава о множественном гражданстве, в которой допускается такой правовой статус. Согласно ст. 17 граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории государства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника.

Законодательство СССР содержало норму о непризнании за гражданином СССР принадлежности к гражданству иностранного государства (двойного гражданства). Такой подход лежал в основе заключавшихся в послевоенные годы с различными го-

сударствами конвенций об урегулировании ситуаций с двойным гражданством, согласно которым лица, считавшиеся гражданами обоих договаривающихся государств, могли избрать гражданство одного из них, а при отсутствии заявления о выборе считались гражданами того из договаривающихся государств, на территории которого они проживали.

В последующем были подписаны с некоторыми государствами (Болгария, Румыния, Монголия и др.) конвенции (соглашения) о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства. Они регламентировали две ситуации, способные породить двойное гражданство. Во-первых, родители, один из которых является "гражданином одного из договаривающихся государств, а второй - гражданином другого договаривающегося государства, могут по обоюдному согласию избрать для ребенка гражданство одного из этих государств, в связи с чем подают совместное заявление компетентным органам государства, гражданство которого они избирают для ребенка. В случае непредставления такого заявления ребенок считается гражданином того из договаривающихся государств, на территории которого он родился, а если ребенок родился на территории третьего государства, - гражданином того из договорившихся государств, в котором родители имели местожительство до выезда. Во-вторых, каждое из договаривающихся государств обязалось не принимать в свое гражданство лиц, которые являются гражданами другого договаривающегося государства, без согласия компетентных органов последнего.

Одновременно был решен вопрос о том, что граждане одного договаривающегося государства, которые до вступления в силу соответствующей конвенции (соглашения) приобрели гражданство другого договаривающегося государства, не утратив прежнего гражданства, будут иметь с этого времени исключительно гражданство того из договаривающихся государств, на территории которого они проживают. Если же такие лица имеют постоянное местожительство на территории третьего государства, они считаются гражданами того из договаривающихся государств, гражданство которого приобрели позднее.

Новое законодательство РФ занимает не столь жесткую по сравнению с законодательством СССР позицию применительно к двойному гражданству. Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным

законом или международным договором РФ. В данном тексте кажется более уместным союз «и» (вместо «или»), поскольку для статуса двойного гражданства необходимы оба юридических компонента - как национальный закон, так и международный договор.

В Законе «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. были даны иные формулировки, отражавшие сдержанное отношение к двойному гражданству. В ч. 1 ст. 3 Закона (в редакции от 17 июня 1993 г.) сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Согласно ч. 2 этой статьи, гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РФ.

Между положениями Конституции и Закона нет противоречия, просто иначе расставлены акценты, причем в обоих случаях зафиксирована роль международных договоров. Действительно, наличие договора о двойном гражданстве является предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства, ибо с таким статусом связаны правоотношения между соответствующими государствами, подлежащие двустороннему согласованному регулированию.

В настоящее время такого рода договорная регламентация еще не получила широкого распространения. В договоры России с отдельными государствами - бывшими республиками СССР - об основах межгосударственных отношений, о дружбе и сотрудничестве включены положения о возможности двойного гражданства, регулируемого соответствующими соглашениями с учетом национального законодательства. Такая договоренность применительно к отношениям Российской Федерации и Туркменистана была воплощена в специальном Соглашении об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписанном в декабре 1993 г., однако в апреле 2003 г. оно утратило силу. В сентябре 1995 г. подобное соглашение заключено между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. За гражданами обоих государств признается право на основании свободного волеизъявления приобрести гражданство другого договаривающегося государства, не утрачивая имеющегося гражданства. Дети, каждый из родителей которых состоит на момент рождения

ребенка в гражданстве обоих государств, получают двойное гражданство.

Статус двойного гражданства предполагает определенные правовые последствия. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, как и в Соглашении с Туркменистаном, была дана конкретная регламентация: а) лицо, состоящее в гражданстве обоих государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживает; б) социальное обеспечение таких лиц производится в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями; в) лица с двойным гражданством проходят обязательную военную службу в том из двух государств, на территории которого постоянно проживают на момент призыва; г) такие лица вправе пользоваться защитой и покровительством каждого из соответствующих государств.

Вопросы выхода из гражданства решены в Законе от 31 мая 2002 г. следующим образом. Согласно ст. 19 выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, - в упрощенном порядке. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполнен 7 ное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20 Закона). Отметим, что в ситуации неисполненных обязательств правило ранее действовавшего закона было иным: ходатайство лица о выходе из гражданства могло быть отклонено, если гражданин проживал или был намерен поселиться в стране, не

связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи.

Особым правовым состоянием является безгражданство. Лица без гражданства (апатриды), т. е. лица, не состоящие в гражданстве какого-либо государства, подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого проживают. Их правовой статус в принципе близок к правовому статусу иностранных граждан, с тем, однако, существенным отличием, что они не пользуются защитой и покровительством со стороны какого бы то ни было иностранного государства. В Конституции РФ о правах и обязанностях лиц без гражданства и иностранных граждан сказано в одной норме (ч. 3 ст. 62). В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» воплощена тенденция сокращения статуса безгражданства. Российская Федерация, сказано в ч. 6 ст. 4 Закона, поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Такой подход согласуется с Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г., в которой наша страна не участвует, но позитивно воспринимает ее прогрессивные положения. В Законе, в частности, оговорено, что российское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности. Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.

Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства. В соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека «право на гражданство является неотъемлемым правом человека». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира.

Население обычно определяется как совокупность индивидов, проживающих в определенное время на территории конкретного государства и подчиненных его юрисдикции. В состав населения любого государства входят граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу - лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды).

Правовой статус населения определяется, прежде всего, нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.

Цель контрольной работы: рассмотреть способы приобретения гражданства в зарубежных странах.

В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи: дана общая характеристика института гражданства, порядок и способы приобретения гражданства, а также охарактеризованы основные понятия, связанные с данной проблемой («бипатризма», «апатризма», понятие «иностранец», «беженец» и т.д.).

Для более полного понимания проблемы считаю необходимым начать свою работу с определения термина «гражданство» и различными его формулировками, используемыми в литературе по курсу «Международное право».

1. Понятие гражданства и его зн ачение для международного права

Основу правового статуса индивида образуют правоотношения гражданства. Сущность гражданства состоит во взаимоотношениях человека и государства.

В отечественной науке международного права и законодательстве по вопросам гражданства есть много определений института гражданства, но, как считается, все они грешат определенной неполнотой, а иногда и противоречивостью. Так, например, в семитомном «Курсе международного права» содержится следующая дефиниция гражданства: «Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означает подчинение данного лица суверенным властям соответствующего государства независимо от своего местонахождения...

Гражданство - это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу.

Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае продолжительного пребывания гражданина за границей она не прерывается».

По поводу такой формулировки гражданства возникает ряд вопросов. Во-первых, вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей гражданской принадлежности, так как, в качестве иностранца на территории иного государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции государства пребывания. Во-вторых, на территории любого государства в любое время находятся не только граждане данного государства, но и другие лица - иностранные граждане и лица без гражданства, которые в данный момент проживают на его территории, составляя его население. М.А. Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003 г.

Ст. 2. Европейской конвенции о гражданстве дает следующее определение гражданству: «гражданство» означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица. Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.

· Наиболее оптимальной формулировкой гражданства, является следующая формулировка: гражданство - это политико-правовая связь лица и государства устойчивого характера, в результате которой между ними возникают взаимные права и обязанности. Как представляется, в этой формулировке содержаться все самые важные признаки гражданства:

· гражданство- это правовая связь лица и государства;

· юридические права и обязанности между субъектами правоотношений носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за ее пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно обязано соблюдать его законы;

· гражданство - это политическая связь лица и государева, так как предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату налогов и др.;

· устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на основании своего волеизъявления и по основаниям, предусмотренным законодательством).

Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее исключить.

Следует помнить, что в бывшем СССР было законодательно установлено также двойное, или одновременное гражданство соответствующих лиц статус гражданина СССР и одновременно статус гражданина союзной республики, на территории которой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную республику на постоянное местожительство, соответственно изменялось и республиканское гражданство. Поскольку гражданство-это юридическая принадлежность индивида к организованному в данное государство обществу, а союзные республики СССР по существу государствами не являлись, то категория «гражданин союзной республики» являлась юридической фикцией. На практике это было вызвано необходимостью урегулирования вопросов об условиях голосования при выборах органов власти союзной республики и обеспечения иных политических прав граждан СССР. Однако, исходя из современных критериев, для этого достаточно было бы просто различать граждан СССР, постоянно проживающих на территории данной союзной республики и находящихся в ней временно.

В доктрине международного права и национальном законодательстве некоторых государств вместо термина «гражданство», используется термин «подданство», причем в качестве совершенно равнозначных. Как представляется, эти термины не являются равнозначными. Подданство отличается от гражданства, прежде всего тем, что оно:

· во-первых, является институтом монархического государства и обозначает политико-правовую связь подданного с монархом;

· во-вторых, такая правовая связь характеризуется не взаимным и равнообязанным, как при гражданстве, а односторонним характером: подданный несет перед монархом только обязанности, а монарх по отношению к индивиду имеет только права;

· в-третьих, в исторической ретроспективе институт подданства предшествовал возникновению института гражданства, который впервые появляется в эпоху буржуазных революций.

Следует учитывать, что в некоторых современных монархиях институт подданства там, где он еще официально существует, ничем не отличается от института гражданства. Так, например, в Акте о Британском подданстве от 30 июля 1948 года (п. 2 статьи 1, часть 1) указывалось: «выражение «Британский подданный» и выражение «гражданин Содружества» имеют одно и то же значение». В большинстве же государств с монархической формой правления используется понятие гражданства.

Относительно гражданства могут быть выделены правовые состояния индивида, находящегося в любое время на территории конкретного государства.

Гражданин (патрид) - это лицо, которое имеет доказательства принадлежности к гражданству данного конкретного государства. В продолжение данной работы считаю необходимым дать краткую характеристику лиц без гражданства, лиц с двойным или множественным гражданством, а также иностранным гражданам.

Лицо без гражданства (апатрид, аполид)- это лицо, находящееся на территории конкретного государства, которое не имеет доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства вообще. В месте своего пребывания апатрид получает документ, удостоверяющий его личность и правовое состояние.

Лицо с двойным или множественным гражданством (бипатрид) - это лицо, имеющее доказательство принадлежности к гражданству двух и более государств. В этом случае таким доказательством выступают паспорта гражданина двух или нескольких государств. При этом иногда возникает необходимость определения эффективного гражданства, что особенно важно в коллизионном праве при участии таких лиц в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом (гражданских, семейных, трудовых и др.).

Иностранный гражданин - это лицо, находящееся на территории конкретного государства, не являющееся его гражданином, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства. В качестве такого доказательства выступает паспорт гражданина (подданного) иностранного государства.

Особое внимание следует обратить на применение термина «иностранцы», используемого в законодательстве многих государств. Таким образом, этот термин носит собирательный характер, его систематическое толкование дает нам понимание того, что в круг лиц, являющихся иностранцами, входят не граждане конкретного государства, а только иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории этого государства. Национальное законодательство многих государств различает несколько категорий иностранцев: постоянно проживающих на территории государства; временно пребывающих в государстве; обладающих дипломатическим иммунитетом; беженцев и др., правовое положение каждой из которых имеет свои особенности. Таким образом, институт гражданства в международном праве занимает немаловажное место. Именно категория гражданство раскрывает суть связей отдельной личности и государства. Граждане отдельно взятого государства должны находиться под его защитой, а государство обязано предоставлять такую защиту своим гражданам. Однако и государство вправе требовать выполнения определенных условий (обязанностей) со стороны своих граждан.

2. Приобретение гра жданства, его способы и условия

В соответствии со ст. 1 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. «государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Такое гражданство предоставляется:

1. при рождении, в силу закона, или

2. по ходатайству перед соответствующими властями заинтересованным лицом или от его имени в соответствии с законом государства». Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

Таким образом, международному праву известны следующие способы приобретения гражданства:

· филиация;

· натурализация (укоренение);

· оптация и трансферт;

· смешанная система приобретения гражданства.

Филиация (от лат. Filius - сын) - приобретение гражданства по рождению. В порядке филиации гражданство приобретается на основании двух принципов.

Гражданство по принципу «права почвы» (jus soli) означает, что ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился. При этом гражданство его родителей не имеет значения. Принцип «права почвы», который еще называют территориальным принципом, применяется в основном в странах Латинской Америки (закреплен в законодательстве 14 государств этого региона), в том числе и в Аргентине. Поэтому, например, ребенок, родившийся от граждан России в Аргентине, наравне с Российским гражданством получит и Аргентинское гражданство (таким образом, возникает двойное гражданство), в то время как ребенок, родившийся от граждан Аргентины за границей, т.е. за пределами территории Аргентины, признается иностранцем. Вместе с тем следует учитывать, что принцип «права почвы» в чистом виде не применяется нигде; гражданство по принципу «права крови» (jus sangvinium)- здесь ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. Существует две концепции «права крови». Первая из них основана на принципе «единства семьи», т.е. на главенстве в семье мужчины. Ее смысл состоит в том, что при различии гражданства родителей ребенок следует гражданству отца, и лишь внебрачный ребенок приобретает гражданство матери. Вторая концепция основана на равноправии родителей и, согласно ей, ребенок при разном гражданстве родителей получает гражданство отца или матери. Однако при реализации принципа крови могут возникнуть определенные сложности, которые по-разному разрешаются в законодательстве о гражданстве различных государств. В частности, это относится к случаям, когда родители ребенка являются гражданами различных государств. Принципы «права крови» и «права почвы» сочетаются в законодательстве практически всех государств. В соответствии со ст. 2 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 «найденыш, находящийся на территории договаривающегося государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства», в развитие этих положений ст. 3 данной Конвенции регламентирует случаи рождения ребенка на морском или воздушном транспорте за пределами определенного государства:

«В целях определения обязательств договаривающихся в соответствии с настоящей Конвенцией государств рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств». Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

Приобретение гражданства по рождению следует отличать от определения принадлежности к гражданству. Принадлежность к гражданству определяется законом путем установления круга лиц, считающихся гражданами данного государства или признающихся его гражданами. В законах о гражданстве многих государств, в том числе и государств СНГ, нормы о принадлежности к гражданству данного государства тесно взаимосвязаны с нормами о приобретении гражданства.

Например, приобретение гражданства по рождению по существу не отличается от признания ребенка гражданином государства, т.е. принадлежащим к гражданству. Признание новорожденного гражданином происходит автоматически (путем записи в книге актов гражданского состояния при наличии у ребенка «права крови» или «права почвы»). Но, во-первых, такое признание происходит ежедневно и ежечасно и не обусловлено вступлением в силу закона о гражданстве. Принадлежность же к гражданству определенного круга лиц (все постоянно проживающие в стране и некоторые категории проживающих за границей), устанавливается именно на дату вступления в силу закона о гражданстве. Во-вторых, решение вопроса о гражданстве ребенка не безусловно: оно зависит от гражданства родителей («принцип крови»), их взаимного согласия на гражданство детей, а также от места рождения ребенка («принцип почвы») и т.п. В целом, это достаточно обширная группа норм, сложившаяся в особый вид (способ) приобретения гражданства, в особый субинститут. Поэтому признание гражданства или принадлежность к гражданству по рождению можно и практически удобнее рассматривать не среди способов приобретения гражданства, а среди категорий лиц, принадлежащих к гражданству, при этом, не указывая детей, останавливаясь только на генетических связях (потомки граждан). Другим примером взаимосвязи названных субинститутов служит признание гражданства страны или права на его приобретение за лицами, находящимися за рубежом, в особенности - не по их воле или с согласия государства (депортированные, работающие по найму до вступления закона в силу и т.п.).

Определяя принадлежность к гражданству, законы большинства государств, в том числе и государств СНГ, имеют в виду лишь общие условия, применяемые ко всем постоянно живущим на территории государства или к части населения, а также к пребывающим за границей лицам, имеющим устойчивую связь с данным государством.

2.1 На турализация, понятие и значение

Натурализация (укоренение) - это прием (принятие) в гражданство иностранца по его заявлению. Ее смысл состоит в том, что любой иностранный гражданин, при условии отказа от иностранного гражданства, или апатрид могут вступить в гражданство данного государства. В международной практике сложилось положение, согласно которому обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства.

Следует иметь в виду, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия приема в его гражданство. Они обычно касаются определенного срока проживания в данном государстве, знания и уважения его языка, законов и т.п. Например, соответствии с параграфом 1427 Титула 8 Свода Законов США, лицо может быть натурализовано, если заявитель прожил на территории США не менее пяти лет, после получения законного разрешения на проживание в США, проживал не менее 6 месяцев в штате, где подал заявление о натурализации, и «является лицом, обладающим высокими моральными качествами преданным Конституции Соединенных Штатов и благожелательно настроенным по отношению к действующему порядку и процветанию Соединенных Штатов». М.А. Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве РФ» в редакции от 31 мая 2002 года, дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение до одного года являются: а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; г) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; д) предоставление политического убежища на территории Российской Федерации; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению; ж) признание лица беженцем в порядке, установленном законом.

В практике натурализации различают семейный и внесемейный порядок приобретения гражданства. Под внесемейным порядком понимают ординарный (обычный) порядок приобретения гражданства. Семейный порядок регулирует приобретение гражданства при вступлении в брак или усыновлении.

Наиболее часто здесь речь шла об изменении гражданства вступившей в брак женщины, причем нередко такое изменение носило автоматический характер. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 года в статье 1 установила, что правительства, подписавших ее государств, примут меры к тому, чтобы вступление в брак женщины или его расторжение не отражалось «автоматически на гражданстве жены». Вместе с тем «иностранка, состоящая замужем... может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа».

2.2 Восстановление в гражданстве

Восстановление в гражданстве может происходить двумя путями: посредством реинтеграции или репатриации.

Реинтеграция - это восстановление в гражданстве в случае его потери или предыдущего выхода из гражданства.

Если лицо, имея все предусмотренные законодательством этого государства основания для получения такого документа, по независящим от него причинам не может его получить или ему предоставлен статус беженца или убежище, оно предоставляет декларацию об отказе от иностранного гражданства.

Обязательство прекратить иностранное гражданство не требуется от граждан государств, законодательство которых предусматривает автоматическое прекращение лицами гражданства этих государств синхронно с приобретением гражданства иного государства. Датой приобретения гражданства в указанных случаях является дата регистрации приобретения лицом гражданства. Реинтеграция обычно носит индивидуальный характер, в отличие от репатриации, которая характеризуется групповым, коллективным признаком. Таким образом, репатриация это восстановление гражданства путем возвращения в страну своего гражданства (постоянного проживания или происхождения) определенной группы лиц, которые оказались в силу различных обстоятельств на территории других государств. Это более всего касается беженцев, освобожденных военнопленных, перемещенных лиц. Особенность репатриации заключается в том, что она является переселением с правом добровольного выбора гражданства.

Репатриация осуществляется как на договорной основе (например, репатриация военнопленных предусмотрена Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года), так и на внедоговорной основе, но при условии существования соответствующих законов в заинтересованном государстве или государствах.

Проблема возвращения на родину была актуальной после окончания Второй мировой войны, когда из Германии и стран некоторых ее союзников возвращались на родину сотни тысяч военнопленных, принудительно угнанных на работы, гражданских лиц и т. п. При этом, как известно, часть из них отказывалась возвращаться в свои страны, принимала гражданство или на иных условиях селилась в государствах Европы, Северной или Южной Америки, в Австралии. В настоящее время актуализация проблемы репатриации явилась следствием распада СССР, ухудшения экономического благосостояния в новых государствах - республиках бывшего Союза (репатриация немцев в ФРГ, евреев в Израиль и т.д.).

Закрепленное в законодательстве многих государств положение касательно пожалования гражданства является, прежде всего, формальным выражением признательности и уважения лица за какие-либо заслуги общезначимого характера. В свое время такое пожалование весьма часто применялось к первым покорителям космоса - летчикам-космонавтам. Но известны и более ранние случаи пожалования гражданства. Так, например, в 1792 году французское гражданство было пожаловано 18 видным государственным и общественным деятелям-иностранцам: американскому президенту Дж. Вашингтону, английскому философу, социологу и юристу И. Бентаму, немецкому поэту и драматургу Ф. Шиллеру и др.

Следует отметить, что в то время пожалование гражданства не влекло за собой утраты и не требовало отказа от собственного (первичного) гражданства. Оно носило символический характер и не имело каких-либо юридических последствий, в частности, не создавало прав и обязанностей между таким гражданином и государством. Вместе с тем, такому лицу не требовалось визы для пересечения границы государства, почетным гражданином которого он являлся. В настоящее время пожалование гражданства может иметь место и по другим, чаще всего политическим, причинам, когда оно становится фактически единственным гражданством, которым обладает индивид. Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

2.3 Оптация и трансферт, понятие, основные положения

К способам приобретения гражданства, связанным с территориальными изменениями, относятся оптация и трансферт.

Оптация - это приобретение гражданства на основе его выбора в связи с территориальными изменениями. Лица, проживающие на части территории одного государства, переходящей под суверенитет другого государства, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами или установленные государством в одностороннем порядке. Право оптации заключается в праве лица выбрать себе гражданство: либо оставить гражданство того государства, на территории которого оно проживало ранее, либо приобрести гражданство того государства, под суверенитет которого переходит эта территория. В случае оставления прежнего гражданства лицо должно в определенный срок покинуть территорию своего проживания, в случае выбора нового гражданства-оно остается в месте своего проживания

Примерно такое же определение оптации дает Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева: «оптация- выбор гражданства, …. Право оптации возникает в ряде случаев, связанных с двойным гражданством. Оно устанавливается также в международных договорах, регулирующих переход территории от одного государства к другому, причем распространение нового гражданства на население территории, переходящей к новому государству, сочетается с предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства. Осуществление права оптации в этом случае обычно сопровождается обязанностью выезда из страны….». Юридический словарь под ред. Н.Д. Казанцева - М., 1953 г.

Так 29 июня 1945 года между СССР и Чехословацкой республикой был заключен договор о Закарпатской Украине. Статья 2 Протокола к этому договору содержала договоренность сторон о том, что лица украинской и русской национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имеют право оптации (приобретения) гражданства СССР в течение до 1 января 1946 года. Оптация происходила в соответствии с законодательством СССР и становилась действительной только с согласия властей СССР. Это же право получали лица чешской и словацкой национальностей, проживавшие на территории Закарпатской Украины и желавшие сохранить гражданство Чехословакии. Лица, получившие право оптации, должны были в течение 12 месяцев переселиться в страну, гражданство которой они намерены были приобрести. Такой же договор был заключен 6 июля 1945 года между правительством СССР и Польским временным правительством национального единства относительно лиц польской и еврейской национальностей, желавших переселиться в Польшу, а также лиц русской, украинской, белорусской, русинской и литовской национальностей, проживавших на территории Польши и желавших переехать в СССР. Следует иметь в виду, что, во-первых, оптация возможна не только в групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при вступлении в брак, при ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых, во всех перечисленных случаях она осуществляется только на основе добровольного выбора гражданства.

Трансферт - это «передача населения территории, переходящей из-под суверенитета одного государства под суверенитет другого, соответственно из одного гражданства в другое». Л.Д. Тимченко Международное право учебник - Х., 1999 г.

Трансферт отличается от оптации тем, что здесь изменение гражданства наступает автоматически. Фактически, это обмен населением между государствами на основе международного соглашения. И хотя современное международное право не допускает автоматического изменения гражданства, т. е. его приобретение или утрату помимо воли индивида, трансферт все-таки имел место в нескольких случаях как исключение.

Впервые переселение было предусмотрено конвенцией и протоколом, подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции и Лозанне (Швейцария) по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после победы последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы содержали положение о принудительном обмене всех греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции (за некоторыми исключениями).

Такое же переселение было предусмотрено решением Потсдамской конференции руководителей великих держав-победительниц в 1945 г. по итогам Второй мировой войны, которым предусматривалось перемещение в Германию немецкого населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Это было мотивировано, прежде всего, тем, что проживавшее в этих странах немецкое население служило поводом для интервенции немецких войск.

3 . Двойное гражданство (бипатризм ) , безгражданство (апатризм), понятие, порядок предотвращения

Случаи двойного гражданства и безгражданства имеют место вследствие различного решения законодательством отдельных государств вопросов о приобретении и утрате гражданства.

Двойное гражданство (бипатризм) - пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств. Это состояние возникает в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например, ребенок, родившийся на территории государства, применяющего принцип «права почвы», от родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип «права крови», получает с момента рождения двойное гражданство. Двойное гражданство возникает также в случае брака женщины, являющейся гражданкой страны, законодательство которой не лишает женщину своего гражданства при вступлении ее в брак с иностранцем (например, Франция, США, Швеция), либо гражданином такой страны, которая автоматически предоставляет гражданство женщине-иностранке, вышедшей замуж за ее гражданина (например, Бразилия).

Натурализация - прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица - также может породить ситуацию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица, признаваемого гражданином другого государства.

Таковы основные условия возникновения ситуации двойного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации, порождающие двойное гражданство, в частности, на основе международного договора.

Лицо, имеющее двойное гражданство, находясь на территории одного из государств, в гражданстве которого оно состоит, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству. Каждое государство, в гражданстве которого состоит бипатрид, имеет право считать его своим гражданином и требовать от него выполнения соответствующих обязанностей.

От бипатридов, т. е. лиц имеющих два или более гражданства следует отличать двойное гражданство, присущее некоторым сложным государствам. Так, двойное гражданство, как уже отмечалось, принадлежало гражданам СССР, так как они являлись гражданами Союза и гражданами субъектов федерации. На основании статьи 8 (1) Договора о Европейском Союзе каждый гражданин государства-члена, кроме обладания гражданством государства, является и гражданином Союза.

Для разрешения многих проблем, связанных с двоим гражданством, используется принцип определения эффективного гражданства. Эффективное гражданство связано с необходимостью определения фактического или преимущественного гражданства бипатрида для разрешения проблем, связанных с коллизионной формулой прикрепления, определяющей личный статус физического лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица его работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого, проживания его семьи и т.п. Это, например, весьма актуально в современной Европе, где существуют «прозрачные» межгосударственные границы, которые, по сути, упразднены, наблюдается ординарная миграция населения в пределах Европейского Союза.

Безгражданство (апатризм) - это такое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства. В Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при:

а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;

б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет;

в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет гражданство страны, законодательство которой руководствуется принципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);

г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство;

д) лишении гражданства и т.д.

Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи 16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др. Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают. Теория государства и права учебн. Под ред. В.М. Корельского, - М., 1998 г.

Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключение договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике.

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить: «полное и реальное представление о правах и свободах человека нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности существующего в любом государстве мира. Категория правового статуса личности носит собирательный, универсальный характер. Она вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца. Данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений».

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

«Международный правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты».

Гражданство выступает здесь как структурный элемент правового статуса личности, который раскрывает основное содержание связи человека и государства, взаимоотношений с государством и обществом. Само по себе понятие «гражданство» возникло еще в эпоху средневековья, когда в результате разделения труда возникают города, а в них зарождается общественно-политический строй со своим институтом городского гражданства. Прошло немало времени, пока в конце 18 начале 19 столетия гражданство стало предметом правового регулирования, только тогда начал формироваться институт гражданства, который отвечает современной реальности. Международное право довольно детально регламентирует вопросы, связанные с гражданством, однако мировому сообществу предстоит решить еще немало проблем, для того чтобы привести международную практику в соответствие с действительностью.

Список использованной литературы

1. М.А. Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

4. Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение). - М., 1992 г.

5. Юридический словарь под ред. Н.Д. Казанцева-М., 1953 г.

6. Л.Д. Тимченко Международное право - Х., 1999 г.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.

8. Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-277) от 14 декабря 1950 г.

9. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

10. Декларация ООН «О территориальном убежище», принята на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2312 (22) 14 декабря 1967 года.

Подобные документы

    Понятие гражданства и его значение для международного права, приобретение гражданства, его способы и условия, прекращение гражданства, основные способы. Прекращение гражданства на основании международного договора, международное регулирование.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2003

    Международно-правовые способы приобретения гражданства. Правовой статус иностранных граждан, апатридов, бипатридов и беженцев в современном международном праве. Принципы и основания осуществления дипломатической защиты. Предоставление убежища населению.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2015

    Международно-правовая регламентация положения населения. Понятие гражданства, способы приобретение. Доказательства наличия гражданства. Понятие режима иностранцев и его виды. Дипломатическая защита, оказываемая иностранцам государством их гражданства.

    реферат , добавлен 07.03.2015

    Понятие и правовое регулирование положения населения. Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения. Сущность двойного гражданства. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища и международная защита прав беженцев.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2011

    Общие положения российского гражданства. Изучение особенностей приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, в порядке регистрации, а также по ходатайству. Рассмотрение правил восстановления в гражданстве. Правовая сущность оптации.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2015

    Понятия населения и гражданства в международном праве. Процедуры приобретения и утраты гражданства; двойное гражданство. Иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы; право убежища. Основные международные документы в области прав и свобод человека.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2010

    Гражданство как основа правового положения лиц в государственном и международном праве. Основания и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь. Правоотношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи юридическими фактами рождения.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2015

    Принципы гражданства в Российской Федерации: единство, равенство, сохранение при проживании за пределами страны, невозможность лишения гражданства, невозможность высылки. Аспекты приобретения и утраты гражданства. Основания для филиации и реинтеграции.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Понятие гражданства. Основание приобретения гражданства. Прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц. Производство по делам о гражданстве РФ.

    реферат , добавлен 01.05.2002

    Понятие института гражданства как одного из наиболее значимых государственно-правовых институтов, определяющий юридическую связь между гражданином и государством. Основания приобретения подданства по рождению, в порядке приема, восстановления и оптации.

Под гражданством в правовой науке принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, порождающую их взаимные права и обязанности. По своему характеру институт гражданства регламентируется нормами национального законодательства и отнесен к суверенным вопросам национальной правовой системы. Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом. К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:

1) коллизионные вопросы гражданства;

2) вопросы безгражданства (апатризма);

3) вопросы многогражданства (бипатризма).

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам. Например, принятая 12 апреля 1930 г. Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве. Конвенция, в частности, предусматривает, что:

1. В случае утраты гражданства женщиной в связи с замужеством это обусловливает приобретение ею гражданства мужа.

2. Натурализация мужа во время брака не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, если ею было дано согласие.

3. Если в силу национального законодательства жена утрачивает гражданство в связи с утратой гражданства мужем, то это возможно только если ею приобретается новое гражданство мужа.

4. Если женщина утрачивает свое гражданство в следствии вступления в брак, то государство должно обеспечить восстановление в гражданстве после расторжения брака в случае подачи ею ходатайства и в соответствии с законами данной страны (подобным образом вопросы решаются и в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.).

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

1. Если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство.

2. Найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства его нахождения.

3. Ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства.

4. Утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства. Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства», под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает или имеет недвижимую личную собственность. Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает.

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Под гражданством понимается постоянная устойчивая политико-правовая связь индивида с соответствующим лицом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления используется понятие «подданство».

Двойное гражданство (bipatrid) - это правовое состояние физического лица, когда оно является гражданином двух или более государств одновременно. Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах.

Конституция РФ устанавливает, что гражданин Российской Федерации «может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации...» (ч. 1 ст. 62).

При этом наличие у гражданина Российской,Федерации двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г.) гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

В настоящее время заключены:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.).

Так, на основании Соглашения между Российской Федерацей и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.



Основными источниками возникновения двойного гражданства являются:

а)рождение ребенка от родителей, проживающих на территории государства, которое применяет принцип «права почвы», при этом родители являются гражданами государства, которое применяет принцип «права крови»;

б) вступление женщиныв брак с иностранцем, если при этом законодательство ее страны не предусматривает автоматического лишения ее гражданства при вступлении в брак с иностранцем, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей свое гражданство;

в) натурализация , когда физическое лицо добровольно приобретает гражданство другого государства, не теряя прежнего гражданства.

По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает . Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

Однако правовое положение лица с двойным гражданством осложняется тем, что каждое государство, считающее его своим гражданином, может требовать от него выполнения гражданских обязанностей.

Может возникнуть такое положение, когда лицо, имеющее двойное гражданство, подлежит призыву на военную службу в государствах, гражданином которых оно является. При этом, конечно, оно будет проходить службу только в одном государстве.

Другое государство вправе (когда это лицо окажется на его территории) привлечь его к ответственности за прохождение службы в иностранном государстве (или за уклонение от призыва на военную службу в «своем» государстве). Вопрос в подобных случаях может быть решен либо путем непосредственных переговоров, либо путем заключения соглашения о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством.

В истории межгосударственных отношений имеются случаи, когда государства заключали соглашения и конвенции, касающиеся прохождения военной службы лицами с двойным гражданством. В 1930 г. под эгидой Лиги Наций был принят Протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства, ст. 1 которого устанавливала: «Лицо, обладающее двумя или более гражданствами, которое обычно проживает в одной из стран, чьим гражданством оно обладает, и которое в действительности наиболее тесно связано с этой страной, освобождается от воинской обязанности в другой стране или странах».

После Второй мировой войны ряд стран заключили соглашения о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством.

Так, в 1948 г. между США и Францией, а в 1949 г. между Францией и Англией состоялся обмен письмами, в которых констатировалось, что лица с двойным гражданством будут считаться выполнившими свои воинские обязанности в соответствующем государстве во время войны 1939 - 1945 гг., если они их выполнили за этот период времени в вооруженных силах другой страны.

Примером многостороннего соглашения по данному вопросу может служить Конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и военной обязанности в случаях множественности гражданства, заключенная европейскими государствами - членами Европейского совета в мае 1963 г. Согласно этой Конвенции, лица, обладающие гражданством двух или более государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из этих государств, как правило, государстве, на территории которого они имеют свое постоянное место жительства. Анализ международных соглашений показывает, что все они так или иначе связывают исполнение воинской обязанности с эффективным гражданством, т.е. с постоянным проживанием.

Безгражданство (apatrid) - это правовое состояние лица, когда оно не имеет гражданства какого-либо государства. Основные источники образования безгражданства:

а) вступление в брак (например, женш.ина, вступая в брак с иностранцем, автоматически теряет гражданство своего государства, а законодательство страны мужа не предоставляет ей автоматически гражданства данного государства);

б) лишение гражданства (например, индивид был лишен гражданства, но еще не приобрел гражданства другого государства.Это лишение может осуществляться в разных странах по-разному: либо по суду, либо в соответствии с законом;

в) при потере полученных ранее привилегий гражданства (например, в случае гражданства, полученного в браке);

г) при добровольном отказе от гражданства.

д) в случае прекращения существования государства

Правовой статус апатридов определяется международными договорами и национальными законами.

Основными международно-правовыми актами являются Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., согласно которым государства обязаны на своей территории установить определенный режим для лиц без гражданства, который бы защищал их личные права (личный статус), имущественные права, предоставлял им, например, свободу предпринимательства, льготы в области получения образования и т.д.

Конечно, в соответствии с национальным законодательством лица без гражданства ограничены в правах по сравнению с гражданами государства, на территории которого они проживают. Они полностью подчиняются законам страны пребывания, обязаны выполнять распоряжения властей, платить налоги. Они не пользуются политическими (например, избирательными) и иными правами.

Они не имеют и тех прав, которыми пользуются иностранцы, в частности они не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства. Каждое государство устанавливает правовой режим для лиц без гражданства с учетом своих особенностей. Так, в России их статус в принципе приравнивается к статусу иностранцев: они не имеют избирательных прав, не несут воинской обязанности, ограничены в выборе профессии, в случае совершения преступления несут уголовную ответственность.

Документами, удостоверяющими личность без гражданства в Российской Федерации, являются:

1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2. разрешение на временное проживание;

3. вид на жительство;

4. иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства .

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов» . В частности, таковым документом является документ под названием certificat d`apatrid.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав