03.03.2020

Неприкосновенность государственных границ. Различие между принципом нерушимости государственных границ и другими принципами международного права. Принцип территориальной целостности


Формы власти и влияния

Итак, чтобы руководить, надо влиять, а чтобы влиять, надо иметь базу власти. По здравому рассуждению, чтобы обладать властью, надо хотя бы с виду контролировать что-то важное для другого человека, что сформирует его зависимость от вас и заставит его действовать так, как вы хотите. Это «что-то» есть у всех людей и состоит из основных потребностей, определенных еще Маслоу. Власть базируется на умении удовлетворить важные для другого человека потребности.

Все формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или ожидать , что их потребность будет либо не будет удовлетворена в зависимости от их поведения. Как известно, люди формируют ожидания относительно того, что может произойти в результате конкретных действий. Поступив тем или иным образом, человек воспринимает влияние этого поступка на состояние его потребностей; а лидер воспринимает эффект от своего влияния на поведение этого человека. Со временем лидер и подчиненный вырабатывают определенную манеру поведения (рис. 16.2).

Власть может иметь разные формы. Одну популярную сегодня классификацию основ власти разработали исследователи Дж. Френч и Б. Рейвен. В соответствии с этой классификацией власть имеет пять основных форм.

Рис. 16.2. Модель влияния лидера на подчиненного

Источник . D. A. Nadler, J. R. Hackman, and E. E. Lawler. Managing Organizational Behavior (Boston: Little Brown, 1979), p. 162. Воспроизводится с разрешения издателя.

1. Власть, основанная на принуждении , базируется на вере последователя в то, что влияющий способен наказать его так, что он не сможет удовлетворить важную для него потребность, или сделает еще что-то неприятное.

2. Власть, основанная на вознаграждении , базируется на вере последователя в то, что влияющий способен удовлетворить важную для него потребность или сделать что-то приятное для него.

3. Экспертная власть базируется на вере последователя в то, что влияющий обладает специальными знаниями, позволяющими ему (последователю) удовлетворить какую-либо потребность.

4. Эталонная власть базируется на характеристиках влияющего, которые очень привлекательны для последователя.

5. Законная власть базируется на вере последователя в то, что влияющий имеет право отдавать приказы, а его долг – им подчиняться. Он подчиняется потому, что традиция учит, что это ведет к удовлетворению его потребностей, поэтому законную власть часто называют традиционной . Законная власть проявляется, когда подчиненный выполняет приказы менеджера просто потому, что тот стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все менеджеры обладают законной властью, поскольку им предоставлены для этого официальные полномочия.

Все эти основы власти являются средствами, благодаря которым лидер в организации может заставить людей трудиться во имя достижения организационных целей. Они же, конечно, являются и средствами, с помощью которых неформальный лидер может препятствовать достижению организацией ее целей.

Власть, основанная на принуждении: влияние через страх

Власть через принуждение и страх – именно это имеют в виду люди, критикующие власть. Страх неизбежно порождает образы жестокости: заряженный пистолет, угроза пытки, кулак, движущийся к лицу. Но если бы физическая боль была единственным механизмом страха и принуждения, то после отмены наказаний кнутом власть, основанная на принуждении, навсегда исчезла бы из организаций. Жестокость часто является средством страха, но никогда – его идеей. Когда человек чего-то боится, это происходит потому, что под угрозу ставится какая-то фундаментальная потребность, как правило, в выживании или защищенности.

Методики принуждения выражаются в виде власти, если человек действительно чего-то очень хочет и убежден, что другой способен это отобрать. Наглядный пример – собственная жизнь или жизнь близкого человека, но есть множество других, менее экстремальных примеров. Многих людей очень беспокоит возможность лишиться защиты, любви или уважения, поэтому страх часто является причиной, по которой люди – сознательно либо подсознательно – позволяют на себя влиять, даже в тех ситуациях, в которых отсутствует насилие. Дэвид Кипнис в своей книге «Брокеры власти» пишет: «Индивидуумы проявляют власть, основанную на принуждении, полагаясь на свою силу, ораторские способности или на способность оказывать эмоциональную поддержку другим людям либо отказывать в ней. Все это дает им средства нанесения другим физического вреда, запугивания, унижения или отказа им в любви».

Страх в рабочей среде

Рабочая среда обеспечивает множество возможностей усиливать власть на базе страха и принуждения, поскольку именно в ней удовлетворяются многие наши потребности. Например, практически все люди боятся увольнения. В определенных условиях использовать страх настолько легко, что некоторые менеджеры делают это очень часто, ведь даже намек на увольнение, лишение полномочий или понижение в должности, как правило, дает результаты немедленно. А если подчиненные эффективно защищены от грубости, менеджеры могут воспользоваться для формирования страха более утонченными методами.

Исследования показали, что страх может быть весьма эффективным методом влияния, если при этом предлагаются конкретные рекомендации относительно правильных действий. Эта методика используется в некоторых телевизионных рекламных роликах. Вспомните, например, ролик, в котором люди едут на эскалаторе на небеса, и им говорят, что им следовало застраховаться, чтобы защитить своих родных.

Изначально основной целью ориентированных на страх методов были «синие воротнички», но именно чрезмерное использование этих методик привело к созданию и укреплению профсоюзов. Сегодня профсоюзы сами умело используют методы принуждения и научились настолько надежно защищать своих членов, что иногда их трудно уволить, даже имея на это веские причины. Так что сегодня менеджеры порой даже более подвержены влиянию через страх, чем их подчиненные.

Следует отметить, что из-за постоянного спроса на компетентных, опытных менеджеров грубые угрозы увольнения сегодня, как правило, неэффективны. Вместо желательного эффекта они обычно приводят к дополнительным расходам на оплату услуг кадровых агентств и к долгому мучительному поиску замены. Гораздо чаще на менеджеров воздействуют страхом, связанным не с его кошельком, а с его эго. Менеджеры, как правило, боятся унижений. Чтобы избежать чрезмерного эффекта, это унижение обычно строго дозируется: это может быть упоминание между прочим, что другой менеджер уже выполнил норму; намек, что кандидата на пост вице-президента, возможно, стоит поискать на стороне; предоставление менее престижного кабинета. Все это и многое другое способно вызвать у менеджера мысль, что отношение руководства к нему ухудшилось и что ему, возможно, надо стать более старательным.

Недостатки влияния через страх

Страх может быть использован и используется в современных организациях, но не часто, поскольку с точки зрения долгосрочной перспективы он является весьма дорогим методом влияния. Ярким примером того, что в конечном итоге страх может оказать совершенно противоположный желательному эффект, является одно из самых катастрофических в истории бизнеса банкротство компании W. T. Grant .

W. T. Grant, которая до 1975 года была одной из крупнейших в мире фирмой торговли, знала, что у нее проблемы с потребительскими кредитами, которые находились в ведении директоров магазинов. И фирма решила разработать программу «негативного стимулирования», получившую название «Бифштекс и бобы». Директора, не способные выполнить норму, подвергались унизительным процедурам: им швыряли в лицо горчичный пирог, заставляли катать носом орехи и бегать спиной вперед по магазину, разрезали галстуки и т. д. И все это, конечно, публично. Показатели эффективности резко возросли, но компания все больше увязала в долгах. Причину этого выявило новое руководство, впоследствии нанятое кредиторами компании. Оказалось, что директора магазинов, зная о неэффективности систем планирования и контроля в W. T. Grant и стараясь избежать унижений, просто фальсифицировали отчеты.

Следует помнить, что страх может стать сдерживающим фактором, только если существует высокая вероятность того, что человек будет пойман на правонарушении. Следовательно, его должна поддерживать эффективная система контроля, создание которой требует большого труда и денег. Если же основой власти является принуждение, эффективный контроль при умеренных затратах невозможен, поскольку люди прилагают большие усилия, чтобы обмануть организацию.

Но даже если создать эффективную систему контроля при умеренных затратах можно, лучшее, на что можно рассчитывать, влияя через страх, – минимальная адекватная эффективность. Поскольку человеку не дают возможности удовлетворить потребности более высокого уровня на работе, он может начать искать их удовлетворения в другом месте. Исследования показывают, что организации, активно использующие власть, основанную на принуждении, обычно характеризуются менее высокой эффективностью деятельности и более низким качеством продуктов. Например, одно из исследований, в ходе которого были опрошены более ста менеджеров бизнес-фирм и государственных организаций, выявило, что власть такого рода применяется в них крайне редко, только тогда, когда руководство приходило к выводу, что низкая производительность вызвана отсутствием дисциплины, а не способностей.

В условиях частного предпринимательства и открытого общества организации, активно запугивающие своих работников, по всей вероятности, долгое время существо вать не могут. По словам Ф. Лутанса, «хотя принуждение может обеспечить временное подчинение людей, оно дает побочные эффекты: раздражение, стремление к мести и отчужденность. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности, неудовлетворенности и высокой текучести кадров». Рассказывая вам о власти, основанной на страхе, мы вовсе не хотим сказать, что одобряем эти методы; мы просто признаем факт существования данного явления во многих организациях.

Власть, основанная на вознаграждении: влияние через положительное подкрепление

Вознаграждение – один из старейших и наиболее эффективных способов влияния. Власть, основанная на вознаграждении , действует через положительное подкрепление поведения, желаемого для лидера. Человек принимает это влияние, поскольку в обмен на выполнение требования лидера он ожидает того или иного вознаграждения. Либо, в контексте теории мотивации, он ощущает, что существует большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое позволит ему удовлетворить активную потребность, и делает то, чего хочет лидер.

Поскольку все люди имеют свои уникальные характеристики и потребности, то, что один человек воспринимает, как ценное вознаграждение, другому человеку или даже тому же, но в другой ситуации, таковым не кажется. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Иными словами, человек должен воспринимать вознаграждение, как справедливый обмен на его подчинение. Эта воспринимаемая справедливость является основным преимуществом власти, основанной на вознаграждении, над властью, основанной на принуждении. Дж. П. Коттер утверждает, что менеджеры могут усилить свою власть, сформировав у других людей чувство обязанности, периодически делая им личные одолжения. А Дж. Копер говорит, что «некоторые менеджеры достигают огромного мастерства в личных одолжениях, которые требуют от них совсем немного времени и усилий, но ценятся окружающими очень высоко».

Недостатки положительного подкрепления

В определенном смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда, если только менеджер сможет правильно определить, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и предложить ему это вознаграждение. Но на практике способность менеджера предлагать вознаграждения ограничивается множеством факторов. Ресурсы всех организаций ограничены, и на поощрение персонала она может выделить только определенный их объем. Полномочия менеджмента в этой области ограничиваются также политикой и процедурами. Иногда действуют и внешние ограничения, например, обусловленные трудовым договором с профсоюзом, в котором описывается, как должна вознаграждаться та или иная работа. Кроме того, зачастую очень трудно определить, что люди воспринимают как адекватное вознаграждение. Ни деньги, ни более интересная работа не могут влиять на поведение работника всегда, поэтому эффективному менеджеру надо уметь использовать и другие средства влияния.

Законная власть: влияние через традиции

Как свидетельствует история, традиции всегда были мощнейшим средством влияния. Лидер использует традиции для удовлетворения потребности подчиненных в защищенности и привязанности. Но этот метод сработает, только если человек уже усвоил ценности и это заставило его уверовать, что лидер способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние через традиции возможно, только если внешние культурные нормы организации поддерживают убеждение в том, что подчинение начальству является желаемым поведением. Д. Хэмптон, С. Саммер и Р. Уэбер считают, что «система, основанная на традиции, рухнет, если не обеспечит своих лояльных, послушных сторонников теплом и защитой».

Западные культурные традиции тысячелетиями укрепляли власть начальников. Практически каждому из нас в той или иной обстановке приходилось подчиняться людям, занимающим определенные должности. Например, редко кому хватает смелости спорить с офицером полиции. Хотя одни молодые работники сегодня меньше расположены признавать авторитеты, другие по-прежнему делают то, что велит босс, только потому, что это начальство. Вам и самим наверняка приходилось делать неприятные для вас вещи потому, что так вам велели родители, огромный авторитет которых традиционно у нас в крови.

Традиция особенно важна для формальных организаций. Способность награждать и наказывать усиливает власть менеджера отдавать приказы. Но было бы чрезвычайно неудобно и требовало бы много времени, не говоря уже о затратах, если бы менеджменту надо было вознаграждать работника каждый раз, чтобы он выполнил приказ. Следовательно, эффективность организации напрямую зависит от готовности подчиненных признавать авторитет руководства по традиции. Кроме того, традиции являются распространенной и эффективной формой влияния менеджеров потому, что в отличие от страха она предлагает позитивное вознаграждение – удовлетворение потребности. Признавая влияние, основанное на традиции, человек испытывает взамен чувство принадлежности к своей социальной группе, которое позволяет ему удовлетворить социальные потребности и испытать чувство защищенности, удовлетворяя еще одну важную потребность.

Интересно влияние традиций на некоторых людей в том смысле, что они способны исключить или значительно упростить процесс принятия решений. В системе, в которой традиции очень сильны, люди четко знают, что хорошо, а что плохо, и подчиненный может переложить ответственность и вину за неприятные действия и решения со своих плеч на плечи лидера или самой системы. Вместо того чтобы оправдывать свою позицию, он может просто сказать то же самое, что говорит Тевье в пьесе «Скрипач на крыше»: «Такова уж традиция».

Традиция – привлекательный механизм влияния и с точки зрения организации, и с точки зрения лидера. Она обладает огромным преимуществом – безличностью. Люди реагируют не на лидера, а на его статус, что повышает стабильность организации, поскольку в этом случае она не зависит от способностей одного индивидуума. Предоставляя вознаграждения тем, кто лучше подчиняется системе, а не по-настоящему компетентным работникам, организация получает возможность использовать традиции для подчинения людей. Другим отличительным свойством влияния через традиции является скорость и предсказуемость.

Недостатки власти, основанной на традиции

Интересно, что традиция способна одним словом объяснить, почему некоторые проверенные концепции теории менеджмента, описанные в этой книге, не всегда широко используются на практике. Хороший пример – вознаграждение по результатам. Почти все согласны, что реальные заслуги – наилучший критерий повышения зарплаты или продвижения по службе, но на деле более распространенным критерием является трудовой стаж, что вполне объяснимо. Стаж легко вычислить, он является объективной категорией и начисляется всем одинаково. Трудовой стаж используется как критерий очень давно, и людям, которым для достижения их сегодняшней позиции потребовалось много лет, переход на систему начисления вознаграждений по реальным результатам представляется не только несправедливым, но и угрожающим. Они используют всю свою власть, чтобы сохранить статус-кво, даже если это и не в интересах их организации или общества.

Традиции могут быть вредными для организации, например, когда молодому менеджеру, предлагающему отличную идею, говорят: «Мы всегда делали так, и до сих это работало». Такое отношение может стать большей проблемой, чем кажется. Чтобы адаптироваться к внешней среде, организации надо изменять свою политику, стратегию, структуру и т. д., и те из них, которые оправдывают свое нежелание делать это традицией, могут со временем прекратить свое существование.

Исторически традиция всегда была эффективным средством влияния, но в последние годы ее эффективность, судя по всему, снизилась. Ряд исследований показал, что реакция людей на власть изменилась. Дж. Майнер обнаружил, что в период между 1960 и 1974 годами студенты стали относиться к авторитету начальства с меньшим подобострастием. Они все меньше готовы повиноваться кому-то лишь потому, что им так велят. Другим ярким примером снижения влияния традиций является тот факт, что тысячи американцев отказались участвовать в войне с Вьетнамом, считая ее несправедливой. Даже «синие воротнички» сегодня отказываются выполнять задания, которые считают нелепыми.

Абсолютно убедительных объяснений, почему молодые американцы менее подвержены влиянию традиций, чем их родители, пока не найдено. Р. Уолтон указывает на такие факторы, как повышение уровня благосостояния, защищенности и образования, смещение акцента с индивидуализма на социальные ценности и снижение упора на обусловленное обществом подчинение людей в школе, семье и церкви. Но базовой причиной, судя по всему, является то, что молодежь не видит четкой взаимосвязи между традиционными ценностями и вознаграждением, с одной стороны, и удовлетворением своих потребностей – с другой. Возможно, это объясняется тем, что традиции сильнее всего влияют на людей, которых мотивирует, в первую очередь, стремление к защищенности и принадлежности, в то время как повышение благосостояния и увеличение времени досуга привели к переходу от потребностей среднего уровня к мотивации потребностями более высокого уровня: в компетентности, самоуважении и успехе. А может, современные институты сами разрушили свою традиционную основу власти тем, что не сумели последовательно вознаграждать эффективных последователей и наказывать тех, чье поведение было непродуктивным. В любом случае лидеру организации сегодня следует все больше рассчитывать на другие механизмы влияния.

Обсуждая власть менеджмента и организационную эффективность, И. К. Шетти отмечает, что, полагаясь на традиционную власть, организация может столкнуться с проблемами, поскольку это может противоречить ценностям современного работника, который стремится к причастности к делам организации и к участию в некоторых ее действиях. Кроме того, это может привести к недостаточному использованию человеческих ресурсов, поскольку люди, обладающие информацией о проблеме или способах ее решения, не всегда являются частью системы формальных полномочий в организационной структуре. В итоге это может привести к снижению продуктивности и повышению неудовлетворенности сотрудников.

В своем бестселлере В поисках совершенства Т. Питерс и Р. Уотерман описали ряд самых эффективных корпораций США, указав, что их успех зиждется не на традициях, а на индивидуумах и группах, обладающих информацией о решении проблем или улучшении операций. Организации с органичными структурами, функционирующие в бурной среде, о которых мы говорили в главе 12, редко полагаются на традиции. Поскольку их рыночная и технологическая среда быстро меняется, они все меньше полагаются на формальные организационные структуры и взаимоотношения, обусловленные традиционными полномочиями.

Власть эталона: влияние на основе харизмы

Харизма – это власть, базирующаяся не на логике и не на давней традиции, а на силе личных характеристик или способностей лидера. Власть эталона, или харизматическое влияние, зависит от того, насколько последователь отождествляет себя с лидером или насколько он для него привлекателен, а также его потребностями в принадлежности и уважении. В отличие от безличного влияния традиции харизматическое влияние обусловлено именно персональными качествами лидера. Последователь и лидер могут никогда не встречаться друг с другом, но последователь воспринимает их взаимоотношения почти как личные и считает, что у них много общего. Кроме того, он на подсознательном уровне ожидает, что подчинение сделает его похожим на лидера или даже его партнером. Характеристиками харизматических личностей считаются: энергетический обмен (они как бы излучают энергию и заряжают ею окружающих); презентабельная внешность (харизматический лидер необязательно красив, но непременно привлекателен, симпатичен и представителен); независимость (эти люди, добиваясь благосостояния и уважения, полагаются только на себя); оратор ские способности (умение четко донести свою мысль, навыки межличностного общения); признание восхищения (эти люди комфортно себя чувствуют, когда ими восхищаются, не проявляя при этом никакого высокомерия); манеры уверенного в себе человека (эти люди спокойны, собранны и умеют контролировать ситуацию).

Если человек обладает характеристиками, восхищающими окружающих, и они стремятся быть на него похожими, он способен оказывать на них сильное влияние, поэтому харизматических личностей часто приглашают участвовать в рекламе. Харизматический менеджер также может использовать власть эталона. Менеджеры часто служат ролевой моделью для подчиненных. Дж. П. Коттер пишет: «В общем и целом, чем больше человек считает своего менеджера идеалом, тем больше он считается с его мнением». Д. Надлер, Р. Хакман и Е. Лоулер утверждают: «Уважаемый и обожаемый менеджер низового звена может обойтись одной властью эталона: подчиненные могут повиноваться ему просто потому, что он им нравится и они отождествляют себя с ним».

Во врезке 16.1 приведены примеры харизматических личностей на политической арене.

Врезка 16.1.

Власть эталона в политике: ситуативная природа харизмы

В политике харизма особенно важна и полезна. Многие харизматические личности в истории были именно политическими лидерами. Но даже самые великие из них обладали харизмой и способностью влиять на окружающих не всю свою жизнь.

До второй мировой войной путь Уинстона Черчилля к власти не был гладким, и как только война закончилась, его правительство было смещено. Но в годы войны, когда на карту было поставлено само существование Англии, британцы приносили немыслимые жертвы только потому, что их об этом просил Черчилль. А на другом берегу Ла-Манша, в Германии, в это же время набирала силу личность совсем иного типа. Неистовые вопли Гитлера о высшей расе, которые высмеивал весь мир, привлекли немцев, апеллируя к их потребности в уважении, ведь их самолюбие все еще страдало от унижения в результате поражения в первой мировой войне. Гитлер, несомненно, был одной из самых харизматических личностей всех времен и народов, и народ Германии под его руководством достиг очень многого. Но когда стало ясно, что война проиграна, влияние Гитлера на генеральный штаб ослабло, а к тому времени, когда он застрелился, исчезло полностью.

В это же время человек с совсем другими характеристиками, Франклин Д. Рузвельт, оказывал огромное влияние на народ Америки. Это был, возможно, самый харизматический президент США. Сравнивая его с другим, тоже, несомненно, харизматическим президентом Джоном Ф. Кеннеди, мы четко видим ограничения харизмы. В 1960-е годы Кеннеди завоевал огромную любовь американского народа, особенно молодежи, но на Конгресс его харизма впечатления не произвела, и он оказывал ему такое яростное сопротивление, что сегодня многие считают Кеннеди неэффективным президентом.

Если эти примеры вас не убедили в том, что харизма зависит от ситуации, подумайте, как мало учеников и их родителей смогли увидеть огромную силу Голды Мейер, бывшего харизматического премьер-министра Израиля, когда она преподавала в школе в Милуоки.

Экспертная власть: влияние через разумную веру

Влияние через разумную веру базируется на вере исполнителя в то, что оказывающий влияние имеет соответствующий опыт и знания в конкретном вопросе. Он на веру принимает ценность его знаний. Такое влияние считается разумным потому, что решение последователя подчиниться осознано и логично. Дж. П. Коттер пишет: «Поверив в опыт менеджера в той или иной области, окружающие полагаются на его мнение. Власть данного типа обычно достигается менеджерами благодаря очевидным заслугам и достижениям. Чем больше и заметнее эти достижения, тем больше власть».

Хорошим примером влияния через разумную веру являются отношения большинства людей с их врачом. Иногда врачи прибегают к механизму страха, но заставить таким образом пациента лечиться они не могут. Мы следуем рекомендациям своего врача потому, что верим, что он обладает необходимыми знаниями и опытом. Поскольку сами мы такими знаниями не обладаем, мы не можем точно оценить, способен ли врач удовлетворить наши потребности, и принимаем его влияние, просто веря в его компетентность и профессионализм.

Человек может использовать экспертную власть в организации, если имеет информацию или идеи, которые, по мнению других, помогут организации или подразделению достичь цели либо принять более верное решение. Многие люди считают, что экспертные знания им необходимы для достижения их целей. Исследования показали, что, если группе говорят, что один из ее членов является экспертом в той или иной области, то группа будет, в основном, выполнять его рекомендации, причем даже тогда, когда на самом деле приписываемых ему опыта и знаний у него нет.

Тенденция к восприятию подчиненными менеджера как эксперта может иметь негативные последствия при принятии групповых решений. Обсуждая это, Дж. Стейнер и Дж. Майнер утверждают, что менеджер «может прийти на встречу со своими подчиненными, рассчитывая получить информацию и альтернативные идеи решения проблемы, и уйти с нее с решением, изначально предложенным им». Как отмечают Д. Надлер, Р. Хакман и Е. Лоулер, «в некоторых сложных и технических областях подчиненные могут обладать большим опытом и знаниями, чем их непосредственный начальник». Следовательно, если вы как менеджер позволяете подчиненным воспринимать вас как «эксперта», они могут не делиться с вами своей информацией, в результате чего эффективность принимаемых вами решений снижается.

Возрастающая сложность технологий ускорила использование разумной веры как механизма влияния в современных организациях. Сегодня менеджер не может вникнуть в детали всех важных операций, относящихся к его делу, и ему приходится полагаться на мнение эксперта в той или иной области. Сказывается также увеличение размеров организаций. Менеджмент высшего звена крупной компании зачастую настолько далек от реального производства, что во многих случаях вынужден безоговорочно верить тому, что говорят менеджеры более низкого уровня. Эти два фактора являются основной причиной, по которой штат специалистов в организациях постоянно увеличивается.

Разумной верой объясняется, почему специалисты могут иметь большое влияние в организации, даже не обладая формальными линейными полномочиями. Если специалист обычно прав, линейный менеджер со временем начинает безоговорочно доверять его мнению и, пользуясь властью, обусловленной линейными полномочиями, будет распространять решения этого специалиста во всей организации. Поступая так, менеджер удовлетворяет свои потребности. Принимая власть специалиста на основе разумной веры, он высвобождает время, которое в противном случае уходило бы на проверку каждой его рекомендации. Это время он может использовать для другой деятельности и, возможно, даже сможет удовлетворить потребности более высокого уровня благодаря вознаграждениям за выполнение более сложных задач. Можно также утверждать, что полный отказ принять на веру мнение эксперта указывает на то, что менеджер низового звена озабочен тем, чтобы защитить себя, а не удовлетворить потребности более высокого уровня.

Вернее всего, начав работать менеджером, вы на себе испытаете влияние разумной веры, поскольку будете на веру принимать мнение своих более опытных подчиненных.

Ограничения разумной веры

Разумная вера менее стабильна, чем слепая, на которой зиждется влияние харизматических лидеров, и действие ее замедлено. Если специалист будет не прав, менеджер перестанет разумно доверять его мнению и его влияние уменьшится. Кроме того, если харизматический лидер способен заставить людей верить себе в результате одной речи, то на формирование разумной веры требуется длительное время. Специалистам, например, иногда требуются годы, чтобы их мнение принималось менеджерами безоговорочно.

Но все это не означает, что разумная вера слабее других форм влияния. Заметьте, что в некоторых случаях влияние на основе разумной веры изменяет баланс власти «руководитель – подчиненный». Поскольку менеджеру нужны информация и советы подчиненного, власть его растет, и в некоторых ситуациях у него, по крайней мере временно, бывает даже больше власти, чем у менеджера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Способы влияния на мошенника 1. Обращение в суд или официальное расследование.На основании результатов инвентаризации и финансовой проверки, а также договора с работником возбудить против мошенника уголовное дело или передать документы в судебные органы.Это не требует

Из книги Закат империи доллара и конец «Pax Americana» автора Кобяков Андрей Борисович

Открытость как рычаг влияния Однако этого было мало. Необходимо было дополнить этот механизм двумя принципиальными составляющими. Первый из них должен был защищать США от тех стран, которые могли бы в связи с уникальными национальными и географическими особенностями

Из книги НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА автора Городников Сергей

5. Три центра влияния на власть Таким образом накануне декабрьских парламентских выборов в 1999 году и президентских выборов в июне 2000 года в России стали выстраиваться три центра средоточия влияния на цели власти режима. Олигархическая и бюрократическая кремлёвская

Из книги НАРОДНОСТЬ, НАРОД, НАЦИЯ... автора Городников Сергей

1. От родоплеменной общественной власти к государственной власти Власть есть способность к насилию.Всякое государство возникает, как совершенно новый вид насилия в сравнении с тем, которое объединяло и организовывало первобытные племена. Государство появляется тогда,

Из книги ВЛАСТЬ РЕЖИМА И ЧИНОВНИЧЕСТВО автора Городников Сергей

2. Падение влияния либерализма укрепляет положение чиновничьих учреждений власти Когда вся рыночно ценная собственность приватизируется, делится, захватывается, перепродаётся и закладывается, быстро накапливаются признаки кризиса мировоззрения начальной ступени

Из книги ТРЕТЬЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА автора Городников Сергей

Кризис власти перерождается в паралич власти

Из книги Анатомия сарафанного маркетинга автора Розен Эмануил

Критика концепции влияния Роль узлов часто преувеличивают. Эта концепция кажется настолько простой, что некоторые люди считают ее единственным способом распространения слухов. Но это не так. А поскольку кое-кто переоценивает важность узлов, концепция время от времени

Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

Ваша сфера влияния Если вы работаете в крупной транснациональной организации с централизованной кадровой системой, возможно, процессы в ней находятся вне сферы вашего влияния. Мы вовсе не советуем вам брать на себя ответственность за глобальную кадровую систему!

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Сфера влияния Лидеры разных уровней могут иметь различную степень влияния на проект BPM, организацию, персонал и его рабочую среду. На рис. 26.2 показаны сферы влияния лидерства в общем виде.Степень влияния трех названных выше уровней лидерства на компоненты оказывается

Из книги Психология убеждения автора Чалдини Роберт

Этика влияния В этой книге описывались стратегии социального влияния, которые мы назвали инструментами убеждения. Именно так они и должны использоваться – как конструктивные инструменты, помогающие строить честные отношения с другими людьми. Подчеркивайте

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Меры влияния Возможно, вы получите одобрительный кивок от администраторов, когда предоставите им краткий отчет о действиях, предусмотренных маркетинговой программой, и о затратах (продукции). Когда затем вы перейдете к описанию и количественной оценке реакции

автора Лайонс Томас

Рынок инвестиций влияния Инвестиции влияния можно описать как «инвестиции, призванные создать позитивное влияние, а не только финансовую отдачу». Отличие от филантропии состоит в том, что последняя традиционно фокусируется на «подарках» частных инвесторов и

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Измерение социального влияния Методология В феврале 2008 года IA создала базовую систему оценки, основанную на четырех категориях – «Личная безопасность», «Образование», «Информационные навыки» и «Справедливая торговля». В оценке приняло участие 42 женщины из

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Результаты социального влияния С момента начала своей работы IA помогла заработать свыше 50 000 долларов более чем 200 руандийским женщинам и примерно 800 зависимым от них лицам, а также провела несколько сотен часов обучения. При этом для более точной оценки степени своего

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Измерение социального влияния Основные проблемы включают в себя: Степень комфорта при общении с лицом, задающим вопросы. В стране, где жертвы геноцида бывают преданы родными и друзьями, точные данные о социальном влиянии можно собрать лишь тогда, когда участник

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Составьте карту влияния Этот инструмент является наиболее эффективным, когда вам необходимо убедить в чем-то группу. Вы можете использовать его и в беседе с одним человеком.Если вы делаете презентацию перед аудиторией в 20 или менее человек, то вам необходимо составить

Уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права , юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим принципом международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права , имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР

с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".

Посягательство на государственные границы - это односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, то есть, как говорится далее в тексте принципа, государства "будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника".

Государства - участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Это признание является международно-правовым, что влечет определенные юридические последствия, в частности это признание нельзя аннулировать. Международно-правовое признание фактически сложившейся границы приравнивается к соглашению государств относительно существующей границы.

Таким образом, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Оно включает также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.


Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств - участников этого акта, то есть европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

В24. Принцип территориальной целостности государств. Всоответствии с этим принципом, содержание которого раскрывается в Заключительном акте СБСЕ, на государства возлагаются следующие обязательства: уважать территориаль­ную целостность каждого из государств; воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Уста­ва ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника; воздерживаться от превращения территории друг друга в объ­ект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой. Приведенные положения содержания принципа террито­риальной целостности свидетельствуют о его тесной связи с другими основными принципами международного права, осо­бенно такими, как принцип неприменения силы и угрозы си­лой, нерушимости границ, равноправия и самоопределения на­родов.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопреде­ления народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчле­нению или частичному или полному нарушению территориаль­ной целостности или политического единства суверенных и не­зависимых государств, имеющих правительства, представляю­щие весь народ, принадлежащий к данной территории.

Прин­цип равноправия и самоопределения народов обязывает госу­дарства.воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства.15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Дек­ларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ.Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; она обес­печивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В25. Принцип уважения прав человека и основных свобод. 1) формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека (права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности) (конвенции - о предупреждении преступления геноцида 1948, апартеида 1973, о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984);

2) формирование обязательств по защите отдельных слоев населения (женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов) (конвенции - о защите жертв войны 1949, о политических правах женщин 1953, о правах ребенка 1989 и др.). Субъекты правоотношений (государства и межгосударственные м/н организации).

Увеличение перечня прав человека (право на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чисто мире) (в области становления - право на (транспарентность) прозрачность экономики государства, на чистую питьевую воду, на свободу от голода). Защита прав человека осуществляется государствами (несут ответственность перед сообществом в лице ГА ООН, СБ ООН, МС ООН, региональных политических организаций).Геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки - м/н преступления (влекут ответственность государства и представляющих его ф/л (глав государств, правительств, военных ведомств, исполнителей преступных приказов) - создаются м/н судебные органы (трибуналы) и постоянные м/н суды (МУС ООН)).

Согласно принципу нерушимости государственных границ, мировые державы и небольшие образования должны уважать независимость всех государств. Карты показывают линии разграничения между странами. Что означает принадлежность каждому субъекту воздушного пространства, сухопутных и водных территорий, отражает их суверенитет. Безопасность стран основана на неприкосновенности. Принцип нерушимости государственных границ был впервые заложен в международных договорах в 1970 году между Польшей, Чехословакией, двумя Германиями, разными по политическому и идеологическому устройству. Положения, утвержденные в соглашениях, стали нормами в международном праве и юридически обязательными.

Общий порядок

Для обозначения защиты территориальной целостности установлены пограничные знаки, созданы вооруженные посты. Принцип нерушимости государственных границ действует вне зависимости от существования соглашения с конкретным государством о мире и сотрудничестве. Недопустимо проникновение на чужую территорию с целью захвата, перемещение линий по своему усмотрению, любые незаконные намерения. Специальные службы контролируют пересечение границ транспортом и людьми. Конкретные формулировки о принципах нерушимости государственных границ передает

Заключительный акт, его создали на всеобщем Совещании европейских государств в 1975 году. Там обсуждалась безопасность и сотрудничество стран. В этом документе участники обещали друг другу признавать границы и не допускать посягательств на них.

По каким вопросам пришли к согласию?

Главы государств, подписавшие документ, должны:

  • отказаться от территориальных притязаний;
  • не выставлять требования на владение чужими землями или водными пространствами;
  • не пересекать линии разграничения незаконными, узурпированными способами.

Принцип нерушимости государственных границ в международном праве с момента подписания участниками СБСЕ акта стал юридически обязательной правовой нормой, которую невозможно аннулировать. Международным признанием видов сложившихся границ внесена равнозначность с соглашениями между странами.

Универсальная доктрина

Международное право построено на основополагающих принципах и нормативах, которые содержат межгосударственные договоры. В основную доктрину включены универсальные положения, на них должны быть основаны отношения между государствами:

  • исключены угрозы на силовое применение;
  • споры должны разрешаться мирными способами;
  • отсутствие вмешательств во внутренние дела стран;
  • сотрудничество на основе обязательств друг перед другом;
  • народное равноправие и самоопределение;
  • суверенитет и равенство;
  • принцип нерушимости и неприкосновенности государственных границ;
  • территориальная целостность;
  • уважение к правам и свободам.

При этом ООН не исключает применения странами вооруженных сил для собственной защиты, если произойдет пересечение их границ с использованием военизированного нападения. Запрещено применять оружие в ответ на экономические санкции.

Историческая данность

Принцип нерушимости государственных границ получил закрепление в международном праве, где запрещено изменять линии разграничения силовыми методами. В правовых актах нет ограничений в мирных новообразованиях, если необходимо отделение региона или области. Главы государств могут сесть за стол переговоров и урегулировать территориальные споры. Исторические факты передают, что границы не раз изменялись разным образом:

  • завоеванием, когда более сильная страна отбирала у слабого субъекта часть земель или полностью подчиняла под свои требования и условия;
  • реализацией - монарх продавал свою или покупал территорию соседа;
  • обменом - правители договаривались, в договоре закреплялось дальнейшее право на распоряжение определенными регионами;
  • передачей в залог;
  • наследованием - государственную землю делили между правопреемниками;
  • объединением - путем заключения выгодных браков.

Сейчас изменились правовые положения и взаимоотношения между народами.

Правомерный способ изменения границ

Современный закон о нерушимости государственных границ в международном праве признает изменения в следующих случаях:

  • проведена торговая сделка, когда территория продана;
  • передается часть суши или водного пространства за компенсацию или привилегию;
  • государства проводят обмен областями, передают друг другу равноценные участки;
  • восстанавливаются исторические права, возвращаются отторгнутые в войнах земли.

К историческому вопросу политики относятся осторожно. Если рассматривать проблему на последних поколениях, еще можно прийти к единому консенсусу, правда, с большим трудом. Когда правители начнут выдвигать претензии за тысячелетний период может образоваться хаос с бесчисленными конфликтами. Где каждый будет вести поиск выгодных для себя моментов. Восстановлением исторических прав должны заниматься международные судебные органы.

Что означает неприкосновенность?

Нерушимость государственных границ невозможна без соблюдения их неприкосновенности. Под нерушимостью следует понимать:

  • устойчивость;
  • непоколебимость;
  • надежность;
  • неприкосновенность.

Государства обязаны соблюдать линии границ, а пересечение возможно только по соответствующему разрешению. Территориальная целостность не может быть нарушена силой и военной угрозой. Если произошло присоединение регионов таким способом, они не считаются законными. Гаагская конвенция содержит полный перечень мирных средств по разрешению территориальных споров, но там нет и запретов на военные методы. Поэтому к мирному урегулированию обращается европейская Декларация и Устав ООН в статье 2.

Как порядок регламентирует отношения?

Принцип нерушимости государственных границ означает, что государство находится под защитой:

  • военной мощи;
  • дипломатического аппарата;
  • политических союзнических договоров.

Возникновение основополагающих утверждений произошло, чтобы регламентировать отношения между странами и установить пограничную:

  • делимитацию;
  • демаркацию;
  • ректификацию.

Нерушимость линий между странами стала необходимой для снижения межграничных конфликтов и укрепления государственной суверенности. Подобные принципы сохранить можно с помощью:

  • двусторонних договоренностей;
  • универсальных уставов;
  • политических образований в регионах.

Документальным подтверждением государства обязаны воздержаться от попыток прямого или косвенного нанесения территориального ущерба. Осуждается поддержка стран нарушителей и их пособников.

Какие обязанности возлагает на страны закон?

Каждое государство имеет свое право:

  • требовать абсолютную непоколебимость границ;
  • изменять линии соприкосновения по согласованию;
  • определять порядок пересечения;
  • устанавливать или снимать ограничения.

Страны обязаны:

  • неукоснительно соблюдать территориальность;
  • не нарушать разделение демаркационных линий, сюда входит и примирительное, временное разграничение;
  • разрешать конфликты мирной договоренностью;
  • не содействовать нарушителям принципов.

Устав ООН в статьях 39-47 гласит, что неправомерное пересечение границ является международным преступлением. За это предусмотрена жесткость ответных мер:

  • вооруженная защита;
  • санкции чрезвычайного характера;
  • ограничение суверенности для виновника конфликта.

Каждый государственный субъект обязан:

  • уважать международное правотворчество;
  • признавать приоритетность обязательств международных перед национальными правами;
  • приводить национальное законодательство в соответствии с международными актами.

Каждое положение как во внутреннем судопроизводстве, так и во внешних отношениях заканчивается стремлением мирно разрешить любой сложности территориальный спор. В качестве механизмов урегулирования конфликта приветствуется обращение:

  • к третейским арбитражным судам;
  • взаимным консультативным переговорам.

Согласно законодательным международным нормам, неприемлемо вооруженное нападение на страну со стороны отдельных субъектов. Даже если они оправдывают пересечение границ гуманитарной интервенцией, позитивного результата подобные действия не принесут, будут осуждены в международном сообществе. По крайней мере такая миссия уготована международному праву, там не должно быть предвзятого отношения, где одной из сторон заведомо дан приоритет и оправдываются все нарушения.

Принцип нерушимости государственных границ
(принцип территориально целостности государства).

Всё чаще и чаще в международных новостях попадаются ссылки на принцип нерушимости государственных границ, и принцип территориальной целостности государств.
Теоретически звучит не спорю красиво и очень заманчиво! Однако, с точки законов природы – очень непонятно, нелогично и даже глупо.
Ведь по логике вещей в нашем мире кроме Бога, ничего вечного (неизменного) нет и быть не может. Значит государства, как и все объекты нашего мира зарождаются, разрастаются, стареют, распадаются и отмирают… Затем снова, но уже на новой основе, зарождаются, развиваются и отмирают…
А с ними вместе, естественно, и их границы тоже – зарождаются, расширяются, распадаются и отмирают …
Это Законы Природы, Божественные Законы! Никакими декларациями, даже ООН, этого не изменить!
Попытка жить по законам (ООН) противоречащим Законам Природы, порождает систему двойных стандартов:
– Одни законы (ООН) провозглашаем, а по другим (Природным) приходится жить!
– Стараемся как лучше (по принципам ООН), а получается, как всегда - хуже!

И так будет всегда, пока мы не научимся жить по законам Природы! Будем стараться как лучше, а результат – как всегда!
Мало того, некоторые правительства, даже широко используют принципы ООН для «запудривания мозгов», для более успешного продвижения своих (корыстных) планов. В приложении приведены 10 основных принципов. Не один из них почти нигде и никогда, в международных конфликтах не соблюдается..

Выход только один – начать учится жить по Законам Природы. Иначе хана!

Приложение.
1 Содержание принципов международного права (Декларация о принципах международного права 1970 года)

1.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой
1.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами
1.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
1.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
1.5 Принцип равноправия и самоопределения народов
1.6 Принцип суверенного равенства государств
1.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
1.8 Принцип нерушимости государственных границ
1.9 Принцип территориальной целостности государств
1.10 Принцип уважения прав человека и основных свобод

Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав