18.10.2020

Является ли закрытой информация об опекунах. Полезно знать. Что именно проверяет опека в семье. Кто имеет преимущественное право быть опекуном недееспособного лица


Здравствуйте Юлия.

Для того чтобы прояснить ситуацию, необходимо обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, так как контроль за расходованием средств опекаемого осуществляют именно они по закону.

Статья 37 Гражданского кодекса РФ:

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Представляет собой форму воспитания и заботы о несовершеннолетнем. Опека устанавливается при отсутствии у ребенка родителей.

Это может быть связано с их гибелью или невозможностью заботиться о ребенке в силу состояния здоровья. Кроме того, при лишении родительских прав возможно установление опеки.

Поэтому, как правило, в качестве опекунов выступают близкие родственники ребенка. Но бывают случаи, когда опека устанавливается посторонними лицами. Обычно это становится первоначальным этапом .

Соответственно, необходимо контролировать исполнение . Такие функции возложены на специализированные органы опеки. В структуре каждого муниципального образования имеется отдел опеки и попечительства. Работники данного отдела и обеспечивают контроль за опекунами в интересах ребенка.

Проверка опекунов прямо предусмотрена законодательством. Данные мероприятия осуществляются с целью проверки исполнения ими своих обязанностей и выяснения условий жизни, воспитания несовершеннолетнего. Проверка опеки проводится регулярно в зависимости от продолжительности опеки над несовершеннолетним.

Можно выделить несколько основных периодов, от которых зависит частота проверочных мероприятий:

Проверки продолжаются до достижения совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста. При этом проведение мероприятий является обязанностью специалистов органа опеки и попечительства. По результатам каждого такого мероприятия ими готовится письменный подробный отчет. Каждый отчет приобщается к специальному делу, которое заводится на опекаемого и семью.

Первые месяцы

К первым месяцам относится первый год. В это время проверки проходят ежеквартально.

Они планируются и реализовываются на основании утвержденного графика. Поэтому посещение семьи происходит в заранее запланированные дни.

Вопрос, что проверяет опека, весьма важен. Предмет проверки очень широк и охватывает все стороны материального обеспечения ребенка и его психологического, эмоционального состояния.

В первые месяцы очень важно не потерять контроль над ситуацией, нужно, чтобы ребенок привык к семье. Поэтому основной задачей муниципальных органов является не обнаружение нарушений, а помощь семье и ребенку.

Предметы проверок в течение первых месяцев нужно указать более подробно:

Кроме того, нужно выяснить отношение ребенка к опекунам. Поэтому с ним проводится доверительная беседа. Важно выяснить, хорошо ли ему в данной семье, каков психологический климат, не ругаются ли на него опекуны и так далее.

Проверяющие готовятся к каждому мероприятию. Собирается информация из школы о посещаемости, успеваемости. Получается информация их отдела полиции о возможных заявлениях в отношении несовершеннолетнего или его опекунов, приводах и прочее.

Плановые проверки

Когда первый год истек, проводятся плановые полугодовые проверки. В ходе данных мероприятий проверяющие интересуются теми же вопросами, что и в первые месяцы. Меняется только периодичность.

Увеличение срока между мероприятиями допускается, поскольку самый сложный период уже пройден.

Если в течение одного года все было в порядке, значит вероятность прекращения опеки минимальная. Если же выявляются проблемы, то специалисты органа должны помочь их решить. Например, снижение успеваемости в школы, большое количество пропусков занятий говорят о наличии серьезных проблем.

Возможно, в этом есть вина опекунов. Нередко они занимаются собственными делами, уделяя мало времени ребенку. Особенно это опасно в подростковом возрасте.

Поэтому при выявлении таких сложностей специалисты должны сообщить об этом психологу и начать работу с несовершеннолетним. По сути, это профилактическая деятельность, которая направлена на формирование положительного отношения к обучению и обязанностям.

Нужно побудить ребенка посещать школу, уважительно относиться к опекунам и педагогам. В конечном счете, это поможет сохранить опеку и предотвратит совершение ребенком административных проступков или даже преступлений.

Внеплановые проверки из-за обращений

Помимо плановых мероприятий могут проводиться и внеплановые. Но организовывать их произвольно орган опеки не имеет права.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в двух случаях:

В любом случае информация становится основанием для организации внеплановой проверки. Подобные сведения не могут быть проигнорированы, поскольку они создают угрозу физическому или нравственному здоровью ребенка.

По результатам проверки возможно прекращение опеки. Если же доводы не подтвердятся, то никаких последствий обращение иметь не будет.

За что органы опеки лишают права на опеку?

Прекращение опеки допускается в случаях грубого нарушения прав ребенка, создания угрозы его жизни или здоровью. Подобные ситуации следует рассмотреть более подробно:

  • когда опекуны ведут антиобщественный образ жизни. Это может выражаться в систематическом употреблении спиртного. В этом фоне опекуны могут себя неадекватно вести, приглашать гостей и общаться с ними подолгу, не уделяя времени ребенку;
  • когда в квартире нет необходимых предметов обихода, налицо антисанитария, нет продуктов питания. Зачастую такие ситуации связаны с социальной дезадаптацией опекунов. Но нередки случаи, когда у них просто не хватает денег, чтобы обеспечить ребенка необходимыми вещами;
  • если в отношении несовершеннолетнего совершено преступление. Это однозначный повод для прекращения опеки. Но для проверки информации нужно решение полиции о возбуждении уголовного дела;
  • принуждение несовершеннолетнего к тяжелой работе, не соответствующей возрасту.

Каковы требования к опекунам/приемным родителям? Куда и какие документы надо подать, чтобы получить заключение о возможности быть опекуном/приемным родителем?

В соответствии со ст. 35 Гражданского кодекса РФ , ст. 146 Семейного кодекса РФ и ст. 153 Семейного Кодекса РФ опекунами\приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением :

  • лиц, лишенных или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества ( );
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления ( );
  • лиц, не прошедших психолого-педагогической и правовой подготовки согласно п. 6 ст. 127 Семейного кодекса РФ .

Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждены Приказом Минобразования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 .

Сама программа и порядок ее прохождения утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Карту школ приемных родителей (ШПР) в г. Москве можно найти в списке разделов слева.

Важно отметить, что требование прохождения ШПР не распространяется на близких родственников ребенка, а также на кандидатов, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Обратите внимание, что мачехи и отчимы, желающие принять ребенка под опеку, от прохождения ШПР не освобождены.

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" .

  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), а также бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине .

В п. 4 , установлен закрытый перечень документов, необходимых для получения заключения о возможности быть опекуном или приемным родителем:

(1) заявление (форма );

(2) автобиографию ( );

(3) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, в т.ч. справку с места работы супруга (супруги) усыновителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(4) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(5) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(6) медицинское заключение лечебной организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке и по форме, установленным Минздравом РФ (действует в течение 6 месяцев с момента проставления гербовой печати и подписи главврача) ( );

Обратите внимание, что Правилами не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи кандидата. Однако - согласно п. 4 Письма Минобразнауки от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" - в тех случаях, "когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни" кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа. Автору сайта известен один случай, когда женщина не смогла получить положительное заключение о возможности быть опекуном, т.к. ООП стало известно о наличии гепатита С у ее супруга.

(7) копию свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);

(8) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, либо которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (как указано в разделе 4 Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 24.08.2012 № ИР-713/07 , срок действия свидетельства о прохождении ШПР не ограничен )();

(9) копию пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение - только для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты (образец пенсионного удостоверения );

(10) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью.

Все документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства - эти функции выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 35 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст. 6 ). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ .

Процедура общения кандидата в опекуны с органами опеки детально прописана в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 .

В частности, в пп. 8 и 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , устанавливается, что обследование условий жизни кандидата производится в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных Правилам, а сам акт обследования условий жизни кандидата оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни кандидата. В течение 10 дней со дня представления документов, перечисленных выше, и на основании акта обследования жилья кандидата орган опеки и попечительства выдает заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) . Одновременно заявителю возвращаются все представленные документы (в ООП остаются копии).

Вниманию кандидатов, которые хотели бы получать вознаграждение за свой труд! Для того, чтобы в будущем заключить договор о создании приемной семьи, кандидаты в приемные родители должны получить "заключение о возможности быть опекуном (попечителем), исполняющим обязанности возмездно" .

Заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания. Согласно п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения кандидата не только в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, но и в любой другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

(Интересно отметить, что орган опеки несет ответственность за вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения им обязанности по назначению опекуна (п. 8 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ). Под вредом в данном случае следует понимать и физические или нравственные страдания ребенка. На практике, конечно, компенсация подобного вреда проблематична, но вот напоминание сотруднику опеки о таком положении закона может помочь ускорить дело. Возмещение вреда, причиненного проволочками самому кандидату в опекуны, в законодательством не предусмотрено).

Кстати, согласно п 4. ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки могут передавать полномочия по подбору и подготовке кандидатов иным образовательным, медицинским, социальным или общественным организациям. Порядок работы этих организаций подробно описан в Правилах осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 . В частности:

  • подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора кандидатов в опекуны (п. 7),
  • заявление кандидата и иные документы, а также акт обследования условий жизни кандидата передаются организацией в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган опеки для принятия решения о назначении опекуна либо об отказе в назначении опекуна (п. 7),
  • подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной для граждан основе (п. 8).

Время чтения: 7 минут

Каждый гражданин, который принял решение взять под опеку ребенка или, например, больного родственника, ежегодно должен сдавать отчет об опеке в соответствующие органы. Необходимость в нем обусловлена желанием государства контролировать опекунов, добровольно взявших на себя обязательства, касающиеся не только ухода за подопечным, но и сохранения и ответственного управления его имуществом. Отчет опекуна в 2020 году не содержит каких-либо существенных изменений, но чтобы избежать проблем с его заполнением, рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

Что собой представляет отчет опекуна

Данный отчет представляет собой документ установленной законодательством строгой формы, отражающий все действия опекуна в отношении имущества подопечного, совершенные им в рамках опеки.

Годовой отчет опекуна, в зависимости от статуса и возраста подопечного, должен содержать все сведения за прошедший год, касающиеся хранения, управления и использования материальных ценностей, принадлежащих опекаемому.

Таким образом, в документе отражаются любые изменения имущественного положения подопечного, в том числе относительно всех источников доходов, приобретения одежды, покупки средств личной гигиены, расходов на оплату бытовых услуг и других расходов, которые были осуществлены за счет средств подопечного. Все отраженные в форме данные должны быть документально подтверждены соответствующими финансовыми документами.

Отметим, что документ касается исключительно финансовой составляющей опекунской деятельности и не отражает выполнения функций неимущественного характера. Обратим внимание, что данную отчетность не следует путать с таким документом, как отчет попечительского совета школы, который выполняет абсолютно иные функции и подается совершенно другими субъектами.

Зачем нужен отчет опекуна и куда его подавать

Согласно ст. 37 Гражданского кодекса РФ, в число полномочий опекуна входит , за исключением той собственности, которой подопечный может распоряжаться самостоятельно. В отношении большинства совершаемых мелких сделок по распоряжению имуществом опекун принимает самостоятельные решения. При этом он обязан совершать их исключительно в интересах опекаемого. И чтобы интересы последнего были соблюдены, законодатель ввел для ответственных за имущество опекунов строгую отчетность.

Отчет опекуна или попечителя, согласно ст. 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», ежегодно подается в органы опеки и попечительства, которые реализуют контролирующие функции относительно соблюдения прав подопечных. После подачи документ подлежит утверждению руководителем того органа, в который он подается.

По результатам проведенной проверки орган опеки обязан внести изменения в акт описи имущества подопечного, внося новые ценности и исключая проданные или пришедшие в негодность.

Законодательная база

Необходимость и правила проведения опекунской отчетности определены комплексом нормативно-правовых актов. Изначально распорядительные опекунские полномочия определены ст. 37 ГК РФ, которая уточняет правила и особенности их осуществления, а также предписывает необходимость предоставления отчета. Правила предоставления и составления последнего, в свою очередь, определены положениями ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48.

Этим же законом определены полномочия ответственных лиц по опеке и попечительству, правовой режим управляемого ими имущества подопечных, порядок осуществления контроля со стороны соответствующих органов, а также ответственность, которая может наступить в результате ненадлежащего исполнения добровольно взятых на себя обязанностей, и другие особенности указанных взаимоотношений.

Формы отчетов, а также подробные правила их заполнения и предоставления компетентным органам определены соответствующими постановлениями правительства. В зависимости от возраста подопечного, использоваться могут постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 или постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423.

Основные права и обязанности опекуна

Согласно ст. 15 ФЗ от 24.04.2008 № 48, права и обязанности опекунов определяются гражданским законодательством. Они являются законными представителями своих подопечных и вправе действовать от их имени в любых обстоятельствах, без получения какого-либо специального разрешения. Согласно ст. 36 ГК РФ, опекуны исполняют свои полномочия бесплатно. В рамках последних они обязаны обеспечивать должное содержание подопечных, их лечение и уход за ними, образование и воспитание, полноценную защиту прав и интересов.

Опекунские функции должны выполняться с учетом мнения опекаемого, а при невозможности его узнать – исходя из данных о предпочтениях, полученных от родителей, прошлых опекунов или иных лиц. В тех случаях, когда основания для опеки отпадают и это было замечено опекуном, он вправе самостоятельно обращаться в суд с целью восстановления дееспособности подопечного.

В процессе реализации своих функций опекуны вправе требовать от органов опеки содействия в предоставлении медицинской, юридической, психологической, социальной и иных видов помощи.

Необходимые документы для составления отчета

Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48, вместе с отчетом опекун обязан представить в орган опеки документы, которые будут подтверждать информацию, отраженную в нем. В документы для отчета опекуна могут входить товарные чеки, налоговые квитанции, чеки об оплате страховки, платежные поручения, выписки из банков и банковских счетов, а также любые другие платежные документы. Исключения составляют фискальные документы, в которых отражены расходы, совершенные за счет средств опекаемого и направленные на покупку продуктов питания, средств личной гигиены и иные несущественные расходы на мелкие нужды.

Кроме них, в органах опеки могут потребовать справку с места учебы, справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам и другие значимые документы.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48, в отчет о расходовании денежных средств опекуном должны быть внесены данные:

  • об имущественном положении подопечного;
  • о входящем в его собственность имуществе и месте его хранения;
  • о расходах, произведенных за счет подопечного, и приобретенном в результате этих расходов имуществе;
  • о доходах, полученных в результате распоряжения собственностью опекаемого, в том числе об отчужденном имуществе;
  • о собственности, приобретенной взамен проданной, и так далее.

Следует учитывать, что отчет опекуна об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного будет отличаться от документа, составляемого в отношении использования имущества взрослого опекаемого. В отношении отчетности по использованию имущества каждого из них предусмотрена отдельная специальная форма, которая предусматривает разделы по всем возможным видам имущества и расходы, которые должен отразить опекун по каждому из своих подшефных. Форма отчета опекуна о хранении и использовании имущества взрослого опекаемого и ребенка определяется отдельными нормативными документами правительства РФ.

Обратим внимание, что, помимо непосредственных данных о расходах и доходах, законодатель требует указывать в отчете даты их произведения и получения соответственно. Кроме прочего, указанию также подлежат уплаченные налоги.

Правила составления отчетности

В соответствии с законодательством, законный представитель опекаемого должен составить отчет опекуна и подать его в органы опеки до 1 февраля нынешнего года. В отчете отражаются все вышеуказанные расходы и действия, имевшие место в прошедшем году, с момента установления опеки или с момента предоставления прошлогоднего отчета.

После подачи и утверждения отчета все предоставленные документы помещаются в личное дело опекаемого, которое хранит инспектор органов опеки и попечительства. Таким образом, если даже имущественное положение подшефного существенно изменилось, новый отчет опекуна в 2020 году подавать не нужно – такие сведения отражаются в отчетности 2020 года.

При составлении отчетности необходимо учитывать особые правила и принципы:

  • опекунская отчетность предоставляется по специальной форме, составление произвольного документа не допускается;
  • заполнить форму можно как шариковой ручкой от руки, так и в электронном формате на ПК с последующим распечатыванием;
  • несмотря на внушительное количество граф, опекун заполняет лишь те разделы, которые относятся к понесенным им расходам и полученным доходам в части имущества, принадлежащего подопечному. В остальных графах проставляется прочерк;
  • все суммы проставляются в рублях, даже доход был получен в иностранной валюте;
  • в документе недопустимы исправления;
  • обязательный реквизит документа – подпись опекуна с датой предоставления отчета в органы опеки.

Несмотря на достаточное количество информации, далеко не все понимают, как правильно заполнить отчет опекуна или попечителя по форме 423.

Опекунский отчет в отношении совершеннолетнего недееспособного

Форма финансовой отчетности для опекуна совершеннолетнего недееспособного гражданина определена постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927. Согласно ему, помимо стандартных реквизитов, касающихся личности опекуна и опекаемого, а также имущества и полученных доходов, отчет опекуна недееспособного совершеннолетнего должен содержать развернутый перечень расходов, произведенных за счет подопечного.

В документ входят данные о тратах:

  • на продукты питания;
  • на одежду и обувь;
  • на гигиенические средства и предметы личного пользования;
  • на лекарства и оплату лечения;
  • на коммунальные и бытовые услуги;
  • на приобретение товаров длительного пользования;
  • на произведенный ремонт и другие расходы.

Нужно учитывать, что расходование средств совершеннолетнего требует тщательной фиксации, поскольку в отчете они могут отражаться как совокупно за весь отчетный период, так и помесячно.

Отчет опекуна в отношении недееспособного с психическим расстройством

Законодателем не определены какие-либо особенности предоставления опекунской финансовой отчетности в зависимости от основания признания недееспособности и установления опеки над совершеннолетним. Более того, такие данные даже не подлежат отражению в самой форме отчета. Поэтому предоставление отчета опекуна недееспособного психически больного осуществляется в общем порядке, а сам документ ничем не отличается от описанного выше.

Опекунская отчетность в отношении ребенка

Заполнение отчета опекуна несовершеннолетнего ребенка также имеет некоторые особенности. Форма данного документа, а также правила его заполнения определены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

По сути, определенная им форма содержит аналогичные разделы и графы документа, как и для совершеннолетних, касающиеся наличия и сохранности движимого и недвижимого имущества, а также доходов и расходов опекаемого.

C 2015 года в законодательство были внесены изменения, касающиеся правил заполнения отчета в отношении подопечных детей. По сути, законодатель упростил отчетность, позволив не вносить в нее несущественные расходы, подобные затратам на питание, покупку средств личной гигиены, одежды и прочего.

Законодателем была принята новая отчетная форма с изменениями – отчет опекуна содержит теперь минимальный перечень видов расходов. Теперь в их число входят лишь затраты:

  • на лечение ребенка в медучреждениях;
  • на приобретение товаров длительного пользования, если их стоимость выше двукратного прожиточного минимума;
  • на ремонт жилья, в котором проживает ребенок.

При этом указанные суммы отражаются совокупно за весь отчетный период – возможности помесячного отражения законодателем не предусмотрено.

Пройдите социологический опрос!

Расписка к отчету

Если опекун не может предоставить документы, подтверждающие совершенные им расходы за счет средств подопечного, или же это невозможно физически (например, в отношении приобретения продуктов питания), он вправе приложить к отчету расписку, в которой будут отражены все указанные расходы. Расписка к отчету опекуна прикладывается также в случаях, когда опекаемый может самостоятельно получать и распоряжаться некоторыми видами своих доходов (например, алименты или стипендия для ребенка, достигшего 14 лет). По таким средствам приемный родитель отчитываться не должен, поэтому в расписке указывается, что подопечный самостоятельно получил средства и расходовал их на личные нужды.

Ответственность за нарушение правил предоставления отчета

Какой-либо ответственности за нарушение правил составления отчета опекуна, внесение в него некорректных сведений и пропуск сроков его подачи законодательством не предусмотрено. Однако это может стать поводом для подозрения со стороны органов опеки в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, например, в порче имущества или его расходовании не в интересах подшефного.

Если такие нарушения будут выявлены, органы опеки обязаны составить об этом соответствующий акт и предъявить опекуну требование возместить убытки. Кроме того, согласно ст. 29 ФЗ от 24.04.2008 № 48, компетентные органы вправе отстранить опекуна от исполнения его функций.

Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

2.1. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав