Кодификация - это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;
в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.
При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация - один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне - либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.
Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права... 1970 г.).
Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.
Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.
Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".
Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series "; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств - "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".
Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).
Литература
Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens ). Тбилиси, 1982.
Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного права // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.
Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.
Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном международном праве. Казань, 1989.
Лукашук И. И. Механизм международно-правового регулирования. Киев,1980.
Лукашук И. И. Обычные нормы современного международного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.
Лукашук И. И. Международное "мягкое" право // Государство и право. 1994. № 8-9.
Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980.
Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972.
Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.
Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник международного права. 1978. М.,1980.
Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.
Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.
Черниченко С. В. Нормы международного права, их структуры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.
Черниченко С. В. Нормы международного права, их создание и особенности их структуры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М.,1980.
Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1981.
Кодификация международного права как вид правотворческой деятельности государств ориентирована на договорное оформление отдельных отраслей международного права.
Установочно понятие «кодификация» по своему смысловому содержанию происходит от двух латинских слов «codex» и «facio», что вместе означает «создание сводного закона в форме кодекса».
В историческом плане первым ученым, кто предложил привести свод норм международного права к единому кодексу, был Дж. Бентам (J. Bentam). Именно ему принадлежит авторство самого термина «кодификация». Его академический труд под названием «Принципы международного права», где представлены основополагающие теоретические постулаты по выработке кодекса (code) норм международного права, прошел научную редакцию с 1786 по 1789 г., однако был издан уже после кончины автора.
Выступая в качестве особого вида правотворческой деятельности государств в рамках их взаимодействия на мировой арене, кодификация международного права в постановочном плане выполняет сразу несколько задач. Во-первых, происходит пересмотр международно-правовых норм, показавших свою устарелость и непригодность. Во-вторых, проводятся мероприятия по выработке
новых международно-правовых норм с принятием во внимание реальных потребностей развития международных отношений. В-третьих, созданные в результате кодификационной работы новые международно-правовые нормы фиксируются в едином упорядоченном режиме в рамках общего многостороннего договора.
Перевод процесса кодификации международного права в форму институционно-обустроенного феномена проявляет себя через создание упорядоченной системы подготовки текстов конвенционных актов: от представления первоначальных предложений по тематике предстоящей работы до созыва специальной конференции для заключения конвенции. Руководствуясь постановочно выведенной целью - содействовать прогрессивному развитию международного права и его кодификации, Комиссия международного права в рамках ее общих полномочий по выбору темы для кодификации принимает предложения, исходящие от Генеральной Ассамблеи ООН, по рассмотрению конкретной тематики для предстоящей работы в формате приоритета. Конечный продукт ее работы - проект конвенционного акта - представляет собой завершающий этап в институционном обустройстве позитива деятельности мирового сообщества под названием «прогрессивное развитие международного права и его кодификация». В ситуации, когда созыв (по решению Генеральной Ассамблеи ООН с подачи Комиссии международного права) международной конференции для заключения конвенции представляется логическим элементом институционно-правового формата работы по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, опубликование доклада комиссии, его принятие к сведению или его одобрение в специальной резолюции Генеральной Ассамблеи - все это образует целостный по форме позитив действия мирового сообщества в рамках процесса прогрессивного развития международного права и его кодификации.
Установление сущностного содержания понятия «кодификация международного права», его проявления в науке и практике современного международного права, предметно проводилось с учетом временных показателей принятия 21 ноября 1947 г.
Положения о комиссии международного права. Дело в следующем. Содержащееся в статье 15 Положения терминологическое обозначение понятий «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» прямо ориентирует ученых, осуществляющих свои исследования по соответствующей проблематике, использовать в своих концептуальных определениях эти понятия. И уже конкретно: определение термина «кодификация международного права», как оно дано в статье 15 Положения, обозначает существо понятия как более точная формулировка и систематизация норм международного права в тех областях, где уже проводится широкая государственная политика, имеются прецеденты доктрины.
В развитие обозначенных задач по точному формулированию и систематизации международно-правовых норм с перспективой всестороннего регулирования конкретной области международных отношений кодификация международного права призвана содействовать процессу совершенствования мирового правопорядка.
Как и любой вид правотворческой деятельности, кодификация международного права включает в себя два этапа, а именно: 1) согласование воли государств по поводу текста предполагаемого общего многостороннего договора; 2) выражение государствами своего согласия на обязательность данного международноправового акта. Институциональным органом по кодификации международного права, в общем порядке признанным мировым сообществом, выступает Комиссия международного права ООН. Комиссия излагает свои проекты в форме статей и далее рекомендует данный проект государств - членов ООН для заключения соответствующей конвенции (ст. 20 и 23 Статута Комиссии).
По результатам содействия упорядоченности международно-правовых отношений установлено значение процесса кодификации в параметрах содействия установлению и развитию норм общего международного права. Критерием всего процесса кодификации международного права выступает выработка таких международно-правовых актов, которым присущи универсальность и всеобщность. В обозначенных параметрах суверенного равенства все государства - члены мирового сообщества имеют право на участие в кодификационных конвенциях. В Венской декларации об универсальности, которая была принята на Дипломатической конференции полномочных представителей по праву международных договоров (Вена, 1968-1969 гг.), предметно заявлено: многосторонние договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объекта и цели в режиме общего интереса для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия.
Конкретность и четкость общепризнанных критериев участия в кодифицированных конвенциях однозначно устанавливают следующее. Все государства - члены мирового сообщества призваны через свое участие в процессе кодификации международного права содействовать упрочению современного международного правопорядка.
Прогрессивное развитие международного права и его кодификация в режиме целостного взаимодействия и единства всего процесса предметно ориентированы на выработку международных конвенций, призванных регулятивно воздействовать на новые области международных отношений, которые до этого не были урегулированы на основе права. Распространение действия международного права в параметрах целостного охвата всех областей и направлений развития международных отношений оказывает позитивное влияние на процесс упрочнения международного правопорядка. Поступательное развитие человеческой цивилизации сопряжено с возникновением новых областей сотрудничества государств в рамках регулятивного воздействия права. В этом плане меры, предпринимаемые мировым сообществом по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, объективно вписываются в насущные потребности человеческой цивилизации и оказывают качественно позитивное влияние на современный правопорядок в плане обеспечения его юридической целостности и институционной завершенности.
- Становление и развитие международного права
- О возникновении международного права
- Состояние и характер современного международного права
- Перспективы развития международного права
- Международное право и мировой правопорядок
- Понятие, особенности и система международного права
- Понятие международного права
- Особенности международного права
- Система международного права
- Нормы и принципы международного права
- Нормы международного права
- Принципы международного права
- Источники международного права
- Общая характеристика источников международного права
- Международные договоры
- Международный обычай
- Решения международных организаций и конференций
- Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм
- Кодификация международного права
- Соотношение международного и внутригосударственного права
- Теории соотношения международного и внутригосударственного права и практические трудности в этой области
- Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
- Соотношение международного публичного и международного частного права
- Конституция и международное право
- Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
- Реализация норм международного права судами общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации
- Субъекты международного права
- Общие вопросы международной правосубъектности
- Международно-правовое признание
- Правопреемство в международном праве
- Население и международное право
- Международно-правовая регламентация положения населения
- Международно-правовые вопросы гражданства
- Правовой режим иностранцев
- Территория и международное право
- Виды территорий в международном праве
- Территория государства
- Территориальные приобретения и изменения
- Территориальные споры
- Государственная граница
- Демаркационные линии
- Международные реки
- Международные каналы
- Правовой режим Арктики
- Международно-правовой статус Шпицбергена
- Международно-правовой режим Антарктики
- Принуждение и ответственность в международном праве
- Классификация мер международно-правового принуждения
- Санкционные меры международно-правового принуждения
- Несанкционные меры международно-правового принуждения
- Санкционная ответственность в международном праве
- Объективная ответственность в международном праве
- Право международных договоров
- Право международных договоров как отрасль международного права
- Национальное право и международные договоры Российской Федерации
- Международные договоры как юридические акты международного права
- Заключение между народных договоров
- Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам
- Депозитарий многостороннего договора и его функции
- Регистрация и опубликование международных договоров
- Недействительность международных договоров
- Соблюдение, применение, изменение и толкование международных договоров
- Последствия недействительности, прекращения, приостановления действия и изменения международных договоров
- Толкование международных договоров
- Договоры и третьи (неучаствующие) государства
- Международные договоры в упрощенной форме
- Юридическая природа Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
- Международное право прав человека
- Международное сотрудничество в области прав человека
- Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
- Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
- Договорные и внедоговорные органы по защите прав и свобод человека, действующие в рамках Организации Объединенных Наций
- Деятельность Европейского суда по правам человека и правовая система Российской Федерации
- Право убежища
- Беженцы и перемещенные лица
- Защита меньшинств и коренных народов
- Международное морское право
- Понятие, источники и субъекты международного морского права
- Пределы действия норм международного морского права
- Правовой статус и режим морских пространств, находящихся в пределах территории государств
- Правовой статус и режим морских пространств, находящихся вне пределов территории государств
- Морские пространства, имеющие различный правовой статус
- Международное сотрудничество в пределах морских пространств
- Международное воздушное право
- Понятие и система международного воздушного права
- Источники международного воздушного права
- Основные принципы международного воздушного права
- Правовой режим международных полетов
- Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений
- Правовое регулирование коммерческой деятельности на рынке воздушного транспорта
- Ответственность перевозчика при международной воздушной перевозке
- Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Международные авиационные организации
- Международное космическое право
- Понятие, история развития и источники международного космического права
- Субъекты и объекты международного космического права
- Правовой режим космического пространства и небесных тел
- Правовой статус космонавтов и космических объектов
- Международное сотрудничество в освоении космоса
- Ответственность в международном космическом праве
- Перспективные вопросы международного космического права
- Международное экономическое право
- Истоки, понятие и система международного экономического права
- Субъекты, источники и принципы МЭП
- Международная экономическая интеграция и глобализация
- Всемирная торговая организация (ВТО)
- Международно-правовые основы международной финансовой системы
- Международный валютный фонд
- Всемирный банк
- Региональные финансовые организации
- Международные клубы кредиторов
- Международное сотрудничество в области энергетики
- Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций
- Международное право охраны окружающей среды
- Понятие международного права охраны окружающей среды и его значение
- Роль международных организаций и конференций в становлении и развитии международного права охраны окружающей среды
- Источники и принципы международного права охраны окружающей среды
- Международно-правовая охрана природных объектов
- Защита окружающей среды как часть регулирования отдельных видов деятельности государств
- Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие, национальный и международный правопорядок
- Методология и понятийный аппарат
- Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
- Органы ООН, занимающиеся вопросами противодействия преступности
- Интерпол - Международная организация уголовной полиции
- Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
- Международное уголовное правосудие
- Право внешних сношений
- Основы дипломатического права
- Основы консульского права
- Международные конференции
- Понятие и классификация международных конференций
- Подготовка и созыв международных конференций
- Работа международных конференций
- Механизм принятия решений
- Виды актов международных конференций и их правовое значение
- Право международных организаций
- Возникновение международных организаций - важный этап международного переговорного и нормотворческого процесса. Основные признаки и классификация международных организаций
- Общая характеристика структуры и деятельности ООН и ее главных органов и их основные особенности
- Роль и место ООН и других международных организаций в создании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях
- Специализированные учреждения ООН и их роль в глобальном управлении процессами, происходящими в мире
- Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
- Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН
- Процесс обновления и адаптации ООН и ее Устава к новым мировым реалиям и переменам
- Надгосударственность международных организаций
- Право европейского союза
- «Европейское право» («Право ЕС») за рубежом и в России
- Определение, понятие и особенности европейского права
- Возникновение и развитие европейского права - от Парижского договора до Лиссабонского договора
- Юридическая природа европейских сообществ и Европейского союза
- Международно-правовые основы деятельности СНГ и субрегиональных групп
- Международно-правовая база функционирования СНГ
- Союзное государство России и Белоруссии
- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
- Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины (ЕЭП «четверки»)
- ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие)
- Мирное урегулирование международных споров
- Понятие международного спора
- Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
- Мирные средства разрешения международных споров
- Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
- Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
- Мирное урегулирование споров в рамках Содружества Независимых Государств
- Право международной безопасности
- Понятие «безопасность». Объекты безопасности. Угрозы и вызовы безопасности государства и мирового сообщества
- Субъекты и правовые основы обеспечения безопасности государства
- Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества
- Политико-правовые аспекты коллективной безопасности универсального характера
- Операции по поддержанию мира
- Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности
- Разоружение и ограничение вооружений
- Право вооруженных конфликтов
- Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов
- Правовые последствия начала войны
- Нейтралитет во время войны
- Правовое положение участников вооруженных конфликтов
- Правовой режим военной оккупации
- Запрещенные средства и методы ведения военных действий
- Средства и методы ведения морской войны
- Средства и методы ведения воздушной войны
- Защита прав личности во время вооруженного конфликта
- Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
- Проблемы международно-правового регулирования отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов немеждународного характера
- Право вооруженных конфликтов и российское законодательство
- Право вооруженных конфликтов и международное право прав человека
- Международное право и информационные технологии
- Общие вопросы и основные понятия
- Роль и значение международных межправительственных организаций в международно-правовом регулировании управления интернетом
- Формы международно-правового сотрудничества государств в сфере управления интернетом
- Международное сотрудничество государств в сфере международной информационной безопасности
- Перспективы международно-правового регулирования информационных технологий
Кодификация международного права
Кодификация международного права в современных условиях представляет собой прежде всего разработку и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменную фиксацию международных обычаев, осуществляемую на неофициальном уровне. Она неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права (термин, используемый в Уставе ООН), под которым понимается уточнение и конкретизация международных обычаев при их фиксации в договорном порядке, разработка и заключение договоров, имеющих универсальный характер, предназначенных для устранения пробелов в действующем международном праве и урегулирования отношений, ранее не бывших предметом международно-правового регулирования.
В общей теории права понятие «кодификация» имеет более широкое значение. Кодификация - объединение в едином правовом акте прежде всего норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений. Наряду с общей кодификацией , охватывающей все (или почти все) нормы данной отрасли права (идеально всеобъемлющая кодификация недолговечна, так как любая отрасль динамична), встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача - именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте. В международном праве кодификация в собственном смысле - перевод обычаев на договорные рельсы; в широком значении - фиксация международных обычаев в письменной форме.
Кодификация международного права, как и кодификация вообще, может носить и официальный, и доктринальный характер.
Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации . В настоящее время она является определяющей. Отмечая вклад авторитетных Гарвардских проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией. В качестве примера можно привести Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., которое кодифицирует ряд обычных положений, относящихся к морской войне. В основном же центр тяжести кодификационной работы перенесен в официальную плоскость.
Другой важной чертой современной кодификации международного права является то, что она имеет частичный характер . Давно отказались от попыток создать всеобъемлющий кодекс международного права. Впрочем, эти попытки предпринимались только на неофициальном уровне. Надо отметить, что и официальная отраслевая кодификация международного права является преимущественно частичной. Например, кодификация дипломатического права осуществлена путем заключения нескольких конвенций, которые к тому же не охватили все его стороны. Исключение представляет собой Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Международное право развивают любые договоры (правомерно заключенные). Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество, и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.
Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.
Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:
1. По сфере действия: универсальные, региональные, локальные (партикулярные).
Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право. (например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961г.)
Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Договор о Европейском союзе 1992 г.
Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.
Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. (например, Устав Содружества Независимых Государств 1993г., Договор по открытому небу 1992г., и др.)
2. По юридической силе: императивные и диспозитивные
Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.
Диапозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.
Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.
3. По характеру воздействия: запрещающие, разрешающие (обязывающие) и управомочивающие.
Запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие).
Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия (например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте)
Управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях).
4. По функциям в системе: материальные и процессуальные
Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств – участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г.)
К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Учитывая специфику регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал, можно говорить о формировании международного процессуального права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.
Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые - определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.
Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм. (например, порядок деятельности различных международных судебных органов и др.)
5. По источнику: обычные, договорные и нормы решений международных организаций.
В международном праве существуют два вида обычных норм.
К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу. К новому виду относятся нормы, которые также являются неписаными правилами, признаваемые юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в результате признания одного или нескольких прецедентов. Для создания норм второго вида особое значение имеет нормативная практика, когда норма формулируется в неправовом акте, чаще всего в резолюции международной организации, а затем признается в качестве нормы международного права.
Обычная норма общего международного права принимается большинством государств, представляющим главные формы цивилизации и основные правовые системы мира, т.е. международным сообществом в целом.
Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций. Согласие субъекта на обязательность для него обычной нормы общего международного права может быть изъявлено путем ясно выраженного или молчаливого признания (отсутствие протеста). Согласие с региональной или локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.
Обычная норма необязательна для признавшего ее субъекта в отношении любого действия или факта, которые имели место до признания. Обычная норма должна толковаться добросовестно в свете ее объекта и цели, с учетом всех доказательств ее содержания, в духе основных целей и принципов Устава ООН.
Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Поэтому важно отличать политические договоренности от международно-правовых договоров. Решающим фактором является намерение сторон, а судят о нем прежде всего по форме акта.
Кодификация норм международного права – это систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных, межправительственных организаций.
Кодификация может быть официальной и неофициальной.
Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене – конвенции о дипломатических и консульских отношениях.
В рамках ООН задачи по кодификации по прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии (например, Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях), а также специализированные учреждения ООН.
Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями (например, Ассоциация международного права, Институт международного права).
Кодификация международного права в современных условиях представляет собой прежде всего разработку и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменную фиксацию международных обычаев, осуществляемую на неофициальном уровне. Она неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права (термин, используемый в Уставе ООН), под которым понимается уточнение и конкретизация международных обычаев при их фиксации в договорном порядке, разработка и заключение договоров, имеющих универсальный характер, предназначенных для устранения пробелов в действующем международном праве и урегулирования отношений, ранее не бывших предметом международно-правового регулирования.
В общей теории права понятие "кодификация" имеет более широкое значение. Кодификация - объединение в едином правовом акте прежде всего норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений. Наряду с общей кодификацией , охватывающей все (или почти все) нормы данной отрасли права (идеально всеобъемлющая кодификация недолговечна, так как любая отрасль динамична), встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача - именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте. В международном праве кодификация в собственном смысле - перевод обычаев на договорные рельсы; в широком значении - фиксация международных обычаев в письменной форме.
Кодификация международного права, как и кодификация вообще, может носить и официальный, и доктринальный характер.
Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации . В настоящее время она является определяющей. Отмечая вклад авторитетных гарвардских проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией. В качестве примера можно привести Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., которое кодифицирует ряд обычных положений, относящихся к морской войне. В основном же центр тяжести кодификационной работы перенесен в официальную плоскость.
Другой важной чертой современной кодификации международного права является то, что она имеет частичный характер . Давно отказались от попыток создать всеобъемлющий кодекс международного права. Впрочем, эти попытки предпринимались только на неофициальном уровне. Надо отметить, что и официальная отраслевая кодификация международного права является преимущественно частичной. Например, кодификация дипломатического права осуществлена путем заключения нескольких конвенций, которые к тому же не охватили все его стороны. Исключение представляет собой Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Международное право развивают любые договоры (правомерно заключенные). Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество, и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.
Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое источник международного права?
2. Можно ли говорить о том, что бывают основные и неосновные источники международного права?
3. Что такое международный договор?
4. В чем заключается отличие международного обычая от устного международного договора?
5. Каково соотношение (взаимодействие) международных договоров и международных обычаев?
6. В каких случаях возникает необходимость прибегать к вспомогательным средствам для определения правовых норм?
7. Каковы наиболее характерные черты кодификации международного права?
Литература
Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.
Каламкарян Р.А. Кодификация международного права и современный миропорядок. М., 2008.
Лукашук И.И. Источники международного права. Киев, 1966.
Лукин П.И. Источники международного права. М., 1960.
Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972.
Тункин Г.Я. Теория международного права. М., 1970.