25.07.2019

Правила проектирования азс. Контейнерная АЗС: особенности и преимущества. Требования к инженерным сетям: освещение


РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Я.Корольченко, Ю.Н.Шебеко, В.Л.Малкин, И.М.Смолин, В.А.Колосов, Е.В.Смирнов, Д.М.Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (В.Е.Татаров, Ю.Д.Сергеев) и Академией ГПС МВД России (В.В.Рубцов, А.С.Андросов, В.П.Назаров).

ПОДГОТОВЛЕНЫ с учетом Изменения N 1, утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 г. приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 г. N 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 г. N 09-689), Изменения N 2, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. N 66, согласованного с Госстроем России (письмо от 11.09.2000 г. N 9-18/419) и с Госгортехнадзором России (письмо от 29.11.2000 г. N 03-35/406), Изменения N 3, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 20.07.2001 г. N 47, Изменения N 4, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МЧС России от 23.05.2002 г. N 17.

1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система* которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское издение, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.

4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива - приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - приложением 6.

При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

Должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

  • от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров , наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
  • до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
  • до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:

  • до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
  • до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
  • до остальных дорог и улиц - не нормируются.

12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1 .

13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2 .

14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3 .

15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.

16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

 

Виды заправочных станций

Автозаправочные станции подразделяются на два типа : станции контейнерного типа (КАЗС), а так же на АЗС с подземным и наружным расположением резервуаров предназначенных для хранения топлива.

Отметим, что КАЗС применяются в основном для временного использования. Эксплуатация таких станций, в рамках розничной продажи ГСМ, по определенным объективным причинам считается нецелесообразной, так как к ним применяются очень жесткие требования безопасности со стороны контролирующих органов, в результате исполнения которых затраты по оформлению требуемой документации и монтажу оборудования значительно увеличиваются.

Как зарегистрировать заправку

Немаловажным фактором, для дальнейшего успешного продвижения выбранного направления является выбор системы налогообложения. В обозначенной отрасли практически все организации применяют общую систему, требующую работу с НДС (налог на добавленную стоимость). С предприятиями, которые работают без НДС, поставщики топлива договора заключают крайне неохотно.

Стоит учесть, что крупные поставщики и корпоративные клиенты предпочитают иметь дело с «ООО» (общество с ограниченной ответственностью). Такая форма ведения хозяйственной деятельности позволяет более углубленно подходить к решению определенных юридических и финансовых вопросов, возникающих в процессе взаимного сотрудничества предприятий.

Лицензирование деятельности АЗС отменено .

Выбор земельного участка

Особое внимание следует уделить выбору земельного участка под строительство АЗС, так как выбор места является основным критерием успешности будущей деятельности. Идеальным условием размещения заправочной станции является наличие:

  • автомобильной развязки,
  • дороги федерального значения с интенсивным движением,
  • автостоянки,
  • а так же, по возможности, максимальная приближенность объекта к населенным пунктам.

Хорошим показателем будет являться размещение заправки на территории, где отсутствуют «раскрученные» автозаправочные комплексы. Конечно, получить участок, который соответствует всем перечисленным требованиям, это большая редкость, но хотя бы одно из этих условий должно присутствовать обязательно.

Совет: Для определения пригодности в качестве использования под размещение ОДС (объект дорожного сервиса) требуется провести независимую экспертизу. От этого во многом зависит дальнейшая судьба вашего начинания

Размер участка определяется с учетом выбранного вами проекта АЗС. Но не забываем, что для бесперебойной работы автозаправочной станции необходимо наличие удобных подъездов. Разметка таких подъездов и организация движения по АЗС согласовывается с органами ГИБДД и дорожными службами.

Перед выбором проекта следует провести анализ места размещения АЗС, по результатам которого определяется требуемое количество и комплектация ТРК (топливораздаточная колонка), которыми будет оснащаться заправочная станция.

Регламентирующая документация

Не менее ответственным считается подготовка документации по оформлению земельного участка. Безоговорочно должны выполняться все требования, предъявляемые к условиям размещения АЗС, проектированию, строительству и организации территории автозаправочной станции. Учитывая, что на момент открытия своей первой АЗС вы столкнетесь с рядом неизвестных раннее вам проблем, решение этих вопросов стоит доверить специалистам.

На сегодняшний день существует множество организаций, которые комплексно выполнят все работы, начиная с оформления проектной документации земельного участка и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию с предоставлением всех необходимых сертификатов, одобрений, разрешений и согласований. Нет смысла перечислять все требования и положения с номерами и датами документов, так как принимаются они на региональном уровне и могут значительно отличаться друг от друга.

Общий перечень необходимых требований:

  1. Требование к размещению к АЗС.
  2. Требования к проектированию и строительству заправочной станции.
  3. Основные требования к зданиям, сооружениям и оборудованию автозаправки.
  4. Природоохранные и санитарно-гигиенические требования к проектированию АЗС.

Совет: Вы должны отчетливо понимать, что невыполнение даже самых незначительных, на ваш взгляд, пунктов, приведет впоследствии к проблемам, на решение которых будут потрачены значительная часть времени, финансов и собственных нервов. АЗС является объектом повышенной опасности.

Оборудование

На рынке представлено множество различных моделей как отечественных, так и зарубежных производителей. При выборе следует руководствоваться ценой и качеством предлагаемого товара.

В специализированных магазинах есть практически все комплектующие для обслуживания и ремонта топливораздаточной колонки. С этим проблем в процессе эксплуатации обычно не возникает. Перечислю минимальный набор необходимого оборудования для оснащения небольшой АЗС, с учетом того, что с каждой ТРК будет подаваться по два вида топлива.

  • Резервуар для хранения и отпуска ГСМ - 4шт. объемом по 15м 3 каждый.
  • Резервуар для аварийной перекачки топлива - 1шт. 15м 3
  • Резервуар для ливневой системы, можно любой Б/У - 10м 3
  • ТРК - 2шт. по 2 рукава каждый.

Пульты управления, кабеля и запорная арматура входит в комплект топливораздаточной колонки. Стоимость всего выше перечисленного зависит от выбранной вами модели и производителя.

На всех АЗС применяется надежное программное обеспечение, способное полностью автоматизировать весь цикл процесса отпуска топлива, начиная от слива бензовоза в резервуар и заканчивая сдачей суточного отчета с предварительной отправкой его в бухгалтерию. Тем самым сводя к нулю возможность возникновения непредвиденных ситуаций возникающих вследствие обстоятельств, которые принято называть «человеческий фактор». Такое оборудование и программное обеспечение к нему стоит не дорого и устанавливается за считанные часы.

Персонал

Следующим вопросом, который следует учесть при открытии автозаправки, является подбор персонала. Здесь все просто:

  • Начальник заправки - 1 чел., контроль над работой АЗС, работа с операторами, абсолютное знание программы обеспечивающей работу ТРК.
  • Ремонтник - 1 чел. в его обязанности входит ремонт оборудования и помещений, по возможности разбирающийся в программном обеспечении АЗС.
  • Оператор АЗС - 4 чел., отпуск топлива, контроль над выручкой и сдача ее инкассаторам.

Понадобиться еще и электрик, оформить которого можно по договору. Работников, занимающихся непосредственно заправкой автомашин на территории, я не рассматриваю, так как первое время можно обойтись и без них.

Заключение

В среднем на согласование всей документации требуемой для открытии автозаправки уходит от 3 до 6 месяцев, строительство заправочной станции занимает 6-12 месяцев. Стоимость открытия бюджетной АЗС составляет 12 - 15 мл. рублей. Срок окупаемости проекта 3-5 лет.

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска-ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан ниже.

Общий вид стационарной АЗС

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про-лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

  • удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
  • широкий обзор всей территории из помещения оператора;
  • отведение зон под зеленые насаждения;
  • санитарно-гигиенические условия для работников станции;
  • согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус-танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи-тельных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани-ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно-логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас-стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер-ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во-локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй-ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно-вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост-раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор-ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве-сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор-мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе-лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж-ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук-та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла-сованной с административными органами и Госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ-ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ-ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте-продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

  • специальное оборудование и инструмент;
  • одиночный комплект запасных частей;
  • мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;
  • два огнетушителя;
  • кошма;
  • медицинская аптечка;
  • средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

Документация АЗС:

  • лицензия на право эксплуатации;
  • паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту; В паспорте указывается:
  • номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
  • название собственника станции и эксплуатирующей организации;
  • величина используемого земельного участка и срок окончания его арен-ды;
  • дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка,количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага- зины и др.)
  • данные о проведении реконструкции;
  • сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер-вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).

При описании топливораздаточного оборудования указывается количе-ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

  • общее количество;
  • количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
  • год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
  • номинальная вместимость и вид топлива;
  • общая вместимость резервуарного парка;
  • технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес-печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про-вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа-тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич-ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

  • градуировочные таблицы на резервуары

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель-ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповерителем.

  • правила технической эксплуатации АЗС;
  • инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
  • инструкция по эксплуатации очистных сооружений;
  • инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;
  • сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф-тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.
  • журнал учета поступивших нефтепродуктов;
  • журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору-дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки о снятии пломб Госповерителя.
  • график технического обслуживания и планово-предупредительного ремон-та технологического оборудования и сооружений;
  • график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандарга
  • журнал учета расхода электроэнергии;
  • журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов;
  • журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;
  • должностные инструкции работников;
  • табель оснащенности средствами измерений;
  • свидетельства о поверке средств измерений;
  • книга (журнал) приема и сдачи дежурства;
  • книга жалоб и предложений;
  • план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар-ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми-нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести послед-ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;
  • сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про-изводства; .. .
  • приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;
  • журнал учета и содержания средств электрозащиты;
  • журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

  • должностная инструкция водителя-заправщика;
  • формуляр на топливораздаточный агрегат
  • техническое описание топливораздаточного агрегата;
  • паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
  • паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

Наземные сооружения должны быть размещены на расстоянии не менее 10 м от края проезжей части дороги. Территория отделяется от проезжей части островком безопасности из расчёта размещения на нём транспортного барьера, тротуара.

На дорогах с 1-2 полосами движения в каждом направлении на подъездах к АЗС должны быть устроены: полоса накопления шириной равной основной полосе движения длиной до 50 метров и полоса выезда длиной 15 метров.

Противопожарные разрывы до прилегающих зданий, сооружений, открытых площадок, лесных массивов, а также между строениями и оборудованием на территории станций должны соответствовать требованиям государственных строительных норм.

Территория должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствие с нормами.

Запрещается проведение работ с применением открытого огня на расстоянии менее 20 м от территории АЗС. Курение разрешается только в специально отведенных местах.

Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком «Автозаправочная станция».

При въезде на территорию должны быть установлены дорожные знаки:

« Ограничение максимальной скорости» - 5 км/час ,

для АЗС, имеющих навес – «Движение транспортных средств, высота которых превышает ... м, запрещено».

На выезде устанавливается знак «Въезд запрещен».

Направление движения к заправочным островкам определяется дорожной разметкой.

Схема организации движения, установка всех дорожных знаков предусматривается проектом и согласовывается с Госавтоинспекцией.

На территории и технологическом оборудовании устанавливаются знаки безопасности:

-запрещающие:

«Запрещается пользоваться открытым, огнем»;

«Запрещается курить»;

«Вход (проход) запрещен»;

«Запрещается работать без заземления»;

-предупреждающие:

«Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества»;

«Осторожно! Опасность взрыва»;

«Осторожно! Электрическое напряжение»;

«Осторожно! Возможно падение»;

-предписывающие:

«Работать с применением средств защиты органов дыханиям;

«Работать в защитных очках»;

«Проход держать свободным»;

«Выходить здесь»;

-указательные:

«Огнетушитель»;

«Пункт извещения о пожаре»;

«Место курениям;

«Пожарный водоем» или «Пожарный гидрант»,

таблички с указанием категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класс взрывоопасных зон;

плакаты с обязанностями водителя при заправке автотранспорта,

знаки обозначающие: «Место высадки пассажиров», «Остановка мототранспорта за 15 м».

На территории могут быть размещены художественно оформленные витрины и рекламные плакаты.

На въезде и выезде с территории должны быть устроены пологие возвышения высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки для отвода загрязнённых нефтепродуктами атмосферных осадков в очистные сооружения.

Бетонные, асфальтовые и плиточные покрытия территории и подъездов не должны иметь дефектов.

Места заправки и слива нефтепродуктов должны быть освещены в ночное время.

Светильники, применяемые во взрывоопасных зонах класса 2, должны соответствовать уровню взрывозащиты.

АЗС должны быть оснащены системами наблюдения и оповещения чрезвычайных ситуаций:

Телефонной,

Громкоговорящей связью,

Камерами видеонаблюдения,

Системой круглосуточного пожарного наблюдения,

Датчиками контроля уровня топлива в резервуарах и другим оборудованием.

АЗС должны быть обеспечены переносными газоанализаторами во взрывозащищенном исполнении.

На каждой топливораздаточной колонке должны быть нанесены её порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

На каждом резервуаре (на табличке при отсутствии смотровых колодцев) должны быть надписи с указанием:

Порядкового номера резервуара,

Базовой высоты (высотного трафарета),

Марки хранимого нефтепродукта,

Предельной высоты заполнения.

За пределами взрывоопасной зоны сливная площадка должна быть оборудована заземляющим устройством.

Информация и документация

Основная информация

В соответствии с «Правилами розничной торговли нефтепродуктами», утвержденными постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.1997 года № 1442 (с изменениями и дополнениями) рекомендуется:

На фасаде здания торгового помещения размещается вывеска с указанием названия субъекта хозяйственной деятельности;

Размещается информация о режиме работы; копия свидетельства о государственной регистрации; табличка с указанием фамилии, имени и отчества оператора; прейскурант цен на нефтепродукты;

На видном и доступном для покупателей месте оборудуется утолок, в котором отражается информация: торговый патент (если предприятие не плательщик единого налога), информация для покупателей (адреса, телефоны органов, которые контролируют государственную защиту прав потребителей); порядок обмена товаров (выписка из Закона Украины «О защите прав потребителей»);

С целью ознакомления покупателя, на информационном табло (стелле) указываются марки нефтепродуктов, розничная цена за литр, содержание серы в дизельном топливе, наличие дополнительного сервиса.

Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами компании и т.д., не нарушающих условий безопасности эксплуатации.

Основная документация

На АЗС ведется документация в соответствии с требованиями нормативно-технических и правовых документов. Ведение документации определяется руководителем предприятия и возлагается на должное лицо, ответственное за эксплуатацию объекта.

Разрешительная (копии документов):

Государственный акт на право пользования землей.

Акт Госкомиссии на ввод в эксплуатацию.

Разрешения на выбросы в атмосферу, сбор и хранение отходов.

Разрешения Государственных органов на начало работ.

Документы по идентификации потенциально опасных объектов.

Торговый патент.

Техническая:

Графики технического обслуживания и ремонта, поверки средств измерений (свидетельства о поверке), средств защиты, средств пожаротушения; зачистки резервуаров.

Паспорт АЗС. Паспорта на резервуары. Градуировочные таблицы на резервуары. Паспорта (формуляры), руководства по эксплуатации на топливо– газо– и маслораздаточные колонки. Паспорта технического и технологического оборудования, средств измерения, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.

План занятий и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Инструкции по:

Охране труда для работников по видам работ;

Пожарной безопасности;

Эксплуатации очистных сооружений;

Оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Схемы: размещения технологического оборудования, трубопроводов; электрических сетей и электроустановок; инженерных сетей; очистных сооружений; средств пожаротушения.

Акты и протоколы: зачистки резервуаров и проверки на герметичность; измерения базовой высоты; измерения сопротивления заземляющих устройств, изоляции кабелей, молниеотводов; проверки ТРК на дозу отпуска; замеров концентрации вредных веществ в воздухе.

Учетная:

Сменный отчет. Товаро-транспортные накладные, акты приема нефтепродуктов. Утвержденный прейскурант цен на нефтепродукты и услуги, ценники на товары.

Паспорта (сертификаты) качества на нефтепродукты и другие товары.

Журналы и книги: учета расчетных операций; учета поступления нефтепродуктов; учета ремонта технического и технологического оборудования; осмотра и ремонта зданий и сооружений; приема и передачи смен; показаний суммарных счетчиков; проверки ТРК на точность отпуска; осмотра, обслуживания электроустановок; содержания средств защиты; осмотра и технического обслуживания очистных сооружений; посещения и осмотра должностными лицами.

Документы о регистрации регистраторов расчетных операций (контрольно-кассовых аппаратов) в налоговых органах.

Договор материальной ответственности с персоналом. Журналы выдачи инструкций; регистрации инструктажей по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

Журнал регистрации проверок государственными контролирующими органами.

Журнал учета работы автономной энергообеспечивающей установки (ДЭС).

Копии приказов о назначении ответственных за: эксплуатацию объекта, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение; состояние охраны труда, пожарной безопасности; охрану окружающей среды.

Все книги и журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью и скреплены печатью.

По решению руководства компании допускается ведение дополнительной документации по эксплуатации АЗС и учету товарно-материальных ценностей.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав