29.07.2019

Задачи службы технической эксплуатации. Осуществление технического обслуживания механических систем и их систем управления Персонал инженерно-технической службы




Введение
Техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.

В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты технической службы.

Производственная деятельность подразделений технической службы осуществляется в соответствии с производственной программой на месяц, разрабатываемой ПТЦ, отрядом (частью) технической службы на основании годового плана-задания с учетом нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарной техники.

В подразделениях технической службы для совершенствования управления, планирования и организации производства ежегодно разрабатывается план организационно-технических мероприятий (приложение 28 ).

Работа транспортно-хозяйственной части организуется в соответствии с годовым и квартальным планом эксплуатации (приложения 35, 36 ).

Планирование работы вспомогательных пожарных автомобилей подразделений технической службы на очередные календарные сутки производится начальником транспортно-хозяйственной части ПТЦ, отряда технической службы или начальником (заместителем начальника) части технической службы с учетом плана эксплуатации и заявок подразделений.

С целью сокращения простоя пожарных автомобилей в ремонте, а также усиления режима сохранности и экономного расходования материально-технических ресурсов в подразделении технической службы создается оборотный фонд узлов и агрегатов.

Оборотный фонд поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов, запасных частей и приборов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей.

Анализ производственной деятельности подразделений технической службы проводится по итогам работы за месяц, квартал и год. Порядок проведения анализа производственной деятельности подразделений технической службы приведен в приложении 41 Наставления . Результаты анализа представляются в УГПС, ОГПС.
1 Краткая характеристика пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.


    1. Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили - пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Пожарная автоцистерна (АЦ) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ. Относится к основным пожарным автомобилям. Отличаются вместимостью цистерны для воды, вместимостью пенобака, числу осей и колесной формуле, используемом топливе. Пожарные автоцистерны находятся в каждом подразделении.

Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.

Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - автомобиль для приготовления и подачи пены.

Пожарный насоcно-рукавный автомобиль (АНР) - пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению. Его основное отличие от автомобильной цистерны заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.

Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий.

Пожарная насосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета, пожарно-технического вооружения, служит для забора воды из открытого водоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары по магистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениям или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяется совместно с рукавным автомобилем .


    1. Специальные пожарные автомобили

К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: аварийно-спасательные автомобили, для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т.д.

Пожарный рукавный автомобиль (АР) служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов общей длиной 2 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через стационарный лафетный ствол. Рукавный автомобиль применяют совместно с пожарной насосной станцией. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Пожарная автолестница (АЛ) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности.

Аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.

Пожарной штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль для доставки штаба пожаротушения и обеспечения связи между штабом, боевыми подразделениями и центральным пунктом пожарной связи .


    1. Вспомогательные пожарные автомобили

К вспомогательным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.

УАЗ-469 - легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог.

ВАЗ–2121 - многофункциональный автомобиль повышенной проходимости, выпускается с 1977 года. ВАЗ Нива позволяет передвигаться в условиях полного бездорожья .

11. Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы

Основные задачи ИТС автомобильного транспорта на различных уровнях управления (федеральном, отраслевом, региональном, хозяйственном) могут быть сведены к следующим.

Техническая политика должна обеспечивать требуемый уровень работоспособ­ности автомобильного парка, безопасность движения, экологичные и ресурсосбе­регающие пути развития. Техническая политика реализуется через хозяйственный механизм и законодательство, предусматривающие: рентабельность предприятий и хозяйственный расчет; отраслевые, региональные и местные программы; систему прогрессивной нормативной, проектной и технологической документации.

2. Разработка и доведение до исполнителей целей, нормативно-технологиче­ской и проектной документации , обеспечивающей реализацию технической политики.

3. Планирование, организация, управление техническим обслуживанием, ремонтом и хранением подвижного состава автомобильного транспорта. Ресурсное и оперативное корректирование нормативов с учетом условий эксплуатации.

4. Создание, совершенствование и рационализация производственно-техниче­ской базы и проведение мер по ее поддержанию, реконструкции и техническому перевооружению, механизации и роботизации технического обслуживания, ремонта, хранения и заправки.

5. Организация материально-технического обеспечения и хранения запасных частей, эксплуатационных материалов, технологического оборудования.

6. Разработка мероприятий по экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь трудовых и топливно-энергетических, а также капитальных вложений . Сбор, повторное использование и регенерация отходов.

7. Анализ технического состояния подвижного состава автомобильного транс­порта, производственно-технической базы, технологического оборудования, производственных запасов .

8. Организация внутрихозяйственного учета технического обслуживания и ремонта подвижного состава, технологического и другого оборудования, элементов производственно-технической базы.

9. Управление возрастной структурой автомобильных парков. Составление плана поставок и списания автомобилей и технологического оборудования. Раз­работка рекомендаций по использованию автомобилей с учетом их конструкции, технического состояния и условий эксплуатации.

10. Комплектация ИТС персоналом, повышение квалификации, улучшение условий труда, совершенствование нормирования, морального и материального стимулирования персонала.

11. Подготовка предприятий к приему и эффективной эксплуатации автомоби­лей новой конструкции, использованию новых эксплуатационных материалов, оборудования, компьютерной и сетевой техники.

12. Обобщение, распространение и реализация передового опыта технической эксплуатации.

13. Организация внутрихозяйственных договорных отношений со службой перевозок в комплексных предприятиях. Предъявление требований к службе пере­возок и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта на линии. Оценка влияния водителей на работоспособность автомобилей и повышение их квалификации.

14. Предъявление требований (заказа) к производителям транспортной техни­ки и материалов по совершенствованию конструкции подвижного состава, качеству эксплуатационных материалов, масштабам и качеству строительства и эксплуата­ции дорог. Организация контроля качества подвижного состава, приобретаемых эксплуатационных материалов и запасных частей.

15. Модернизация и переоборудование подвижного состава, изготовление некоторых типов специализированного подвижного состава, производство которых пока не освоено промышленностью. Восстановление и частичное изготовление ограниченной номенклатуры деталей, материалов и оборудования.

16. Организация работы предприятия в особых условиях.

11.1 Ресурсы инженерно-технической службы

Для эффективного функционирования ИТС должна располагать, определенной материально-технической базой и ресурсами.

1. Интеллектуальные ресурсы в виде накопленных системой (отраслью, груп­пой предприятий, конкретным АТП) и персоналом научно обоснованных и про­веренных производством знаний:

· стратегий и тактик обеспечения работоспособности автомобилей, обобщен­ных системой ТО и ремонта;

    методов, технологий и принципов управления производством ТО и ремонта; нормативов технической эксплуатации и методов их корректирования; прогнозов развития автомобильного транспорта и ТЭА, основных направ­лений, темпов и масштабов реализации нововведений; уровней развития соответствующих отраслей науки, передового отечествен­ного и зарубежного опыта.

Носителями и инициаторами формирования интеллектуальных ресурсов явля­ются научные работники, управленческий и инженерный состав предприятий и организаций автомобильного транспорта и учебных учреждений. Интеллектуаль­ные ресурсы являются основным источником при подготовке специалистов и повышении их квалификации.

2. Материально-техническая или производственно-техническая база, включающая в себя здания, сооружения, технические средства для хранения, заправки, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Состояние производственно-технической базы оказывает существенное влия­ние на показатели эффективности ТЭА и необходимые ресурсы, харак­теризуется уровнем обеспеченности, представляющим собой отношение фактиче­ских и нормативных показателей. Для характеристики ПТБ применяются обоб­щающие показатели, например капиталовложения в ПТБ, приходящиеся на один автомобиль, соотношение стоимости активной (подвижной состав) и пассивной (производственная база) частей фондов.

К частным показателям относятся: число рабочих постов, приходящихся на 1 млн. км суммарного пробега; площади производственно-складских и вспомогательных помещений на один автомо­биль, площади стоянок на одно место хранения, уровень механизации работ ТО и ремонта и др. Нормативы на приведенные показатели определяют­ся с учетом типа подвижного состава, условий эксплуатации, размера, струк­туры и специализации ПТБ.

Анализ состояния ПТБ конкретных предприятий рекомендуется проводить не только в целом, но и поэлементно, т. е. конкретных цехов, участков, зон, что обеспечивает выявление объектов, во-первых, оказывающих главное влияние на показатели эффективности ТЭА, во-вторых, не соответствующих нормативам и требующих первоочередной реконструкции, расширения или технического перевооружения.

3. Подвижной состав определенных технико-эксплуатационных свойств, явля­ющийся предметом труда ИТС.

На организацию и технологию ТО и ремонта, на потребность в производст­венно-технической базе, материальных и трудовых ресурсах влияют следующие основные характеристики и параметры подвижного состава:

    тип: грузовые, легковые, автобусы, прицепы и полуприцепы; назначение и модификация – общетранспортного назначения, специализированные и специальные (пожарные, краны, автолав­ки и др.); грузоподъемность и вместимость; уровень экологической безопасности (соответствие национальным и между­народным требованиям); вид применяемого топлива и энергии, включая альтернативные; надежность, безопасность и экологичность; уровень унификации конструкции и применяемых эксплуатационных мате­риалов; наработка автомобилей с начала эксплуатации и стабильность технико-экс­плуатационных свойств при старении;

· габаритные размеры автомобилей и масса основных агрегатов.

4. Материально-технические ресурсы в виде приобретаемых с учетом норм запасных частей, шин, масел и смазок, металла, топлива (расходуемого при техни­ческом обслуживании и ремонте), электрической и тепловой энергии , воды.

5. Финансовые ресурсы, необходимые для: финансирования капиталовложений при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении ПТБ; приобретения автомобилей, нового технологического и другого оборудова­ния; оплаты труда персонала ИТС; приобретения эксплуатационных материалов и обеспечения запасов; оплаты договоров на выполнение проектных, конструкторско-технологических и научно-исследовательских работ. Финансовые ресурсы образуются на основе самофинансирования за счет доходов, получаемых от пере­возочного процесса, и других хозяйственных операций, а также региональных дотаций, например на городские автобусные перевозки.

6. Кадры научных, инженерно-технических работников, ремонтных и вспомо­гательных рабочих. Потребность в персонале определяется производственной программой работ по ТО и ремонту, рекомендуемыми нормами численности и уточняется на местах в соответствии с принятым законодательством и располагаемым фондом материального поощрения.

7. Информационное обеспечение ИТС, необходимое для: оперативного управления организации производства ТО и ремонта (программы работ по АТП, зонам, цехам и участкам, их текущая загрузка; характеристики потока неисправностей; наличие запасов и др.); формирования самой базы и определения ресурсов ИТС. Информационное обеспечение включает следующие характерные группы работ:

I. Разработка нормативов, определяющих объемы и содержание работ ТО и ремонта, требования к техническому состоянию подвижного состава автомобиль­ного транспорта, дорожной и экологической безопасности.

II. Разработка нормативов, определяющих ресурсы для выполнения ТО и ремонта.

VI. Разработка системы внедрения и оказания помощи предприятиям и органи­зациям автомобильного транспорта.

VII. Анализ передового опыта предприятий и организация автомобильного транспорта.

11.2. Персонал инженерно-технической службы

11.2.1. Состав персонала. Персонал инженерно-технической службы состоит из руко­водителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответст­венных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в кото­рых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естест­венно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно.

По состоянию на конец 1998 г. на предприятиях автомобильного транспорта всех форм собственности, в автотранспортных подразделениях нетранспортных организаций, а также у физических лиц, осуществляющих ту или иную деятель­ность на автомобильном транспорте, включая автосервис и торгово-снабженческую, согласно оценкам, работали до 6,5 млн. чел, в том числе 86 % – кадры массо­вых профессий, 8,5 % – специалисты и руководители, 5,5 % – обслуживающий и вспомогательный персонал.

Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональ­ные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности авто­транспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологи­ческой безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, сертификационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.

Таблица 11.1 Примерный состав персонала подотрасли "Автомобильный транспорт", %

Персонал

АТП

грузовое

пассажирское

в том числе ИТС

в том числе ИТС

Водители

Кондукторы

Ремонтные рабочие

Вспомогательные рабочие

Специалисты и руководители

Служащие

Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выпол­няют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функцио­нальные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передают­ся в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещаю­щие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональ­ными обязанностями.

Предприниматели также выполняют все эти функциональные задачи, только в значительно сокращенных объемах, совмещая их с вождением автомобиля, про­ведением некоторых работ ТО и ТР (водители-операторы) и т. д. В эту группу входят лица со специальным образованием автотранспортного профиля, водители с большим опытом работы на крупных предприятиях , а также лица, пришедшие из других отраслей и нуждающиеся в серьезной профессиональной подготовке.

Кадры массовых профессий включают две основные группы работников:

Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий В, С, Д, Е и на перевозку опасных грузов;

Ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо - и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т. д. В зависимости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители.

В подотрасли "Автомобильный транспорт" на инженерно-техническую службу приходится до 29 %, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте – до 37 % персонала автомобильного транспорта (табл. 11.1).

В соответствии с действующей классификацией на автомобильном транспорте могут работать специалисты с высшим образованием автотранспортного профиля по специальностям:

    150200 - автомобили и автомобильное хозяйство, 240100 - организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), 240400 - организация и безопасность движения, 230100 - эксплуатация и обслужи­вание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям), 072000 - стандартизация и сертификация, 330200 - инженерная защита окружающей среды, 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям),

а также специалисты со средним специальным образованием автотранспортного профиля по специальностям:

    1705 - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 2401 - организация перевозок и управление движением на транспорте (автомобильном).

Кроме указанных, на автомобильном транспорте могут работать специалисты, получившие высшее образование по родственным специальностям, обучение по которым включает автомобильные или близкие им дисциплины (двигатели внут­реннего сгорания, конструкция и расчет автомобилей, ТО и ремонт и др.): 1205 "Автомо­биле - и тракторостроение", 1706 - "Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование", 3106 - "Сельскохозяйственные машины и оборудование", "Ма­шины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды" и др.

Произошедшее за последние годы резкое увеличение числа субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, при уменьшении их мощности (размер парка, численность персонала, число постов обслуживания и ремонта, произ­водственные площади) обусловило существенное изменение функциональных обязанностей специалистов. Для малых предприятий транспорта и предприятий, в которых автотранспортная деятельность является вспомогательной, характерно совмещение функциональных обязанностей, связанных с организацией и обеспече­нием перевозочной деятельности, технического обеспечения, безопасности движе­ния, и, в ряде случаев, финансово-экономической.

Кроме того, произошло снижение уровня специальной и общей подготовки. Среди специалистов 18 % имеют высшее и 31 % – среднее специальное образование автотранспортного профиля, 28 % не имеют специального образования, соответ­ствующего выполняемым функциональным обязанностям, но прошли квалифика­ционную подготовку на автомобильном транспорте и условно относятся к катего­рии «практики» и до 23 % – специалисты, имеющие образование, включающее только основы автомобильной подготовки.

Таким образом, на должностях специалистов предприятий автомобильного транспорта работает до 50 % лиц, не имеющих профильного высшего и среднего специального образования. Особенно эта доля велика (доходит до 70…80 %) среди ответственных за транспортную деятельность не автотранспортных предприятий и фирм.

Поэтому необходимо расширение и совершенствование подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации специалистов и персонала, а также правиль­ное определение текущей и будущей потребности, так как система подготовки персонала, особенно специалистов, достаточно инерционна.

11.2.2. Определение потребности в специалистах может проводиться на уровнях пред­приятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2…4 года) и долговременным (на 5…10 лет) по схеме: изменение валового внутреннего продукта → объем транспортной работы → потребность в персонале → потреб­ность в специалистах.

Таким образам, для автотранспортных предприятий потребность в специалистах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы годовой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалис­тов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов дея­тельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта , автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы – по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка.

При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показа­тели технологической и дополнительной потребности.

Технологическая потребность – это численность специалистов, которая способна обеспечить эффективную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требо­ваний, безопасности движения.

Дополнительная потребность – это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потреб­ность составляет от 5 до 15 % от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.

При прогнозировании потребности в специалистах на уровне предприятий и регионов указанные соотношения между службами могут изменяться с учетом особенностей регионов и предприятий, темпов их развития и других факторов.

11.2.3. Подготовка персонала. Обеспечение автомобильного транспорта специалис­тами и кадрами массовых профессий в необходимом количестве и требуемой квалификации реализуется действующей системой профессионального образова­ния, переподготовки и повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса.

Подготовку кадров водителей и ремонтных рабочих основных специальностей автомобильного профиля осуществляют учебно-курсовые комбинаты автомобиль­ного транспорта и отраслевые профессиональные училища. Аттестация и частично обучение проводится на автотранспортных предприятиях. Подготовку специалис­тов с высшим и средним специальным образованием ведут соответственно инсти­туты, университеты, академии, техникумы и колледжи . Подготовку ответственных за автотранспортную деятельность лиц и предпринимателей, не имеющих высшего или среднего специального образования автотранспортного профиля, осуществля­ют учебные заведения, в том числе высшие, средние и специальные, в соответствии с лицензией и аккредитацией на данный вид обучения.

Переподготовка проводится с целью получения дополнительных знаний умений и навыков по образовательным программам , предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности . Переподготовку осуще­ствляют высшие и средние специальные учебные заведения. Направление профес­сиональной переподготовки определяется заказчиком (предприятием) по согласо­ванию с образовательным учреждением повышения квалификации, проведение обучения подтверждается соответствующим удостоверением или дипломом госу­дарственного образца.

Повышение квалификации осуществляется для обновления теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями к специалистам. Повышение квалификации проводят высшие и средние специальные учебные заведения, имею­щие в своем составе институты (факультеты) и курсы повышения квалификации согласно лицензии по основным направлениям подготовки специалистов. Обучение осуществляется по программам, определяемым заказчиком и учебным заведением.

Стажировка имеет целью формирование и закрепление на практике профес­сиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировки проводятся на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и т. д. Программа и сроки стажировки определяются руководством направляющей и принимающей организаций.

Подготовкой специалистов для автомобильного транспорта занято около 50 вузов и более 200 техникумов и колледжей. Более 4000 учебно-курсовых комби­натов и автошкол осуществляют подготовку водителей и ремонтных рабочих. Учебные заведения ежегодно выпускают 4,5…5 тыс. специалистов с высшим обра­зованием и более 10 тыс. – со средним техническим образованием автотранс­портного профиля.

Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) и обслуживания судовых систем предусмотрен порядок обслуживания судовых систем, а также проведения систематических осмотров.

В обслуживание системы входят: подготовка к действию; ввод в действие; обслуживание во время работы; вывод из действия; устранение неполадок в работе.

При подготовке системы к действию необходимо убедиться в исправности трубопровода, арматуры, гидравлических механизмов и аппаратуры, обслуживающих систему, а также в чистоте сеток приемных отростков и фильтров.

Ввод в действие включает в себя переключение, открытие и закрытие арматуры, клапанных коробок и манипуляторов, включение различных гидравлических механизмов, вентиляторов компрессоров и теплообменных аппаратов в соответствии с заводской инструкцией по обслуживанию и принципиальной схемой.

При эксплуатации судовых систем выполняют работы по обеспечению безотказной работы арматуры и ее приводов, следят за плотностью соединений, устраняют пропуски жидкости в соединениях или сальниках арматуры, наблюдают за работой механизмов и контрольной аппаратуры.

Систему выводят из действия остановкой работы механизмов, закрытием или переключением арматуры, клапанных коробок и манипуляторов. В случае повреждения отдельных участков системы перекрывают клапаны, отсекающие поврежденный участок, и разбирают его; на свободные концы системы ставят заглушки, после устранения повреждения участок системы монтируют, обеспечивая при этом необходимую плотность соединений. При неисправности клапанов или другой арматуры его заменяют или ре монтируют, снимая с места;

Отдельные узлы необходимо систематически осматривать, проверять наличие пломб на КИП и арматуре, проверять открытие и закрытие арматуры за исключением той, открытие которой может привести к потере живучести судна, выводу системы из состояния готовности к действию, порче груза или судового оборудования и отделки помещений.

При осмотрах особое внимание следует уделять арматуре и ее приводам, обеспечивающим живучесть судна, т. е. запирающей, отверстия непроницаемого корпуса и не допускающей проникновения забортной воды в отсеки судна захлопки фановой системы, бортовые и днищевые кингстоны для приема забортной воды и т.п.), и арматуре систем, не допускающей распространения воды из поврежденного отсека по судну (сточно-фановый трубопровод, система (вентиляции и т.д.). Проверяют также исправность действия средств автоматики, предохранительных и редукционных клапанов.

Показания манометров и термометров проверяют по контрольным приборам раз в год. Действие основных узлов систем контролируют не реже раза в неделю, за исключением тех. систем, опробование которых невозможно в данное время (например, не работает летом паровое отопление), и систем, отключение которых может привести к временному выходу их из строя либо порче rpyза (системы паротушения, химического тушения в трюмах, спринклерная система пожаротушения в помещениях).

Для отдельных систем следует соблюдать дополнительные указания. Так, в трюмной и балластной системах следует проверять и очищать приемные сетки, решетки, сточные колодцы, грязевые коробки системы осушения и льяла в машинном и котельном от делениях (особенно при отоплении твёрдым топливом) по мере надобности, но не реже одного раза в сутки.

В измерительных и воздушных трубах дистанционного замера уровня жидкости в цистернах (кроме грузовых танков нефтеналивных судов) нужно проверять правильность показаний футштоков не реже раза в 6 мес.

В системе отопления следует повседневно наблюдать за поддержанием нормального давления.

В системе бытового водоснабжения проверяют и очищают фильтры и отстойники забортной воды не реже раза в месяц.

В сточно-фановой системе проверяют, очищают сетки, полости водяного затвора и сифоны в помещениях уборных, душевых, умывальных, в камбузах, буфетах, прачечных по мере надобности. Герметичность воздуховодов, "наличие и состояние изоляции и противошумных патрубков судовая команда проверяет не реже раза в год.

В противопожарной системе проверяют положение пожарных заслонок, действие приводов к ним, наличие и исправность указателей степени их открытия и фиксаторов для закрепления заслонок в необходимом положении только при пожарной тревоге.

Трубопроводчики, обслуживающие судовые системы во время швартовных и сдаточных испытаний, обязаны осмотреть их на месте, а также изучить соответствующие схемы, чертежи и инструкции по обслуживанию и маневрированию, так как неправильное управление системами может привести к порче оборудования, потере судовых запасов (воды, топлива), вызвать аварийное со стояние.

В судовых системах не допускаются: наличие свищей и разрывов трубопроводов; неплотности в соединениях (течь или подсос воздуха); коррозия стальных трубопроводов; неисправность креплений (выпавшие болты, ослабевшие скобы и т.д.); провисания пластмассовых труб (стрелка прогиба не должна быть больше диаметра трубы); неисправность ограждений и кожухов труб, неплотности закрытия клапанов, клапанных коробок, задвижек, пробок и другой арматуры; отсутствие на арматуре отличительных планок с четкими надписями; отсутствие на трубопроводах отличительных полос (в соответствии с правилами окраски), особенно в труднодоступных местах; отсутствие протекторов в предусмотренных местах.

При обнаружении в трубопроводе свища или разрыва до замены его необходимо устранить повреждения путем заделки эпоксидной смолой или цементом (на водяных трубопроводах).

Все стальные трубы, кроме оцинкованных, пластмассовых из цветных металлов, периодически очищают от ржавчины и ста рой окраски и заново окрашивают. При этом на всех трубах восстанавливают отличительные полосы и обозначения. Устраняют также все дефекты изоляции труб. Проверяют крепления трубопроводов, клапанов и их приводов к набору корпуса, переборкам фальшборту и палубам.

Штоки клапанов и задвижек, пробки и прочие движущиеся детали арматуры, приводов управления арматурой должны быть расхожены. Набивка сальников должна обеспечивать возможность поджатия. В случае заедания штоков или пробок их при первой возможности вскрывают и ремонтируют или заменяют, У клапанов, клинкетов, прочей арматуры и у дистанционных приводов, неправильным маневрированием которых можно вызвать аварийное состояние судна, всегда должны быть вывешены таблички, запрещающие их открытие. На арматуре необходимо наличие исправных замков, предусмотренных технической документацией. Этой арматурой может маневрировать только судовая команда в соответствии с указаниями инструкций по обслуживанию. При низких температурах нужно постоянно наблюдать за трубопроводами и арматурой, принимать меры, предотвращающие их замерзание, и, если потребуется, продувать и прогревать их; не допускается запрессовка водяных цистерн, в том числе балластных, так как в случае образования ледяных пробок в воздушно-вентиляционных и измерительных трубах станет невозможным опорожнение и заполнение цистерн без оттаивания пробок; заполнение цистерны допускается не более чем на 95% ее емкости.

Все КИП и датчики автоматических устройств, установленные на трубопроводах, должны быть исправны и проверены (опломбированы); неисправные приборы следует заменить.

При разборке и оборке систем необходимо следить за тем, чтобы в трубы не попадали посторонние предметы. Запрещается заглушать трубы ветошью или паклей во избежание попадания их в трубы. При замене прокладок обращают внимание на правильность их конфигурации; не допускается уменьшение сечения трубы или арматуры. Кожухи, защищающие судовые трубопроводы, должны быть исправны и надежно укреплены на своих местах. При обнаружении повреждений кожуха проверяют состояние трубопровода и устраняют повреждения.

Балластная и трюмная системы балластных отсеков судов, двойное дно, льяла следует содержать в чистоте. Необходимо проверять, чтобы не было неплотностей в трубопроводах и арматуре балластной и трюмной систем, а также следить за исправностью и чистотой невозвратных клапанов на приемных отростках системы осушения. Это необходимо, чтобы в случае пробоины и заполнения одного из отсеков вода не распространялась по судну.

Во избежание повреждения листов корпуса ударами мерного штока необходимо следить за состоянием наварышей под нижними концами измерительных труб. Краны измерительных труб входящих в МО и туннель гребного вала, должны закрываться под тяжестью противовеса. Запрещается привязывать или крепить противовес крана в открытом положении. Палубные пробки измерительных труб должны быть всегда плотно закрыты. На палубных втулках должны быть нанесены разборчивые надписи о назначении соответствующих труб и приводов.

При наличии крышек на концах воздушных труб их необходимо закрывать в штормовую пагоду, а при наполнении или откачке цистерн проверять их открытие. В случае отсутствия постоянных крышек необходимо иметь деревянные заглушки, брезентовые чехлы или другие надежные средства.

Необходимо также тщательно следить за исправностью пламепрерывающих сеток на газовентиляционных трубах топливных отсеков и смотровых отверстий на крышках горловин танков, а также за состоянием и плотностью фланцев, крепящих воздушные и измерительные трубы к настилу двойного дна.

На судах с системами дистанционного измерения уровня, заполняемых специальными жидкостями, должен быть запас таких жидкостей. Отверстия температурных труб закрывают пробками, чтобы в них не попадала вода, которая может разморозить трубу.

Уход, обслуживание и содержание всех противопожарных систем судна определяются "Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР".

Повседневно необходимо следить за состоянием системы отопления, особенно путевого соединения, немедленно устраняя малейшие неисправности. Редукционные клапаны парового отопления регулируют на заданное давление, предохранительные клапаны, установленные заредукционными, - на давление подрыва.

Приборы парового и электрического отоплений закрывают исправными металлическими кожухами. По окончании отопительного сезона систему отопления промывают и заполняют пресной водой для предохранения труб от коррозии. Если в системе горячей мытьевой воды есть автоматическое устройство, регулирующее температуру воды, то необходимо поддерживать температуру в пределах 70°С.

Сточно-фановую систему периодически промывают. При на хождении судна в водах с санитарным режимом автоматика опорожнения фекальных и сточных цистерн (при ее наличии на суд не) должна быть отключена. Фекальные и сточные цистерны нужно опорожнять до захода в районы с санитарным режимом. Фекальные цистерны после опорожнения промывают забортной водой. Для предотвращения замерзания захлопки системы периодически обогревают паром. Должны обеспечиваться плотность и исправность фланцев и других соединений сточно-фановых трубопроводов.

За всеми элементами системы вентиляции и кондиционирования воздуха (воздуховодами, воздухоприемниками, дефлекторами, пробками, вентиляторами, фильтрами, воздухоотделителями, подогревателями, увлажнителями и приборами автоматики) должен бытъ постоянный уход. Эти системы при работе должны обеспечивать параметры воздуха и нормы его подачи в соответствии с действующими санитарными правилами для морских судов.

Необходимо следить за тем, чтобы съемные штормовые крышки вентиляторов были исправными и хранились на штатных местах. При значительной запыленности наружного воздуха системы вентиляции и кондиционирования должны принимать воздух через приемный фильтр. Периодически по мере загрязнения следует осматривать воздушные фильтры, чистить их или промывать.

При температуре наружного воздуха ниже 10°С установка кондиционирования должна работать с рециркуляцией и подогревом. Количество свежего воздуха в системах с рециркуляцией должно составлять для жилых помещений не менее 30%, для общественных - не менее 50%.

Во время действия системы механической вентиляции необходимо проверять работу электровентиляторов. При появлении стуков и ударов, а также при заметном увеличении вибрации следует немедленно остановить вентилятор и, установив причину увеличения вибрации, устранить ее.

При подготовке системы главной СЭУ (турбины) к действию необходимо: осмотреть трубопровод главного пара и убедиться в том, что разобщительные клапаны главной магистрали закрыты; проверить открытие клапанов продувания магистрали главного пара и ее арматуры; осмотреть редукционные и предохранительные клапаны; полностью открывая и закрывая быстрозапорные, маневровые и сопловые клапаны, проверить исправность их действия, после чего оставить закрытыми. После закрытия слегка отвернуть маховики обратно (для предотвращения заедания клапанов при нагреве). Проверить исправность блокировочного устройства маневровых клапанов; проверить закрытие клапанов отбора пара из промежуточных ступеней главных турбин и клапанов подвода отработавшего пара вспомогательных механизмов в промежуточные ступени главных турбин (где они имеются):

открыть клапаны продувания турбин и ресиверов, быстрозапорного и маневровых клапанов, паровой коробки и камер штоков сопловых клапанов;

непосредственно перед прогреванием турбин или одновременно с началом его прогреть и продуть главный паропровод до быстрозапорного клапана через специальный трубопровод прогревания либо, при отсутствии такового, медленным открытием главных разобщительных клапанов (от котла), постепенно повышая давление в магистрали главного пара, по мере его прогревания.

Включение в действие систем главного пара турбины и наблюдение за ее работой осуществляет судовая команда в соответствии с инструкцией ПТЭ.

При выводе из действия системы главного пара необходимо: закрыть разобщительный клапан на главной магистрали от котлов; открыть клапаны продувания главной магистрали и закрыть после того, как давление в магистрали упадет до 2-3 кгс/см 2 ; окончательно осушить систему главного пара, осторожно открыв маневровый клапан, после чего закрыть его и открыть клапаны продувания главной магистрали; отработавший пар вспомогательных механизмов, если он подводился к главному конденсатору, переключить на вспомогательный конденсатор.

Все операции по вводу в действие и выводу из действия нужно выполнять в точном соответствии с инструкцией по обслуживанию, при этом необходимо знать в совершенстве схему паровой системы энергетической установки, которая должна быть вывешена на видном месте.

Системы СЭУ не должны иметь свищей, разрывов, неплотностей во фланцевых или других соединениях (течь, парение), не исправностей в креплениях и изоляции, клапаны, распредели тельные клапанные коробки, клинкетные задвижки, стопорные предохранительные и маневровые клапаны, пробковые краны для отбора пара и продувания паропроводов должны быть плотно закрыты.

Вся арматура должна иметь отличительные планки с четки ми надписями, пробки кранов - риски, указывающие направление прохода. Паропроводы, испытывающие значительные температурные перепады, должны иметь исправные компенсационные устройства (компенсаторы) для ослабления температурных напряжений. При обслуживании паропроводов необходимо регулярно проверять надежность крепления труб, арматуры и их приводов к набору корпуса, переборкам или палубам. Все дефекты следует немедленно исправлять. Штоки клапанов, клинкетных задвижек, пробки и прочие детали арматуры, паропроводов и приводов должны быть всегда расхожены.

Предохранительные клапаны систематически проверяют, обнаруженные дефекты устраняют при первой возможности. При низких температурах окружающего воздуха необходимо принять меры, предотвращающие замерзание палубных паропроводов и арматуры. Особое внимание следует обращать на техническое состояние и надежность действия трубопроводов продувания и обогрева кингстонов и другой забортной арматуры.

Выполнение операций связанных с эксплуатацией главных и вспомогательных и вспомогательных механизмов судна и их систем управления

Общие положения

Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов (далее в тексте - Правила) определяют основные требования по техническому использованию и обслуживанию судовых вспомогательных механизмов, установленных на судах федеральной собственности.

Правила могут быть приняты к руководству судовладельцами других форм собственности, суда которых зарегистрированы в морских рыбных портах Российской Федерации.

Требования Правил обязательных для специалистов инженерно - технических служб судовладельцев, обеспечивающих техническую эксплуатацию и ремонт судовых технических средств (СТС), а также специалистов судовых экипажей, имеющих в заведовании вспомогательные механизмы.

При определении обязанностей должностных лиц судовых экипажей и их ответственности за содержание и сохранность своих заведований и за соблюдение Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности, надо руководствоваться Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.

Документация по технической эксплуатации. С каждым механизмом завод - изготовитель поставляет следующие документы:

  • - описание и инструкцию (руководство) по обслуживанию механизма;
  • - формуляры на механизм и на его электропривод;
  • - паспорта на средства автоматики и контрольно - измерительные приборы (КИП). Техническая эксплуатация механизмов должна осуществляться строго в соответствии с требованиями инструкции (руководства) завода - изготовителя. При отсутствии заводской инструкции инженерно - техническая служба (ИТС) судовладельца должна разработать и снабдить суда инструкциями по обслуживанию конкретных механизмов с учетом требований настоящих Правил.

Непосредственно около ответственных механизмов (вспомогательный котел, компрессор, рулевая машина и др.) должны быть вывешены извлечения из инструкций по их обслуживанию о порядке ввода механизма в действие и мер по контролю за его безопасной эксплуатацией.

В Правилах изложены общие требования по технической эксплуатации электроприводных вспомогательных механизмов, эксплуатируемых на судах рыбной промышленности, поднадзорных Российскому Морскому Регистру Судоходства (далее в тексте - Регистр).

В послегарантийный период эксплуатации механизма, при достаточных технических обоснованиях, допускается внесение в заводскую инструкцию (руководство) по обслуживанию изменений, выработанных практикой и направленных на повышение эффективности, надежности или безопасности эксплуатации механизма.

Отделы (службы) судовладельцев обязаны:

  • - периодически организовывать курсы (семинары) повышения квалификации технического персонала плавсостава;
  • - ежегодно проводить зачет по техминимуму знаний на право занятия специалистами судомеханической службы соответствующей штатной должности на судне.

Применяемые в тексте Правил термины означают:

  • - техническое использование: обеспечение готовности механизма к пуску и безотказной работе в режимах, допускаемых его рабочими характеристиками (производительность, потребляемая мощность, частота вращения, температура, давление);
  • - техническое обслуживание (ТО): комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности механизма при подготовке к использованию по назначению, то есть работе под нагрузкой;
  • - календарный график ТО механизмов: график операций по осмотру узлов механизмов, выполняемых с периодичностью, установленной инструкциями по их обслуживанию с целью предупреждения отказов (поломок) отдельных деталей и восстановления работоспособности агрегатов путем проведения ТО.

Основные практические требования по техническому обслуживанию и уходу за механизмами изложены во втором разделе Правил. Содержание основных операций, выполняемых по графикам ТО, приведено в третьем разделе Правил.

Лица судового экипажа, допустившие нарушение Правил или инструкции по обслуживанию вспомогательного механизма, вследствие чего произошла его поломка или авария, несут предусмотренную законом ответственность независимо от того, в чьем заведовании находится механизм.

Администрации бассейновых управлений по охране, воспроизводству и регулированию рыболовства, эксплуатирующие суда, находящиеся под техническим надзором Российского Речного Регистра, в части технического состояния судов и судовых механизмов должны руководствоваться требованиями правил названного Регистра.

Система технического обслуживания, ремонта элементов конструкций зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направляемых на обеспечение сохранности зданий и объектов . Система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Это позволяет нормально эксплуатировать здания, проводить своевременно обследования, на основе оценки их технического состояния назначать ремонты. Техническое обслуживание должно осуществляться в течение всего срока эксплуатации объекта и включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности, наладке, регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания (объекта) в целом или его элементов, систем, а также обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Решение проблемы обеспечения жилыми и промышленными зданиями, сооружениями зависит не только от объемов строительства, но и от сроков службы эксплуатируемых зданий и сооружений. Долговечность может быть гарантирована лишь поддержанием зданий в надлежащем состоянии в процессе эксплуатации, т.е. соблюдением правил и норм их технической эксплуатации .

Задачи эксплуатации зданий можно определить как комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортное и безотказное использование элементов и систем, составляющих здания, для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Эксплуатацию здания можно разделить на две составляющие: обслуживание зданий и техническую эксплуатацию.

Каждое здание представляет собой сложный, дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных строительных элементов и инженерного оборудования, которые длительное время должны выполнять определенные функции. Потеря эксплуатационных функций ведет к снижению комфортности жилья, условий труда, нарушению условий технологического процесса и т.д. Под воздействием природных и человеческих факторов, производственных процессов окружающая среда постоянно изменяется. В период использования здания, развития инженерной мысли требования к зданию меняются, условия эксплуатации усложняются и становятся отличными от ранее принятых проектных требований.

Для поддержания необходимого состояния здания следует знать закономерности разрушения и износа строительных конструкций и инженерных систем (тепло-, газо-, водо-, электроснабжения и вентиляции), что позволит своевременно производить восстановление, планово-предупредительный капитальный ремонт, а также осуществлять надлежащее техническое обслуживание.

Задачи специально создаваемых служб технической эксплуатации зданий состоят в том, чтобы обеспечивать соблюдение соответствия воздействия действующих нагрузок и различных сред на строительные конструкции в пределах величин, оговоренных в проекте и нормативных документах, своевременно выявлять и устранять неисправности строительных конструкций, т.е. осуществлять комплекс мероприятий, способствующих безотказному использованию помещений здания для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Рост городских территорий, оборудование зданий сложными инженерными системами требует создание специальных служб по эксплуатации зданий и оборудования. Структура этих служб с течением времени меняется. В настоящее время созданы жилищно-эксплута- ционные, эксплутационно-ремонтные, специальные управляющие компании. Усложнение оборудования за счет использования средств автоматизации, например при контроле лифтов, освещения лестничных клеток, расхода воды в системе отопления и т.п., потребовало создания объединенной диспетчерской службы микрорайона.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав