22.09.2019

Структурно логическая схема характеристика. Пример структурно логической схемы


Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике

При составлении структурно-логических схем необходимо оперировать следующими понятиями:

Словарь понятий

Анализ - мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.

Синтез - мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.

Сравнение - установление сходства или различия предметов.

Суждение - форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Умозаключение – процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.

Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:

1 вид: СЛС «Следование» – алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.

2 вид: СЛС «Циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.

3 вид: СЛС «Образно-наглядная» - алгоритм, который строится на основе образа (например, часы, древесный срез (= полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.

Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы.

    При разработке структурно-логической схемы надо опираться на исходный материал художественного текста, так как СЛС предполагает установление логических взаимосвязей в литературном источнике с целью понимания авторского замысла.

    Выбирается проблема, аспект, персонажи и т.д. для разработки и приемлемый вид структурно-логической схемы для решения поставленной задачи.

    Устанавливаются причинно-следственные связи и графически выстраиваются в схеме. Можно использовать свойства геометрических фигур, которые помогут в установлении смысловых связей в произведении (Например, на основе конуса и его свойств построена схема к драме А.М. Горького «На дне», при этом вершина конуса может смещаться).

    Выбираются ключевые понятия, герои, факты и т.д. Они станут основой смыслового взаимодействия с опорой на логические связи.

    Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, - в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям. Образно-наглядная структурно-логическая схема представляет самый сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Главное - разъяснить образ, на основе которого она сделана, и идею выстраивания логических связей.

В новых условиях урок литературы требует наибольшего мастерства педагога, поскольку знание литературы - особое знание . Оно базируется не столько на рассудке и памяти, сколько на сопереживании и сотворчестве. Нельзя не согласиться с писателем В.Распутиным: "В руках у учителя литературы - самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре... Это могучая духовная ограда от зла..." Отсюда и непомерная ответственность, стоящая перед словесником и определяющая главную задачу его служения ученику и школе – формирование культуры мышления ребенка и воспитание личности высоких духовно-нравственных принципов. Особенно важной миссия учителя-филолога становится в изменяющихся реалиях современности, ведь от того, что и как будут читать наши дети, сегодня, зависит завтрашний день России.

Испокон веков русская литература определяла лицо нации в разные времена. Широко известны слова А.И.Герцена: «Литература – трибуна, с которой говорит совесть нации». Именно словесность может осуществить этот трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности.

Художественная литература утверждалась каквозможность передать взаимосвязь, логику, последовательность, закономерность действительности через творческое иживое воссоздание характеров, событий, состояний; дарила проницательный опыт и помогала жизненной ориентации читателя. Художественное произведение показывает полноту многомерного смысла окружающего мира и дает наглядное, глубокое, целостное представление о мире, который предстаёт в причинно-следственных связях. Стать причастным к авторскому замыслу можно только в сотворчестве с писателем. В том и заключается сложность преподавания литературы.

Структурно-логическая схема демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можнодостигнуть следующих результатов:

- сформулировать проблематику изучаемого произведения;

- дать оценку героям;

- объяснить смысловую структуру художественного произведения;

Эффективность применения структурно-логических схем на уроках литературы проявляется в следующем:

Сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;

Повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;

Увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах.

Рассмотрим технологию создания циклической структурно-логической схемы на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».


Первоначально следует выбирать смысловой аспект, который в данном произведении представлен циклически. Таким образом, находим алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.

Известно, что смысловым центром романа Достоевского «Преступление и наказание» является эпизод чтения главными героями Евангелия о «Воскрешении Лазаря».

Начинаем построение схемы со смыслового узла – «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЫ СПАСЕНИЯ». В романе каждый из героев циклически проходит путь греха – преступления - урока судьбы -наказания, но способен прийти к спасению по данной Достоевским в романе «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЕ СПАСЕНИЯ», осознав слова Иисуса Христа: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет». Налицо алгоритм, в котором можно выявить смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу и помогающие яснее увидеть авторский замысел произведения.

Евангелие от Иоанна о воскрешении Лазаря, по авторскому замыслу, показывает человеку, какова логика человеческой судьбы и каким образом человек может прийти к спасению, стать счастливым, обрести душевную гармонию и принести счастье и свет окружающим. Для Ф.М.Достоевского очевидно, что спасение человека таится в глубокой вере в Христа, через глубокое очищающее покаяние. Духовные тупики и трагедии, по мысли писателя, берут начало в отступлении человека от веры. Раскаяние и покаяние – для Ф.М.Достоевского - понятия разные. И в этом авторский замысел произведения. Достоевский – православный христианин, и именно идею православия писатель преломляет в понимание логики судьбы и метафизики бытия. Покаяние несет перемену ума, а раскаяние – только осознание чувства вины и неутолимое страдание, заводящее человека в тупик и приводящее к духовному расколу, физической или духовной гибели. Именно потому мы видим мучающихся, страдающих и погибающих героев, которые так и не нашли Спасения, так и не увидели очевидную для писателя истину в идее воскрешения Лазаря, в евангельской схеме спасения. Их судьбы, на первый взгляд, абсолютно разные. Но цикличность в соотношении с евангельской схемой Спасения очевидна.

    Свидригайлов совершает самоубийство, не найдя сил для покаяния, не приняв евангельскую схему Спасения, а раскаяние позволяет ему перед смертью совершить самые яркие поступки, фактически приводя героя к катарсису.

    Лужин настолько глух к метафизике бытия, нечувствителен к греху, что его душа омертвела и не способна к воскрешению.

    Мармеладов в силу слабоволия, уныния и гордыни, приведшей его к пьянству, заканчивает жизнь трагически, став жертвой и мучителем одновременно, но так и не найдя воли к покаянию.

    Катерина Ивановна получает нищету в урок за тщеславие и гордыню, но бунт против Бога уводит ее от покаяния, и итогом жизни становится трагическая гибель.

    Алена Ивановна , сребролюбивая, нечуткая к горю ближнего и

не способная не только к покаянию, но даже к раскаянию,

получает возможность спасения через мученическую смерть.

    Лизавета – кроткая, незлобивая, верующая в воскресение, через мученическую смерть смывает грех блуда, дабы не запятнать своей чистоты перед Богом. Бог уводит Лизавету от возможных прегрешений. Смерть мучеников – вступление в жизнь духовную.

    Сонечка не озлобляется ни на мир, ни на людей, признает свой грех и искупает его покаянием, приносит во имя родных смиренную жертву и является образцом исполнения евангельской схемы Спасения.

    Раскольников трудно осознает свой грех, тщеславие и гордыня рождают бунт, раскаяние приводит его к мучениям и духовному расколу. Граничащим с отчаянием. На путь к покаянию и воскрешению по евангельской схеме его приводит Соня.

Каждый из героев преступает Закон Божий, и от того, способен ли он к Покаянию, зависит его дальнейшая судьба. В этом логика судьбы.

Раскольников и Сонечка Мармеладова обрели путь к Спасению, ибо «их воскресила любовь», любовь к Богу. По евангелию, «Бог есть любовь». Слова Д.С.Мережковского: «Разве преступление и святость не слиты в живой душе в одну живую неразрешимую тайну?» - обращают нас к мысли Достоевского: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы - сердца людей».

Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы «Следование» на примере стихотворению В. Маяковского «Лиличка!..»

В схеме показаны мытарства души лирического героя и причины возникновения данного состояния. Будем составлять алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.

Начинаем построение схемы с ключевого слова. Ключевое слово в стихотворении – АД («крученыховский ад» - ссылка на книгу А.Крученых» «Ад» с иллюстрациями Каземира Малевича).


Важно толкование ключевых слов стихотворения: ад, исступление и безумие. Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники, где властвуют над людьми дьявол и бесы. Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз. Безумие - еще одна составляющая состояния человека, несущего ад в своей душе. Таково состояние лирического героя, который понимает, что его любовь нечиста, греховна, но не раскаивается, а наоборот, жалуется («горечь обиженных жалоб») из-за того, что страдает, ибо он обожествил возлюбленную. Обожествление человека – это всегда путь к трагедии как зарождающегося чувства. Так и самой личности, испытывающей данное чувство.

Все происходящее с лирическим героем закономерно: страдания на выбранном пути неизбежны: «нет солнца», «нет моря» и т.д. Показываем стрелками следствие выбора героя. Лирический герой выбирает путь греха, оттого и страдает, приходя к мыслям о самоубийстве. Подводим итог - путь к счастью, – не самоубийство, а «выжженная любовью душа». Парадокс чувства героя отражается в нежности, которой герой готов «выстлать» каждый шаг возлюбленной. И такая тональность состояния во всех противоречиях придает силу и объем авторскому замыслу Маяковского.

Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит его к отклонению от понимания истинной любви. В роковой ошибке восприятия духовной парадигмы человеческих отношений у лирического героя Маяковского происходит духовная подмена понятий, что и приводит его к трагедии.

Сравним с толкованием Любви в Послании апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Путь к такой любви лирическому герою не нужен, а ведь именно в долготерпении, жертвенности, в чистоте и надежде рождается не исступленная страсть, а светлое жизнеутверждающее чувство.

Рассмотрим составление образно-наглядной структурно-логической схемы на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Прочитав произведение, для построения структурно-логической схемы необходимо выявить алгоритм, который будет строиться на основе художественного образа или символа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.

Бул­гакова интересует, прежде всего, метафизический че­ловек, потому проблематика романа строится на триаде «БОГ – ЧЕЛОВЕК -САТАНА», и это определяет взаимоот­ношение смысловых и художественных структур произве­дения.

Уже в первой главе «На Патриарших» сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа - о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке.

Образ, наиболее подходящий для создания структурно-логической схемы, - круг. КРУГ - первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, «метафизический круг истины». Можно использовать для построения структурно-логической схемы треугольник и квадрат как символы. В христианстве треугольник- это символ всевидящего ока Бога. Квадрат считается низшим по отношению к кругу, и потому был принят в христианстве как символ земли и земной жизни. Круг внутри квадрата понимался как символ божественной «искры» внутри материальной оболочки.

Таким образом, символика фигур-образов, которую мы выбрали для построения схемы, напрямую соотносится со смысловой структурой романа «Мастер и Маргарита», ведь Булгаков обращает взор читателя к метафизическому кругу истины , то есть призывает по­знать Бога, проанализировав все происходящее с героями и Россией в романе.

Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника: бежевый, голубой и серый.

На пересечении диагоналей квадрата – Воланд -смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находится в центре, Замысел Воланда /сатаны/ – увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман о Понтии Пилате, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод Евангелию, которым и становится роман мастера. Воланд как персонаж имеет непосредственное отношение как к событиям, происходящим в Москве, так и к произведению мастера, роману о Понтии Пилате, то есть анти-Евангелию. М.А.Булгаков делает Воланда вторым рассказчиком: именно Воланд знакомит читателя с романом о Понтии Пилате (глава «На Патриарших»), что доказывает прямую причастность сатаны к созданию анти-Евангелия. И это важно: писатель Булгаков разъясняет нам, что в творческий процесс при поврежденности человеческого духа может вторгнуться бесовская сила. Неслучайно мастер в приступе страха сжигает роман и потом с ужасом внимает словам Воланда, когда тот его возвращает: «Рукописи не горят!». Радуется, заметим, данному событию только Маргарита.

Структурно-логическая схема демонстрирует логику происходящего в романе Булгакова. Рассмотрим цифры и фигуры.

    (цифра 1) бежевый треугольник - это события, происходящие в предпасхальные дни в Москве, треугольник символизирует утопающую в грехах столицу, в которой разрушен Храм Христа Спасителя и господствуют атеизм и богохульство. Это своеобразная ЧЕРНАЯ ПРОСКОМИДИЯ» (подготовка к балу сатаны), предпосылка для его появления. Воланд – провокатор событий, но совершаются они по грехам людей, а не по его воле, так как «бесы тоже веруют и трепещут» перед Богом.

    (цифра 3) голубой треугольник - это события романа о Понтии Пилате, написанного и сожженного мастером. Это АНТИ-ЕВАНГЕЛИЕ для «ЧЕРНОЙ МЕССЫ» Воланда, спровоцированное к написанию им же самим, что следует из романа Булгакова. Связь романа как с Воландом, так и цель его написания – для бала у Воланда – обозначена черной стрелкой.

    (цифра 2) серый треугольник - это «АНТИ-ЛИТУРГИЯ» («ЧЕРНАЯ МЕССА») – бал у Воланда (сатаны). Место владычества сатаны – ад, которое обозначено там, где в круг вписан серый треугольник.

Бал у Воланда – это кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие (извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа). Воланд имеет вескую причину прибыть в Москву, а Москва конца 20-хгг – начала 30 гг.- серьезное основание для принятия дьявола, так как главный храм - Храм Христа Спасителя - взорван, а горожане стали атеистами и воинствующе отрекаются от Бога, вознося на Него хулу (поэма о Христе И.Бездомного, разговор о Боге «На Патриарших»). Булгаков обозначает время действия – весна, предпасхальные дни. Бал у Воланда – своеобразная «черная месса», т.е. кощунственное извращение смысла Божественной литургии. Пасха – праздник воскресения Иисуса Христа.

Причастность Воланда к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве обозначена стрелками.

    Красной стрелкой соединены мастер и Маргарита, встреча которых спровоцирована Воландом, потому эта стрелка проходит через имя Воланда, указывая на его причастность к данному событию.

    Синяя стрелка раскрывает метафизическую сущность Маргариты: прелюбодейка, проводница идей Воланда, Королева бала сатаны. Маргарита , находясь в браке, изменяет мужу с мастером. Героиня никак не связана с мыслью о детях, о семье, она скорее жаждет остроты ощущений. Главное ее стремление – свободная, не скрепленная узами брака любовь с мастером. Путешествие к сатане (гл.21 «Полет») имеет целью участие в самом настоящем ШАБАШЕ, или «черной мессе» Воланда в качестве королевы бала. Для понимания облика Маргариты важно знать, что есть ШАБАШ. Из средневековых учений известно, что для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, вознести чудовищную хулу на Христа и Богоматерь. Для полета на шабаш ведьме следует натереться мазью, приготовленной из печени некрещеных младенцев. Маргарита восхваляет Воланда фразой: «Всесилен!», из чего следует, что героиня возносит хулу на Бога, отрекаясь от Него.

    Фиолетовая стрелка раскрывает метафизическую сущность мастера, создавшего роман о Понтии Пилате, то есть Анти-Евангелие под воздействием темных сил и при участии Воланда, потому роман и искажает евангельские события. Искажает евангелие НЕ БУЛГАКОВ, а его герой, прельщенный бесом, сжигает роман мастер и с ужасом о нем вспоминает именно потому, что осознал метафизику своего деяния. Искажение евангельских событий и Образа Спасителя введено Булгаковым в роман сознательно: показать логику извращенного творчества под влиянием дьявола. У дьявола главная задача – обмануть, ввести в заблуждение человека, отвратить его от истинного познания и творчества. Роман мастера не что иное, как вдохновленное дьяволом произведение. (Первая строчка из романа мастера произносится именно Воландом, 1 гл., мастер в диалоге с Иваном Бездомным признается, что знает Воланда, гл.13, мастер сжигает рукопись романа и ужасается, в отличие от Маргариты, его восстановлению, сопровождаемому репликой Воланда: «Рукописи не горят!»)

    Название романа намеренно скрывает подлинный смысл произведения, отчего внимание читателя сосредоточивается в первую очередь на двух персонажах произведения как на главных, тогда как по замыслу событий они являются лишь «ПОДРУЧНЫМИ» ИСТИННОГО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Каждый герой (мастер и Маргарита) выполняют особую роль в том действе, ради которого Воланд прибывает в Москву. Этим действом становится «великий бал» у сатаны (АНТИЛИТУРГИЯ), а Москва – своеобразной подготовкой к нему, то есть «ЧЕРНОЙ ПРОСКОМИДИЕЙ». Смысл Божественной литургии – в укреплении духовных сил человека, в тяготении к Любви и созиданию. Разрушение стремлений к укреплению сил духа во имя Любви и Истины – смысл деятельности дьявола, обезьяны Господа Бога.

МПО Лекция 4

Лекция 4. Методика анализа учебной информации

План

    Отбор учебного материала.

    Структурно-логический анализ.

    Учебные элементы.

    Спецификация учебного материала.

    Граф учебной информации.

    Структурно-логическая схема.

4.1. Отбор учебного материала

Наибольших затрат времени требуют анализ, отбор содержания учеб­ного материала по предмету, методическая и дидактическая переработка его к уроку. Сложность отбора учебного материала объясняется следующи­ми обстоятельствами:

    Отсутствие качественных учебников и учебным пособиям по многим учебным дисцип­линам информационно-технологического профиля;

    Недостаточная полнота учебной информации по отдельным темам в рекомендуемой литературе;

    Отсутствие единого учебника для учебных заведений профессионального и дополнительного образования по целому ряду дисциплин информационно-технологического профиля.

Отобранный педагогом из различных источников (учебников, мето­дических пособий, научной и технической литературы) учебный материал требует обработки, структуризации, логического построения и составления конспекта содержания учебной информации.

4.2. Структурно-логический анализ

Этапом подготовки учебного материала к уроку является структурно-логический анализ. Под структурно-логическим анализом понимаются вы­членение в содержании учебного материала учебных элементов (понятий), их классификация и установление связей или отношений между ними . Структурно-логическому анализу могут подвергаться как часть учебного материала, объяснение и рассуждения преподавателя, решение определен­ной задачи, так и весь отобранный учебный материал урока или темы про­граммы.

4.3. Учебные элементы

Структуру учебной информации составляют учебные элементы или понятия. Понятие - форма научного знания, отражающая объективно су­щественное в вещах, явлениях, процессах, закрепленное специальным термином. Учебным элементом (УЭ) называют любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, явление, метод действия).

Понятия (УЭ) характеризуются:

Объемом (количеством объектов, охватываемых данным понятием);

Связями и отношениями данного понятия с другими понятиями.

Структура опи­сания УЭ создает познавательный образ изучаемых объектов.

Для методических целей понятия удобно классифицировать по сле­дующим основаниям:

Времени формирования;

Уровню усвоения.

Планируя процесс формирования технических понятий, преподава­тель всегда определяет момент их формирования. По времени формирова­ния понятия подразделяются:

На новые понятия (впервые формируемые на данном уроке);

Опорные понятия (сформированные в процессе изучения рассматри­ваемой учебной дисциплины или смежных учебных предметов).

Понятия, формируемые на уроке, различаются по уровням усвоения. Одна из возможных классификаций понятий, предложенная В.П. Беспалько, предполагает следующие уровни:

I уровень - «узнавание» (характеризуется выполнением действий с подсказкой). На этом уровне формируются понятия второстепенного харак­тера, которые учащиеся должны знать, определять, классифицировать.

II уровень - «воспроизведение» (характеризуется выполнением дей­ствий по памяти). На этом уровне формируются понятия, которые исполь­зуются для объяснения характеристик и конструкции технических объек­тов, решения задач, алгоритм решения которых вытекает из известных формул, и т.д.

III уровень - «умение» (предполагает выполнение продуктивной дея­тельности с опорой на схожие алгоритмы). Понятия, формируемые на дан­ном уровне, используются при решении практических задач, алгоритм ко­торых не дается в готовом виде.

IV уровень - «трансформация» (предполагает продуктивную деятель­ность в новой области). Это уровень формирования понятий, используемых при решении творческих задач, изучении смежных дисциплин и др.

Результаты структурно-логического анализа могут быть представле­ны в виде спецификации или графа.

4.4. Спецификация учебных элементов (понятий)

Спецификация - табличная форма представления структурно-логического анализа (табл. 7). Спецификация содержит названия УЭ (поня­тий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы обозначающие понятия.

В табл. 7 заносятся понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному понятию (элементу) присваивается порядковый номер. Далее понятия классифицируются по различным основаниям и от­мечаются значком «+». Как правило, первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

Таблица 7

Спецификация УЭ

4.5. Граф учебной информации

Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребра­ми (дугами).

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного пред­ставления связей или соотношений между учебными элементами (рис. 3).

Рис. 3. Граф учебной информации

Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф - «дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изо­бражающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

Понятия располагаются на горизонталях (порядках), образующих оп­ределенную общность. Краткое определение этой общности называют по­нятие-комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а поня­тия (УЭ) - арабскими.

При построении графа необходимо иметь в виду следующее:

1) количество порядков должно полностью охватывать все учебные элементы темы;

2) количество учебных элементов, входящих в один порядок, не огра­ничено;

3) не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с элементом высшего порядка;

4) ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пере­секаться между собой.

4.6. Структурно-логическая схема

При подготовке учебного материала к уроку возникает необходи­мость построения модели, отражающей в наглядной форме структуру учеб­ного материала, последовательность, подчиненность и соподчиненность понятий, логические связи.

Построение графа учебной информации дает лишь наглядную карти­ну логических связей между понятиями. Динамику формирования понятия, последовательность включения понятий в процесс объяснения в наглядной форме он не отражает. Поэтому наиболее приемлемым способом предъяв­ления учебной информации является структурно-логическая схема.

Структурно-логической схемой называют граф, ребра которого представлены в виде векторов, указывающих логическую связь между по­нятиями и последовательность введения их в учебный процесс. При по­строении структурно-логической схемы необходимо соблюдать следующие правила:

1)в каждую вершину схемы следует помещать лишь одно понятие;

2)векторы, соединяющие вершины, не должны пересекаться (если пересечение неизбежно, то следует найти в материале такое понятие, кото­рое относится к точке пересечения);

3)отношение подчинения между понятиями указывается направлени­ем стрелки вектора, соединяющего понятия;

4)равнозначные вершины схемы, содержащие соподчиненные поня­тия, следует располагать на одной линии, а подчиненные опускать на сту­пень ниже.

В структурно-логическую схему включаются не все понятия, выде­ленные при структурно-логическом анализе и занесенные в спецификацию. Состав их почти целиком зависит от первоначального уровня знаний уча­щихся. Если для учащихся какие-либо исходные понятия достаточно про­сты, то их можно не вводить в схему

Построение структурно-логических схем целесообразно только для небольших фрагментов учебного материала. Для материала с большим объ­емом, структурно-логическая схема, как правило, содержит значительное число вершин-понятий, ребер и замкнутых контуров. Это затрудняет ее чтение и характеризует сложность изучения данного фрагмента материала.

С целью упрощения структурно-логической схемы ряд входящих в нее вершин-понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вво­дят детализирующие понятия. В более сложных случаях учебный материал разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из кото­рых составляют свою схему.

При построении всех следующих за первой частных структурно-логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий ма­териал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно-логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем.

Построение структурно-логических схем представляет один из прие­мов отбора и систематизации учебного материала, реализующих принципы научности, систематичности и последовательности обучения, доступности, наглядности.

Одним из компонентов содержания образования являются знания. Ученые педагоги и методисты отмечают, что основу знаний составляют понятия. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений. Понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления учащихся Понятия различаются объемом. Они бывают простыми и сложными, состоящими из совокупности простых понятий. Понятия усваиваются в системе, постепенно, в связи друг с другом. Любое понятие имеет определение, которое состоит из главных и второстепенных признаков .

Следует отметить, что «рисунок» следует рассматривать как искусство, как тему и непосредственно понятие.

Ранее (в 2012 г.) студенткой факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (сейчас - факультет технологий инжиниринга и дизайна Вятского государственного университета) Ю. Ронжиной под руководством научного руководителя, доцента Л. К. Патрушевой в рамках курсовой работы по теории и методике преподавания изобразительного искусства был выполнен анализ 17 определений понятия «рисунок» разных авторов. В исследовании сделан вывод о том, что понятие «рисунок» является сложным, так как состоит из нескольких простых; каждый автор «по-своему» формулирует данное определение; иногда понятие «рисунок» формулируется авторами недостаточно полно.

В 2015-2016 году исследование нами было продолжено. На первом этапе перед нами стояла задача выполнить поиск и анализ определений других авторов. В результате нами рассмотрено 25 определений понятия «рисунок», которые имеются в учебных пособиях высших учебных заведений, школьных программах по изобразительному искусству, художественных энциклопедиях и словарях.

Ниже приведем анализ пяти определений понятия «рисунок».

Н. М. Сокольникова пишет, что «Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного; средство познания и изучения действительности» . В этом определении главным признаком является «основа любого изображения», второстепенным - «средство познания и изучения действительности».

Т. Ф. Ефремова и Д. Н. Ушаков, авторы толковых словарей, формулируют понятие одинаково: «Рисунок - нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем» , . Оба автора в понятии используют признак «нарисованное изображение» и указывают какими средствами можно сделать рисунок.

Автор «Популярной художественной энциклопедии» А. М.Прохоров раскрывает понятие следующим образом: «Рисунок - какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна» . В данном определении автор дает информацию только о графических средствах, необходимых для выполнения рисунка.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова содержится следующее определение: «Рисунок - нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь; совокупность графических элементов в картине; сочетание линий, красок и теней, узор; искусство рисования» . Мы считаем, что автор использует в определении и главный признак («нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь»), и второстепенные признаки: дающие информацию о выразительных средствах («сочетание линий», «совокупность графических элементов»), дающие информацию о материалах («красок»), а также иные - «тень», «узор», «искусство рисования».

Автор учебного пособия для вузов «Рисунок» С. В. Тихонов формулирует понятие следующим образом: «Рисунок - основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и т. д.» . Автор в понятии делает акцент на главные признаки («основа всех изобразительных искусств»), второстепенные признаки: дающие информацию о материалах и инструментах («карандашом, пером, кистью»), иные - «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений».

Для наглядности наличие в определениях разных авторов главных и второстепенных признаков представим в Таблице.

Таблица

Признаки

Сокольникова Н. М.

Ефремова Т. Ф.

Ушаков Д. Н.

Прохоров А. М.

Ожегов С. И.

Тихонов С. В.

  1. 1. Главные

1.1. Нарисованное изображение; основа любого изображения; основа всех изобразительных искусств

1.2. Контур, очертание (графические элементы)

1.3. Самостоятельная область художественного творчества

  1. 2. Второстепенные, дающие информацию о графических средствах
  1. 3. Второстепенные, дающие информацию о материалах и инструментах

3.1. Карандаш

3.2. Перо, кисть

3.3.Мягкие материалы (уголь, сангина, сепия и т.д.)

3.4. Краски

3.5. Акварель

  1. 4. Иные

4.1. Средство познания и изучения действительности

4.2. Рисунок как искусство; «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений»

В результате анализа определений разных авторов (Н. М. Сокольникова, Т. Ф. Ефремова, Д. Н. Ушаков, А. М.Прохоров, С. И. Ожегов, С. В. Тихонов), следует заключить, что все они содержат главные и второстепенные признаки, но в разных сочетаниях. Мы считаем, что определение, особенно для школы, должно быть четким и понятным, полным и легко запоминаться.

На основе данных понятий сформируем следующее определение:

Рисунок - это основа изображения или готовое изображение на плоскости, выполненное карандашом, пером с использованием графических средств (линия, тональное пятно, штрих) и их сочетаниями.

На следующем этапе исследования мы провели опрос будущих учителей изобразительного искусства, с целью определения уровня остаточных знаний по теме «Рисунок». Студентам давалось задание: написать, что такое рисунок»; перечислить все понятия, которые включает в себя тема «Рисунок», а также понятия, которые ассоциируются с этой темой».

В опросе 2016 года приняли участие 46 студентов I, II, III, IV курсов. Результаты мы сравнили с опросом 2012 года, в котором приняли участие 38 человек (см. диаграмму).

Диаграмма

Уровень остаточных знаний у будущих учителей изобразительного искусства по теме "Рисунок"
за 2012 и 2016 гг.

В результате анализа результатов опроса следует констатировать, что

Имеется положительная динамика уровня остаточных знаний студентов по теме «Рисунок»;

Остаточные знания студентов по теме «Рисунок» неполные и имеют направленность в сторону практики. В большинстве случаев респонденты указывают материалы (пастель, уголь, тушь, акварель и др.) и инструменты (карандаш, кисть, перо и др.) для выполнения рисунка и не пишут определение.

Из общего количества опрошенных в 2016 году только 8 студентов написали определение понятия, состоящее из главных и второстепенных признаков.

Это позволяет сделать вывод о том, что будущим учителям изобразительного искусства не хватает структурированных знаний по теме «Рисунок».

Для решения выявленной проблемы следующий этап исследования мы посвятили поиску и систематизации понятий, которые относятся к теме «Рисунок».

В результате изучения специальной литературы по рисунку следует отметить, что тема «Рисунок» состоит из пяти крупных разделов: виды, жанры, художественно-выразительные средства, художественные материалы, перспектива. Каждый из разделов представлен группой понятий.

На основе имеющихся понятий, составим структурно-логическую схему основных понятий темы «Рисунок» (см. схему). Схема позволяет наглядно представить систему понятий и рекомендуется нами для внедрения в процесс обучения школьников на уроках изобразительного искусства, системе дополнительного художественного образования и будущих учителей изобразительного искусства.

Схема

Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок»

Эффективность применения структурно-логической схемы основных понятий темы «Рисунок» доказана результатами апробации на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Эта схема применялась на уроках в 5, 6, 7-м классах с целью ознакомления и формирования представлений о системе понятий. Мы пронаблюдали, что учащиеся при описании своих работ и произведений художников легко и правильно применяли понятия, относящиеся к группам «виды», «жанры», «художественно-выразительные средства», «художественные материалы» рисунка.

На следующем этапе проведения исследования мы планируем апробировать методику применения структурно-логической схемы по теме «Рисунок» при обучении будущих учителей изобразительного искусства в вузе.

Полученные нами результаты исследования еще раз доказывают, что любые знания, в том числе и по рисунку формируются и развиваются в системе. Система понятий темы, представленная в виде наглядной схемы, способствует лучшему пониманию и усвоению содержания. Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок» может применяться на различных этапах обучения, так как понятия усваиваются не сразу, а постепенно, по мере изучения предмета.

В учебную дисциплину входят следующие блоки:

1. Характеристика системы профессиональной подготовки в ПТУЗ.

2. Документы, определяющие содержание и порядок обучения в ПТУЗ.

3. Разработка утверждения и регистрация УПД для ПТУЗ.

4. Учебная литература.

5. КМО – комплексно-методическое обеспечение процесса обучения.

6. Методическая работа педагога-инженера.

7. Учебно-материальная база учебного заведения.

Образовательный стандарт высшего образования Республики Беларусь ОСВО 1-08 01 01-2013

Понятие о профессионализме педагога-инженера

Сфера профессиональной деятельности:

Образование (обеспечение образовательного процесса в ПТУЗ);

Наука (проведение инженерных и педагогических исследований);

Производство (проектирование технологии материального или интеллектуального продукта).

Объекты профессиональной деятельности:

Образовательный процесс в ПТУЗ, учебных центрах, межшкольных УПК, в ВУЗах, учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров в отделах технического обучения промышленных предприятий, научные исследования в НИИ системы образов, отраслевых и академических НИИ, производственный процесс на предприятиях отраслей экономики.

Виды профессиональной деятельности:

Педагогическая, научно-методическая; организационно-экономическая, научно-исследовательская, проектная; производственная, инновационная.

Уровни педагогического мастерства

1. Репродуктивный (умею рассказать то, что знаю сам).

2. Адаптивный (умею приспособить свое сообщение к особенностям аудитории).

3.Локально – модулирующий (владею стратегией и тактикой проведения занятий по отдельным разделам, темам учебной дисциплины).

4.Системно - модулирующий (владею стратегией и тактикой проведения занятий по дисциплине в целом).

5.Системно-модулирующий и поведение учащихся (средствами своей дисциплины или предмета не только обучать, но воспитывать учащегося).

Лекция 2

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ В ПТУЗ

1. Единый тарифно-квалификационный справочник по профессиям

2. Учебная программная документация: типовая, экспериментальная, рабочая.

3. Учебный план специальности (специализации), его содержание и структура.

4. Типовой учебный план. Рабочий учебный план.

5. Типовая учебная программа и рабочая учебная программа.

Единый тарифно-квалификационный справочник по профессиям

Единый тарифно-квалификационный справочник по профессии: данный документ разрабатывается и утверждается в министерстве труда и социальной защиты.

Суть этого документа заключается в том, что на каждую квалификацию рабочего служащего, оговаривается тарифной системой оплаты (одна и та же работа оплачивается по разному). Этот документ обязателен для исполнения руководителями предприятий разных форм собственности.

Основными государственными документами, определяющими характер содержания обучения в учебном заведении определенного типа, являются квалификационные характеристики, учебные планы и учебные программы. Анализ требований проводится с учетом всех факторов, оказывающих влияние на содержание профессионального образования. К ним относятся: структура предмета, требования к общим профессиональным, общеспециальным и специальным знаниям непосредственно по предмету, вне предметные и внутри предметные связи, отдельно взятые темы.

Учебная программная документация: типовая, экспериментальная, рабочая.

Руководящим документом для разработки УПД в ПТУЗ является типовая (типовой учебный план) учебная программа. Они разрабатываются Министерством образования РБ, утверждаются и пересылаются в областные институты усовершенствования учителей (ИУУ), а именно в методический отдел.

Структура типового плана включает два компонента:

Федеральный (государственный);

Региональный/

3. Учебный план специальности (специализации), их содержание и структура.

Учебный план специальности государственный документ, определяющий содержание подготовки специалиста с учетом региональных потребностей и особенностей образовательного учреждения. Он оговаривает:

1 . Название специальности или специализации;

2 . Срок обучения;

3 . Форму получения образования (дневная, вечерняя, заочная);

4 . График учебного процесса:

а) количество учебных недель, которые отводятся на теоретическое обучение;

б) количество учебных недель, которые отводимые на учебные практики;

в) количество недель, отводимых на каникулы;

г) формы проведения контрольных и зачетных мероприятий.

5. Содержание учебных дисциплин по блокам:

а) социально-гуманитарные науки;

б) общепрофессиональные;

в) специальные;

г) дисциплины специализации.

6. Количество часов отводимых на изучение дисциплин, виды занятий;

7. Перечень спец. курсов и факультативов.

4. Типовой учебный план. Рабочий учебный план

Учебный план нормативный документ, определяющий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний учащихся.

Рабочий учебный план – документ, определяющий содержание подготовки специалиста с учетом региональных потребностей и особенностей образовательного учреждения. Он составляется на основе типового учебного плана для конкретной профессии с учетом прогнозируемого уровня квалификации, присваиваемого учащимся после завершения обучения; материально-технической базы предприятия, учебного заведения; специфики региона и условий организации производственного обучения и производственной практики. Рабочий учебный план разрабатывается непосредственно в учебном заведении.

Типовая учебная программа и рабочая учебная программа

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержание и последовательность изучения учебного материала. Это основной педагогический документ, отражающий государственные требования к содержанию обучения в ПТУЗ.

Рабочая учебная программа – документ, который определяет содержание образования по конкретной дисциплине, разрабатываемой на региональном уровне с учетом гарантированности полноты реализации содержания образования на установленном стандартном уровне. Она разрабатывается на основе типовой учебной программы с учетом количества часов теоретического и практического обучения.

В пояснительной записке к учебной программе раскрываются место и назначение дисциплины в системе подготовки специалиста; образовательная и воспитательная задачи, которые должны быть решены в процессе обучения; связи учебного предмета с другими дисциплинами, с производственной практикой.

Она устанавливает:

1. Наименование учебного предмета;

3. Перечень разделов, тем, вопросов, подлежащих изучению, объем учебного материала по каждой теме;

4. Последовательность изучения учебного материала по предмету;

5. Количество часов отведенных на изучение раздела или темы;

7. Список основной и дополнительной литературы.

Она разрабатывается с учетом следующих принципов:

· Формирование у учащихся ЗУН.

· Принцип научности (отражение современных достижений в области педагогики, психологии, методики преподавания).

· Принцип систематичности (расстановка учебного материала от простого к сложному).

· Принцип доступности (учет психофизиологических особенностей учащихся).

· Принцип вариативности (возможность применения документа в одноименных ПТУЗ).


ЛЕКЦИЯ 3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Процесс производственного и теоретического обучения. Его задачи и возможности

2. Организационные формы и методы обучения дисциплинам специализации

3. Требования к современному уроку

4. Структура и типы уроков теоретического и производственного обучения

Микроэкономика структурно-логические схемы. Учебное поса-бие. М., 1996.  


На третьем этапе разрабатывается общая структурно-логическая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определенный блок. Отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы . Тут же подобранные на предыдущем этапе показатели распределяются по элементам и связям системы , уточняется их перечень (исключаются те, что дублируют друг друга , заменяются недостаточно информационные и т.д.).  

Результаты для табл. 9.2 получены путем расчета факторной модели методом цепной подстановки на основе структурно-логической схемы рис. 9.1. Порядок расчетов следующий  

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ  

Структурно-логические схемы  

Какова структурно-логическая схема взаимосвязи антикризисного регулирования и антикризисного управления  

Как составить структурно-логическую схему антикризисного менеджмента  

Структурно-логическая схема трехуровневой факторной модели среднегодовой оборачиваемости производственных запасов представлена на рис. 8.3.  

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА МАРКЕТИНГА  

Схема 2. Структурно-логическая схема маркетинга (с. 16-17).  

Изобразите структурно-логическую схему основного акта комплексной ревизии.  

Общая структурно-логическая схема анализа рентабельности собственного капитала представлена на рис. 22.3.  

Представлен учебный комплекс, включающий теоретический материал в структурно-логических схемах и практикум, состоящий из ситуационных задач , методических указаний к их решению, заданий в тестовой форме, сгруппированных по темам и основным вопросам дисциплины Теория бухгалтерского учета . Проверка, закрепление и усвоение знаний достигаются с помощью итогового тестирования и решения сквозной обобщающей задачи.  

Предлагаемая Вашему вниманию книга посвящена проблемам инвестиций в российскую экономику, развития нефтегазовой промышленности и особенностям недропользования на основе соглашений о разделе продукции (далее - Соглашения или СРП), а также подводит первые итоги их реализации в России. Читателю предоставляется возможность ознакомиться с обязательными к исполнению нормами, закрепленными в правовых актах, касающимися вопросов СРП, воспользоваться правовыми и экономическими комментариями и разъяснениями, для наглядности снабженными структурно-логическими схемами.  

Рис 22 Структурно-логическая схема анализа конкурентоспособности продукции  

Анализ структуры связи изучаемых показателей в АХД осуществляется с помощью построения структурно-логической блок-схемы , которая позволяет установить наличие и направление связи не только между изучаемыми факторами и результативным показателем, но и между самими факторами. Построив блок-схему , можно увидеть, что среди изучаемых факторов имеются такие, которые более или менее непосредственно воздействуют на результативный показатель, и такие, которые воздействуют не столько на результативный показатель, сколько друг на друга.  

Этап структурного планирования начинается с разбиения исследуемой задачи (проекта) на четко определенные шаги (комплексы работ), необходимые для достижения цели задачи (проекта). Затем составляется логическая схема связей между работами или последовательность работ в логической последовательности их выполнения. На базе логической последовательности работ строится граф или сетевая модель.  

Вторая стадия предусматривает разработку технических предложений. Приступая к ней, конструктор вызывает программу поиска вариантов технических решений . По ней происходит обращение к массиву информации, представленной И-ИЛИ деревом технических решений или семантической моделью . И то и другое аккумулирует знания о технических системах определенного класса, включая сведения по уже созданным объектам, заключенные в проектах, авторских свидетельствах и патентах. При поиске вариантов по И-ИЛИ дереву программным путем будут составляться описания вариантов объекта в соответствии с алгоритмом, изложенным в п. 4.4. Используя программы графического отображения , описание можно представить в виде компоновки из включенных в него элементов на экране видеотерминала или на графопостроителе. При использовании семантического моделирования конструктору необходимо по концептуальному описанию, включающему цели проектирования и признаки объекта, составить описание функциональное, а по нему схему логических связок в соответствии с рекомендациями п. 4.4. По логической схеме связок будет выбрана из БД структурная схема , которая и составит вариант объекта проектирования. Здесь, как и в первом случае, описание варианта может быть представлено в виде графического отображения с указанием наименований составных элементов.  

Классические методы проектирования. Конец 70-х - начало 80-х годов - это время становления технологии интегрированных баз данных как одной из головных технологий в проектировании ИС. Был разработан и вошел в практику большой набор теоретически обоснованных методов проектирование концептуальных и логических схем БД, организация физической среды хранения данных, планирование путей доступа к данным и др. Развивались методы проектирования функций от методов формальной спецификации функций до структурного программирования и первых непроцедурных языков программирования четвертого поколения (4GL). Анализ функций (задач) предприятия также служил основой и в проектировании БД. Появились ASE-системы, ориентированные на формализацию информационных и функциональных требований к ИС и предназначенные для формального описания и бригадной разработки больших программных комплексов.  


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав