23.06.2020

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости. Регистрация прекращения права оперативного управления перечень документы Государственная регистрация оперативного управления


Указанный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см. постановление от 18.12.2002 NА56-21117/02) в связи с отказом в регистрации права оперативного управления за учреждением. Свой отказ регистрирующий орган мотивировал тем, что запись о таком праве вносится в соответствии с п.6 ст.12 и п.2 ст.13 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в подразд. III ЕГРП в качестве записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, а в конкретном случае право собственности на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано. ФАС СЗО оставил в силе судебные акты, удовлетворившие требования истца и обязавшие регистрирующий орган зарегистрировать право оперативного управления лица именно в качестве права. При этом суд исходил из содержания ст.216 ГК, согласно которой право оперативного управления отнесено к вещным правам.
Заметим, что в числе вещных прав, перечисленных в ст.216 ГК, названы и сервитуты. Между тем сервитут в силу прямого указания закона (абз. 6 п.6 ст.12 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество) подлежит регистрации в качестве обременения права. Сошлемся также на п.1 ст.131 ГК, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав... подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В числе прав, подлежащих регистрации, также названы право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и сервитуты.
В силу изложенных обстоятельств позиция ФАС СЗО выглядит недостаточно обоснованной. Однако она и не может быть иной, поскольку в законодательстве на момент рассмотрения дела невозможно отыскать однозначного ответа на вопрос, в каком же качестве должно быть зарегистрировано право унитарного предприятия и учреждения на закрепленное за ними имущество. В то же время точка зрения ФАС СЗО представляется справедливой, поскольку при ином ответе на вопрос субъект ограниченного вещного права не смог бы реализовывать часть предоставленных законом правомочий до тех пор, пока собственник не зарегистрирует свое право в ЕГРП (последнюю и неверную, с нашей точки зрения, позицию разделил не так давно ФАС ВСО (см. постановление от 24.08.2006 NА33-30791/05-Ф02-4177/06-С2)).
Статьей1 Федерального закона от 29.12.2004 N196-ФЗ в п.1 ст.4 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество было внесено дополнение, согласно которому ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. С момента вступления указанного Закона в силу можно говорить о том, что обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество регистрируются в качестве таковых только в том случае, если это предусмотрено законом. Поскольку законом не предусмотрена регистрация права оперативного управления в качестве обременения (ограничения) и в то же время содержится прямое указание на необходимость его регистрации в качестве права (ст.131 ГК), то оно подлежит регистрации именно в качестве права.
312. Возможно ли существование срочного права хозяйственного ведения?
Данный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см. постановление от 11.06.2002 NА56-35720/01) и обсуждался также ФАС ЗСО (см. постановление от 26.06.2006 NФ04-3263/2006(23143-А27-5)) в связи с обжалованием органом местного самоуправления действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество, ранее закрепленное за муниципальным унитарным предприятием, по долгам последнего. Основанием заявления явился факт прекращения права хозяйственного ведения в связи с истечением срока договора о передаче имущества в хозяйственное ведение должника. ФАС СЗО отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении иска отказал на том основании, что право хозяйственного ведения у должника не прекратилось, сославшись при этом на ст.216, 299 ГК.
Вывод суда представляется правильным. В соответствии с п.3 ст.299 ГК право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям, предусмотренным для прекращения права собственности. Право собственности не может быть предоставлено на время, для его прекращения требуется наступление обстоятельства, с которым закон связывает соответствующие правовые последствия. Кроме того, в силу п.39 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N6/8 условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы правомочий, указанных в ст.294, 295 ГК, являются ничтожными, что также свидетельствует о невозможности предоставить имущество в хозяйственное ведение на срок, определенный договором.

Еще по теме 311. Подлежит ли право оперативного управления регистрации в качестве права или в качестве обременения права собственности?:

  1. Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.294-300)
  2. 306. Вправе ли собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, истребовать его из чужого незаконного владения?

Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.

Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

На основании 299 статьи ГК РФ, данное право возникает у того или иного предприятия, за которым было закреплено определённое имущество, с момента передачи недвижимости. Исключение может составлять решение владельца объекта или нормы законодательства, регулирующие данную сферу.

Полезный материал:

Регистрационная процедура


Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Документация, необходимая для обращения в ЕГРП

Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно или получить у сотрудника госоргана);
  • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
  • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
  • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
  • удостоверение личности заявителя;
  • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
  • правоустанавливающие бумаги на помещение;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

Точный перечень бумаг, предоставляемый в отделение госслужбы, возможно уточнить у сотрудника ЕГРП либо МФЦ. и могут не предоставляться в Росреестр, если помещение уже состоит на учёте (исключением является проведение перепланировки или реконструкции).


Обратиться в госорган с могут исключительно определённые категории лиц, а именно:

Отправить документацию возможно как в отделение ЕГРП, так и МФЦ (лично, почтовым отправлением, через веб-сайт (https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10002442410_.html#!_description) или через представителя).

Стоимость и сроки предоставления услуги

Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.

При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.

15/06/2016 — UPD: Обращаем ваше внимание, что с 15 июля 2016 года в ФЗ № 122 от 1997 года 21 июля были внесены изменения, согласно которым Росреестр больше не осуществляет выдачу правоподтверждаю щего свидетельства при регистрации перехода прав на объекты недвижимости.

Это быстро и бесплатно !

УДК 347.195

Е. А. Терещенко

Момент возникновения и прекращения права оперативного управления

В статье рассмотрены отдельные основания возникновения и прекращения права оперативного управления, момент возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, возможность добровольного отказа от оперативного управления и определение момента прекращения права.

In the article discusses some of the base and the termination of the right of operational management, the moment of the beginning of the right of operational management, the possibility of voluntary renunciation of operational management and definition the termination of the right.

Ключевые слова: вещные права; право оперативного управления; учреждение; казенное предприятие.

Key words: property rights, the right of operational management; institution; government enterprise.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Применительно к казенным предприятиям п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

© Терещенко Е. А., 2013

В отношении возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество следует учитывать одновременно и норму п. 2 ст. 8 ГК РФ, устанавливающую, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество складывалась противоречивая судебная практика, о чем неоднократно указывалось и в юридической литературе1.

Суды указывали, что п. 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило о возникновении права оперативного управления с момента передачи имущества (постановления ФАС Московского округа от 21.12.2007 г. № КГ-А40/12735-07, ФАС Центрального округа от 18.03.2009 № А14-5591/2008/193/6). Государственная регистрация названного права в данном случае не является актом подтверждения государством факта возникновения указанных прав у учреждений. Спорные помещения в действительности учреждению не переданы, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления на спорный объект у учреждения не возникало.

Анализ судебно-арбитражной практики по подобным делам позволяет говорить о наличии длительного периода в правоприменительной практике России различных подходов в толковании судебными инстанциями спорного вопроса об установлении момента возникновения и прекращения права оперативного управления.

Однако в настоящее время преобладает точка зрения о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации. Она основывается на том, что закон (ст. 131 ГК РФ) устанавливает иное по сравнению с нормой п. 1 ст. 299 ГК РФ правило о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права, и ст. 299 ГК РФ не исключает действие правил о государственной регистрации вещных прав на недвижимые вещи (постановления ФАС Уральского округа от

24.08.2009 № Ф09-6094/09-С6, ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2009 по делу №А17-6783/2008, ФАС Дальневосточного округа от 08.06.2009 № Ф03-2355/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2010 № А03-7498/2009).

1 Болдырев В.А. Юридические лица-несобственники в системе субъектов гражданского права: моногр. / под ред. В.А. Сысоева. Омск: Омск. акад. МВД России, 2010. 340 с.

Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В случае если недвижимое имущество в оперативное управление на основании решения собственника передано до введения в действие закона о государственной регистрации прав и начала деятельности территориального регистрирующего органа и в решении не установлен момент возникновения соответствующего права, указанные права считаются возникшими с момента передачи имущества (п. 1. ст. 6. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Если такая передача произведена собственником после введения в действие названного закона и начала деятельности территориального регистрирующего органа, соответствующее вещное право возникает с момента его государственной регистрации (п. 1. ст. 131 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4, п. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Неопределенность, сохранившаяся и в настоящее время, и даже после опубликования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» может негативно сказаться на защите интересов кредиторов казенных предприятий и учреждений.

Так, исходя из положений п. 1. ст. 296 ГК РФ, суд пришел к выводу, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, обязано оплачивать услуги по содержанию и обеспечению коммунальными ресурсами переданного ему помещения за период его использования. Суд отметил, что отсутствие зарегистрированного права оперативного управления не освобождает учреждение от обязанности по содержанию помещения и общего имущества в доме, поскольку такая обязанность наступает с момента получения этих помещений и их фактического использования (постановление ФАС Поволжского округа от 06.06.2012 по делу № А55-16922/2011). Факт пользования помещениями ответчиком в спорный период подтвержден материалами дела, в том числе перепиской сторон, связанной с заключением договоров на снабжение коммунальными ресурсами, оказание эксплуатационных услуг.

Разрешить указанную неопределенность в вопросе удовлетворения прав кредиторов субъекта, фактически владеющего вещью, но не зарегистрировавшего право оперативного управления, может специальное регу-

лирование института владения (гл.13 ГК РФ в редакции проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации). В ст. 209 ГК РФ в редакции проекта закона устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Владение принципиально отграничивается от права на объект владения.

Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом (п. 1 ст. 212 ГК РФ в ред. проекта закона). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.

Согласно проекту ГК РФ передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом, к примеру передаточным актом. Такая передача может подтверждаться и иными документами. Однако лицо, указанное в таком документе, является лишь предполагаемым владельцем, если не доказано иное. Различные передаточные документы в соответствии с положениями проекта ГК РФ вводят лишь презумпцию владения.

Право оперативного управления на имущество может возникнуть как в силу передачи такого имущества учреждению собственником, так и в порядке приобретения учреждением данного имущества по иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности, а применительно к рассматриваемому случаю право оперативного управления на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, подлежит государственной регистрации.

Вполне обоснованно применяется в данных случаях аналогия закона, так как решение вопроса о признании вещных прав за лицами, которые не признаются законом собственниками имущества и владеют им на иных правах, законом прямо не предусмотрено, и в этом случае подлежит применению ст. 6 ГК РФ, в соответствии с которой следует применять нормы права, регулирующие сходные отношения.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в

судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, а именно: с момента их государственной регистрации.

Между тем в практике деятельности хозяйствующих субъектов ставится вопрос о моменте возникновения права оперативного управления, связанного с постановкой имущества на баланс юридического лица или включением имущества в реестр государственной или муниципальной собственности.

Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447. В силу п. 3. Положения № 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество: недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Пунктом 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от

29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более того, следуя правовой позиции, изложенной в абз. 7 п. 61 указанного выше постановления, закреплен приоритет регистрации права собственности над передачей владения, законным владельцем недвижимости является лишь то лицо, право собственности либо хозяйственного ведения которого зарегистрировано в ЕГРП, но не то лицо, которое получило владение по акту приема-передачи.

При этом законом установлены определенные требования для возникновения права собственности (а применительно к казенному предприятию и учреждению - права оперативного управления) на объект недвижимого имущества, лишь при соблюдении которых вещь может считаться созданной для себя с соблюдением требований закона и иных правовых актов, в том числе наличие документов, указанных в ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе волеизъявления собственника имущества на передачу данного объекта предприятию или учреждению в случаях, когда такое предприятие или учреждение не является застройщиком объекта.

Таким образом, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе юридического лица судебными доказательствами возникновения права оперативного управления не является.

Прекращение права оперативного управления обусловлено: 1) общими основаниями для любых вещных прав и 2) специальным, таким как решение собственника об изъятии имущества у учреждения при условии его правомерности (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Изъятие имущества у учреждения его собственником возможно как с согласия самого учреждения (п. 3 ст. 299 ГК), так и без такого согласия (п. 2 ст. 296 ГК).

Согласно п.2 ст.296 ГК собственник вправе изъять имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества только в трех случаях: если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.2

Прекращение права оперативного управления возможно и по таким предусмотренным ст. 235, 236 ГК РФ основаниям, как отказ от права, гибель или уничтожение имущества.

В практике встречались и будут встречаться случаи, при которых унитарные предприятия отказываются от хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения - от оперативного управления. В данном случае правильнее говорить о возврате имущества собственнику, ибо отказ абстрактный в пользу неограниченного круга лиц или конкретного лица -

2 Сумской Д.А. Особенности изъятия имущества у учреждения // Рос. юстиция. 2010. № 1. С. 19-21.

несобственника имущества является прямым нарушением норм о распоряжении имуществом субъектов права оперативного управления.

В литературе и судебной практике по вопросу возможности добровольного отказа от оперативного управления и определения, соответственно, момента прекращения права обосновываются противоположные позиции.

Отсутствие права на отказ аргументировано следующими доводами: во-первых, установлением п.2 ст.9 ГК РФ отступления от принципа свободного распоряжения правами в пользу принципа целевой правоспособности; во-вторых, нарушением права собственности на данное имущество учредителя; в-третьих, невозможностью прекращения права оперативного управления без встречного действия собственника по принятию такого имущества3.

По мнению В.А. Болдырева, попытка судов оценить безвозмездную передачу имущества унитарного предприятия собственнику как отказ от права является неверной, противоречащей смыслу закона. Отказ от права собственности или права хозяйственного ведения безусловен, осуществляется вообще, а не в пользу нового приобретателя. «Сам волевой акт унитарного предприятия - отказ от права хозяйственного ведения можно было бы рассматривать как одностороннюю сделку при его безадресности»4.

В судебных актах со ссылкой на применимость к возникновению и прекращению права хозяйственного ведения и права оперативного управления норм, относящихся к праву собственности (п.3 ст.299 ГК РФ), делается вывод о возможности отказа от права хозяйственного ведения и оперативного управления в пользу собственника.

Однако, учитывая публичный характер и цели создания учреждения, рассматриваемый возврат имущества собственнику возможен только при согласии собственника, что подтверждается судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2010 г. по делу № А46-23376/2009). Несмотря на наличие добровольного отказа учреждения от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, суды пришли к правильному выводу об отказе в изъятии имущества, так как в перечень видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, входит оказание услуг по содержанию жилого

3 Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб.: Юрид. центрПресс, 2004. 451 с.

4 Болдырев В.А. Возврат имущества унитарного предприятия собственнику и его оспаривание: проблемы материального и процессуального права // Рос. юстиция. 2009. № 12. С. 14-17.

фонда и объектов социальной сферы, уплата налога на имущество производится за счет федерального бюджета и исполнение обязанности по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности в отношении спорного имущества не нарушает права и законные интересы истца.

Отказ от права оперативного управления не может повлечь правовых последствий и при невозможности дальнейшего осуществления уставной деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 8 мая 2009 г. по делу №А56-14156/2008).

С какого же момента прекращается право оперативного управления -с момента подписания формы ОС-1 или государственной регистрации перехода права к новому владельцу? Для определения момента прекращения права оперативного управления именно на недвижимое имущество следует руководствоваться особыми правилами: в соответствии с п. 1. ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на объекты недвижимости, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, право оперативного управления на здание прекратится только в тот момент, когда указанное право возникнет у нового владельца либо это право будет прекращено по решению собственника. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 по делу № А82-10696/2008-30).

Особыми основаниями прекращения права оперативного управления является гибель или уничтожение имущества, порча, и в результате, непригодность имущества. Особенности порядка принятия решения о списании федерального имущества установлены Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 «Об особенностях списания федерального имущества». Под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается. Выбытие федерального имущества в связи

с принятием решения о списании имущества отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке.

Моментом прекращения права оперативного управления является в данном случае является момент гибели, выбытия, уничтожения имущества и указанное правило распространяется на недвижимое имущество. В силу ст. 235 ГК РФ гибель или уничтожение имущества прекращают право собственности лица на это имущество. По смыслу приведенной нормы зарегистрированное право на несуществующие (уничтоженные, разрушенные или в том числе на использованные в ходе реконструкции) объекты недвижимости не имеет правового значения, а право, в том числе право оперативного управления на объект, прекращается.

Порядок оформления государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество.

Ответ

Госрегистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится в Росреестре на основании документов, устанавливающих наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности: заявления о государственной регистрации, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от ; договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления; договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта); решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления; документов о госрегистрации учреждения и его учредительных документов; документов об объекте недвижимости; других документов, предусмотренных законодательством. Это следует из статей , Закона от , Гражданского кодекса РФ.

При этом, в приказе Росрегистрации от также отражено, что учитывая положения ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Документы для госрегистрации

Госрегистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится на основании документов, устанавливающих наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности:

  • заявления о государственной регистрации, форма которого утверждена ;
  • договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления;
  • договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта);
  • решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления;
  • документов о госрегистрации учреждения и его учредительных документов;
  • документов об объекте недвижимости;
  • других документов, предусмотренных законодательством.*

Необходимые для госрегистрации прав документы представляются не менее чем в двух экземплярах. Конкретное количество подлинников, которое необходимо представить, установлено в статьи 18 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.

Стоит отметить, что возможность представления документов на госрегистрацию в электронной форме не предусмотрена. Поэтому представить контракт, заключенный по результатам торгов в электронной форме, для регистрации нельзя. При этом действующее законодательство (в частности, ) не содержит запрета на составление дополнительных экземпляров-подлинников этих контрактов на бумажном носителе. Количество подлинных экземпляров контракта, а также способы их подписания укажите в соответствующем разделе контракта.

Для госрегистрации перехода права на объекты недвижимости (по контракту, заключенному в форме электронного документа) представьте необходимое количество экземпляров-подлинников контракта на бумажном носителе.

Такие разъяснения содержатся в . Несмотря на то что письмо основано на нормах утратившего силу Закона от 21 июля 2005 г. № 94-фз, разъяснения, приведенные в нем, актуальны и сейчас.

Особенности регистрации учреждением, которому переданы функции заказчика (при реализации бюджетных инвестиций)

Учреждению могут быть переданы полномочия госзаказчика по заключению и исполнению контрактов на строительство или приобретение объектов госсобственности. Иногда после постройки (приобретения) объектов учреждение наделяют и правом оперативного управления ими.

В таком случае в качестве документа, который подтверждает право заявителя на объект, в регистрирующий орган можно подать копию решения о передаче прав оперативного управления учреждению.

Предварительно, чтобы получить такое решение, само учреждение (с письменного согласия учредителя) или его учредитель, подает предложение о наделении правом оперативного управления собственнику (т. е. в орган, который выполняет полномочия собственника). Но если бюджетные инвестиции учреждению выделил другой орган госвласти (не учредитель), то предложение о наделении правом оперативного управления подает именно этот орган. Или дает письменное согласие на это учреждению.

В бухучете все затраты, связанные с поступлением (созданием) основного средства, в том числе на оплату регистрационных мероприятий, учитывайте по дебету «Вложения в основные средства» (). А после получения документов о госрегистрации объекта переведите его в состав основных средств и отразите на «Основные средства» (п. , Инструкции к Единому плану счетов № 157н, ).

Учитывать недвижимость за балансом во время госрегистрации прав на нее не нужно. Напомним, ранее такое требование содержалось в прежней редакции Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете затрат, связанных с поступлением (созданием) основного средства, требующего госрегистрации, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Учтены при формировании первоначальной стоимости расходы, связанные с госрегистрацией объекта (например, на оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации).

Дебет КРБ.1.101.11.310 (КРБ.1.101.13.310, КРБ.1.101.15.310...) Кредит КРБ.1.106.11.310

Такой порядок следует из пунктов , Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н ( , счета , ).

Казенное учреждение «Альфа» в апреле начало строительство нежилого здания подрядным способом. Строительство закончилось в июле. По условиям контракта «Альфа» закупает стройматериалы подрядчику. По окончании строительства подрядчик представляет учреждению отчет об израсходованных материалах. Поэтапная сдача строительных работ договором не предусмотрена.

В апреле:

Дебет КРБ.1.105.34.340 Кредит КРБ.1.302.34.730
- 2 360 000 руб. - оприходованы стройматериалы.

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.105.34.440
- 2 360 000 руб. - учтена израсходованная стоимость материалов в первоначальной стоимости построенного здания (на основании отчета подрядчика).

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.302.31.730
- 11 800 000 руб. - отражена стоимость подрядных работ, формирующая первоначальную стоимость построенного здания.

Дебет КРБ.1.302.26.830 Кредит КРБ.1.304.05.226
- 2000 руб. - оплачены услуги за оформление документов для госрегистрации права оперативного управления на здание;

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.302.26.730
- 2000 руб. - увеличена первоначальная стоимость объекта недвижимости на стоимость услуг по оформлению документов.

После получения документов, подтверждающих госрегистрацию, бухгалтер включил построенное здание в состав основных средств:

Дебет КРБ.1.101.12.310 Кредит КРБ.1.106.11.310
- 14 162 000 руб. (2 360 000 руб. + 11 800 000 руб. + 2000 руб.) - принято к учету здание, право оперативного управления на которое зарегистрировано.

Начиная с сентября «Альфа» включает стоимость здания в налоговую базу по налогу на имущество.

В учете бюджетных учреждений:

При отражении расходов, связанных с госрегистрацией, сделайте проводку:

Дебет 0.106.11.310 Кредит 0.302.26.730

После получения документов о госрегистрации объекта переведите его в состав основных средств, оформив проводку:

Дебет 0.101.11.310 (0.101.13.310, 0.101.15.310...) Кредит 0.106.11.310
- принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

Такой порядок следует из пунктов , Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н ( , счета , ).

Пример отражения в учете расходов, связанных с постройкой основного средства, право оперативного управления на которое подлежит госрегистрации

Бюджетное учреждение «Альфа» в апреле начало строительство нежилого здания подрядным способом. Строительство осуществляется в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС. Строительство закончилось в июле. По условиям договора строительного подряда «Альфа» закупает часть стройматериалов. По окончании строительства подрядчик представляет учреждению отчет об израсходованных материалах. Поэтапная сдача строительных работ договором не предусмотрена.

Расходы на строительство здания составили 14 160 000 руб. (в т. ч. НДС - 2 160 000 руб.), в том числе:

  • 11 800 000 руб. (в т. ч. НДС 1 800 000 руб.) суммы, уплаченные подрядчику по договору;
  • 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС 360 000 руб.) стоимость стройматериалов, израсходованных в ходе строительства.

«Альфа» приобрела материалы, необходимые для строительства, в апреле.

В учете учреждения сделаны следующие записи.

В апреле:

Дебет 2.105.34.340 Кредит 2.302.34.730

Дебет 2.210.12.560 Кредит 2.302.34.730

Дебет 2.106.11.310 Кредит 2.105.34.440

По окончании работ сторонами были подписаны акт по и справка по . По сравнению со сметной стоимостью, предусмотренной в договоре, стоимость работ по результатам строительства не изменилась. Поэтому бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки:

Дебет 2.106.11.310 Кредит 2.302.31.730

Дебет 2.210.12.560 Кредит 2.302.31.730

Дебет 2.303.04.830 Кредит 2.210.12.660

В начале августа учреждение подало документы на госрегистрацию права оперативного управления на построенное здание. За оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации, «Альфа» заплатила 2000 руб. Эту сумму бухгалтер включил в первоначальную стоимость здания. При этом были сделаны проводки:

Дебет 2.302.26.830 Кредит 2.201.11.610

(по коду КОСГУ 226)

Дебет 2.106.11.310 Кредит 2.302.26.730

Дебет 2.101.12.310 Кредит 2.106.11.310

В учете автономных учреждений:

При отражении расходов, связанных с госрегистрацией, сделайте проводку:

Дебет 0.106.11.000 Кредит 0.302.26.000
- учтены при формировании первоначальной стоимости расходы, связанные с госрегистрацией объекта (например, на оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации).

После получения документов о госрегистрации объекта переведите его в состав основных средств, оформив проводку:

Дебет 0.101.11.000 (0.101.13.000, 0.101.15.000...) Кредит 0.106.11.000
- принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

В 24-26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Такой порядок следует из пунктов , Инструкции № 183н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н ( , счета , ).

Пример отражения в учете расходов, связанных с постройкой основного средства, право оперативного управления на которое подлежит госрегистрации

Автономное учреждение «Альфа» в апреле начало строительство нежилого здания подрядным способом. Строительство осуществляется в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Строительство закончилось в июле. По условиям договора строительного подряда «Альфа» закупает часть стройматериалов. По окончании строительства подрядчик представляет учреждению отчет об израсходованных материалах. Поэтапная сдача строительных работ договором не предусмотрена.

Расходы на строительство здания составили 14 160 000 руб. (в т. ч. НДС - 2 160 000 руб.), в том числе:

  • 11 800 000 руб. (в т. ч. НДС - 1 800 000 руб.) - суммы, уплаченные подрядчику по договору;
  • 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС - 360 000 руб.) - стоимость стройматериалов, израсходованных в ходе строительства.

«Альфа» приобрела материалы, необходимые для строительства, в апреле.

В учете учреждения сделаны следующие записи.

В апреле:

Дебет 2.105.34.000 Кредит 2.302.34.000
- 2 000 000 руб. - оприходованы стройматериалы;

Дебет 2.210.12.000 Кредит 2.302.34.000
- 360 000 руб. - отражен НДС по приобретенным материалам;


- 360 000 руб. - принят к вычету НДС по приобретенным материалам.

Дебет 2.106.11.000 Кредит 2.105.34.000
- 2 000 000 руб. - учтена стоимость израсходованных материалов в первоначальной стоимости построенного здания (на основании отчета подрядчика).

По окончании работ сторонами были подписаны акт по и справка по . По сравнению со сметной стоимостью, предусмотренной в договоре, стоимость работ по результатам строительства не изменилась. Поэтому бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки:

Дебет 2.106.11.000 Кредит 2.302.31.000
- 10 000 000 руб. - отражена стоимость подрядных работ, формирующая первоначальную стоимость построенного здания;

Дебет 2.210.12.000 Кредит 2.302.31.000
- 1 800 000 руб. - отражен НДС по подрядным работам;

Дебет 2.303.04.000 Кредит 2.210.12.000
- 1 800 000 руб. - принят к вычету НДС по подрядным работам.

В начале августа учреждение подало документы на госрегистрацию права оперативного управления на построенное здание. За оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации, «Альфа» заплатила 2000 руб. Эту сумму бухгалтер включил в первоначальную стоимость здания. При этом были сделаны проводки:

Дебет 2.302.26.000 Кредит 2.201.11.000
- 2000 руб. - отражена стоимость услуг за оформление документов для госрегистрации права оперативного управления на здание;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду выбытий 226)
- 2000 руб. - отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.106.11.000 Кредит 2.302.26.000
- 2000 руб. - увеличена первоначальная стоимость объекта недвижимости на сумму услуг по оформлению документов.

После получения документов, подтверждающих госрегистрацию, бухгалтер учреждения включил построенное здание в состав основных средств:

Дебет 2.101.12.000 Кредит 2.106.11.000
- 12 002 000 руб. (2 000 000 руб. + 10 000 000 руб. + 2000 руб.) - принято к учету здание, право оперативного управления на которое зарегистрировано.

В налоговом учете бухгалтер «Альфы» включил здание в состав амортизируемого имущества по первоначальной стоимости 12 002 000 руб. вмомент ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.

При отражении в бухучете других расходов, связанных с приобретением (созданием) основного средства и доведением его до состояния, пригодного к использованию, учитывайте особенности, зависящие от способа, которым объект поступил в учреждение: приобретен за плату, в порядке централизованного снабжения, получен безвозмездно, построен подрядным или хозяйственным способом.

В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации.

ОСНО

В учете казенных учреждений:

При расчете налога на прибыль сумму амортизационных отчислений по объектам основных средств (в т. ч. требующим госрегистрации) в состав расходов не включайте (п. , ст. 270 НК РФ).

В бюджетных и автономных учреждениях при расчете налога на прибыль стоимость амортизируемого имущества, требующего госрегистрации, погашайте путем начисления амортизации.

После того как основное средство будет принято на учет, входной НДС принимайте к вычету (). При этом одновременно должны быть соблюдены другие условия.

Если учреждение выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и основное средство используется в обоих видах деятельности, входной налог с его стоимости нужно распределить ().

Ситуация: можно ли принять к вычету входной НДС по приобретенному автомобилю до регистрации его в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно (если соблюдены все условия для этого).

Налоговый кодекс не ставит право учреждения на вычет входного НДС в зависимость от факта регистрации автотранспортного средства в ГИБДД или органах Гостехнадзора. Есть многочисленные примеры судебных решений, где судьи подтверждали такой подход (см., например, постановления ФАС Московского округа , ).

Поэтому входной НДС по приобретенному автомобилю примите к вычету в общем порядке.

Налог на имущество

Со следующего месяца после принятия недвижимого имущества к бухучету (отражения на ) включите его стоимость в базу по налогу на имущество (). При этом учтите особенности уплаты налога по объектам недвижимости, построенным учреждением.

ЕНВД

На расчет ЕНВД операции, связанные с поступлением, движением и выбытием основных средств, не влияют. ЕНВД рассчитывают исходя из вмененного дохода ().

Автономное учреждение на УСН

Если автономное учреждение платит единый налог с доходов, то затраты, связанные с поступлением, движением и выбытием основных средств, на расчет налога не влияют ().

Автономные учреждения на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить в состав затрат, уменьшающих налоговую базу, расходы на приобретение основных средств, требующих госрегистрации (). Об особенностях учета данных расходов см. Как отразить при налогообложении приобретение основных средств за плату».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на .

Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Что такое регистрация оперативного управления?

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

Однако простой передачи для возникновения законной возможности использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.

По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

Для чего и кому нужна регистрация?

Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости.

Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи.

Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

Порядок регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в описанное управление.

Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Документы, требуемые для регистрации

Каким документом оформляется передача недвижимого имущества?

Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.

Выписку из ЕГРЮЛ, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

Процедура передачи имущества

Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

Выводы

Право оперативного управления объектами недвижимости, в том числе жилыми помещениями, является одним из . Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия указанного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.

О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав