23.06.2020

Главные угрозы для безопасности россии. История осмысления проблемы безопасности общества и личности Основные ключевые понятия


К угрозам информационной безопасности общества относятся:

1) неисполнение требований закона;

2) дезорганизация и разрушение накопления и сохранения информации;

3) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур;

4) активизация различного рода религиозных сект.

Деятельность сект содержит в себе контроль сознания своих членов, который включает:

1) контроль поведения;

2) контроль мышления;

3) контроль информации;

4) контроль эмоций;

5) снижение духовной нравственности, творческого потенциала населения России;

6) увеличение оттока специалистов за рубеж;

7) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации);

8) нарушение правил в области функционирования информационной системы;

9) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности:

Воздействие на парольные ключи системы;

Использование несертифицированных информационных технологий.

Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности РФ:

Нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

Недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;

Распространение дезинформации о политике РФ, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

Деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности РФ в сфере внутренней политики являются:

Создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

Активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

81. Понятие и виды правонарушений в информационной сфере.

82. Уголовная ответственность за совершение информационных преступлений.

Уголовная ответственность в этой сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается <*>.


Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств <*>.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифицированных состава предусматривают две ее формы: умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасных последствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления. Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, не исключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ.

Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16-летнего возраста (ст. 20 УК) <*>.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Предусмотренное ст. 140 УК преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными <*>. Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды <*>.

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и недолжностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. В данной статье не конкретизируется характер той информации (документов, материалов), которая должна быть предоставлена Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, таким образом, можно сделать вывод, что требуемая этими органами информация (отчеты, справки, материалы проверок и т.п.) может касаться различных вопросов, решение которых входит в компетенцию запрашиваемых органов. Что же касается запрашиваемых органов, то в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. "О Счетной палате РФ" все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности <*>.

Кроме того, совершение указанных действий в отношении комитетов и комиссий палат Федерального Собрания либо в отношении отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или аудиторов Счетной палаты также образуют состав преступления <*>.

Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

83. Понятие компьютерных преступлений и особенности борьбы с ними.

Безопасность общества и личности

Объединение людей, образование социальных связей повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества, В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.


Под безопасностью общества следует понимать способность социальных групп защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности


Объектом безопасности общества является общественная жизнь страны. Субъектами - органы власти, а также общественные организации (институты, фонды, центры и т.д.).


Критерием обеспеченности безопасности общества является наличие общественной системы безопасности и ее влияние на деятельность международных организаций, государств, внутренних политических и общественных институтов.


Безопасности общества могут угрожать следующие опасности: пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; поддержка властью только приспособленческих общественных сил, подавление, унижение, уничтожение оппозиции, политика дробления общества на мелкие части; запрещения и ограничения собраний, шествий, митингов, демонстраций; гонения на демократические и народные партии, организации, СМИ, противоречия между интересами (потребностями) социальных групп, стремление одних осуществить свои интересы за счёт других, подчинить себе другие группы, получить преимущества и привилегии.


Общество - совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений. Человек, как известно, находится на высшей ступени развития живых организмов на Земле и является субъектом общественно-исторической деятельности. Таким образом, понятие «безопасность общества» оказывается тесно связанным с другим термином - «безопасность личности (человека)».


В определении В.И. Ярочкина (2000) безопасность личности - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. Т.е. оно совпадает с определением понятия «здоровье».


Безопасность личности определяется внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов, связанных с самим человеком, относятся наследственность и образ жизни человека.


Внешние факторы являются средовыми. Это воздействия естественной (природной) среды, антропогенной (созданной человеком) среды, техносферы, производственной деятельности, а также факторы социального характера.


Объектом обеспечения безопасности личности является человек, а субъекты многочисленны: государство, его институты, организации, чиновники; общество, социальные группы, производственные и территориальные корпорации; семья и другие личности. Следует помнить, что и сам человек является субъектом обеспечения своей безопасности.


Критериями обеспечения безопасности личности на государственном уровне является высокая продолжительность жизни граждан, низкий уровень социальной напряженности в обществе. Если же говорить о показателях безопасности конкретного человека, то в качестве таковых можно назвать отсутствие хронических соматических и психических заболеваний, а также субъективную удовлетворенность человека своим уровнем жизни, работой, обстановкой в семье и обществе.


Перечень угроз безопасности человека (личности) включает:

  1. лишение жизни, здоровья, дееспособности;
  2. насильственное разрушение сложившегося и навязывание чуждого мировоззрения;
  3. манипулирование сознанием и поведением;
  4. нравственное развращение и физическое растление;
  5. ограничение или лишение международно признанных прав и свобод;
  6. насильственное подчинение преступным группировкам,
  7. использование человека как средства обогащения другого;
  8. формирование покорности любым порядкам;
  9. опасности, свойственные другим направлениям безопасности (политические, экономические, экологические и др.);
  10. отсутствие государственного и международного контроля за разработкой и использованием энергоинформационного оружия и психотропных средств;
  11. отсутствие законодательства по защите от несанкционированного энергоинформационного воздействия на мозг человека.

Анализ перечисленных угроз показывает, что на безопасность личности оказывает влияние не только возможность причинения физического вреда организму человека, но и широкий спектр различных воздействий именно на его личность.


В этой связи выделяют несколько типов угроз Энергоинформационные опасности - это воздействия на мозг человека какими-либо физическими полями, методами или средствами, например, электромагнитными, магнитными или акустическими. Психологические факторы связаны с применением различных методов воздействия на сознание и подсознание (нейролингвистическое программирование, гипноз, зомбирование). Информационно-психологические угрозы основаны на использовании определенной информации, ее структурирования, средств и способов ее подачи для обеспечения некритического восприятия в качестве регулятора поведения.


Психотропные средства - это фармакологические препараты, наркотические вещества, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни бодрствования, активности или пассивности, характеристики психического здоровья. К числу опасностей психотронного типа относятся технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и вызывающие сбои в психической деятельности человека.


Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация - нужно жертвовать либо безопасностью общества, либо жизнью (здоровьем) человека. Т.е. в ряде случаев необходимость обеспечения общества и государства становится угрозой безопасности конкретных людей.


Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в первые личные интересы. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и - немаловажно - их потомкам.


В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения понятиям «опасность» и «угроза». В чем разница между ними?
2. Приведите классификацию видов ущерба, охарактеризуйте каждый из них.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Опасные изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы и биосферы по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

2. РСЧС состоит из:
республиканских и областных подсистем
региональных и местных подсистем
краевых и областных подсистем
территориальных и функциональных подсистем
все ответы верны

3. К угрозам государственной безопасности относятся:
угроза американо-иракского конфликта
угроза распространения СПИДа
угроза подъема уровня Мирового океана
угроза терроризма

4. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __ человек, при условии, что зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района:
20, но не более 90 человек
15, но не более 70 человек
30, но не более 100 человек
10, но не более 50 человек
нет верного ответа

5. Заблаговременный вывоз или вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации это:
принцип защиты населения
основной способ защиты населения
защитное мероприятие
средство защиты населения
все ответы верны

6. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше _________ при условии, что зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ:
100, но не более 500 человек
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
10 человек
нет верного ответа

7. К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __________ при условии, что зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ:
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
20, но не более 50 человек
10 человек
30 человек

8. Марлевую повязку для лучшей защиты органов дыхания от паров хлора нужно смачивать:
2% раствором питьевой соды
5% раствором уксусной или лимонной кислоты
слабым раствором марганцовки
любой жидкостью
растительным маслом

9. К защитным сооружениям ГО относятся: 1) убежища 5 классов, 2) ПРУ 3 классов, 3) погреба, подвалы и приспособленные жилые помещения, 4) специально оборудованные подземные переходы, метро, горные выработки, 5) леса, овраги, придорожные канавы.
1,2,3,4,5
только 1,2,3
только 4,5
только 1,2,3,4
нет верного ответа

10. Аварии, пожары, взрывы на предприятиях, транспорте и коммунально-энергетических сетях по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

11. К угрозам безопасности общества относятся:
угроза вторжения космических тел
угроза распространения туберкулеза
угроза наркомании подростков
угроза глобального потепления

12. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется:
Советом по безопасности
Президентом РФ
Правительством РФ
Советом по обороне

13. Основные способы защиты населения от ЧС: 1) локализация аварий, 2) оповещение населения, 3) обучение населения способам защиты, 4) эвакуация населения, 5) укрытие населения в защитных сооружениях, 6) ликвидация последствий, 7) использование индивидуальных средств защиты, 8) спасательные работы.
1,2,3,4,5,6,7,8
4,5,6,7,8
4,5,7
1,2,3
нет верного ответа

14. Чрезвычайная ситуация – это:
чрезвычайное положение на всей территории РФ
обстановка на определенной территории, которая может повлечь за собой человеческие жертвы и нарушение условий жизнедеятельности людей
наиболее экстремальное природное явление
чрезвычайное положение в отдельных местностях РФ
когда все очень плохо

15. Какие катастрофические явления считаются катастрофами в неинтерактивной системе?
землетрясения
извержение вулкана
социальный взрыв
развод в семье
сход снежной лавины

16. Угрозы в сфере экономики обусловлены (по «Концепции национальной безопасности»):
расслоением общества
сокращением ВВП
тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих
спадом рождаемости

17. Флаги катастроф в интерактивной системе:
неизбежность
глобальность
слабая предсказуемость
необходимость
непрерывность
макромодальность

18. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более ______ человек, при условии, что ЧС не выходит за пределы территории объекта:
10
30, но не более 100
15, но не более 30
20, но не более 50
500

1.К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

в) Стратегическое партнерство России и Франции

г) Шанхайская организация по сотрудничеству

д) Организация Северо-Атлантического договора и Европейский Союз

2. К приоритетам строительства Вооруженных сил России относятся все, кроме:

а)сохранение потенциала стратегических сил сдерживания

б) наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск

в) организация территориальной обороны

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой

3.Под национальной безопасностью РФ понимается :

а) предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации

б) безопасность Российского многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ

в) совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства и, в первую очередь, его возможность обеспечивать защиту суверенитета, территориальной целостности и экономической независимости

4. Интересы общества включают:

а) обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие

б) упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России

в) защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка

5 . К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) террористическая угроза

б) угроза распространения наркотических веществ

в) угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации

г) угроза физическому здоровью нации

6. Основными принципами обеспечения национальной безопасности РФ являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ; б) реальность выдвигаемых задач;

в) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности

г) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности

7. За своевременное выявление угроз национальной безопасности РФ, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности РФ ответственен:

а) Президент РФ

б) Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ

в) Правительство РФ; г) Совет Безопасности РФ

8 . Военная доктрина РФ это:

а) официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск РФ для защиты интересов государства

б) система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности

в) особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации

9. Военная доктрина РФ носит:

а) оборонительный характер; б) наступательный характер; в) промежуточный характер

10. Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности

б) внутренняя угроза военной безопасности

в) трансграничная угроза военной безопасности

11. Под национальной безопасностью понимают:

а) это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах;

б) безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации;

в) комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России;

г) наращивание количества группировок войск постоянной готовности.

12. Основные направления деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;

б) определение критериев национальной безопасности, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в различных сферах;

в) соблюдение норм международного права и российских законов;

г) поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

13. К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН;

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности;

в) Шанхайская организация по сотрудничеству;

г) Стратегическое партнерство России и Канады.

14. К актуальным задачам развития Вооруженных Сил России относится все, кроме:

а) сохранение потенциала стратегических сил сдерживания;

б) активизация перевода Вооруженных Сил на контрактную основу;

в) не наращивать количество группировок войск постоянной готовности;

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой.

15. В каком документе сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации?

а) Военная доктрина;

б) Концепция национальной безопасности Российской Федерации;

в) ФЗ «О военном положении»; г) ФЗ «О чрезвычайном положении».

16. Интересы государства состоят в ….., кроме:

а) в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

б) в установлении политической, экономической и социальной стабильности;

в) в упрочении демократии, достижении и поддержании общественного согласия;

г) в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка.

17. Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ;

б) реальность выдвигаемых задач;

в) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности;

г) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности.

19. К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) распространение оружия массового поражения;

б) истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;

в) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ или ее союзников;

г) угроза физическому здоровью нации.

20.Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности;

б) трансграничная угроза военной безопасности;

в) внутренняя угроза военной безопасности.

Тема: «Национальная безопасность»

Тестовый контроль

Ответы:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. б

6. в

7. г

8. а

9. а

10. б

11. Б

12. В

13. Г

14. В

15. Б

16. В

17. Г

18. Б

19. В

20.В

Существует множество видов опасностей и угроз:
. против собственности физического или юридического лица, государства;
. против жизни и здоровья человека;
. против конституционных прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина;
. в сфере экономической деятельности;
. в сфере компьютерной информации и т.д.
Множество видов опасностей и угроз обусловливают множество видов безопасности: экономическая, политическая, информационная и т.д. В основе классификации видов опасностей лежат два основных признака: субъект, на интересы которого направлены угрозы (структурный признак); сфера общественной жизни и направления человеческой деятельности (функциональный признак).
В зависимости от субъекта, интересам которого угрожают различные опасности, выделяют государственную или национальную, региональную безопасность, безопасность предпринимательства и жизнедеятельности граждан.
Безопасность государства — это состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам государства следует отнести суверенитет, территориальную целостность, конституционный строй.
Безопасность региона — состояние внутренней и внешней среды региона, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам региона относятся стабильное воспроизводство и развитие его природно-ресурсного, экономического, демографического и социального потенциала.
Безопасность предпринимателя — состояние среды функционирования предпринимателя, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы жизненно важным интересам и потребностям предпринимателя и его деятельности. Данные механизмы должны обеспечить защиту предпринимателя не только от посягательств на его жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, но и защиту имущества, принадлежащего ему инноваций и конфиденциальной информации, обеспечивающей эффективное функционирование созданного им предприятия.
Безопасность гражданина — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам и потребностям. Данные механизмы направлены на защиту от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, имущество каждого гражданина.
В зависимости от функциональной направленности выделяют следующие виды безопасности:
1) политическая — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы политическим интересам страны, народа, общества, граждан. Под политической безопасностью ученые понимают безопасность власти и политики, сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности, демократических ценностей;
2) военная — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы военного насилия, государственному суверенитету, территориальной целостности, национальным интересам;
3) правовая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов правовые или юридические опасности, угрозы последствий юридической деятельности. К таким угрозам, в частности, следует отнести: несоответствие норм законов положениям правовых актов более высокого уровня (Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Уголовному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ и др.) и социально-экономическим реалиям; противоречия между законодательными актами одного уровня; правовую неурегулированность отдельных сторон социально-экономических отношений; нарушение норм законов и злоупотребление ими; несоблюдение основных прав и свобод граждан, их правовых гарантий и т.д.;
4) социальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы разрушения или деградации социальной сферы общества и государства, проявляющиеся в росте преступности и безработицы, снижении уровня жизни и образования, резкой поляризации общества и т.д.;
5) демографическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы количеству и этническому составу населения страны;
6) психологическая — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы психологическому комфорту человека, выражающемуся в осознании его статуса, чувства собственного достоинства и неприкосновенности, в эмоциональном принятии себя;
7) интеллектуальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы интеллектуальным интересам гражданина, хозяйствующего субъекта, общества и государства, непосредственно гражданину как носителю интеллекта, продуктам его интеллектуального труда;
8) генетическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы генетической информации, включающей генотип, генофонд, метагенофонд. Генетическая безопасность связана с биологической, экологической, продовольственной, энергетической и другими видами безопасности;
9) экологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы человеку, обществу и государству последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, стихийных бедствий и катастроф;
10) сырьевая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства;
11) продовольственная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы присутствию, пригодности, доступности и использованию продуктов питания;
12) информационная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы информационной сфере человека, общества, хозяйствующего субъекта и государства, включающей информационные ресурсы, механизмы обработки и передачи информации;
13) экономическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы состоянию и развитию экономических систем различного уровня: домашних хозяйств, предприятий и организаций, экономик регионов и государства. Экономическая безопасность включает в себя отдельные виды безопасности, которые являются самостоятельными направлениями в рамках экономической сферы деятельности, обеспечивающих ее:
. научно-техническая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы научному и техническому потенциалу хозяйствующего субъекта, региона, страны, в частности достигнутому уровню и развитию науки, технологии, промышленности, состоянию сырьевой базы;
. технологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы достигнутому уровню и развитию науки и технологий для обеспечения суверенитета и устойчивого развития экономики хозяйствующего субъекта, региона, государства. Между видами безопасности, классифицированными по структурному и функциональному признакам, существует взаимосвязь, которая обусловлена направлениями деятельности, осуществляемыми на разных уровнях государственного устройства (табл. 1.1).
Кроме рассмотренных выше классификационных критериев, с целью создания адекватной системы безопасности специалисты предлагают применять и другие, например вид воздействия деструктивных сил (причины возникновения), масштабы.
Таблица 1.1
Взаимосвязь видов безопасности, классифицированных по функциональному и структурному признакам


По виду воздействия деструктивных сил выделяют такие виды безопасности, как:
. геобиофизическая — обеспечивает защиту различных объектов от разрушающего воздействия природных факторов. К угрозам геобиофизического характера относятся природные катаклизмы (ураганы, торнадо, наводнения, смерчи, извержения вулканов), истощение и сокращение запасов природных ресурсов, ухудшение качества среды обитания человека;
. социальная (общественная) — гарантирует защиту различных объектов от угроз, возникающих в результате социальных противоречий в обществе. К угрозам социальной безопасности причисляют преступность, низкий уровень жизни, полярность общества, безработицу, неудовлетворительную систему образования и т.д.;
. технико-технологическая — обеспечивает защиту различных объектов от угроз, исходящих от современных технических систем, производственных процессов в форме техногенных аварий.
По масштабам выделяют международную, национальную и локальную безопасность, которые, в свою очередь, имеют уровни: международная — глобальный и региональный; национальная — государственный, общественный, региональный и отраслевой; локальная — уровни хозяйствующего субъекта, домашнего хозяйства и человека.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав