20.06.2020

Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административн


Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

    правомерные;

    неправомерные.

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные прост­ранственные и временные границы, а также могут иметь силу в отно­шении различного круга лиц. При проведении видовой клас­сификации этих норм условия действия их. в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяетсяих юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отрасле­вые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «вы­ход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граж­дан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в со­ответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотно­шений между суверенными государствами - членами Союза Не­зависимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, об­ластной администрации, на определенный срок устанавливается ре­жим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содер­жатся (например, указов Президента или постановлений Правитель­ства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-пра­вовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые админи­стративно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союз­ные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Феде­рации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 9

Заключение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

Используя в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных - федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены. Срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

Реализация норм административного права представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм:

1) исполнение;

2) соблюдение;

3) использование;

4) применение.

Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, лицензирование, при­зыв на военную службу).

Список используемой литературы

Правовые источники:

    Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

    Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

    Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320

    Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.

    Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

    Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993 №5. Ст. 398

Учебники и монографии:

    Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 1996.

    Административное право. Учебник./ под ред. Д.Н. Бахрах, - М.: БЕК, 1996.

    Административное право России. Учебник. / под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2003.

    Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.

    Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.

    Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. -М.: НОРМА, 2003.

    Кикот В.Я. Административное право. – М: Юнити-Дана, 2003

    Курс административного права и процесса. / под ред. Ю.А. Тихомиров. -М., 1998.

    Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

    Практикум по административному праву. / под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 1995.

1 Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996г

2 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

3 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

4Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503

5 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503

6 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с

7 Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.

8 Ведомости РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

9 Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003


В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности общественные отношения регулируются посредством административно-правовых норм
Административно-правовым нормам свойственны признаки, характерные в целом для нормы права. Норма права, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако не всегда эти три элемента присутствуют в административно-правовой норме В подавляющем большинстве норм административного права можно встретить лишь одну часть - диспозицию или две части - гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию.
Административно-правовую норму нельзя отождествлять с правовым актом, в котором она содержится. Правовой акт (закон, декрет или указ Президента, постановление Правительства, приказ министра) - это форма выражения государственновластных, административно-правовых велений. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм. Равным образом отдельные элементы правовых норм могут находиться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах. При это не всегда все элементы нормы четко формулируются.
Административно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения общего характера, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.
Особенности административно-правовых норм предопределяются содержанием регулируемых общественных отношений. Они вторичны (или подзаконны), устанавливают определенные права и обязанности субъектов, участвующих в управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности, закрепляют структуру и организацию работы органов управления на основе и во исполнение Конституции и иных законодательных актов. Административно-правовые нормы играют значительную роль в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, оказывают воздействие на многие стороны экономической, социально-культурной и административнополитической жизни государства. Объектом административно- правовых норм являются общественные отношения управленческого характера.
Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно-правовые нормы чаще всего являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов.
С учетом различных критериев классификации учеными-ад- министративистами выделяются следующие виды административно-правовых норм:
а) по своему характеру, функциональным особенностям административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные,
б) в зависимости от конкретной направленности регулирования можно выделить следующие группы административноправовых норм:
нормы, определяющие принципы деятельности и компетенцию органов государственного управления (например, компетенцию Правительства, министерств, департаментов) и местного управления;
нормы, определяющие права свободы и обязанности граждан в области государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности.
нормы, регулирующие общественные отношения между государственными органами и общественными организациями, определяющие их взаимные права и обязанности,
в) в зависимости от содержания регулируемых отношений выделяются
нормы, устанавливающие порядок образования, ликвидации и реорганизации субъектов государственного управления (образование министерств, департаментов, государственных учреждений),
нормы, регулирующие методы и формы государственного управления (например, порядок принятия постановлений, приказов, работы коллегиальных органов управления и др),
нормы, определяющие права и обязанности сторон (участников) административного процесса (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях, Закона «Об обращениях граждан»),
г) по способам воздействия на общественные отношения административно-правовые нормы могут подразделяться на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (управомочивающие), рекомендательные и стимулирующие,
д) по юридической силе нормы делятся на конституционные, законодательные и подзаконные.
Действие административно-правовых норм. Административно-правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Время действия административно-правовой нормы начинается с момента вступления ее в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
По действию во времени различаются нормы постоянного и нормы временного действия По общему правилу, большинство административно-правовых норм не ограничены определенными сроками действия Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия Временный срок действия административно-правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Как правило нормы, содержащиеся в декретах Президента Республики Беларусь и законах, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок Административно-правовые нормы, находящиеся в указах Президента Республики Беларусь постановлениях Правійельсгва и иных нормашвных правовых актах всту- \ нают в силу со дня включения их в Национальный реєстр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Апминистративно-правовые нормы по общему правилу не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или иным образом улучшают положения лиц, на которых распространяют свое действие. Не имеют обратной силы нормы, устанавливающие или усиливающие ответственность. Исполнительная власть, придавая обратную силу административно-правовым нормам, должна придерживаться конституционного ориентира не нарушать права граждан и юридических лиц, не ухудшать их правовое положение.
Действие административно-правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно-территориальной единицы) действия, нормы межотраслевого, отраслевого и локального масштаба.
Нормы административного права имеют весьма широкий круг своего воздействия, они направлены прежде всего на регулирование деятельности органов государственного управления, государственных организаций и должностных лиц, а также распространяют свое действие на всех граждан, либо на их отдельные группы (пассажиры, водители, госслужащие, лица, привлеченные к административной ответственности), лиц без гражданства.
Реализация норм административного права означает практическое использование содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений, претворение в жизнь с их помощью публичных интересов, воли исполнительной власти и ее органов.
По вопросу способов реализации норм административного права среди административистов нет единого мнения. Представляется, что нормы административного права реализуются в основном посредством исполнения, применения и соблюдения.
Исполнение норм означает точное следование субъектов управленческих отношений предписаниям и дозволениям, содержащимся в них. Так, участием в демонстрациях, подачей жалобы гражданином и рассмотрением ее должностным лицом в установленный срок исполняются административно-правовые нормы.
Применение административно-правовых норм заключается в практической реализации субъектом управленческих отношений. исполнительной власти своей компетенции, юридически-

%" властных полномочии путем издания индивидуальных правовых актов.Например, привлечение лица к административной ответ-

  • ственности либо зачисление гражданина на государственную службу.
Соблюдение административно-правовых норм - это воздержание от совершения запрещенных нормами действий, поступков. Если лицо нарушает административно-правовые или иные запреты, его могут привлечь к административной ответственности.
  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 28. Действие норм административного права.

    Рассмотрим действие административно-правовых норм в пространстве, во времени и по кругу лиц.

    Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

    В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 2 названной статьи РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

    Действие административно-правовых норм в пределах территории государства (в нашем случае - Российской Федерации) обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

    Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводя из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов.

    Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

    29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.

    Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм :

    исполнение - точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;

    применение - издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

    использование - применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;

    соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

    Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности. Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом (ст. 23.1). Так, исключительно судом рассматриваются дела, связанные с заведомо ложным вызовом пожарной охраны, милиции, скорой помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13). Исключительно судом могут применяться отдельные виды административных наказаний, например административный арест (ст. 3.9). Ни граждане, ни коммерческие организации, ни общественные или религиозные объединения, никакие иные субъекты административно-правовых отношений не имеют права применять нормы административного права. Они могут обращаться к органам исполнительной власти и их должностным лицам, например, с заявлением о регистрации вновь создаваемого юридического лица, с жалобой на неправомерные, по мнению обращающегося, действия сотрудников внутренних дел, с ходатайством о заключении сделки, подпадающей под действие антимонопольного регулирования, и т.п. Однако, повторимся, принятие решения о применении конкретных административно-правовых норм к соответствующему правоотношению, издание соответствующего правового акта остаются в компетенции органа исполнительной власти и его должностного лица.

      Понятие, виды и структура административно-правововой нормы.

      Реализация норм административного права.

      Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

    I. Административно-правовые нормы представляют собой установленные или санкционированные государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и по мере необходимости прекращающихся в сфере функционирования механизма государственной исполнительной власти.

    Классификация административно-правовых норм преследует цель более точного определения содержания, функционального назначения и роли различных групп административно-правовых норм, составляющих единую отрасль административного права. В зависимости от конкретных практических целей классификации, могут быть избраны различные критерии осуществления. В теории административного права и правоприменительной практике наиболее часто используются такие критерии, как целевое назначение норм; их содержание; метод воздействия на регулируемые общественные отношения, а также степень обоб­щенности правил, сформулированных в диспозиции правовых норм.

    По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила организационно-властной созидательной деятельности органов исполнительной власти, иохранительные, призванные обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами общественных отношений. При этом регулятивные нормы в своей совокупности выступают в качестве специфической подсистемы административного права, об­разуя его подотрасль, которая именуется управленческим правом. Благодаря особенностям содержания указанных норм, они сообщают данной подотрасли черты высокой внутренней организации, спаянности и в то же время изменчивости, подвижности, что обусловлено социальной природой управленческой деятельности, ориентированной на быстротечные, находящиеся в непрерывном развитии управленческие ситуации. С помощью норм этой подотрасли обеспечивается определение правового статуса, задач, функций и полномочий органов государственной исполнительной власти, создаются правовые основы деятельности государственных служащих, регулируются формы и методы осуществления государственного управления, устанавливаются управленческие процедуры, а также обеспечивается внутриорганизационная (внутри аппаратная) управленческая работа.

    В отличие от этогоохранительные нормы используются органами государственной исполнительной власти в целях предупреждения и пресечения правонарушений в сфере государственного управления, привлечения нарушителей к юридической ответственности, восстановления нарушенных прав и интересов участников административно-правовых отношений, а также обеспечения общественной безопасности и правопорядка вне связи с правонарушениями (например, путем использования различных мер административно - предупредительного характера). При этом регулятивные и правоохранительные нормы теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют, поскольку пред­ставляют две органически соединенные составные части административного права, образующие его коренную бытийную основу.

    Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют административно-правовой статус участников регулируемых административным правом общественных отношений. Эти нормы определяют права, обязанности и ответственность субъектов административно-правовых отношений, закрепляют правовые формы их взаимодействия, устанавливают основания возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений. По существу, в материальных административно-правовых нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система органов государственной исполнительной власти.

    Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику реализации государственной исполнительной власти в процессе осуществления управленческой деятельности и обеспечения охраны публичного об­щественного порядка, осуществления прав и законных интересов граждан. Их функциональное назначение выражается в определении правил и процедур реализации юридических обязанностей, прав и ответственности участников административно-правовых отношений, установленных в нормах материального административного права (например, определение порядка прохождения государст­венной службы; установление правил приема, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений; осуществление производства по делам об административных проступках и т.п.). Это значит, что при анализе сущности и содержания, процессуальных административно-правовых норм следует акцентировать внимание, прежде всего на их юридическом предназначении, которое заключается в создании условий для реализации материальных административно-правовых норм.

    Большое значение для понимания роли организационно-властной функции административно-правовых норм имеет классификация этих норм по характеру правил поведения. С этих позиций могут быть выделены следующие виды административно-правовых норм:

    а)обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий, предусмотренных данной нормой;

    б)запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, которым предусматривается запрет на совершение тех или иных действий (либо бездействия) в условиях, определяемых данной нормой;

    в)дозволительные , которые предусматривают возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению (т.е. дозволяют участникам административно-правовых отношений выбрать различные варианты поведения с учетом фактически сложившихся обстоятельств и, подчиняясь определенному правовому режиму, предусмотренному соответствующей нормой административного права).

    Примерами обязывающих норм могут быть, в частности: предписание об обязанности руководителей государственных учреждений издавать приказы в случаях зачисления граждан на соответствующие должности; требование закона об обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

    нормативное установление о паспортизации лиц, достигших 16-летнего возраста и т.п.

    Запрещающие нормы представлены многочисленными правовыми предписаниями, определяющими основания применения административного принуждения (в т.ч. описывающими составы административных проступков, пре­дусматривающими применение мер административного пресечения, устанавливающими основание дисциплинарной ответственности государственных служащих и др.).

    Дозволительные нормы могут быть обнаружены по признакам их диспозиций, которые не ограничивают адресата какими-либо предписаниями или запретами, а позволяют ему действовать по собственному усмотрению с учетом обстоятельств и установленных законом ограничений (например, право граждан на обжалование незаконных действий должностных лиц государственного аппарата используется ими по их собственному усмотрению; органы государственной исполнительной власти в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности могут выбрать один из возможных вариантов поведения: привлечь нарушителя к юридической ответственности, адресовать ему требование о прекращении противоправной деятельности, либо применить меры административно - предупредительного характера).

    Таким образом, если гражданину предоставляется возможность самостоятельно без каких-либо ограничений решать вопросы, связанные с практической реализацией своих субъективных прав в сфере государственного управления, то органы государственной исполнительной власти, несмотря на дозволительный характер уполномочивающих норм, не только вправе, но и обязаны использовать предоставленную им возможность выбора определенного варианта поведения из числа предлагаемых соответствующей правовой нормой.

    Большое значение для правоприменительной практики имеет классификация административно-правовых норм по уровню обобщенности содержащихся в них правил. По этому критерию могут быть выделены, в частности,общие и специальные административно-правовые нормы. Кобщим относятся нормы, которые устанавливают правила поведения, распространяющиеся на все виды общественных отношений, регулируемых нормами определенного института административного права (например, нормы, регулирующие государственную службу, определяющие формы и методы государственного управления, устанавливающие административную ответственность и т.п.).

    Специальные нормы представляют собой исключения из общих правил, сформулированных в нормах определенного института административного права (например, административно-правовые нормы, устанавливающие правила торговли оружием и административную ответственность за их нарушение (ст. 190 Кодекса Украины об административных правонарушениях)).

    Если общие и специальные нормы имеют одинаковую юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма.

    Административно-правовая норма имеет свою структуру. Структура – это внутреннее строение нормы, которое объективно обусловлено потребностями правового регулирования. Общепризнано, что норма должна иметь три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

    II . Реализация правовых норм проявляется в четверых формах: использование, выполнение, соблюдение, применение.

    Использование - это такая форма реализации, которая заключается в активном поведении участников сферы государственного управления по реализации своих субъективных прав, предусмотренных правовой нормой, осуществляемой ими по собственному желанию.

    Выполнение – заключается в активных действиях, отношениях субъектов по выполнению предписаний, предусмотренных административно-правовой нормой, и осуществляемых независимо (а иногда и вопреки) от их собственного желания.

    Реализация в форме соблюдения состоит в пассивном поведении субъектов (также независимо от желания этих субъектов).

    Применение - это организационно-правовая деятельность компетентных государственных органов, уполномоченных на это общественных объединений или их должностных лиц. Она заключается в установлении поднормативних, формально-обязательных индивидуальных правил поведения персонифицированных субъектов с целью создания условий, необходимых для реализации ими определенных норм. Применение, в отличие от использования, выполнения, соблюдения, является государственно-властной деятельностью, которая не может быть связана с желанием (или с его отсутствием) уполномоченного субъекта, а может, осуществляться с появлением определенных условий, обстоятельств.

    Главная задача применения административно-правовой нормы заключается в воплощении ее предписаний к субъектам управленческих отношений в зависимости от характера жизненной ситуации, в которую попадают участники таких отношений.

    Применение административно-правовой нормы, независимо от инициатора этого применения, всегда является организационно-правовой деятельностью государственных структур, которая довольно часто связанна с вмешательством в сферу прав и интересов граждан и других участников управленческих отношений. Это требует осуществление такой деятельности на законном основании и в порядке, регламентированном административно-процессуальными нормами.

    Этим нормам присущи два основных признака: во-первых, они регулируют отношения, которые возникают в сфере государственного управления (независимо от того, кто есть обязательной стороной этих отношений); во-вторых, регулируют не все государственно-управленческие отношения, а лишь те, которые возникают в связи с необходимостью решения конкретной жизненной ситуации, то есть решение конкретного дела.

    Таким образом, административно-процессуальная норма - это установленное государством правило поведения, которое закрепляет порядок использования прав или выполнение обязанностей, предусмотренных в материальных нормах отдельных областей права в конкретной жизненной ситуации в сфере государственного управления.

    Однако лишь факт существования процессуальных норм автоматически не влечет за собою обеспечение оптимального правоприменения. Существуют определенные требования правильного применения правовых норм. Это, прежде всего, требования законности. Это означает, что принятие правоприменительного решения возможно только:

      в границах полномочий правоприменительного органа;

      на основаниях, предусмотренных в гипотезе норм, которые применяются;

      за процедурой, установленной законом;

      в полнейшем соответствии с содержанием закона;

      в форме, предусмотренной законом.

    III . Действие в прост ранстве связано с территорией. Действие большинства административно-правовых норм ограничено территорией государства. Причем среди них следует различать нормы, которые действуют в масштабах всего государства, а также нормы локальные (это нормы, принятые облрайгосадминистрацией, органами местного самоуправления).

    Однако есть группа административно-правовых норм, действие которых не ограничено государственной границей. Во-первых , это нормы, которые регламентируют поведение экипажа и пассажиров на судах торгового мореходства и рыболовных судах в открытом море, во-вторых , это нормы, которые регламентируют деятельность украинских учреждений (дипломатических представительств, консульств и т.п.) за границей, поведение экипажа на военных судах, как в открытом море, так и в иностранных портах.

    В-третьих , необходимо выделить группу административно-правовых норм, которые регламентируют внутриаппаратные отношения, возникающие в процессе функционирования международных правительственных и неправительственных учреждений. Так, например, сложную структуру имеют Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Международная морская организация и прочие, уставы которых предусматривают компетенцию подразделов и других структурных единиц этих международных органов (нормы материального международного административного права) и порядок ее осуществления (нормы процессуального международного административного права).

    Действие административно-правовой нормы во времен и.

    Вступление административно-правовой нормы в законную силу зависит от некоторых факторов. Во-первых , это зависит от территории действия нормы. Вступление в силу международной адмиистративно-правовой нормы резко отличается от процесса введения в действие национальной нормы административного права. Поэтому, прежде всего, рассмотрим порядок вступления в действие норм национального административного права. Во-вторых , это связано с юридической силой норм. Как уже упоминалось, высочайшую силу имеют законы. Вступление их в законную силу предусмотрено Конституцией Украины.

    В соответствии со ст. 94 Конституции Украины закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

    Президент Украины в течение 15 дней после получения закона подписывает его, принимая к выполнению, официально его оглашает или возвращает закон с мотивированными и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины для повторного рассмотрения.

    В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины, он может быть подписан и официально оглашен. Если во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение 10 дней. Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом, но не раньше дня его опубликования.

    В соответствии со ст. 106 Конституции Украины Президент издает указы и распоряжения. К сожалению, Конституция не предусматривает время вступления их в действие. Практика пошла путем признания вступления в действие актов Президента после их подписи Президентом. Но ст. 106 Конституции содержит одно важное требование по вступлению административно-правовых норм в действие, которые содержатся в актах Президента Украины. В ней указано, что акты Президента Украины, изданные в пределах полномочий, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, отвечающего за акт и его выполнение.

    Иной порядок вступления в действие норм административного права, которые содержатся в актах Кабинета Министров Украины. Основной формой реализации компетенции этого органа является принятие им постановлений и распоряжений. Эти акты подписывает Премьер-министр, и они вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.

    В Указе Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" от 21 мая 1998 г. № 493/98 сказано, что с 1 января 1993 г. нормативно-правовые акты, изданные министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

    Действие административно-правовой нормы по кругу лиц.

    Установление объема действия административно-правовой нормы по кругу лиц имеет значение, прежде всего для определения их административно-правового статуса. Большинство из административно-правовых норм устанавливают общие требования для определения лица (физического лица или коллективного субъекта), не обращая внимания на гражданство лица, должность, которое оно занимает, а также не обращая внимания на форму собственности, коллективного субъекта, его подчиненности и т.п.. Эти нормы относятся к нормам общего действия. Так, например, все лица, находящиеся на территории Украины имеют право на обжалование действий органов исполнительной власти в случае нарушения ними прав лица.

    Но существуют другие группы норм, устанавливающие дополнительные права и обязанности субъекта, и соответственно устанавливают и особые условия их ответственности и т.п., поэтому при коллизии норм общих и особенных действуют особенные нормы. В зависимости от круга лиц, нормы делятся на те, которые определяют административно-правовой статус коллективных субъектов права и отдельных лиц.

    В свою очередь, первая группа норм делится на нормы, которые регламентируют статус органов исполнительной власти, общественных объединений и т.п.; нормы второй группы также устанавливают административно-правовой статус:

    а) граждан Украины;

    б) иностранцев;

    в) беженцев и т.п.

    Особое место занимают нормы, действие которых распространяется на должностных лиц. С одной стороны - должностное лицо - это индивид, который подпадает под действие норм, устанавливающих административно-правовой статус лица; с другой - должностное лицо имеет полномочия как представитель того ли другого органа (организации). Поэтому он должен нести ответственность не только за нарушение тех обязанностей, которые обязано выполнять любое лицо, но и за нарушение обязанностей, которые возлагаются на него как на должностное лицо того или иного органа.

    Есть еще одна группа лиц, особенности статуса которых обуславливают и особенности действия относительно них тех или норм. Например, в ст.15 Кодекса об административных правонарушениях отмечается, что военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам за нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, совершение коррупционных действий и других правонарушений, связанных с коррупцией и за некоторые другие нарушения. То есть, несмотря на общеопределенный принцип равенства всех перед законом, относительно военнослужащих некоторые нормы административно-деликтного права бездействуют. Также можно отметить, что административный арест не применяется к беременным женщинам, которые имеют детей возрастом до 12 лет, лиц, которые не достигло 18 лет, инвалидов І и ІІ групп (ст. 32).

    Вариант 1.

    1.Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

    1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

    2) обеспечивается силой общественного мнения

    3) фиксирует решение суда по конкретному делу

    4) отражает представление общества о справедливости

    2. Правонарушением является

    1) наложение взыскания начальником на подчинённого

    2) разглашение государственной тайны

    3) коллекционирование старинных монет

    4) нарушение слова, данного другу

    3. Административным проступком является

    1) безбилетный проезд в автобусе

    2) убийство двух лиц

    3) отказ вернуть долг соседу

    4) опоздание на учёбу

    4. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

    1) гражданским проступком

    2) преступлением

    3) административным проступком

    4) дисциплинарным нарушением

    5. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

    1) административное

    2) конституционное

    3) гражданское

    4) уголовное

    1) норма морали

    2) социальная норма

    3) норма права

    4) политическая норма

    7. Нарушением трудового права является

    1) производство и распространение наркотиков

    2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа

    3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования

    4) подделка денежных знаков

    8. Правонарушение — это

    1) противоправное, виновное, об-ще-ствен-но опас-ное деяние, при-чи-ня-ю-щее вред обществу

    2) поведение, на-ру-ша-ю-щее при-ня-тые в дан-ном об-ще-стве эти-че-ские правила

    3) деяние, на-ка-за-ни-ем за ко-то-рое яв-ля-ет-ся ли-ше-ние свободы

    4) общественное отношение, участ-ни-ки ко-то-ро-го имеют определённые права и юри-ди-че-ские обязанности

    9. В приведённом пе-реч-не дей-ствий дис-ци-пли-нар-ным про-ступ-ком является

    1) не-вы-пол-не-ние правил, преду-смот-рен-ных уста-вом школы

    2) рас-про-стра-не-ние нар-ко-ти-че-ских ве-ществ на школь-ной дискотеке

    3) отказ усту-пить место по-жи-ло-му че-ло-ве-ку в транспорте

    4) кража до-ку-мен-тов и бу-маж-ни-ка у прохожего

    10.Среди пе-ре-чис-лен-ных пра-во-на-ру-ше-ний пре-ступ-ле-ни-ем является

    1) си-сте-ма-ти-че-ское опоз-да-ние на работу

    2) без-би-лет-ный про-езд в автобусе

    3) пе-ре-ход улицы в не-по-ло-жен-ном месте

    4) рас-про-стра-не-ние наркотиков

    11. Инна сдала в химчистку шубу. Но приёмщик не предупредил её о том, что, возможно, после химчистки может немного измениться окрас меха. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

    1) трудового права

    2) уголовного права

    3) административного права

    4) гражданского права

    12.Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права

    1) трудового

    2) административного

    3) уголовного

    4) гражданского

    13.Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

    1) административным проступком

    2) уголовным преступлением

    3) дисциплинарным проступком

    4) гражданским проступком

    14.Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?

    1) в юридическую консультацию

    2) к мировому судье

    3) к нотариусу

    4) к адвокату

    15. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

    1) конституционного права

    2) административного права

    3) гражданского права

    4) финансового права

    16. Согласно рос-сий-ским нор-мам тру-до-во-го права, до-пус-ка-ет-ся за-клю-че-ние тру-до-во-го до-го-во-ра с не-со-вер-шен-но-лет-ни-ми гражданами, при усло-вии пись-мен-но-го со-гла-сия родителей, с

    17.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

    А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.

    Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    18. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    19. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите цифры в соответствии с буквами

    20. Работа с текстом.

    Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

    При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

    И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

    (По С. С. Алексееву)

    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
    3. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
    4. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

    Правоотношения, правонарушение и юридическая ответственность.

    Вариант 2.

    1.Право, в отличие от морали,

    1) охраняется силой государства

    2) опирается на представления о добре и зле

    3) регулирует общественные отношения

    4) опирается на общественное мнение

    2. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, это

    1) дееспособность

    2) правоотношение

    3) правовое сознание

    4) юридическая ответственность

    3. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, на-рва-ли букет цветов, ко-то-рые занесены в Крас-ную книгу. Нормы какой от-рас-ли права ре-гу-ли-ру-ют данную ситуацию?

    1) уголовного права

    2) административного права

    3) гражданского права

    4) трудового права

    4. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

    1) гражданское право

    2) трудовое право

    3) семейное право

    4) административное право

    5. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

    1) семейное право

    2) административное право

    3) трудовое право

    4) гражданское право

    6. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

    1) норма морали

    2) социальная норма

    3) норма права

    4) политическая норма

    7. Какой из приведённых при-ме-ров яв-ля-ет-ся при-ме-ром нормы кон-сти-ту-ци-он-но-го права?

    1) Пассажиры обя-за-ны опла-чи-вать про-езд в об-ще-ствен-ном транспорте.

    2) Незнание офи-ци-аль-но опуб-ли-ко-ван-но-го за-ко-на не осво-бож-да-ет от от-вет-ствен-но-сти за его несоблюдение.

    3) Производители несут от-вет-ствен-ность за ка-че-ство предо-став-лен-но-го по-ку-па-те-лям товара.

    4) Граждане обя-за-ны со-блю-дать пра-ви-ла об-ще-ствен-но-го по-ряд-ка в пар-ках и заповедниках.

    8. Какой из приведённых при-ме-ров ил-лю-стри-ру-ет правонарушение?

    1) Граж-да-нин К. дал взят-ку долж-ност-но-му лицу.

    2) Иван вы-сту-пил со сви-де-тель-ски-ми по-ка-за-ни-я-ми в суде.

    3) Антон на-пи-сал за-яв-ле-ние в ОВД о го-то-вя-щем-ся преступлении.

    4) Юлия по-лу-чи-ла по-вест-ку как кан-ди-дат в при-сяж-ные заседатели.

    9. Что из пе-ре-чис-лен-но-го от-но-сит-ся к при-зна-кам правонарушения?

    1) за-дер-жа-ние со-труд-ни-ком полиции

    2) воз-буж-де-ние уго-лов-но-го дела

    3) за-клю-че-ние следователя

    4) об-ще-ствен-ная опас-ность деяния

    10. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

    1) административного права

    2) трудового права

    3) уголовного права

    4) гражданского права

    11. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права

    1) гражданского

    2) трудового

    3) конституционного

    4) административного

    12. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

    1) уголовное преступление

    2) дисциплинарный проступок

    3) административное правонарушение

    4) гражданский проступок

    13.Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

    1) к нотариусу

    2) к мировому судье

    3) в органы внутренних дел

    4) к адвокату

    14. Гражданка М. за-клю-чи-ла до-го-вор купли-продажи не-дви-жи-мо-сти и при-об-ре-ла на вто-рич-ном рынке у граж-да-ни-на Т. двух-ком-нат-ную квар-ти-ру пло-ща-дью 60 кв. м. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ниже яв-ля-ет-ся объ-ек-том дан-но-го правоотношения?

    1) приобретённая граж-дан-кой М. квартира

    2) Гражданка М.

    3) право про-жи-вать в дан-ной квартире

    4) текст заключённого договора

    15. Во время лет-них каникул, стар-ше-класс-ник Кон-стан-тин хотел устро-ить-ся на работу, чтобы ма-те-ри-аль-но по-мочь семье. Тру-до-устрой-ство по об-ще-му основанию, со-глас-но Тру-до-во-му ко-дек-су РФ, воз-мож-но с возраста

    16. Гражданин В., яв-ля-ясь на-след-ни-ком вто-рой очереди, пре-тен-ду-ет на на-след-ство умер-ше-го брата. Нормы ка-ко-го права ста-нут ос-но-вой для раз-би-ра-тель-ства дела в суде?

    1) кон-сти-ту-ци-он-но-го

    2) граж-дан-ско-го

    3) административного

    4) государственного

    17.Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

    А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

    Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    18.Установите со-от-вет-ствие между ви-да-ми юридической от-вет-ствен-но-сти и от-рас-ля-ми права: к каж-дой позиции, дан-ной в пер-вом столбце, под-бе-ри-те соответствующую по-зи-цию из вто-ро-го столбца.

    19.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    20. Работа с текстом.

    В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

    В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

    Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

    В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

    С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

    1. Составьте план текста. Для этого вы-де-ли-те ос-нов-ные смыс-ло-вые фраг-мен-ты тек-ста и оза-главь-те каж-дый из них.
    2. Укажите две функции, ко-то-рые выполняли, по мне-нию авторов, со-ци-аль-ные нормы в пер-во-быт-ном обществе.
    3. Какие ха-рак-те-ри-сти-ки со-ци-аль-ных норм сви-де-тель-ству-ют об их усложнении? Ис-поль-зуя текст, ука-жи-те три из них.
    4. Какие три вида со-ци-аль-ных норм, по мне-нию авторов, под-дер-жи-ва-ли об-ще-ствен-ный по-ря-док в пер-во-быт-ном обществе? При-ве-ди-те два при-ме-ра таких норм.

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав