03.03.2020

Категории граждан обладающих специальным административно правовым статусом. Общая характеристика административно-правового статуса индивидуальных субъектов. Индивидуальные субъекты административного права


В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить статусы:

  • 1) членов административных коллективов;
  • 2) субъектов административной опеки;
  • 3) жителей территорий с особым административно-правовым режимом;
  • 4) субъектов разрешительной системы.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке не используется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятия «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права и работников определенной организаций. Во втором случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это -- органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, лечебно-трудовые профилактории, студенческие коллективы и др.

Став добровольно, по призыву или в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, профилактируемого). Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, ибо вторые есть конкретизация полномочий коллективного субъекта -- организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г.^ права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20).

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их труда (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права.

Среди статусов членов административных коллективов различаются статусы:

  • 1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);
  • 2) милитаризованных служащих (военнослужащих, работников милиции, работников военизированных формирований);
  • 3) лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения и др.).

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних войсках, в железнодорожных и иных войсках.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства является установление государственной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи.

Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентирована нормами административного права, может быть названа административной.

Ее субъекты -- безработные; чернобыльцы; беженцы и вынужденные переселенцы; инвалиды Отечественной войны; «афганцы» и приравненные к ним лица; дети-сироты; многодетные родители; лица, страдающие психическими заболеваниями; больные диабетом, туберкулезом, лепрой и еще многие категории граждан, Из этого примерного перечня видно, что фактическими основаниями для приобретения рассматриваемого социального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы и неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

В политике административной опеки высшие государственные органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя республиканским, краевым, областным органам, органам местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот.

Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты -- выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. В этом случае имеет место социальное обеспечение, которое зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий. Но и пенсионеры по возрасту, по инвалидности и другие тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этой стороне управленческой деятельности, к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения административной опеки. Принятие российским парламентом законов о занятости населения, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о психиатрической помощи и ряда других актов свидетельствует о социальной направленности государственной политики.

В качестве примера административной опеки можно привести положения Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г. Законом установлено, что вынужденный переселенец имеет право:

  • 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
  • 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица -- одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет -обеспечиваются правом на бесплатный проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории РФ.

Осуществление административной опеки возложено на многие органы исполнительной власти и связано с выполнением ряда формализованных процедур. Прежде всего, по общему правилу, лицо должно подать заявление в компетентный орган о признании его безработным, многодетным, беженцем, вынужденным переселенцем и т. д. Если гражданин имеет документы, подтверждающие его право на государственную помощь, он обязан приложить их к заявлению. Документы принимаются, регистрируются и проверяются. Затем принимается решение о признании (безработным, беженцем и т. д.), которое является юридическим основанием для оказания лицу, его семье тех видов помощи, которые предусмотрены законом. Органы административной опеки вправе проверять, сохранились ли обстоятельства, которые обусловили помощь, следить за сроками ее предоставления и принимать решения о ее увеличении, сокращении или прекращении.

Еще один важный аспект теории административного права связан с режимами территорий. А некоторые из них временно или постоянно (неопределенное время) находятся на особом правовом положении".

Главная разновидность особых территориальных режимов -- специальные административные режимы. Примерами последних являются режимы пограничной зоны, закрытых городов (территориальных образований), заповедников, зон экологического бедствия, территорий, на которых введено чрезвычайное (военное) положение, карантинных, подвергшихся радиоактивному загрязнению, свободных экономических зон.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус. Он включает в себя чаще всего особые правила въезда в зону, выезда, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения. Среди специальных территориальных режимов наряду с такими суровыми, как режим военного положения, есть и льготные (свободных экономических зон). Если, как правило, в зонах более строгий контроль, то в СЭЗ таможенный, финансовый контроль ослаблен.

Чаще всего постоянные специальные режимы территории приобретают на основе законов. А временные, ситуационные режимы на отдельных территориях могут быть на основе закона установлены разными государственными органами. Таким правом наделены Президент, правительство, глава администрации. Так, ст. 24 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет главе администрации право «в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и населенных пунктах... вводить особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения».

Начиная с первого учебника для вузов по административному праву, изданного в 1940 г., авторы включали в последующие учебники специальные параграфы о разрешительной системе".

Под «разрешительной системой» понимается совокупность правил, предписывающих получение разрешения на осуществление определенной деятельности и регулирующих контроль за нею.

Получение предварительных разрешений исполнительных органов на совершение определенных действий достаточно широко распространено, а правоотношения, возникающие между аппаратом управления и гражданами, организациями по поводу их получения являются административными. Можно выделить основные черты разрешительной системы. Во-первых, это особый порядок деятельности, который регулируется нормами права, содержащимися в законах и подзаконных актах. Его целью является обеспечение общественной безопасности, справедливого распределения общественных фондов и правопорядка в целом. Он связан с действиями, которые представляют повышенную опасность для граждан, общества, государства, с санкционированием исключений из общих правил, с обеспечением начал социальной справедливости. В условиях чрезвычайных обстоятельств, военного положения пределы разрешительной системы расширяются. Но ее необоснованное расширение в нормальных и экстраординарных условиях влечет ограничение прав и свобод граждан и развитие бюрократизма, рост власти государственных служащих.

Во-вторых, разрешительная система реализуется в рамках административно-правовых отношений между органами исполнительной власти, должностными лицами, с одной стороны, и индивидуальными или коллективными субъектами, желающими получить разрешение, с другой. Юридическим фактом, влекущим возникновение соответствующих отношений, является подача заинтересованными и уполномоченными субъектами заявлений. Такие отношения возникают не по инициативе субъектов исполнительной власти.

В-третьих, ядро (цель) этих правоотношений -- получение разрешения на действие (бездействие), т. е. принятие индивидуального управомочивающего акта. Оно является завершением предварительного контроля, проверки обоснованности заявления. Разрешение может быть дано на определенный или неопределенный срок и называться лицензией, квотой, патентом, сертификатом и иначе. В основе разрешения (отказа) могут быть обычные и дискреционные полномочия субъекта власти. Последовательная реализация идеи расширения прав и свобод граждан предполагает ограничение свободы усмотрения государственной администрации при рассмотрении заявлений граждан, более четкое закрепление в законах процедур выдачи разрешений, оснований отказов, порядка обжалования.

В-четвертых, атрибутивным признаком разрешительной системы является административный надзор за тем, как осуществляются разрешенные деяния. О нем можно говорить лишь в тех случаях, когда после выдачи разрешения на весь срок его действия между его получателем и компетентными государственными органами сохраняются административно-правовые отношения.

В-пятых, за нарушение правил разрешительной системы к виновным применяются разнообразные меры административного принуждения и в том числе такая мера, как временное или постоянное прекращение действия разрешения (лишение прав, приостановление, прекращение действия лицензий).

Таким образом, если гражданин не эпизодически, а на определенное время попадает в орбиту разрешительной системы, он становится обладателем специального административно-правового статуса". Последний включает в себя обязанности необходимого оформления заявления и прилагаемых к нему документов, прохождения контроля и содействия ему, соблюдения правил осуществления разрешенных действий. Кроме дополнительных обязанностей, с этим статусом связано расширение административной деликтоспособности, а также получение прав, ради которых гражданин и стал субъектом рассматриваемых правоотношений. Это, например, право управления автомототранспортом, право приобретения огнестрельного оружия, право эксплуатации ра-диопередающих устройств.

Необходимо отметить, что действие разрешения может быть прекращено, разрешительные правоотношения могут закончиться как в связи с совершением гражданином противоправных действий, так и по другим основаниям, в том числе из-за ухудшения состояния здоровья и иных невиновных изменений у субъекта, вступления в силу нового нормативного акта, вновь возникших обстоятельств (чрезвычайная ситуация, появление новых технических средств). При наличии законных поводов содержание разрешения может быть ограничено или расширено.

3. Коллективные субъекты административного права

4. Специальный субъект административного права

5. Обращения граждан и их виды

1. Понятие субъектов административного права и их виды

Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными нормами могут выступать участниками административных правоотношений. Круг субъектов административного права многообразен. В административные отношения вправе вступать любые лица, наделенные административной правосубъектностью.

Правосубъектность складывается из двух составляющих.

1. Правоспособности , под которой понимается установленная и охраняемая законом возможность субъекта вступать в различного рода административные отношения, приобретать права и обязанности в сфере государственного управления.

2. Дееспособности , которая подразумевает способность субъекта своими действия приобретать права, создавать юридические обязанности и нести ответственность за свои действия, т.е. возможность реализовывать свою административную правоспособность.

Для административно-правового регулирования характерно, что у ряда субъектов право- и дееспособность совпадают и возникают одновременно. Так, с момента создания государственного органа и закрепления за ним определенных полномочий он одновременно наделяется право- и дееспособностью. В их компетенции получает выражение административная правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия проявляется их административная дееспособность.

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента их создания.

Иногда административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан.

Административное право характеризуется множеством субъектов, наделенных разнообразным правовым статусом.

Административное право различает следующие виды субъектов:

Индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);

Коллективный субъект (юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);

Специальный субъект.

2. Индивидуальные субъекты административного права

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким условиям относится возраст и вменяемость.

По общим условиям дееспособность лица наступает в восемнадцатилетнем возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных в нормативно-правовых актах. Это правило распространяется на возможность занятие той или иной должности во властных государственных структурах. То же самое правило действует и в отношении психического здоровья лица (вменяемость) претендующего на занятие должности во властных структурах государства.

Однако необходимо помнить, что в административных правоотношениях в качестве субъекта подчинения выступают также физические лица, у которых дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут восемнадцатилетнего возраста. Это обуславливается необходимостью управлять такими лицами, наделяя их определенным правовым статусом (школьник, студент, больной и т.д.). Также обстоит дело и с определением вменяемости. Психически больные люди, проходящие лечение, в соответствующих медицинских учреждениях выступают в качестве субъектов административных правоотношений.

Таким образом, дееспособность субъектов административного права напрямую зависит от их роли в административных правоотношений и определяется их правовым статусом.

Правовой статус (объем прав и обязанностей) также зависит от множества различных факторов, которые включают: пол, возраст, гражданство, место проживания, уровень образования, наличие профессии и т.п.

Рассмотрим некоторые особенности правового статуса индивидуальных субъектов административного права.

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции на основе Закона РФ «О полиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

На практике определенные лица имеют двойное гражданство. Двойным гражданством называется одновременное обладание лицом гражданством двух государств и признание уполномоченными органами обоих государств гражданина таковым. Юридическим основанием такого гражданства является международный договор и федеральный закон, поскольку один без другого не действует: международный договор дает юридическое основание двойного гражданства, а федеральный закон устанавливает механизм его получения заинтересованным лицом (лицами). А упомянутое в статье6 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» правовое состояние в соответствии сост. 15Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. считается множественным гражданством. В теории права такой статус физического лица именуется «бипатрид». На практике институт двойного гражданства был закрепленч. 1 ст. 62Конституции России 1993 г., тем более удивительным представляется подобное «жонглирование» терминами.

Тем не менее Договоро двойном гражданстве Российская Федерация заключила 26 апреля 1997 г. с Таджикистаном и 23 декабря 1993 г. аналогичноеСоглашениебыло заключено с Туркменистаном. Правда, из последнего СоглашенияПротоколомот 10 апреля 2003 г. Туркменистан вышел в одностороннем порядке, а Президент страны Сапармурат Ниязов в своем Указе предписал гражданам, проживающим на территории Республики, в течение двух месяцев определиться с состоянием в одном из гражданств. Российская сторона также заявила о начале процесса ратификацииПротоколаот 10 апреля 2003 г. о прекращении действияСоглашениямежду Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 декабря 1993 г. Однако, на наш взгляд, для граждан России, имеющих двойное гражданство с Туркменистаном и проживающих на территории нашей страны, ничего в их двойном правовом статусе не изменилось. Более того, с 17 июня 2013 г. Государственная миграционная служба МИД Туркменистана начала выдачу биометрических паспортов гражданам Туркменистана, в том числе являющимся одновременно обладателями паспортов РФ.

Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются международные акты, Конституция РФ (ст. 27,62, 63), ФЗ от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ от 25.07.2002 г. № 118-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 22.08.98 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне», а также иными законами и подзаконными нормативными актами. В настоящее время продолжают действовать некоторые правовые акты Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

По общему правилу иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное прямо не установлено действующим законодательством. Между тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет существенные отличия.

1. Момент возникновения. Граждане РФ обладают административно-правовым статусом на территории России с момента своего рождения. У иностранных граждан и лиц без гражданства административно-правовой статус возникает с момента въезда на территорию РФ.

2. Момент прекращения. Иностранные граждане и лица без гражданства теряют административно-правовой статус в момент выезда из России. Граждане РФ имеют административно-правовой статус вплоть до своей смерти или принятия гражданства другого государства.

Административно-правовой статус иностранного гражданина и лиц без гражданства ограничен по сравнению со статусом гражданина РФ. Так, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме, назначаться на некоторые должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, они не несут воинской обязанности, могут быть ограничены в праве передвижения по России и в праве выбора места жительства и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующее российское законодательство независимо от того, проживают они на территории РФ временно или постоянно. Иностранцы и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности на равных основаниях с гражданами РФ. Исключение составляют, например, дипломаты и иные лица, обладающие административным иммунитетом в соответствии с международными нормами.

Тем не менее, к иностранцам и лицам без гражданства могут быть применены некоторые меры административного воздействия, недопустимые в отношении граждан РФ. Например, в отличие от граждан России, они могут быть депортированы за пределы территории РФ, срок их пребывания на территории РФ может быть сокращен, могут быть аннулированы разрешение на их временное проживание или вид на жительство и т.п.

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким условиям относится возраст и вменяемость.

По общим условиям дееспособность лица наступает в восемнадцатилетнем возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных в нормативно-правовых актах. Это правило распространяется на возможность занятие той или иной должности во властных государственных структурах. То же самое правило действует и в отношении психического здоровья лица (вменяемость) претендующего на занятие должности во властных структурах государства.

Однако необходимо помнить, что в административных правоотношениях в качестве субъекта подчинения выступают также физические лица, у которых дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут восемнадцатилетнего возраста. Это обуславливается необходимостью управлять такими лицами, наделяя их определенным правовым статусом (школьник, студент, больной и т.д.). Также обстоит дело и с определением вменяемости. Психически больные люди, проходящие лечение, в соответствующих медицинских учреждениях выступают в качестве субъектов административных правоотношений.

Таким образом, дееспособность субъектов административного права напрямую зависит от их роли в административных правоотношений и определяется их правовым статусом.

Правовой статус (объем прав и обязанностей) также зависит от множества различных факторов, которые включают: пол, возраст, гражданство, место проживания, уровень образования, наличие профессии и т.п.

Рассмотрим некоторые особенности правового статуса индивидуальных субъектов административного права.

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются международные акты, Конституция РФ (ст. 27,62, 63), ФЗ от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ от 25.07.2002 г. № 118-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 22.08.98 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне», а также иными законами и подзаконными нормативными актами. В настоящее время продолжают действовать некоторые правовые акты Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

По общему правилу иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное прямо не установлено действующим законодательством. Между тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет существенные отличия.

1. Момент возникновения. Граждане РФ обладают административно-правовым статусом на территории России с момента своего рождения. У иностранных граждан и лиц без гражданства административно-правовой статус возникает с момента въезда на территорию РФ.

2. Момент прекращения. Иностранные граждане и лица без гражданства теряют административно-правовой статус в момент выезда из России. Граждане РФ имеют административно-правовой статус вплоть до своей смерти или принятия гражданства другого государства.

Административно-правовой статус иностранного гражданина и лиц без гражданства ограничен по сравнению со статусом гражданина РФ. Так, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме, назначаться на некоторые должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, они не несут воинской обязанности, могут быть ограничены в праве передвижения по России и в праве выбора места жительства и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующее российское законодательство независимо от того, проживают они на территории РФ временно или постоянно. Иностранцы и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности на равных основаниях с гражданами РФ. Исключение составляют, например, дипломаты и иные лица, обладающие административным иммунитетом в соответствии с международными нормами.

Тем не менее, к иностранцам и лицам без гражданства могут быть применены некоторые меры административного воздействия, недопустимые в отношении граждан РФ. Например, в отличие от граждан России, они могут быть депортированы за пределы территории РФ, срок их пребывания на территории РФ может быть сокращен, могут быть аннулированы разрешение на их временное проживание или вид на жительство и т.п.

Предыдущая
Анализируя законодательство, которое определяет административную правосубъектность различных категорий граждан и иных индивидуальных субъектов административного права, нельзя не обнаружить чрезвычайного многообразия специальных административно-правовых статусов. Эти специальные административно-правовые статусы определяются социальной ролью конкретных индивидов как субъектов административного права, объемом и характером их правосубъектности в различных областях общественных отношений, которые регулируются административным правом. В зависимости от ролевых позиций индивидов, участвующих в конкретных административно-правовых отношениях, специальные административно-правовые статусы можно сгруппировать в несколько родовых общ-ностей, выделив статусы:

а) членов административных коллективов;

б) субъектов административной опеки;

в) жителей территорий с особым административно-правовым режимом;

г) субъектов разрешительной системы. 1

При этом наибольшим разнообразием и спецификой обладают административные коллективы, которые представляют собой объединенные каким-либо интересом или целью функционально дифференцированные общности людей, действующие как единое целое в силу установленного административным законодательством порядка взаимоотношения членов коллектива с его администрацией (органом управления) на основе внутренне согласованного распределения между ними прав, обязанностей и ответственности. К этим коллективам относятся, в частности, органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные и горноспасательные подразделения, студенческие коллективы, лечебно-трудовые профилактории и др. Члены всех таких коллективов обладают некоторыми специфическими личными правами и обязанностями, которые

1 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. Часть 1.- Екатеринбург: Диамант, 1966.- С. 41.

обусловлены принадлежностью к данному административному коллективу. Так, став, например, работником милиции, гражданин в соответствии с Законом Украины «О милиции» приобретает право на обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья и др. Став студентом, гражданин получает закрепленную в законе практическую возможность реализовать свое право на образование: посещать лекции, участвовать в семинарских занятиях, получать консультации преподавателей и оценки своих знаний, пользоваться библиотекой данного учебного заведения, организовывать свой труд и отдых в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка и т.

п.

Административное право регулирует административную ответственность членов административных коллективов, время их труда (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их трудовой деятельности (путем выдачи денежного содержания или выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих, работников милиции, органов СБУ, студентов и др. с администрацией разрешаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или опосредовано (субсидиарно) распространяются также нормы трудового права. Однако, в любом случае специфика прав и обязанностей членов административных коллективов заключаются именно в особенностях личных, а не служебных прав и обязанностей, которые представляют собой конкретизацию компетенции коллективного субъекта административного права, т.е. соответствующей организации (органа милиции, воинской части, горноспасательной службы и т.п.).

Характерными особенностями административно-правового статуса обладают также субъекты административной опеки, которая состоит в оказании помощи лицам, нуждающимся в социальной защите: выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и при-

вилегий и т.д. Практическую деятельность по осуществлению опеки реализуют органы государственной исполнительной власти. И та часть этой опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной.1

Субъектами административной опеки являются безработные, чернобыльцы, вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, афганцы и приравненные к ним лица; дети-сироты, многодетные родители; лица, страдающие психическими заболеваниями; больные диабетом, туберкулезом и многие другие категории граждан. Основаниями для приобретения статуса субъекта административной опеки могут быть самые разные факты и события: демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы, иные неблагоприятные социальные факторы. Именно эти факты и события (в особенности социальные факторы) лежат в основе издаваемых полномочными государственными органами актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих й лиц, уволенных с военной службы; об оказании специальных медицинских услуг больным диабетом и туберкулезом и т.п.

Осуществление административной опеки возложено на определенные органы исполнительной власти (службы занятости, органы социального обеспечения, миграционные службы и др.). Они обязаны обеспечить реализацию законодательства об административной опеке, добиваться четкого и своевременного выполнения установленных законом формализованных процедур. Прежде всего по общему правилу лицо, которое нуждается в социальной защите, должно подать заявление в компетентный орган о признании его безработным, многодетным, беженцем или вынужденным переселенцем. Если гражданин имеет документы, подтверждающие его право на государственную помощь, он обязан приложить их к заявлению. Документы принимаются, регистрируются и проверяются с точки зрения их подлинности и законности приобретения. Затем полномоч-

1 При этом административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты, которая связана с социальным обеспечением населения, зависящим от выполнявшейся трудовой деятельности, стажа работы, размера заработка и т.д. К этой форме социальной защиты относится, в основном, выплата пенсий по возрасту или по инвалидности.

ныи орган принимает решение о признании заявителя больным, безработным, вынужденным переселенцем и т.п. Это решение, принятое в соответствии с требованиями законодательства, является основанием для оказания лицу или его семье тех видов помощи, которые предусмотрены законом.

Еще один специальный административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права связан с особыми режимами территорий.

Главная особенность таких территорий заключается в том, что в их пределах действуют специальные административные режимы. Примерами этих режимов могут быть режимы пограничной зоны, закрытых городов, заповедников, зон экологического бедствия, свободных экономических зон, территорий, на которых введено чрезвычайное (военное) положение либо карантин по случаю радиоактивного заражения и т.п.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус, который включает чаще всего особые правила въезда в зону, выезда из нее, передвижения по зоне, осуществления производственной, хозяйственной и иной деятельности в ней; реализации контрольно-надзорных функций, а также применения административного принуждения к нарушителям правил, действующих в зоне.

При этом среди специальных территориальных режимов наряду с жесткими (суровыми) режимами (как, например, режим чрезвычайного или военного положения) встречаются и льготные режимы (в частности, режим свободных экономических зон).

В зонах с жестким административным режимом применяются более строгие административно-надзорные и контрольные меры, тогда как в свободных экономических зонах ряд контрольно-надзорных функций (в частности, таможенный и финансовый контроль) ослаблены.

С точки зрения временных рамок действия специальные административные режимы подразделяются на постоянные и временные (или ситуационные). Постоянные специальные режимы вводятся на соответствующих территориях только на основании законов Украины, тогда как временные (ситуационные) могут быть установлены разными государственными органами, в частности, Президентом Украины, правительством, главой областной администрации и др.

Существенными особенностями характеризуется также административно-правовой статус субъектов разрешительной системы.

Под разрешительной системой понимаются установленные нормами административного права порядок и правила осуществления определенных видов деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих и потому требующей получения специальных предварительных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти.

Получение предварительных разрешений органов исполнительной власти на совершение определенных действий, в принципе, распространено достаточно широко. Правоотношения, возникающие между аппаратом государственных исполнительных органов и гражданами или организациями по поводу получения таких разрешений регулируются административным правом. Однако, получение предварительных разрешений, связанных с реализацией функций разрешительной системы, имеют ряд особенностей, которые отличают разрешительную систему от других видов оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности.

Во-первых, это особый порядок деятельности, которая представляет повышенную опасность для граждан, общества и государства и осуществляется на основе санкционированного уполномоченными государственными органами исключения из общих правил с обеспечением общественного порядка и государственной безопасности.

Во-вторых, разрешительная система реализуется в рамках административно-правовых отношений, которые возникают не по инициативе субъектов исполнительной власти, а на основе подачи заинтересованными гражданами или организациями соответствующих заявлений о выдаче разрешений на осуществление определенных действий (деятельности), которая контролируется уполномоченными исполнительными органами.

В-третьих, атрибутивным признаком разрешительной системы является административный надзор за фактическим осуществлением разрешенной (санкционированной) деятельности с применением разнообразных мер административного принуждения к нарушителям порядка и правил ее осуществления, вплоть до прекращения действия выданного разрешения (лишение специальных прав, приостановление или прекращение действия лицензии и т.п.).

Наконец, в-четвертых, результатом правоотношений, которые возникают в процессе реализации разрешительной системы, является получение разрешения на определенную, деятельность, которое воплощается в форму индивидуального управомочивающего акта и тем самым завершает разрешительный процесс.

Таким образом, выдача специальных разрешений в процессе осуществления разрешительной системы является завершением предварительного контроля и проверки обоснованности заявления заинтересованных лиц и организаций на осуществление специальных видов деятельности (например, производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт и использование огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов, сильнодействующих ядов; открытие и функционирование стрелковых тиров, пиротехнических и оружейно-ремонтных мастерских, штемпельно-граверных и полиграфических предприятий, других аналогичных производств, а также открытие магазинов, торгующих оружием и боеприпасами, предприятий, на которых производятся либо хранятся сильнодействующие химические и радиоактивные материалы, и т.п.).

Разрешения, предоставляемые органами разрешительной системы, могут выдаваться на определенный либо неопределенный срок. Они облекаются в форму лицензий, патентов, квот, сертификатов и т.п., в зависимости от видов деятельности, которая требует соответствующего официального санкционирования уполномоченных органов. При этом в основе разрешения (или отказа в его выдаче) могут быть обычные либо дискреционные полномочия субъекта исполнительной власти, позволяющие действовать ему по собственному усмотрению в зависимости от сложившихся обстоятельств.

В последнем случае при рассмотрении заявлений о выдаче соответствующих разрешений могут быть допущены серьезные нарушения действующего законодательства и ущемление прав и законных интересов граждан и иных заинтересованных лиц и организаций. Поэтому последовательная реализация идеи демократизации общественной жизни, расширения прав и свобод граждан предполагает ограничение свободы усмотрения, предоставляемой органам исполнительной власти при рассмотрении заявлений граждан, более четкое закрепление в законах процедур выдачи специальных разрешений, оснований отказа в их выда-

че, а также порядка обжалования действий органов, осуществляющих функции разрешительной системы.

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды)

Специальный административно-правовой статус - это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц).

Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:

1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);

3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:

1) членов административных коллективов;

2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

3) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;

4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);

5) государственных и муниципальных служащих;

6) индивидуальных предпринимателей и др.;

7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты - административный коллектив.

Став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта - организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно-правовыми нормами.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:

1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);

3) военнослужащих;

4) государственных гражданских служащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Структура специального административно-правового статуса

1. основания для приобретения статуса:

Условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);

Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности...

Административно-правовой статус гражданина России

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей...

Административно-правовые нормы

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административноправовые институты, например...

Административно-юрисдикционный процесс

Что касается юрисдикционных производств, то, как отмечают А.С. Васильев и М.Ф. Орзих, «юрисдикционные производства опосредуют правоохранительную деятельность органов государственного управления...

Виды индивидуальных субъектов. Административные наказания

Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей...

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Административное право в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445., Кодексом об административных правонарушениях...

Обстоятельства исключающие административную ответственность

В общепринятом понимании метод означает способ, прием, практическое осуществление чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ...

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм...

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в России на современном этапе

Право оперативного управления в законодательстве Республики Казахстан

В настоящее время в Казахстане различают два типа организаций: коммерческие (акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные предприятия)...

Правовые основы предупреждения преступлений

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

Сделки и представительство

Представительство - сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности...

Субъекты правоотношений: правоспособность и дееспособность

"Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей". См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М...

Уголовно-правовая характеристика нарушения специальных правил безопасности


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав