23.06.2020

Государственное устройство. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти Основными формами государственно территориального устройства являются


ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Напомним, что понятие «форма государства» слагается из 3 составных частей:

· Политический режим

· Форма правления

· Территориальное устройство

Под формой территориального устройства понимается модель (способ) национально-территориальной организации государственной власти, характеризующаяся определенной системой связей между ее составными частями, и прежде всего, между центральной властью государства и властями отдельных его частей. Другими словами, форма государственного устройства (иначе, политико-территориальная организация) – это та схема, по которой осуществляется деление государственной территории на некие составные части.

В теории и практике построения государственного различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных объективных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями. В чем же заключается специфика той или иной формы территориальной организации населения и власти?

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО строится на основе единства его составных частей – административно-территориальных единиц. Это простой тип территориальной организации, поскольку государство предполагается единым целым, в сущности неделимым. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. (примеры унитарных государств: Великобритания, Италия, Польша, Франция, Венгрия, Болгария и др. ) Основные признаки:

ü одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти, чья деятельность распространяется на все государство без исключений;

ü одна финансовая, налоговая системы, единые вооруженные силы, правоохранительные органы и др. институты;

ü Все отрасли законодательства находятся в ведении всего государства в целом (сравнить с федерацией!) – т.е. единая система права

ü наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета и подчиняющихся центральной, общей власти государства.

ü Наличие единственного для данной страны Основного закона (Конституции)

ü Одно, общее для всей страны гражданство (подданство)

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное . В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности . В основе национально-территориальной организации унитарного государства эксплуататорского типа лежит принцип бюрократического централизма. Как общая тенденция прослеживается стремление правящих кругов поставить местные органы управления под строгий контроль центральной администрации. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия . Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции имеет статус автономного образования остров Афон. Именно там находится одна из святынь христианства - святая гора Афон. На его территории расположены 20 мужских православных христианских монастырей. Фактически это монашеская республика в составе светского государства со своими органами управления и своими строгими порядками. На острове запрещены развлекательные атрибуты светской жизни (рестораны, казино, ночные клубы...). Запрещается посещать остров женщинам, даже имеющим статус монахинь. Весьма строгие требования к одежде (запрещается носить шорты).

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Такая система (основанная на существовании автономий) иногда называется регионалистской (Италия, Китай, Испания, Никарагуа)

ФЕДЕРАЦИЯ - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д., все они именуются субъектами федерации. Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. Итак, основные черты, присущие федерации:

ü Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов. Субъекты могут иметь свои Конституции, Уставы, свое гражданство и т.п. Вместе с тем, Отсутствие реального суверенитета (есть только его признаки) у субъектов федерации и отсутствие права на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.

ü Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами существуют органы субъектов, которые неподотчетны центру. Вместе с тем, Верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.

ü Двухпалатный парламент: одна из палат представляет интересы субъектов. (для примера: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)

ü Двойная система налогообложения: в казну субъекта и в казну федерации в целом (плюс в казну муниципальных образований, т.е. в общем возможна тройная система).

ü Разграничение предметов ведения субъектов и центра.

ü Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.

ü Равноправие субъектов федерации.

Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному (смешанному) принципу (Россия). В первом случае, при определении границ субъектов учитывается лишь территория с позиции эффективности управления большими пространствами и в целях упрощения создания инфраструктуры (коммуникаций, транспорта, связи, энергоснабжения и т.п.). Т.е., условно говоря, близлежащие территории, в зависимости от геологических, климатических и иных природных особенностей объединяются в субъекты. При этом человеческий ресурс в расчет не берется. Во втором - в основания «нарезки» территории кладутся не только принципы территориальной близости, но и ряд культурно-исторических, традиционных, языковых особенностей наций. Логично предположить, что, например представители чувашской нации объединяются в один субъект, включающий всю территорию их проживания, а не делятся на несколько и не объединяются с другими субъектами.

Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:

1. Исключительной компетенции федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Пример: в России уголовное законодательство находится в исключительном ведении федерации, т.е. законодательные собрания субъектов РФ (в отл. От ГосДумы РФ) не могут принимать законы в этой сфере.

2. Совместной компетенции - установление круга отношений, которые регулируются совместным принятием нормативно-правовых актов субъектов и центра. Так, в России законодательство о нотариальной деятельности может развиваться как на уровне всего государства, так и на местном уровне;

3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации . Конституция РФ говорит о том, что вне пределов ведения, предусмотренных первыми двумя формами, все остальные вопросы относятся в компетенции субъектов РФ.

В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий . Под делегированием полномочий понимается взаимно договоренная (а не жесткая, централизованная) передача части прав и обязанностей из сферы ведения федерации в сферу ведения субъекта федерации и наоборот. Явление делегирования полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена , т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан (ряд подвижек в этом же направлении и в отношении Башкортостана).

Отсюда возникает понятие так называемых симметричных и асимметричных федераций. Симметричной является федерация, где все члены ее (субъекты) имеют одинаковое положение и пользуются одинаковыми полномочиями. В ассиметричных субъекты имеют несколько разный правовой статус, отсюда неравное юридическое и фактическое положение. Примером может служить Россия, в которой различается 6 видов субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), которые юридически равны, но фактически, их полномочия в своем объеме различаются.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации . В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации . Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами (пример – США). В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия.

КОНФЕДЕРАЦИЯ представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств, т.е. сами по себе, они государствами не являются. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения самостоятельно и одновременно являются членами единой государственной организации, которая также выступает как субъект международного права. Конфедерация характеризуется общей системой управленческих органов (структур), общей экономической политикой (в том числе валютной), устойчивыми хозяйственными связями. Вместе с тем решения, принимаемые управленческими органами конфедерации, не носят обязательного характера для государств, входящих в конфедеративный союз. Они реализуются через деятельность правительств государств - членов конфедерации. Государства, сохраняя суверенитет, сохраняют и собственное гражданство, собственную систему органов государственной власти, собственную армию. Кроме того, они обладают правом выхода из союза. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

Создаются координационные органы для ведения общих дел;

Для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;

Правовой основой является договор между участниками;

Имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства. По состоянию на май 2009 г. он включает в себя 28 европейских государств.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств . Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация. Британское содружество - это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.).

(конфедерации и

содружества)

регионалистские территориальные национально-территориальные

симметричные ассиметричные

централизованные децентрализованные

конституционно-правовые договорно-правовые

Форма территориального устройства – это административно - территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма территориального устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

По форме территориального (государственного) устройства государства бывают: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это простое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета, а подчиняются центральным органам власти(Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция и т. д.).

Характерные черты унитарного государства:

Единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

Действует единая конституция, единая система законодательства, единая денежная система, одно гражданство, проводится общая для всех налоговая и кредитная политика;

Основные части унитарного государства не обладают самостоятельной государственностью;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную автономию;

Имеет единые вооруженные силы.

Федеративное государство – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы(Германия, Индия, Канада, США, Россия).

Характерные признаки федеративного государства:

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.;

В союзном государстве верховная законодательная и судебная власть принадлежат федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Характерные черты конфедерации:

Не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, решает проблемы экономического, оборонного и иного сотрудничества;

Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета, эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого значительно упрощен;

Конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике.

16. Формы государственного устройства.

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия). Различают монархии - абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь компромисса между дворянством и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер- министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т. е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Республика - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример - США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской республике членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

17. Исторические этапы эволюции государства.

На различных этапах исторического развития государство существенно изменялась, удовлетворяла потребности различных слоев населения, классов, социальных сословий и групп. Поэтому исследователи выделяют определенные исторические типы государства.

При этом принято называть большинство из них в соответствии с классом, потребности которого прежде удовлетворяет государство. Историческим типом государства называют совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Так, в истории определяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную (капиталистическую) и социалистическую государства. Ввиду невозможности мгновенного перехода от одного типа государства к другому, выделяют также государства переходного периода

Время во многих рабовладельческих государствах сохранялись остатки первичного общества.

Феодальное государство, обеспечивала власть феодалов, основанной на закреплении нормами права феодальной собственности на землю. Именно это приводило зависимость крестьян от феодалов. Самая распространенная форма правления того времени - монархия, но одновременно возникают представительные органы.

Характерной особенностью государства и права времен феодализма очень большое влияние религиозных норм.

С развитием капитализма во многих странах произошли буржуазные революции, привели к образованию нового типа государства - капиталистической. В то время сформировалось немало правовых принципов, которые сохраняют значение и сегодня. Именно в период буржуазных революций было провозглашено и закреплено в законодательстве равенство всех граждан, незыблемость прав человека, неприкосновенность и защиту частной собственности. Тогда же возникает система разделения государственной власти. На первом этапе своего формирования буржуазное общество сохраняло немало особенностей предыдущей государства. Так, оставались ограничения на участие в политической жизни в зависимости от имущественного положения, а иногда и образовательного уровня, во многих странах существовала монархическая форма общественного устройства. В XX в. возникает еще один тип государства - социалистическое. Именно с ее существованием связано формирование мощной системы социальных гарантий со стороны государства - системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако немало идей, взятых за основу социалистического государства (равенство, широкий демократизм и т.д.), не было реализовано в ее деятельности.

На современном этапе формируются новые типы государств, основанные, с одной стороны, на высоком уровне развития техники, что обеспечивает потребности людей, с другой - создают развитую систему социальных гарантий. Именно такое государство социальной демократии (или постбуржуазне) стремится построить многие страны мира, в других она уже существует.

18. Типы современных государств.

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.

Строится типология в основном с позиции двух подходов:

  • Формационного;
  • Цивилизационного;

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства - это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

  • Первобытно-общинная - государства нет;
  • Рабовладельческая - рабовладельческое государство;
  • Феодальная - феодальное государство;
  • Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;
  • Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.

Классификация государств по Марксу строится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

  • Древние государства;
  • Средневековые государства;
  • Современные государства.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.

Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Классификация современных государств

Помимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации.

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых т.е. развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства

  • монархии;
  • республики.

19. Правовое государство.

Правовое государство - форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

20. Социальное государство.

Социальное государство - форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

  • обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
  • установление минимальною размера оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
  • недопущение резкою имущественною расслоения;
  • осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.


21. Тенденции и проблемы развития государств в современном мире.

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

3. Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

4. Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

5. Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

6. Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

В современной стране, которая хочет успешно развиваться, ценность «человек (личность, гражданин)» должна стоять выше ценности «государство». То есть, государство должно быть подчинено интересам своих граждан, личностей, которые, получая возможности для собственного развития, поднимают и уровень развития государства (по этому пути идут страны Скандинавии - страны с самым высоким уровнем жизни в мире). Отсюда вытекает проблемы создания правового и социального государства.

Практика показывает, что многие государства не избежали превращения государства в своеобразную «дойную корову», порождающую социальное иждивенчество отдельных групп и слоев и невольно подрывающую ряд основополагающих стимулов рыночного хозяйства, принижающую заинтересованность людей в инициативном и продуктивном труде. Наиболее квалифицированные и предприимчивые слои населения стали в наибольшей степени испытывать негативные последствия такой политики.
Подобные проблемы показывают, что перед государством как стоят задачи более органичного сочетания правовых и социальных основ своей деятельности, дальнейшего разрешения противоречий между провозглашаемыми гуманистическими целями своего развития и реальным гуманистическим содержанием своих политических акций.

Одновременно с этим кругом проблем современный мир столкнулся и с рядом новых непростых задач, которые встали перед государством. Возникшие новые глобальные проблемы в области отношений с природой (экологический кризис), необходимость ограничения производства и испытания оружия массового поражения, предотвращения демографической катастрофы и другие проблемы современности предопределяют повышение роли государства в регулировании социальных процессов, выдвигают его на передовые рубежи защиты человеческого сообщества в целом.

Именно по этой причине государство вынуждено вмешиваться в управление многими областями жизни, которые ранее находились вне его непосредственного контроля. Еще более возрастает его роль в осуществлении переходных общественных процессов. В то же время многие межгосударственные отношения создают конфликтные проблемы в связи с соотношением внешнего и внутреннего суверенитета (национального) государства, способствуя сокращению его регулирующей роли по сравнению с прерогативами межгосударственных объединений.
Современная (постмодернистская) стадия общественной эволюции в наиболее экономически развитых странах мира демонстрирует резкое усиление нестандартных и отличающихся в культурном отношении от общепринятых стандартов жизненных стратегий, что ставит под вопрос традиционные формы связи государства и общества. В любом случае такая ситуация не просто предполагает определенное время на выработку нового социального контракта власти и граждан, но и в принципе сокращает возможности государства как центра власти в культурно дифференцирующемся обществе. Таким образом, государство становится одним из центров политического влияния, который не обладает не только какими-либо преимуществами перед другими институтами власти (авторитета), но и теми должными регулятивными способностями, которые могут нейтрализовать негативные последствия поведения на политическом рынке отдельных корпоративных структур и обеспечить поддержание общесоциального порядка.

Такого рода проблемы ставят вопросы о поиске государством новых форм своей внутренней организации, о повышении адаптивности к новым вызовам времени. Однако решать эти проблемы оно должно, не утрачивая того позитивного капитала, который оно накопило за столетия своей эволюции. В частности, государство должно сочетать свои действия с общественной инициативой граждан, избегать силовых методов решений, всемерно оберегать приоритетность статуса личности, обеспечивать гарантии ее неотъемлемых прав на свободное самовыражение.

22. Исторические условия возникновения древнерусского государства.

Накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь». Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с. южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

23.Формирование единого Российского государства в 14-16вв.
Причины:
1.Усиление экономических связей между русскими землями.
Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В первую
очередь сильно развивалось сельское хозяйство.
Появляются излишки, что способствует развитию животноводства, а так же
торговле, которая начинает прогрессировать в этот период. Развивается
ремесло, так как сельскому хозяйству необходимо всё больше и больше орудий
труда. Повсеместно происходит не только
усовершенствование старых технологий, но и появление новых.
2.Обострение классовой борьбы. В этот период усиливается эксплуатация
крестьянства феодалами. Начинается процесс закрепощения крестьян. Феодалы
стремятся закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями не только
экономически, но и юридически. Всё это способствует сопротивлению крестьян.Перед феодалами встала задача укротить крестьянство и довести до конца
его закрепощение.
3.Угроза внешнего нападения, заставившая
русские земли собраться в один мощный кулак.

Государственный строй Русского централизованного государства.

Великий князь.
Он был главой Российского государства и обладал широким кругом прав:
издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные
полномочия. С течением времени княжеская власть усиливалась и терпела
изменения, которые шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем.
Первоначально, свои законодательные, административные и судебные правомочия
великий князь мог осуществлять лишь в пределах своих владений.

Боярская дума.
В XIV – XV веках совет при князе постепенно становится постоянно
действующим. На его основе образовалась боярская дума, в которую входили
высшие светские и церковные иерархи. Строгого регламент в деятельности
Думы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры»)
делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имела
сравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемые
думные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала с
полномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не было
зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением
Думы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение не
проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство
осуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великие
князья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общим
процессом централизации власти.

Центральное управление. Приказы.
К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников и
волостелей новые функции единого государства привели к созданию
централизованной системы управления. Возникает приказная система
управления.
Приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат
дьяков и иных должностных лиц. Приказная изба имела своих уполномоченных на
местах. Приказная бюрократия назначалась из дворян. Контроль за
деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно
уменьшалось.
Каждый приказ ведал определённым направлением государственной
деятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойный
приказ – наказывал за разбойные и лихие дела. Поместный – ведал выделением
земли за службу. Ямской – ведал ямской (почтовой) службой. Казённый –
государственными финансами и т.д.
В приказах велось упорядоченное делопроизводство. Они вели и судебные
дела по связанным с их профилем категориям дел.
До приказной системы управления на Руси существовала дворцово-
вотчинная система, состоявшая из двух частей. Одну часть составляло
управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий в
своём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так
называемые пути (из которых впоследствии и произошли приказы),
обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение.

Местное управление.
Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупные
административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на
волости. Но всё-таки полного единообразия и чёткости в административно-
территориальном делении ещё не выработалось. Существовали также разряды –
военные округа, губы – судебные округа.
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица –
представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости –
волостелями. Эти должностные лица содержались за счёт местного населения –
получали от него «корм», то есть проводили натуральные и денежные поборы,
собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормленщики были обязаны
управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, то есть
содержать свой аппарат управления и иметь свои военные отряды для
обеспечения внутренней и внешней функции феодального государства.
Поднимающееся дворянство было не довольно системой кормления по двум
причинам. Во первых они не могли самостоятельно подавить сопротивление
восстающего крестьянства, а система кормлений была не способна в условиях
обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере их защиту. Во
вторых дворянство не устраивало, что доходы от местного управления шли в
карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.
К XVI веку система кормлений стала тяготить центральную власть –
слишком много самоуправства могли позволить себе наместник и волостель.
Государство стало регламентировать численность их штата и нормы податей.
Окончательно наместники теряют свою роль после серии земско-губных реформ
30–50-х годов XVI века. Они связаны с ростом значения дворянства,
купечества и части разбогатевшего крестьянства, которые требовали
ограничения феодального произвола, упорядочения суда и многое другое.

1. Понятие государственно-территориального устройства

Под государственно-территориальным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая соотношение государства в целом (центральной власти) с его составными частями (регионами). Различают две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.
Унитарное государство - это единое, целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа и т. д.) не обладают политической самостоятельностью (не имеют статуса государственных образований)34. Федеративное государство - объединение государственных образований в единое союзное государство, субъекты которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) обладают ограниченным суверенитетом35.

2. Конституционно-правовой статус РФ

Россия до революции 1917 г. представляла собой унитарное государство, в состав которого входили ряд автономий с большим объемом полномочий, в частности Польша и Финляндия. В 1918 г. она впервые была провозглашена федеративным государством. После распада СССР в 1991 г., Россия сохранила свое федеративное устройство. Последние изменения в составе Российской Федерации произошли в июне 1992 г., когда Верховный Совет России образовал на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР Ингушскую республику (с 1996 г. - Республика Ингушетия). В 1993 г. Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании, окончательно закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов36.
Федеративное устройство нашего государства обусловлено двумя основными факторами: первый - Россия - это многонациональное государство и второй - большая территория и численность населения.
На сегодняшний день правовой основой существования российской государственности являются три основных документа: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. и Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.
Конституционно-правовой статус России отличается рядом важнейших признаков.
1. Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции. Территория РФ включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространства над ними. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство включает высоту до 100 километров.
В соответствии с законом, недра в границах территории РФ, включая подземное -пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, различные ресурсы, являются государственной собственностью и по сложившейся традиции входят в понятие государственной территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Отделение какой-либо части территории России, включая ее субъекты, противоречит конституции и нормам международного права. РФ определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы. Режим государственной границы установлен Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации".
2. В Российской Федерации устанавливается единое общегосударственное гражданство. С 1992 г. действует Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". В некоторых субъектах РФ, таких как республики, может устанавливаться собственное гражданство, однако гражданство республик неотделимо от российского. Республиканское гражданство носит производный характер. Это означает, что: а) человек не может получить гражданство той или иной республики, не являясь гражданином РФ, б) утрата гражданства Российской Федерации, автоматически означает утрату имеющегося республиканского гражданства.
3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой системы права, включающей в себя:
- федеральные нормативно-правовые акты;
- нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
К системе права РФ относятся также нормативно-правовые акты бывшего СССР, но лишь те, которые не противоречат Конституции и законодательству РФ. Законодательные акты СССР действуют до момента принятия соответствующих законодательных актов РФ. Ядром всей системы права выступает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с ее нормами, составной частью системы права РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры РФ. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
4. В России действует единая система государственной власти, построенная на принципе разделения властей и с учетом федеративного устройства государства. Главой государства выступает Президент РФ. Исполнительная власть представлена Правительством РФ, Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган в стране. Конституционный суд РФ, Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ осуществляют высшую судебную власть в РФ. Все акты федеральных органов государственной власти, принятые в пределах их ведения, являются обязательными на всей территории страны.
В субъектах РФ также действует система органов государственной власти, образуемая ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленных Федеральным законом43.
5. В России как федеративном государстве разграничиваются предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Статья 71 Конституции закрепляет предметы исключительного ведения РФ, статья 72 закрепляет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Все другие полномочия вне пределов ведения федерации (ст. 71) и совместного ведения федерации и субъектов федерации (ст. 72) относятся к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73, так называемая остаточная компетенция). Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как федерации, так и ее субъектов. Между РФ и ее субъектами могут заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
6. Федеральная собственность - один из элементов конституционного статуса РФ. Исключительно к федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, и др.
7. Федерация имеет единую денежную и кредитную систему. Денежной единицей является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Организация денежного обращения также возлагается на Центральный банк РФ, который планирует объем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание резервных фондов и т. д. Расчеты на территории РФ осуществляются в рублях, запрещается проведение расчетов в иностранной валюте, введение и эмиссия других денег не допускается.
8. Российская Федерация имеет единые Вооруженные силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности страны. Верховным главнокомандующим является Президент РФ. Решение об использовании Вооруженных сил РФ за пределами страны принимается Советом Федерации.
9. Россия обладает правом внешних сношений с иностранными государствами. Федерация обладает правом неограниченного участия в межгосударственных объединениях и организациях, системах коллективной безопасности, а также правом заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения.
10. На всей территории РФ государственным языком является русский. Это означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа во всех органах государственной власти, местного самоуправления и судах. Однако государство признает равные права всех языков народов России на их сохранение и развитие44.
11. Российская Федерация имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Их описание и порядок официального использования определяются федеральным конституционным законом45. Конституция устанавливает, что столицей РФ является Москва, статус которой определяется федеральным законом о статусе столицы РФ46.

3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Российская Федерация состоит из двадцати одной республики, шести краев, сорока девяти областей, двух городов федерального значения, одной автономной области, десяти автономных округов. Конституционно-правовой статус субъектов федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными конституционными законами, конституциями республик, уставами других субъектов федерации, договорами о разграничении предметов ведения и компетенции, иными правовыми актами. Статус субъекта РФ включает в себя совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности. Его статус также зависит от принадлежности к определенному виду субъектов.
Профессор А. Е. Козлов выделяет три разновидности субъектов РФ: 1) республики, имеющие статус государства; 2) политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения; 3) национально-территориальные образования: автономная область и автономные округа47.
В соответствии со ст. 5 Конституции, все субъекты РФ между собой равноправны, однако фактически существуют субъекты с различными статусами. Так, республики, в отличие от всех иных субъектов федерации, объявлены государствами, имеющими конституцию, собственную столицу, республиканское гражданство. В то же время существуют субъекты РФ, которые "вынуждены" располагаться на одной и той же территории (практически все автономные округа): самостоятельные субъекты федерации входят в состав краев и областей, т. е. других самостоятельных субъектов России.
При этом конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется рядом общих признаков.
Во-первых, у субъектов РФ существует своя правовая система, включающая в себя конституцию (в республиках), уставы (в других субъектах федерации), законы и подзаконные акты. Правовая система субъекта федерации является частью общегосударственной правовой системы. Однако правовые акты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также по предметам ведения субъектов РФ, в рамках представленной им компетенции, принимаются ими самостоятельно.
Во-вторых, субъекты РФ обладают своей территорией в пределах административных границ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены по их взаимному согласию.
В-третьих, субъекты РФ обладают собственной системой государственных органов, основывающейся на общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом,48 а также на принципе разделения властей.
В-четвертых, субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические отношения, однако не имеют права требовать дипломатического признания. Международная деятельность субъектов РФ координируется федеральными органами государственной власти
В-пятых, субъекты РФ обладают своей собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
По общему правилу статус субъекта может быть изменен, в соответствии с федеральным конституционным законом, по взаимному согласию РФ и субъекта РФ. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связанно с изменением вида субъекта. Конституцией также предусмотрена возможность образования в составе РФ нового субъекта и принятия в ее состав нового субъекта.

Форма административно-государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определённые отношения органов всего государства с органами его составных частей.

По форме государственного устройства современные государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Первой исторической формой простого государства принято считать античные полисы - города с близлежащей сельской округой, которые представляли собой цельные государственные образования, не имевшие, однако, даже административно-территориального деления.

Унитарное государство (от лат. unus - один) - единое государство, части которого не имеют политической самостоятельности. Унитарные государства имеют ряд характерных признаков:

статус административно-территориальных единиц определяется цен

тральной властью;

центральная власть осуществляет контроль за деятельностью государственной власти на местах;

единая правовая система, единая система высших органов государства, единая судебная система, единое гражданство.

Унитарные государства могут быть простыми (симметричными) и сложными (ассиметричными). Простое унитарное государство состоит только из равных по статусу административно-территориальных образований (Алжир, Колумбия, Польша).

Сложное унитарное государство имеет в своём составе хотя бы одно образование, обладающее отличными от других правами (Великобритания, Дания, Китай). Так, в унитарных государствах может существовать территориальная (областная) автономия, под которой понимается конституционное закрепление внутреннего самоуправления части территории страны. В зависимости от объёма прав различают политическую (с правом издания законов по отдельным вопросам) и административную (без права издания законов) автономию. Автономия как способ децентрализации власти находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц ввиду национальных, культурных, географических и иных особенностей..

Помимо этого, по характеру публичной власти в центре и на местах можно выделить централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные унитарные государства.

Централизованные унитарные государства характеризуются тем, что административно-территориальные единицы единолично управляются назначаемыми из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Польша, Болгария, Судан, Чад, Нигер).

В относительно децентрализованных унитарных государствах помимо назначенных из центра чиновников существуют избранные населением муниципальные органы (во Франции - префекты и мэры соответственно). Права выборных органов значительно ограничены, в то время как государственные чиновники имеют право вмешательства даже в дела муниципального управления.

В децентрализованных унитарных государствах нет назначаемых правительством администраторов на местах, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). В таких государствах существует чёткое разграничение полномочий центральной и местной властью, а контроль со стороны правительства носит опосредованный характер.

Как видно, унитарная форма является довольно гибкой, позволяя устанавливать различный статус отдельных территорий в рамках единого государства. государственный власть правовой территориальный

Федерация (от лат. fedus - союз) - союзное государство, включающее в себя несколько государственных образований. Таким образом, субъекты федерации в той или иной степени обладают признаками государственности. Федерация характеризуются следующими признаками:

двухуровневая система исполнительной, законодательной и судебной

распределение функций между федерацией и её субъектами;

территория федерации состоит из территорий отдельных её субъектов;

граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами

федерации;

единые вооруженные силы, финансовая, налоговая и денежная системы;

основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы;

бикамерализм (в одной палате - представители всего народа, в другой - от субъектов; исключение - Коморские острова).

В федерацию могут входить и территории, не являющиеся субъектами федерации (Федеральный округ Колумбия в США). Федерация строится на основе распределения функций между центром и субъектами, что закрепляется в союзной конституции. Так образуются четыре круга полномочий: исключительная компетенция федерации, исключительная компетенция субъектов, совместная компетенция, остаточная компетенция. Вместе с тем субъекты федерации не обладают суверенитетом (он по определению один и принадлежит федерации): лишены права выхода из федерации, не имеют собственной денежной системы, не являются субъектами международных отношений, не имеют собственных вооружённых сил и т.д. Федерация сохраняет за собой право принудительных правовосстановительных мер по отношению к субъекту в случае нарушения им федеральной конституции. Принцип построения федерации гласит: «Целое определяет части».

Приведём классификацию федераций по различным критериям.

По порядку образования:

а. договорная - образованная в результате объединения суверенных государств, характеризуется сохранением широкого круга полномочий за субъектами (США);

б. конституционная федерация - образованная путём преобразования из унитарного государства, права субъектов «даруются» центром (Бельгия, ФРГ).

По принципу построения:

а. территориальные - субъекты образуются на основе административно-территориального деления (США);

б. национальные - субъекты образуются на основе национального при знака, с учётом этнического состава населения субъектов (Бельгия);

в. смешанная (Россия).

По правовому статусу субъектов:

а. симметричные - субъекты имеют равные права и обязанности (США);

Учёными отмечается, что федерация является более демократичной формой государственного устройства, поэтому она в большей степени характерна для республиканских форм правления. Помимо этого, среди объективных факторов, способствующих существованию государства в виде федерации можно назвать большую территорию и неоднородный национальный состав.

В теории государства выделяют также региональные государства - переходную форму от унитарного государства к федерации. Вся территория такого государства разделена на политические автономные образования, которые не принимают собственных конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и собственную администрацию (Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР).

Иногда в качестве формы государственного устройства называют ещё конфедерацию, что неверно, ибо это надгосударственное образование. Помимо конфедерации существую и другие формы объединения государств: Содружество государств (Британское Содружество, СНГ), протекторат, личная и реальная уния, империя.

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав