03.01.2021

Зарождение науки международного права. Возникновение и развитие международного права От падения Римской империи до Вестфальского мира


Международное право (далее МП) является достоянием мировой цивилизации. Возникло оно с появлением государств и их функций. На раннем этапе своего становления МП начало функционировать в виде регионально международно-правовых систем. Впервые в истории человеческого общества МП зародилось на территориях древнего Китая и Индии, позднее в древней Греции и древнем Риме. Законы Ману в древней Индии содержали правила об установлении посольских отношений между странами о неприкосновенности послов иностранных государств. Эти законы требовали гуманного отношения к военнопленным и раненым. Одна из основных мыслей этого свода относится к законам не истребления мирных жителей о достижении победы над вооружёнными противниками. Гуманные нормы войны зафиксированы в древнейшем документе Китая, в трактате о военном искусстве. Котируемой ХVII веком до н. э. путешествовавшие послы, закрепляющие своей деятельностью дипломатические отношения между государствами древнего Китая пользовались неприкосновенностью. Государствам этого периода был знаком институт международного суда, разрешавший между ними споры. В других государствах целей науки МП не было, были отдельные высказывания древних мыслителей, философов, ораторов по тем или иным аспектам международно-правовых отношений. Платон, Аристотель, Цецерон и другие выступали с осуждением не справедливых воин. Заслугу древнеримским юристам можно поставить за то, что они первыми разработали право народа и обозначили его термином «jus gentium» лат.

В древности центры международной жизни лишь начинали складываться. Международно-правовые нормы часто имели религиозную окраску. Истоки современного дипломатического права, права международных договоров и вооружённых конфликтов зародились в древнем государстве. В средние века феодальная раздробленность была характерной чертой развития человеческого общества.

Договоры были многочисленными, трудно было отличить публично правовые от частноправовых. Субъектами договора часто выступали феодалы города; Римская католическая церковь оказала существенное влияние на развитие Европейского феодального МП. Ею издавались правила по поводу ограничения так называемых частных воин. Она считала необходимым запрещать военные действия в те или иные дни недели. Предоставляла в церквях убежища. Практика этого периода выработала различные гарантии соблюдения международного договора. Клятва на Библии и на Коране были гарантией тех или иных международных договоров. Римские папы могли выступать в качестве гарантов договора, издавая по этому поводу специальные буллы. Как гаранты обеспечения международного договора использовались заложники. Как правило, договоры в средние века были двухсторонними, вместе с тем начинают появляться многосторонние договора. Таким был Вестфальский трактат 1648 г., который юридически оформил окончание тридцатилетней войны. По нему была признана независимость Швейцарии и Голландии. Многие княжества Германии провозглашала свобода плавания по Рейну для государств. Конечное развитие получило посольское право. Обмен посольствами стал более регулярным, в XV-XVII века появились институты консулов. В период империи консулы имели только почётное звание, позднее должностное лицо, чиновник, отправляемый правительством за границу для защиты правовых, торговых и иных интересов своих подданных.

С развитием мореплавания и международной торговли (МТ) признаётся принцип свободы судоходства в открытых морях и океанах, для всех государств закрепляется обычай морского права. В частности можно сослаться на изданный в XIV веке «консалатодельмаре» - кодекс морских обычаев. Международно-правовые воззрения в условиях феодализма получили дальнейшее развитие, хотя не было ещё науки МП. Тем не менее, рассуждения мыслителей представляют ценность для современной международно-правовой науки.

Августин Блаженный (1054-1430). Он утверждал, что люди и государства должны руководствоваться нормами справедливости.

Средневековый поэт Данте (1266-1321) в труде о монархии затрагивал вопросы МП.

Чешский король Иржи Подебрат в XV веке выдвигал идею общего Европейского союза (ЕС), и создания МОр с целью обеспечения мира.

Зарождение международно-правовой науки приходится на период позднего феодализма. В XVI-XVII века 1625 г. появился первый систематизированный труд о праве войны и мира. Написанный голландским юристом Гуго Гроцием, которого справедливо называют отцом науки МП. Он отстаивал свободу плавания в открытом море, а также решительно осуждал войны и их жестокость.

  • 1. естественно-правовое
  • 2. позитивистское
  • 3. гроцианское

Представители первого направления считали, что МП основывается только на божьей воли, а договоры лишь закрепляют эту волю.

Позитивисты считали, что только закреплённые в положении международных договоров, норм можно отнести к МП.

Последователи Гроция старались совместить естественно-правовое и позитивистское направления, труды Гуго Гроция и его последователей в XVII веке привели к созданию науки МП. С развитием капитализма в Европе, создание мирового рынка, расширение и углубление МТ повели к заключению многосторонних соглашений и к образованию межгосударственных организаций. В числе первых появились такие МОр как Международный Телеграфный Союз 1866 г., Всемирный Почтовый Союз 1874 г., Международный Железнодорожный Союз 1886 г. это вызвало качественное и ускоренное развитие МП.

К числу демократических норм принятых в МП следует отнести кодифицированные и гуманные законы, и обычаи войны, нашедшие выражение в Женевской конвенции (1867 г.) о режиме раненых и больных.

В Гаагских конвенциях 1899 - 1907 гг. прогрессивным в этих конвенциях было положение о том, что война не ведётся против мирных жителей, она ведётся между сражавшимися. Гаагские конвенции ввели в МО целую систему средств мирного разрешения споров между государствами. В Европе исчезают такие прежние способы осуществления международных договоров, как принесение клятвы, предоставление заложников, поручительство папы Римского.

Международное право начинает зарождаться в период, когда распадаются родоплеменные взаимоотношения и возникают первые государственные образования. К этому периоду у древних людей уже накопился достаточный опыт межплеменных и межродовых взаимоотношений. Для регламентации данных отношений формируются конкретные правила, которые нашли своё отражение в обычаях. Свод таких инструкций, существовавший уже в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой вполне возможно назвать межплеменным «правом». Далее в процессе собственного становления оно перевоплощается в международное право.

Замечание 1

Несмотря на то, что это догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было довольно слабо развито, и в нем отсутствовала чёткая система, уже в то время роды и племена вели друг с другом войны, высылали друг к другу собственных посланников, хотели заключать соглашения, выполняли естественный обмен, а это позволяет напрямую говорить о зарождении норм права войны и мира, права договоров, посольского права и т. д.

Образование государств повлекло за собой и возникновение отношений между ними. Всё острее встаёт потребность в наличии системы регулирования взаимоотношений между государствами. Поэтому именно в это время и появляются первые нормы международного права, в основу которых были положены существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникло «право народов » (jus gentium), представлявшее собой совокупность инструкций, регулировавших отношения насчет ведения войн, основания царств, установления границ полей, разделения имущества, торговли, возведения домов, купли-продажи и т. д. Поскольку на изначальном шаге развития межгосударственного права не существовало конкретных отличий между внутригосударственным и международным правом, «Право народов» занималось регулированием не только внутригосударственных, но и частично межгосударственных дел.

Одна из основных причин зарождения международного права заключается в развитии процесса государственного разделения общества и необходимости поддержания связей между странами. В свою очередь, межгосударственные взаимосвязи были обусловлены этими первопричинами, в числе которых были разделение труда, соединение усилий стран для решения общих трудностей политического, финансового, военного и другого характера, демографическая обстановка в тех или же других частях планеты, уровень познаний, время развития, формирования и становления стран, степень становления коммуникационных связей, индустрии, ремесел, сельского хозяйства, идеологии, религии, культуры, военного потенциала и др.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не имело возможности долго существовать изолированным от иных стран. Множествами нитей (политическими, культурными, финансовыми, научными и т. д.) оно было соединено с другими. Научно-технический прогресс, упрощение коммуникационных связей, возникновение масштабных задач только повышали взаимозависимость субъектов государственно разделенного сообщества. Тем самым шло усиление роли норм права, которые регулировали отношения между странами.

Таким образом, международное право считается природным продуктом исторического становления, существующее беспристрастно и реально, и, возникнув когда-то на некой стадии человеческого сообщества, оно будет развиваться и затем по законам диалектики.

Периодизация истории международного права

История международного права является неотъемлемой частью общественной истории. Время становления и развития международного права можно представить в виде некой периодизации, разделённой на 4 периода, которые неразрывно связанны с общественно-экономическими формациями и переходными шагами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит явный метод производства, а ее сущность образуют производственные дела. Помимо прочего общественно-экономическая формация обхватывает и подходящую надстройку (государство, право, понимание, мораль, правосознание, обстановка, наука, вид семьи и т. д.).

Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

  1. Международное право Древнего мира (4 тыс. до н. э. - 476 г. н. э.). Данный период соотносится с рабовладельческой общественно-экономической формацией;
  2. Международное право Средних веков (476-1648 гг.). Данный период соотносится с феодальной общественно-экономической формацией;
  3. Традиционное международное право (1648-1919 гг.). Данный период соотносится с возникновением и развитием капиталистического метода производства;
  4. международное право $XX$-$XXI$ вв. Данный период включает отрезок времени с 1919 г. по начало $XXI$ в.

Характеристика этапов развития международного права

Период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. является временем распада родоплеменных взаимоотношений и образования ранних рабовладельческих стран, где и зарождаются нормы международного права.

476 год н. э. считают годом падения Западной Римской империи , и именно с этого момента замечено бурное становление феодальных взаимоотношений. Данный этап (476-1648 гг.) в развитии общества привёл к развитию и норм феодального международного права.

Период от момента падения Западной Римской империи до Вестфальского мира ознаменовался бурным развитием международных взаимоотношений феодальных стран в ходе их образования, возникновения больших феодальных сословных монархий, преодоления раздробленности, а еще с началом формирования абсолютистских государств.

Одной из отличительных черт феодального международного права в Западной Европе можно считать большое влияние на него католической церкви. Римские папы оказывали давление, делая упор на каноническое право, которое формировалось по распоряжениям церковных соборов и папских указов. Ощутимое воздействие на международное право в отношениях между арабскими странами оказывал ислам.

В данный период еще существовало международного права, единого для всех стран. Использование международно-правовых норм было связано с существованием нескольких ареалов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

В сфере посольского права надлежит выделить возникновение в XV веке постоянных посольств. Военные обычаи в рыцарский период продолжали оставаться очень ожесточенными. В связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу стали обогащаться мирные средства разрешения международных споров.

Центральным событием $XVII$ в. стала Английская буржуазная революция (1642-1649 гг.). Она дала простор установлению буржуазных взаимоотношений. В историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1919 г.) международного права. $XVIII$ век дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию гражданских прав (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, практически до образования нового самостоятельного государства, и еще основы прав и свобод человека.

На конец $XIX$ - начало $XX$ в. пришлось время существенных достижений в сфере международно-правового регулирования. Наиболее значимыми событиями на данном направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., которые были созваны, в первую очередь, по инициативе Российской Империи. Документы, принятые на них, систематизировали и кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров. Эти конференции стали важнейшей вехой в формировании международного гуманитарного права. Данный период заканчивается вместе с завершением Первой мировой войны и созданием Лиги Наций.

В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, положившая начало периоду социалистических преобразований, а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Версальского договора, который юридически оформил итоги Первой мировой войны. В интервале времени с 1917 по 1991 г. вместе с действующими нормами появляются нормы, которые позволили регулировать отношения между капиталистическим и социалистическим миром.

Середина XX в. отмечена взаимным сосуществованием так называемых трёх миров, т. е. государств с уже образовавшимися капиталистическими отношениями, государств, ставших на путь социалистических преобразований и развивающихся государств, до конца не определивших свое место в мировом сообществе. В это время происходит улучшение институтов международного права, и также становится виден процесс соединения стран в разные организации, что свидетельствует о желании людей мирно сосуществовать на планете.

Замечание 2

Так, были созданы Организация Североатлантического договора (1949 г.), Совет Финансовой Взаимопомощи (1949 г.), Организация африканского единства (1963 г.), и, естественно же, достижением истории человечества явился 1945 г., в котором была закончена Вторая мировая война и основана Организация Объединенных Наций, которая была создана с целью обеспечения и поддержания мира, безопасности и становления сотрудничества между государствами.

В связи с подъемом обобществления капиталистического производства и научно-технической революцией в 50-х годах $XX$ в. образовалась доктрина конвергенции, говорившая о постепенном сглаживании политических, финансовых, идеологических и других отличий между социалистическими и капиталистическими социальными системами. Психологический барьер 80-90-х годов $XX$ в. продемонстрировал кипучий переходный период к конвергенции, который, по всей видимости, был связан с распадом СССР и крушением мировой социалистической системы.

Сегодня сложно представить, когда завершится эта конвергенция. Неоспоримо, что человечество, в конце концов, поймёт, что все люди принадлежат «общему дому» - планете Земля. Это повлечет за собой постепенное стирание границ и установление более узких связей между странами. И не самую последнюю роль здесь сыграют нормы международного права.

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направления являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие значительное внимание, вследствие чего он был назначен профессором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, первым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве природы и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистекающие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наиболее широкую известность получили немец К. Томазий (1655- 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674-1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Фердросс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международного права, оппонируя приверженцам естественно-правового подхода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, существующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между государствами, и именно воля последних, зафиксированная в таком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключительно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали существование естественного права как такового.

Одним из основоположников позитивистской школы международного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590-1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и мира, или право между народами», который считается первым систематическим и объемным исследованием всего предмета «права народов», т.е., по сути, первым учебником по международному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юридического позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обычного (традиционного) поведения государств лежит разум, руководствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчиняются нормам права. Помимо исследования вопросов права войны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и обстоятельно проанализированы само понятие международного права, проблематика урегулирования споров между государствами, правовые конструкции, связанные с причинением и возмещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдающийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух десятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. -- глава Верховного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). В ряде своих работ, посвященных общим вопросам международного права, морскому и посольскому праву, этот видный ученый, опираясь на практику межгосударственных отношений, отстаивал точку зрения, согласно которой международным правом является лишь то, в отношении чего государства согласились об обязательном характере. В связи с этим основными источниками «права народов», по мнению К. ван Бин- керсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы можно отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), выступавшего за то, чтобы рассматривать международное право в качестве отдельной, самостоятельной юридической науки, И. Текстора (1637-1701), делившего «право народов» на первичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (возникающее в виде обычая естественным путем)1. Позитивист- кои теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701- 1785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государств, так как его нормы не могут быть надлежащим образом выявлены и записаны, Г. фон Мартене (1756-1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу действия международного права исключительно Европой и отрицавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Вентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма и автор термина «международное право», считавший естественное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808-1881) - основатель Института международного права (1873), рассматривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «цивилизованные» государства.

В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического позитивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись такие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867- 1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) - автор так называемого «чистого учения о праве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их подход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «право народов» проистекает как из природы, так и из воли государств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двойственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа человека как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» международного права является известный швейцарский юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714-1767), считающийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверенитета и независимости, а также автором термина «право народов» -

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-правовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств (наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатических представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на протяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бестселлером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в своих научных изысканиях как современники автора, так и его последователи -- вплоть до конца XIX в. На эту работу неоднократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США (последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы международного права наибольшую известность получили немец X. Вольф (1679-1754) -- основоположник учения об основных правах и обязанностях государств, а также французы Ж.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). В XX в. одним из сторонников данного научного направления являлся авторитетный английский юрист-международник, профессор Кембриджского университета и судья Международного Суда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой федерации X. Лаутерпахт (1897-1960).

Помимо рассмотренных выше научных школ («естественники», «позитивисты», «гроцианцы») можно выделить еще одно направление в международно-правовой доктрине, сформировавшееся преимущественно в XIX в. Представители этого направления занимали особую позицию, придерживались специфических взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистическим, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именовались «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международного права, признавая за последним лишь моральный авторитет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовместимой с государственным суверенитетом. Соответственно нормы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуемому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832- 1917) и братья Цорн.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765-1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения международной организации для обеспечения мира, Д. И. Каченовский (1827-1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также трудам, посвященным источникам («памятникам») международного права и международному морскому праву. Одним из первых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824-1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831--1907) в 1875 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерки истории и догматики международного права», в котором основное внимание уделил исследованию способов решения международных конфликтов.

Вклад в развитие международного права внесли российские ученые Ф.Ф. Мартене (1845-1909), по праву считающийся отцом» международного гуманитарного права, JI.A. Камаров- ский (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об универсальности международного права, о всемирной организации государств, о международном суде) упрочению международного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший механизм создания международного союза как высшего типа человеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной обеспечивать международные общественные интересы, сформулировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходимости добровольного самоограничения суверенной власти государств ради блага всего человеческого общества. Российкий ученый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность своими трудами, посвященными международному третейскому разбирательству, международным конгрессам и конференциям, а также международным административным комиссиям 1.

Среди представителей советской школы международного права наибольшую известность благодаря своим трудам получили такие авторитетные юристы-международники, как С.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937), Е.А. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984), Ф.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993), А.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др. Многие из них в разное время являлись судьями Международного Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда, а также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы международного права являются известные ученые, профессора Белорусского государственного университета Ю.П. Бровка и Л.В. Павлова, подготовившие за последние несколько десятилетий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юристов-международников являются: «БССР на международной арене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъектность БССР» (Ю.П. Бровка, 1967), «Ответственность государства за агрессию» (А.В. Орловский, 1969), «Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве» (И.В. Фисенко, 2000), «Имплементация норм международного права во внутригосударственное право» (JI.B. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф. Чудаков, В.А. Фадеев, Е.Б. Леанович, А.И. Зыбайло, 2001), «ЮНЕСКО и права человека» (Л.В. Павлова, А.Е. Вашкевич, 2002), «Механизм имплементации международного гуманитарного права» (В.Ю. Калугин, 2003), «Меж- дународно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России» (А.Л. Козик, 2007), «Соотношение международного и внутригосударственного права» (А.И. Зыбайло, 2007), «Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств» (И.А. Барковский, 2007), «Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет» (Е.Ф. Довгань, А.Ш. Керимбаева, Л.В. Павлова, М.Г. Пронина, 2008), «Принцип невмешательства во внутренние дела государств: современные тенденции» (Е.Ф. Довгань, 2009) и др.

Прежде всего необходимо отметить, что эта система права стала так называться лишь в XVIII в. До этого ее именовали как "право народов", "общенародное право", используя существовавший в юриспруденции Древнего Рима термин jus gentium, переводя его с латыни на современные языки. Нельзя также не сказать, что в XIX и XX вв. неоднократно высказывалось предложение назвать эту систему "межгосударственным правом", ссылаясь на то, что оно регламентирует отношения между государствами, а не отношения физических и юридических лиц.

Если обобщить все высказывания о том, когда возникло международное право, то они могут быть сведены к трем вариантам:

  • а) международное право возникло еще во времена межплеменных отношений, до возникновения государств;
  • б) международное право появилось одновременно с государствами, которые придавали существовавшим до этого межплеменным правилам качество правовых норм и создавали новые;
  • в) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.

Наиболее распространенным было мнение, что государство и право - это явления, которые появились одновременно. Сторонники этой точки зрения считали, что, поскольку международное право - совокупность принципов и норм, регламентирующих отношения между субъектами этого права, т.е. государствами, оно не могло появиться раньше возникновения государств. В подтверждение этого тезиса обычно ссылались на один из наиболее ранних дошедших до нас договоров, заключенный в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатушили III, т.е. после того, как уже появились государства.

В соответствии с этим мнением международное право рассматривалось с учетом принятой периодизации истории человечества, государств, их общественного устройства. Оценивались характер и особенности международного права, присущие рабовладельческому или феодальному обществу, капитализму и империализму, а также периоду после Октябрьской революции; поэтому внимания тому, что было до возникновения государств и какие были правила взаимоотношений при первобытнообщинном обществе, не уделялось.

Однако еще до появления государств и писаных договоров человечество прошло долгий путь развития. Даже первобытные люди не были абсолютно обособлены друг от друга. Постепенно отношения между ними принимали постоянную основу. Родовые отношения вели к появлению племен, затем возникали союзы племен и т.д. Союзы племен могли появиться, употребляя современную терминологию, лишь в результате заключения договоров, хотя археологи пока не нашли соответствующих письменных источников.

Но договорам о союзах племен предшествовало осознание необходимости таких союзов как формы отношения племен. А это могло означать только одно: еще задолго до появления письменных договоров у людей, живших в те далекие времена, возникало, говоря современным языком, правосознание, присущее племенным народам. Это означало понимание необходимости установления некоторых правил взаимоотношений, что и выражалось в создании определенных правил, например о разграничении угодий охоты, рыболовства и т.п. Конечно, рассматривать эти правила как нормы международного права или как их зачатки было бы наивно. У них была другая природа, и они определялись иными критериями, чем нормы международного права. Но тем не менее это были правила, на основе которых строились взаимоотношения между племенами и союзами племен. Поэтому не случайно, что ряд видных ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций, которого часто именуют "отцом международного права", говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства. Такими субъектами при первобытнообщинном строе были существовавшие тогда структуры (племена, их союзы), которые организовывали жизнь людей в те далекие времена.

После возникновения государств прошло уже несколько тысячелетий. Государства воспринимали и постепенно закрепляли сложившиеся до этого правила поведения, а также создавали новые нормы. Таким образом, правила поведения, существовавшие до появления государств и воспринятые ими, преобразовывались в правовые нормы и являлись зачатками международного права, которое было результатом развития человечества в течение длительного периода.

Упомянутые правила поведения, а затем и нормы международного права возникали не произвольно. Они создавались под воздействием реальных объективных процессов, проходивших на тех или иных этапах развития человечества... и прежде всего развития производства. Такие процессы проходили не только в материальной сфере, но и в общественно-политической жизни, например революции во Франции в конце XVIII в. или в России в феврале и октябре 1917 г., война за независимость в США, Первая и Вторая мировые войны, ликвидация колониальной системы в XX в. Происходившие в жизни человечества события формировали правосознание людей, общества, влияли на разрабатываемые правовые нормы и практику их применения. Но эти нормы становились реальностью только тогда, когда они отражали общественно-политические, экономические и иные потребности государств, всего мирового сообщества, поскольку жизнь мирового сообщества под воздействием объективных процессов постоянно изменяется; постоянно меняется и международное право: на смену устаревшим нормам приходят новые.

Что касается роли государств, то именно они создают нормы международного права. Нельзя не отметить, что под влиянием мощных держав порой создаются нормы, отражающие в большей степени их интересы. Примером может быть так называемое "международное право цивилизованных народов", созданное в XIX - начале XX в. крупными государствами Европы, США. Однако в современных условиях, поскольку в создании международно-правовых норм участвуют все члены ООН, эти нормы в целом отвечают интересам всего мирового сообщества.

Ныне в создании международно-правовых норм возрастает роль международных организаций... и прежде всего ООН. Количество международных организаций растет, что является закономерным процессом в жизни мирового сообщества.

Ученые, неправительственные организации не создают право, они анализируют происходящие объективные процессы, существующие международно-правовые нормы и вносят рекомендации по их совершенствованию. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву могут использоваться в международной практике. Но рекомендации ученых, неправительственных организаций могут стать нормой поведения только в случае признания их таковой государствами.

Учитывая роль государств в создании норм международного права, исключительно важно, чтобы правильно понимался ход исторического развития, его логика. Государство только тогда может оказать влияние на развитие международного права своей волей, когда ему удается правильно оценить объективный ход исторического развития; поэтому государственные деятели при осуществлении внешней политики, дипломатии должны опираться на науку, научные разработки, обладать широким кругозором, поскольку, как говорили ученые мужи древности Конфуций, Аристотель и Платон, нельзя доверять власть непросвещенным людям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • - международное право является продуктом исторического развития; оно возникает объективно, независимо от воли людей;
  • - международное право и сегодня продолжает развиваться в основном объективно; люди оказывают влияние на его развитие только тогда, когда им удается правильно оценить объективный ход исторических событий;
  • - договоры должны соблюдаться - это незыблемый принцип международного права, однако любой договор есть юридическая форма, которая со временем может перестать адекватно отражать объективную действительность и нуждается в изменении.

Таким образом, под воздействием объективных факторов, именуемых источником международного права в материальном смысле, оно постоянно изменяется.

Основной формой современного общества является государство. Государство осуществляет регулирование общественных отношений с помощью специального аппарата. Эта система правил поведения человеческого общества и норм публичного управления образует государственное право. Различные группы людей взаимодействовали между собой на самых ранних этапах возникновения общественной жизни, начиная с эпохи первобытно-общинного строя. Межплеменные отношения с возникновением государств сменялись межгосударственными отношениями. И эти отношения регулировались определенными нормами поведения. В римском праве система правовых норм именовалась правом народов. В средние века правила международных отношений. На каждом историческом этапе международное право отражает объективные факторы общественного развития. Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Здесь задействован древнеримский постулат (равный над равным власти не имеет). Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в xx веке. История международного права неразрывно связана с историей человеческой цивилизацией. В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее сложным и спорным. Процесс формирования международного права тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права: международное право в древности; международное право в средние века (с v в. до Вестфальского мира 1648, завершившего тридцатилетнюю войну). В этой войне были задействованы Швеция, Франция и Германия. Было заключено два договора, по которому каждое государство получило свои определенные земли. К новому времени международное право 1648 года до Венского конгресса 1815 года, когда завершается эпоха наполеоновских войн, с 1815 до окончания Первой мировой войны и Версальского мирного договора 1919 года, с 1919 года до завершения Второй мировой войны и создания в 1945 году ООН. Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на международное право и являлся определенной вехой в его развитии.

Возникновение первых государств относится к концу четвертого – началу третьего тысячелетия до н.э. Вступление первых государств в отношения между собой привело к образованию международно-правовых норм. В основе этих норм в древности лежали обычаи, которые регулировали отношения между племенами. Такие обычаи на протяжении столетий оставались основным источником международного права. Следует иметь в виду, что как в древние времена, так и в последующие на развитие международного права большое влияние оказывали войны. Для регулирования своих отношений заключали договоры вначале в устной форме, а с появлением письменности в письменной форме. Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1926 году до н.э. между египетским фараоном Рамзесом вторым, которым устанавливался военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказать военную помощь друг другу. Нарушителю договора грозили страшные небесные кары. В первом тысячелетии до н.э. большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту.



В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Согласно исторических памятников, древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договоры. Так, на одном из съездов (5в до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров. На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения переговоров, способ ведения войны. Особое значение придавалось правилам ведения войны, различались справедливые и несправедливые войны. В 8 веке до н.э. возникли древнегреческие города государства (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие государства и их колонии подпадают под действие права и только греки считались полноправными гражданами, а не греки относились к варварам. Греческие города полисы заключали между собой договоры союзы двух видов – религиозно-политические и военно-политические.

Греческие города полисы выработали определенные правила, касающиеся войн: о начале войны необходимо объявить официально, запрещалось отравленное оружие. Пленных обращали в рабство, правомерным считалось даже убийство женщин, детей, стариков. Однако, укрывающихся в храмах запрещалось убивать. Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Ксенофонт, Платон, Плутарх) можно встретить отдельные рассуждения по вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отношения между греками и варварами.

Значительна роль в становлении международного права принадлежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция. Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государствами с помощью коллегии жрецов-фециалов, на которую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров, предъявление претензий иностранным государствам. Все войны, которые вели римляне, считались справедливыми, т.к. они заблаговременно объявляли о начале войны, захваченные города, жители и все имущество считалось законной добычей, а пленных или убивали, либо обращали в рабство. Римляне не допускали применения отравленного оружия.

В древнем Риме и древней Греции существовал институт покровительства иностранцам. Были назначены специальные лица преторы. В результате деятельности преторов появились привила, которые применялись ко всем лицам –как к римлянам, так и к иностранцам. В эту эпоху в Европе возникали понятия «международного права». Древний мир осуществлял свои связи с иностранными государствами с помощью посольств. Римское право оказало большое влияние на последующее развитие правовой науки, в том числе и международного права.

В 476 году пала Западная Римская империя. На смену ей пришли европейские государства, которые возникали еще до падения Рима. Процесс становления европейских государств завершился к 9 веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался до появления абсолютистских монархий. На Ближнем и Среднем Востоке возник арабский халифат. Большую роль на европейском континенте играло христианство. Оно оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения, ограничивало царящий в те времена произвол. Римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся способов приобретения территории, международных договоров. Договоры заключаются не только по вопросам, связанным с окончанием войны или передачей территории, но и относящимся к развитию и укреплению международных, политических и торговых отношений. Основным средством являлась торжественная религиозная клятва, сопровождавшаяся целованием креста и Евангелия. Нарушителю договора грозили возможность интердикта (полное или частичное временное запрещение совершать богослужение и религиозные обряды). Однако религиозная клятва становилась со временем недостаточной, и государства начв ли прибегать к таким мерам, к поручительству третьей стороны (чаще всего Папы римского).

В 9 веке появляется Древнерусское государство. Его международная практика не отличалась от западно-европейских государств. В частности это относится к войнам, договорам, положению пленных и т.д. Появляется понятие суверенитета. Под суверенитетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Она проявляется: в издании законов, в решении вопросов войны и мира; в назначении должностных лиц. В 17 в понятие суверенитета признается необходимым юридическим свойством государства.

1648 год знаменуется заключением Вестфальского мира, завершившего тридцатилетнюю войну в Европе (1618-1648г.г.), которая была вызвана религиозными причинами. Были заключены два договора. Договор признал равенство вероисповеданий католического и протестантского. Были признаны суверенитеты всех государств, втянутых в эту войну. Независимая Швейцария и Нидерланды. Вестфальский договор заложил основу классического международного права, которое формировалось в последующие столетия. Развитие международного права в этот период непосредственно связано с идеей равноправия государств и понятием суверенитета. В посольском (дипломатическом) праве утвердился принцип неприкосновенности посла, консулы также имели особое положение. Правовое положение консулов и их функции закрепляются в международных договорах. Среди договоров этого периода выделяются договоры о торговле и мореплавании, которые касались правового положения иностранцев. Было признано, что открытое море находится в общем пользовании, что привело к закреплению принципа свободы открытого моря. Значительной вехой в развитии законов и обычаев морской войны стала Декларация о вооруженном нейтралитете, с которой в 1780 году выступила Россия. В ней выдвигались следующие принципы права морской войны: свобода плавания нейтральных кораблей, запрет захвата на нейтральных судах собственности.

Революция во Франции 1783-1793 года оказала существенное влияние на развитие международного права. Развитие экономики и технический прогресс привели к созданию международных организаций. Для разрешения международных споров государства часто прибегали к международному арбитражу. Известны арбитражные решения споров между Великобританией и США в 1870 году по делу крейсера «Алабама».

Формирование классического международного права начиналось с Вестфальского мира. Характерная его черта формирование преимущественно как права европейских государств. В 19 столетии сложилась наука международного права. Во многих странах появляются курсы международного права: в Великобритании, во Франции, в США, в Италии и др.

Первая мировая (1914-1919) война и заключенный по ее окончании Версальский мирный договор не только изменили политическую карту мира, но и оказали существенное влияние на развитие международного права. В 1917 году в результате Великой октябрьской социалистической революции появляется советская Россия, которая в первые дни своего существования выдвинула политические и международно-правовые идеи, оказавшие влияние на международное право. Эти идеи касались таких международно-правовых вопросов, как запрет агрессивных и колониальных войн, аннексий (насильственный захват территорий) и контрибуций (платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя),признание права народов на самоопределение.

Период 1991-1939 годов характеризуется тем, что государства осознавали необходимость запрещения агрессивной войны. Усилия Советского Союза в 1993 году увенчались успехом. В 1926 году делаются определенные шаги в области обеспечения прав человека – запрет рабства. Образование в 1945 году ООН положило начало современному международному праву. Поскольку главной задачей международного права является обеспечение международного мира и безопасности, основным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Заслуги ООН в области поддержания мира значительны. Современное международное право отличается по ряду признаков от классического. Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось классическим международным правом. Право государств на войну запрещено, только мирные средства разрешения международных споров. Осуществлена кодификация многих отраслей международного права, например дипломатического и консульского права, права международных договоров, международного морского права.

Большое внимание вопросам международного права уделялось России. Появляются общие курсы и учебники по международному праву, так работы посвященные отдельным вопросам. Необходимо заметить, что расцвет российской науки международного права падает на вторую половину 19 столетия. Появляется целая плеяда выдающихся юристов-международников: Капустин, Незабитовский, Ивановский, Овчинников, Грабарь, Казанский и др. Труды этих ученных сыграли значительную роль в становлении отечественной науки международного права и оказали влияние на развитие науки международного права.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: « Народ нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем». Международное право – средство дальнейшей демократизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав