Что такое механизм подачи и рассмотрения жалоб договорных органов по правам человека?
Договор по правам человека представляет собой официальный документ, налагающий на ратифицировавшие его или присоединившиеся к нему государства обязательства защищать и поощрять определенные права и свободы. Договорный орган (также именуемый "Комитетом") - это группа экспертов, которые осуществляют мониторинг за выполнением положений договора такими государствами ("государствами-участниками"). При определенных обстоятельствах комитеты могут рассматривать индивидуальные жалобы от лиц, считающих, что государство-участник нарушило их права, которые предусмотрены тем или иным договором. Процедуры подачи и рассмотрения жалоб носят факультативный характер: в дополнение к основному договору государство-участник должно официально признать эту процедуру (обычно путем ратификации факультативного протокола) до того, как она сможет применяться.
На что можно жаловаться?
Жаловаться можно на нарушения прав, гарантированных договором, в соответствии с которым подается жалоба (Международный
пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации
расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин,
Конвенция против пыток, Конвенция о правах инвалидов). В соответствии с
указанными договорами можно подавать жалобу в связи с нарушением права на жизнь;
незаконным арестом и задержанием; пытками; условиями содержания в тюрьме;
несправедливым судебным процессом; произвольным вмешательством в семейную или
личную жизнь; отказом защитить семью или детей; нарушениями свободы мысли,
религии или выражения мнений; нарушениями права на мирные собрания и свободы
ассоциаций; нарушениями права меньшинств пользоваться своей культурой;
дискриминацией на основании расы, половой принадлежности и других причин. Для
получения исчерпывающего представления об охраняемых правах следует ознакомиться
с полным текстом договоров (смотрите рубрику "Официальные документы по правам
человека" на главной странице).
Существуют ли права человека, не охваченные действующими в договорных органах процедурами подачи и рассмотрения жалоб?
Действующие в договорных органах процедуры подачи и рассмотрения жалоб не распространяются на права, не предусмотренные договором, на основании которого подается жалоба. Например, право на достаточное жилище, право на социальные льготы и пособия и их размер, а также право собственности в настоящее время не входят в круг прав, подпадающих под компетенцию какого-либо из договорных органов, если только они не сопряжены с нарушениями других прав, таких, как право не подвергаться дискриминации.
Можно ли обжаловать судебное решение, с которым не согласен? Можно ли добиться проведения повторного судебного процесса?
Комитеты, как правило, не вправе оспаривать оценку фактов и доказательств, произведенную национальными судами, а также пересматривать решения относительно вины или невиновности того или иного лица, за исключением случаев, когда принятые решения были явно произвольными. Комитеты никогда не пересматривают дела по существу, но могут рекомендовать проведение повторного процесса по делу в качестве средства правовой защиты от нарушения права на справедливое судебное разбирательство. Вместе с тем, это происходит довольно редко.
Кто может подавать жалобу? Можно ли подавать жалобу от имени другого лица или группы лиц?
Любое лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека, или представляющее такую жертву, может подать жалобу в соответствии с механизмом подачи и рассмотрения жалоб договорного органа.
Если вы хотите подать жалобу от имени другого лица или группы лиц, необходимо письменное согласие каждого из представляемых вами лиц. Лицо, которое не в состоянии выразить свое согласие, может быть представлено его родственником без письменной авторизации. Причины этого должны быть разъяснены. Комитеты не рассматривают жалобы в отношении каких-либо общих вопросов, поданные от имени неопределенного круга лиц, личность которых установить нельзя.
Чьи действия могут быть обжалованы?
К рассмотрению принимаются только жалобы в отношении государств. Жалоба может подаваться в отношении любого государства, юрисдикция которого распространялась на жертву в момент нарушения, которое также ратифицировало договор, служащий основанием для подачи жалобы, и которое признало процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений (с положением дел в области ратификации
договоров Российской Федерацией можно ознакомиться на
страницах соответствующих договоров). Договорные органы не занимаются жалобами на действия частных лиц, национальных или международных организаций.
Целесообразно ли сразу же обращаться в ООН после того, как было нарушено право? Нужно ли сначала обратиться с иском в государственные суды?
До того как подавать жалобу в договорный орган, необходимо, чтобы дело было рассмотрено судами национальной судебной системы, вплоть до суда высшей инстанции (например, Верховного суда), и по нему было вынесено окончательное решение. Это требование называется "исчерпанием внутренних средств правовой защиты". Отступление от этого требования допускается только в том случае, если вы сможете доказать, что процедуры внутренних средств задействования правовой защиты неэффективны, недоступны или чрезмерно затянуты.
Существуют ли чрезвычайные процедуры?
В случае, когда имеются опасения, что вам может быть причинен непоправимый ущерб (например, в случаях неизбежного исполнения смертного приговора или высылки при наличии угрозы применения пыток) до рассмотрения вашего дела комитетом вы можете обратиться к нему с просьбой о немедленном вмешательстве с целью прекратить какое-либо действие (или бездействие) со стороны государства, которое может причинить вам такой вред. Такое обращение называется "просьбой о принятии предварительных мер защиты".
Целесообразно ли направлять жалобу одновременно в различные органы по правам человека?
Нет, комитеты не примут к рассмотрению ваше сообщение, если оно рассматривается в соответствии с другой международной или региональной процедурой, например, Европейским судом по правам человека или другим комитетом. В жалобе необходимо четко указать, в соответствии с какой процедурой вы хотели бы ее подать. Если по вашему делу уже было принято решение в соответствии с другой подобной процедурой, при определенных обстоятельствах и в соответствии с определенными договорами оно может быть рассмотрено повторно. Вместе с тем процедура рассмотрения жалоб договорными органами не является апелляционной процедурой.
Будет ли рассмотрена жалоба, касающаяся событий, которые произошли много лет назад?
Временных ограничений подачи жалобы не установлено, за исключением процедуры в соответствии с Международной
конвенцией о ликвидации расовой дискриминации (шесть месяцев после вынесения окончательного решения национальными судами), но лучше подать жалобу, как можно скорее после исчерпания внутренних средств правовой защиты. В определенных случаях комитеты могут счесть жалобу необоснованной в связи с тем, что она была подана спустя длительное время после событий. Можно подавать жалобу только в связи с событиями, имевшими место после того, как соответствующее государство признало процедуры подачи и рассмотрения жалоб, предусмотренные договором, на основании которой подается жалоба.
Можно ли подавать жалобу анонимно, если человек боится называть свое имя?
Анонимные жалобы комитеты не рассматривают. Можно обратиться с просьбой о том, чтобы окончательное решение публиковалось без указания имени.
Каким образом следует представлять жалобы?
Жалоба должна подаваться в письменном виде. Факты следует излагать в
хронологическом порядке, включая средства правовой защиты, которыми вы
воспользовались. Целесообразно привести выдержки из соответствующих статей
договора, которые относятся к вашему делу. Вам следует пояснить, каким образом
представленные вами факты свидетельствуют о нарушении указанных статей. Вы
можете использовать образец формы жалобы: для сообщений в
Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет
против пыток и для сообщений в Комитет по ликвидации
дискриминации в отношении женщин .
Может ли жалоба быть составлена на родном языке?
Жалобы могут составляться на одном из рабочих языков Секретариата: английском, французском, русском или испанском. Документы на других языках должны быть переведены или должно быть составлено их резюме на рабочем языке.
Предоставляет ли УВКПЧ помощь в подготовке или переводе жалобы? Оказывает ли оно правовое или финансовое содействие?
Механизм подачи жалоб должен быть простым и доступным для всех. Чтобы подавать жалобу в Комитет необязательно быть юристом или знать юридические и технические термины. УВКПЧ (включая его представительства на местах) не оказывает содействия заявителям при составлении жалоб и не оказывает в этой связи правовую или финансовую помощь. УВКПЧ не предоставляет услуг по письменному переводу и не оказывает финансовое содействие в этих целях. Если вам требуются какие-либо из этих услуг, обратитесь в неправительственную организацию (НПО), занимающуюся жалобами в связи с нарушениями прав человека в вашей стране.
Нужно ли направлять какие-либо документы?
Вы должны представить копии любых судебных решений по вашему делу, а если документ составлен на другом языке, то представить его резюме на одном из рабочих языков Секретариата. Можно также приложить копии медицинских справок или других документов, подтверждающих ваши утверждения. Вместе с тем не следует направлять аудио- и видеозаписи, компакт-диски, а также информацию на других электронных носителях, кроме как в случае наличия конкретной просьбы на этот счет.
Мне бы хотелось побеседовать с кем-нибудь. Можно ли организовать такую беседу, чтобы объяснить мою проблему?
Процедура осуществляется исключительно в письменной форме. УВКПЧ не организовывает встречи с заявителями и не проводит с ними бесед.
Смогу ли я представить свои комментарии на ответ государства-участника?
Вам будет предоставлена возможность прокомментировать все замечания государства-участника обычно в течение двух месяцев после их получения.
Какое средство правовой защиты может быть предоставлено в случае вынесения решения в мою пользу?
Комитеты рекомендовали различные виды средств правовой защиты в связи с нарушениями прав человека. Наиболее распространенным средством является предоставление компенсации. Комитеты могут также рекомендовать освобождение лица, проведение расследования, повторное рассмотрение дела, замену смертной казни другим видом наказания и т.д. Решения не являются юридически обязательными, государства-участники имеют лишь моральное обязательство в отношении их выполнения. Это означает, что осуществление решения комитета зависит от усмотрения государства-участника.
Как со мной свяжутся?
С вами свяжутся по указанному вами адресу. Если вы находитесь в тюрьме, вы можете сообщить адрес родственника и попросить, чтобы копии всей корреспонденции направлялись также ему.
Как долго продлится процедура?
Длительность процедуры в различных комитетах неодинакова. В настоящее время дело рассматривается в течение одного-двух лет с момента его регистрации (с момента его включения в список дел, подлежащих рассмотрению комитетом). Вместе с тем в Комитете по правам человека (осуществляющем наблюдение за выполнением положений Международного
пакта о гражданских и политических правах) скопилось большое количество нерассмотренных дел, и процедура в соответствии с этим договором, как правило, более продолжительна.
Куда следует направлять жалобу?
Petitions Team
OHCHR-UNOG
1211 Geneva 10
Switzerland
Fax: +41 22 917 90 22
Какие договоры предусматривают процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений?
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД)
- Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП)
- Конвенция о правах инвалидов (КПИ) - процедура подачи жалоб в рамках этой
Конвенции на момент выпуска диска не имела силы на территории Российской Федерации
Договоры, предусматривающие механизмы подачи и рассмотрения жалоб, которые на момент выпуска диска
не могли применяться:
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (МКПН) (1990 год)
- Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (МКЗНИ) (2006 год)
Где можно получить дополнительную информацию о действующих в договорных органах процедурах подачи и рассмотрения жалоб?
В следующих брошюрах "Изложение фактов" содержится полезная информация:
№ 7 Процедуры представления и рассмотрения жалоб ,
№ 12 Комитет по ликвидации расовой дискриминации ,
№ 15 Гражданские и политические права: Комитет по правам человека ,
№ 17 Комитет против пыток ,
№ 22 Дискриминация в отношении женщин: Конвенция и Комитет ,
№ 30 Основные договоры в области прав человека и договорные органы: введение .
Информация также доступна на официальном веб-сайте ООН www.un.org : выберите вверху раздел "Права человека" , затем в левой колонке внизу под названием "Инструментарий"- "Представление жалоб" .
© УВКПЧ Москва, январь 2012 г. Версия 5.000
Обновлено 02.02.2018 12:05
Предисловие
Настоящее статья подготовлена в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.
Соблюдение и обеспечение прав человека Программа развития ООН (далее ПРООН) рассматривает как компонент и необходимое условие устойчивого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в области прав человека может содействовать достижению этой цели.
Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам человека, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Конституции Украины. На юридическом языке это отражает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный интерес всего международного сообщества. Между тем представления граждан о таких институтах и возможностях обращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства становится то, что эффективность использования таких институтов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежностью наступает разочарование в любых международных институтах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инструментами, ими нужно уметь пользоваться.
Широко известным и эффективным инструментом является, например, Европейский Суд по правам человека, однако он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелляция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая статья описывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.
Из текста статьи читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие страны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собственно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?
К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультативному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим решением суверенного государства и трудно говорить о прямой зависимости между соблюдением в стране прав человека и ее членством в международных договорах, Так, к Факультативному протоколу не присоединились многие страны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граждан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, переживающих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содружества возможность обращаться в Комитет по правам человека получат все граждане стран СНГ, даже если в настоящее время конкретное государство не является участником Пакта и Факультативного протокола.
Введение
В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а вступил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифицировали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоединилось более 130 государств со всех континентов.
Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установленные в Пакте, каждому человеку: как своему гражданину, так и иностранцу, пребывающему на его территории. Законы и другие правовые акты должны соответствовать положениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуальные решения, - например, прокурор, суд, орган администрации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.
В Пакте установлены две процедуры международного контроля:
а) государство обязано систематически представлять Комитету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);
b) государство может направить в Комитет сообщение о нарушении другим государством прав человека (ст. 41).
Возможностью такого сообщения до сих пор не воспользовалось ни одно государство.
Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб урегулирована в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - ратифицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.
Ратификация Факультативного протокола открывает перед гражданами данного государства, а также иностранцами, пребывающими на его территории, возможность обращаться с жалобами в Комитет по правам человека.
Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.
Комитет по правам человека
Комитет состоит из 18 членов, избираемых государствами. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, ни от ООН или других международных органов. Комитет не является судебным органом, тем не менее процедуры подобны судопроизводству.
Комитет по правам человека работает на сессиях, проходящих два раза в год. В результате - учитывая большое количество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение большинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.
Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).
Заявитель
С жалобой (Термин «жалоба» означает «сообщение» в понимании Факультативного протокола) в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.
С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи.
С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.
Предмет жалобы
Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.
Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.
Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.
Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п.
Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты, если нарушение прав человека продолжается.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:
Право на жизнь (ст. 6).
Включает также принципы вынесения решений и приведения в исполнение смертной казни, помилования и изменения наказания.
Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.
Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аресту.
Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совершеннолетним и несовершеннолетним.
Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обязательства (ст. 11).
Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
Свобода слова (ст. 19).
Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
Право на мирные собрания (ст. 21).
Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
Права супругов и семьи (ст. 23).
Права ребенка (ст. 24).
Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыграть роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Прежде чем написать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образование.
Основные формальные требования
1. Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах следует обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет необходимости использования чрезвычайных или исключительных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).
Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совершенно исключительных случаях Комитет рассматривает жалобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).
Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено.
2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривался другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы.
Жалоба должна содержать следующее:
1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
2) указание на государство, против которого подается жалоба;
4) статьи, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.
К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комитета по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. Приложение).
Контрольная процедура
Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:
Первый завершается решением о приемлемости жалобы;
Во втором выносится решение по существу - были ли нарушены (или нет) права человека,
Вся процедура осуществляется в письменном виде. Процедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обращающееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.
Комитет по правам человека отклоняет жалобу - даже без уведомления о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству.
В назначенный Комитетом срок государство представляет ему объяснения, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.
Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу.
В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.
Решение Комитета о нарушении прав человека
Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.
Комитет по правам человека, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.
Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освободить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама констатация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует обратить внимание, что возмещение или компенсация присуждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.
Выполнение государством решений Комитета
Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так поступает большинство государств.
Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно представить информацию о мерах, принятых для выполнения рекомендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Комитет ежегодно назначает также специального докладчика, который оценивает предпринятые государствами меры в пользу жертв нарушения прав человека.
Комитет помещает в своем ежегодном докладе - который является официальным документом ООН - информацию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдельными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили подавшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.
Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на международной арене, а гарантирование прав человека.
ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ
The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека
C/o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объединенных
Human Rights Наций по правам человека
8-14 avenue de la Раiх 8-14 avenue de la Раiх
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария
Представляется на рассмотрение в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Фамилия................................. Имя (имена) ………………………………………………….
Гражданство......................... ..Род занятий ………………………………………………….
Дата и место рождения.............................……………………………………………………
Постоянный адрес.....................................……………………………………………………
Иной адрес для получения конфиденциальной корреспонденции (если отличается от постоянного адреса)
Сообщение представляет:
a) жертва нарушения или нарушений, перечисленных
b) назначенный представитель/адвокат
предполагаемой жертвы (жертв)
с) иное лицо
- 1)в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., указать родственную связь или другие личные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):
…...
- 2)почему жертва (жертвы) не имеет (не имеют) возможности сама (сами) представить сообщение:
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Третье лицо, не имеющее родственных и любых других связей с жертвой (жертвами), не может представить сообщение от его (их) имени.
II. Информация о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения
Фамилия................................. Имя (имена) .................................………………………….
Гражданство.......................... Род занятий.................................………………………….
Дата и место рождения................................................................………………………….
Нынешний адрес или местонахождение.................................……………………………
III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты
Название государства-участника (страны) Международного пакта и Факультативного протокола, против которого направляется сообщение:
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
Статьи Международного пакта о гражданских и политических правах, которые, как представляется, были нарушены:
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
Внутренние средства правовой защиты, которые были исчерпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или другие государственные органы; когда и с каким результатом (по возможности, приложить копии всех соответствующих судебных или административных решений):
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Если внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны, объяснить почему:
…………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
IV. Другие международные процедуры
Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
V. Приводимые в жалобе факты
Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат): (Добавить столько страниц, сколько необходимо для этого описания.)
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
У каждого гражданина нашей страны есть свои права и свободы. Соблюдать их должны не только другие граждане, но и предприятия, государственные органы и органы власти.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Если этого не делается, то можно обращаться к уполномоченному по правам человека в России.
Главные аспекты
Основной целью деятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение соблюдения в полной мере всех законных и конституционных прав и свобод, которые имеет каждый гражданин России.
Он независим, то есть, не находится в подчинении ни у одного государственного органа.
Он не отчитывается за свою деятельность ни перед одним из должностных лиц. Напрямую подчиняется Президенту РФ.
Уполномоченный осуществляет свою деятельность всегда. Даже введение в стране и на её территории военного или чрезвычайного положения, не прекращает и не приостанавливает деятельность Уполномоченного.
Ничто не может ограничить его компетенцию на территории РФ.
В течение всего срока своей деятельности, Уполномоченный имеет неприкосновенность.
То есть, он не может быть:
- арестован;
- задержан;
- привлечён к судебной ответственности;
- подвергнут обыску.
Как обратиться
Обращаться к Уполномоченному нужно только письменно. Устной формы жалобы в России не предусмотрено.
Жалоба должны быть написана грамотно, с соблюдением правил русского языка и деловой переписки.
Унифицированной формы жалобы не существует, но необходимо придерживаться норм и правил, указанных в ст. 7 Закона № 59-РФ.
Подача претензии на имя Уполномоченного не лишает гражданина права подачи такой же претензии, но в другие надзорные и контролирующие органы.
Обратиться можно:
Кто имеет право
Обратиться к Уполномоченному может:
Что входит в его компетенцию
У Уполномоченного по правам человека в РФ есть свои права и обязанности. В его компетенцию входит:
В рамках своей компетенции, Уполномоченный имеет следующие полномочия:
В компетенцию Уполномоченного не входит рассмотрение жалоб на решения палат Федерального Собрания РФ.
Видео: как обратиться к Уполномоченному по правам человека
Как написать жалобу уполномоченному по правам человека
Когда человек решил написать жалобу на имя Уполномоченного, он должен ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к обращениям граждан. Они указаны в ст. 7 Закона 59-ФЗ.
Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, она должна быть:
- Подана в письменном виде.
- Может быть написана от руки, а может быть напечатана на компьютере.
- Отправлена любым доступным способом.
- Отвечающей требованиям русского языка и деловой переписки.
- Должна быть подписана заявителем. Анонимные жалобы не рассматриваются.
Какие требования предъявляются к заявлению
В статье 7 Закона № 59-ФЗ приведены основные требования к письменным обращениям от граждан.
В этой статье сказано, что бумага должна содержать в себе:
Полное правильное название «Уполномоченному по правам человека в РФ» | можно также указать и ФИО – Москалькова Татьяна Николаевна. Если жалоба подаётся уполномоченному в конкретном субъекте федерации, то нужно указать название субъекта, а также его ФИО |
Сведения о заявителе | полностью ФИО, адрес места и контактная информация.
|
Название документа | в данном случае, это «жалоба». Также нужно указать причину её подачи. Например, «жалоба на бездействие органов местного самоуправления» или «жалоба уполномоченному по правам человека трудовые права» |
«Тело» жалобы | здесь нужно изложить только актуальную и достоверную информацию |
Объективные причины для подачи | при возможности, изложенные сведения должны быть подтверждены документами |
Дата подачи и подпись заявителя | а также её расшифровка |
Если жалобу от лица заявителя подаёт его представитель, то последний должен иметь на руках нотариальную доверенность, а её реквизиты необходимо указать в «шапке» документа.
Способы подачи обращения
Подать жалобу можно несколькими способами:
Лично посетив приёмную по права человека по адресу г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 | Через секретаря можно передать претензию. Но, нужно проследить, чтобы секретарь правильно зарегистрировал входящий документ. Для этого нужно составить 2 идентичных экземпляра жалобы. Секретарь на обоих ставит дату приёма документа на регистрацию, а также номер входящего документа. Один экземпляр остаётся у жалобщика, а второй – отправляется на рассмотрение |
Почтовым отправление по адресу 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 | Саму жалобу и прикладываемые к ней документы, необходимо отправить заказным письмом с уведомлением. Когда уведомление вернётся обратно заявителю, в нём будет указана дата принятия письма и подпись того сотрудника, который его принял. Уведомление выкидывать не нужно, оно является доказательством того, что письмо доставлено по адресу. Если обращение подаётся на имя Уполномоченного по субъекту федерации, то направлять нужно по другому адресу |
Через официальный сайт | На официальном сайте http://ombudsmanrf.org/ . Уполномоченного работает онлайн-приёмная для граждан |
Через социальные сети | Уполномоченный имеет аккаунты во всех известных соцсетях, работающих на территории РФ.
Но такое обращение будет носить больше консультационный характер |
По телефону «горячей линии» или с помощью факса | Но это не жалоба, а консультация с оператором |
Образец претензии
Для того чтобы правильно оформить жалобу на имя Уполномоченного, нужно иметь перед глазами наглядный пример. Образец жалобы можно скачать .
Сроки рассмотрения
Как только жалоба будет передана Уполномоченному, он должен в течение 10 дней оповестить заявителя о своём решении относительно неё.
Если будет принято решение в отказе от принятия жалобы к рассмотрению, то заявитель должен быть уведомлён в письменной форме. Отказ должен быть мотивирован.
Срок рассмотрения зависит от того, сколько времени понадобиться Уполномоченному для того, чтобы сделать все запросы, изучить все материалы и провести проверки госорганов.
Заявитель должен быть информирован о «судьбе» своего обращения и обо всех передвижениях жалобы.
Ответ уполномоченного по правам человека на жалобу должен быть направлен заявителю тем способом, который указан в обращении.
Какие документы должны быть приложены
Заявитель должен подтвердить все те обстоятельства, которые он изложил в своей жалобе. Поэтому он обязан приложить документы, подтверждающие его слова.
В зависимости от того, что является предметом поданного на имя Уполномоченного обращения, к нему можно приложить:
Копии всех ранее поданных претензий | в различные госорганы |
Если оспаривается какой-то нормативный акт | то его копию |
Документы, подтверждающие обстоятельства нарушения прав | пример — если речь идёт о нарушении трудовых прав, то нужно приложить:
|
Подача жалобы Уполномоченному | не сопровождается оплатой пошлины, поэтому прикладывать квитанцию не нужно |
Принятые решения
Образец формы жалобы в Комитет по правам человека ООН
Сообщение на адрес:
Petitions Team
Office of the High Commissioner
for Human Right
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
для сообщений в соответствии c:
Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах
- Конвенцией против пыток или
- Конвенцией о ликвидации расовой дискриминации
Укажите, пожалуйста, на какую из вышеуказанных процедур вы ссылаетесь: …….
Адрес для получения корреспонденции в связи с этой жалобой: …………
Сообщение представляется:
От имени другого лица: …………
[Если жалоба представляется от имени другого лица:]
Сообщите, пожалуйста, данные о личности этого другого лица:
Фамилия: ………… Имя (имена): …………
Гражданство: ………… Дата и место рождения: …………
Адрес или нынешнее местонахождение: …………
Если Вы действуете с ведома и согласия этого лица, представьте, пожалуйста, предоставленное этим лицом разрешение на подачу Вами этой жалобы: …………
Если Вы уполномочены на это, пожалуйста разъясните характер Ваших отношений с этим лицом: …………
и подробно укажите причину, по которой Вы считаете необходимым представлять эту жалобу от его или ее имени: …………
II. Затрагиваемое государство/нарушенные статьи
Название государства, которое либо является участником Факультативного протокола (если жалоба направлена в Комитет по правам человека), либо сделало соответствующее заявление (если речь идет о жалобах в Комитет против пыток или Комитет по ликвидации расовой дискриминации):
Статьи Пакта или Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены:
III. Исчерпание внутренних средств правовой защиты/применение других международных процедур
Меры, принятые предполагаемыми жертвами или от их имени для обеспечения правовой защиты в указываемом государстве от предполагаемого нарушения - укажите подробно процедуры, которые были использованы, включая обращение в суды и другие государственные органы, какие заявления Вы делали, когда и каковы их результаты: …………
Если Вы не исчерпали эти средства правовой защиты на том основании, что их применение неоправданно затягивается, что они не будут эффективными, что они не будут предоставлены Вам или по какой-либо иной причине, пожалуйста, разъясните подробно Ваши доводы: …………
Представляли ли Вы этот же вопрос на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Межамериканской комиссии по правам человека, Европейского суда по правам человека или Африканской комиссии по правам человека и народов)? …………
Если да, подробно укажите, какие процедуры были использованы или используются, какие заявления вы сделали, когда и каковы их результаты: …………
IV. Изложенные в жалобе факты
Изложите подробно в хронологическом порядке факты и обстоятельства предполагаемых нарушений. Включите все вопросы, которые могут иметь отношение к оценке и рассмотрению Вашего конкретного дела. Пожалуйста, разъясните, каким образом, по Вашему мнению, изложенные факты и обстоятельства нарушают Ваши права:
………………………………
………………………………
[Пропуски в различных разделах данного образца сообщения указывают лишь на то, что Ваши ответы необходимы. Вы можете излагать свои ответы настолько подробно, насколько это необходимо.]
V. Перечень вспомогательных документов (копий, не оригиналов, которые прилагаются к жалобе):
– Письменное разрешение (если Вы представляете жалобу от имени другого лица и не разъясняете каким-либо иным образом отсутствие конкретного разрешения):
– Решения внутренних судов и властей по Вашей жалобе (желательна также копия соответствующего национального законодательства): …………
– Жалобы и решения в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования: …………
– Любые документы или иные имеющиеся в Вашем распоряжении свидетельства, которые подтверждают изложенные Вами в Части IV факты Вашей жалобы, и/или Ваши доводы о том, что изложенные факты представляют собой нарушение Ваших прав: …………
Если Вы не приложили вышеуказанную информацию и ее потребуется запросить непосредственно у Вас или если сопутствующая документация не представлена на рабочих языках секретариата, на рассмотрение Вашей жалобы может потребоваться больше времени.
КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН КАК «ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ»
Гражданские права – это все те, которые зачастую в быту называют «естественными», а в науке международное право , уже используется термин «надпозитивные». Почему надпозитивные, - потому, что их защита – прямая обязанность государства.
Это и международно-правовой обычай, и договор.
Нарушение надпозитивных или гражданских прав является преступлением.
Политические – это, понятное дело, все права, связанные с участием личности в политической и общественной жизни страны: выборы, референдумы, митинги и т.д.
Когда в России нарушаются гражданские или политические права человека, а случается это довольно часто, - то особо целеустремленные адвокаты пробуют последнюю попытку по защите своего подопечного, - обращение в ЕСПЧ,
И в последнее время, - а именно около двадцати лет, - общественные активисты очень много пишут о Европейском Суде по Правам Человека. Мол, это единственная последняя инстанция, способная «заставить» государство «расплатиться» за то, что оно нарушило права и свободы личности.
Но это далеко не так. И более того, это совершенно не так.
Во-первых, заставить государство вообще что-то сделать, по факту, почти нереально. Потому что государство – главный игрок в международно-правовых отношениях.
От воли государства зависит его дальнейшее выполнение предписаний международного права. Точнее, от элиты данного государства, но не суть.
Воля других государств влияет только в том случае, если у нашего государства будет задействован какой-либо экономический или политический интерес в исполнении обязательств.